О природе пространства. Критика чистого разума Канта. Часть 2.

Аватар пользователя Виталий Андрияш
Систематизация и связи
Гносеология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

К сожалению дискуссия в первой части обсуждаемой темы свелась к ограниченному обсуждению частностей. Поэтому хочу вернутся к целостному рассмотрению вопроса, так как ставит его Кант. Широта мышления Канта проявляется в том что он рассматривает вопрос о пространстве в целостном и неразрывном триединстве - познающий, процесс познания, познаваемое. При таком подходе возникает целый комплекс связанных вопросов носящий исключительно философский характер. Первый вопрос связан с природой самого познающего, точнее уровнем эволюции его сознания. Способно ли сознание познающего познавать мир без искажений или уровень развития его недостаточен и требуются более совершенные инструменты сознания например как интуитивный ум. Второй вопрос связан с процессом познания, не вносит ли сам процесс познания возмущения в состояния познаваемых систем. Современная квантовая физика установила факт влияния наблюдателя на состояния изучаемых квантовых объектов. Если это явление носит общий характер для всего процесса познания то насколько существенно влияют эти возмущения на наше понимание мироустройства. Третий вопрос связан с тем что мы считаем познаваемым объектом. Обычно принято считать что это отражение в нашем сознании посредством органов чувств неких внешних материальных объектов. Тогда возникает вопрос насколько это отражение адекватно и какие искажения возникают при этом отражении, и насколько они влияют на состояние познаваемого объекта. Рассмотрению этих проблем Кант посвятил работу "Критика чистого разума". Пространство при этом просто удобный пример при рассмотрении этих вопросов.

Комментарии

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Рассмотрим проблему влияния процесса познания на наше представление о состоянии познаваемых систем. В процессе научного познания обычным явлением считается наличие многобразных фактов кторые не удается увязать в целостную систему подчиненную каким то единным закономерностям. Для решения этой проблемы принято прибегать к так называемому ментальному конструированию, которое по определению Вьяса, не относится ни к истине ни к заблуждению. Суть этого процесса сводится к вымышленным элементам которые позволяют увязать многообразные разразненные факты в целостную систему.

Таким примером ментальной конструкции может выступать бесконечно малая величина, в природе таких объектов не существует, но этот вымысел позволил создат систему матанализа позволяющую описывать и прогнозировать самые разнообразные физические системы.

Другим примером является идея бесконечности. Этот вымысел позволяет проводить расчеты и точно прогнозировать процессы связанные с движением материальных объектов. Несмотря на то что объективно пространство не существует.

Как видим все складывается не так просто как нам хотелось бы, но что поделаешь, такова реальность.

Таким образом мы должны различать влияние процесса познания на результаты нашей практической деятельности и результаты нашего теоретического миропонимания. Если некоторые идеи хороши для практической деятельности, то это не значит что их автоматически можно переносить для теоретического объяснения природы вселенной.

Аватар пользователя Георгий_Х

Первый вопрос связан с природой самого познающего, точнее уровнем эволюции его сознания. Способно ли сознание познающего познавать мир без искажений или уровень развития его недостаточен и требуются более совершенные инструменты сознания например как интуитивный ум. 

Что означает "мир" в приведенном вами контексте? 

 

Второй вопрос. Мне так кажется, иил на лицо парадокс: 

рассматривает вопрос о пространстве в целостном и неразрывном триединстве - познающий, процесс познания, познаваемое

В каком же тогда контексте заявлено о "целостном и неразрывном триединстве" если "познаваемое" может быть в каком то смысле "искажено". Означает ли это что познаваемое может быть иным, переопределенным? В таком случае, где находятся и какова природа этих искажений, в озвученном "целостном и неразрывном триединстве".
Спасибо.

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Слово мир использутся в смысле - все что существует. Выражение триединство может быть не совсем удачно, речь идет о комплексном изучении не только самого познаваемого объекта, но учете влияния на получаемое знание состояния сознания познающего и процесса познания.

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Относительно вопроса отражается ли познаваемый объект в нашем сознании адекватно или с искажениями, я бы прежде чем изложить свою точку зрения, хотел узнать мнение участников форума.

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Отражается мир в нашем сознании без искажений или нет, рассмотрим на простом примере. В кинотеатре на экран нам проэцируются последовательные статические фотографические изображения. А что мы видим в нашем сознании? На экране птицы летают, автомобили движутся, девушки танцуют, одним словом мир полный движения. Таким образом познаваемым в данном случае выступают илюзии нашего сознания, соответственно знание получаемое в результате познания илюзорного познаваемого в философии называют неведением.

