Так называемые Свободы

Аватар пользователя Созерцатель
Систематизация и связи
Основания философии

Нужно порядочно очистить свою голову от мусора кривых представлений и предубеждений, чтобы за горами неверного разглядеть главнейшую сущность - любое свое действие мы осуществляем лишь тогда, когда оно чем -то вызвано.

Если действие ничем не вызвано, то оно не может быть совершено сознательно.
И в том есть протест против самой сущности наличия абсолютной независимой свободы.

В мире нашем детерминированном, существующем на принципах глобальных причино-следственных связей,  свобода, как не понуждаемое к деянию,  просто не существует.
Все, что мы делаем имеет под собой причины вынуждения, то ли соблазнами удовольствий, то ли нуждой поддержания существования.  Беспричинно мы не поступаем.
Но любое наше деяние - принуждение соблазном, удовольствия ли, существования ли вообще.
По сути, "свободы" наши, к которым мы стремимся, есть лишь стремления уменьшить количества принуждений к действиям, ради поддержания своего существования.

При этом приумножая те принуждения к действиям, которые дают удовольствия..

Если "свободы" тут и есть, то правильнее их называть сокращениями и заменами нежеланных принуждений.

Такой взгляд порой приводит в рьяный протест многих людей, ведь приняв такое, они здорово вынуждены перестраивать базовые основы своего мировоззрения.   А это всегда протестно, ведь признать свои мысли неверными не все могут благодарно.

Обычно пускаются в защиты свобод воли под пеленой непринятия того, что человек не может быть биомашиной тонко запрограммированной вариантным поведением по четкому обременению его наборами разных устремлений.

Сама многовариантность перебора этих устремлений различных создает в  нас иллюзию, что не нами вершится предусмотренное, а  мы вершим дела по своей воле….

Меж тем, мы сами весьма хорошо способны играть на рояле устремленностей человека, побуждая надежды и прекрасно  строя  прогнозы событий..

Если даже мы способны лукаво управлять людьми порой, то кто откажет в  таком-же ….  Кому то Стоящему Выше?

Механизм то сущий…

Совсем не зря многие мыслители обращали внимание на то, что понятие свободы обманчиво понимаемой обычно сутью.

«...Люди заблуждаются, считая себя абсолютно свободными в своих действиях. Это мнение основывается только на том, что свои действия они сознают – причин же, которыми они определяются, не знают…».
Бенедикт Спиноза.

«Свобода - ярлык, которым мы клеймим поведение, когда не понимаем или не знаем его причин.»
Фредерик Скиннер

 

Комментарии

Аватар пользователя Derus

«главнейшую сущность  – любое свое действие мы осуществляем лишь тогда, когда оно чем-то вызвано.»

В таком случае непонятно, почему действие приписывается «нам»?
Например, если камень на пляже нагревается днём от Солнца, то мы же не говорим, что это своё нагревание у камня осуществлено им самим. Его высокая температура «вызвана» Солнцем не более того.
Разве считать действие своим и при этом считать его вызванным чем-то иным, а не собой, не есть противоречие?

Аватар пользователя Созерцатель

Есть влияние и понуждение, есть соблазн  и это отдельные деяния.

А есть вторые деяния по исполнению. В том довольно хорошо разбираются в  судах, где умеют отделить  побудительные провокации и свершённые людьми реальные деяния.

Надеюсь Вы понимаете, что "выйти сухим"  из суда за реально свешённое, сославшись на побудительные провокации не удастся:) 

Аватар пользователя Derus

Созерцатель, по поводу предложенного вопроса Вы говорите: «Есть влияние и понуждение, есть соблазн  и это отдельные деяния. А есть вторые деяния по исполнению. В том довольно хорошо разбираются в  судах, где умеют отделить  побудительные провокации и свершённые людьми реальные деяния. Надеюсь Вы понимаете, что "выйти сухим"  из суда за реально свешённое, сославшись на побудительные провокации не удастся:)»
Согласитесь, судить камень на пляже за то, что он нагрелся от Солнца, нелепо. И это я к тому, что если побудительные провокации не вызывают следствия необходимо, то они и не являются причинами "наших" действий. Т.е. они их не вызывают также как Солнце вызывает нагревание камня.
Соответственно, ваш исходный тезис (претендующий на "главнейшую сущность") требует исправления. В таком виде он включает в себя и ложь.

Итак наши «реальные деяния» по сути вызываются нами, а вовсе не поводом, не провокацией, не соблазном и т.п. В противном случае из суда удавалось бы всегда «выйти сухим». Так?

Аватар пользователя Созерцатель

Любезно отвечу и на эти ваши суждения:

1. Пример с камнев просто нелеп, так, как речь ведём о сознательном живом.

2.Чтобы Вы смогли понять побудительные деяния в человеке, важно понимать психологию в том, что любое деяние только и возможно, когда имеет свою причинность в  побуждении.

Без такого сознательного побуждения никакое сознательное деяние просто невозможно.

3. В чем же эта широчайшая палитра наших устремлённостей, что нами движет?

4. Как верно в  своё время провозгласил Рон Хаббард, похоже главный приказ, данный Природой всему живому, является "Выживай! ".   В этом важнейшем разделе нас регулирует управлением Его Величество   Система Страха человека.

5. Если грубо обощать, то вторым важнейшим разделом психики человека являются  устремления желания  по получению чувственных удовольствий.

6. Мир людской   мечется и бъётся между ними - между страхами выживания и удовольствиями от всего желанно-приятного - власти-славы, могущества-богатства, феериях чувств..

7. Так вот, " побудительные провокации" к  удовольствиям и от страхов "следствия в  виде наших деяний".  Да порой так, что мы переходим к зависимостям от них и доходим до крайних форм  существования.

Главнейшая сущность - данная нам природная тяга к причинностям  и устремлениям заложенным в нас Природой.    Они, как одетые на коня уздечки,  правят и нами.

Аватар пользователя Созерцатель

Итак наши «реальные деяния» по сути вызываются нами, а вовсе не поводом, не провокацией, не соблазном 

Правильный ответ - "реальные деяния по сути вызываются сущими побудительными устремлениями в нас.

Как пример - алкоголики с  запоями.

Аватар пользователя дуализм

За все в этой жизни приходится платить. Свобода стоит дороже всего и только....
 

