Антиутопии против утопии

Аватар пользователя Николай Кофырин
Систематизация и связи
История философии

Создано немало утопий и антиутопий, посвящённых дальнейшей судьбе человека и человечества. Позитивные утопии перестали возникать в первой половине XX века. Нежелание писателей создавать литературные утопии свидетельствует о явном отсутствии уверенности в их эффективности. За последние сто лет представления о будущем стали ещё более пессимистическими, образы грядущего стали пугающими. Вместо утопий авторы всё больше пишут антиутопии.
Помню как в 1975 году мы ещё мечтали об обещанном коммунизме. Во время изучения обществоведения в школе меня особо заинтересовал утопический социализм. Запомнились имена Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Тогда же прочитал фантастический роман Ивана Ефремова "Туманность Андромеды". Читая "Путешествие Гулливера", я и не подозревал, что это утопия.
11\04\2024 у меня состоялся интересный разговор с Дмитрием Яковлевичем Травиным об утопиях и антиутопиях.

Слово «утопия» можно понимать как «несуществующая страна блаженства».
Утопия – это литературный жанр, в котором авторы описывают идеальный и гармоничный мир, где люди счастливы, занимаются полезным и любимым делом, общество процветает, в нём нет несправедливости и неравенства.

Впервые термин "утопия" появился в названии книги философа Томаса Мора «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». В ней писатель обрисовал идеальное для себя общество, где все равны, носят одну и ту же одежду и живут по строгому расписанию. Торжествуют три принципа: равенство между людьми; «решительная и стойкая любовь к миру и спокойствию»; «презрение к золоту и серебру».

В «Утопии» Томаса Мора повествование ведётся от имени португальского путешественника Рафаэля Гифлодеуса, который на пять лет попадает на остров Утопия. На острове ликвидировали нищету, почти нет законов, так как нет и преступлений. Частной собственности нет; каждого жителя стараются обучить ремеслу, которым он может зарабатывать на жизнь; все люди работают только шесть часов в день и не производят бесполезные предметы роскоши; общественные дела решает группа мудрых и образованных представителей, а страной управляет князь, избранный из числа народных кандидатов. Правителя избирают пожизненно, но могут отстранить от должности за тиранию. В Утопии распространены все религии, атеизм не допускается, так как неверующий может совершать плохие поступки.
Идеи «Утопии» попытались реализовать ещё при жизни Томаса Мора в завоёванной испанцами Мексике, причём без всякой оглядки на местные традиции.

Древнейший базовый сюжет утопии — миф о Золотом веке — был изложен в эпических поэмах Гесиода. Также существовал миф о блаженных (богоизбранных) народах.
Евреи для описания Рая использовали персидское слово «парадиз». Позднее термин вошёл в греческий и латинский языки как для обозначения Эдемского сада, так и грядущего Царства Небесного.

Первой утопией можно считать диалог Платона «Государство» (360 г. до н. э). Книга была написана в эпоху греческого эллинизма, когда жизнь каждого подчинялась достижению всеобщего блага.
В идеальном государстве Платона каждый делает свою работу и не вмешивается в чужую. Классовая система построена на разделении труда: философы-правители, стражи, земледельцы и ремесленники. Сословная система строится на вере в то, что бог создал людей разных классов; стражи, которые охраняют внутреннюю и внешнюю безопасность, не имеют своей собственности, они живут общиной отдельно от остальных; у рабочих есть частная собственность, но они не должны делиться на бедных и богатых; строгая система образования, в культуре должна быть цензура.

С XII века появляется множество утопических проектов, направленных на прозрение будущего и реализацию Царства Божьего на Земле. Восходили эти идеи к аббату Иоахиму Флорскому. Процесс мировой истории Иоахим Флорский понимал как поступательное движение к духовному совершенству.

Утопию «Город Солнца» Томмазо Кампанелла написал в тюрьме инквизиции около 1602 года. В Городе Солнца нет частной собственности и неравенства; не существует семей, младенцев растит община; все работают, но рабочий день не превышает четырёх часов в день; поощряется владение разными ремёслами; женщины равны мужчинам; господствует теократия в форме естественной магии или астрологии. Каста священников-магов поддерживает счастье и добродетель; правитель именуется «Солнцем» или Метафизиком. Есть соправители — Мощь, Мудрость и Любовь — они не только правят, но и исповедуют горожан. Институтов суда нет, приговоры вершат начальники; есть смертная казнь за преступления «против свободы государства, или против Бога, или против высших властей».

Первой научной утопией является «Новая Атлантида». Её написал в 1627 году английский философ, основатель эмпиризма Фрэнсис Бэкон. Действие происходит на острове Бенсалем в Тихом океане. В утопии Бэкона царит христианство, хотя присутствуют несколько иудейских родов; центральный институт общества — семья, а главный праздник — День семьи; жители патриархальные и целомудренные; строй монархический, но есть не зависящая от государства структура — Дом Соломона, который занимается исследованиями и заимствует открытия других стран и народов. Наука представлена как социальный институт; есть авиация, подводные лодки, телефоны.

В 1887 году Эдвард Беллами выпустил самую известную литературную утопию XIX века "Взгляд назад". Действие происходит в 2000 году. В мире царит экономическое равенство, обеспечиваемое государством-сверхкорпорацией. Размер содержания каждого гражданина определяется соответственно его талантам и ежегодно меняется. Материнство считается одной из важнейших оплачиваемых профессий. Беллами первый ввёл понятие дебетовой карты.

Также утопией можно считать трактат бл. Августина «О граде Божием» (413-427 гг); «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта (первое издание 1726); Сказания о невидимом граде Китеже .
В течение XX века утопический жанр оказался почти полностью растворён в научной фантастике. Герберт Уэллс создал роман-утопию «Люди как боги». Братья Стругацкие описывают утопию в романе «Полдень, XXII век».