Несомненно это частный случай, но он заставляет нас задуматься. Можно рассмотреть и ситуацию в общем, но тогда вы мне заявите - этого не может быть, потому что неможет быть никогда.

Аватар пользователя Георгий_Х

знание получаемое в результате познания илюзорного познаваемого в философии называют неведением 

 

Можете уточнить,
- как выглядит "познание не-илюзорного познаваемого" ? И кто есть субъект познания в данном случае.

называют неведением

А что по-вашему называется ведение.

Спасибо.

 

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Термины Знание и Неведение в Ведической философии соответствуют словам Видья и Авидья. Ведическая философия развилась в последствии в шесть школ индийской философии объясняющих и детализирующих это древнее учение.

Вы должны понимать. что бы даже кратко, вам объяснить значение категорий Видья и Авидья мне придется прочитать вам пол сотни лекций. Но что бы вы ухватили суть, объясню вам образно.

Творец создал театр под названием жизнь, если актер играющий в нем какую либо предназначеную ему роль, верит что это реальная жизнь, то он пребывает в Неведении. Если актер осознает что он это одно, а его роль это другое и он играет просто ради забавы, то он обладает истинным Знанием.

А кто этот актер, это наше трансцендентное Я, которое в религиях называют словом Душа. Наше тело это костюм актера, а мир это декарации в театре.

Аватар пользователя Георгий_Х

Я немного знаком с тем, что вы пишите. Думаю что концепция театра вполне удачный вариант.

Сам я пришел к следующему выводу (не то чтобы я это придумал, скорее я соглашаюсь с теми учениями где это формулируется), который выглядит крайне просто, не требует никаких сложных философских изложений, многотомных трудов - центральный источник всего человеческого неведения, проблем, страданий, - это ложное чувство "я", оно же "я-мысль", оно же ложное чувство авторства любого производимого действия и мысли, оно же на телесном уровне как психосоматический сгусток энергии в теле ощущаемый как некая сжатость, сдавленность, как центр вселенной.
Этой штуки на самом деле не существует, она выдумала умом и соматирована в теле. Но эта сома берет массу энергий созерцания на себя, мышление поглощается я-дискурсом.
Как это связать в вопросом из вашей темы? Наверное, через то что в написали - 
 

Если актер осознает что он это одно,....
... то он обладает истинным Знанием.

Познав свою природу, природа пространства и остальных явлений откроется намного проще. Можно познавать одновременно и теорию с практику, читать тексты, слушать учителей, практиковать.
У каждого свой индивидуальный метод. Кто-то "сух" настолько что достаточен легкий дзенский удар палкой, а для кого то начинать с азов ямы и ниямы, и практиковать множество жизней...
Спасибо.

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Есть Я и есть Эго. Эго это Я вошедшее в образ той роли которую оно играет в этой жизни. При этом Я забывает свою божественную природу и входит в образ человека которого оно играет. У Эго нет свободы выбора, роль предопределена сценарием и актер (истиное Я) вынужден играть ее так как она прописана судьбой. Поэтому тут на форуме никто никого не переубедит. Каждый может познать только то, что что ему предписано сценарием (судьбой).

Тогда вы можете спросить зачем мы здесь ломаем копья доказывая что то друг другу. Дело в том, что память все это сохраняет и после завершения роли, когда Я выходит из образа, и у него появляется истиная свобода выбора, оно приступает к написанию нового сценария для своего следующего воплощения. При этом оно извлекает из памяти накопленный опыт и на его основе формирует свою будущую судьбу.

Но есть те кто смог осознать свое Я уже в текущей жизни, другими словами осознать себя как актера отличного от своей роли. При этом у него кроме предопределенности возникает свобода выбора. Что бы при этом не возникали противоречия между предопределенностью и свободой у Я открывается доступ к знаниям хранящимся в универсальной космической памяти, что получило название просветления. При этом зная что произойдет в будущем они не противятся этому понимая цепочку причинно - следственных связей и цель всего происходящего. Таким образом знание гармонизируется со свободой выбора.

Через доступ к универсальной космической памяти древние мудрецы познавали то, что сейчас составляет тайну, так называемых, священных писаний. Зная законы развития судеб, или как мы говорим сейчас законы эволюции, они вкладывают в нашу память зерна тех знаний которые нам необходимы в длительном процессе обучения в череде последовательных воплощений.

Аватар пользователя Георгий_Х

Наверное надо уже собраться и осилить Канта )
Еще Буч и некоторые другие философы здесь его тоже часто упоминают.