Аватар пользователя Созерцатель

«Свобода - ярлык, которым мы клеймим поведение, когда не понимаем или не знаем его причин.»
Фредерик Скиннер

Аватар пользователя РНК

Никогда не смотрел на детерминизм с токи зрения психологии. Хватало понимания того, что всё имеет причину и следствие. Позже с идеями материализма познакомился. Непонятны те, то разделяет идеи М. и не разделяет идею Д.  Первых гораздо больше. А в Вашем случае интересны слова «Кому то Стоящему Выше». Хочется спросить, Вы идеалист?

Такой взгляд порой приводит в рьяный протест многих людей, ведь приняв такое, они здорово вынуждены перестраивать базовые основы своего мировоззрения.   А это всегда протестно, ведь признать свои мысли неверными не все могут благодарно.

Мне кажется дело не в протесте. Ведь основная мысль сама по себе проста и очевидна. Тут что-то системное, фундаментальное, некий терминатор (не путать с фильмом) между людьми.

Аватар пользователя Созерцатель

Непонятны те, то разделяет идеи М. и не разделяет идею Д.  Первых гораздо больше. А в Вашем случае интересны слова «Кому то Стоящему Выше». Хочется спросить, Вы идеалист?

Измы и исты это не по мне.  В моей системе миропредставлений  материя не привязывается  к ограниченным  усечённым  способностям человеческих  возможностей к ощущениям.  По мне этакая привязка есть следствие плутовства, чтобы уничтожить влияния религии.

Единством классификационных качеств материи является её прямое или опосредованное взаимодействие всего  сущего, независимо от его форм.

А это, как  известно, свойственно  буквально всему и любому. Материя это суть всего, что вы способны ощутить, обмыслить и еще огромный океан  неведомого сущего вокруг нас.

Идеалист ли я? Я вне всех таких стандартов классификации.   Я просто умею классифицировать сущности, и прекрасно понимаю некие принципы свойственные, к  примеру, сущему неведомому. Одним из весьма вероятных вариантов  является Разумное Начало всего.  Я его и не отвергаю возможным, но и признаю, что  с  такой же вероятностью, это совсем не так.  Так во всем  во мне существует вера по всем неведомым вопросам.

Аватар пользователя Derus

Созерцатель, Вы говорите: «Пример с камнем просто нелеп, так, как речь ведём о сознательном живом.»
Уместность этого примера была продиктована моим вопросом, в котором главным героем было понятие причины.
А именно
Понятие причины используется и в сфере неживого и в сфере живого.
Но в одинаковом ли смысле?
Если не в одинаковом смысле, то это надо указывать. А если указания нет, то, получается, в одинаковом?
Опять же, вполне привычно слышать, что Солнце вызывает нагрев камня на пляже. Равно как не менее распространен и ваш вариант, мол, любое наше действие чем-то вызывается.
Но если смысл у «одно вызывает другое» одинаков как для случая камня, так и для случая сознательно живого, то тогда уже нелепо считать некие действия «своими», если они вызываются чем-то, но не самой вещью будь то камень, будь то человек. Именно об этом и был мой исходный вопрос.

В связи с этим обращаюсь к вашим словам:
«реальные деяния по сути вызываются сущими побудительными устремлениями в нас. Как пример - алкоголики с  запоями.»
В таком случае, прав ли буду я, если исправлю ваш тезис «любое свое действие мы осуществляем лишь тогда, когда оно чем-то вызвано»
так:
«любое свое действие мы осуществляем лишь тогда, когда на то есть наше устремление»?
Мол, у человека есть стремление быть пьяным и этот человек реализует его в своём деянии (уходит в запой). Т.е. в своих действиях мы всегда реализуем свою сущность (например, у кого-то «быть алкоголиком»). Разумеется, реализуем при подходящих обстоятельствах (т.е. когда, например, ничего не препятствует стремлению алкоголика напиться, то он напиваемся с необходимостью). Так?

«Чтобы Вы смогли понять побудительные деяния в человеке, важно понимать психологию в том, что любое деяние только и возможно, когда имеет свою причинность в  побуждении. Без такого сознательного побуждения никакое сознательное деяние просто невозможно.»
Тут опять всё зависит от того, как мы понимаем причинность.
Если исходить из детерминизма (т.е. когда причина необходимо влечет соответствующее следствие), то всякое желание («устремление») необходимо требует удовлетворения. Т.е. в этом случае наличие желания – это не просто возможность, а то, что необходимо реализуется. Как у зомби. Кстати, ваш пример с алкоголиком вполне пример зомби. Сознание там как-то и не очень нужно. :о)
И наоборот. Если «побуждение», которое мы сознаем, - это всего лишь возможность для реализации, то оно никак не причина реализации в стандартном детерминистком смысле. Имеем: могу реализовывать, а могу и не реализовывать.

«6. Мир людской   мечется и бъётся между ними - между страхами выживания и удовольствиями от всего желанно-приятного - власти-славы, могущества-богатства, феериях чувств…»
Хм, если человек «мечется», то значит на него действует как минимум два «устремления» и значит у него есть выбор в том, какую из двух возможностей реализовывать в конкретном «реальном действии». Можно спиться ради удовольствия, а можно не пить ради выживания.
Но наличие выбора, как мне пока кажется, однозначно хоронит детерминисткий смысл причинности для сознательного и живого. Здесь и впрямь корректно говорить о побуждении, но не о принуждении. По крайней мере, причиной (в детерминистком смысле) поступка или "реального деяния" выступает что угодно, но только не само устремление, которое нами выбирается для реализации.
Если я правильно понял, Вы отрицаете подобный выбор, но повторюсь, что для моего разумения это выглядит пока противоречием. Когда нет выбора нет ни мучений, ни метаний, ни борьбы. Почему Вы считаете подобный выбор иллюзией, для меня - загадка.

Аватар пользователя Галия

/..если человек «мечется», то значит на него действует как минимум два «устремления»../

На него действует или он действует?
Минимум два, а какой максимум?

Аватар пользователя Созерцатель

Уместность этого примера была продиктована моим вопросом, в котором главным героем было понятие причины.

Прийдётся Вам еще раз объяснить нелепость сравнения.

