Где сидят институты?

Аватар пользователя kroopkin
Систематизация и связи
Социальная философия
Философия политики и права
Социология
Психология
Политология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Я имею в виде не институты в смысле Парсонса: типа армия, школа, семья, и т.п., а институты в смысле Норта: когда в сообществе есть всеми понимаемые нормативные поведенческие паттерны (т.е. – как у нас надо), всеми понимаемое поведенческое отклонение (как у нас не надо бы), и всеми понимаемый легитимируемый уровень наказание за девиацию.

Итак вопрос: берем для примера один такой институт – где он сидит в картине мира человека – члена группы?

В традиции социального реализма, когда все социальное выносится в эмерджетность, можно в эмерджентность вынести и институты. Но тут возникают две проблемы: (1) продолжение исходной: а где она сидит, эта самая эмерджентность? И (2) эмерджентность имеет тенденцию мыслиться «снаружи», что, в частности, приводит к «все в человеке определяется обществом» – и проблеме для любителей свободы воли.

В номиналистической традиции, когда полагается, что в части социального нет ничего, кроме людей, решением будет одинаковый ментальный комплекс – НашМир группы – который есть в МойМире каждого члена группы, и согласуется через их взаимо-коммуникацию. Т.е. МойМир человека содержит в себе НашМиры всех групп, куда он включен.

Какие еще интеллектуальные ходы возможны в этой ситуации? Где могут сидеть институты исходя из Ваших парадигм?

Комментарии

Аватар пользователя Victor

В традиции социального реализма, когда все социальное выносится в эмерджентность, можно в эмерджентность вынести и институты. Но тут возникают две проблемы: (1) продолжение исходной: а где она сидит, эта самая эмерджентность? И (2) эмерджентность имеет тенденцию мыслиться «снаружи», что, в частности, приводит к «все в человеке определяется обществом» – и проблеме для любителей свободы воли.

Для начала, я хотел бы на простейшем примере показать, " где она сидит, эта самая эмерджентность?".

Для этого, я представлю математический "квадрат" из своей статьи: "Онтология и теория систем", как наиболее простой:

Здесь каждый этаж (строки) порождается эмерджентностью последующей. Сначала (1) число, потом (2) арифметические операции с ним. Потом начинается переход от конкретного к абстрактному (3) через переменную, т.е. - функция. Потом (4) дифференциально-интегральное исчисление. Потом... тут (5) посложнее...

Каждый последующий этаж "базируется" на предыдущем. Это и есть эмерджентность:

Эмерджентность или эмергентность (англиц. от emergent «возникающий, неожиданно появляющийся»)  в теории систем — наличие у системы свойств, не присущих её компонентам по отдельности; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов.

То есть, здесь все "по Дарвину" от "этажа" к "этажу" есть изменчивость, но есть и постоянство. Изменчивость она в  частном а постоянство оно в общем (частное/общее ~ 1) , поскольку сам принцип системности (эйдетичности) от "этажа" к "этажу" не нарушается.

Эти "этажи" связаны между собой решением проблем. Если мы ищем интеграл или оптимум производной на 4-м уровне, то решение находим в числе на 1-м уровне.

Например, нам надо найти интеграл от линейной функции y = x в интервале [0, 2]. Вычисляем: ∫x = xx/2 + C (спустились с 4-го этажа на 3-й и 2-й). Подставляем численные значения и получаем значение = 2 уже на 1-м этаже.

Что тут вам, уважаемый Павел (МФТИ, к.ф.н), не ясно? 

Какие еще интеллектуальные ходы возможны в этой ситуации? Где могут сидеть институты исходя из Ваших парадигм?

Моя парадигма в онтологическом плане субстанциально-эйдетическая, а в цивилизационном плане - системная (структурно/функциональная) - это ответ на 3-ю статью: https://politconservatism.ru/articles/dekolonizatsiya-samorefleksii-rf-vzglyad-iz-vechnosti 

Каждый, развивающий свою парадигму обязан

    • Гласно рефлексировать расположение своей парадигмы среди прочих парадигм эпистемы;

    • Гласно рефлексировать основания как своей парадигмы, так и парадигм-конкурентов; при этом (1) вывод по конкурентам «дурак или продался» – дисквалифицирующее условие для пытающегося говорить самостоятельно, (2) особое внимание должно быть уделено тому, почему свое – не карго.***

Кстати сказать, я прочитал (с удовольствием) все ваша статьи на https://politconservatism.ru/author/krupkin

и по большей части, согласен с ними.
Так что, переходим к  "квадрату" мышления?

ВложениеРазмер
2023-10-15_14-32-51.png 112.73 КБ
Аватар пользователя kroopkin

Что тут вам ... не ясно? 