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Проблема Канта в том что все знания он получал интуитивно в виде озарения. Но он, как в прочем и многие другие фиорсофы, не смог выразить их на интеллектуальном уровне в понятных нам терминах. Понять Канта сможет тот кто уже облдает соответсвующим знанием. Как говорили древние мудрецы, язык мудрости понятен только тем кто уже мудр.

Но к счастью появились современные мудрецы объясняющие древние тайные знания, доступным к пониманию современным интеллектуальным языком. Мой совет не тратьте время на Канта, лучше почитайте первый том "письма о йоге" Шри Ауробиндо, узнаете тоже самое, но в более сжатом и понятном изложении.

Аватар пользователя Георгий_Х

Принял к сведению, спасибо.

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Мой совет не тратьте время на Канта, лучше почитайте первый том "письма о йоге" Шри Ауробиндо, узнаете тоже самое, но в более сжатом и понятном изложении.

 

Ложь вашего гуру (авторитета, фюрера, бога)  некоего Жри Ауробинго Шри Ауробиндо, и ложь прочая (религиозная, буржуазная, буржуазно-идеалистической философии, эзотерическая, мистическая, йогу-ртная и пр.и пр.) нам не нужна!

У нас в России много лжи! Ко многим она прилипла. Партия быдла купается во лжи!

Но это не наш путь. Ложь нам никакая не нужна!

---------

У нас есть свой путь. 

У нас есть ИСТИНА:

В. И. Ленин Материализм и эмпириокритицизм. - ПСС. Том 18, https://vk.com/doc317347240_581773885

«Теория Природы» (https://vixra.org/pdf/2207.0105v1.pdf),

И вам нашу истину не отнять!

 

Можно всю жизнь изрекать истинные цитаты:

[181] Когда ты называешь кого-нибудь глупцом (как иногда ты должен делать), не забывай, что когда-то ты и сам был первейшим глупцом на свете.

[183] С точки зрения буддиста спасти тонущего муравья — более великое дело, чем основать империю. В этой идее есть своя правда, но следуя ей, легко впасть в крайность.

[193] Существование нищеты доказывает несправедливость нашего дурно устроенного общества, а вся наша общественная благотворительность есть не что иное, как запоздалые и еще слабые угрызения совести в грабителе.

[200] Средневековое христианство говорило человечеству: «Человек, в своей бренной жизни ты — греховная тварь и червь пред Господом; так отринь же эгоизм свой, живи ради грядущего блаженства и предай себя на попечение Господа и Его служителей». Ничего хорошего из этого не вышло. Современная наука говорит человечеству: «Человек, ты смертен, и пред Природой ты просто муравей или червяк, жалкая пылинка на просторах вселенной. Так живи же ради Государства и отдай себя, подобно муравью, на попечение умудренного правителя или научного специалиста». Принесет ли это учение больше пользы, чем первое?

КАРМА [231] Подлость и эгоизм — единственные пороки, которые я нахожу трудным простить; однако, именно они распространены повсеместно. Поэтому нужно не ненавидеть их в других, но уничтожить в самих себе.

[240] Атеизм — это неизбежный протест против порочности церквей и ограниченности вероучений. Бог использует его в качестве камня, сокрушающего эти грязные карточные домики. [241] Сколько ненависти и глупости удается людям поместить в красивую упаковку с надписью «Религия»!

[270] Ничто еще не потеряно, даже когда с человеческой точки зрения дело кажется проигранным или безнадежным; все потеряно лишь тогда, когда душа отказывается от усилий.

 

Но это ещё не гарантия того, что твоё мировоззрение правильное, верное, истинное и научное - диалектико-материалистическое, признающее первоначалом всего и вся ПРИРОДУ, в основе своей материальную и диалектичную.

 

 

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Читаем здесь: https://vk.com/doc317347240_581773885:

 

"«Существование материи, — говорит Беркли, — или вещей, не воспринимаемых, было не только главной опорой атеистов и фаталистов, но на том же самом принципе держится идолопоклонничество во всех его разнообразных формах» (§ 94). Тут мы подошли и к тем «вредным» выводам из «абсурдного» учения о существовании внешнего мира, которые заставили епископа Беркли не только теоретически опровергать это учение, но и страстно преследовать сторонников его, как врагов. «На основе учения о материи или о телесной субстанции, — говорит он, — воздвигнуты были все безбожные построения атеизма и отрицания религии... Нет надобности рассказывать о том, каким великим другом атеистов во все времена была материальная субстанция. Все их чудовищные системы до того очевидно, до того необходимо зависят от нее, что, раз будет удален этот краеугольный 

