философско-богословский трактат...

Аватар пользователя Юрий Кузин
Систематизация и связи
История философии

Друзья, мой философско-богословский трактат МОЛИТВА ГОСПОДНЯ в форме covid-исповеди опубликовали и литературный журнал «Москва» (№4) https://clck.ru/UBb7h и научный ВАКовский «Вопросы культурологии» (№4-5) https://clck.ru/UBbA6. Первый дал путёвку в жизнь «Мастеру и Маргарите» опального М.А.Булгакова; второго, издающегося с 2004 года, всегда отличали буйная поросль имён и многоцветие концептов. В любом случае, как новичок, затесавшийся в компанию завсегдатаев толстых журналов скорее по недоразумению, я не задираю носа, а лишь прошу высказаться о публикации без обиняков.

Комментарии

Аватар пользователя Юрий Кузин

Философические тёрки вокруг моего covid-трактата на «Интеллектуариуме» (ФБ)

/

Stas Iosselevich: Спасибо! Удалось возлюбить "угрюмого пациента"?

/

Юрий Кузин: Увы... Я выписался прежде, чем осознал свой проступок)))

/

Stas Iosselevich: А если бы вы осознали там и тогда всё, что понимаете сейчас, предложили бы соседу "угрюмого пациента" поменяться койками?

/

Юрий Кузин: Вы применяете к жизни сослагательное наклонение, - но я не сторонник альтернативной истории: случилось то, что было предопределено, разумеется, и свободу поступать тем или иным образом никто не отменял, но провиденциализм в этом щекотливом вопросе ничем не устранить.

/

Stas Iosselevich: Объясню, почему я так прицепился к этой теме, но прежде скажу, что я не христианин, у меня нет гуманитарного образования и я не знаком с большинством референсов, упомянутых в эссе. Однако, я являюсь частью толпы к которой вы обратились, поэтому позволю себя поделиться личными ощущениями от прочтения. Меня захватило то, как скрупулезно вы ведёт читателя по цепочки своих рассуждений, заводя его в конфликт (идей) за конфликтом, каждый из которых решается очень аргументировано и почти научно. Единственная тема, которая мне показалась незакрытой - это любовь к ближнему, причём этот конфликт должен быть разрешен поступком. Однако повествование заканчивается походом в храм, что является очень сильным, но избитым образом. Из-за которого у меня, как у неискушенного читателя, вся глубина эссе обмельчала до идеи того, что вся власть от Бога. Чиновники от медицины плохи, но медики спасают жизни, напрашивается аналогия: руководство РПЦ неидеально, но оставлять церковь нельзя, она спасает души (так царство небесное внутри человека или внутри церкви?). И вроде как вся история уже не о любви, а о смирении.

/

Юрий Кузин: Спасибо. Поступок - это в том числе и мысль (Шпет/Бахтин/Щедровицкий/Мамардашвили). Уличить себя в проступке, т.е. в несовершенстве - первый шаг к действию, но и само действие есть прежде ментальный апгрейд. Покаяние, к которому призывает Господь, - не только слова правды, но и правдивая жизнь: добротолюбие... Каждый выбирает меру соучастия в Богообщении. Каждый прораб Царства Небесного в своём сердце. Кого-то, однако, удовлетворяет сам вид, сваленных в штабеля кирпичей, кто-то остановится на сваях, вбитых в зыбучий песок безнадёги, а другому и облака не помеха, - так высок и строен Чертог, возводимый над бездной... Вера - не слепое принятие некоей абстракции за истинное положение дел, но глубокое чувство и понимание, в силу которого, человек есть со-положенное единство божественного и мирского, Творца и твари... Понимание человека результатом каузации/казуации, неким сухим остатком детерминирующих обстоятельств, никак не объясняет достоинства, которое, как существенное сущности, прозревал в человеке Джованни Пико делла Мирандола. Без Бога человек - феномен без ноумена)))

/

Stas Iosselevich: Совершенно согласен с тем, что мысль есть поступок, я это понимаю в рамках стросонианского компатибилизма. Очевидно, привязка к конкретному времени и обстоятельствам вызвала у меня понятийный диссонанс в определении храма, является ли он единой истиной в понимании Пико дела Мирандола или субъектом РПЦ. Спасибо вам за эссе!

Аватар пользователя Юрий Кузин

Некоторые ценные замечания о трактате на страницах Facebook

/

Писатель Анатолий Ким.

/

Только что прочитал ваш трактат и первое что скажу, я давно не читал с таким удовольствием скучную прозу. Только что вернулся в Москву из Абхазии, где отсиживал на краю империи Ковид-19, но вернулся назад, ибо стало скучно отсиживать и уберегаться от того самого, о чём вы так лихо написали в комментариях к Молитве Господней. Разбирать ваш текст и напутствовать вас, уважаемый маэстро, я не буду, ибо это стало бы ещё и намного скучнее вашего учёного трактата , коллега («калека» - говорит герой моей пиэсы «ПРОШЛО 200 ЛЕТ»... Как бы мне хотелось, чтобы вы её прочитали!). Ещё более скучную прозу, незаметно каким образом переходящую в высокую поэзию, я читал разве что в указанной вами «Игре в бисер» Г.Гессе, но у вас ещё скучнее, ибо много учёных понятий , слов, цитат, латыни и пр., что испытываешь робость и честно признаешься себе, что есть люди истинно образованные, а есть не истинно, стало быть... Юрий, ну что вы такое придумали, чтобы я там «напутствовал»...Здорово вы написали. Лихо. Чего там. Главное— вовремя и в помощь. Бог в помощь! Анатолий Ким

/

Светлана Неретина. Главный научный сотрудник Центра методологии и этики науки, руководитель семинара «Проблемы онтологии», шеф-редактор философского журнала «VOX». Член редколлегии журналов «Идеи и идеалы», «Философия и культура». Автор более 200 работ. Докторская диссертация «Специфика средневекового философствования. Концептуализм Петра Абеляра» (1994). Профессор кафедры истории зарубежной философии РГГУ.

/

Какое же напутствие могу дать я тому, кем часто и давно восхищаюсь? И радуюсь той свободе общения, которую Вы исповедуете, презирая все жанровые, дисциплинарные и прочие рамки. Восхищаюсь не только фильмами, но - и это, может быть, главное, - теми прорывами в подунывшие сети, уставшие от самих себя. Удивительно само отношение к мысли как к тому, "что сбывается здесь и теперь на свой страх и риск без "дано" в кармане, гарантирующего страховые выплаты...", и что представляет собой не столько "онтологический", сколько "единственный аргумент" в любом диалоге, поскольку откуда она - неизвестно, из того Иного (более точный перевод Aliquid), больше чего и не помыслишь. Я за Вас очень рада, в том числе и за то, как по-новому Вы использовали прозимует Боэция и Данте в "Молитве".