Жертвоприношения философский смысл

Аватар пользователя Николай Кофырин
Систематизация и связи
Гносеология

В ночь с воскресенья на понедельник 29 декабря 1986 года умер Андрей Арсеньевич Тарковский. Последним пристанищем великого русского режиссёра стало кладбище в предместье Парижа — Сент-Женевьев-де-Буа. Когда я был в Париже, то специально посетил русский православный храм святого Александра Невского, где отпевали Андрея.
Сегодня, когда опять замаячил призрак мировой войны, вновь стал актуален фильм Андрея Тарковского «Жертвоприношение». Взбесившиеся политики вооружаются и грозят друг другу войной. Станет или не станет война реальностью, зависит от каждого из нас – от нашего самопожертвования. Для Тарковского таким самопожертвованием стал его последний фильм «Жертвоприношение».

Искусство, как известно, требует жертв. И Андрей Тарковский добровольно принёс себя в жертву искусству.
Произведение искусства — всегда самопожертвование!
Андрей умер от рака. В первом варианте сценария «Жертвоприношения» у главного героя рак. Предвидел ли Андрей Тарковский свою смерть и судьбу?

Дух поэта Бориса Пастернака предсказал Андрею, что он снимет всего лишь семь фильмов. Фильм «Жертвоприношение» оказался последним и стал своего рода завещанием.

Тарковский так объяснял свой замысел фильма «Жертвоприношение»:
«Если мы не хотим жить как паразиты на теле общества, питаясь плодами демократии, если мы не хотим стать конформистами и идиотами потребления, – то мы должны от многого отказаться. И начать мы должны с самих себя. Мы охотно возлагаем вину на других, на общество, на друзей, только не на себя. …
Лишь когда знаешь, что готов пожертвовать собой, можно добиться воздействия на общий процесс жизни, по-другому не выйдет. Цена – это, как правило, наше материальное благосостояние. Нужно жить так, как говоришь, дабы принципы перестали быть болтовнёй и демагогией».

Жертво_беседа

Идея фильма была взята из киносценария «Ведьма»», написанного Аркадием Стругацким. По сценарию безнадёжно больной человек исцеляется от рака, благодаря ведьме, с которой проводит ночь.

Жертво_Мария

Постепенно тема самоспасения трансформировалась у Тарковского в замысел спасения мира благодаря искупительной жертве.
«Повествование приобрело форму поэтической притчи, хотя в нём много автобиографичного», – объяснял Тарковский. – «И все персонажи в этом фильме из нашей жизни».

Жертво_Алексан и Мария

«Мой фильм называется «Жертвоприношение». А разве готовность к жертве не должна являться естественным состоянием души? …
Я хочу поднять вопрос о значимости личной ответственности и личной веры человека, способного взять персональную ответственность за судьбы мира в противовес общественной безответственности, царящей вокруг».

Идея самопожертвования была у Тарковского одной из любимых и самых значимых.
«Если им (людям Запада) сказать, что смысл человеческого существования в жертвенности во имя другого, то они, наверное, засмеются и не поверят – также они не поверят, если сказать им, что человек рождён совсем не для счастья и что есть вещи гораздо более важные, чем личный успех и личное меркантильное преуспевание. Никто, видно, не верит, что душа бессмертна!»

Характеризую личность главного героя фильма «Жертвоприношение» Александра, Тарковский говорил: «Я мог бы его себе представить человеком, который знает, что мир не исчерпывается целиком материальной жизнью, а есть мир трансцендентный, который ему ещё только предстоит открыть. И когда приходит несчастье, когда возвещается ужас катастрофы, он в полном согласии с логикой своего характера обращается к Богу как к последней надежде».

Жертво_молитва

В фильме герой засыпает и ему снится, что наступила термоядерная война. Он молится и просит Бога, чтобы всё вернулось и было как прежде, чтобы не было войны. Ради этого он готов пожертвовать самым дорогим – своим сыном и своим домом. Когда герой просыпается, он помнит о своём обещании Богу и считает нужным его исполнить. Он поджигает свой дом и даёт обет молчания.