камень, — и все здание неминуемо развалится. Нам не к чему поэтому уделять особое внимание абсурдным учениям отдельных жалких сект атеистов» (§ 92, стр. 203—204 цит. изд.). «Материя, раз она будет изгнана из природы, уносит с собой столько скептических и безбожных построений, такое невероятное количество споров и запутанных вопросов» («принцип экономии мысли», открытый Махом в 1870 годах! «философия, как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил» — Авенариус в 1876 году!), «которые были бельмом в глазу для теологов и философов; материя причиняла столько бесплодного труда роду человеческому, что если бы даже те доводы, которые мы выдвинули против нее, были признаны недостаточно доказательными (что до меня, то я их считаю вполне очевидными), то все же я уверен, что все друзья истины, мира и религии имеют основание желать, чтобы эти доводы были признаны достаточными» (§ 96). Откровенно рассуждал, простовато рассуждал епископ Беркли! В наше время те же мысли об «экономном» удалении «материи» из философии облекают в гораздо более хитрую и запутанную «новой» терминологией форму, чтобы эти мысли сочтены были наивными людьми за «новейшую» философию!"

[с. 19-20]

 

Что касается материалистов, то вот отзыв о Беркли главы энциклопедистов22 Дидро: «Идеалистами называют философов, которые, признавая известным только свое существование и существование ощущений, сменяющихся внутри нас, не допускают ничего другого. Экстравагантная система, которую, на мой взгляд, могли бы создать только слепые! И эту систему, к стыду человеческого ума, к стыду философии, всего труднее опровергнуть, хотя она всех абсурднее»**. И Дидро, вплотную подойдя к взгляду современного материализма (что недостаточно одних доводов и силлогизмов для опровержения идеализма, что не в теоретических аргументах тут дело), отмечает сходство посылок идеалиста Беркли и сенсуалиста Кондильяка. Кондильяку следовало бы, по его мнению, заняться опровержением Беркли, чтобы предотвратить такие абсурдные выводы из взгляда на ощущения, как на единственный источник наших знаний.

[c. 28-29]

В своем «Людвиге Фейербахе» Энгельс объявляет основными философскими направлениями материализм и идеализм. Материализм берет природу за первичное, дух — за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе — мышление. Идеализм поступает обратно. Это коренное различие «двух больших лагерей», на которые делятся философы «различных школ» идеализма и материализма, Энгельс ставит во главу угла, прямо обвиняя в «путанице» тех, кто в ином смысле употребляет выражения идеализм и материализм. «Высший вопрос всей философии», «великий коренной вопрос всей, в особенности новейшей, философии», — говорит Энгельс, — есть «вопрос об отношении мышления к бытию, духа — к природе». Разделив философов на «два больших лагеря» по этому основному вопросу, Энгельс указывает, что «есть и другая сторона» основного философского вопроса, именно: «как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности?»* «Громадное большинство философов утвердительно решает этот вопрос», — говорит Энгельс, относя сюда не только всех материалистов, но и самых последовательных идеалистов, например, абсолютного идеалиста Гегеля, который считал действительный мир осуществлением некоей предвечной «абсолютной идеи», причем человеческий дух, правильно познавая действительный мир, познает в нем и через него «абсолютную идею». «Но рядом с этим» (т. е. рядом с материалистами и последовательными идеалистами) «существует ряд других философов, которые оспаривают возможность познания мира или хотя бы исчерпывающего познания 

[с. 98-99]

 

... три важных гносеологических вывода:

1) Существуют вещи независимо от нашего сознания, независимо от нашего ощущения, вне нас, ибо несомненно, что ализарин существовал вчера в каменноугольном дегте, и так же несомненно, что мы вчера ничего не знали об этом существовании, никаких ощущений от этого ализарина не получали.

2) Решительно никакой принципиальной разницы между явлением и вещью в себе нет и быть не может. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что еще не познано, а философские измышления насчет особых граней между тем и другим, насчет того, что вещь в себе находится «по ту сторону» явлений (Кант), или что можно и должно отгородиться какой-то философской перегородкой от вопроса о непознанном еще в той или иной части, но существующем вне нас мире (Юм), — все это пустой вздор, Schrulle, выверт, выдумка.

