Философия и политика

Аватар пользователя Сергей Березин

Ленин и философия

Луи Альтюссер отмечает, что французская философия не проявляла никакого интереса к Ленину [1]. Хотя и сам вождь мирового пролетариата платил той же монетой и всей университетской философии вообще и французской в частности: «Дипломированные лакеи с речами об «идеальных благах», отупляющие народ при помощи вымученного идеализма» [2]. «Как у боженьки антипод - дьявол, так у поповского профессора - материалист». Философствовать как университетские философы - это пережевывать философскую жвачку [3]. Отсюда и не переносимость Ленина университетскими философами.

Университетская философия не терпит Ленина (как и Маркса) по двум причинам [4]:

1. Для нее не стерпима мысль, что она может чему-либо научиться у политика;

2. Она не допускает мысли, что философия может быть предметом теории, т.е. объективного познания.

Второй пункт, по крайней мере, сейчас выглядит явной натяжкой. Можно привести в качестве примера, вышедшие не так давно две книги французских философов по теории философии: «Что такое философия?» Ж.Делеза и Ф. Гваттари, а также «Манифест философии» Алена Бадью.

Так что же такое философия для Ленина? Это «не что иное, как своего рода замещение политики, своего рода продолжение политики, своего рода переживание политики» [5]. Поэтому университетским философам была не стерпима мысль, что их считали всего лишь мелкобуржуазными идеологами.

Для Ленина философия не является наукой, она отлична от всех известных наук, а ее категории отличны от научных понятий [6]. Например, единственным свойством материи является свойство быть объективной реальностью [7]. Если в научных понятиях материи есть «прогресс», т.е. изменение содержания понятия, то философские категории, такие как материя, абсолютны.

С другой стороны, несмотря на отличие философии от науки, между этими сферами познания существует особая неразрывная связь, т.е. материалистический тезис объективности [7]. Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме» не устает повторять, что ученые - это «стихийные» материалисты [8]. Они подходят к изучению предмета науки как к объективности.

Сама философия в ее историческом срезе, по Ленину, предстает как многовековая борьба двух направлений: идеализма и материализма. В этом тезисе заключается еще один повод для неприятия философами Ленина. «Утверждая, что вся история философии в итоге сводится к борьбе материализма и идеализма, - значит, по их мнению, обесценить все богатство истории философии» [9]. Именно это, по Ленину, и предстает как пережевывание старой жвачки. Ленин пытается поставить точку в истории философии, заявив, что нельзя доказать ни материализм, ни идеализм. А раз эти позиции недоказуемы, значит, это уже сфера субъективности или идеологии. На основе этого Ленин делает знамений вывод о партийности философии. Одни философы принадлежат к партии материалистов, другие - идеалистов. Это мнению Ленина, связано с классовой борьбой. Отсюда и связь с политикой.

Таким образом, политика реализуется в философии как борьба двух направлений. Отсюда и главный тезис марксизма: философия должна изменять, а не объяснять мир (т.к. объяснения имеют классовый характер).

Безусловно, философия и политика связаны. Вершиной любой философской системы является этика. Ну, а вершиной этики - политика, т.е. определенное политической устройство, направленное на достижение блага. С другой стороны, решение «основного вопроса философии» может иметь принимаемый обеими партиями фундамент, как одно время было модно говорить в политике «базовые ценности», на основе которых могли договориться партии с самой разной идеологией.

Такой основой выступает фундаментальный дуализм [10]. Это разграничение бытие на трансцендентное и имманентное сознанию. Его суть заключается в том, что трансцендентность актуализирует сознание, а сознание через тело вторгается в трансцендентность. Трансцендентность дана сознанию через имманентности. После принятия такой базы, останется вопрос о происхождении трансцендентности. Тут-то и возникнет поле битвы для философских партий.

Отсюда и онтология: бытие-в-имманентности и бытие-в-трансцендентности. Бытие - это саморазвертывающаяся истина. Как еще говорил Парменид: бытие есть, небытия нет. Но это тавтология. Уже словом «бытие» все сказано, незачем уточнение Парменида. Это два региона бытия (бытие-в-имманентности и бытие-в-трансцендентности) доступные для человека, хотя один и опосредованно. Это совсем не исключает и других регионов, недоступных для сознания, т.е. Мета-Трансцендентности. Эта онтология сознание-центрирована. Это значит, что в фундаментальной метафизике онтология и гносеология представляют единое целое.

