Ответ – математическую прямую никак. Реальную – никак. А не из точек? Реальную – легко! Математическая прямая непрерывна, поэтому между любыми двумя "точками" (вот интересно, а как могут быть точки, если прямая из них не состоит?), скажем так, отметками можно расположить еще множество "точек", отметин. А что с реальной прямой? Реальная прямая, скажут философы, не состоит из точек, она состоит из отрезков, которые в свою очередь образуются таким понятием как "целое".
Предисловие "переводчика"
Резюме: апория Зенона "Стрела" правильная и не является апорией, а любое элементарное минимальное изменение происходит мгновенно в настоящий момент времени.
Непрерывность мы будем рассматривать в контексте непрерывности обновления настоящего момента бытия. Если бытие непрерывно, то как происходит «движение» настоящего момента. Апория Зенона, в которой Ахиллес не может догнать черепаху по-прежнему требует решения. Непрерывность у Зенона такова, что бесконечно делится, и мы добавим, бесконечно умножается. Но такова только теоретическая непрерывность. В реальности мы имеем дело с непрерывностью целого. Любое целое, взятое само по себе подобно пустоте. Оно не имеет размера. Вмещает в себя и очень большое и очень маленькое.
Чтобы постичь то, что нельзя «потрогать руками», бесконечное время или пространство, человек придумал его измерять. Применив эту процедуру, он в некотором смысле освоил и время, и пространство. Бесконечное естественно измеряют конечным (относительным). Кто метрами, кто, как в свое время персонаж Райкина, бутылками. Время измеряют не секундами, а количеством движения: движением часовой стрелки, колебаниями частиц, оборотами (движением) Земли вокруг Солнца и тому подобным. Но научиться измерять, не значит постичь природу того, что нельзя «потрогать руками».
Существует ли идеальная сущность отдельно от материального мироздания в целом? Или она неразрывно с ним связана? Идеальная (потенциальная) сущность человека существовала уже в момент Большого Взрыва. Отсюда понятно, что идеальная сущность существует задолго до появления материального воплощения. Почему идеальная сущность человека может быть до материальной, а скажем сущность атома не может? Непонятно почему нет? Какие основания для этого утверждения?
Как недавно выяснилось, бытие в поэме Парменида – это настоящий момент. Вот так просто. Для кого недавно, для кого – давно. Скажем, перевод издания Джованни Реале и Дарио Антисери «Западная философия от истоков до наших дней», том первый от 1994 года так прямо и утверждает в главе о Пармениде: «Бытие не имеет прошедшего, ибо прошлое – то, чего уже нет, не имеет и будущего, ибо его еще нет, оно есть вечное настоящее без начала и конца». Итальянцы не стали ломать голову над тем, «шар» бытие или не «шар».
О чем говорил Парменид? Это многим известно, о бытии. Но что такое бытие? Если мы откроем современную энциклопедию Википедию, то четкой формулировки мы там не найдем. Много мнений и ничего определенного. Бытие – это существование. В лучшем случае – существование всего в целом. Что же такое существование? Это еще один аналогичный квест. В общем слов много, а ясности никакой. Кроме того, заметим, что нам бы хотелось знать, о чем же именно говорил сам Парменид, а не все его потомки. О чем же говорил Парменид?
«О, сколько нам открытий чудных...»
Материалисты говорят о материи как о чем-то вечном, что всегда было и будет, материя онтологически первична и порождает все остальное. Аналогичное утверждает идеализм, говоря об умопостигаемых сущностях. Впервые такую «дихотомию» наиболее ярко описал Парменид, выделив единое умопостигаемое, неизменное бытие и материальный мир постоянно меняющихся вещей. Понятно, что такие миры не могут переходить друг в друга. Пропасть между ними современный философ Михаил Бойко назвал бездной. И это действительно так. Бездна вечности непреодолима.