Владислав Фельдблюм. О Марксе по-новому

Аватар пользователя professor
Систематизация и связи
Политэкономия

О МАРКСЕ ПО-НОВОМУ

 (к 200-летию со дня рождения Карла Маркса – продолжение и развитие  его экономического учения на междисциплинарной основе)

 

1.

 Исполнилось 200 лет со дня рождения  великого Карла Маркса. Специально начинаю эту статью таким образом, чтобы сразу подчеркнуть моё огромное уважение к нему как великому учёному-экономисту. В советское время эта дата, без сомнения, была бы широко отпразднована. Теперь же о ней мало кто вспоминает. Это вообще характерно для нас: общественное сознание играет человеком, то вознесёт его высоко, то в бездну бросит без следа! Вот и сейчас, приступая к чтению этой статьи, часть читателей наверняка ждёт от меня модной разгромной критики научных трудов человека, которого не так давно называли классиком. Другие, наоборот, хотели бы увидеть ностальгию по незаслуженно отвергнутому учению. Должен разочаровать и тех, и других. Я не принадлежу к их числу. В течение многих лет я пытался заново проанализировать огромный научный багаж Маркса и Энгельса. Как мне кажется, в результате этого анализа удалось получить нечто новое и важное для науки и общественной практики. Но сначала - об отношении к Марксу некоторых выдающихся экономистов.

 

Есть цивилизованное и нецивилизованное отношение к марксизму. Последнее превращает марксизм либо в икону, либо в исчадие ада. Я - за цивилизованное отношение. Известно, что серьёзное отношение к марксизму было присуще, например, Йозефу Шумпетеру. Он отнюдь не был правоверным марксистом. Наоборот, его в СССР считали откровенным апологетом капитализма. Но он отмечал "важную точку соприкосновения" своей теории капитала с теорией Маркса, хотя в целом не был согласен с его выводами. Он писал: "Тем не менее есть момент, в котором наша точка зрения сходится и с его взглядами, и с концепциями тех, на кого он более или менее оказывает влияние" [1]. Достаточно высоко оценивал экономическое учение Маркса и Василий Леонтьев. Он отметил у Маркса "блестящий анализ долговременных тенденций развития капиталистической системы" [2]. Отдал должное Марксу и Джон Гэлбрейт, отметив, что Маркс "предвидел многие тенденции капиталистического развития" [3].
 

В одной из лучших зарубежных книг по истории экономических учений, которую мне удалось прочитать ещё в подлиннике (теперь эта книга издана и на русском языке), отмечены такие ценные качества Маркса, как "способность доводить какой-либо экономический аргумент до логического завершения", "искусство абстрактного дедуктивного убеждения", "умение выявлять взаимосвязи между различными проявлениями экономической активности", "способность к эмпирическому обобщению на основе пристального наблюдения экономической жизни". Но этот же автор находит у Маркса "логические ошибки", "искажение фактов", "неоправданные выводы из исторических событий", "почти умышленное игнорирование слабостей в его собственном анализе" [4].
 

Наиболее дальновидные исследователи ещё в начале прошлого века стремились не столько противопоставлять альтернативные концепции, сколько искать в каждой из них часть научной истины. Крупный и интересный русский экономист Михаил Иванович Туган-Барановский, отметив разделение политической экономии на два противоположных направления, теорию предельной полезности и марксизм, выдвинул представления, которые не укладывались в рамки ни одного из этих направлений. Мне посчастливилось с большим интересом прочитать первое издание его фундаментальной книги [5]. В предисловии к этой книге Туган-Барановский констатировал: "Мои теоретические взгляды имеют нечто общее как с теорией предельной полезности, так и с теорией Маркса". В теории предельной полезности он усматривал "единственно возможное основание научной теории ценности", а у Маркса он позаимствовал "социальную точку зрения на экономические явления". К сожалению, в советское время такой синтетический подход заклеймили как "эклектический", чем нанесли отечественное экономической науке такой удар, от которого она и до сих пор не оправилась.
 

Французский экономист Эмиль Жамс, который отнюдь не был сторонником марксизма, в своей интересной книге ещё полвека назад дал пример цивилизованного отношения к марксизму. Это были годы, когда СССР явил миру грандиозные достижения в науке и технике. Эмиль Жамс писал: "Даже ни в коей мере не разделяя коммунистической идеологии, можно понять, что успехи в выполнении экономических планов, достигнутые строителями новой России, открыли перед трудящимися такие перспективы, каких они не имели в начале века. Марксизм уже не кажется какой-то ересью по отношению к подлинной науке. Он принят всерьёз, является предметом анализа и комментариев, даже со стороны тех, кто не верит в него и боится его влияния" [6].
 

С тех пор многое изменилось. Больше нет Советского Союза. Многие уже успели "позабыть" о реальных социально-экономических достижениях в советский период нашей истории. Они неустанно повторяют примитивный тезис о том, что за десятилетия советской страны в ней не было вообще ничего хорошего. В отличие от Э.Жамса многие наши "учёные" с необыкновенной лёгкостью поспешили объявить марксизм ересью. Но они, конечно, ошибаются. Есть такая порода "учёных", которые, если на что и способны, так это подобно флюгеру всегда держать нос по ветру. К сожалению, часто именно они ловко взбираются на командные высоты в науке, откуда учат нас жить. Нет необходимости распространяться о том, какова их реальная отдача и насколько пагубно их влияние.

 

2.

Теперь о моих исследованиях. Проблемой создания современной общеэкономической теории я увлёкся ещё в середине 70-х минувшего столетия. Вчитывался в труды классиков. Не будучи по образованию экономистом, потратил десятилетия на самостоятельное углублённое изучение политической экономии, производственной экономики, математической экономики, высшей математики, вычислительных методов, истории, философии, психологии, социологии. И понял, что без всего этого невозможно даже подступиться к решению захватившей меня задачи. Постепенно я приходил к выводу, что решение этой задачи немыслимо без переосмысления самого главного в политической экономии - понятия о труде и общественном производстве. Стало ясно, насколько опять оказался прав Эмиль Жамс. В уже процитированной книге он произнёс вещие слова: "Изучать длительный период - это значит идти дальше скрупулёзных моделей и эконометрических таблиц, составленных современными теоретиками. Это значит вернуться в область исследований первых экономистов-классиков начала ХIХ века и вслед за ними поставить вопрос, куда идёт наша экономика, к застою или к прогрессу...Трудная задача!" [6, стр.462].
 

Трудность задачи усугублялась тем, что, как выяснилось, работы классиков не содержат строго научного определения понятия "труд", ключевого для политической экономии. Знаменитая книга Адама Смита [7] начинается прямо с главы о разделении труда. Давид Рикардо, Франсуа Кенэ, Анн Тюрго, Джонн Милль также не дают в своих сочинениях строгого определения понятия о труде. Альфред Маршалл ограничился лишь указанием на то, что "производство, в узком смысле этого слова, изменяет форму и свойства предметов" [8]. Что же касается понятия "труд", то Маршалл лишь цитирует в своей книге определение Джевонса: "Можно определить труд как всякое умственное или физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы" [8, стр. 124]. Определение Джевонса хорошо уже тем, что в нём, по крайней мере, говорится о результате труда. В то же время, его не назовёшь строгим или научным, ибо оно указывает на цель труда, но не раскрывает его сущности. Согласно такому определению, "трудом" следует считать и такой вид деятельности, как "умственное и физическое усилие" карманного вора или взломщика сейфов, предпринимаемое для достижения конкретного результата!
Нет строгого научного определения понятия о труде и у Йозефа Шумпетера. Он следующим образом определяет процесс производства: "Производить - значит комбинировать имеющиеся в нашем распоряжении вещи и силы...Результатами являются продукты" [1, стр. 72-73]. Это определение уже ближе к истине. В нём упоминаются производительные силы, а главное - продукты труда, т.е. то, ради чего люди трудятся. Но и это определение сводит процесс производства лишь к неким "комбинациям" вещей и сил.
 