Этика и фундаментальный дуализм

Этика - это область философского знания, исследующая наиболее общее основы и критерии взаимоотношения между людьми. Этика изучает взаимоотношение Я и Других, а также нашего отношения к взаимодействиям Других между Собой. Отсюда следует, что существование Других еще должно быть доказано, иначе этика не имела бы никакого смысла. Другие нам даны, как актуальности сознания, являющиеся следствием трансцендентности.

То, что за Другим стоит сознание нам приходиться умозаключать на основе личного опыта вторжения в трансцендентность через тело. Это Гуссерль назвал аналогизирующей апперцепцией или аппрезентацией, т.е. это умозаключение по аналогии (по себе). Но можно ли делать такое умозаключение? Может ли за телом не стоять сознания, волевой активности (т.е. Я)? Непосредственно нам дано только свое сознание, Другие же даны как первичные актуальности, но нет доступа к их сознаниям. Этика - это самая практическая область философии, поэтому не стоит ограничивать исследование очевидностями сознания. Здесь нужно сконцентрироваться на дуализме события и действия. Только на основе событий и действий можно умозаключать о бытии Других. Одним из проявлений этого дуализма является семиотическое поведение, т.е. восприятие и порождение Другими слов. В результате событий и действий происходит не только осознание Других, но и Себя, а точнее, это параллельный процесс. Только возможность Самому быть Другим и конституирует Другого. Это трансцендентальное условие мы называем альтеризацией (от alter ego). Альтеризация - это, с одной стороны, возможность представить Себя на месте Другого, а с другой стороны, Другого на месте Себя. В результате альтеризации Я осознает Себя, имманентность и трансцендентность.

Фундаментальный дуализм на уровне этики реализуется в дуализм жизни и свободы. Если в трансцендентности сущностью человека является жизнь - не будет жизни, не будет и тела. То на уровне имманентности - это свобода воли. Свобода воли - это возможность принять любое решение. То, что человек может принять любое решение - это очевидность. Трудности могут возникнуть только в реализации, т.е. в действии. Это два полюса, определяющие человеческое поведение. Человек может пожертвовать жизнью ради свободы, а может пожертвовать и свободой ради жизни.

Таким образом, уменьшение свободы или ухудшение жизни - это зло, а обратное - это добро. Но мы живем в сообществе людей, когда поведение одного человека может ухудшать положение другого. Поэтому горизонтом поступка выступает Другой или общество. А возможность такого горизонта обеспечивается альтеризацией.

Фундаментальная метафизика политики

Политический процесс можно представить как развертывание политики в пространстве и времени. Политика же представляет собой согласование интересов индивидов и групп в процессе выработки политического решения. Таким образом, политический процесс выступает в качестве воздействия среды (общества) на политическую систему (государство) через артикуляцию и агрегирование интересов индивидов и групп.

Непосредственно индивиды (имеется в виду не-элита, простое население страны) не имеют возможности влиять на принятие политического решения (разве что в результате референдума). Исключением этого могут быть бунты пенсионеров против монетизации льгот, которые повлияли в некоторой степени на смягчение закона. Такая активность населения - это скорее исключение, чем правило.

Здесь мы подходим к реализации фундаментального дуализма в политике. Это социальная группа и политический оператор. Осуществлять свое влияние на политический процесс граждане могут через политических операторов. Этот термин в российской политической аналитике возник в связи с принятием закона о федеральных партиях, согласно которому только федеральные партии могут проводить по своим спискам депутатов в законодательные органы, как федерального уровня, так и уровня субъекта федерации. Хотя в некоторых регионах пока еще сохранены верхние палаты парламентов, избираемые по одномандатным округам. Региональные элиты, которые раньше имели местные карманные партии и движения, вынуждены обращаться к федеральным партиям для того, чтобы провести своих ставленников в региональные парламенты.

