О разуме, мировосприятии и реальности

Аватар пользователя Гость

1. Разумное мировосприятие как реальность

Как я уже отмечал неоднократно, в частности, в статье о том, что такое разум, те понятия, которые являются ключевыми для моей концепции и тех выводов, которые я излагаю, к сожалению, используются всеми в тех смыслах, который им захотят приписать, и этот смысл может быть совершенно далёким от реального. Более того, люди уже привыкли к этим смыслам, привыкли к тому, что если кто-то говорит о разуме, свободе и т. п., то это нужно воспринимать как какие-то Nevis LLC абстракции, как какие-то очередные высокопарные призывы и заявления, за которыми не стоит ничего реального. Ты призываешь поступать разумно, БСН? Ну, ещё одни благие пожелания, ещё одни идеалистические декларации и т. д.... А вот и нет, уважаемые, то разумное мировосприятие, о котором я веду речь, есть вещь самая что ни на есть реальная, имеющая совершенно чёткие критерии, являющаяся совершенно осязаемым феноменом. Разумное мировосприятие, о котором я веду речь - это конкретная, реально существующая вещь. Люди же, которые воспринимают разум и разумный подход как абстракцию, за которой никакого определённого смысла нет, (не видя в этом подходе нечто, отличное от общераспространённого, обывательского, основанного на эмоциональном мировосприятии подхода), погрязли в этом самом эмоциональном мышлении и общераспространённых догмах, забивающим им голову и мешающим понимать самые элементарные вещи.

Странное отношение неразумного большинства к разумному подходу как несуществующей абстракции придётся развеивать поэтапно.

1) Начнём с самого простого. Рассмотрим учеников, которые учатся в школе, студентов в ВУЗе и т. п. Среди можно выделить категорию, которая способна легко понимать смысл изучаемого материала, пересказывая его не хуже преподавателя, решая самые сложные задачки и т. п., и категорию, которая, даже если и стремится получить хорошие оценки, то плохо способна ориентироваться в сути изучаемого, пытаясь компенсировать это обыкновенным зазубриванием. Таким образом, уже на этом уровне мы можем сказать, что существуют различия между людьми, между студентами или школьниками, которые не есть просто количественная разница в знаниях, вызванная тем, что одни учат меньше, а другие больше, а разница в том, что одни оказываются способны к самостоятельному пониманию сложных дисциплин, другие же оказываются неспособны к этому. Эта разница в возможности применения умственных способностей оказывается качественной. Точно то же самое мы можем видим и в других областях, например, в области науки, в различных типах професссиональной деятельности и т. п., когда в них оказывается некоторое число разбирающихся в теме людей, которые способны справляться с задачами и подавляющее Seychelles incorporation число людей, которые не способны, а занимаются только тем, что усваивают готовые результаты, заучивают готовые выводы, сделанные этими, способными разобраться. Но являются ли эти различия следствием каких-то вырождённых различий в способностях, как считают некоторые? Безусловно, нет. Эти различия являются только следствием разности отношения, подхода людей к возникающим перед ними задачам. Одни привыкают к тому, что их разум способен решить нестандартные и сложные задачи, к тому, что разобраться в чём-то самостоятельно они могут, к тому, что нужно полагаться на свои собственные мысли и убеждения и пытаться придти к пониманию вещей, другие же, напротив, привыкают к тому, что разум - это то, что использовать не нужно, что стновится для них какой-то забытой вещью, заброшенной в дальнюю комнату, и, если они иногда и пытаются сумбурно о чём-нибудь поразмыслить и до чего-нибудь додуматься, то неудачи в этом деле ещё больше убеждает их в том, что думать и искать правильное решение - это совершенно бесполезное, отнимающее время попусту, занятие, которое ни к чему привести не может.