Жертво_с дома

Съёмки фильма «Жертвоприношение» на острове Готланд продолжались в течение пяти недель летом 1985 года. «Нам необходимо вступить в тайный сговор с природой, – наставлял Тарковский. – Мы должны заставить её помогать на съёмках».

Строительство дома обошлось более чем в полмиллиона шведских крон, построили дом за месяц, а сгорел он за десять минут. Сцена горения дома снималась два раза. В первый раз у камеры отказала грейферная система, и плёнка встала. Дом сгорел впустую. Тарковский был расстроен. Он сказал, что если не удастся переснять эту ключевую сцену, то фильма не будет, он отказывается ставить своё имя в титрах.
Актёры собрали деньги, и дом был построен заново. На этот раз снимали тремя камерами. И всё получилось.

Тарковский признавал: «Если жизнь буквально по пятам следует за идеями, которые высказываешь, то тогда эти идеи больше не свои, они – только послания, которые получаешь и передаёшь дальше. В этом смысле Пушкин прав, когда говорит, что каждый поэт, каждый подлинный художник – помимо своей воли пророк».

Андрей Тарковский был не только пророком, но мистиком и монахом в миру. «Мистика – это отверстия, сквозь которые капельки знания о реальности просачиваются в нашу человеческую вселенную невежества и иллюзий, – писал Олдос Хаксли. – Мир, абсолютно лишённый мистики, был бы абсолютно слепым и безумным миром».

В своём дневнике «Мартиролог» в 1982 году Тарковский пишет: «Важнейшее и наитруднейшее – верить, ибо только верующий переживает осуществление (реализацию). Но искренне верить – необычайно трудно. Нет ничего труднее, нежели страстно, искренне и тихо верить наедине с самим собой».

Суть «веры Тарковского» – возможность духовного преображения при прорыве в «неизвестность самого себя».
«Я думаю, что верующий – прежде всего тот, кто готов принести себя в жертву», – говорил Андрей. Человек, не способный к самопожертвованию, для Тарковского неподлинный человек.

Спасти свою душу можно лишь посредством жертвоприношения. Вера обретается не через познание, а через страдание. Без дел вера мертва! Только через поступок человек прорывается к подлинному знанию о себе.

Тарковский считал, что «насущное предназначение человека в том, чтобы благодаря поиску духовности познавать истину».
«Не познавший опыта любви потерпел самое сокрушительное поражение на этой Земле».

Первейшее жертвоприношение – это любовь. Если мы действительно любим, мы жертвуем. Любовь – это принесение себя в жертву!

На мой взгляд, смысл жертвоприношения может быть в демонстрации непривязанности к земным благам и вообще к земному существованию.

«Каждый подарок несёт в себе жертву. Иначе какой же это подарок?!» – говорит в фильме почтальон Отто.
Только отдавая лучшее, самое дорогое, можно доказать свою веру и любовь.
У нас большинство верующих живут по принципу: «возьми боже, что нам не гоже».

Ещё древнегреческого философа Диогена сердило, что люди при жертвоприношении молят богов о здоровье, а после на пиру объедаются во вред себе.

Жертвоприношение известно в истории всех религий: от кропления в честь духов и богов перед едой и питьём до кровавых и жестоких человеческих жертвоприношений.
Особо жестокими формами жертвоприношения были принесение в жертву богам детей, религиозное самоубийство и самооскопление. Известна также такая форма жертвоприношения как ритуальное лишение девственности.

Жертвоприношение — это форма религиозного культа, преследующая цель установления или укрепления связи личности или общины с богами или другими сверхъестественными существами путем принесения им в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью для жертвователя.
Цель жертвоприношения – задабривание и умилостивление духов.
Формами жертвоприношения можно считать монашество, религиозный аскетизм, посты и т.п.
Основной смысл в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность ему. Кровь животных «покрывала» грехи тех, кто приносил эту жертву.
Иисус Христос вместо принесения в жертву животного предложил любовь. «Милости хочу, а не жертвы».