Политический оператор можно определить как функциональную единицу политического процесса, посредством которой различные социальные группы влияют на выработку политического решения, на управление страной. Политический оператор - это участник политического процесса, определенный законом и политической культурой, опосредующий участие индивидов и групп в политической жизни общества. Основная функция политического оператора - это выражение мнения каких-либо социальных слоев и групп в политическом процессе.

Здесь можно говорить о двойном опосредовании. С одной стороны, политический оператор опосредует участие не-элит в политике, с другой, элиты могут использовать его как проводника своих властных интересов. В последнем случае необходимо иметь возможность влиять на организационную структуру политического оператора. Например, «Единая Россия», выступая политическим оператором определенной части населения, голосуя за законопроект о монетизации льгот, выступила проводником интересов властной группировки, пролоббировавшей этот законопроект, но ни как не людей голосовавших за эту партию. В этой ситуации в некоторых регионах страны реальными политическими операторами противников этого законопроекта выступили профсоюзы, устроившие многочисленные акции протеста, что повлияло на итоговую формулировку закона в аспекте увеличения компенсационных выплат.

Если представить политический оператор как знак, т.е. репрезентант другого (социальной группы) в политическом процессе, то замыкание политической системы на себя, когда партия (или другой политический оператор) представляет интересы части политической системы в политическом процессе, можно назвать симуляцией политического процесса.

В этом же ключе можно посмотреть студенческие бунты во Франции, вызванные т.н. законом о «договоре первого найма». Закон был принят парламентом, но не поддержан населением. Здесь также политическими операторами противников «договора о первом найме» выступили профсоюзы.

Борьба с симуляцией политического процесса может вестись двумя путями. Во-первых, это протесты и бунты с целью выразить свое недовольство. Во-вторых, это создание конкретной среды в политике. Необходимо несколько сильных игроков, которые будут вести борьбу за электорат.

В приведенных примерах показано, что симуляция политического процесса вызвана структурой политической системы. А именно возможностью властных кругов оказывать влияние на организационную структуру политических операторов. Это могут быть СМИ, партии или профсоюзы. В результате такого влияния они уже не представляют интересы определенных социальных слоев общества, а опосредуют участие элит в политических процессах. Но в оппозиции «политический оператор - социальная группа» не стоит забывать и о влиянии политического оператора на социальную группу: привлечение на свою сторону сторонников, разъяснение принятых решений и др.

Ссылки:

1. Альтюссер Л. Ленин и философия. - М., 2005

2. Там же.

3. Там же.

4. Там же.

5. Там же.

6. Там же.

7. Там же.

8. Там же.

9. Там же.

10. Подробнее см.: Березин С. Фундаментальная метафизика // http://philosophystorm.org/sergei_berezin/349

Комментарии

Аватар пользователя actuspurus

Dixi, Actuspurus
1. Если в основе мира поставлена простая, двухчленная система (фундаментальная метафизика) - на уровне означающее-означаемое, имманентное-трансцендентное, то и в других системах, которые наследуют свой смысл из нее, например, в этике и политике, обнаружится таже простая двучленная структура. Это аналогично тому, что если смотреть на мир через желтое стекло, то весь мир станет желтым. Но это не значит, что мир таков!
2. Так, в этике у вас тело и сознание, в политике - "социальная группа и политический оператор", ее представляющий и т.д.
3. Даже без анализа такого воззрения на этику и политику, понятно, что оно очень упрощает реальность и вряд ли является правдоподобной ее моделью.
4. Вы пытаетесь выстроить прямое влияние модели мира (фундаментальной метафизики) на модель этики и политики. Такое влияние - тоже натяжка. Как показывает практика, политику не нужна философия, его основной инстинкт - власть. Власть - более глубинна, имеет даже биологические (жизнь в стаде) и психологические корни (мы всю жизнь учимся управлять своим телом, а затем вещами и людьми вокруг нас), чем любая философия. Скорее, философия (в смысле политики) возникает как обоснование своего притязания на власть. Кстати, Ленин понимал, что политика - это не что иное, как борьба за власть, все остальное - демагогия.
5. Точно также, по большому счету, этика и др. не вырастают из метафизики естественным образом, но только благодаря желанию философа дать также ответы и на этические и др. вопросы.