Иван Ефремов написал в 1955–1956 годах социально-философский научно-фантастический роман «Туманность Андромеды». В нём он описывает общество всеобщего коммунизма. Земля опоясана «непрерывной цепью городских поселений»; люди свободно перемещаются между ними и заселяются в пустые жилища; все здоровы и красивы, живут до 170 лет. Земляне общаются на одном языке, они открыты, эмоциональны, дружелюбны и ответственны; детей воспитывает всеобщий воспитательный субъект (всепланетарная структура). Обществом управляет Совет Экономики («Главный Мозг Планеты»), который сотрудничает с профильными академиями; решения по глобальным вопросам принимаются путем всеобщего голосования. Все земляне высокообразованные и могут быть экспертами в какой-либо области. Преступников («быков») ссылают на «Остров забвения» (Шри-Ланка).
Важнейшим содержанием утопии Ефремова были мистико-научные искания русских космистов. Одним из источников утопии Ефремова называется «Агни- йога» Н.К. Рериха.

Следующий роман Ивана Ефремова "Час Быка" можно смело назвать антиутопией. Помню, как читал в журнале "Техника молодёжи". В романе описывается планета Торманс, где неограниченная эксплуатация ресурсов вызвала социальный, демографический и экологический коллапс, завершившийся установлением тоталитарной диктатуры. Управляет планетой олигархическая верхушка ― «Совет четырёх» во главе с председателем (Верховным владыкой), власть которого безгранична. Однако между членами Совета постоянно идут интриги и борьба за власть. На планете господствует жёсткая, хотя и не наследственная, иерархия: люди разделены на страты «краткоживущих» («кжи») «долгоживущих» («джи»). «Кжи» ― большинство населения ― занимаются физическим трудом и обязаны умереть в 25-30 лет, чтобы не тратиться на здравоохранение и пенсионное обеспечение. «Лёгкая смерть» пропагандируется как благо. Но «Кжи» могут немного продлить свою жизнь при условии, что займутся активной пропагандой сложившегося общественного строя. К «Джи» относятся учёные, инженеры, интеллигенция. Есть ещё «Змееносцы» ― это чиновники и силовики (среди них есть и отдельная элитная каста – лиловые – гвардия охраны и стражи правопорядка).

В чём же отличие УТОПИИ от АНТИУТОПИИ?

Первое аналитическое историческое исследование утопических проектов представил ещё Аристотель во второй книге «Политики».
Два наиболее общих признака утопии: 1\ критика существующего общества и 2\ утверждение образца желательного общественного устройства.
Утопия традиционно воплощала в себе такие черты, как осмысливание социального идеала, критика существующего строя, а также попытки предвосхитить будущее общества.
Образ утопического общества связан с образом будущего и поэтому может способствовать социальному развитию.
Принято деление утопий на «утопии реконструкции», предполагающие радикальное преобразование общества; а также «утопии бегства» от социальной действительности.

Следует отличать утопии от утопизма. Утопизм, как тип сознания, по-видимому, присущ человеческой природе и выражен в мечтаниях о грядущем идеальном мире, однако чаще всего на практике не реализуется.
Утопическое сознание основано на взглядах Жан-Жака Руссо, на вере в возможность целостного человека, природа которого блага, а хорошее общество предоставляет все возможности для максимально полного раскрытия всех положительных способностей.

В XIX веке утопизм переживал своего рода «золотой век». Для писателей-утопистов характерно использовать мотивы прогресса, рационального совершенства, упрощения коммуникации между народами и либеральных реформ.
Классическая утопия искала правила, порядка, умеренности и старалась установить гармонию на основе неизменных принципов. Новая утопия устраняет любые принципы и провозглашает «триумф свободы и непосредственности». Иными словами, это утопия человеческой самореализации.

Первым крупным социальным теоретиком, который использовал утопию как аспект социальной теории, был Карл Маннгейм. С приходом к власти новых социальных сил, их утопия автоматически превращается в идеологию. По сути идеологии ничем не отличаются от утопий, поскольку авторы стремятся свою субъективную правоту выдать за вечную истину.

Карл Поппер в своём трактате постулировал, что утопическое сознание и утопии неизбежно приводят к насилию и тоталитарному строю, считая главной опасностью веру в единственный абсолютный идеал.
Фредерик Полак утверждал, что утопизм является важным элементом любой позитивной социальной теории, и это имеет фундаментальное значение для продолжения цивилизации.

Всю вторую половину XIX века шла острая полемика писателей-реалистов с утопистами, привёдшая к появлению антиутопии. Образцом антиутопической литературы были «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского, в которых автор высмеял идеи Н.Г. Чернышевского и его роман «Что делать?». Роман ― типичная утопия. В молодости Достоевский симпатизировал идеям Шарля Фурье, за что и поплатился десятью годами каторги.

Достоевский.jpg

Достоевский подверг яростной атаке основополагающий принцип утопизма — будто человечество непременно стремится к рациональному, упорядоченному гуманистическому миру, который будет создан из существующей несовершенной реальности. Устами своих героев Достоевский утверждал, что осуществление утопии означает конец истории, он обосновывает право человека на иррациональность, страдания и разрушение.

Промышленная революция и порождённый ею глубокий социальный кризис привёл к разочарованию в идеале прогресса. Однако это благоприятствовало развитию утопических социальных теорий Анри де Сен-Симона, Шарля Фурье и Роберта Оуэна. Их проекты были научными и рациональными. Но социалистическая утопия уводила от духовных ценностей и нацеливала на приобретение ненужных и даже вредных материальных благ.
Итальянский психиатр и тюремный врач Чезаре Ломброзо объявил, что социалисты являются психически неполноценными людьми или, по крайней мере, девиантными личностями.

Превращение утопического идеала в антиутопический шло всю вторую половину XIX века. Первым предупреждением об издержках прогресса стал роман Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Помню, какое тяжёлое впечатление произвёл на меня роман-антиутопия «Остров доктора Моро» Герберта Уэллса и «Машина времени».

Что же такое АНТИУТОПИЯ?

Термин «антиутопия» начал формироваться примерно в 19 веке. Первоначальное название "дистопия" или "какотопия" – в переводе с греческого «воображаемое худшее правительство». Впервые его использовал философ Джереми Бентам.