Вот с  чего у нас начался разговор о причинностях:

«главнейшую сущность  – любое свое действие мы осуществляем лишь тогда, когда оно чем-то вызвано.»

В таком случае непонятно, почему действие приписывается «нам»?
Например, если камень на пляже нагревается днём от Солнца, то мы же не говорим, что это своё нагревание у камня осуществлено им самим. Его высокая температура «вызвана» Солнцем не более того.
 

Я говорю о том, что берётся объект (люди) который совершает СВОИ действия. Вся фабула смысловая направлена на  объект совершающий свои действия. И в этом границы свойств и качеств  принимаемого к  рассмотрению.

Вы же, презрев это ограничение, противопоставляете примером камень, который никаких действий своих не осуществляет вовсе. Он лишь  меняет своё качественное состояние под посторонним  нагревом.

Сравнения самостоятельного деятельного с инертным к собственной деятельности тут неуместно.

Разве считать действие своим и при этом считать его вызванным чем-то иным, а не собой, не есть противоречие?

Вы недопонимаете то, что сами сокровенные  задатки причинностей в  человеке, поторые побуждают в человеке принуждения к любым  и всяким деяниям есть не что иное, как не что-то "иное", не своё, а  самое настоящее его персональное человеческое. В нас сидят "навигаторы" устремлений наших, они заставляют наши тела и организмы  двигаться и добиваться, достигать  заданного нам желанного.

прав ли буду я, если исправлю ваш тезис «любое свое действие мы осуществляем лишь тогда, когда оно чем-то вызвано»
так:
«любое свое действие мы осуществляем лишь тогда, когда на то есть наше устремление»?

Простите, "масло-масленное".  Любое наше действие вызывается причиною внутренних наших реакций и рефлексий. И любая наша причина  оформляется нами в  наше устремление к реализации деяния. Надеюсь так понятно будет.

Имеем: могу реализовывать, а могу и не реализовывать.

Мои примеры с запойными для меня типичны - моя методология рассмотрения ситуаций тяготеет всегда к  противопоставлен6ию крайностей - так отчётливее видятся причины и динамики. Мы, надеюсь ведь понимаем, что  все мы в некоторой степени зачастую "теряем голову" и попадаем в разной степени "вязкости" в  колеи разных зависимостей. И в  том мы отчасти теряемся в  качествах  сознательности.

Все мы просто люди ведь.

Конечно, мы выбираем, мучительно порой, сомневаясь, рискуя... Но выбираем в палитре принуждающих причинностей данных нам...  Увы..

По крайней мере, причиной (в детерминистком смысле) поступка или "реального деяния" выступает что угодно, но только не само устремление, которое нами выбирается для реализации.

Что я могу Вам  посоветовать в таком? Пожалуй только одно - постарайтесь  поглубже порыться в причинностях, зачем люди на Эверест, зачем всю свою жизнь посвящают научным труднейшим поискам для важнейших открытий, зачем люди рискуя жизнью борятся, и подобное..

Зачем люди устремляются в  своей борьбе?  Что там зарыто в  первопричинностях,  которые порою люди сами даже и не понимают, но бессознательно  стремятся порою к  ним?

Вы имеете шансы сами дать себе ответ на свой вопрос.

Аватар пользователя А.Саган

Воля, как причина и движитель процесса.

А свобода, всего лишь Границы и ограничения.

Это как для Автомобиля - Воля - мотор, Свобода - тормоза!

Аватар пользователя buch

А.Саган, 3 Май, 2024 - 05:30, ссылка

 Это как для Автомобиля - Воля - мотор, Свобода - тормоза!

Что то в психологии Волю не так описывают

"Во́ля — способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением.

Воля как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители.

Во́ля — это способность индивида сознательно и целенаправленно регулировать и контролировать своё поведение и деятельность, выражающаяся в умении мобилизовать психические и физические возможности для преодоления трудностей и препятствий, стоящих на пути к поставленной цели."

Аватар пользователя А.Саган

Тут, опять же вопрос Веры... написанному слову!

Это даже не цитата великого философа или иного авторитетного Автора!

Так,... написал кто-то, когда-то... выразил, так сказать своё мнение.

И описывал он своё мнение, в отношении воли человек.

Воля же первична, по отношению к любому процессу. Только подобное проявление способно создать процесс, а затем уже управлять этим процессом.

Аватар пользователя buch

 А.Саган, 3 Май, 2024 - 06:13, ссылка

Это даже не цитата великого философа или иного авторитетного Автора!

"С. Л. Рубинштейн описывает волю в философско-психологическом понимании: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, — это и есть волевые действия»[2]. Такое определение позволяет чётко отделить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер — в деятельности имеет место воля.

Некоторые психологи смешивают понятие воли как психической функции со способностью человека стремиться к достижению цели, в результате чего можно встретить такие определения: «Воля — сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…»[3].

В социологии также имеет место понятие воли. Социолог Ф. Н. Ильясов, например, определяет волю как «способность субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка»[4]."

Думаю если посмотреть в учебники по психологии смысл Воли будет именно такой . Получается это просто Ваше персональное представление ( к тому же расходящееся даже с бытовым представлением о Воле )

У Воли есть какая то структура ? Алгоритм ? Причинность ? 

Хотелось бы услышать ваше мнение

Воля же первична, по отношению к любому процессу. Только подобное проявление способно создать процесс, а затем уже управлять этим процессом.

По моему вы говорите не о воле а об общей психической энергии  

Аватар пользователя А.Саган

Общая психическая энергия, это опять из словаря о психологии человека.

Воля движущая сила жизни! 

Электрон-позитронная пара - результат проявления Воли. Из нуля появилась пара + и -.

Они, видимо Рубинштейна не читали!

 

Аватар пользователя buch

 

А.Саган, 3 Май, 2024 - 06:36, ссылка

Достаточно беглого просмотра интернет ресурсов что бы понять что у Вас отсебятина :

"Воля – одно из сложнейших понятий в психологии. Существует несколько толкования данного понятия:

  1. Воля – это сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей. (Советская общая психология)
  2. Воля – это форма психического отражения,  в которой отражаемым является объективная цель, стимулы ее достижения, возникающие объективные препятствия; отраженным становится субъективная цель, борьба мотивов, волевое усилие; результатом является действие и удовлетворение достижением цели. Препятствия, которые приходится преодолевать человеку на пути к достижению цели, могут быть как внутренними, так и внешними.
  3. Воля – это сторона сознания, его деятельностное и регулирующее начало, призванное создавать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо.