В исламе и в Армянской апостольской церкви сохраняется обряд, в традиционном виде включающий в себя закалывание животного — ягнёнка, бычка, голубя или петуха.
Если мусульманин связывает обетованную жертву с каким-либо условием и, например, говорит: «Если выздоровеет больной, я принесу жертву во Имя Аллаха», то после выздоровления больного, сделать жертвоприношение становится для него обязательным.

В иудаизме искупительная жертва — концепция о прощении греха посредством искупления, жертвоприношение через пролитие крови жертвенного животного.
В христианстве, в отличие от иудаизма, жертвоприношение является центральным элементом. Иисус Христос добровольно пожертвовал собой, став искупительной жертвой за грехи всех людей всего мира, этим он спас мир!

Широко известна история «отца веры» – Авраама, которому Бог повелел принести в жертву сына; и Авраам готов был убить своего сына, как требовал того Бог.

Жертвоприношение Авраама отличается тем, что Авраам готов принести в жертву своего сына, то есть другого человека.
Главный герой фильма «Жертвоприношение» Александр в молитве просит: «Я отдаю Тебе всё, что есть у меня: я отдаю свою семью, которую люблю, я уничтожу мой дом, откажусь от сына, я стану немым, я никогда ни с кем не буду говорить, я отказываюсь от всего, что связывает меня с жизнью…»

Но если просит Бога, то как может просить спасения у ведьмы, даже если ведьма это ведунья, то есть знающая.
Если он обращается к ведьме после обращения к Богу, то значит, он не верит Богу?
Верить в Бога и верить Богу – не одно и то же.

Способен ли Бог выполнить просьбу Александра и изменить прошлое?

«Если Бог способен изменить прошлое, способен «бывшее сделать никогда не бывшим», то человеку никуда не уйти от наваждения бесконечного повторения одного и того же, при этом его личность теряет какое-либо значение, поскольку личность человека – это его прошлое», считает доктор философских наук Игорь Иванович Евлампиев.
«В рамках «современного» мировоззрения мы вынуждены признать, что даже для Бога невозможно изменить прошлое, и никакая вера не может посягать на то, что уже свершилось».

И.И.Евлампиев считает: «…современное человечество утратило подлинную веру, являющуюся не столько состоянием сознания, сколько реальным изменением нашего бытия».
«Полагая, что только «открывает» законы мира, разум на деле накладывает на мир свойственные ему самому, удобные для него законы. … Даже Бог подчинён законам, которые устанавливает человеческий разум, и не в состоянии изменить или нарушить их».

В своей книге «Художественная философия Андрея Тарковского» И.И.Евлампиев пишет:
«Сам Бог в художественном мире Тарковского «конструируется» как итог жертвенных усилий человека, как своего рода центр спасённого и преображённого бытия – спасённого и преображённого в результате нескончаемых жертвенных деяний множества людей, соединившихся друг с другом в своём стремлении к совершенству».

«Обращение к Богу, по сути, оказывается обращением к тем неведомым, загадочным силам, которые содержатся в человеке, точнее, к тем силам, которые заложены в самом бытии, но могут быть раскрепощены, направлены на преображение всего мира только с помощью совместного усилия всех людей».

«Вера, по Тарковскому, это вовсе не ожидание помощи от какой-то внешней «инстанции» и не просто надежда на благое будущее, – это ощущение в себе и самом бытии, частью и центром которого является человек, указанных «божественных» сил; вера – это способность сделать эти силы реальными и действенными в мире».

«Единственным способом для человека обрести веру и стать причастным тем всемогущим силам, которые всё ещё таятся в основах бытия, заключается в самопожертвовании, в готовности к полному отрицанию своей самодостаточности ради единства всех людей, ради восстановления нашего единства со всем существующим».

«Отдавая свою земную жизнь, человек помогает другим людям в их земной жизни бороться за причастие «божественной» силе и одновременно делает себя центром иных планов или горизонтов бытия…»
«Однако он никогда не имеет права жертвовать жизнью других: в противоположность самопожертвованию, это ведёт к радикальному разрушению цельности бытия и подавлению его благих сил».