Антиутопия – это особый жанр литературы, в котором описывается безрадостное будущее человечества. Другими словами, мир, где всё плохо. В нём царит диктатура, страдает и экология, и простые люди; почти всегда идут войны или случаются катастрофы. С помощью этого жанра авторы пытались переосмыслить действительность и показать, к чему могут привести человеческие пороки и абсурдность некоторых решений.

В 1863 году Жюль Верн написал антиутопию «Париж в XX веке», где описывал с высокой степенью точности XX и даже XXI век. В частности, разветвлённую систему электромагнитного метрополитена, небоскрёбы, общегородскую систему уличного освещения, беспилотные газкэбы на водородном двигателе, сложные вычислительные машины, разветвлённую электрофототелеграфную сеть (прообраз интернета).
В 1924 году Джон Холдейн предложил искусственное оплодотворение. Герберт Уэллс предсказал атомную энергетику. Однако к моменту своей кончины в 1946 году Уэллс окончательно разуверился во всех идеалах и смыслах существования человечества.

Самая известная антиутопия — "1984" Джорджа Оруэлла написана в 1948 году. В мире царит жёсткая диктатура. За всеми наблюдает Большой Брат, люди живут по строгим порядкам, а за точным исполнением приказов следят разнообразные министерства. Верить никому нельзя. Самое строгое наказание грозит за «мыслепреступление».

Создавая "1984" Джордж Оруэлл вдохновлялся тоталитарными режимами XX века, и в особенности Советским Союзом. Хотя Оруэлл считал себя социалистом, с помощью романа он пытался переосмыслить социалистические идеи, которые привели к власти тиранов, уничтожающих собственный народ.

Роман-антиутопия Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" опубликован в 1953 году. В нём рассказывается, что в будущем читать книги будет нельзя. Все печатные издания подлежат немедленному уничтожению. Вместо книг предлагается интерактивное телевидение. А на тех, кто не согласен, охотится электрический пёс.

100 лет назад в 1920 году Евгений Замятин написал роман-антиутопию "Мы". В романе описывается XXXII век, когда на Земле уже создано единое государство с единым правителем, которого зовут «Благодетель» — его избирают на безальтернативной основе. У людей больше нет имён – их заменили числами и буквами. Жители существуют в домах с прозрачными стенами, а занавески можно опустить только в «сексуальный час» (распределяемый по талонам). Замятин описывает любовь на фоне абсолютной блеклости чувств тоталитарного общества. Он испытывает беспросветную грусть от того, что любовь не всегда побеждает.

В 1932 году был опубликован роман-антиутопия Олдоса Хаксли "О дивный новый мир". В нём критикуются уничтожение института брака и гегемония огромных корпораций, когда их владельцы приравниваются к божествам, а единственная цель человека — покупать больше и думать меньше. Это мир примитивных удовольствий и индустрии развлечений, где гонениям подвергается любовь, религия, интеллектуальный труд, высокая культура.

Есть мнение, что антиутопии Замятина, Оруэлла и Хаксли осуществились в XXI веке в гораздо большей степени, чем предполагали авторы.
Оруэлл боялся, что запретят книги. Хаксли — что причины запрещать книги не будет, поскольку никто не захочет их читать.
Оруэлл боялся, что нас лишат информации. Хаксли — что нам будет дано столь многое, что мы опустимся до пассивности и эгоизма.
Оруэлл боялся, что мы станем публикой без права выбора. Хаксли — что правда утонет в море безразличия.
Оруэлл боялся, что мы станем одномерной культурой. Хаксли — что мы станем тривиальной культурой, озабоченной чувствишками, перепихончиками и разноцветными картинками.
Если вкратце, Оруэлл боялся, что нас погубит то, что мы ненавидим. Хаксли боялся, что нас погубит то, что мы любим.

Главным источником русского утопизма являлось православие. Жизнь русского человека была «перенасыщена» утопиями. В допетровской Руси утопические искания носили пророчески-апокалиптический характер. Самые образцовые русские утопические романы XVIII-XIX веков — «Путешествие в землю Офирскую» М.М. Шербатова и «4338 год: Петербургские письма» В.Ф. Одоевского.
Вся русская литература может рассматриваться как путь к достижению единой национальной утопии. Вплоть до романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» российская интеллектуальная утопия культивировала нравственное перевоспитание личности. Утопическими могут быть признаны также модели А. Радищева, Н. Гоголя, И.Тургенева, И. Гончарова.

Русский философ-космист Николай Фёдоров был утопистом, постулирующим воскрешение умерших и бессмертие.
В течение XX века утопический, как и антиутопический, жанр оказался почти полностью растворён в научной фантастике. Например, "Трудно быть богом" братьев Стругацких.

Взаимосвязь утопии и антиутопии, их амбивалентность осознавалась многими авторами.
Писатели первой трети XX века, работавшие до революции 1917 года, оказались по разные стороны границы после Гражданской войны. Самые известные произведения создали В. Брюсов «Республика Южного Креста»; К. Мережковский «Сон в зимнюю ночь»; А. Богданов «Красная звезда» и «Инженер Мэнни»; А. Чаянов «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии»; П. Краснов «За чертополохом».

Своеобразие русского утопического сознания в переводе акцента с «утопического государства» на «утопического человека». Представители русской утопической традиции рассуждали не о структуре утопического государства, а о способах спасения человечества, очищения его и вступления в земной Рай.
На Западе утопию не смешивали с реальностью, а утопическое сознание было естественным «союзником» прогресса. В русской культуре утопия есть средство борьбы с прогрессом (Западом) и стремление осуществить «прорыв» находящееся вне времени Царство Божие.
Авторы русских утопий делали ставку не на технические усовершенствования, не на улучшение норм поведения, экономики и хозяйства, а на нравственное преображение человека.
После создания интеллектуальной утопии европейского типа русская интеллигенция унаследовала чувство невозможности жизни в настоящем, а только лишь в будущем и прошедшем.