Место... Если место - головы людей, то их сумма не даёт ничего в плюс... Если место - сознание Бога (Беркли), то ок... Поппер вон на старости про 3-й мир наговорил. Но опять же неясно место. 

Потому и воззвал - ибо обычно тут дыра. Люди постулируют существование институтов - но не доводят их описание до полноты именно по месту их существования... 

 

 

Аватар пользователя Толя

kroopkin, 12 Ноябрь, 2023 - 16:33

Где могут сидеть институты...

"Институты" - представления, поэтому их "местосидение" - мышление (ум). И только.

Аватар пользователя kroopkin

yes

В моем МойМире также.

Аватар пользователя Victor

Давайте сделаем так. Я представлю мыслительный "квадрат" из статьи Синтез эйдосов. Мышление :

Обращу ваше внимание на то, что координата [4,4] "здесь" как сознание, совпадает с координатой "там" как интеграл. То есть, по крайней мере, в таком представлении сознание может интегрально объединить огурец и помидор в овощ, или яблоко и грушу в фрукт, а овощ и фрукт в продукт.

То есть все просто (у меня): принцип самоподобия, на уровне античной философии где ось развития "части" в "целом" рекурсивно....

kroopkin, 15 Ноябрь, 2023 - 10:48, ссылка

Что тут вам ... не ясно? 

Место... Если место - головы людей, то их сумма не даёт ничего в плюс... Если место - сознание Бога (Беркли), то ок... Поппер вон на старости про 3-й мир наговорил. Но опять же неясно место

Я подумаю...  как ответить насчет "места". В целом-то я придерживаюсь кантовской парадигмы как диалектического единства: феноменальное/ноуменальное ~ 1 ("/" - символ единства). Или, что почти то же самое: апостериорные/априорное ~ следствие/причина ~ имманентное/трансцендентальное ~ 1
ИМХО - естественно... Подумаю... но может и не смогу ответить...

ВложениеРазмер
2023-11-13_14-38-53.png 76.93 КБ
Аватар пользователя kroopkin

Жду...

Аватар пользователя Victor

Начал капаться в своих архивах, и оказалось что  у меня была такая статья: Синтез эйдосов. Институция. Я тогда увлекался всякими культурными течениями и мифами, то же. Но от натур-философии далеко не уходил (пчелы как социум). Так и в этой статье 2016 года.

институция в понимании "внутреннего" (Норта) она в том же "месте" что интеграл, сознание, ... .

Вот кусок из статьи: 

«Вертикаль» сущностей данного «квадрата»:

образ → знак → миф → традиция → идеал

Главная сущность этого "квадрата" - знак (второй статус). То есть актор социального был и будет всегда Язык (мы его передаточное воплощение). А статус координаты [4,4] в эйдетическом представлении (наиболее известного) - это структура, функция, энергия, ... . Интересно (это уже в 2023) я понял (осознал), что выходной сущностью служит идеал. То есть, мне понадобилось более 10 лет, что бы прийти к идеалу как воплощенной гармонии, сущность которой онтологическая сингулярность.

Но начиналась эта статья с вопроса: 2. Кто «управляет» пчелиным роем?   .

Вот еще интересный момент оттуда:

Вот собственно эйдос ценностей (5-й уровень) их  и характеризует:
вдохновение – идеал – поклонение – ценности – устремление

Т.е., что бы иметь аксиологию (ценности) надо иметь ее сущность, ее идеал. То есть, это то место в ментальной "матрице" где находится идея. Может ли общество вырабатывать социальные ценности (идеологию) если оно не знает на онтологическом уровне сущность идеала? - Нет!

***

Я к тому, Павел, что согласно моих представлений, эпистема, за которую вы ратуете, она стоит (в кумулятивной очереди) за онтологией, как минимум (ИМХО):

диалектикаонтологиягносеологияэпистемологияэмпиризм

В любом эйдосе, его сущность (нечто постоянное в последующих статусах) всегда во 2-м статусе. Не зная диалектики (у Лосева - это "логос об эйдосе") не зная онтологии (как эйдос обрастает "мысом" конкретного через субстанции), мы не доберемся до эпистемы (знания - "как?").

Ну, я еще подумаю как мне объяснить проблемы воплощения виртуальности (той части эйдосов где властвует "многое"). Там-то и "живут" комбинаторно институции, под негласным надзором ценностей интеллигибельности (принципа минимакса)... 

ВложениеРазмер
2023-11-16_08-31-03.png 97.34 КБ
Аватар пользователя Victor

Где могут сидеть институты исходя из Ваших парадигм?