Другими словами воля  - это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов."

Аватар пользователя А.Саган

buch, 3 Май, 2024 - 07:17, ссылка

Отсебятина, это видимо что-то недостойное или не правильное?

И всё же поясню, я даю определение не воле человека, а понятию в общем, как явления.

Если Вы не видите различия, то увидьте. Если самостоятельно это сделать не можете, то проясните у автора!

Аватар пользователя buch

А.Саган, 3 Май, 2024 - 07:22, ссылка

 И всё же поясню, я даю определение не воле человека, а понятию в общем, как явления.

А разве воля это не качество человеческой психики ? Есть еще какая то воля ? Кто из психологов ее описывал ?

Аватар пользователя А.Саган

buch, 3 Май, 2024 - 07:34, ссылка

Есть еще какая то воля

"Кинетическая энергия тела – это энергия его механического движения. Потенциальная энергия – это энергия положения, она зависит от взаимного расположения тел."

Если с кинетической энергией всё понятно, то как создать энергию потенциальную?

В классическом примере - Поднять камень. Поднять на высоту, тем самым создать Потенциал.

Процесс создания потенциала и называется - проявление воли.

Только с помощью Волевого проявления можно создать потенциал. Хотя в учебнике написано, что создание Потенциальной энергии, происходит в следствии реализации энергии кинетической.

А когда нет, ни той, ни другой, что жизнь кончилась? Нет, она только начинается, волевым усилием, волевым проявлением.

Из нуля получается единичка!

 

А психология, это потом... совсем, совсем потом... после "миллионов лет эволюции".

Аватар пользователя buch

А.Саган, 3 Май, 2024 - 07:48, ссылка

 А психология, это потом... совсем, совсем потом... после "миллионов лет эволюции".

Для описания Воли за миллионы лет до человека Вы должны тогда использовать другой термин . Скажем Мировая Воля . Иначе вносите путаницу . Всему свое место  

Аватар пользователя А.Саган

buch, 3 Май, 2024 - 08:56, ссылка

Для описания Воли за миллионы лет до человека Вы должны тогда использовать другой термин . Скажем Мировая Воля . Иначе вносите путаницу . Всему свое место  

 Нет, здесь термин мировая воля не подходит, потому как в каждом месте и времени, проявляется "своя" воля, имеет свой источник, свой "нолик", порой не подозревающая, что есть ещё и мировая. Скорее следует говорить, что у единого Мира, есть Воля, так как и у каждой пылинки и песчинки. Воля, это то, что создаёт Волну, причина.

Вот и скорость света, ведь там нет перемещающихся частиц, есть лишь импульсы проявленной воли,  передаваемый от одного источника к другому. Типа, на первый - второй рассчитайсь! Солдату бежать вовсе не обязательно, достаточно крикнуть ближнему, что бы он крикнул дальше. 

Аватар пользователя buch

А.Саган, 3 Май, 2024 - 15:56, ссылка

Из Вашего описания , что такое Воля и как она функционирует - непонятно . Есть просто слово Воля , и все . То есть вашу персональную философию можно отнести к разряду экзотических . Пока на роль Метафизики Мира претендуют : кусочек сознания , кусочек материи , бит , число .... Вы же гипостазируете одно из свойств сознания - Волю . Что оно за зверь такой остается неизвестным   

Аватар пользователя А.Саган

buch, 3 Май, 2024 - 16:25, ссылка

Из Вашего описания , что такое Воля и как она функционирует - непонятно . Есть просто слово Воля , и все . То есть вашу персональную философию можно отнести к разряду экзотических . Пока на роль Метафизики Мира претендуют : кусочек сознания , кусочек материи , бит , число .... Вы же гипостазируете одно из свойств сознания - Волю . Что оно за зверь такой остается неизвестным   

 Кусочек сознания, это взаимодействие 3 точек (источников воли). Ну, как трёх фазный ток.  Есть ток однофазный ( фаза и ноль) и трех фазный ( 3 фазы и ноль). Такой кусочек сознание именуется Триединство бытия, то есть тройной Потенциал. У каждой точки потенциал отличается от соседней, в результате чего и происходит взаимоперетекание. И ещё есть ноль, куда всё стекается, как и в электричестве.

Это принцип действия Мироустройства или минимальный дискретный фрактал Бытия. Из него, как из кирпичиков строится модели высшего порядка, а принцип всегда остаётся неизменным:

1. Структура

2. Содержание

3. Динамика.

По этому алгоритму можно выстроить картину любого процесса, любого масштаба. От атома и электрона, до солнечных систем и вселенных. Законы и принципы одни.

Тут действительно, вникать надо, в учебниках об этом не написано, вернее написано, но нет подобного разъяснения и потому возможно видеть в этих знаниях - экзотерику.

Аватар пользователя buch

А.Саган, 3 Май, 2024 - 16:46, ссылка

Не думаю что бы философы пропустили такой момент как претендование Воли на роль основы Метафизики . Но такого не существует . Воля это просто аспект сознания ( один из многих ) . Меня устраивает определение из психологии . Но вот чего действительно нигде нет - как это все работает . Почему некий стимул , мотив , ценность - вдруг порождают целенаправленность ( волю )  

Аватар пользователя А.Саган

buch, 3 Май, 2024 - 17:00, ссылка

Не думаю что бы философы пропустили такой момент как претендование Воли на роль основы Метафизики . Но такого не существует . Воля это просто аспект сознания ( один из многих ) .

Ну, почему пропустили, вот я не пропустил. Упоминание об Общей воле есть во многих учениях, суфизм, ряд религий. Мой вклад заключается в том, чтобы разложить мир на составляющие и придать каждому фракталу, замкнутую, конечную структуру, как элемент единого Мира!

Противоречий никаких, всё просто до безобразия!

Воля, как аспект сознания, вовсе не отменяет сказанного, а лишь детализирует и дополняет. При этом Воля, причина сознания!

Если не воля, то что?