Одним из авторов утопий была Айн Рэнд (Алиса Розенбаум). Наиболее известные её произведения «Источник» и «Атлант расправил плечи». Айн Рэнд создательница философской системы, названной ею «объективизм».
Анастасия Васильевна Григоровская в 2020 году защитила докторскую диссертацию по теме "Антропологическая утопия Айн Рэнд: взаимодействие русской и американской традиции". 16\05\2022 в доме, где когда-то жила Алиса Розенбаум, А.В. Григоровская прочитала лекцию «Антропологическая утопия в повести-пьесе Айн Рэнд «Идеал»». Перед началом лекции Анастасия дала мне небольшое интервью.

Доктор филологических наук, научный сотрудник Международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога НИУ ВШЭ (Москва) А.В. Григоровская в своём докладе 14 декабря 2023 года в Европейском университете в Петербурге рассказала, что, с одной стороны утопия понимается как некий предмет освобождения, а с другой стороны, это инструмент подавления. Всё дело в том, что утопия всегда так или иначе критикует наличную действительность, реальность. С другой стороны, она формирует свою собственную реальность, которая рискует превратиться в свою противоположность — в тюрьму. Поэтому любая утопия, если её рассматривать со стороны героев текста, превращается в антиутопию закономерным образом.

Большинство утопий так или иначе связано с техническими усовершенствованиями. Технологические усовершенствования рассматривали как "волшебную палочку", взмахнув которой можно изменить природу общества и человека. Это самый простой путь. Но как мы видим из истории, человек если и меняется благодаря технологиям, то весьма незначительно, а порой и в худшую сторону.

Главная утопия связана с улучшением взаимоотношений людей: с исчезновением вражды, убийств, преступности, зависти и прочих негативных черт. И это самое сложное. Но как мы видим, за последние 3 тысячи лет убийства на почве ревности не исчезли, как и кражи, лжесвидетельствования, зависть и т.п.
Утопическая литература постулирует несовершенство человеческой природы, в которой надо что-то улучшить и тогда всё будет хорошо. Но в утопиях ничего не меняется, потому что как бы достигли совершенства. Так считает А.В. Григоровская.

В детстве я читал много фантастической литературы, предпочитая научную фантастику. Особенно запомнилась повесть, где описывалась планета, на которой был создан рай для элиты. Однако в этом «раю» высокоразвитые личности быстро деградировали.
Возможно, идея повести была позаимствована из эксперимента «Вселенная-25», который провёл в 1972 году американский учёный-этолог Джон Кэлхун. В условиях идеального мира, в безопасности, при изобилии еды и воды, отсутствии хищников, большинство особей (мышей) только ели, пили, спали, ухаживали за собой.
По результатам эксперимента Кэлхун сформулировал теорию двух смертей. Отказ от принятия многочисленных вызовов, бегство от напряжения, от жизни полной борьбы и преодоления — это «первая смерть» по терминологии Джона Кэлхуна или смерть духа, за которой неизбежно приходит вторая смерть, в этот раз тела. После наступления «первой смерти», смерть физическая («вторая смерть» по терминологии Кэлхуна) неминуема и является вопросом недолгого времени. В результате «первой смерти» значительной части популяции вся колония обречена на вымирание даже в условиях «рая».

Попытки воплотить утопические проекты в жизнь предпринимались неоднократно. Последователи Льва Толстого создали движение "толстовцы".
Весь период существования СССР 74 года был опытом построения утопии.
В 1992 году мне довелось познакомиться с движением Виссариона. В 1996 году я побывал в их общине в Красноярском крае и описал это в романе-быль "Странник" (мистерия).

Анастасия Григоровская в статье "Энергетическая эволюция и трансформация человека в русских и зарубежных утопиях" пишет: "Изучение утопии как интеллектуального феномена приобретает всё большее значение в современной науке ввиду кризиса утопического сознания, произошедшего в XX веке. На смену утопиям, определяющим мироустройство иерархически, в рамках бинарных оппозиций, приходят локальные утопии, направленные на расширение возможностей личности. Формируется особый тип утопического сознания – антропологический".

В автореферате докторской диссертации, который Анастасия Григоровская любезно мне предоставила, читаем:
"Антропологическая утопия – это особый тип утопического сознания, воплощённый в философском и художественном тексте, который сосредоточен на конструировании образа идеального человека или на идее трансформации человеческой природы.
Главная направленность такого текста – поиск целостности человека (гармонического равновесия телесного, духовного и интеллектуального начал), через трансформацию которого предполагается трансформация мира.
Русская литературная утопия была сосредоточена не на структуре справедливого государства, а на том, как очистить от зла человека для обретения «рая на земле»."

Основная часть докторской диссертации А.В. Григоровской посвящена творчеству Айн Рэнд. Айн Рэнд (урождённая Алиса Зиновьевна Розенбум) родилась 20 января (2 февраля) 1905 года в Санкт-Петербурге. В 1925 году по студенческой визе уехала в США, откуда решила не возвращаться. Широкая известность к Рэнд пришла с выходом романа «Источник» в 1943 году. В 1957 году из-под пера Алисы вышла её самая известная работа — роман «Атлант расправил плечи».

Рэнд превозносила разум как единственный источник приобретения знаний и отвергала веру и религию. Она поддерживала рациональный и этический эгоизм и отвергала альтруизм. Рецензии критиков на произведения Рэнд были смешанными, академические круги игнорировали или отвергали её философию. По сути всю свою философию Рэнд вынесли из советского периода жизни — просто вывернула её наизнанку. Вместо превознесения коллективизма в ущерб интересам индивида она декларировала ненависть к коллективу и сакральность индивидуализма.