Если больше акцентироваться на слове "сидеть", то пожалуй лучшим ответом в текущем цивилизационном состоянии, будет ответ: "институты (Нортона) сидят в ментальных программах индивидов"

***

Сейчас читаю книгу: 
Evolution “On Purpose”, Teleonomy in Living Systems, edited by Peter A. Corning, Stuart A. Kauffman, Denis Noble, James A. Shapiro, Richard I. Vane-Wright, and Addy Pross, © 2023 Massachusetts Institute of  Technology,  https://watermark.silverchair.com/book_9780262376013.pdf

дошел до главы 13, где автор разбирает взгляды Майера на телеономию, и пишет:

По мнению Майра, телеономические процессы имеют две ключевые особенности. Во-первых, у них есть «конечная точка, цель или конечная точка», достижение которой приводит к остановке процесса (Mayr, 1992: 52). По словам Майра, этой конечной точкой может быть структура развития, физиологическое состояние или поведенческий результат. Таким образом, целью мейоза является производство гаплоидных зародышевых клеток; цель движения бактерий — достичь области с более высоким содержанием кислорода; и цель поведения лосося по возвращению домой — достичь своего родного ручья. Во-вторых, процессом управляет развитая программа, которая кодирует набор инструкций для развертывания процесса и, таким образом, кодирует цель. Значение этого для Майра состоит в том, что оно рассеивает любой призрак обратной причинности (который преследует другие формы телеологии), поскольку программа существует до того, как начинает разворачиваться телеономический процесс. Таким образом, атрибут программно-ориентированного поведения показывает, как примирить целеустремленность с обычной причинностью.

Тут весьма точно подмечена природа человека (1) двигаться от цели к цели; и движение это (2) оно эволюционно запрограммировано (так же как запрограммировано наше хождение, физиология, поведенческие реакции, ...).

Тут именно я обращаю внимание на ваш посыл поиска эпистемы. То есть, с позиций программирования уже можно говорить, к примеру, о традиции, о культуре, допустим в формате эйдетической логики:

Если (условие)="истина"  Тогда

     // первый вариант

Иначе

// второй вариант

Конец Если

То есть даже такие заповеди как "Не убий", семантически нам понятные, имеют свой синтаксис и в нашем мозгу, и в социальном законодательстве. Кроме того заповедь данная - она именно телеологическая (предупреждение из будущего). КЗОТ, Уголовный кодекс - это и есть, по сути, программа. Программа, ИМХО, наилучшее воплощение эйдоса.

***

Можно почитать Философский мейнстрим (24) , где автор обсуждаемой книги пишет в итоге:

«Жизнь – эволюция программно-информационных систем организма.

Общие черты трех эволюционных стадий: одноклеточной, многоклеточной и человеческой.

1.           Структура создателя программы

2.           Информационная система

3.           Целевая структура: воспроизводство, адаптация, эволюция.»

 ***

Такой подход он и позволяет логически разбить социальное на, соответствующие текущим интересам, домены. Просто, представляемые выше "квадраты" - они структурного характера. А программный подход он позволяет реализовать любой функционал (в том числе и подход в смысле Нортона). Собственно, это центральный системный подход, который в парадигме онтологической сингулярности (организменности) можно обозначить как: структура/функция ~ 1

***

Аватар пользователя kroopkin

Где сидят институты? - в головах людей - это и Ваш ответ. Правильно?

А процессы, в которых причина находится в будущем - они очень интересны, согласен. Ломают колею марковости и привычного взгляда: причина - следствие...

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

когда в сообществе есть всеми понимаемые нормативные поведенческие паттерны (т.е. – как у нас надо), всеми понимаемое поведенческое отклонение (как у нас не надо бы), и всеми понимаемый легитимируемый уровень наказание за девиацию.

Ну, видим известную диалектическую триаду: традиция-новация-реакция. 

И сразу видим место ваших институтов - традиция. Там они все и живут. 

Традиция это идеология и два её порождения: этика и эстетика.

Предметом идеологии является миф, антитезис мифа - это практика. Помним, как синтез коммунистического мифа и практики построения социализма в отдельно взятой стране порождал идеологию - бесконечно колеблющуюся линию партии. 

Эстетика это идеология приложенная к артефакту. Предмет эстетики, т.е. источник тех самых артефактов - это быт. Антитезис быта - это мечта. Синтез быта и мечты - это искусство, в том числе и прикладное. 

Этика это идеология приложенная к бытованию (совместному проживанию). Её предмет это обычай/ритуал. Напомню, что ритуалы мы наследуем напрямую из мира животных. Вот как глубоко уходят корни традиции. А антитезисом обычая является, в самом широком смысле, новизна.