Похожее определение даёт Василий Леонтьев. Он определяет производственный процесс как "переработку одного ряда переменных, затрат, в другой ряд - выпуск продукции". Количественная взаимосвязь между затратами и выпуском определяется "набором всевозможных технологических вариантов". Леонтьев пишет: "Среди всевозможных технически доступных комбинаций затраты-выпуск фирма выбирает одну, которая позволяет максимизировать разницу между доходом и издержками" [2, стр. 46]. Это определение относится к современной производственной фирме, стремящейся максимизировать свою прибыль. Отдавая должное блестящей разработке В.Леонтьевым метода "затраты-выпуск", играющего важную роль в планировании современного производства, в то же время нельзя не отметить, что его определению понятия о труде явно не хватает историчности и научной общности. В истории человечества были времена, когда ещё не было ни фирм с их прибылью, ни развитой финансовой системы, ни набора всевозможных технологических комбинаций. Но уже был труд, было материальное производство, хотя и достаточно примитивное. Да и в наше время сообщество людей, занятых созидательным трудом, отнюдь не состоит только из фирм, максимизирующих свою прибыль.
 

Что касается современных экономических учебников, то им конечно не до таких высоких материй, как научное определение понятия о труде! Они сугубо прагматичны. Вот, например, одно такое определение: "Труд - это широкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применимых в производстве товаров и услуг...Работы, выполняемые лесорубом, продавцом, машинистом, учителем, профессиональным футболистом, физиком-ядерщиком - все они охватываются общим понятием "труд" [9]. Согласно такому "определению", труд - это лишь набор способностей, а раскрытие сущности труда прагматично подменяется перечислением профессий. О созидательной и преобразующей роли труда здесь нет и речи.
 

Все рассмотренные выше определения понятия о труде нельзя признать удовлетворительными. На их основе невозможно получить ответы на важные вопросы. Каков механизм труда? Каковы главные факторы, управляющие трудом и всем социально-экономическим процессом? Какова историческая эволюция трудовой деятельности людей? Какова роль характера труда в революционных социально-экономических переменах, которыми так богата история? Каковы наиболее важные, наиболее общие законы материального производства на разных этапах истории? Является ли наше настоящее лишь звеном в хаотическим наборе исторических случайностей или оно объективно обусловлено? В какой социально-экономической системе мы живём? Можно ли направленно и эффективно управлять нашей социально-экономической системой? Можно ли надёжно прогнозировать наше будущее и что мы должны делать уже сегодня для безопасного и стабильного развития в долговременной перспективе?
 

В результате многолетней работы с литературой только в "Капитале" Карла Маркса я обнаружил по-настоящему полное и точное определение понятия о труде. Интересно, что именно этому определению наши "знатоки" марксистского наследия придавали меньше всего значения! Они подчёркивали у Маркса революционный характер его учения, исторический и диалектический материализм, сокрушительную критику пороков капиталистической системы, учение о прибавочной стоимости как источнике неправедного обогащения капиталистов, обоснование неизбежности социальной революции и ведущей роли в ней пролетариата как "могильщика" капитализма, учение о "научном коммунизме". Многое из этого оказалось опровергнутым новейшей историей. Но данное Марксом уникально точное определение понятия о труде сохраняет непреходящее научное значение. Именно на этом определении основана разработанная мной современная общеэкономическая теория. Я работал над ней около 40 лет.
 

Итак, читаем у Маркса: "Средство труда есть вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействия на этот предмет. Он пользуется механическими, физическими, химическими свойствами вещей для того, чтобы в соответствии со своей целью применить их как орудия воздействия на другие вещи" [10, том 23, стр. 190]. Таким образом, согласно Марксу, имеются средство труда, работники и предмет труда. Работники помещают средство труда между собой и предметом труда. При этом образуется производственный комплекс. Далее Маркс пишет: "В процессе труда деятельность человека при помощи средства труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда...Продукт процесса труда есть потребительная стоимость, вещество природы, приспособленное к человеческим потребностям посредством изменения формы" [10, том 23, стр. 191-192].
 

Это определение обладает настолько настолько филигранной точностью, что оказалось возможным выразить его в виде строгой логической схемы. Это и было впервые сделано в моём исследовании (здесь для краткости не приводится). Если бы я не был физико-химиком, то наверняка не обратил бы внимания на поразительное сходство этой схемы с кинетической схемой некоторых химических реакций. Что происходит при химической реакции, протекающей в присутствии катализатора? Учитывая, что читателем этого сообщения может быть и неспециалист, несколько упростим изложение и отметим лишь главное. Имеются исходное вещество-реагент и катализатор. Они образуют каталитический комплекс. В нём реагент превращается в продукт реакции. Эту химическую реакцию специалисты по физической химии уже давно изображают так называемой кинетической схемой. И вот, мне удалось сделать поразительное наблюдение: если сравнить обе схемы, то получается абсолютно полная аналогия!
 

Эту удивительную аналогию можно было бы считать чисто случайной, формальной. Мало ли на свете похожих вещей? Из этого ещё не следует, что между ними существует глубокое внутреннее сходство, что их свойства подчиняются похожим закономерностям. Однако, дальнейшее исследование показало, что в данном случае перед нами - не формальная, а очень глубокая аналогия. В сущности, материальное производство, со всеми его деталями и разветвлениями, в конечном счёте представляет собой единый процесс превращения совокупных сырьевых ресурсов в необходимый людям совокупный общественный продукт. Этот процесс осуществляется совокупной рабочей силой, которая использует для этого совокупные производственные средства - своего рода "экономические катализаторы". В химическом процессе продукт реакции отделяется от катализатора, который, таким образом, может повторно взаимодействовать с реагентом, и этот процесс постоянно повторяется. И то же самое происходит в общественном производстве: средства труда воспроизводятся, и осуществляется повторный производственный цикл.
 

Дальше - больше. В химии процесс осуществляется в химическом реакторе, а в обществе - в экономическом пространстве. Химическому понятию скорости реакции можно поставить в соответствие понятие скорости общественного производства. Материальному балансу химической реакции соответствует экономический баланс, но уже не только в натуральном, как в химии, но и в денежном выражении. Важными характеристиками химических реакций являются константы скорости. По аналогии, есть экономические факторы, определяющие скорость общественного производства. Ключевым понятием физической химии является энергия активации химического процесса. В экономике это - трудовая активность экономических агентов. И этот перечень химических и экономических аналогов можно продолжить.
 

Здесь мы подходим к принципиально важному моменту. Разумеется, надо быть действительно сумасшедшим, чтобы не видеть различий между химией и экономикой! Можно было бы отвергнуть любые сравнения столь далёких отраслей научного знания уже на том основании, что в химии действуют атомы и молекулы, а в экономике - живые люди. Но отказ от дальнейшего сравнительного исследования был бы ошибкой. Принять такое основание означало бы априори отказаться от любых попыток поиска и изучения того общего, что связывает общественные процессы с природными. Вместо категорического отказа следует попытаться учесть, хотя бы частично, принципиальные различия между природными и общественными процессами. Это - трудная, но выполнимая задача.
 

Одно из главных различий состоит в том, что химические константы постоянны во времени, в то время как соответствующие им по смыслу экономические факторы - переменные величины. Над этим вопросом задумывались многие. Василий Леонтьев отметил: "В отличие от большинства естественных наук мы изучаем систему, которая не только чрезвычайно сложна, но и к тому же находится в состоянии непрерывного изменения" [2, стр. 270]. А ещё раньше изменчивость экономических факторов подчеркивал Маршалл: "Материя, с которой имеет дело химик, всегда остаётся той же самой, но экономическая наука, подобно биологии, имеет дело с материей, внутренняя природа которой и строение, как и её внешняя форма, постоянно изменяются" [8, том 3, стр. 210]. (Как химик, я прощаю Маршаллу его небезупречное суждение о химической материи, а как экономист - полностью с ним согласен.). Интересное суждение по этому вопросу высказал и Пигу: "Гравитационная постоянная всегда одна и та же. Экономические же величины...в силу своей природы зависят от человеческого сознания и подвержены изменениям" [11]. Я намеренно подробно цитирую других, чтобы подчеркнуть: различия между химическими и экономическими процессами, конечно, не были упущены из виду в ходе моих исследований.
 