Процитирую из романа Айн Рэнд «Источник».
«В каком его поступке или мысли проявилось его Я? Какой была его цель в жизни? Величие — в чужих глазах. Слава, восхищение, зависть — всё, что исходит от других. Другие продиктовали ему убеждения, которых он не разделял, и он удовлетворился тем, что другие верят, будто он их разделяет. Его движущей силой и главной заботой были другие. Он не хотел быть великим, лишь бы другие считали его великим. Он не хотел строить — хотел, чтобы им восхищались как строителем. Он заимствовал у других, чтобы произвести впечатление на других. Вот его самоотречение. Он предал своё Я и успокоился. Но его называют эгоистом.
— Большинство людей живёт так же.
— Да! Но разве не это основа всех низких поступков? Не эгоизм, а как раз отсутствие своего Я.
Вот человек, чья единственная цель — делать деньги. Нет, я не вижу ничего дурного в стремлении к деньгам. Но деньги — только средство. Если человек добивается их для личных целей — внести в своё производство, создавать, изучать, трудиться, наслаждаться роскошью — он нравственная личность. Но те, кто ставит деньги на первое место, заходят слишком далеко. Роскоши для себя им мало. Они хотят поразить других — показать, развлечь, удивить, произвести впечатление. Все они довольствуются заёмным. Взгляни на наших так называемых носителей культуры. Лектор, который с важностью изливает заимствованные ничего не значащие, в том числе и для него самого, мыслишки, — и люди, которые слушают в полнейшем безразличии, ведь они пришли лишь для того, чтобы рассказать друзьям, что были на лекции человека с именем. Все они получают жизнь из вторых рук.
У нас даже нет слова, чтобы выразить то качество, которое я имею в виду — самодостаточность человеческого духа. Трудно назвать это эгоизмом или эгоцентризмом — слова исказили, и они стали выражать [самое низменное].
Настоящего эгоиста не может затронуть одобрение других. Он не нуждается в нём».

«Конечно, каждый хочет жить лучше, но главное состоит в том, что он под этим подразумевает. Если имеется в виду рост материального комфорта, то это в лучшем случае тупик, а в худшем — путь в пропасть. Если человек свободен, то он свободен независимо ни от каких материальных или политических условий. Он может быть свободен всегда и везде несмотря ни на что. А когда для свободы требуются какие-то условия, то это уже не свобода. Если хотите, свобода свободна! Потому что наличие условий предполагает и отсутствие таковых. Тот, кто ставит собственное понимание свободы в зависимость от обстоятельств, тот несвободен. Поэтому единственная цель познания — это обретение свободы.

Идеология преуспевания, причем любой ценой, стремление победить, выделиться, привлечь к себе внимание — это болезнь юношеского возраста. Страны с древней культурой проповедуют совсем другую позицию: спрятаться, чтобы тебя не видели, — вот достоинство мудреца. Очевидно, что мир стремится к единению. Но на основе чего это единение возможно? Либо на основе силы, либо братства. Идея личного обогащения не сможет сплотить людей! Невозможно объединиться, более других любя себя самого. Душа испытывает потребность в жертвенном служении, а не в себялюбивом обогащении. Поэтому закономерно, что объединение возможно только на чувстве братства как выражении равенства и любви».
(из моего романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Есть ли противоречия в философии "объективизма" Айн Рэнд?
Это пытались выяснить на дебатах Павел Усанов и Михаил Кравцов. Павел отстаивал мнение, что в философской системе Айн Рэнд нет противоречий. Философ Михаил Кравцов придерживается другого мнения.
Считается, что если теория непротиворечива, то она недостаточно хороша (априори не верна).
В итоге всё упёрлось в основной вопрос философии: первично сознание или материя.

Я считаю, что в системе капитализм-индивидуализм-эгоизм действительно нет противоречий. Но мне ближе другая система, в основе которой лежит коллективизм и альтруизм.
Чтобы примирить материализм и идеализм, нужно допустить: и материальное тело, и мысль — всё есть энергия!
Мысль материальна, а информационная среда являются частью природной среды, как и космическое излучение, влияющее на человека. Т.е. мысли человека, с одной стороны, являются продуктом работы его мозга, а с другой стороны, мысли подвержены влиянию информационной среды космоса ("вселенского интернета").
Мы погружены не только в видимую, но и в невидимую среду, регистрируемую с помощью приборов. Я называю её информационным полем (ноосфера по Вернадскому).
Идеи Платона, выражаясь современным языком, это — информация!

Исследования британского физика Мелвина Вопсона показывают, что информация является фундаментальным строительным блоком Вселенной и имеет физическую массу. По мнению учёного, информация может быть той самой неуловимой тёмной материей, из которой состоит почти треть Вселенной. То есть, всё существующее во вселенной есть лишь сгустки информации различной степени плотности.

Мелвин Вопсон исследовал, как соотносится недавно открытый им закон физики с гипотезой моделируемой Вселенной, согласно которой окружающий нас мир и мы сами являемся объектами в некой искусственной реальности, напоминающей компьютерную симуляцию.

Но главный вопрос - что такое есть сознание?! - до сих пор не решён.
На мой взгляд, сознание есть результат связи работающего мозга с информационным полем Земли (космоса). Когда говорят "человек без сознания" это означает, что мозг у него работает, но не подключён к информационному полю.
Илон Маск вживил чип в мозг человека, благодаря чему может мысленно подключаться к интернету через компьютер.
Возможно, у человека есть свой природный "чип", позволяющий ему общаться телепатически не только с другими людьми, но с информационным полем Земли ("вселенским интернетом" — Святым Духом).

Нейробиологи утверждают, что мы воспринимаем мир в форме «контролируемых галлюцинаций». Британский учёный Анил Сета в книге «Быть собой. Новая теория сознания» выдвигает революционную идею: мы живём в контролируемой галлюцинации. Наш мозг не просто прогнозирует внутреннее состояние организма, но и «предсказывает» происходящее вокруг.