Вот мы и добрались до Вашего частного случая противоречия, новизны поведения вопреки традиции поведения. Реакция кстати, совершенно необязательно наказание. Синтез традиции и новизны происходит постоянно, какая-то новация отвергается, гонится, какая-то включается в традицию, а какая-то побеждает традицию и становится новой традицией, отвергая уже традицию старую, вплоть до гонения. Тут уж, как карта ляжет. Точнее, какой миф, как основа идеологии (возвращаемся к началу) победит. Так как, в основе всего - идеология, как синтез мифа и практики.

Во всём этом мы выявили всего три простых предмета, вокруг которых всё и крутится. Это миф, это предметы быта и обычаи. Проще всего с предметом быта, он обусловлен уровнем развития производительных сил. В результате, простым предметом быта, например, сегодня является и мобильный телефон, и компьютер, и их синтез смартфон. А завтра может быть портативный телепорт, а может быть снова сальная свеча, тут как получится.

Обычай зависит от многих факторов, включая и предметы быта. Т.е. кроме фундаментальных факторов, типа климатических и географических, сюда же следует включить и текущий уровень производительных сил. Необходимость же в самом обычае/ритуале, как я уже помянул, носит вообще биологический характер. Продиктована биологической природой человека. Возможно, возникни социум не биологического происхождения (ну там, социум роботов) в нём не будет нужды в обычае/ритуале. Впрочем, даже представить себе такой, безритуальный социум, очень трудно. Вспомним фильм детства "Отроки во вселенной", в котором роботы вполне подчинялись своим собственным ритуалам

Ну и добрались до мифа. Чьё происхождение, как предмета вообще, объяснить гораздо труднее. Откуда и зачем? С предметами быта и обычаями проще, нагляднее, а вот миф... Почему? Как мы допускаем, что бы миф, не важно, о невидимой руке рынка, свободе равенстве и братстве, коммунизме, который, вот он, рядом, или царствии небесном, или общей теории относительности, управлял нашей жизнью?        

Аватар пользователя kroopkin

Ну, видим известную диалектическую триаду: традиция-новация-реакция. 

 

И сразу видим место ваших институтов - традиция. Там они все и живут. 

Думаю, что триада тут не по делу: временной масштаб не тот... Ибо социальный контроль - он всегда!

А вот мой вопрос Вы продвинули чуть далее: А где сидит она - традиция?

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

А вот мой вопрос Вы продвинули чуть далее: А где сидит она - традиция?

Поскольку человеки рождаются беспомощными младенцами и всему, кроме сосания сиськи и писанья в подгузник их необходимо обучать, то традиция соответственно живёт в обучении. Чему тебя в детстве обучили, то и будет твоей традицией. А чему научишь ты своих потомков, то станет их традицией и т.д. до скончания поколений.  

Аватар пользователя kroopkin

Хорошо: а где сидит обучение? Или сразу дойдем до конца, и назначим местом сидения всего головы людей?

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Обучение это деятельность необходимая для выживания. Если младенца ничему не учить, он помрёт, при этом помрёт животным. 

В ходе обучения передаются навыки, необходимые для выживания, в том числе и социальные навыки, включая традиции.

Критерием необходимости навыка является опыт обучающего, если я выжил и оставил потомство, значит надо потомство обучить всему тому, что помогло мне выжить. В этом смысле мы опять спускаемся на биологический уровень, так как всё тоже самое мы видим и у высших животных. Здесь нет чего-то специфически человеческого. Ну, если не заострять внимание на обучении грамоте и наукам. Что, впрочем, по историческим меркам, очень молодая традиция.  

Аватар пользователя kroopkin

Повторю вопрос, который почему-то проходит вне Вашего сознания (когнитивная дыра?): Где сидит обучение? smiley

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

В практике выживания. Механизм такой.  Высшим животным, включая человека, требуется обучение. Вот, крокодилу оно не требуется, он рождается полностью готовым для выживания в этом мире, а с человеками всё по-другому. 

Аватар пользователя kroopkin

Да, видна когнитивная тень / дыра. Что то Вам мешает сказать "в головах людей"... smiley

Аватар пользователя kroopkin

Предметом идеологии является миф

Имхо главное в идеологии - это спасение. А миф ли тут служит носителем, или марксисто-ленинская наука - тут уже вопрос названий / границ понятий...

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Имхо главное в идеологии - это спасение. А миф ли тут служит носителем, или марксисто-ленинская наука - тут уже вопрос названий / границ понятий...

А чем миф КПСС отличается от мифа православной церкви? Или от "невидимой руки рынка"? 

 "Миф - символический нарратив (повествование), служащее для носителя объяснением реальности;" 

С этого всё начинается, с объяснения реальности. А уже на это самое объяснение нанизывается всё остальное. Потому что, на каждый вопрос "почему...?", должен быть дан ответ "потому...". Без этого никуда не поедешь. 