Смысл и значение этой удивительно глубокой аналогии между экономическими и химическими процессами заключаются в том, что открывается уникальная возможность применить для математического анализа общественного производства уже давно известные и надёжные математические методы физической химии. Конечно, с учётом того, что сказано не только об аналогии, но и о больших различиях между этими процессами. Нет смысла утомлять читателя сложными схемами, логическими построениями и математическими выкладками. Они интересны для тех, кто имеет желание глубоко вникнуть в существо рассматриваемой проблемы. Для глубокого понимания всего этого требуется довольно широкое образование. Я потратил на это многие годы. Подробности можно прочитать в моих книгах [12-14]. Здесь скажу лишь о главных результатах.
 

Выведено уравнение "одушевлённой производственной функции" (ОПФ). В отличие от традиционных производственных функций, уравнение ОПФ включает, наряду с обычными макроэкономическими переменными, "человеческие факторы" (психологические факторы мотивации труда). Как оказалось, известная производственная функция Кобба-Дугласа является частным случаем ОПФ. Более того, из общего уравнения ОПФ вытекают в качестве частных случаев производственные функции конкретных общественно-экономических систем: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и т.д. Этот результат можно сравнить с некоторыми важными открытиями естествознания, например с открытием Шрёдингером волнового уравнения в квантовой физике и химии.
 

Удалось решить трудную задачу - сформулировать наиболее общие социально-экономические законы не только словесно, но и математически. Многие из этих формулировок принципиально иные, чем в прежней политической экономии. В-частности, впервые сформулирован основной экономический закон современного капитализма. Показано его отличие от закона прибавочной стоимости Маркса, справедливого для капитализма в его ранних формах. По-новому сформулирован основной экономический закон социализма и, в частности, его советского варианта, который оказался построенным в нашей стране. По-новому раскрыта сущность концепции коммунизма, установлена её глубокая связь с современной концепцией постиндустриального общества. С позиций новой теории рассмотрены марксистские понятия производительных сил и производственных отношений. Конкретизировано и уточнено с современных позиций фундаментальное положение Маркса о необходимости соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Проведен сравнительный анализ марксистского учения об общественно-экономических формациях и альтернативной теории стадий экономического роста. Установлена определяющая роль фактора мотивации труда в революционных социально-экономических переменах. Особое внимание уделено анализу, с позиций современной общеэкономической теории, социально-экономических перемен в России.
 

Перевод концептуального аппарата традиционной политической экономии на строгий язык математики означает, по существу, рождение новой науки - математической политэкономии. Конечно, эта новая наука не предназначена для точных количественных расчётов сложнейших общественно-экономических процессов. Но важно уже и то, что выведенные новые уравнения содержат ключевые переменные, от которых зависит социально-экономическая динамика, показывают характер взаимосвязи между этими переменными. Тем самым открывается возможность более глубокого понимания и научного предвидения социально-экономических процессов.
 

Я веду спор с теми, кто до сих пор не верит в саму возможность создания общеэкономической теории, кто без конца твердит о крайней сложности общественных явлений и невозможности их описания математическими методами, кто упорно рассуждает о непроходимой методологической пропасти между естествознанием и гуманитарными науками. На примерах из истории науки показано, что подобная аргументация ещё сотни лет назад приводилась в отношении многих сложных явлений, которые к настоящему времени детально изучены и описаны математически. Критикуется застарелый и бесплодный индетерминизм, препятствующий развитию гуманитарных наук и постепенному их приближению по степени надёжности и достоверности к естествознанию и математике.
 

Я полемизирую и с теми, кто утверждает, будто в наше время общеэкономическая теория уже не нужна. Без современной общеэкономической теории нельзя понять ни событий в России, ни её перспектив в непрерывно развивающемся мире. Объективные законы общественного развития никто не отменял, они продолжают действовать, и без знания обществом этих законов невозможен реальный путь страны к прогрессу. Показана ошибочность "незыблемых основ" как прежней советской, так и нынешней либеральной ортодоксии. Подчёркивается необходимость преодоления идеологических штампов при разработке и реализации оптимальной социально-экономической политики.
 

Я получил за эти годы много самых разных читательских отзывов - от восторженных до негодующих. По-видимому, получилось что-то действительно серьёзное, так как есть отзывы, в которых отмечаются принципиальная новизна, актуальность и достоверность исследований. Конечно, самый главный критерий - соответствие теории и практики. Я начал работу над созданием современной общеэкономической теории ещё в 70-х. Теперь можно сделать вывод, что она "работает", что её выводы и прогнозы подтверждаются на практике, в жизни общества. Сегодня она уже может служить в качестве действенного инструмента для разработки оптимальной политики на долговременную перспективу.
 

Современная общеэкономическая теория интернациональна по своей природе. Её предмет, выводы и прогнозы имеют общемировое значение. Ответственная внешняя политика обязана учитывать коренное противоречие нашего времени, которое сформулировано в моих исследованиях на основе математического моделирования главных тенденций мировой социально-экономической динамики. Это - противоречие между объективно неизбежным процессом глобализации рынков, с одной стороны, и сохраняющимся разъединением людей перед лицом нарастающих глобальных угроз, с другой. Сегодня уже ни одна страна не может чувствовать себя в безопасности, отгородившись от остального мира железным занавесом или китайской стеной. В такой ситуации неизбежно возрастает роль российского фактора в мировой политике. Поэтому мои исследования представляют интерес и для зарубежных читателей.
 

Мои исследования адресованы политикам, учёным, общественным деятелям и всем, кому небезразлична судьба нашей страны в развивающемся мире. В них затрагиваются актуальные вопросы внутренней и внешней политики. Как оказалось, не любой читатель всерьёз интересуется ими. Мимо них проходят многие остепенённые и титулованные научные работники. Их замечает только тот, кто по-настоящему любознателен, кто имеет достаточно широкое образование, кто способен внимательно и вдумчиво читать такие книги и проявлять непредвзятое к ним отношение, кто готов к конструктивному диалогу, у кого научная честность и добросовестность выше сугубо эгоистических интересов. Для меня важны отзывы и замечания именно таких читателей.

 

3.

 

 Вернёмся к началу статьи. Карл Маркс в "Экономических рукописях 1857-1859 годов" (первоначальном варианте "Капитала"), анализируя капиталистические производственные отношения, высказал глубокую мысль: "Правильное рассмотрение и выведение этих производственных отношений...приводит к первым уравнениям, которые, подобно эмпирическим числам в естествознании, указывают на прошлое этой системы...Это - самостоятельная работа, к которой тоже мы надеемся приступить" [10, том 46, часть 1, стр. 449]. Поражает содержательность и гениальная прозорливость этого высказывания. Оно показывает, какое большое значение придавал Маркс взаимодействию политической экономии с естествознанием. Он верил, что на этом пути можно вывести фундаментальные "первые уравнения", которые смогут описать прошлое и настоящее, а также прогнозировать будущее социально-экономической системы. Он намеревался приступить к этой работе. Но ему не суждено было осуществить этот замысел. Те, кто даст себе труд внимательно и вдумчиво вникнуть в мои исследования, найдут в них те самые "первые уравнения", к которым стремился Карл Маркс.
 

Ссылки

1. Й.Шумпетер. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры. Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1982, с. 263.
2. В.Леонтьев. Экономические эссе. Теории, исследования, факты и политика. Пер. с англ. - М.: Политиздат, 1990, с. 106.
3. Дж. К. Гэлбрейт. Экономические теории и цели общества. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1976, с. 56.
4. M. Blaug. Economic Theory in Retrospect. 2-nd Ed. - London: Heinemann, 1968, p. 292.
5. М.И. Туган-Барановский. Основы политической экономии. - Санкт-Петербург: Типография "Слово", 1909.
6. Э. Жамс. История экономической мысли ХХ века. Пер. с франц. - М.: Изд. иностр. лит-ры, 1959.
7. Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1962.
8. А.Маршалл. Принципы политической экономии. В 2-х томах. Пер. с англ. - М.: Прогресс, том 1, 1983, с. 123.
9. К.Р. Макконелл, С.Л.Брю. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Пер. с англ. - М.: Республика, том 1, 1992, с. 37.
10. К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, 2-е издание.
11. А. Пигу. Экономическая теория благосостояния. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1985, том 1, с. 71-72.
12. В.Ш.Фельдблюм. К общеэкономической теории через взаимодействие наук. - Ярославль: Типография Ярославского государственного технического университета, 1995.
13. Владислав Фельдблюм. Вторжение в незыблемое (путь химика в политическую экономию). - Ярославль: Издательство "Ещё не поздно" ООО НТЦ "Рубеж", 2007.