«Жертвоприношение», пожалуй, самый загадочный фильм Тарковского; и сделан загадочным намеренно. Там переплетены несколько планов, сон во сне, нереальность реального и реальность нереального.

Тарковский говорил, что в фильме заложено много смыслов, которые могут быть интерпретированы по-разному, и сделал он это намеренно.
«Фильм и делается специально таким образом, чтобы быть истолкованным по-разному», — говорил Тарковский. — «Я хотел показать, что человек может восстановить свои связи с жизнью посредством обновления тех оснований, на которых зиждется его душа… Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву».

Когда готовил этот пост, пересмотрел фильм «Жертвоприношение» в 101 и 102 раз. Сейчас уже я вижу в фильме много нестыковок, вернее, искусственных смычек, натяжек. Многие образы заимствованы из фильмов «Зеркало», «Солярис», «Сталкер», «Ностальгия».

Сценарий несколько искусственно запутан. Сны перепутаны с реальностью.
Александр видит четыре сна: первый – в котором случается ядерная война, второй – в котором Александр идёт к Марии, третий – в котором он видит апокалипсические последствия ядерной зимы, в четвёртом – сцены хаотического бегства людей в городе.

Являются ли сны Александра видениями другой возможной реальности, параллельной реальности, которая может осуществиться в нашем мире?

Просыпаясь, Александр пытается понять, спит он или нет. Допивает коньяк из стакана, который оставил во сне, ударяется коленом и боль свидетельствует о том, что он не спит. Александр звонит редактору и убеждается, что война ему приснилась, а значит и молитва, и его обещание Богу. И он решает исполнить наяву то обещание, которое дал Богу во сне.
Сжигание своего дома это доказательство своей веры Богу, это утверждение веры!

Жертво_пожар дома

Нормален ли человек, приносящий в жертву своего сына или поджигающий свой дом? Конечно же, нет. Понять такого рода жертвоприношение может не каждый.
Искренне и глубоко верующий человек вызывает у неверующих недоверие, кажется фанатиком и даже сумасшедшим.

Жертво_с пистолетом

Известно много случаев, когда пережитое во сне меняло человека наяву. Я верю в преображающую силу подобного рода сновидений-откровений, поскольку сам пережил нечто подобное. Я описал это в романе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».

Тарковский говорил, что «Жертвоприношение» это русский фильм для русского зрителя. Это фильм-молитва умирающего Тарковского, его молитва о спасении мира и себя.

Все картины Тарковского это фильмы-медитации. Я часто включаю видеозапись «Жертвоприношения», чтобы пожить в атмосфере этого фильма. Фильм создаёт удивительную ауру, в которой отдыхаешь душой, и душой трудишься. Меня вдохновляют эти люди, их разговоры о духовном, о вечном, атмосфера места и времени, сама ситуация Апокалипсиса.

Апокалипсис – это критерий истины.
Апокалипсис принесёт разрушение этого мира или станет освобождением для царства истины?

Может ли один человек спасти весь мир?
Может!
Так Христос спас мир своей заповедью любви.
Не знаю, существовал бы сейчас наш мир, если бы не любовь?!

Может ли молитва изменить мир?
Может! Если будет умносердечной. Чтобы тебя услышали, нужно чтобы чистота твоих мыслей и чувств соответствовала частоте канала вселенского Интернета.
Мы посылаем наше SMS-сообщение в надежде, что нас услышат и выполнят наши желания. Но получаем мы не то, что просим, а то, что сути нашей соответствует, что объективно необходимо. Об этом Тарковский сказал ещё устами Сталкера.

Во время Крестного хода в Санкт-Петербурге один мужчина мне ответил: «Главное, что этот крестный ход очищает нас самих, приближает к Небу. А через это, через духовную ауру, и политика должна измениться. Это всё промыслительно, не материально делается. Это союз неба и земли, политики и духовности».

