Чем в ФИЛОСОФИИ умный диалог отличается от глупого?

Аватар пользователя Азамат
Систематизация и связи
Гносеология

Реальным и потенциальным участникам ФИЛОСОФСКИХ обсуждений моих публикаций посвящается.

Об умном.
Начать следует с того, что обе стороны должны обладать КУЛЬТУРОЙ,
во-первых, ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ (то есть сохранять уважение к ЛИЧНОСТИ оппонента), и, во-вторых, ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА (то есть соблюдать помимо этических правил, правила ЛОГИКИ, основ аргументации, отказа от запрещенных приемов – подмене понятий, апелляции к личности говорящего и др.).

Как и в естественных науках в спорах философских (не «философического» профанного трёпа и вербального «фехтования» для «победы» над оппонентом, а не ради раскрытия ИСТИНЫ), важно соблюдать адекватность предмета и методов его исследования. У каждой науки о ЧЕЛОВЕКЕ, как ОБЪЕКТЕ исследования, есть свой ПРЕДМЕТ, обладающий спецификой используемых правил и МЕТОДОВ исследования. Они установлены НАУЧНОЙ преемственностью и практикой исследовательского процесса.

Так, заявив, что обсуждается ФИЛОСОФСКАЯ проблема СОЗНАНИЯ человека, утверждать, что оно в МОЗГЕ, так как там наблюдаются электрические вспышки в определенных зонах, а значит ТАМ «бьется сама мысль», это свести человека к уровню животного и исследований в области БИОЛОГИИ.

Такой процесс подобен замене СЛУШАНИЯ музыки НАБЛЮДЕНИЕМ за скачущей на мониторе измерительного прибора кривой ДЕЦИБЕЛОВ, перепадов высоких и низких частот. Где там МУЗЫКА?

Важны ли биологические, нейрофизиологические и психологические НАУЧНЫЕ достижения в области изучения мозга и процесса МЫШЛЕНИЯ при ФИЛОСОФСКОМ – научном и мировоззренческом ОДНОВРЕМЕННО – рассмотрении проблем СОЗНАНИЯ и САМОСОЗНАНИЯ? Безусловно важны!

Однако важность этих результатов может быть лишь ДОПОЛНЕНИЕМ к философскому рассмотрению проблем, при сохранении его специфики.

О глупом.

Одним предложением – это нарушения, ведущие к отрицанию и невозможности УМНОГО диалога. Нарушение даже одного из упомянутых выше условий делает разговор не только бессмысленным с точки зрения РАЗВИТИЯ мышления и РАСКРЫТИЯ ИСТИН, но вредным, поскольку всякая ложь ведет к ОТУПЛЕНИЯ как произносящего её, так и слушателя.

 

Любое рассмотрение ФИЛОСОФСКИХ проблем вне рамок ДИАЛЕКТИКИ и принципа ИСТОРИЗМА - ведет к абсурду и ложным умозаключениям. Никакой "материализм" или "идеализм" не может быть иным, кроме как УМНЫМ или ГЛУПЫМ. Прикрывать свой интеллектуальный и образовательный "срам" фиговыми листиками с начертанными на них словами "материализм" или "идеализм" - дело постыдное и крайне, с ФИЛОСОФСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, глупое.

Комментарии

Аватар пользователя эфромсо

К декларации благих намерений неплохо бы приложить

образец "умного философского диалога"

с демонстрацией "исходных оснований" мнений оппонентов

и достигнутого ними консенсуса.

Аватар пользователя Азамат

эфромсо,на этом ресурсе, увы, пока этого не вижу. Надеюсь, что это моё заблуждение.

Аватар пользователя эфромсо
Аватар пользователя Азамат

Обещаю почитать, потом отвечу.

Аватар пользователя АлександрРАМ

Вот вам пример Супер умной статьи и умного многолога (ссылку вам уже давал, но похоже, вы на неё не среагировали):  http://philosophystorm.ru/zloi-genii-subektivnye-zametki-o-filosofii-gegelya-chast-3

Аватар пользователя Диссеминация

Теоретическая демонстрация гибко-пластичного диалога дана две с половиной тысячи лет тому назад Платоном. Практическая же навсегда останется за Вами, за мной и "за тем парнем". Что же касается ума и глупости, то граница между тем и другой весьма тонка, а порою неопределима. По-видимому, нет человека, который может сказать о самом себе, что ни разу в жизни он не оказывался в положении "сильного задним умом". Во всяком случае, лично я - часто случалось - попадал именно в положение "сильного задним умом", особенно в сфере практических действий. Короче: чтобы научиться плавать, недостаточно знать теоретически, как это делается; надо броситься в воду. 

 

Аватар пользователя Азамат

Диссеминация, со сказанным Вами могу только солидаризироваться. Позвольте сделать небольшое дополнение - мною говорилось не о том, что касается НЕПРЕДНАМЕРЕННОЙ глупости, которой вряд ли кто, даже из взрослых умных людей, может избежать в своей жизни, а о КУЛЬТУРЕ поведения и ведения диалога. Соблюдения, скажем так, профессиональных приличий, то есть знания хотя бы основ языка - то есть хотя бы терминологии, не говоря уже о базовых понятиях и категориях - той области знания, в которой предполагается общение.  

Аватар пользователя Диссеминация

Опасаюсь, как бы предмет нашего  диалога - "диалог", на был пущен в пространство, лицом к лицу с одним своим пустословием. Ведь мы, кажется, трудимся мыслью ради создания давно и всем, кому это было необходимо, известных и общепринятых правил одного из видов человеческой практики. Здесь, опять-таки, вновь уместно вспомнить  сравнение теории плавания с самим плаванием. И мы с Вами, уважаемый Азамат, плаваем, но плаваем теоретически, ибо предмет наш, вместо обретения конкретных черт, обретает черты всё более абстрактные, уводящие нас в дурную бесконечность, из-за роста разномасштабных - малых и больших (до великих мы, по-видимому, даже теоретически ещё не доплыли) деталей - от культуры, как культа (кого? чего?), до профессиональных знаний, как  результата специального и, как правило, узкого образования. Не потеряемся ли, не утонем ли мы в столь многослойном, обладающем несовместимыми термобарическими параметрами потоке?  

 

Аватар пользователя Азамат

Диссеминация, возможен, конечно, и такой исход.
Но, надеюсь, всё же, что удастся оставаться как в логически, так и в реалистически адекватном русле философской мысли и на твердой почве, при твердом уме)

Аватар пользователя Диссеминация

Вы, Азамат, абсолютно правы: "Оставаться как в логически, так и в реалистически адекватном русле", это - альфа и омега любого ремесла, а ремесла мыслителя ещё и более альфы и омеги - жизненная необходимость!

  Что же относительно возможности/невозможности, гармонии/дисгармонии диалога, то ничем иным, как только игрой человеческих страстей, порождающих пристрастия, споры и забвение того, ради чего диалог начат, эти факты не объяснить. Здесь, по-видимому, уместно сослаться на старую, бородатую мудрость, которая гласит: "Если бы математические аксиомы затрагивали интересы людей, они были бы опровергнуты".