Разум пытается занять себя тем, что выдумывает различные универсальные законы, вроде единства и борьбы противоположностей. Но нет борьбы противоположностей, есть Совершенство! Ваш разум видит во всём противоречия, оттого что противоречит сам себе и противопоставляет себя всему, дабы доказать своё превосходство. На самом же деле, противоречие — это всего лишь непознанная гармония! Вы спорите о первичности Духа и Материи, тогда как ВСЁ первично. Вы просто запутались в словах. Всё Существует как Единое! Дух — это Материя, а Материя — это и Дух тоже. Материальный мир — это мир определённых частот, где всё живое, только плотность различная. Всё пронизано вибрациями. Цвета, звуки, тела — это всё определенная частота волновых колебаний, различаемых вашими органами чувств. И Дух это та же вибрация определённой частоты. Он Везде и Сейчас!»
(из моего романа-исследования «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

Что общего в утопиях и антиутопиях?
На мой взгляд — признание несовершенства человека. Но если в утопиях есть надежда, что человека можно улучшить, то в антиутопиях такой надежды нет.
Очевидно, что сейчас мы живём в "антиутопии". Если политики утверждают, что «единственный способ добиться мира — это поле битвы», значит цивилизация движется к самоубийственному омнициду!

Что же остаётся нам, простым людям, в этой ситуации?
Я всё время думаю, как жили в блокадном Ленинграде (в том числе мои отец, тётя и бабушка). Многих спасала музыка! В филармонии в блокаду исполняли 7-ю симфонию Шостаковича; в театре музыкальной комедии играли "Сильву". И это при 125 блокадных граммов хлеба... От голода погибли примерно миллион человек. И если опять война и опять блокада — лучше умереть!

ТРАВИН ОБ УТОПИЯХ И АНТИУТОПИЯХ

11\04\2024 Д.Я. Травин об утопиях и антиутопиях для интервью Николаю Кофырину

https://youtu.be/gXrxNNy0hgI

 

ГРИГОРОВСКАЯ ОБ АЙН РЭНД

16\05\2022 Анастасия Григоровская выступила с лекцией «Антропологическая утопия в повести-пьесе Айн Рэнд "Идеал"» в Петербурге

https://youtu.be/UI3VjweYxwU

 

СУДЬБА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Разные мнения о судьбе человечества

https://youtu.be/_DcAfMsCO5M

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь

P.S. 15 апреля в 19.30 в Петербурге в одном из залов гостиницы ИНДИГО Александр Архангельский прочитает лекцию "Куда попрятались утопии". Стоимость билета 1500 рублей.

А Вам больше нравятся УТОПИИ ИЛИ АНТИУТОПИИ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – https://www.nikolaykofyrin.ru

Комментарии

Аватар пользователя pol_nick

Немногие поняли о чем роман Эрика Блэра «1984»

22 октября 1948 года Оруэлл сообщил, что первая мысль о романе возникла у него в 1943 году. С августа 1941 до ноября 1943 года писатель работал на Би-би-си (ведущим передач на Индию), что позволило ему понять механизм «идеологической обработки» людей. 

Либерастия все извратила. Мы это видим по событиям сегодня. Но и сейчас не понимают, о чем роман. Тупость и деградация.

Понимает Борис Джонсон: Война – это мир. Любая попытка уладить конфликт на Украине приведёт лишь к усилению нестабильности в мире

Остров Альбион. Во-первых, государство должно подчинить своих граждан воле Старшего Брата (Большого Брата); во-вторых, государство должно было подпитывать ненависть населения к своему врагу через постоянное состояние ограниченной, локальной войны; в-третьих, государства должны поддерживать баланс, с определенной периодичностью заключать все новые и новые союзы, чтобы предотвратить полное объединение двух государств против третьего

Борис Джонсони есть герой романа «1984», он примерный ученик.

Джордж Оруэлл «Какую-то историю напишут, а когда уйдут все воевавшие, эта история станет общепринятой. И значит, если смотреть на вещи реально, ложь с неизбежностью приобретает статус правды»

Войну ведет правящая группа против своих подданных, и цель войны – не избежать захвата своей территории, а сохранить общественный строй. Поэтому само слово «война» вводит в заблуждение. Лучше было бы, по-видимому, сказать, что, став перманентной, война прекратилась вообще…

Если бы сверхгосударства, вместо того, чтобы воевать друг с другом, условились жить в постоянном мире, каждый в пределах своих нерушимых границ, – результаты были бы теми же самыми. Вечный мир – то же самое, что вечная война» [1],

– неважно и то, успешно или неудачно протекают военные действия. Важно лишь одно, – чтобы состояние войны существовало» [1].

- пока они враждуют, они служат друг другу опорой» [1] [1]. Джордж Оруэлл. «1984».

Вы понимаете, что Оруэл пишет о капитализме, о капитализме 20-го и 21 века? 

Или либерастия не способна думать?

 

Аватар пользователя Николай Кофырин

Спасибо за содержательный комментарий, дополняющий содержание моей статьи. Необыкновенную актуальность сохраняют три главных партийных лозунга из романа, а именно: «Война — это мир»; «Свобода — это рабство»; «Незнание — сила».

 

Аватар пользователя pol_nick

Уто́пия — изображение идеального общественного строя в прошлом или воображаемом будущем Например, коммунистическое общество, СССР практически превращает утопию, мечту в практику, это водораздел между социализмом научным и социализмом утопическим..

Антиуто́пия, оруэлловский "1984",также дисто́пия (dystopia, букв. «плохое место», «отрицание»), или какото́пия — изображение общественного строя или сообщества, представляющегося автору или критику нежелательным, отталкивающим или пугающим - Это капитализм Англии и мира 20-го века и современный.

О чём писал Джордж Оруэлл в романе "1984" http://philosophystorm.ru/o-chem-pisal-dzhordzh-oruell-v-romane-1984

Аватар пользователя вадимыч

Николай Кофырин

За последние сто лет представления о будущем стали ещё более пессимистическими, образы грядущего стали пугающими. Вместо утопий авторы всё больше пишут антиутопии.
Помню как в 1975 году мы ещё мечтали об обещанном коммунизме.