14. Владислав Фельдблюм. Междисциплинарная общеэкономическая теория в действии.- Ярославль: Издательство ИПК «Индиго», 2015.

Ярославль, июнь 2018 г.

 

                    

Комментарии

Аватар пользователя VIK-Lug

professor-y: дык Маркс и реализовал "перевод концептуального аппарата политической экономии на строгий язык математики" и, в частности, в Гл.4 в Т.2 "Капитала" (см. на http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital2/kapital2-04.html ) и что, между прочим, является сегодня основой для норм бухгалтерского учета. Я Вам на это неоднократно указывал, но Вы, с необъяснимым маниакальным упорством, это предпочитаете "не замечать". 

Аватар пользователя professor

Я Вам на это неоднократно указывал, но Вы, с необъяснимым маниакальным упорством, это предпочитаете "не замечать".

Не замечаю, потому что замечать нечего. Я рассматриваю политическую экономию как широкую науку о смене общественно-экономических формаций. Маркс не дал математического аппарата в этой области. Он ограничился простейшими алгебраическими уравнениями для описания кругооборота товаров и денег исключительно в рамках капитализма. Что касается бухгалтерского учета, это не ко мне, я не бухгалтер.

Аватар пользователя VIK-Lug

professor-y: в том то и Ваша проблема, что Вы не бухгалтер и в современных нормах бухучета однозначно не соображаете. Ибо не пропустили бы мимо своего внимания такое от Маркса: "По уничтожении капиталистического способа производства, но при сохранении общественного производства, определение стоимости остается господствующим в том смысле, что регулирование рабочего времени и распределение общественного труда между различными группами производства, наконец охватывающая всё это бухгалтерия, становятся важнее чем когда бы то не было" (см.Гл.49 в Т.3 "Капитала"). И то что под "непростейшие" формулы Вашей Междисциплинарной экономической теории никто переделывать современный бухучет не будет (а он сегодня по полной программе соответствует тому, что Маркс и отразил в "Капитале"), а Вы сам в нем "ни бум-бум" и этого не сделаете - то и практической пользы от Вашей теории, сами понимаете, никакой.       

Аватар пользователя professor

И то что под "непростейшие" формулы Вашей Междисциплинарной экономической теории никто переделывать современный бухучет не будет (а он сегодня по полной программе соответствует тому, что Маркс и отразил в "Капитале"), а Вы сам в нем "ни бум-бум" и этого не сделаете - то и практической пользы от Вашей теории, сами понимаете, никакой.       

Что вы на бухучете зациклились? Вы что, серьезно считаете, что главное у Маркса - это бухучет? Это означает только то, что вы ничего не понимаете в политической экономии как науке об основных законах общественно-экономического развития. А что касается пользы от моей теории, то вы её просто не знаете, не понимаете и не хотите понимать. Иначе прочитали бы мою книгу "Междисциплинарная общеэкономическая теория (введение, сущность, отзывы)". Там всё сказано о практической пользе от моей теории  https://yadi.sk/i/32yDRX7c3Lqe6i

Аватар пользователя VIK-Lug

professor-y: ну предположим это не я на бухучете зациклился, а вся мировая экономика. Ибо именно на основе норм бухучета и доходы с расходами считают, и прибыль (убыток) определяют, и зарплату начисляют, и налоги платят, и анализ финансово- экономических процессов делают и еще много чего, в том числе и Вашу пенсию начисляют. Однако.

Аватар пользователя professor

Так ведь я не умаляю важности и практической значимости бухучёта. Но сводить значение марксизма и вообще политической экономии к бухучёту - верх глупости и невежества!

Аватар пользователя VIK-Lug

professor-y: дык и без данных бухучета невозможно должно понять и использовать то, что отражено как в "Капитале" (например, суть тех определений капитала и его оборотов, которые Маркс отразил в нем), так и в целом в теории марксизма. Потому Маркс и указал на особую важность бухгалтерии и в организации посткапиталистических общественных производств.  

Аватар пользователя Совок.

  К сожалению  автор не смог преодолеть навязанного антимарксистской антисталинской КПСС ложного стереотипа "марксизма-ленинизма" в виде сугубо политэкономического учения. На самом деле "Капитал" Маркса является всего лишь критикой капитализма, а не иконой на которую молились в СССР.  Отсюда все ошибки автора в отношении марксизма и стремление его подправить Маркса в якобы допущенных ошибках экономического характера. 

   Главный довод автора позаимствованный им у КПСС это западный капитализм выигравший экономическое соревнование у социализма.  Хотя на самом деле современная политическая мировая система это есть не что иное как марксов экономический социализм который проспали догматики из КПСС.  Не удосужился автор подумать над утверждением Маркса, что к социализму подойдут в первую очередь передовые страны а не отсталые к коим относится Россия.

   

 

Аватар пользователя professor

Хотя на самом деле современная политическая мировая система это есть не что иное как марксов экономический социализм

Это ваши фантазии, о чем вам уже не раз было сказано. Во-первых, современная мировая система не однородна, в ней страны с совершенно разными общественно-экономическими укладами. Во-вторых, в большинстве западных стран социализмом и не пахнет. Там частная собственность, предпринимательская деятельность, конкуренция и пр. Всё это - классические атрибуты капитализма. Конечно, этот капитализм отличается от капитализма времен Маркса, и об этом я неоднократно говорил. Но тем не менее - это капитализм, а не социализм.

Аватар пользователя philozan

 ...Только в "Капитале" Карла Маркса я обнаружил по-настоящему полное и точное определение понятия о труде. 

Именно на этом определении основана разработанная мной современная общеэкономическая теория. 

 ...Согласно Марксу, имеются средство труда, работники и предмет труда. Работники помещают средство труда между собой и предметом труда. При этом образуется производственный комплекс.

К сожалению, Маркс дал чисто технологическое определение труда, оставив за скобками его социальный аспект.

Дело в том, что "работники", о которых здесь говорится, не являются чем-то однородным, и производственная деятельность каждого из них, их "труды" имеют принципиально различный характер. 

В самом деле, с одной стороны - деятельность предпринимателя, который планирует производственный процесс, организует его, закупает "средства и предметы труда", нанимает "работников", прикрепляет их в качестве движителя к средствам труда при  воздействии на предмет труда с целью производства продукта, реализует произведенные продукты, распределяет доход...

И с другой стороны - деятельность наемного рабочего, вынужденного выполнять волю предпринимателя, "прикрепленного" к средствам труда в качестве "говорящего орудия труда", деятельность, которая сводится исключительно к  изготовлению изделий или оказанию услуг...

Разве можно деятельности того и другого объединить общим понятием "труд"?!

Готовлю к изданию брошюру под названием:"Три кита общественной жизни: собственность, труд, эксплуатация", где будет изложено иное понимание "труда".

 

Аватар пользователя Евгений Волков

Вы правильно отметили деятельность разных классов области труда. но если в своей брошюре вы так же будете искать определение труда (не определяемое), то нужного результата не  будет.  

Аватар пользователя philozan

 

Евгений Волков, 28 Июнь, 2018 - 20:39, ссылка

Вы правильно отметили деятельность разных классов области труда. но если в своей брошюре вы так же будете искать определение труда (не определяемое), то нужного результата не  будет. 

Универсальное определения "труда", пригодное для всех видов деятельности людей, действительно, дать невозможно. Но почему бы не определить  "труд" как специфическую  деятельность наемных рабочих?

Аватар пользователя VIK-Lug

philozan-y: ну предположим в теории марксизма есть универсальное определение "труда" - как общественный труд, реализуемый в капиталистических условиях обеспечения жизни людей в виде совместной деятельности членов общества, участвующих в реализации обращения совокупного капитала (общественного, в определении Марксом) в рамках соответствующей национальной экономики. И не зря у Маркса есть такое определение стоимости: "При определении стоимости речь идет об общественном рабочем времени вообще, о количестве труда, которым вообще может располагать общество и долей поглащения которого различными продуктами (труда) соответственно определяется их общественный удельный вес". 