3) В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т. е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным. Раз вы встали на точку зрения развития человеческого познания из незнания, вы увидите, что миллионы примеров, таких же простых, как открытие ализарина в каменноугольном дегте, миллионы наблюдений не только из истории науки и техники, но из повседневной жизни всех и каждого показывают человеку превращение «вещей в себе» в «вещи для нас», возникновение «явлений», когда наши органы чувств испытывают толчок извне от тех или иных предметов, —

исчезновение «явлений», когда то или иное препятствие устраняет возможность воздействия заведомо для нас существующего предмета на наши органы чувств. Единственный и неизбежный вывод из этого, — который делают все люди в живой человеческой практике и который сознательно кладет в основу своей гносеологии материализм, — состоит в том, что вне нас и независимо от нас существуют предметы, вещи, тела, что наши ощущения суть образы внешнего мира.

[с. 102-103]

 

«Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность, мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос» 44.

[с. 103]

 

«В тот момент, когда, сообразно воспринимаемым нами свойствам какой-либо вещи, мы употребляем ее для себя, — мы в этот самый момент подвергаем безошибочному испытанию истинность или ложность наших чувственных восприятий. Если эти восприятия были ложны, то и наше суждение о возможности использовать данную вещь необходимо будет ложно, и всякая попытка такого использования неизбежно приведет к неудаче. Но если мы достигнем нашей цели, если мы найдем, что вещь соответствует нашему представлению о ней, что она дает тот результат, какого мы ожидали от ее употребления, — тогда мы имеем положительное доказательство, что в этих границах наши восприятия о вещи и ее свойствах совпадают с существующей вне нас действительностью...». Итак, материалистическая теория, теория отражения предметов мыслью, изложена здесь с полнейшей ясностью: вне нас существуют вещи. Наши восприятия и представления — образы их. Проверка этих образов,

отделение истинных от ложных дается практикой.

[с. 109-110]

 

Но послушаем Энгельса еще немного далее (Базаров прекращает здесь цитату из Энгельса или из Плеханова, ибо с самим Энгельсом он, видимо, находит лишним посчитаться). «... Если же, наоборот, мы найдем, что сделали ошибку, тогда большею частью в скором времени мы умеем находить причину ошибки; мы находим, что восприятие, легшее в основу нашего испытания, либо само было неполно и поверхностно, либо было связано с результатами других восприятий таким образом, который не оправдывается положением дела» (русск. перевод в «Историческом материализме» не верен). «До тех же пор, пока мы как следует развиваем наши чувства и пользуемся ими, пока мы держим свою деятельность в границах, поставленных правильно полученными и использованными восприятиями, — до тех пор мы всегда будем находить, что успех наших действий дает доказательство соответствия (Übereinstimmung) наших восприятий с предметной (gegenständlich) природой воспринимаемых вещей. Нет ни единого случая, насколько нам известно до сих пор, когда бы мы вынуждены были заключить, что наши научно-проверенные чувственные восприятия производят в нашем мозгу такие представления о внешнем мире, которые по своей природе отклоняются от действительности, или что между внешним миром и нашими чувственными восприятиями его существует прирожденная несогласованность.

[c. 110]

 

Махисты любят декламировать на ту тему, что они — философы, вполне доверяющие показаниям наших органов чувств, что они считают мир действительно таким, каким он нам кажется, полным звуков, красок и т. д., в то время как для материалистов, дескать, мир мертв, в нем нет звуков и красок, он отличается сам по себе от того, каким кажется, и т. п. В подобной декламации упражняется, например, И. Петцольдт и в своем «Введении в философию чистого опыта», и в «Проблеме мира с позитивистской точки зрения» (1906). За Петцольдтом перебалтывает это г. Виктор Чернов, восхищаясь «новой» идеей. На самом же деле махисты — субъективисты и агностики, ибо они недостаточно доверяют показаниям наших органов чувств, непоследовательно проводят сенсуализм. Они не признают объективной, независимой от человека реальности, как источника наших ощущений. Они не видят в ощущениях верного снимка с этой объективной реальности, приходя в прямое противоречие с естествознанием и открывая дверь для фидеизма. Напротив, для материалиста мир богаче, живее, разнообразнее, чем он кажется, ибо каждый шаг развития науки открывает в нем новые стороны. Для материалиста наши ощущения суть образы единственной и последней объективной реальности, — последней не в том смысле, что она уже познана до конца, а в том, что кроме нее нет и не может быть другой. Эта точка зрения бесповоротно закрывает дверь не только для всякого фидеизма, но и для той профессорской схоластики, которая, не видя объективной реальности, как источника наших ощущений, «выводит» путем вымученных словесных конструкций понятие объективного, как общезначимого, социально-организованного и т. п. и т. д., не будучи в состоянии, зачастую и не желая отделить объективной истины от учения о леших и домовых.