А что такое духовность?
Духовность можно понимать как связь с миром иным, высшим (горним). Мы можем входить в контакт с духовной реальностью (вселенским Интернетом) и с миром иным. Возможно, где-то на какой-то планете существует «рай», на какой-то «ад». Вспомним мысль Свидригайлова из романа «Преступление и наказание», что, возможно, за гранью смерти мы окажемся не в «раю», а в ещё более жуткой реальности, чем наш мир.

«Бог умер» – сказали древние задолго до Ницше. Но смерть бога не означала его уход из мира. Напротив. Бог умер, чтобы жил этот мир. Своей смертью Бог спас мир!

Миф об умирающем боге является ключом как к универсальному, так и к индивидуальному искуплению и возрождению. В Египте бог Сет убивает Осириса. Жена Осириса Исида тайно собирает части расчленённого тела мужа. Осирис, бог-покровитель посевов, ежегодно умирая, давал египтянам возможность собирать новый урожай и тем самым возрождаться жизни.

Любопытной разновидностью мифа об умирающем боге является Висельник. Наиболее важным примером этой концепции могут служить ритуалы Одина, где Один сам себя подвешивает на девять суток на ветке Мирового Дерева и пронзает свой бок священным копьём.
Эзотерически Висельник есть человеческий дух, висящий на протянутой с неба единственной нити... Эта мистерия продолжилась в христианстве распятием и смертью Богочеловека — Иисуса Христа.

В метафизическом смысле рождение мира есть результат смерти Бога, ибо из частиц Бога и создан этот мир, Бог везде, во всём. Жизнь есть самопожертвование Бога. Однако когда-нибудь в конце времён мир вернётся обратно в своё исходное состояние – в молчащее Всё и Ничто.

Поэтому «смысл жизни для нас – в возвратном обожении мира, в поднятии его, насколько позволяют силы, из низин опошленности, в восстановлении Творения в его изначальном статусе», – пишет Николай Болдырев в книге «Жертвоприношение Андрея Тарковского».

В греческой мифологии богом, жертвующим собой ради мира, был
— Дионис!
Я — весь этот мир!
И я за всех, за этот мир весь отвечаю.
И жертвуя собой, его лишь сохраняю.
Благодаря лишь жертве мир ваш существует.
И если бы не я, то мир давно б погиб.
Но мой не слышат предостереженья крик.
Даже когда спускаюсь в мир в людском обличьи.
Я жертва-жертвователь, Бог, Я царь ночи΄
Мне силы тьмы сполна подчинены.
Но тьма не смерть, не Хаос, где страдаешь.
Тьма для тебя есть то, что ты не различаешь.
В ней сила жизни, Сила Света.

Сакральный смысл есть во всём. Его дешифровать лишь стоит.
А это трудно. Смысл в том — любви без жертвы не выходит!
Без жертвы нету Божества. Без жертвы нету и творенья.
Без жертвы всё только слова. Без жертвы нету Откровенья.

Вселенский Смысл. Нет, выше, выше, выше!
Что за пределами Вселенной, Что в Ничто!
Где Сердце Мысли, где безмолвье тише,
Где родилось и где почит Оно.
Оттуда вышли и туда уйдём мы,
Чтоб возвратиться в самоё себя,
Осуществив предназначенье жизни
И оправдав тем смысл Бытия.

Мы все частички Космоса живого,
Рождённые желанием Его.
Мир — это Я, планеты — клетки крови,
Галактики — часть тела моего,
И сердце бьётся — кто-то жаждет боли,
Я счастлив — я постигнул Смысл Всего!
Я стал частицей смысла мирозданья —
И жизнь моя теперь имеет смысл.
Я удержать не в силах восклицанья:
Я Бога часть, Я — Бог, Его я мысль!
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Нет, Бог не ушёл из нашей жизни, Бог не молчит. Это мы ушли от Бога, это мы перестали пытаться услышать его. Кто хочет, кто очень хочет и пытается, тот, уверен, слышит!
Вспомните слова из Библии: «если хочешь увидеть Бога, ты должен явить ему своё подлинное лицо».

Люди верят в возможность преображения земной действительности наперекор «здравому смыслу» и «порядку». Вера противостоит разуму и даже отрицает разум. «Верую, ибо абсурдно», – говорил ещё Тертуллиан.