Аватар пользователя buch

А.Саган, 3 Май, 2024 - 17:25, ссылка

Серьезные дяденьки , с серьезными интеллектами , ломают головы над моделью Мира . Физика пока бредет по пути материализма . Если завтра найдут какой нибудь бозон Хрюкса , порождающий пространство , массу и локализацию , то объявят , что нашли материю . Но легче от этого не станет . Все чаще стали приглядываться к сознанию . Начали ставить эксперименты как оно влияет на микрообъекты . Появились новые претенденты : симуляция , информация , матрица ( бит , число ) Так что все в поиске... 

Аватар пользователя А.Саган

buch, 3 Май, 2024 - 17:55, ссылка

...Так что все в поиске... 

 Трудно искать черную кошку, в тёмной комнате, особенно тогда, когда её там нет.

Найти можно только то, что знаешь!  А видеть можно только то, что есть у тебя в голове.

А вот лично Вы, что ищете? 

И ещё, скажите, что именно вы не знаете?

Аватар пользователя buch

А.Саган, 3 Май, 2024 - 18:05, ссылка

 А вот лично Вы, что ищете? 

Пока разглядываю мысли у себя в голове 

И ещё, скажите, что именно вы не знаете?

Что задает направление мышлению (  не улавливаю что то ) 

Аватар пользователя А.Саган

buch, 3 Май, 2024 - 18:20, ссылка

Что задает направление мышлению (  не улавливаю что то ) 

 Для того, чтобы разобраться, в чём угодно, необходимо знать принцип действия устройства. 

Человек, это тоже устройство, принцип действия которого, так же знать необходимо.

Принципы мышления и принципы мироустройства, они едины:

1. Структура - это количество Источников воли

2. Содержание - внутреннее устройство каждого Источника воли

3. Динамика - процесс взаимодействия Источников воли.

 

1. Структура - 0 - эпифиз, 1 - правое полушарие, 2 - левое        полушарие,   3. Точка в которую направлено внимание

2. Содержание: в каждом полушарии несколько десятков миллиардов нейронов,  Многомиллиардная матрица Третьей точки

3. Динамика -каждые 1,5 секунду проходит волевой поток из нулевой точки в первую, затем в третью, потом во вторую и возвращаемся в нулевую.

Каждые 1.5 секунду, человек теряет сознание и вновь воскресает.

60 000 мыслей в сутки.

Вот таким образом и происходит процесс мышления.

 

 

Аватар пользователя buch

А.Саган, 3 Май, 2024 - 19:01, ссылка

Я могу фиксировать образ , мысль , понятие , чувство , символ , пятно в воображении . Я понимаю как образуется мысль , что она такое . Что такое понятие - тоже понятно . Как соединяются мысли пока не ясно . Как они приобретают направление - тоже не понятно . То есть мне нужна внутренняя феноменальная рефлексия . Нет там никаких эпифизов , полушарий , нейронов и всего подобного ... Большинство концепций мелькающих на форуме это словесная философия ( четырехмерные пространства ) Как всех в эту бадягу засасывает я не представляю.... 

Аватар пользователя А.Саган

buch, 4 Май, 2024 - 05:56, ссылка

... Как соединяются мысли пока не ясно . Как они приобретают направление - тоже не понятно . 

Не зря я механизм формирования мыслей описывал. 

Мысли соединяются таким же образом, как и любые видимые объекты. Либо они бодаются и никоим образом соединяться не хотят,  либо легко и просто объединяются как две капли, при соприкосновении.

И направление определяется, исходя из этих качеств. Тем, кто тянется друг к другу и легко соединяются, и определяет их направление - навстречу друг другу! Для желающих бодаться, направлением объединения может стать Третья точка, направление совместного внимания.

Аватар пользователя Khanov

buch, 3 Май, 2024 - 07:17, ссылка

Добрый день Сергей!

если человек откровенничает о своём яко-бы знании чего-то, если это откровение о ни о чём - его тип мышления - его не переубедить. он так самовыражается, навязывает свой дискурс, если это не нарушает уголовный кодекс - это его личная свобода. но свобода другого - в другим. можно просто не слушать.

в конечном итоге все расходятся по комнатам - целевым аудиториям, сословиям и конкурируют с другими за статус единственной истины. это точно не философия.

я предлагаю систему меток (можно использовать смайлики) - как грибочки/ягодки на шкафчиках в детском саду или как указатель "мины", обходить стороной и проблемы нет. разминирование видимо здесь не поощряется. что и приводит к минированию ленты форума чепухой.

Аватар пользователя buch

Khanov, 3 Май, 2024 - 09:49, ссылка

День добрый !

Каждый приходит со своей оригинальной концепцией . Свобода выражения не запрещена . Но в данном случае хотелось бы отделения мух от котлет . Потому что непонятно о какой Воле Саган собственно говорит - о человеческой или о какой то Мировой . Амфиболия - очень распрастраненное заболевание...

Аватар пользователя Khanov

buch, 3 Май, 2024 - 10:02, ссылка

он просто наслаждается звуком своего голоса, к сожалению здесь это не запрещено.

Аватар пользователя buch

Khanov, 3 Май, 2024 - 15:22, ссылка

он просто наслаждается звуком своего голоса,

У Ободзинского голос неплохой

https://youtu.be/R9RWKriFiC4

Аватар пользователя fed

buch,: Что то в психологии Волю не так описывают

Все верно написано.

Аватар пользователя fed

...Люди заблуждаются, считая себя абсолютно свободными в своих действиях. Это мнение основывается только на том, что свои действия они сознают – причин же, которыми они определяются, не знают…».

Спиноза прав. Свободы определяются прошлой кармой. 

Свобода бывает также внешняя и внутренняя.

Аватар пользователя Derus

Созерцатель, по поводу самости действия Вы говорите: «Я говорю о том, что берётся объект (люди) который совершает СВОИ действия. Вся фабула смысловая направлена на  объект совершающий свои действия. И в этом границы свойств и качеств  принимаемого к  рассмотрению. Вы же, презрев это ограничение, противопоставляете примером камень, который никаких действий своих не осуществляет вовсе. Он лишь  меняет своё качественное состояние под посторонним  нагревом. Сравнения самостоятельного деятельного с инертным к собственной деятельности тут неуместно.» (выделено мной – D)
Ну в этом смысле мой вопрос касается и этого «ограничения», которое как Вам кажется я презрел. (В самом деле, а когда начинается «свое» действие?)
Да, Вы взяли объект, который с одной стороны считаете совершающим СВОИ действия. Я это понял.
НО (!) при этом с другой стороны Вы же утверждаете, что это свое действие (причем любое)  «оно чем-то вызвано.»
На это у меня возник вопрос: разве тут нет противоречия? Разве не то действие следует считать своим, которое СОБОЙ и вызвано, а не просто «чем-то»?
Всё просто.
Ну а камень был примером как раз того случая, когда с вещью что-то происходит по чьему-то действию, а не по собственному.
Вот почему ваш тезис, претендующий на главную сущность, по моему разумению требовал уточнения.