[с. 130]

 

Махисты презрительно пожимают плечами по поводу «устарелых» взглядов «догматиков» — материалистов, которые держатся за опровергнутое будто бы «новейшей наукой» и «новейшим позитивизмом» понятие материи. О новых теориях физики, касающихся строения материи, речь будет у нас особо. Но совершенно непозволительно смешивать, как это делают махисты, учение о том или ином строении материи с гносеологической категорией, — смешивать вопрос о новых свойствах новых видов материи (например, электронов) с старым вопросом теории познания, вопросом об источниках нашего знания, о существовании объективной истины и т. п. Мах «открыл элементы мира»: красное, зеленое, твердое, мягкое, громкое, длинное и т. п., говорят нам. Мы спрашиваем: дана ли человеку, когда он видит красное, ощущает твердое и т. п., объективная реальность или нет? Этот старый, престарый философский вопрос запутан Махом. Если не дана, то вы неизбежно скатываетесь вместе с Махом в субъективизм и агностицизм, в заслуженные вами объятия имманентов, т. е. философских Меньшиковых. Если дана, то нужно философское понятие для этой объективной реальности, и это понятие давно, очень давно выработано, это понятие и есть материя. Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Поэтому говорить о том, что такое понятие может «устареть», есть младенческий лепет, есть бессмысленное повторение доводов модной реакционной философии. Могла ли устареть за две тысячи лет развития философии борьба идеализма и материализма? Тенденций или линий Платона и Демокрита в философии? Борьба религии и науки? Отрицания объективной истины и признания ее? Борьба сторонников сверхчувственного знания с противниками его? Вопрос о том, принять или отвергнуть понятие материи, есть вопрос о доверии человека к показаниям его органов чувств, вопрос об источнике нашего познания,

вопрос, который ставился и обсуждался с самого начала философии, вопрос, который может быть переряжен на тысячи ладов клоунами-профессорами, но который не может устареть, как не может устареть вопрос о том, является ли источником человеческого познания зрение и осязание, слух и обоняние. Считать наши ощущения образами внешнего мира — признавать объективную истину — стоять на точке зрения материалистической теории познания, — это одно и то же. Чтобы иллюстрировать это, приведу только цитату из Фейербаха и из двух руководств по философии, — дабы читатель мог видеть, насколько элементарен этот вопрос.

[с 131-132]

 

Читатель видит, что все эти рассуждения основоположников эмпириокритицизма вращаются всецело и исключительно в рамках исконного гносеологического вопроса об отношении мышления к бытию, ощущения к физическому. Нужна была безмерная наивность русских махистов, чтобы усмотреть здесь нечто хоть сколько-нибудь относящееся к «новейшему естествознанию» или «новейшему позитивизму». Все приведенные нами философы, кто прямо, кто с ужимкой, заменяют основную философскую линию материализма (от

бытия к мышлению, от материи к ощущению) обратной линией идеализма. Отрицание материи ими есть давным-давно известное решение теоретико-познавательных вопросов в смысле отрицания внешнего, объективного источника наших ощущений, объективной реальности, соответствующей нашим ощущениям. И наоборот, признание той философской линии, которую отрицают идеалисты и агностики, выражается определениями: материя есть то, чтò, действуя на наши органы чувств, производит ощущение; материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении, и т. п. Богданов, делая вид, что он спорит только с Бельтовым, и трусливо обходя Энгельса, возмущается подобными определениями, которые, видите ли, «оказываются простыми повторениями» («Эмпириомонизм», III, XVI стр.) той «формулы» (Энгельса, забывает добавить наш «марксист»), что для одного направления в философии материя есть первичное, дух — вторичное, для другого направления — наоборот. Все российские махисты в восторге повторяют богдановское «опровержение»! А между тем самое небольшое размышление могло бы показать этим людям, что нельзя, по сути дела нельзя дать иного определения двух последних понятий гносеологии, кроме как указания на то, которое из них берется за первичное. Что значит дать «определение»? Это значит, прежде всего, подвести данное понятие под другое, более широкое. Например, когда я определяю: осел есть животное, я подвожу понятие «осел» под более широкое понятие. Спрашивается теперь, есть ли более широкие понятия, с которыми могла бы оперировать теория познания, чем понятия: бытие и мышление, материя и ощущение, физическое и психическое? Нет. Это — предельно широкие, самые широкие понятия, дальше которых по сути дела (если не иметь в виду всегда возможных изменений номенклатуры) не пошла до сих пор гносеология. Только шарлатанство или крайнее скудоумие может требовать такого «определения» этих двух «рядов» предельно широких понятий, которое бы не состояло в «простом повторении»: то или другое берется за первичное.