Аватар пользователя kroopkin

 "Миф - символический нарратив (повествование), служащее для носителя объяснением реальности;" 

Имхо слишком обще. Вот смотрите, в таком определении, миф - это описание своего МойМира (данной человеку в его понимании реальности) в тексте. Но в таком описании могут присутствовать и куски научного знания. Т.е. научное знание - оно тоже миф. И вообще все - миф. Приходим к положению все - миф, что делает понятие ненужным.

Я бы строил границу по изначальному: мифическое - оно вне-научное и вне-повседневное... Да и вне-логическое... Миф - вне-научный, вне-повседневный,  эстетический нарратив о том, как оно все устроено... В таком определении остаётся разделение с философией, ибо философия иногда бывает и не нудной... laugh

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Т.е. научное знание - оно тоже миф. 

Безусловно. И выросло из чистой мифологии и ею же, в завуалированном виде, и остаётся.  

Приходим к положению все - миф

Нет, есть практика, которая антитезис мифу. Есть их синтез - идеология. А уже всё остальное на неё нанизано, на идеологию, в том числе и научное знание. И философия, к слову сказать. О чём ещё товарищ Маркс нам поведал, в тезисах о Фейербахе, кажется.  

Аватар пользователя kroopkin

Все нарративное - отраженные в текстах - миф!.. smiley

Различие между мифом и нарративом - в чем?

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Различие между мифом и нарративом - в чем?

В том что миф объясняет действительность, а анекдот про Вовочку - нет.  

Аватар пользователя kroopkin

Ну как же Вовочка не объясняет? Учит жизни. Как рассказы про Ходжу Нассредина. Или про плута Гермеса...

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Он может кого-то и учит, но не объясняет действительность. Констатирует её, может быть. А миф именно что даёт объяснение. Буржуи ваше сало спрятали, а добрый дедушка Ленин нашёл его и перепрятал, пока коммунизм не построим, поэтому нет коммунизма - нет сала, звиняйте. Вот и объяснение действительности. Или, там, бывшие учителя от голоду мрут, в рыночек не вписались, а это их невидимая рука душит, ничего не поделаешь. Тоже объяснение. Или планеты притягиваются друг к другу из-за искривления пространства-времени. Вовочка такое разве объясняет в своих приключениях?  

Аватар пользователя kroopkin

Эстетика это идеология приложенная к артефакту. Предмет эстетики, т.е. источник тех самых артефактов - это быт. 

Тут не согласен... Эстетика - она не связана ни с какой утилитарностью. Побочный продукт эволюции к человеческому... Один из ходов: Бог есть, ибо как ещё объяснить различение красивого?

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Тут не согласен... Эстетика - она не связана ни с какой утилитарностью.

Нет, только с ней она и может быть связана. Единственное, к чему она может быть приложена - это артефакт, арт и факт, т.е. искусственная вещь, сделанное руками. Мы не можем исправить эстетику звёздного неба. А вот свистульку для ребетёнка эстетично оформить можем. 

А артефакты, массово производятся именно с утилитарным назначением, даже когда это произведения искусства или предметы культа. 

И эстетика артефакта напрямую зависит от главенствующей идеологии. 

Зачем в Пакистане такие грузовики: 

Потому что, в идеологии ислама незыблем постулат: аллах красив и любит красивое. 

Если хочешь чтобы твоей опасной работе сопутствовало благословение всевышнего, работай на красивом грузовике. 

А идеология протестантизма, например, требует совершенно иной эстетики

Здесь уже эстетика символов, которая совсем уж напрямую увязана с идеологией. От родового герба до логотипа компании. 

Аватар пользователя kroopkin

Не связана с утилитарностью - я имел в виду, что нет удовлетворительной объяснительной модели, основанной на пользе. На вопрос: а зачем оно надо, чтобы было красиво? - Вы привели пока один ответ: Так угодно Аллаху!..

Звёздное небо мы не можем делать - но мы им можем любоваться...

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

На вопрос: а зачем оно надо, чтобы было красиво? 

Не "красиво" а соответствующе идеологии. Разные вещи. В результате имеем эстетику дикаря-людоеда с ожерельем из частей тела, или распятого страдальца на кресте,  или ещё что-нибудь столь же "красивое".   

Аватар пользователя kroopkin

Вы различаете красиво и полезно? Красиво и хорошо? 

Для меня красиво - это вполне независимое от разного другого явление...

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Красиво не имеет отношения к эстетике, прямого во всяком случае. К эстетике имеет отношение соответствие принятой идеологии. Что соответствует идеологии то и прекрасно, а что не соответствует, то отвратительно.

Вот для кого-то, это сплошное ми-ми-ми и восторг-восторг, а для кого-то провокация рвотного рефлекса:

И если бы речь шла о красоте, некоей универсалии, то как такое разделение мнений могло бы возникнуть? 