Противоречит ли вера законам необходимости, на которых основана жизнь?
По моему мнению, не противоречит. Весь вопрос, как мы понимаем Необходимость.
Любовь и есть необходимость. Ибо сотворение любви есть сохранение мира.
Поэтому ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

Почти все фильмы Андрея Тарковского это поиск Бога.
Мессианская идея спасения мира усилиями одного человека – вот суть философии режиссёра Андрея Тарковского во всех его фильмах.

Да, фильмы Тарковского трудны для восприятия и понимания. А кто сказал, что искусство должно быть понятным, особенно, если цель искусства – катарсис?!

«Безусловно, искусство Тарковского не для всех, – считает Наталья Бондарчук, – оно завораживает только тех людей, у кого есть то, чем завораживаться».

Жертво_истерика

Тарковский призывает зрителя к соучастию. Мысли без чувства в искусстве не существует. Он не говорит впрямую, а предлагает зрителю самому расшифровать заложенные им смыслы.

Жертво_мальчик с вёдрами

В свой последний фильм «Жертвоприношение» Тарковский хотел вместить всё несказанное и недосказанное, пытался высказать невысказанное, точнее, невысказываемое.
Он считал этот фильм самым важным из своих лент. Это его духовное завещание.
Этот фильм – проповедь, более того – исповедь, и даже больше – это жертва самого Андрея Тарковского, принесение в жертву самого себя. Он доделывал фильм, зная, что смертельно болен.

Тарковский подчеркивал глубокую трагедию человеческого стремления к совершенству, к вечной жизни. Андрей считал, что на земле нет рая и что человек рождён, чтобы быть несчастным. С самого начала он был осужден на несчастье, страдания и печаль.
Поиски Истины – это мучительный путь. Для русского Художника этот путь заканчивается зачастую Голгофой.

Николай Болдырев в книге «Жертвоприношение Андрея Тарковского» пишет:
«Настоящий художник, по Тарковскому, хотя бы немного, но преобразует себя в художественном акте, и вот тогда-то произведение и становится способным изменить что-то в другом. Книга или фильм, ничего в нас не меняющие, пустотны».
«Смысл жизни для нас – в возвратном обожении мира, в поднятии его, насколько позволяют силы, из низин опошленности, в восстановлении Творения в его изначальном статусе».

В своём творчестве я причисляю себя к незримой «церкви Тарковского». Цель жизни для меня — творить! Лишь творчество моё спасенье. Себя тем в жертву приношу. Без веры нет мне откровенья. Пока я верю — я живу!

Помню свою встречу с Андреем Тарковским 12 декабря 1981 года в актовом зале ленинградского университета, где проходила творческая встреча знаменитого кинорежиссёра.
Тарковский говорил, что искусство существует только потому, что мир неблагополучен, что нужны преодоления. Мне удалось задать Андрею Арсеньевичу вопрос и услышать его оригинальный ответ, который я помню до сих пор.
«Для меня кино – занятие нравственное, а не профессиональное», – говорил Андрей Тарковский. – «Задача искусства заключается для меня в том, чтобы выразить идею абсолютной свободы духовных возможностей человека. По моему мнению, искусство всегда было оружием в борьбе человека против материи, угрожавшей поглотить его дух…»

Жертво_мальчик под деревом

В книге «Запечатлённое время» Тарковский пишет: «Человек интересен мне своей готовностью служения высшему, а то и неспособностью воспринять обыденную и обывательскую жизненную «мораль». Мне интересен человек, который осознаёт, что смысл существования в первую очередь в борьбе со злом, которое внутри нас, чтобы в течение жизни подняться хоть на ступенечку выше в духовном смысле. Ибо пути духовного совершенствования противостоит, увы, единственная альтернатива – путь духовной деградации, к которой обыденное существование и процесс приспособляемости к этой жизни так располагает!..»