[с. 148-149]

Возьмите три вышеприведенных рассуждения о материи. К чему все они сводятся? К тому, что эти философы идут от психического, или Я, к физическому, или среде, как от центрального члена к противочлену, — или от ощущения к материи, — или от чувственного восприятия к материи. Могли ли по сути дела Авенариус, Мах и Пирсон дать какое-нибудь иное «определение» основных понятий, кроме указания направления их философской линии? Могли ли они иначе определить, еще как-нибудь особо определить, что такое Я, что такое ощущение, что такое чувственное восприятие? Достаточно ясно поставить вопрос, чтобы понять, какую величайшую бессмыслицу говорят махисты, когда они требуют от материалистов такого определения материи, которое бы не сводилось к повторению того, что материя, природа, бытие, физическое есть первичное, а дух, сознание, ощущение, психическое — вторичное. Гениальность Маркса и Энгельса и проявилась, между прочим, в том, что они презирали гелертерскую игру в новые словечки, мудреные термины, хитрые «измы», а просто и прямо говорили: есть материалистическая и идеалистическая линия в философии, а между ними разные оттенки агностицизма. Потуги найти «новую» точку зрения в философии характеризуют такое же нищенство духом, как потуги создать «новую» теорию стоимости, «новую» теорию ренты и т. п.

[с. 150]

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Роберт хочу поделится советом, который дал мне Сергей Борчиков, когда я только пришел на ФШ. Он сказал - не пиши много,иначе никто читать не будет.

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Продолжим разговор об искажениях возникающих в нашем сознании при отражении в нем материальных объектов. Истинная философия полна парадоксов, один из них заключается в том что никакого искажения нет и быть не может, по очень простой причине. Потому что не существует никакого отражения материальных объектов в нашем сознании. Рассмотрим это утверждение подробно.

Согласно современным научным представлениям, чувствительные рецепторы наших органов чувств реагируя на внешние раздражители образуют электрические импульсы которые по нервным волокнам передаются в мозг. Где каким то загадочным образом образуются изображения объектов внешнего мира. Но с развитием цифровых информационных технологий стало понятно что любой электрический импульс может трактоватся как неограниченное колиство видов информации и при этом не несет ничего конкретного. Дело в том что все определяется программой которая считывает и интерпретирует это импульс.

Таким образом все изображения возникающие в нашем сознании определяются не формой электрического импульса поступающего в мозг, а программным обеспечением находящемся в нашем сознании. При этом описания мистиками так называемых палалельных миров, не выглядит невероятным. Достаточно изменить программу в нашем сознании и она нарисует нам совершенно другой мир.

Как видим никакого отражения внешнего мира в нашем сознании нет, есть только процесс создания изображения якобы внешнего мира самим сознанием. Поэтому вопрос об искажении отражения отпадает как порожденный нашим неведением реального положения вещей.

Но зачем тогда весь этот цирк, спросите вы, просто творец придумал эту компьютерную игру ради забавы. Согласитесь получилось классно, особенно часть игры про любовь

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Продолжим разговор об искажениях возникающих в нашем сознании при отражении в нем материальных объектов.

 

Уважаемый Виталий!

Я не спроста привёл выдержки из книги В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм".

Именно в этой книге во всей полноте раскрыт вопрос о соответствии нашего мышления  ПРИРОДЕ. 

Надо и выдержки посмотреть (невзирая на совет вашего кумира Сергея Борчикова), надо бы и всю книгу вам прочитать, чтобы не барахтаться в болоте вашего искусственно ангажированного вопроса "Об искажениях сознания"!

Подумайте об этом.

 

 

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Жаль вы даже не поняли очем речь, мышление здесь непричем. Речь идет об отражении объектов в нашем сознании и механизме работы наших органов чувственного восприятия этих объектов.

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Вы ставите (или задаётесь) вопрос: 

Виталий Андрияш, 10 Апрель, 2024 - 08:48, ссылка

Отражается мир в нашем сознании без искажений или нет ...

 

А мышление основная функция сознания. Мышление оперирует  идеальными образами сознания. А в идеальных образах нашего сознания отражена материальная объективная действительность. Если это отражение неверно, неправильно, то мы в своих мыслительных выводах придём к результатам расходящимся с действительностью, с реальностью.  Но в общем, в основном мы правильно и верно ориентируемся в окружающем нас мире. Значит отражение реальностей материального мира в нашем сознании адекватно этому миру, ПРИРОДЕ. Мы в этом случае и в этом смысле говорим, что это отражение ПРИРОДЫ в нашем сознании тождественно самой ПРИРОДЕ.  То есть представлено без искажений!

Что здесь непонятно?!