....Помню как в 75-м, будучи совсем юным пионером ,в группе  таких же совсем юных и активных ,собирал металлолом. А т.к. с металлоломом было туго ,то мы сняли и прикатили крышку канализационного колодца. Кто-то об этом обстоятельстве стукнул работникам ЖЕКа . Думаю ,что информаторами выступили бабульки сидевшие ( всегда) у подъезда. Так вот, два орущих слесаря-сантехника ,через полчаса прибежавших к месту сбора металлолома ,орущих : что если поймают ,то оторвут головы этим балбесам ( т.е. нам -юным строителям светлого будущего) ,-это реальность советской утопии или признак советской антиутопии времен застоя?....P.S. Канализационный люк был спасен и усилиями двух пыхтящих и матерящихся слесарей ( громким шепотом ,ими,  высказывалось странное предположение ,что в отношении  пионеров ,ранее, уже были совершены действия сексуального характера....,и другие странные предположения.... ) отправился к месту первоначальной дислокации.

Читая "Путешествие Гулливера", я и не подозревал, что это утопия.

Есть детская адаптация " Путешествия" ,а есть авторский вариант .Допустим там где Гулливер попадает к гуигнгномам -это можно отнсети к утопии . А вот "путешествие к лилипутам" -это классическая антиутопия ,на мой взгляд. К примеру ,помните ,что причиной войны между лилипутскими государствами являлся спор с какой стороны надо разбивать яйцо ,с острой или с тупой ? Или путешествие на Лапуту. Вряд ли можно назвать утопией ( образом совершенства и блаженства) после знакомства с уделом бессмертных....Джонатан Свифт -это пример очень глубокого ,но недооцененного писателя,....на мой взгляд....С писателями прошлого уже давно сплошная путаница. К примеру , Дюма ( отец) , тогда  его "Мушкетеров" читали взрослые ,а сейчас возрастной предел для такой литературы лет 15-ть ,16-ть. ....А вот со Свифтом и Андерсеном наоборот , в том смысле ,что понимание их рассказов и сказок приходит с жизненным опытом.

....Странно ,что перечисляя известных авторов утопий и антиутопий Вы забыли упомянуть такого блестящего ( на мой взгляд ) автора ,который в списке должен стоять перед Оруэллом ( бесспорно талантливым писателем) как Евгений Шварц....И великолепнейшие экранизации его  пьес  начиная с "Тени" (1971г) . 

Но то литературные утопии и антиутопии ,а мы сейчас являемся свидетелями разворачивающейся реальной антиутопии в которой можно увидеть сюжеты и Свифта ,и Шварца ,и Оруэлла...и т.д. ...По масштабам эта антиутопия пока уступает антиутопии поставленной в декорациях разваливающейся Российской Империи .....Я имею в виду режиссерскую работу В.И. Ленина и его творческого коллектива , где в основу была положена утопия под названием : "Марксизм"....И в этой связи список авторов утопий необходимо расширить : Маркс, Гитлер, Муссолини и т.д....Перед масштабами этих практиков утопий и антиутопий  меркнут утописты-литераторы....Что такое масштабы героев  Оруэлла или Достоевского в сравнении с масштабами реалий ГУЛАГа или Бухенвальда? ....Оруэлла и Достоевского мозг хочет понимать ,а реалии ГУЛАГа и Аушвица мозг отказывается понимать ....И что б не свихнуться мозг ищет разные уловки....Типа не все так однозначно....

Вспомнилось ,допишу. По поводу реальных антиутопий . Довженко служил в армии УНР ( петлюровец в советских терминах) , Паустовский служил в армии Украинской Державы , Шварц служил в Добровольческой армии ,участник "Ледяного похода" ( первопоходник -элита  Добровольческой армии белых) и у них ( их было больше) при Советах жизнь сложилась +/- нормально, ....а "красные" герои Гражданской войны ,впоследствии ,оказались врагами народа и прогулялись к стеночке....Чем не сюжеты антиутопий....

Аватар пользователя Николай Кофырин

Я уже позднее узнал, что книга "Путешествия Гулливера" для взрослых. В путешествиях у великанов так вообще много эротического... У меня есть такое издание. Шварца не знаю несколько можно назвать автором утопий. А вот Евгений Замятин и его "МЫ" я назвал.

Аватар пользователя вадимыч

Николай Кофырин,

 

Шварца не знаю насколько можно назвать автором утопий. 

 ....антиутопий .....Всмотритесь насколько  гармонично сюда могут вписаться Герои Нашего Времени:

https://www.youtube.com/watch?v=SGtAwE1Vk0Q&ab_channel=%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%A2%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2

 

Аватар пользователя Николай Кофырин

11\04\2024 слушали и обсуждали доклад научного руководителя Центра исследования модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрия Яковлевича Травина "Джентльмены, мафиози и красные шапочки: криминальные истоки стагнации и модернизации". Как юрист-криминолог я задал вопрос о преступном капитале, лежащем, по словам К. Маркса, в основе капиталистического производства.

https://youtu.be/LqmQY_k05m0

С уважением, Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Аватар пользователя Николай Кофырин

Я в шоке от просмотра нового фильма о гражданской войне в США "Падение империи" (Civil War 18+). Силы Запада штурмуют Белый дом, убивают президента... идёт жесточайшая "война всех против всех". «Войну ведёт правящая группа против своих подданных, и цель войны – не избежать захвата своей территории, а сохранить общественный строй. ...Неважно и то, успешно или неудачно протекают военные действия. Важно лишь одно, – чтобы состояние войны существовало». (Джордж Оруэлл, "1984").

О романе Джорджа Оруэлла "1984" приглашаю посмотреть мой пост "АНТИУТОПИИ ПРОТИВ УТОПИИ"

https://www.liveinternet.ru/users/1287574/post504585697/

С уважением, Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Аватар пользователя вадимыч

Николай Кофырин,

 

Я в шоке от просмотра нового фильма о гражданской войне в США "Падение империи" (Civil War 18+). Силы Запада штурмуют Белый дом, убивают президента... идёт жесточайшая "война всех против всех". «Войну ведёт правящая группа против своих подданных, и цель войны – не избежать захвата своей территории, а сохранить общественный строй.