«Я верю в божественное предопределение».
«Вера – это единственное, что может спасти человека. Это моё глубочайшее убеждение».
«Мир не исчерпывается целиком материальной жизнью, а есть мир трансцендентный, который … ещё только предстоит открыть».

«Я твердо убеждён, что сегодня мы снова стоим вплотную к гибели цивилизации, ибо мы полностью игнорируем духовную сторону исторического процесса. Мы не хотим признаться, что наш непростительно-греховный и безнадёжный материализм принёс человечеству бесконечно большие несчастья...»

Андрей Тарковский – был чужой странный непонятный необыкновенный чужак. В своём дневнике («Мартиролог») Андрей признаётся: «Если уж я жил бессмысленно, то пусть хотя бы смерть моя будет не напрасна. Я всё-таки люблю человечество, и чтобы сделать людей счастливыми готов принести себя в жертву, дабы доказать бытие Божие! Послужить человечеству, принести себя в жертву Богу — вот чего хочу я!»

«Люди слепы. Счастье в самоограничении! Не так уж много человеку необходимо. Все проблемы он выдумывает себе сам. Нужно лишь перестать желать, перестать потреблять сверх меры. Счастье в том, чтобы творить и отдавать!
Человечество погибнет, если не прекратит брать безмерно из кладовой природы.
Как вразумить людей, как остановить их самоубийство?!
Что я должен сделать?
Нужно сказать, нужно убедить собственным примером!
В конце концов, я готов пожертвовать собой, чтобы спасти человечество!
Люди! Остановитесь! Взгляните на то, что вы натворили! Земля устала от нас. Мы губим её. Одно неосторожное движение, и сила, открытая и сдерживаемая пока, уничтожит нас и всё живое на планете.
Господи, как же мне вразумить их, как объяснить самоубийственность выбранного пути? Их желание иметь всё больше убьёт их. Они приносят природу в жертву неутолимой жажде комфорта, они убивают ради развлечения, они рабы своих всёвозрастающих желаний; они никогда не прекратят воевать друг с другом, уничтожая всё на своём пути...
Я хочу спасти этот мир, спасти людей! Потому что люблю людей и этот мир! Но как, как спасти?
Люди, опомнитесь! Пощадите природу, не убивайте себя! Слейтесь в гармонии, и вам не потребуется роскошь и орудия убийства. Чтобы стать счастливыми, для этого не нужно много иметь, — достаточно любить! ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

P.S. Посвящаю этот пост памяти Андрея Тарковского.

А на какую жертву готовы Вы, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Комментарии

Аватар пользователя Доген

А на какую жертву готовы Вы, господин Кофырин, чтобы не было третьей мировой войны?

Аватар пользователя Иван Иваныч

Николай Здравствуйте.

P.S. Посвящаю этот пост памяти Андрея Тарковского.

А на какую жертву готовы Вы, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ?

Ваш вопрос это разбор понимания смысла который заложил Андрей Тарковский или Вообще сам смысл понятия жертвоприношения? Что такого толкового сказал Андрей Тарковский что его смысл слова Жертвоприношения хорош? 

Почему  я спрашиваю?  Пост огромен не могу уловить мысль Андрея Торковского, можете для меня суть? 

Аватар пользователя Галия

Статью надо было бы назвать "Смысл жертвоприношения у А.Тарковского", потому что к философскому смыслу его трактовка не имеет отношения.

Аватар пользователя Олан Дуг

Полностью присоединяюсь к каждому слову, но... тема "Жертвоприношение:философский смысл" очень интересна. Имеет смысл её развить, но создавать отдельный пост пока не считаю нужным.

Я и сам эмпирическим путем подошел в жизни к мысли о необходимости "жертвоприношения". Но я это связываю в настоящий момент с "суеверием".

Суеверием я называю предпосылку "веры". Т.е. я уже обнаружил интуитивно закономерность, но в неявном виде, логически объяснить её (понять механизм связи) ещё не могу. Использую обнаруженную закономерность "по наитию".

И с каждым использованием, получив "правильный" результат, я укрепляюсь в "вере", что обнаруженная мной закономерность верна и приводит к необходимому результату.