Аватар пользователя rpa

VIK-Lug, 29 Июнь, 2018 - 11:06, ссылка

Редкий у вас случай "уместности" цитаты! В ней как в зеркале отражаются все слабости "марксизма"! Скопировал и благодарю! 

Аватар пользователя VIK-Lug

Гра: ну это с какой стороны смотреть на суть этой цитаты. Ибо если не видеть того, что именно развитие общественных сил труда и есть основой для развития соответствующих сообществ людей и условий их жизни, то Вы конечно правы. Ну а у Маркса в этом плане есть и такое: "Стоимость товаров прямо пропорциональна рабочему времени, затраченному на их производство, и обратно пропорциональна производительной силе затраченного труда. А производительная сила труда (не путать с производительностью труда, ибо это различные вещи - моё предупреждение) главным образом зависит: - от естественных условий труда, как то плодородие почвы, богатства рудников и т.д.; - от прогрессирующего совершенствования общественных сил труда, которое обуславливается производством в крупном масштабе, концентрацией капитала, комбинированием труда, разделением труда, машинами, усовершенствованием методов производства, использованием химических и других естественных факторов, сокращением времени и пространства с помощью средств связи и транспорта и всякими другими изобретениями, посредством которых наука заставляет силы природы служить труду и благодаря которым развивается общественный или кооперативный характер труда" (см. Доклад Маркса "Заработная плата, цена и прибыль"). Скопируйте и эту цитату - глядишь она пригодится, когда Вы будете в очередной раз заявлять о "слабости" теории марксизма. Однако.

Аватар пользователя rpa

VIK-Lug, 29 Июнь, 2018 - 20:16, ссылка

Скопируйте и эту цитату - глядишь она пригодится, когда Вы будете в очередной раз заявлять о "слабости" теории марксизма. Однако.

Не пригодится, так как это типичная позиция технократии! Которая, также как и социал -дарвинизм, неоднократно подвергалась критике! Кроме Маркса надо и современную "литературку" почитывать! )))

Возьмем для примера два способа "увеличения прибыли":

1.сократить количество пенсионеров;

2.заставить попов заниматься общественно полезным трудом;

Что вы выберите и какое отношение это имеет к вашей цитате? 

Аватар пользователя VIK-Lug

Гра: как только Вы укажете какую роль те и другие реализуют в преобразовании веществ и явлений природы в полезную и удобную для людей форму при обеспечении их жизни на Земле (на чем и базируется теория марксизма), так сразу я и отвечу Вам. А пока - извините, подвиньтесь...

Аватар пользователя rpa

VIK-Lug, 30 Июнь, 2018 - 08:56, ссылка

А пока - извините, подвиньтесь...

С каких это пор в марксизме появились "неудобные" вопросы?! Если не можете ответить, то так и говорите! Уж не попы ли вас "напугали"?))) 

Аватар пользователя VIK-Lug

Гра: дык на глупые вопросы (напомню - один дурак может столько и такие вопросы задать, что на них и сто мудрецов хрен ответит), не вижу смысла давать ответы. Однако. 

Аватар пользователя rpa

VIK-Lug, 30 Июнь, 2018 - 10:31, ссылка

Я задал не "глупый", а простой вопрос, на который можно ответить односложным ДА или НЕТ! -Вы боговер?

Просто уже надоели разного рода "псевдомарксисты", которые умудряются уместить в своей головке и религию и марксизм!)))

Маркс был атеистом-материалистом-диалектиком! Если являетесь ЭТИМ, то имеет смысл говорить с вами на общественно-политические темы! Если нет, значит нет! 

Аватар пользователя VIK-Lug

Гра: ну предположим к любой религии (и ко всему остальному) я отношусь так же, как об этом сказал Знгельс на похоронах Маркса: "Подобно тому как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т.д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образует основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой они поэтому должны быть объяснены - а не наоборот, как это делалось до сих пор...".  

Аватар пользователя rpa

VIK-Lug, 30 Июнь, 2018 - 13:28, ссылка

Я не Маркс, а вы не Энгельс, так что хватит демагогией заниматься! 

Аватар пользователя VIK-Lug

Гра: дык и не Ленин ни Вы и ни я. Но если я понимаю то, что Ленин отразил в работе "про друзей народа" - "Маркс отрицает именно ту идею, что законы экономической жизни одинаковы и для прошедшего и для настоящего. Напротив, каждый исторический период имеет свои собственные законы.... Ставя своей задачей с этой точки зрения исследовать капиталистическую экономическую организацию, Маркс этим самым строго научно формулирует ту цель, которую должно преследовать всякое точное исследование экономической жизни. Научное значение такого исследования состоит в выяснении тех особых (исторических) законов, которые регулируют возникновение, существование, развитие и смерть данного общественного организма и замену его другим, высшим организмом", а Вы нет - то это уже не мои проблемы, а Ваши. Однако. 

Аватар пользователя Евгений Волков

Виктор. вы знаток трудов Ленина, Маркса, Энгельса. но, при этом вы ничего не понимаете, что происходит вокруг вас. более того, вы и Маркса то не поняли, иначе бы не стояли на позициях класса коррупции, о чем вам сообщал Виктор Борисович Лопухин.

вы пишите, что Маркс отрицает именно ту идею, что законы экономической жизни одинаковы и для прошедшего и для настоящего. Законы всегда один, на то они и законы. а вот возникновение общественных отношений зависит от уровня прав области труда в каждый исторический период. Но так как об уровнях прав вы имеете самое смутное представление, то пытаетесь "присобачить" цитаты Маркса, но получается глупость. Вы пишите, что 

 Маркс этим самым строго научно формулирует ту цель, которую должно преследовать всякое точное исследование экономической жизни. Научное значение такого исследования состоит в выяснении тех особых (исторических) законов, которые регулируют возникновение, существование, развитие и смерть данного общественного организма и замену его другим, высшим организмом

Нет ни каких исторических законов и быть не могут. Если Маркс в силу незнания НТС, не знания о теории права, ошибался, принимая разный уровень прав каждой эпохи за исторические законы, то Вам бы все же следовало не повторять ошибки, превращая их в глупость, а глубоко подумать, прежде чем писать такие комментарии.

 

 

 

Аватар пользователя VIK-Lug

Евгению Волкову: ну если Вы такой "грамотный", но не можете сообразить чем действие коллективного права собственности со стороны всех членов общества отличается от приоритетного действия права частной собственности в капиталистических экономических процессах и действие последнего Маркс в своих исследованиях определил как действие самых низменных и самых отвратительных страстей человеческой души (и чего мы сегодня наблюдаем в России сплошь и рядом), то это уже Ваши личные проблемы, но отнюдь не мои. Однако. 

Аватар пользователя Евгений Волков

Очередная глупость! Где это вы видели коллективное право собственности, отличное от частного права собственности. От частного права отличается лишь общественное право, то есть право всех членов общества без исключения. Но вы это ни как не усвоите! Да и общественное право во всех странах мира еще не развито, включая СССР, а только, только начинает развиваться. Но вам это понять видимо не дано.

А все потому, что не понимаете что такое классы и как они классифицируются в обществе. А не понимаете потому, что Маркс этого не знал. Вот и вы не понимаете, так как дальше трудов этих великих людей своего времени ничего не видите.

 

Аватар пользователя VIK-Lug

Евгению Волкову: ну и чем отличается право коллективной собственности со стороны ВСЕХ членов общества от того права, которые Вы назвали общественным правом? А про отличие от права частной собственности у Вас спрашивать бесполезно, ибо "сморозите" очередную лажу (ибо право частной собственности и частное право - это две большие разницы). Ну и про классовое деление в соответствующем обществе (которое есть следствием соответствующего процесса организации и реализации бытия людей на Земле в соответствующем историческом периоде) это не Маркс "этого не знал", а просто Вы уважаемый по этому поводу "гоните словоблудную лабуду". Однако. 

Аватар пользователя Евгений Волков

VIK-Lug, 2 Июль, 2018 - 20:11, ссылка

Евгению Волкову: ну и чем отличается право коллективной собственности со стороны ВСЕХ членов общества от того права, которые Вы назвали общественным правом?