Аватар пользователя kroopkin

Имхо тут нет проблемы... Системы справедливости у племен различаются, системы устройства семьи, верования, языки, и т.д. Тем не менее и справедливость и этика, и семья, и религия, и язык - вполне универсальные понятия... 

Что красиво одним, то некрасиво другим. Но понятие красота - универсалия. Как и эстетика - логос о красоте...

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Но понятие красота - универсалия.

Только сама красота не универсальна. И чем же она определяется? Как решить, что красиво, а что не очень? 

Аватар пользователя kroopkin

Имхо тут работает "эстетическое чувство" человека. Результаты "работы" могут быть приняты неким сообществом... Так что есть и персональный аспект, и групповые аспекты. Причем групповые аспекты - разной степени обобщения. Моё рабочее место - мое, и жена смиряется. Убранство дома вырабатываем вместе - находим общее решение. Решения, принятые некими суб-культурами, могу быть отвергнуты нами (вроде Вашего фото). Ну а красота городской среды - она формируется городским начальством. В СССР было ужасно. Сейчас вроде в плюс пошло... Но провинциальным городкам увы ещё далеко до провинциальных городков Франции / Италии...

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

В СССР было ужасно.

Всё в соответствии с принятой идеологией.  

Аватар пользователя kroopkin

Этика это идеология приложенная к бытованию (совместному проживанию). Её предмет это обычай/ритуал. 

Имхо этика раньше идеологии. Этика - это как раз об институтах: что такое хорошо и что такое плохо... Надстройка над институтами.

Тут суть моего вопроса: а где сидят институты, которые потом, как человечество научилось обобщать, были сведены в этику?

 

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Имхо этика раньше идеологии. 

Ритуал, конечно раньше любой идеологии. Я же говорю, эта часть напрямую унаследована из животного мира. Но ритуал это не этика. Этика это ритуал, к которому приложена идеология. А это уже чисто человеческое. И новая идеология всегда порождает новую этику, в том числе и через новые ритуалы (обычаи). 

Аватар пользователя kroopkin

С тезисом об унаследовании ритуала не согласен. Остальное - пойдет!.. smiley

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Т.е. Вы отрицаете ритуалы ухаживания, соперничества, приветствия и т.д. у животных? Заведите себе собаку, что ли. Одна из моих собак совершает сложный ритуал, прежде чем притронется к миске с едой. И если её прервать, начинает всё с начала.  

Аватар пользователя kroopkin

У нас разное понимание означаемого для знака "ритуал". С Вашими примерами - согласен.

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Ну, можно было бы взять ритуал в кавычки, если так уж не приемлете внецерковное применение этого слова.

Но факт есть факт, обычай/ритуал единственное мерило этичности. Если нет ритуала, то как понять, этично ли целовать встречного? Особенно если это красивая спортсменка, а ты её награждаешь. Можно ли трясти поданую руку, особенно если это рука королевы Англии? Этично ли накинуть свой пиджак на плечики жены председателя Си? А вложить в раны ожившего покойника свои персты?  И т.д. и т.п. Есть ритуал - есть мера этичности, нет ритуала и полные непонятки. 

Попробуйте перестать здороваться со знакомыми Вам людьми, вот и узнаете силу и мощь ритуала.  

Аватар пользователя kroopkin

В общем-то "хорошо" чуть шире того, что рутинизировано (я то, что Вы называете ритуалом, называю рутинами). Институты моего поста - они именно что о рутинах. Но есть и что-то и очень редкое, и новое. Тут и в персонализированном случае срабатывает "нравственный закон внутри нас" нелюбимого Вами Канта. Результат которого может быть обобществлен обсуждением в сообществе с примериванием ситуации на этическое чувство каждого, и вынесением общего вердикта...

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

По поводу нравственности я в своё время сказал всё, что думаю, нравственно по отношению к другому то, что желаемо или хотя бы допустимо, по отношению к себе. Вот и весь внутренний закон. И сколько угодно народу, который этот закон сплошь и рядом игнорирует. Хотя, вроде как, по Канту, он чуть ни в каждом калёным железом выжжен. Но нет. Это совсем не так.    

Но вот желаемое и допустимое, точно так же регламентируется принятой идеологией, как и красота. Так что, нравственность так же не универсальна. А то, у одних быть съеденным вождём - это великое счастье, а у других и малейшая претензия со стороны начальника вызывает острую реакцию: доколе! 

Аватар пользователя kroopkin

Имхо в части универсальности у Вас проблема с определением общего и конкретного... Понятия существуют, но конкретно они разные. Потому понятие как форма института - универсалия. Поскольку нет устойчивых во времени сообществ без своих понятий / обычаев. Хоть и не всегда они записаны формально (т.е. законы). Понятия могут быть другими, чем законы, и т.д. (если интересует - могу статью подкинуть, где это все увязал в систему).

