Платон о «прогрессивности» демократии

Аватар пользователя Mirovid
Систематизация и связи
Философское творчество

Платон о «прогрессивности» демократии

Платон в одном из главных своих трактатов – «Государство» пишет:

«Демократия... осуществляется тогда, когда бедняки одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных разгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию». (Обратите внимание на то, что речь здесь идёт о бедняках, а не о НАРОДЕ, что, согласитесь, не одно и то же. Интересен также и основной метод замещения государственных должностей – жребий, которому современные демократы не могут доверить такое важное дело, как манипуляция общественным мнением).

«При таком государственном строе люди, приговорённые к смерти или к изгнанию, тем не менее остаются и продолжают вращаться в обществе... Разгуливает такой человек прямо как полубог» (т.3, с.344).

«Человеку оказывается почёт, лишь бы он обнаружил своё расположение к толпе» (т.3, с.345) (и здесь речь о толпе, а не о народе).

 

Далее Платон описывает демократического человека, свойства которого рождаются как результат демократического правления.

«Его хвастливые речи... в битве с бережливым началом... одержат верх и с бесчестьем, как изгнанницу, вытолкнут вон стыдливость, обозвав её глупостью, а рассудительность назовут недостатком мужества и выбросят её, закидав грязью... Опорожнив и очистив душу юноши, ...они затем низведут туда... наглость, разнузданность, распутство и бесстыдство, увенчивая их венками и прославляя в смягчённых выражениях: наглость они будут называть просвещённостью, разнузданность – свободою,  распутство – великолепием, бесстыдство – мужеством» (с.348).

«Если кто-нибудь ему скажет..., что одни вожделения надо развивать и уважать, другие же пресекать и подчинять. В ответ он будет отрицательно качать головой и говорить, что все вожделения одинаковы и заслуживают равного уважения» (с.349).

«Изо дня в день такой человек живёт, угождая первому налетевшему на него желанию... В его жизни нет порядка, в ней не царит необходимость» (с.349).

«В демократическом государстве только и слышишь, как свобода прекрасна и что лишь в таком государстве стоит жить...» (с.350).

«Когда же во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, доведётся встать дурным виночерпиям, государство это сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном виде, а своих должностных лиц карает, если те недостаточно снисходительны и не предоставляют всем полной свободы...» (с.350).

«...там не станут почитать и бояться родителей (всё под предлогом свободы!), переселенец уравняется с коренным гражданином, а гражданин – с переселенцем; то же самое будет происходить и с чужеземцами» (с.351).

«Душа граждан делается крайне чувствительной, даже по мелочам: всё принудительное вызывает у них возмущение как нечто недопустимое. А кончат они... тем, что перестанут считаться даже с законами – писаными и неписаными, – чтобы уже вообще ни у кого и ни в чём не было над ними власти» (с.352).

«Какая болезнь... подтачивает демократию и порабощает её. Этой болезнью я считал появление особого рода людей, праздных и расточительных... Их мы уподобили трутням...» (с.352).

«При демократическом строе они, за редкими исключениями, чуть ли не стоят во главе: самые ядовитые из трутней произносят речи и действуют. ...При таком государственном строе, всем, за исключением немногого, распоряжаются подобные люди» (с.353).

 

Отличается ли (и насколько) т.н. античная демократия от той, что правит свой бал в современной цивилизации?

 

Не забыл Платон и о работниках искусства, инженерах человеческих душ античности в лице трагических поэтов:

«Обходя... государства, собирая густую толпу, подрядив исполнителей с прекрасными, сильными, впечатляющими голосами, они привлекают граждан к тирании и к демократии... Они получают вознаграждение и им оказываются почести... со стороны тиранов, а на втором месте и от демократии» (с.358).

 

Почему Платон, убийственно точно выявляя пороки современной ему демократии и словно бы описывая наше современное положение дел, так оценивает этот строй, который он буквально припечатывает к позорному столбу истории?

Всё проясняется при знакомстве с классификацией типов государственного устройства у Платона. Он выделяет 5 типов государства, из которых «хорошим и правильным» является один – царский (или аристократический), а четыре остальных являются порочными и больными и следуют друг за другом по мере возрастания порочности и деградации: тимократия, олигархия, демократия и тирания.