Во первых я назвал общественное право собственности и далее в следующем предложении сократил названия, в надежде что вы поймете. Вы же опираетесь на мое упущение. Признаю, что напрасно с вами сократил частное и общественное право собственности до частного и общественного права. Теперь понимаю, что не стоило этого делать, поторопился.

Теперь о вашем вопросе, чем отличается право коллективной собственности со стороны ВСЕХ членов общества от общественного права собственности.

Понятие со стороны оно и есть со стороны, мало пристегиваемое к чему либо. Со стороны, стороной и так далее. Вы можете себе представить право, которое относится как нечто принадлежащее коллективной собственности со стороны ВСЕХ членов общества? Нормальному человеку, уделяющему тем более внимание семантике произносимых слов, особенно пытающимся понять, что такое право, такая фраза совсем непонятна. И может ли быть коллективом общество? Это в принципе невозможно! Потому в языке есть четкое разделения понятий коллектив и общество. Вычурность вашей фразы несет в себе глупость, не более того.

А про отличие от права частной собственности у Вас спрашивать бесполезно, ибо "сморозите" очередную лажу (ибо право частной собственности и частное право - это две большие разницы).

Полностью с вами согласен, о чем поведал выше.

Ну и про классовое деление в соответствующем обществе (которое есть следствием соответствующего процесса организации и реализации бытия людей на Земле в соответствующем историческом периоде) это не Маркс "этого не знал", а просто Вы уважаемый по этому поводу "гоните словоблудную лабуду". Однако. 

Во первых, дорогой мой Виктор Качан или как вас там, Маркс сам сообщает нам, что в классах так и не разобрался, перечислив лишь класс, думая что это класс, собственников рабочей силы, класс собственников капитала и земельных собственников. Ни одна из перечисленных групп не может быть классом по определению. Класс собственников рабочей силы. К этому определению подходит любой житель страны. Все обладают рабочей силой в силу своего животного происхождения, включая самого последнего коррупционера. Собственник капитала может быть как фабрикант, та и рабочий, и чиновник, и крестьянин.  

Земельным собственником может быть любой владелец частного дома, на земельном участке которого стоит дом. Такая классификация ни о чем. Во-первых она требует что-то подразумевать и что-то исключать, что не является строго научным подходом как декларируется Марксом. Во-вторых не позволяет установить уровни демократии, коррупции и эксплуатации в стране, что есть не очень хорошо. Поэтому от слова «лабуда» воздержитесь и не показываете насколько вы не ученый, не философ, а лишь догматик, не понимающий происходящие вокруг события                    

Аватар пользователя VIK-Lug

Евгению Волкову: ну какой бы семантикой произносимых слов Вы не оперировали, для Вас (в отличии от меня) так и остаётся непонятой базовая "соль" теории марксизма: "Непосредственное отношение собственников условий производства к непосредственным производителям - отношение, всякая данная форма которого каждый раз естественно соответствует определенной ступени развития способа труда, а потому и общественной производительной силе последнего - вот в чем мы всегда раскрываем самую глубокую тайну, скрытую основу всего общественного строя, а следовательно, и политической формы отношений сувернитета и зависимости, короче, всякой данной специфической формы государства" (Гл.47 в Т.3 "Капитала").

Аватар пользователя Евгений Волков

VIK-Lug, 3 Июль, 2018 - 08:27, ссылка

Евгению Волкову: ну какой бы семантикой произносимых слов Вы не оперировали, для Вас (в отличии от меня) так и остаётся непонятой базовая "соль" теории марксизма: "Непосредственное отношение собственников условий производства к непосредственным производителям - отношение, всякая данная форма которого каждый раз естественно соответствует определенной ступени развития способа труда, а потому и общественной производительной силе последнего - вот в чем мы всегда раскрываем самую глубокую тайну, скрытую основу всего общественного строя, а следовательно, и политической формы отношений сувернитета и зависимости, короче, всякой данной специфической формы государства" (Гл.47 в Т.3 "Капитала").

Как же легко вас опровергать, когда вы приводите цитаты из Капитала. Базовая соль – с какого месторождения, и какую базу вы ею присыпали? Шутка.

А теперь серьезно. Вы приводите цитату:

 "Непосредственное отношение собственников условий производства к непосредственным производителям - отношение, всякая данная форма которого каждый раз естественно соответствует определенной ступени развития способа труда, а потому и общественной производительной силе последнего - вот в чем мы всегда раскрываем самую глубокую тайну, скрытую основу всего общественного строя, а следовательно, и политической формы отношений суверенитета и зависимости, короче, всякой данной специфической формы государства" (Гл.47 в Т.3 "Капитала").

Попробуем расшифровать ее. «Непосредственное отношение собственников условий производства» надо полагать речь идет о владельцев фабрик, заводов, пароходов. Далее. «к непосредственным производителям» - рабочие сборочных цехов. Только они непосредственно что-то производят. А вот работники, занятые подготовкой производства к непосредственным производителям не относятся. Или непосредственным производителем является бык «Мишка», но какие такие отношения между ним и владельцем фабрик, заводов пароходом, понять очень трудно. Но какие-то, видимо есть, коли об этом кто-то написал. И возможно далеко не производственные, а скорее агрессивные или кулинарные. Даже рассматривая отношения фабриканта и рабочего, сказать, что этими членами общества отношения заканчиваются нельзя. Есть еще чиновник, который      определил эти самые условия труда. Вот и получается, что владельцем условий труда является вовсе не фабрикант, а скорее чиновник. В моей практике был случай, когда глава района распорядился положить бетонный блок на входе в магазин своего недоброжелателя. Магазин лопнул. Получается, что владелец магазина не совсем собственник условий производства. У Маркса несколько фундаментальных ошибок, которые вы повторяете не думая. Первое, что он не разделили рабочую силу и право. Вторая, что не ввел понятие класс коррупции. третья, что не начал свою работу и изучения классов общества. Цели были великие, исполнение ошибочное. Тактика не соответствовала стратегии. Ну, а что соответствует уровню развития, я вам писал, только уровень прав области труда.

Аватар пользователя VIK-Lug

Евгению Волкову: дык такое Ваше "опровержение" лишь подтверждает то, что когда сапожник начинает печь пироги, а пирожник тачать сапоги, то окромя как сапог с повидлом иного не получается. Ибо не один капиталист формирует и владеет условиями обеспечения жизни всех остальных членов общества (и "обдирает" их), а его взаимодействие со всеми остальными капиталюгами, путем их совместного участия в обращении совокупного капитала (общественного, в определении Марксом - см. например, Гл.4 в Т.2 "Капитала") в рамках соответствующей национальной экономики. А то что при этом совместном их участии в вышеуказанном обращении капитала, они не прочь и "слопать" друг друга различными способами - так это и к гадалке не ходи.

Аватар пользователя Евгений Волков

Вам хоть кол на голове тещи. Не сомнище капиталюг, как вы изволили выразиться, а коррумпированное чиновничество, которое к производству стоит боком. Но которое является главным действующим лицом в поддержании эксплуатации класса наемного труда. Об этом Маркс даже не думал.

Аватар пользователя VIK-Lug

Евгению Волкову: плохо Вы искали (например, в том же "Капитале"), где Маркс и отразил суть о той власти, которая стоит "на страже" интересов этих самых капиталюг, при этом не забывая и о "себе любимых". А потому и Ваша критика теории марксизма не более чем "не знаю что, но не то". Однако.  

Аватар пользователя Евгений Волков

Во-первых, если ссылаетесь, то давайте ссылку. Во-вторых, класс коррупции (читай правящий класс) никогда не стоял и стоять не будет в интересах капиталюг. у них свои кровные интересы. А потому вдумывайтесь в то, что вам пишут, а главное в то, что пишите сами.

Аватар пользователя VIK-Lug

Евгению Волкову: ага, а приоритет права частной собственности (как основа для функционирования капиталюг) кем поддерживается, защищается в законодательной форме и даже определяется "священным" правом? Разве не тем самым правящим классом в капиталистических условиях обеспечения жизни людей? И именно при этом правящем классе и происходит то, о чем у Маркса есть такое: "Вообще капиталистическое производство, несмотря на всё свое скопидомство, несомненно расточительно с человеческим материалом; точно так же как, с другой стороны, оно, благодаря методу распределения своих продуктов при помощи торговли и свойственному ему способу конкуренции, оказывается также весьма расточительным в расходовании материальных средств, причем для общества теряется то, что выигрывают отдельные капиталисты" (см. Гл.5 в Т.3 "Капитала").  