По поводу моей правки вашего тезиса Вы говорите: «Простите, "масло-масленное".  Любое наше действие вызывается причиною внутренних наших реакций и рефлексий. И любая наша причина  оформляется нами в  наше устремление к реализации деяния.»
Само собой должно быть «масло масляное», т.к. собственное действие и должно быть причинено собой. Это хорошо, что Вы так и считаете. Увы, многие мыслят причинность по схеме моего примера про камень. Т.е. для многих человек – это не более чем автомат, некий сложный-сложный будильник, который заводится извне мастером, а далее сам тикает.
Как бы там ни было, но в этом месте Вы обошли вниманием мой главный вопрос о том, необходимо ли наши устремления ведут к соответствующим действиям? Повторюсь, если нет, то детерминизм нарушается, а так и до свободы "рукой подать"))

«Вы недопонимаете то, что сами сокровенные  задатки причинностей в  человеке, поторые побуждают в человеке принуждения к любым  и всяким деяниям есть не что иное, как не что-то "иное", не своё, а  самое настоящее его персональное человеческое. В нас сидят "навигаторы" устремлений наших, они заставляют наши тела и организмы  двигаться и добиваться, достигать  заданного нам желанного.»
Ну что Вы, я всецело согласен, что все наши задатки – наши. Ну точно также, как все пружинки, шестеренки, и их дружное взаимосвязанное движение ради хода стрелок в будильнике это собственное и сокровенное этого будильника.
Однако мой вопрос: они побуждают или принуждают (для моего разумения это противоположные смыслы)?
Скажем, в будильнике есть главная пружина. И будильник не может отменить или изменить её действие, а значит не может изменить порядок всей своей собственной работы. Её разжимание (= "устремление") принуждает к такому, а не иному ходу стрелок. В нем всё необходимо движется так и только так как устроено часовщиком. Будильник не борется, не мечется как «ходить» и как двигать стрелки. А человек-то мечется…

«Конечно, мы выбираем, мучительно порой, сомневаясь, рискуя... Но выбираем в палитре принуждающих причинностей данных нам...  Увы..»
Совершенно с Вам согласен.
Но именно поэтому я делаю вывод, что никакого детерминизма в реальном действии человека (как в будильнике) нет. Да, он включен в множество детерминаций (в том числе и железных), но то, какой будет разрешено (выбором) осуществиться на выходе (его поступок) определяется тем, что и следует считать как "собственное" человека.

«Что я могу Вам  посоветовать в таком? Пожалуй только одно - постарайтесь  поглубже порыться в причинностях, зачем люди на Эверест, зачем всю свою жизнь посвящают научным труднейшим поискам для важнейших открытий, зачем люди рискуя жизнью борятся, и подобное.. Зачем люди устремляются в  своей борьбе?  Что там зарыто в  первопричинностях,  которые порою люди сами даже и не понимают, но бессознательно  стремятся порою к  ним?
Вы имеете шансы сами дать себе ответ на свой вопрос.»

Это не совсем о том, о чём я начал разговор (не о свободе).
Но и на этом спасибо.
С ув. D

Аватар пользователя Созерцатель

На это у меня возник вопрос: разве тут нет противоречия? Разве не то действие следует считать своим, которое СОБОЙ и вызвано, а не просто «чем-то»?

Хорошо, второй раз объясню Вам, то, что как мы предполагаем, что Природа заложила в  нашу психологическую организацию, как  задатчики различных устремлений, и они являются некими органами генерирующими причинные  в  нас желания, тягу, устремлённости (называйте как  угодно,важен смысл), так вот они все  - НАШИ, СВОИ, родные. Они в  нас, они часть нас.  Все причины к деятельности (желания, устремления) они НАМИ и в НАС рождены.

Постарайтесь понять, что мы в  своей сознательной, психологической  организации играем определённо настроенную поведенческую игру.  В нас  есть типовая заданность, и мы сами даже порой неплохо прогнозируем реакции, поведения людей.

Как бы там ни было, но в этом месте Вы обошли вниманием мой главный вопрос о том, необходимо ли наши устремления ведут к соответствующим действиям? Повторюсь, если нет, то детерминизм нарушается, а так и до свободы "рукой подать"))

Разумеется,  жизнь человека не работа на конвейере, где следование однообразно и обязательно.  Здесь мы подходим к той теме, кою я  никак не допишу статьёй об многоуровневой глобальной организации жизнедеятельности  живого.

Человек обременён  выбором  в разном ему необходимого по своим  целям. Это как раз то, что мы склонны называть "свободами", хотя все они причинно принуждаемы для нас. Разным, то страхами, то замысловатыми комбинациями деятельных сюжетов  в  результате которых в  итоге торчит хвост какой -то вкусной морковки, как  удовольствия.  Все наши  "свободы" бывают "от чего-то", и все они провокационно принуждаемы.

Казалось бы , ну вот! Люди не автоматы конвейерные , они сами могут выбирать!   И от такого ведь и должны наши общества представлять собою некоторое поле сплошного беспорядка. Однако социумы самоорганизуются, все "свободные" индивидуальные всплески и выпады нивелируются коллективной массовостью. Больше того реально существует коллективная подсознательность,  которая вполне прогнозируема  и закономерна  ( мне доводилось её испытывать в экстренных ситуациях).

И так по всем уровням социальных слоёв от семьи до государства, человечества.  Всё закономерно развивается и всё прогнозно доступно..

Единственно, что могу отметить, все эти зазоры в  выборах возможного ("свободы") для человера, обществ на всех уровнях - просто необходимы для реализации  бурной деятельности в  существованияя. Без них -участь свинарника - кормление, набор массы, разделка.