Аватар пользователя Сергей Березин

1. Если в основе мира поставлена простая, двухчленная система (фундаментальная метафизика) — на уровне означающее–означаемое, имманентное–трансцендентное, то и в других системах, которые наследуют свой смысл из нее, например, в этике и политике, обнаружится таже простая двучленная структура. Это аналогично тому, что если смотреть на мир через желтое стекло, то весь мир станет желтым. Но это не значит, что мир таков!

Человеку мир так дан. Здесь онтология и гносеология слиты воедино. Грубо говоря, есть то, что в сознании, а есть то, что вне его. Человек может строить онтологию только на основе такой данности. Конечно, есть солипсисткие модели. Но, я считаю, человек в рамках феноменологического исследования узнает не только то, что присуще сознании, но и так же понимает, что в сознании есть феномены, не имеющие в нем (сознании) причину своего бытия.

2. Так, в этике у вас тело и сознание, в политике — «социальная группа и политический оператор», ее представляющий и т.д.

Именно так.

3. Даже без анализа такого воззрения на этику и политику, понятно, что оно очень упрощает реальность и вряд ли является правдоподобной ее моделью.

4. Вы пытаетесь выстроить прямое влияние модели мира (фундаментальной метафизики) на модель этики и политики. Такое влияние — тоже натяжка. Как показывает практика, политику не нужна философия, его основной инстинкт — власть. Власть — более глубинна, имеет даже биологические (жизнь в стаде) и психологические корни (мы всю жизнь учимся управлять своим телом, а затем вещами и людьми вокруг нас), чем любая философия. Скорее, философия (в смысле политики) возникает как обоснование своего притязания на власть. Кстати, Ленин понимал, что политика — это не что иное, как борьба за власть, все остальное — демагогия.

Если в управлении государством не представлены интересы социальных групп, это уже не политика, а ее симуляция. (Посмотрите мой комментарий к вашей статье «Философия как строгая наука». Именно о таких спорах я там и написал)

5. Точно также, по большому счету, этика и др. не вырастают из метафизики естественным образом, но только благодаря желанию философа дать также ответы и на этические и др. вопросы.

Этика – это вершина философской системы, а метафизика ее фундамент.

Аватар пользователя kroopkin

//Человеку мир так дан. Здесь онтология и гносеология слиты воедино. Грубо говоря, есть то, что в сознании, а есть то, что вне его.//

А не поделить ли то, что вне сознания на Внешний мир и Эпистему (Мир Знаний)? Все таки существенно разные вещи...

Аватар пользователя L A

L A

А не поделить ли то, что вне сознания на Внешний мир и Эпистему (Мир Знаний)?

Как Вы представляете знания вне сознания?

Аватар пользователя Сергей Березин

Как Вы представляете знания вне сознания?

Справедливо отмечено.

Мир знания (но не весь) можно назвать третьим миром. Человеку непосредственно дана имманентность его сознания. Трансцендентность сознания (внешний мир) дана через имманентные феномены сознания. Непосредственного доступа к внешнему миру нет. Онтология имманентности сознания строится феноменологическими методами. Познание трансцендентности возможно с помощью эталонов, которые являются производными от имманентности и трансцендентности. Это, например, килограмм или метр. Этих эталонов нет самих-по-себе ни в имманентности, ни в трансцендентности. Это третий мир.

Аватар пользователя L A

L A

Познание трансцендентности возможно с помощью эталонов, которые являются производными от имманентности и трансцендентности.

С моей точки зрения познание трансцендентности (реальности) принципиально невозможно.

Это, например, килограмм или метр.

Это - познание имманентности.

Этих эталонов нет самих-по–себе ни в имманентности, ни в трансцендентности.

Вчера ещё были – сам на рынке видел (ощущал). ;))

Аватар пользователя actuspurus

1. Познание трасцендентности - действительно невозможно, если трансцендентность определять как "не имманентность, по ту сторону имманентности". Но трансцендентность нельзя в то же время отождествлять с реальностью. Реально только то, что может быть имманентным, т.е. может быть дано в возможном опыте. То, что не имманентно - принципиально не познаваемо и соответственно нереально.