Аватар пользователя Евгений Волков

Вы Виктор так никак не поймете, что правящий класс конечно поддерживает приоритет частной собственности, так как оно в основе их власти, но они не "капиталюги" в вашем понимании, они относятся к олигархии, диктаторам, коррумпированному чиновничеству, организованным преступным сообществам. А основная часть "капиталюг" так же подвержена с их стороны эксплуатации. Только эксплуатируется не их рабочая сила, для этого есть класс наемного труда, а эксплуатируются их капиталы. Конечно наемным работникам от этого не легче, капиталист с них возмещает то, что у него отнимает класс коррупции. Но надо понимать, что эксплуатация идет от правящего класса, то есть от класса коррупции. Современная Россия тому наглядный пример, когда те же "капиталюги"стонут под игом класса коррупции во главе с Путиным.

Аватар пользователя Евгений Волков

Универсальное определения "труда", пригодное для всех видов деятельности людей, действительно, дать невозможно. Но почему бы не определить  "труд" как специфическую  деятельность наемных рабочих?

а зачем? есть прекрасное определение - производственные отношения, которые складываются согласно формуле системы из деятельности субъекта, то есть руководителя и деятельности объекта, то есть исполнителя. Хотя может быть вы и правы, вводя это понятие или какое-либо другое к деятельности работника.

Аватар пользователя philozan

Евгений Волков, 29 Июнь, 2018 - 15:23, ссылка

Универсальное определения "труда", пригодное для всех видов деятельности людей, действительно, дать невозможно. Но почему бы не определить  "труд" как специфическую  деятельность наемных рабочих?

а зачем? 

Чтобы показать, что "труд" есть суррогат нормальной человеческой деятельности...

- что "труд" уродует человека вместо того, чтобы развивать его. Все определения "отчужденного труда", перечисленные Марксом в "Экономико-философских рукописях" полностью применимы к "труду";

- что существование "труда" свидетельствует об эксплуататорской природе "производственных отношений"... И чтобы освободить "работника", надо уничтожить "труд".

P.S. Г.В.Плеханову следовало бы назвать свою организацию не группой "Освобождения труда", а группой "Уничтожения труда"!

 

Аватар пользователя rpa

Хотелось бы услышать взгляды участников на Эксплуатацию?

Аватар пользователя Евгений Волков

- что существование "труда" свидетельствует об эксплуататорской природе "производственных отношений"... И чтобы освободить "работника", надо уничтожить "труд".

и всем снова залезть на деревья кушать бананы.

Аватар пользователя VIK-Lug

philozan-y: ну предположим у Маркса в "Капитале" не только "технологическое определение труда", но есть и такое: "И, наконец, в "качестве "третьего в союзе" (капитал, земля, труд) фигурирует просто призрак - труд (die Arbait), который есть ни что иное, как абстракция и как таковой вообще не существует или, если мы возьмем то, что под этим скрывается - производительная деятельность человека вообще, посредством которой он осуществляет обмен веществ с природой, не только лишенная всякой общественной формы и определенного характера, но выступающая просто в её естественном бытии, независимо от общества, отрешенно от каких бы то ни было обществ и, как выражение жизни и утверждение жизни, общая еще для необществленного человека и человека, получившего какое - либо общественное определение" (см. Гл.48 в Т.3 "Капитала"). Так что не всё так просто с определением сути труда у Маркса.  

Аватар пользователя rpa

philozan, 28 Июнь, 2018 - 20:04, ссылка

Готовлю к изданию брошюру под названием:"Три кита общественной жизни: собственность, труд, эксплуатация", где будет изложено иное понимание "труда".

Дружеский совет: уберите "китов" (нехорошие ассоциации) и добавьте вопрос о власти! Без этого, ваша "брошюрка", уже изначально "филькина грамота"!

Аватар пользователя philozan

rpa, 29 Июнь, 2018 

Дружеский совет: уберите "китов" (нехорошие ассоциации) и добавьте вопрос о власти! Без этого, ваша "брошюрка", уже изначально "филькина грамота"!

А чем же вам киты-то не угодили?!

Аватар пользователя Фристайл

Профессор, скажите на милость, как думаете возможно ли любое производство без инвестиций? Ведь надо же на что-то арендовать или купить производственное помещение, оборудование, техническую документацию, патенты, запасы сырья, складское оборудование, все это установить, наладить, выплачивать первое время зарплаты "эксплуатируемым", ведь с первых дней ни одно производство не становится прибыльным.

И если  же по вашему профессорскому кругозору инвестиции всё же для производства необходимы, то как думаете, эти инвестиции кто-то задаром, пожелай вы открыть производство нафталина, вам предоставит? А вот если бесплатно не предоставит, и инвестор либо инвесторы пожелают получать с вас плату, за предоставленный капитал, несколько превышающую ставки депозитов в банке, что учитывает всевозможные риски, то являются ли инвесторы эксплуататорами? Ну хоть вас, хоть нанятого вами персонала?

Видите ли, коль вы вздумали писать об экономике, политэкономии вам придётся во избежании полнейшей глупости и маразма в своих писаниях. как-то разобраться с явным упущением Маркса. Он был настолько безграмотным в экономике, что просто не обратил внимание на её центральную опору: платность использования чужого имущества: земли, строений, оборудования, денег,...

Так вот, если вы полагаете, что платность инвестиций не являются эксплуатацией, тогда рушится вообще вся галиматья Маркса с эксплуатацией человека человеком. Поскольку конечными бенефициарами  "прибавочного рабочего времени" "эксплуатируемых" являются инвесторы, рискнувшие своими средствами, разместив их не в надёжном банке, а высокорискованные производственные активы.

Если же вы полагаете, что любые инвестиции, то есть передача любых материальных активов в аренду за плату, есть признак эксплуатации, то все население планеты, за исключением детей, первобытных племён и маразматиков, являются эксплуататорами чужого труда, коль пользуются банками для своих накоплений, сдают в найм своё жильё, являются гражданами государств, предоставляющих государственные займы другим государствам,... Но сразу возникает практический вопрос, кто ж тогда сумеет организовать производство, если денег на организацию нет, и никому не выгодно ссужать кого-либо без материальной заинтересованности? Как выплачивать пенсии наконец, если деньги, отложенные на старость 40 лет назад молодым человеком, не возвращаются к нему, пожилому, с процентами? Неужели не чувствуете нереальность ситуации? Деньги перестают совершать движение, просто замораживаются в кубышках, матрасах. И экономика останавливается. Во имя чего? Да во имя дурацкого, надуманного разрешения вопроса является ли платность использования чужого имущества эксплуатацией человека человеком? Так и вижу, сидит кучка маразматиков, ну например 10000 человек и указывает восьми миллиардному человечеству: вы ни денег, ни имущества никому в долг не давайте, ибо это есть грех эксплуатации. А восемь миллиардов их слушается и кладёт зубы на полку, ибо экономика их кормившая летит в пропасть? А по мне так лучше воспользоваться ситуацией, когда все эти маразматики-враги человечества собрались в кучку, и нанести по ним точечный удар напалмом, чтобы от всего этого маразма остался лишь пепел.

Аватар пользователя VIK-Lug

Фристайлу: дык если эти самые восемь миллиардов людей сами начнут инвестировать в развитие производства (и не обязательно деньгами, но и иными способами), а затем еще и управлять результатами этого инвестирования, так это уже будет однозначно не капитализм, а нечто иное - типа социализма и даже коммунизма. А давать в долг финансовым спекулянтам - то это прямая дорога к такому же мировому финансово-экономическому кризису, как в 2008 году и от которого мировая экономика до сих пор "не прочихалась". Однако.   

Аватар пользователя Фристайл

Чего ж лично вы не инвестируете? вы инвестируете в подрывную деятельность, типа давайте стукнем по башке тому, другому, третьему, вот и стартовый капиталец для инвестиций! Примитив!