2) Однако, данное отличие хотя и явлется видимым, всё же является второстепенным, ибо у умах и тех, которые неспособны самостоятельно мыслить, и тех, которые способны, эта способность остаётся чем-то, в общем, необязательным - а как же иначе, ведь даже если ты супергений, если ты непревзойдённый спец в науке, если ты монстр в программировании и т. п., всё равно, всё это остаётся где-то в стенах институтов и т. п., за рамками обыденной жизни, а обыденная жизнь подчиняется другим законам, чтобы жить по которым, необязательно быть умным. Это представление, разделяемое практически всеми, и умными, и глупыми, об уме, как чём-то, остающемся за рамками обыденной жизни, является заблуждением. И осознание факта того, что это явлется заблуждением, является намного более важным, чем подавляющая часть той ерунды, которая занимает мысли людей, обсуждается в СМИ, заполняет программы политических партий и т. п., потому что этот факт приведёт в недалёком будущем к самым революционным изменениям в обществе, к переустройству его на совершенно иных принципах. В повседневной жизни разумный человек преследует совершенно иные цели и привержен совершенно иным принципам, чем современные обыватели с эмоциональным мировосприятием, составляющие основу общества, которое мы пока имеем на сегодняшний день. К сожалению, люди, тяготеющие к разумному мировосприятию, пока не пытаются проводить свои принципы в жизнь последовательно, не осознают их как некую альтернативную программу, ценностный кодекс, в связи с чем их реакция на явления действительности в той части, где они противречат их принципам, носит, как правило, ограниченный и пассивный характер (взаимоотношения людей, тяготеющих к раузмному мировосприятию с современным обществом, будут подробнее рассмотрены ниже). Тем не менее, отличительные черты в ценностях и принципах людей, тяготеющих к разумному мировосприятию, выделить совсем нетрудно. Об отдельных отличительных чертах, особенностях поведения и т. п. людей, проявление которых связано с приверженностью эмоциональному, либо разумному мировосприятию, уже говорилось на страницах этого сайта, в таких статьях, например, как Критика ценностной системы современного общества или Принципы разумного человека. Характерные черты людей с разумным (тяготеющим к разумному) мировосприятием можно найти в биографиях, описаниях того, какими они были в жизни, выдающихся личностей, прежде всего тех, которые работали в сфере науки. В годы невероятного по напряжению научно-технического соревнования между СССР и США в обоих странах сложились целые коллективы, в которых работали неординарные, талантливые личности, люди, которые не боялись и умели пользоваться разумом, и в этих коллективах, сообществах сложились не только свои традиции научной, профессиональной деятельности, но и традиции иного подхода к миру, внутри них складывалась иная атмосфера, которая явно отличала эти сообщества от традиций, царивших в обычном мире. Великолепными иллюстрациями к особенностям характера таких людей, будут, например, воспоминания о С. П. Королёве, или книга американского автора "Хакеры, герои компьютерной революции" о людях, стоявших у истоков всей гигантской современной компьютерной индустрии. Итак, основной особенностью человека с разумным мировосприятием явлется то, что разум он применяет не только в профессиональной и т. п. деятельности, но и руководится им в повседневной жизни (на самом деле представление о практике ограниченного использовании разума как только инструмента для решения определённых практических задач, совершенно глупо и придумано эмоционально мыслящими, которые сами использовать разум не способны вообще). В каких особенностях поведения это будет проявляться на практике? Как я уже отмечал, главной ценностью для человека эмоционально мыслящего явлется стремление к эмоциональному комфорту, в жизненной позиции это выражается в том, что главным критерием, по которому он меряет умпешность своей жизни, явлется достижение некого счастья. Счастье является финальным пунктом в его представлениях, достигнув которого, он будет вполне доволен и удовлетворён. Счастьем может быть достаток, любимая работа, семья, в которой полный порядок и всегда можно получить моральную поддержку, достаточное время для отдыха и хобби и т. п. Достигнув счастья, с точки зрения эмоционально мыслящего человека, нужно просто жить и радоваться, ну, может быть, иногда немножко помогать (исключительно добровольно и по мере сил) тем, кто ещё не достиг своего счастья. Для человека с размным мировосприятием всё существенно сложнее. Он не может удовлетвориться счастьем, подобно эмоционально мыслящему. Основной ценностью в рамках разумного мировоззрения явлется, как я уже упоминал, свобода. Эта ценность может быть ценностью и целью несосознаваемой, но она всегда, обязательно присутствует (и присутствует стремление к свободе в каждом, даже эмоционально мыслящем, в самом счастливом человеке оно может внезапно заявить о себе и лишить спокойствия и сна). Как я уже писал в статье Что такое свобода, свобода предполагает, что человек постоянно в течении своей жизни совершает выбор, причём выбор этом должен быть обязательно осознанным, иметь основу в виде личных убеждений и т. п., именно поэтому человек с разумным мировоззрением, поневоле, всегда стоит перед перспективой, от которой не может легко отвязаться - разбираться с этими выборами, и решать для себя задачи, чтобы определить, какой из этих выборов будет правильным. В отличие от задачек по математике, при решении этих задач человек принимает личностные решения, он выбирает позицию, имея в виду, что эта позиция будет входить в решение и будет определять затем его поведение, его поступки, его отношение к вещам. В процессе принятия таких решений человек всегда ищет смысл, т. к. этот смысл этот нужен, чтобы оправдать свой выбор, своё решение поступать так или иначе. Иными словами, если эмоционально мыслящий живёт в своём стремлении к счастью, разумный человек живёт, движимый смыслом, и этот смысл он постоянно ищет, сталкиваясь с новыми выборами, расширяя своё понимание смысла. При этом просто так отказаться от того, чтобы искать смысл, человек не может, т. к. это подорвёт мощь его разума и лишит способности принимать правильные решения. Смысл - есть та вещь, которая совершенно необходима для разумного человека. Дальше. На практике разумный человек, в отличие от эмоционально мыслящего, которому подобное поведение совершенно непонятно, всегда старается поступать правильно. Правильно - это значит как должны были бы, по идее, поступать люди, в идеальном обществе, где все фнукции свои выполняют честно, где принципы декларируемые, скажем, что нельзя брать взятки, что нельзя объявить во всеуслышание всем одно, зная, что это никогда сделано не будет, и сделать по-другому, и т. п., соответствуют принципам реальным, фактическим. Эмоционально мыслящие же, обычные эмоционально мыслящие, не преступники, ни регенегаты и т. п., придерживаются иных принципов - есть некие соглашения, некие ограниченные моральные обязательства перед обществом, если эти моральные обязательства не слишком нарушать, то можно делать всё что угодно в свою пользу, и это оправдано, потому что так поступают все.

Комментарии

Аватар пользователя Сергей Александров

Мне показалось странным, что Вы жестко делите, вернее отделяете разум от эмоций. Разве то и другое не присуще человеку? Разве существо разумное, но не эмоциональное можно назвать человеком?
Даже чтобы познать что-то новое надо изумиться, то есть выйти за рамки собственного разума, а это уже эмоция - удивление. Удивление, радость, разочарование и т.д. разве всё это чуждо разуму? Разве разум, эмоции, воля, мысли, чувства, действия, озарения, вдохновения, порывы не сплетены в единый, неделимый клубок?

Аватар пользователя Софокл

Разве разум, эмоции, воля, мысли, чувства, действия, озарения, вдохновения, порывы не сплетены в единый, неделимый клубок?

"Сплетенным в клубок" может быть только нечто раздельное. Вы же не путаете разумное и эмоциональное? Отличаете их друг от друга. Хотя, ваша терминология неточна. Обычно противопоставляют не разум эмоции, а логику. Разум соединяет логику и эмоцию в единое. Разум это "мудрость сердца".