И вот эту третьей степени порочности государственную систему, третью (предпоследнюю) фазу Прогрессирования Болезни государственного устройства общемировой агитпроп рекламирует и вбивает в т.н. общественное сознание как единственный путь в светлое, сытое будущее, путь, которому «нет реальной альтернативы».

 

Страдающие избытком интеллигентности (которая является видом Духовной болезни) и учёности (то есть, узкофизического взгляда на Мир) современные мыслители-идеологи могут возразить насчёт демократии двумя железными аргументами (живём-то не в золотом, не в серебряном, и даже не в бронзовом, а именно в железном веке).

Платон-де жил на заре зарождения научной мысли и многого ещё не мог знать.

А во-вторых, время тогда было другое – всё-таки почти две с половиной тысячи лет назад и может быть то, что было тогда болезнью, к нашему времени уже выздоровело?

 

Правдивые ответы на самые жизненно важные вопросы земного бытия обычно оказываются у поэтов, устами которые глаголит Небесная Правда:

 

У человечества всего –

То колики, то рези, -

И вся история его –

История болезни.

 

Живет больное все бодрей,

Все злей и бесполезней –

И наслаждается своей

Историей болезни.

                                     (В. Высоцкий)

 

Ментальная гордыня, провозглашающая древних мыслителей недоумками, а современных учёных мужей воздвигающая на вершину научных знаний (пусть даже – на данном историческом этапе) – вот естественный результат рассмотрения всех процессов на Земле через призму идеи ПРОГРЕССА.

 

Может быть, в ЛЮТУЮ эпоху Тоталитарной Лжи и Всеобщего лицемерия Духовно слепым людям Духовно нищие Пастухи земного людского стада выдают Черное за Белое (и наоборот), Прогресс за Регресс (и наоборот) и т.д., а это стадо принимает всё на веру – за чистую монету?

 

Может быть, мифологические сведения о Золотом, Серебряном, Бронзовом и Железном Веках земной истории Правдиво описывают этапы развития т.н. Земной Цивилизации:

– Древнейшим был ЗОЛОТОЙ век – время невинности и счастья, когда люди не ведали раздоров и несправедливости;

– Следом наступил СЕРЕБРЯНЫЙ век, не столь счастливый, как предыдущий;

– В БРОНЗОВОМ веке люди начали истреблять друг друга;

– Четвертым и последним был ЖЕЛЕЗНЫЙ век – время ненависти и злодеяний; мир заполнили схватки и войны.

 

Может быть, этот как бы шутливый стишок вовсе не является шутливым?

 

Был этот мир кромешной тьмой окутан;
Да будет свет! – и вот явился Ньютон.
Но сатана недолго ждал реванша –
Пришел Эйнштейн – и стало всё, как раньше...

(А. Поуп, Дж. Сквайр, перевод С. Маршака)

 

И в итоге т.н. Исторический Прогресс оказывается таким?

 

Бог – Сатана? Исаак Ньютон – Альберт Эйнштейн?

Где – Свет? Где – Тьма? Где – полу-Свет? Где полу-Тень?

 

И чтоб понять, куда нас занесла Истории Река,

Необходимо освежить предание о четырёх Веках.

 

Творя Земную Жизнь во времена былые,
Творец вложил нам в Души мысли ЗОЛОТЫЕ.

Мы долго жили с этим ЗОЛОТЫМ добром,
Но Пифагор покрыл нам мысли СЕРЕБРОМ.

Мысль бронзовела и металла градус опустился на полтона,
В век БРОНЗЫ  – родилась механика Ньютона.
 

В ЖЕЛЕЗНЫЙ век, когда в мозгах уже – почти не зги,

Эйнштейн помог нам обрести ЖЕЛЕЗНЫЕ мозги.
 

И, наконец, мечта халявщика сбылась –
Теперь Железо с Софтом думает за нас.

И лишь один вопрос рождается к концу:
На что ЖЕЛЕЗО БЕЗУХОВНОЕ Творцу?!?

 

https://mirovid.profiforum.ru/t1683-topic#3834

 

 

 

Комментарии

Аватар пользователя дуализм

В античности условия жизни были иные. Так бедняками были люди, которые сейчас богаче "серядняков". Поэтому рассуждай не рассуждай а демократия в эпоху Платона была совсем иным устройством чем теперь...

И вообще это глупо думать о том, чего нет!

Аватар пользователя Mirovid

yes