 

Аватар пользователя Совок.

Природа заложила в  нашу психологическую организацию, как  задатчики различных устремлений, и они являются некими органами генерирующими причинные  в  нас желания, тягу, устремлённости (называйте как  угодно,важен смысл), так вот они все  - НАШИ, СВОИ, родные. Они в  нас, они часть нас.  Все причины к деятельности (желания, устремления) они НАМИ и в НАС рождены.

  Величайший современный философ Ч.Дарвин назвал это приспособлением особи к среде обитания. 

Аватар пользователя Derus

Совок, а музыкальные задатки человеку даны тоже для того, чтобы приспособиться к среде обитания? :о)

Аватар пользователя Совок.

Само собой. При помощи слуха человек ориентируется в среде обитания. А если у него музыкальный слух он лучше ориентируется, различает рычание различных зверей и пение птиц.

Аватар пользователя Derus

Совок., Вы не поняли.
Музыкальные задатки те, которые причиняют создание музыки. Симфоний, концертов, фуг, сонат, рондо, песен и др. Это устремление к восприятию определенной (слуховой) ГАРМОНИИ.

Ваш ответ - на уровне "обезьян в джунглях", но у них как раз нет ни симфоний, ни концертов.
 

Аватар пользователя Совок.

у них как раз нет ни симфоний, ни концертов.

 Не уверен. Но я слыхал, что нередко композиторы черпают своё вдохновение именно в концертах живой природы. Например "Соловей" Алябьева. 

Аватар пользователя Derus

А ещё Вы могли бы привести "Полёт шмеля" Римского-Корсакова.
Ладно, успехов в приспособлении к среде обитания путём концертов и симфоний!
Больше вопросов нет.
 

Аватар пользователя Derus

.

Аватар пользователя Derus

А.Саган, Вы говорите: «Воля, как причина и движитель процесса. А свобода, всего лишь Границы и ограничения. Это как для Автомобиля - Воля - мотор, Свобода - тормоза!»
Хм…
1. Но ведь воля всегда на что-то направлена. Почему же только она причина процесса?
2. Если есть слово «граница», то зачем умножать его дубликатом «свобода»?

Аватар пользователя А.Саган

Derus, 3 Май, 2024 - 10:42, ссылка

1. Но ведь воля всегда на что-то направлена. Почему же только она причина процесса?
2. Если есть слово «граница», то зачем умножать его дубликатом «свобода»?

1. Воля всегда направлена в направлении Источника другой воли. Взаимодействие  этих волевых потоков и рождают разную реакцию.

2.  Для тех, кто желает проявлять свою Волю без ограничений, существует термин - Свобода. Для тех, кто ограничивает способность воли проявляться, выстраивает Границы, запреты или иные волевые действия.

Векторов проявления воли, принципиально,  всего 4, а слов описывающих эти действия или реакции, несравненно больше.

Аватар пользователя Derus

А.Саган, Вы говорите, что "Воля всегда направлена в направлении Источника другой воли."
Хм... Сказанное вами за пределами моего разумения.

Аватар пользователя А.Саган

Derus, 3 Май, 2024 - 18:39, ссылка

А.Саган, Вы говорите, что "Воля всегда направлена в направлении Источника другой воли."
Хм... Сказанное вами за пределами моего разумения.

А что именно вы не разумеете?

Тут принцип такой: - Что бы попасть из одного места в другое, необходимо проявить Волю... однако то место, куда вы намерены попасть, уже кем-то занято... и вам придётся взаимодействовать.

Аватар пользователя Derus

А. Саган, так даже в этом раскладе воля-то направлена на место, а не на другую волю, что делает ваш общий тезис ложным. Воля реализует намерение: попасть в определенное место. То, что место занято и т.д., для предмета воли - вторично.

Аватар пользователя А.Саган

Derus, 4 Май, 2024 - 11:45, ссылка

.... воля-то направлена на место, а не на другую волю, что делает ваш общий тезис ложным. Воля реализует намерение: попасть в определенное место. То, что место занято и т.д., для предмета воли - вторично.

 Желающих попасть на желаемое место, достаточно. И всегда найдётся не мало желающих, пободаться за него.  

Воля, сама по себе, первична.... тут без комментариев

Аватар пользователя Derus

А. Саган, причём тут желающие попасть на тоже место? Первая воля сама по себе на что направлена-то? НА МЕСТО. Т.е. не на другую волю. И то, что она направлена на место, никак не отменяется тем, что это место занято.

Первичность, о которой я сказал, касалась предмета воли, а не самой воли. Т.е. воля сперва была на правлена на место, и только потому, что оно оказалось занятым, она переключилась на занявшего это место. Изначально предметом воли было - место, что, повторюсь, прямо противоречит вашему общему тезису, будто воля всегда направлена на другую волю.

Аватар пользователя А.Саган

Derus, 4 Май, 2024 - 17:58, ссылка

Не место красит человека, а человек место! 

Нет таких мест, которые не являлись бы Источниками Воли. Поэтому каждое проявление воли, направлено на другой источник воли, либо уже проявленный, либо ещё нет. Реакция последует, в любом случае.

Аватар пользователя Derus

Не серчайте на меня, А. Саган, но для моего разумения это какая-то бессмыслица.

Аватар пользователя А.Саган

Понимание - процесс физиологический!

Для того, чтобы "дошло", должно пройти время, пока структура нейросети перестроится, а меняется она довольно медленно.  Привычки мыслить, меняются так же медленно, как и любые другие привычки. А то и ещё медленнее, и это при желании, эти привычки менять. То есть, необходимы систематически прилагаемые усилия. Детей в школе 11 лет учат, а потом ещё лет 5 в институте, а тут за пару дней, действительно, что-то понять сложно!

 

Аватар пользователя Совок.

Статья пример идеального современного философствования, исключая комментарии.