Аватар пользователя Спартак

VIK-Lug, 30 Июнь, 2018 - 11:13, ссылка

дык если эти самые восемь миллиардов людей сами начнут инвестировать в развитие производства (и не обязательно деньгами, но и иными способами), а затем еще и управлять результатами этого инвестирования, так это уже будет однозначно не капитализм, а нечто иное - типа социализма и даже коммунизма.

А кто им мешает инвестировать? А кто мешал? Никто не мешает и никто не мешал.

Даже во времена Маркса.

 Маркс был хорош для своего времени, хотя неточностей  и  ошибок не избежал. И это не мелкие ошибки. Фристайл вам на одну из них указал.

  Маркс сегодня это как достать дедушкины кирзовые сапоги и щеголять в них на подиуме. Прочесть "Капитал" полезно (тем паче, что читается легко и легко понимаем).

Но руководствоваться выводами Маркса и пропагандируемыми им взглядами это увольте.

 Его время прошло.

Как от любой теории от марксизма остались пара-тройка простых формул и описаний. И всё.

И это очевидно.

Краеугольный камень всех проблем в экономике это сам человек. Его разность.

Мы все разные, т.е. не равны.  Отсюда , с каждым новым движением усугубление неравенства.

 Излишки у одних и нехватка у других.

Вот просто при всех равных возможностях, только за счёт разницы в физиологии.

Я уж молчу, что есть ещё психологические установки. которые тоже влияют на усугубление неравенства.

Один всё спустит за час, а у другого половина останется не использованной и через год.

Понимаете о чём я?

Я также умолчал об условиях проживания (одному дом каменный, а другому просто сухая земля под пальмой).

 И никакие формы собственности на средства производства здесь не при чём.

Именно по этой причине  никакие изменения в этой среде не дают и не дадут результата.

 Ибо истоки неравенства в ином.

А Маркс истоки видел в .... . Ошибался. Шибко ошибался.

Вот уже любой работник наёмный может часть оплаты своего труда  , и в банк отнести, и на акции спустить, и прикупить средства производства и сам по-маленьку капиталистничать. И что? И ни-че-го!

 

Всё устаканится только при всеобщем изобилии. Избытке, равнодоступном для всех.

Собственно говоря, это уже наблюдается по некоторым позициям и процесс будет ускоряться.

 И сколько бы вы не спорили о формах собственности на средства производства (сколько бы вы не изменяли оные) ничего не изменится . Это раз.

 

И два. С изобретением экскаватора лопата не потеряла нужности. Эна также необходима при определённых условиях.

 Так и формы собственности на средства производства: будут использоваться все формы.

До всеобщего изобилия. Тогда это (что у кого и сколько) уже станет не важным. 
 

Аватар пользователя VIK-Lug

Спартаку: что мешает? Ну есть у Ленина в работе "про друзей народа" такое: "Маркс рассматривает общественное движение (и производные от него производственные отношения) как естественно-исторический процесс, подчиняющийся законам, не только не зависящим от воли, сознания и намерений людей, а, напротив, определяющим их волю, сознание и намерения". Намек понятен, или как? Ибо в народе по этому поводу есть то, что "хороши пироги к обеду".   

Аватар пользователя Спартак

VIK-Lug, 4 Июль, 2018 - 17:17, ссылка

Да мне всё-равно, что там у Ленина про что написано. Ленин показал себя со товарищами во всей красе.

 А вы, конкретно вы, берёте 10% от получаемых денег и инвестируете их.

Если бы начали так делать лет 25 назад, то сейчас бы могли себе позволить работать лишь при желании.

 И знаний особых не требуется, всё в разумных пределах, только не гнаться за высокими цифрами.

 Да просто не кури и не пей спиртных напитков и будет куча денег к пенсии.

Конечно, легче принять доктрину  "ты не властен над своею ..." , нежели принять " я сам за всё в ответе".

 Продолжайте искать у Маркса и Ленина законы, которым подчиняетесь.

Только результат предсказуем.

Аватар пользователя VIK-Lug

Спартаку: конечно Ленин показал себя во всей красе!  Ибо именно большевики во главе с ним сумели собрать "до кучи" те незалежные уделы, которые создавались (не без участия забугорных "партнеров") после февраля 1917 года на территории бывшей царской России, победили в гражданской войне, учредили СССР и заложили основу для будущего его развития. То есть Ленин и большевики сделали то, чего не сумели сделать как руководители СССР, так и России во время "лихих 90-х" и мы сегодня имеем то, что имеем. И не видеть этого - ну тогда ой! Однако.     

Аватар пользователя Спартак

VIK-Lug, 5 Июль, 2018 - 08:47, ссылка

То есть Ленин и большевики сделали то

Так невелика наука сделать подобное. Можно вас убить и завладеть квартирой. Ленин со своими ублюдочными товарищами, собственно говоря, так и делал - террор и ещё раз террор.

 Хотели бы поучаствовать на стороне жертв?

Я, например, не хочу.

Так что , "собирание" собиранию рознь. Но это не по теме, да простит Автор.

А по-сути мною сказанного в другом комментарии,  имеете что-то возразить?
 

Аватар пользователя VIK-Lug

Спартаку: дык "квартиру" (в смысле царскую Россию) не Ленин сотоварищи начали "дерибанить" после февраля 17-го. И гражданскую войну не они начали, ибо после их прихода к власти в октябре 17-го она им нужна была шо тот гвоздь в их властном кресле. А на войне как на войне: не убьешь ты - убьют тебя, а после чего судить победителей - последнее дело. Это ведь исторические факты против которых хрен попрешь. Не иначе как что то с Вашей памятью стало и Вы пытаетесь сделать "до ветру против ветру" . Однако.

Аватар пользователя Спартак

VIK-Lug, 5 Июль, 2018 - 10:33, ссылка

У них своя вина за всё. Огромная. Так что с памятью и рассудком у меня всё хорошо.:)

И знаете что, ежели во время пьяной драки кто-то под шумок вынес телевизор, то разве его что-то освобождает от ответственности?
 

Аватар пользователя VIK-Lug

Спартаку: а я считаю, что огромная вина у тех, кто начал февральскую революцию и как следствие - "дерибан" России, пригласив для этого еще и забугорных партнеров. Которые "под шумок" гражданской войны много чего "вынесли" из России, в том числе и часть золотого запаса. Однако. 

Аватар пользователя Спартак

VIK-Lug, 5 Июль, 2018 - 19:40, ссылка

а я считаю, что огромная вина у тех, кто начал февральскую революцию

Ну, в список "тех" входят и большевики, не так ли? В этом случае я присоединяюсь.
 

Аватар пользователя Горгипп

работы классиков не содержат строго научного определения понятия "труд", ключевого для политической экономии.

Естественно, вопрос-то философский. У физиков - работа, у экономистов - труд, в некоторых других сферах - деятельность... Порядка нет. Рассмотрим житейский пример. Поездка в такси. Таксист ведёт машину. Машина везёт пассажира (и таксиста). Как видно машина работает, таксист управляет машиной - трудится, пассажир направляет таксиста - осуществляет некую деятельность... Оказывается, работа - труд - деятельность - уровни единого процесса активности. Труд в нём имеет чёткое определение, его не спутаешь с физической работой и умственной деятельностью.  Что это за процесс? Предмет философской теории.

И с частной собственностью на средства производства Маркс дал маху. Отменив её - произвёл отчуждение человека от свободного труда. Отменить следовало эксплуатацию человека человеком посредством частной собственности на средства производства. Конкретно - запретить присваивать прибавочную стоимость.

Философ скажет, невозможно отменить частное, оно превратится в другое частное... Как общественную собственность использовали частным образом известно... 

Без философии люди слепцы. Толпами бредут в никуда.

 

Аватар пользователя VIK-Lug

Горгипп-у: у классиков марксизма есть четкое определение такого понятия, как труд - в виде диалектического процесса между людьми и природой при совместном формировании и развитии условий их жизни на Земле, путем преобразования веществ и явлений природы в полезную и удобную для них форму в качестве продуктов труда. А как формируется правовая основа этого диалектического процесса, то Гегель об этом отразил в его "Философии права" и в Предисловии к ней. А без должного понимания и первого, и второго - люди точно слепцы.