Жертвоприношение в философском смысле я вижу в отказе индивида от каких-либо личных благ. Путь "погони" за личными благами: удовольствиями и богатством и властью, как инструментам их достижений, чреват тем, что всегда ведет в "пропасть" (пропАсть).

Богатые и властьимущие становятся незаменимыми и ведущими членами общества, когда их главной целью становится не достижение личных благ, а забота о стабильности и процветания всего общества. Но это очень редкое явление, и такие люди зачастую причисляются обществом к числу "святых".

Но любую, даже самую хорошую идею можно довести до абсурда. Поэтому я всех встретившихся в жизни руководителей и богатых людей делю (после понимания их "сути") на три категории: "дураков", "нормальных" и "сволочей".

Дураки - следуют "выдуманным" законам в ущерб благосостоянию: своему и своих близки (прожил всю жизнь, но потомкам нечего оставить: ни детей, ни имущества).

Нормальные - такие создают "плацдарм" для развития потомков, как своих детей, так и общества ("жил" сам и о других не забывал)

Сволочи - всё только для себя, без ограничений, без меры, любым путем. (после меня хоть потоп).

:-))) Конечно такое деление сугубо субъективно и критично, но... "я так вижу"!

Аватар пользователя Галия

А Вы рассматривали тему целей создания классификаций? Я думаю, что любая классификация создаётся, как вспомогательный инструмент именно для выявления нужного типа "жертвоприношений". В смысле, для ответа на вопрос "а чем именно нужно пожертвовать тому или иному типу людей, чтобы достичь благо-состояния?".

Аватар пользователя Олан Дуг

Галия: " А Вы рассматривали тему целей создания классификаций? Я думаю, что любая классификация создаётся, как вспомогательный инструмент именно для выявления нужного типа "жертвоприношений". "

Рассматривал, но не излагал. Мое мнение: Первая часть мысли абсолютно верна " Я думаю, что любая классификация создаётся, как вспомогательный инструмент ..." Я бы добавил "Разума".

Вторая часть мысли (причинно-следственной цепи) "...именно для выявления нужного типа "жертвоприношений". " является подмножеством множества классификаций.

Поэтому я считаю более верной следующую формулировку: " Я думаю, что любая классификация создаётся, как вспомогательный инструмент Разума, в том числе и для выявления нужного типа "жертвоприношений".

Господи! Как продуктивно работать в паре с единомышленником! А то иногда в творческом порыве нагородишь такого, что потом сам дивишься: "Как это меня угораздило?" :-)))

Аватар пользователя kosmonaft

А на какую жертву готовы Вы, ЧТОБЫ НЕ БЫЛО ВОЙНЫ?

Для того, чтобы не было войны, жертвовать нужно ТОЛЬКО тем, что делает войну возможной.

Аватар пользователя asmaturus

Николаю К.:
А моё внимание привлекла вот эта мысль А.Тарковского: 

«Для меня кино – занятие нравственное, а не профессиональное», – говорил Андрей Тарковский. – «Задача искусства заключается для меня в том, чтобы выразить идею абсолютной свободы духовных возможностей человека. По моему мнению, искусство всегда было оружием в борьбе человека против материи, угрожавшей поглотить его дух…»

Ведь чем эта мысль примечательна...

На мой неправильный взгляд, она  примечательна тем, что и этот Великий Мастер - инженер человеческих душ, а к тому же, будучи сам Великим Интеллигентом, - почему-то тоже не различал в себе двух понятий: Интеллект и Дух. Ведь если правильно понимать Николая Кузанского, что "Бог на языке интеллекта есть Искусство", то вот этого Бога в себе А.Тарковскому так и не удалось РАССМОТРЕТЬ. и свои "интеллектуальные способности" он заменял "духовными возможностями". И по жизни искал именно последние, вместо того, чтобы опереться на первые. Чтобы восславить сначала их, и лишь на этой МОЩНОЙ основе заняться духовностью человека. Оттого, подозреваю, и случилась с Великим Интеллигентом такая тяжелая кончина...
И потому скорблю со всеми...