Аватар пользователя Derus

Созерцатель, Вы говорите: «Хорошо, второй раз объясню Вам, то, что как мы предполагаем, что Природа заложила в  нашу психологическую организацию, как  задатчики различных устремлений, и они являются некими органами генерирующими причинные  в  нас желания, тягу, устремлённости (называйте как  угодно,важен смысл), так вот они все  - НАШИ, СВОИ, родные. Они в  нас, они часть нас.  Все причины к деятельности (желания, устремления) они НАМИ и в НАС рождены
Видимо моё пояснение того, почему я был вынужден уточнить принадлежность причины своих действий (т.е. поставить свой вопрос), Вы восприняли как вновь его заданность. 
Нет, конечно, я понял вашу позицию ещё в прошлый раз. Это где я ещё про будильник заметил. В самом деле, всё, что Вы сказали, можно аналогично сказать и про будильник. А именно. Некий мастер (вместо «Природы») часовщик заложил в него пружину. Она - устремитель всей сложной организации механики будильника. ЧЬЯ пружина? Будильника. Она ЕГО родная и собственная, которая в НЕМ порождает в итоге движение ЕГО стрелок. Тут имеем чистый детерминизм (а точнее, каузальную причинность). Т.е. эта ЕГО пружина есть причина движения ЕГО же стрелок. Поэтому мы и говорим, что любое свое перемещение стрелок будильник осуществляет лишь тогда, когда эти перемещения чем-то вызваны (под «чем-то», опять же, подразумеваем СОБСТВЕННУЮ пружину будильника, а не мастера, который завел её ключом, и не что-то иное ЕГО пружине). В итоге получается полная аналогия с вашим тезисом в целом (любое свое действие мы осуществляем лишь тогда, когда оно чем -то вызвано.)
НО всё же мой вопрос не об одном моменте вашего тезиса, а о трёх в целом.
Ведь в «причине своего действия» имеем три связанных между собой  «героя»: причинностьпринадлежность себе («свое») и действие. Поэтому даже второго вашего прояснения момента с «собственностью» ещё недостаточно.
Вновь напоминаю, что тезис - любое мое действие причинено моим устремлением – будет в целом проблемным (возможно даже ложным), если устремление не причиняет моё действие необходимо. Ведь детерминизм - это необходимая связь причины и следствия. Без признания этой необходимости связи будем иметь: действие - моё, устремление - моё, но причина... в чём-то другом моём, т.е. исходно не в моём устремлении. Поэтому мой вопрос не про только лишь «собственность/несобственность» действия, но про всё в целом. И наоборот, если моё устремление причиняет мое действие необходимо, то тогда входим в противоречие с тем, что человек «мечется», «борется». Ну и действовал бы себе как «будильник» сколь угодно «многоуровневый».

«Постарайтесь понять, что мы в  своей сознательной, психологической  организации играем определённо настроенную поведенческую игру.  В нас  есть типовая заданность, и мы сами даже порой неплохо прогнозируем реакции, поведения людей.»
Дело в том, что вопрос о свободе – это вопрос о том, что не зависит от психологии и сценариев нашего поведения.
Вот будильник тоже действует по типовой заданности и положение его стрелок тоже можно прогнозировать. Но вопрос о том, действует он необходимо или не необходимо, не зависит от того, каков сценарий его «игры» (ну т.е. смысл его работы).

«Разумеется,  жизнь человека не работа на конвейере, где следование однообразно и обязательно.»
Что же это за причинность такая, где нет обязательности следования?
Как можно совместить утверждение о том, что у всякого действия обязательно есть причина, с тем, что эта причинность причины… необязательна?

«Человек обременён  выбором  в разном ему необходимого по своим  целям. Это как раз то, что мы склонны называть "свободами", хотя все они причинно принуждаемы для нас. Разным, то страхами, то замысловатыми комбинациями деятельных сюжетов  в  результате которых в  итоге торчит хвост какой -то вкусной морковки, как  удовольствия.  Все наши  "свободы" бывают "от чего-то", и все они провокационно принуждаемы.» (выделено мной - D)
Так и как это всё спасает от того, что выбор противоречит необходимости принуждения? А ведь отсутствие необходимости у причинности противоречит детерминизму. Т.е. действие, которое было вызвано чем-то не необходимо (т.е. действие могло и не быть вовсе), строго говоря, нельзя считать причиненным этим «чем-то».
Давайте такой простой пример возьму. Вода падает на колесо мельницы. Мельница вращается. Что вызывает вращение? Вода. Колесо мельницы необходимо вращается от падения на неё воды. А теперь представим, что мельник может то пододвигать к воде, то отодвигать колесо от воды. Соответственно, оно то вращается, то не вращается. Вода как текла так и течёт, но из-за вмешательства мельника она перестаёт быть причиной вызывающей вращение колеса или наоборот только и становится причиной его вращения. Необходимость вращения уже не диктуется водой, т.к. нарушается действием мельника. Так что же причина вращения колеса? Вода или мельник пододвигающий колесо к воде? Очевидно, что когда колесо вращается то, вода (ведь не мельник же вызывает его движение). А исходно? Очевидно, мельник, у которого был выбор какую цель реализовать. В этом случае уже некорректно утверждать, что всякое вращение колеса вызвано водой и только водой. Всё зависело от решающей инстанции в лице "мельника".
Аналогично и у человека.
У нас есть разные цели наших устремлений (="ручьёв"). Цель – здоровье. Цель – выжить. Цель – получить удовольствие. Цель – быть уважаемым другими людьми. Цель – познать истину. Цель - пообщаться на форуме. И т.д. и т.п.
Вот мы и выбираем (как Вы верно заметили: "выбираем в палитре принуждающих причинностей данных нам...")
Бывает так, что хочется-то много чего сразу. И быть художником, и быть богатым, и быть честным, и быть здоровым, и получать удовольствие от жаренного, и т.д. Но в силу моря обстоятельств это далеко не всегда возможно реализовать. Т.е. наши устремления есть, а вот реализовать их все нельзя. Более того, многие из них исключают друг друга (например, быть здоровым и вкушать жаренную вкуснятину). Поэтому тезис (основанный на вашем тезисе), мол, человек, желая и удовольствия от жареного и здоровья, всё-таки выбирает здоровье по причине своего устремления к здоровью, ничего не объясняет, т.к. у человека ведь было (и никуда не делось) и необходимое устремление к удовольствию от вредного для здоровья.

«Казалось бы , ну вот! Люди не автоматы конвейерные , они сами могут выбирать!   И от такого ведь и должны наши общества представлять собою некоторое поле сплошного беспорядка
Совершенно непонятный ход с вашей стороны.
Почему вдруг выбор ведёт именно к беспорядку?