Аватар пользователя Сергей Березин

Я называю трансцендентным не то, что не может быть дано в опыте, а то, что не может быть представлено в опыте само-по-себе.

Аватар пользователя L A

L A

Но трансцендентность нельзя в то же время отождествлять с реальностью.

Для меня X трансцендентен или имманентен Y это, соответственно, X принадлежит или не принадлежит множеству Y. В данном случае имеется в виду, что реальность трансцендентна действительности (совокупности ощущений).

Реально только то, что может быть имманентным, т.е. может быть дано в возможном опыте. То, что не имманентно — принципиально не познаваемо и соответственно нереально.

По-моему, это игра смыслов понятия реальность. С одной стороны это бытовое «реальное» - то, что не иллюзия, с другой стороны «реальное» это то, что вне сознания и не является непосредственно ощущением.

Аватар пользователя actuspurus

1. Это разговор определения терминов. Вы действительное понимаете как совокупность ощущений, а реальное как трансцендентное действительности? Но можно использовать эти термины в обратном порядке - это дело произвола определения. Вопрос же не в этом. Вопрос в том, как мы определяем соотношение трансцендентного и имманентного, и только отсюда следуют все остальные определения.
2. Реально то, что дано в возможном опыте. Иллюзия также реальна, если она дана в опыте (хотя эта реальность и субъективна). :) А вот то, что не дано в каком-либо возможном опыте, о чем ничего нельзя поэтому сказать, того просто нет. И поэтому оно не иллюзия, и не реальность, оно просто для нас ничто.
3. "Вне сознания" - это как? Вне головы? Если имманентное определено как данное сознанию, вне сознания ничего нет.

Аватар пользователя L A

L A

Вопрос в том, как мы определяем соотношение трансцендентного и имманентного, и только отсюда следуют все остальные определения.

Так я ранее дал своё определение трансцендентного и имманентного (Х).

Реально то, что дано в возможном опыте. Иллюзия также реальна, если она дана в опыте (хотя эта реальность и субъективна). :)

В опыте нам даны наши ощущения, и хотя они вызваны реальностью, но реальностью они не являются (если не использовать термины в обратном порядке). ;))

«Вне сознания» — это как? Вне головы?

Не является ощущением.

Аватар пользователя actuspurus

1. Когда я пишу, что нечто реально, поскольку дано в некотором опыте, то я имею в виду следующее определение реальности: реально то, что дано для некоторого сознания. Для сознания даны не только ощущения, но некоторое единство - которое можно назвать чувственной картиной мира. Ощущения мы воспринимаем во времени и пространстве, это и есть чувственная картина мира. Иногда эту картину называют "картиной созерцания".
2. У Вас различено - ощущения (деятельность тела), с одной стороны, и пространство и время, с другой. "Вне" выпонимаете как пространственнственную соотнесенность с тем, что "внутри"? Вопрос: пространство и время - как воспринимаются? Если они не ощущения, точнее, если они не координация ощущений (т.е. некоторое качество ощущений), то что?

Аватар пользователя L A

L A

Когда я пишу, что нечто реально, поскольку дано в некотором опыте, то я имею в виду следующее определение реальности: реально то, что дано для некоторого сознания.

А для меня «что дано для некоторого сознания» это действительное (т.е. часть действительности), но не как не реальность, а только вызвано реальностью.

Для сознания даны не только ощущения, но некоторое единство — которое можно назвать чувственной картиной мира.

Это тоже ощущение.

У Вас различено — ощущения (деятельность тела) с одной стороны,

У меня ощущения не являются деятельностью тела, тело само – ощущение.

Вопрос: пространство и время — как воспринимаются? Если они не ощущения, точнее, если они не координация ощущений (т.е. некоторое качество ощущений), то что?

Пространство и время – абстракции, описывающие ощущения. Можно сказать, что пространство и время ощущается в том же смысле, как можно сказать, что мы ощущаем красное или зелёное (или числа).

«Вне» выпонимаете как пространственнственную соотнесенность с тем, что «внутри»?

Вне пространства и времени это значит не описывается пространством и временем.