Тем не менее - институты (понятия обычаи и т.д.) - это основа социальности, и устойчивых групп без этого дела не существует...

Так что - универсалии, конкретно проявляющиеся очень по разному...

 

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Но красоты-то, как известно и не существует. Она ускользает. Нет ничего на свете, что всеми было бы признано красивым. Даже звёздное небо. Гейдар Джемаль не даст соврать, для него только небо без звёзд, чёрная бездна, единственный объект достойный созерцания. 

А вот эстетики весьма конкретны. В отличии от красоты их можно "пощупать". Есть эстетика ислама, есть эстетика христианских конфессий, есть эстетика буддизма, фашизма, коммунизма и вообще, у любого "изма" есть своя эстетика, как, впрочем, и своя этика.

Что объединяет все эти "измы"? То, что у них у всех всегда одна основа - идеология. И свой миф, у каждого без исключения. Вот мы снова крутимся вокруг одних и тех же, довольно конкретных вещей - миф/идеология, этика, эстетика. А вот никакой красоты и в бинокль не просматривается. Потому что её, как таковой, не существует вовсе.   

Аватар пользователя kroopkin

Вариантов религий тоже до беса, и нет никакого бога, в которого бы верили все...

В общем - тут уже как Вам угодно!.. smiley

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Для религии никакой бог и не нужен. Нужен лишь миф. 

Аватар пользователя kroopkin

Как мы уже выяснили, миф у Вас все, кроме Вовочки... laugh

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Ну, если вы так поняли, это Ваше понимание моих слов, ничем помочь не могу. 

Аватар пользователя kroopkin

На что люди смотрят долго?:

- на огонь в костре / камине

- на цветок розы

- на излучину реки...

Так что, опять же - неправда Ваша!..

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Так некоторые и свой пупок любят рассматривать. И что? какие выводы. Цветы не задерживают надолго взгляд, понюхать их и в вазу, засыхать, или на могилку бросить. 

Огонь, текущая вода и чужая работа захватывают как процесс, а не как красота. С тем же вниманием кошка смотрит в барабан работающей стиралки.  

Аватар пользователя kroopkin

Ваш тезис, что нет ничего красивого для всех, опровергнут контр-примерами...

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Какими? Цветами? Вот, некоторые ненавидят гвоздики, а другие терпеть не могут розы, а все вместе шарахаются от хризантем. Назовите цветок который все без исключения сочтут красивым.  

Огонь и вода привлекают не красотою, иначе придётся красивым назвать и барабан стиралки. Звёздное небо кого-то пугает до дрожи и т.д. и т.п.

Красоты нет в природе. Есть только индивидуальное состояние нашей души и то в постоянно ускользающем моменте. Лет 10 или чуть больше назад смотрел какой-то фильм, в нём была малоизвестная актриса, которая в тот момент мне показалась очень красивой, на днях пересмотрел фильм и сильно удивился, как я мог эту кошёлку счесть красавицей. Вот и вся крЫсота. 

Аватар пользователя kroopkin

Покажите мне урода, который считает розу - некрасивой.

Я говорю об эстетическом чувстве. Вы начинаете говорить о любви, ненависти, и т.д.

В общем: меня Ваш эмоциональный напор не убеждает. "Слабо, надо добавить голосом!" - советовал в таких случаях Черчилль... smiley

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Покажите мне урода, который считает розу - некрасивой.

Мдя, не часто Вы дарили цветы девушкам. А то бы знали, что шанс угадать с розами примерно 50%. А поискать нелюбителей роз можете в тырнете, на досуге.   

Я говорю об эстетическом чувстве.

Нет, вы говорили о красоте. А теперь планируете свильнуть, такой незамысловатой подменой. У Вас есть красота, как некая универсалия. Только вот ничего универсально красивого Вам назвать не удастся.  

Аватар пользователя kroopkin

Ок. Я уже понял, что эстетическое чувство у Вас придавлено жопой, которая чувствует / улавливает указания начальства, что же сегодня у нас тут красиво!.. Думаю, можем не продолжать...

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Дык, колхоз дело добровольное. Нечего сказать, уходите в тину. 

Итак, доказать, что в основе эстетики лежит некая красота, не представляется возможным, в силу отсутствия наличия этой самой красоты. Ровно так же, как нельзя указать, что в основе религии лежит некий бог, по той же самой причине. 

Аватар пользователя Victor

Илья Геннадьевич, 16 Ноябрь, 2023 - 10:58, ссылка

Красоты нет в природе.

Вспомнил Ефремова "Лезвие бритвы", где он писал что красота - это целесообразность. Так брови и ресницы не дают поту заливать глаза. Гипертрофируя эротически эти черты, это ценится в женщинах...