Для углублённого понимания этого читайте В.И. Ленина "Мат-изм и эмп-изм"!

 

С уважением
Роберт Юсупов из Владивостока, независимый исследователь, диалектический материалист, марксист, коммунист

Литература

Руткевич М. Н. Диалектический материализм. Курс лекций для филос. Факультетов. М., «Мысль», 1973. 527 с.

В. И. Ленин Материализм и эмпириокритицизм. - ПСС. Том 18, https://vk.com/doc317347240_581773885

«Теория Природы» (https://vixra.org/pdf/2207.0105v1.pdf),

«Слово о ПРИРОДЕ …» (https://proza.ru/2023/10/17/882),

«Вселенная как функция одной переменной» (https://proza.ru/2023/12/25/1093),

Статьи по ТП (https://proza.ru/avtor/yusrob),

Статьи по ТП https://vixra.org/author/robert_yusupov).

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Робет спасибо за участие в дискуссии.

Аватар пользователя Роберт Юсупов

Виталий Андрияш, 10 Апрель, 2024 - 18:05, ссылка

Роберт хочу поделится советом, который дал мне Сергей Борчиков, когда я только пришел на ФШ. Он сказал - не пиши много,иначе никто читать не будет.

Мне никакие советчики и нашёптыватели не нужны!

Я и сам с усам, и не дурнее вертолёта!

Правду, истину можно не замечать!

Правду, истину можно игнорировать!

Можно ложь называть правдой истиной.

Можно ложь скрывать и прятать за правдой, истиной. 

Можно довльствоваться ложью.

Можно на изначальной лжи строить разные теории, учения:

ОТО - на лжи о материи и пространстве-времени;

Религии - на лжи о существовании бога;

Эрирные теории - на лжи о существовании эфира;

Эзотерику - на лжи "всё есть эзотерика!;

Теорию ЭФ Е. Волкова на лжи "всё есть система";

Теорию Первоначала П. Пономаренко - на лжи о первичности идеального;

Теорию Томилова (эврика) - на лжи "всё есть материя";

и т. д. и т. п.

Эти ложные теории могут "пленить" ум и разум (сознание) многих миллионов людей на много лет, веков, тысячелетий, таковы, например, всевозможные религии, ОТО.

 

Но ложь всегда останется ложью!

Ложь никогда не станет правдой, истиной! 

Ложь сегодня (и всегда это было) взята на вооружение силами современной реакции и мракобесия во всех сферах общественной жизни в государственной, в политике, во всех СМИ, и то, что нас интересует в первую очередь, в науке (в том числе в физике). 

В ложном русле идёт развитие современной физики - в русле указанном и проложенном ложной в своей основе и антинаучной буржуазно-идеалистической философии (БИФ).

Выход из болота кризиса, из трясины ОХРЕНЕВАЮЩЕЙ лжи для современной физики и космологии указывает "Теория Природы"!

 

С уважением
Роберт Юсупов из Владивостока, независимый исследователь, диалектический материалист, марксист, коммунист

Литература

Руткевич М. Н. Диалектический материализм. Курс лекций для филос. Факультетов. М., «Мысль», 1973. 527 с.

В. И. Ленин Материализм и эмпириокритицизм. - ПСС. Том 18, https://vk.com/doc317347240_581773885

«Теория Природы» (https://vixra.org/pdf/2207.0105v1.pdf),

«Слово о ПРИРОДЕ …» (https://proza.ru/2023/10/17/882),

«Вселенная как функция одной переменной» (https://proza.ru/2023/12/25/1093),

Статьи по ТП (https://proza.ru/avtor/yusrob),

Статьи по ТП https://vixra.org/author/robert_yusupov).

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Кант все ставит с ног на голову. У него объективная реальность - это то же, что Сон Бога в буддизме. То есть трансцендентное (бог) - самая сильная парадигма, трансцедентальное (внутренний мир) - на втором месте, а реальность с пространством и временем - всего лишь познаваемое опытно. У Канта не человек часть реальности, а объективная реальность часть человека )) человек инцидентен реальности за счёт опыта и инцедентен трансцедентному Абсолюту через созерцание.

Вот такое переосмысление христианства в век Просвещения

Аватар пользователя Виталий Андрияш

С таким же упехом я могу утверждать что вы ставите все с ног на голову. Я не принимаю ваших неаргументированных утверждений.

Аватар пользователя Овчарёв Виталий

Об этом не спорят. Там, где нет доказуемости, там нет и аргумента.

Невозможно доказать, прав Кант или нет. Можно толтко сказать, откуда он это взял
Из христианства.