 Дело конечно вкуса ,но на меня этот фильм впечатления не произвел .От чего конкретно у Вас шок ? ...На истину не претендую ,но  .....Чужая страна , искусственные  проблемы искусственных людей .....Остается какое-то "пластмассовое" послевкусие .....Фастфуд из пластиковой посуды....Здесь наверное уместен вопрос к размышлению : почему кинематографы других стран не уделяют столько внимания теме гражданской войны в предапокалиптическом и постапокалиптическом мире как Голливуд ?....Но голливудские фильмы на эти темы ,на мой взгляд, никакущие....

Аватар пользователя Николай Кофырин

У меня шок от того КАК убивали людей!

Аватар пользователя вадимыч

Николай Кофырин

У меня шок от того КАК убивали людей!

Каждый имеет право на свои приоритеты и шоки ; я бы написал эту ↑ фразу с другим приоритетом : у меня шок от того как УБИВАЛИ людей! ....И убивали как всегда , чтобы из живого превратился в мертвого....Для меня всегда была важна последняя эмоция, последнее чувство  уходящего ,....с чем человек уходит......,а  чувства исполнителя мне мало интересны....Исполнитель сродни инструменту......"КАК" -это больше относится к исполнителю ,на мой взгляд.....Наверное  поэтому мне и непонятен Ваш шок.....

Почему смерть воняет? Для чего  так устроено  чтоб разложение так отвратительно воняло? .......Ведь могло быть устроено и по- другому ,но почему-то устроено именно так,- в чем замысел?  ....Это ведь послание  явно не для бактерий и червей , им все равно . Тогда для кого ?

Аватар пользователя вадимыч

....Посмотрел фильм-расследование " Предатели " о 90-х годах....Сам по себе фильм -ничего выдающегося .....,как по мне.....Намного интересней  вой поднявшейся на  либеральных болотах ,особенно тех кто был непосредственным участником тех событий....Претензий к авторам фильма предостаточно ,включая явно придурковатые ,на таких претензиях останавливаться не буду.  Порассуждаю по поводу одной ,более менее конструктивной.

 К авторам фильма  предъявляют претензию ,что они очень плоско и однобоко освещают события 90-х и многое не знают . И хорошо бы авторам сначала поговорить с участниками тех событий , а они бы эти участники ( знаковые фигуры либеральной журналистики 90-х) рассказали бы им такое ,ТАКОЕ....., что концепция фильма выглядела бы принципиально иначе....Т.е. разговор о панорамном зрении ,что в общем-то правильно.... Вот только сами эти мэтры пера и клавиатуры панорамностью зрения никогда не отличались ....К примеру, в конце 80-х,начале 90-х ( моя юность/молодость , поэтому знаю  не с чужих слов) за авторством сегодняшних полит-эмигрантов печаталось большое количество статей посвященных репрессиям 30-х годов ....В частности ,приводились примеры расстрелов тысяч священников и отсюда однозначно негативная оценка "кровавого Сталинского режима , режима упыря и параноика" ( политических оценок я давать не буду ,речь о другом ,о подходах, о методологии) На этих основаниях сталинской эпохе ставился жирный минус. Типа пересмотру не подлежит.

Развивали концепцию о двух ( как минимум) параллельных системах ценностей : первая ( однозначно правильная с точки зрения либеральных звезд 90-х) -это где главной ценностью является человек ..... Но не любой человек ( это в прямую не говорилось ,это подразумевалось ) ,а тот который разделяет взгляды либералов 90-х ....,а те кто не разделял таких  взглядов ,то это "красно-коричневые" и в отношении их уместны и  ату его  ,и гойда ( либерально-демократическая) ...Вторая система -это в которой ради блага "империи" и режима позволительны любые человеческие жертвы .....И самое главное ,что носителям этих двух систем ценностей  договориться невозможно .....То что очевидно для первых для вторых "не все так однозначно"....

Всегда удивлялся степени лицемерия либеральной журналистики .....Когда разговор о оценке их деятельности в 90-х ,то необходим диалог ,необходимо выслушать их доводы и "секреты" которые неизбежно изменять оценку их деятельности ....Ну блин...А когда эта публика в конце 80-х "разоблачала " сталинский режим, то им почему-то в голову не приходило в режиме диалога выслушать доводы и "секреты" ветеранов ВЧК-ОГПУ-  НКВД ( они еще были живы) к примеру ,про склады оружия и белых офицерах которых находили в монастырях во время Гражданской войны....Конечно не во всех монастырях и тем не менее ....Я не говорю ,что такие диалоги обязательно изменили бы взгляды либеральных журналистов , разговор о другом ,о стандартах . Почему надо выслушивать их точку зрения ( хотя конечно надо ,что бы и в этом  отличаться от них ) ,в то  время как они слушали только себя ??

....Сам же фильм не про откаты и ваучеры , сам фильм про то на какие моральные компромиссы можно пойти "Во имя"....93-й, танки расстреливающие парламент -это конечно не очень, но это ведь Во имя демократии, это что б не дать свершиться красно-коричневому реваншу ! Фальсификация 96-го -это конечно не очень ,но это ведь Во имя демократии ,это что б не дать свершиться красно-коричневому реваншу ! И т.д....А когда пришли к логическому и банальному финалу :" когда пришли за коммунистами я молчал...,а когда пришли за мной, уже некому было сказать ...." , вот тут раздался вой : нас то за что ? Это ведь недемократично ! С красно-коричневыми так можно ,а с нами-демократами так нельзя! ....Вот только не красно-коричневые сейчас определяют на нары либеральных "героев 90-х"....

Так вот ,  ваучеры и пр. -это реквизит , а вот моральный компромисс-это ружье ( ружье-это  не реквизит)  которое вешается на ковер Времени ....и которое обязательно выстрелит....,по законам сцены....

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Антиутопия это не обязательно плохо. "Анти" можно понимать как "обратная". Соответственно, плохой она становится, когда мы не можем(не в силах) обратиться(как говорится в библии, "Если не обратитесь и не будете как дети", то не увидите и не войдёте в царство свободы/красоты)  - отсюда и всё плохо оказывается, что относится к "диктатуре" или "великом инквизиторе" Достоевского, переосмыслив которого, можно увидеть и хорошее, в кажущемся плохом.