Аватар пользователя kroopkin

Т.е. Вы всерьез будете защищать утилитарную основу эстетики? И то, что платить больше за то, что комната / храм выглядит красивее, хотя по функционалу - то же, это очень выгодно?

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

И то, что платить больше за то, что комната / храм выглядит красивее, хотя по функционалу - то же, это очень выгодно?

Конечно выгодно. Перепродать, если о жилье, легче и дороже выйдет, другим показать, опять же, не стыдно. Масса преимуществ. А купала золотые и господь привечает. И потомки благодарнее будут, туристы щедрее, а соседи от зависти сдохнут.   

Аватар пользователя kroopkin

Видите как у Вас все! С одной стороны "красивое больше ценится", с другой - никакой красоты нет! - только указания начальства!.. 

В общем - Вас, Гриценькив, не взразумиешь!.. laugh

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Никакой красоты нет, а эстетика есть. Такой вот парадокс. Бога нет (ну или его как минимум никто не видел), а религия есть. Та же петрушка с красотой. 

Остаётся найти, а что же есть, что определяет и религию и эстетику с этикой? Что есть? Несомненно, осязаемо, обнаружимо? Подумайте на досуге, сидя в тине. 

Аватар пользователя Илья Геннадьевич

Вот дополнительный материал для размышления, тупая железяка, которой точно, совершенно не знакома никакая такая красота, генерит видео, практически в полном соответствии с советской эстетикой. Как так-то? Если в основе эстетики лежит доступная лишь человекам крЫсота? 

Аватар пользователя kroopkin

Ваш уровень в части эстетики конечно умиляет!.. Красота - это аттрибут впечатления, наделяемый образ разумом. Неважно кто и как породил объект - разум на основе своих эмоций определенного типа при восприятии суммирует: "красота-то какая!" 

Аватар пользователя kroopkin

Вот Ваше рассуждение

Никакой красоты нет, а эстетика есть. ... Бога нет (ну или его как минимум никто не видел), а религия есть. 

вполне продолжаемо: никакого дырдырдыра нет, а кракорятика есть! Но - такового увы нет - вот ведь незадача!.. laugh

 

 

Аватар пользователя kroopkin

Необходимость же в самом обычае/ритуале, как я уже помянул, носит вообще биологический характер. Продиктована биологической природой человека.

Обращу внимание, что и институты, и ритуалы у животных отсутствуют. Но согласен, что они появились в первом ароморфозе к человеческому - в возникновении табу, включающего в себя и альфу-особь.

Вот зачем в этом ароморфозе возникла заготовка для чувства прекрасного - тут утилитарными потребностями выживания объяснить убедительно не получается...

Аватар пользователя kroopkin

Ну и добрались до мифа. Чьё происхождение, как предмета вообще, объяснить гораздо труднее. Откуда и зачем?

Имхо тут не сложно. Потребность работы с социализирующейся молодежи. Вспомните возраст почемучек. Почему это, почему то... Нужен нарратив, согласованный с нарративами самостояния и спасения ... Последнее - идеология...

 

 

Аватар пользователя Victor_

 Как же вы kroopkin всё надеетесь на божественное, вечное и незыблемое - к чему это вам? - будьте проще и земли чаще касайтесь, а значит озадачьтесь для начала вопросом: "Есть ли хоть один институт среди людей, который был вечно, был неизменным и это такое всегда было людям хорошо?"...

Аватар пользователя kroopkin

Есть. "Святость матери": думаю, что только редкий урод не придет в негодование, когда ему в лицо его мать обзовут блядью... Думаю, что данная структура сознания биологична.

Аватар пользователя Victor_

Думаю, что данная структура сознания биологична

 А так ли это? - вон отцы и матери многих животных (лисы например) изгоняют своих детей от мест своего обитания на поиски другой кормовой территорию... - ну и что такие изгнанники практически ВСЕ без исключения "думают" о своих их изгнавших матерях? - а бывает и просто загрызают, а то нет? - а вы вон всё о божественном, которое по вашему есть, получается, "биологическое", а значит конечное и тленное и тем ничтожное...

Аватар пользователя kroopkin

...биологична для человека... - т.е. прошита генетически.

Аватар пользователя kroopkin

- а вы вон всё о божественном

И охота Вам мне глупости вменять? 

Аватар пользователя Victor_

...а ещё, в некоторых древних племенах было принято убивать престарелых родителей - это была социальная норма - такой вот ваш "институт".

 Про глупости - обидеть вас не желаю, но так мной видится ваше творчество и пишу это, как мне кажется, во ваше же благо, а вы уж решайте сами - про вас ли это...

Аватар пользователя kroopkin

Ок. smiley