Долг; действия и отказ от них

Аватар пользователя tabularussia
Систематизация и связи
Основания философии

Понятие «долг» характеризует особое состояния сознания, зависящее от разума (структуры представлений и отношений мышления) и нравственных установок души, которое отодвигает рассудочное Эго, как противостояние «хочу» и «могу», на второй план. У каждого человека возникает своё собственное понимание долга, часто бессознательное («должен», даже если «не хочу» и «через не могу»).

Таким образом, долг определяет сферу действия внутренних этических критериев и ценностей, как бы очерчивая границы тех представлений и отношений мышления, в которых душевная любовь превалирует над чувственно-разумными влечениями Эго.

Лишь в её пределах нравственно-духовные устремления личности в силах побороть и подчинить (через контроль сознания) рефлекторно-инстинктивные желания и намерения разума. Вне неё любовь и долг исчезают, а остаются страсти и похоти, неуправляемые и неконтролируемые.

Долг и любовь, как проявления внутреннего начала, приходят в противоречия со страхами и вожделениями (началом внешним) и определяют те высоты, к которым сознание стремится. Они создают ситуации выбора, требующие своего разрешения: действовать или бездействовать, сражаться или отступить, подняться или упасть. 

А каждый выбор, в свою очередь, формирует и утверждает в человеке представления о долге и ответственности. И облекается в движущие силы и мотивы, которые мобилизуют тонкие энергетические структуры сознания-души (Пуруши-Атмана) для борьбы с желаниями ради и во имя любви. И не важно, с чем именно та ассоциируется: с любовью к Богу, Родине, ближнему или представителю другого пола. 

Если нет любви, то «долг» эфемерен и рассыпается, исчезает при первом столкновении с «реальностью», с пробудившимися влечениями тела и Эго. Долг без любви невозможен, он всегда есть её естественное проявление и реализация в жизни. Если ты выполняешь что-то как долг, значит в тебе жива любовь и действуют духовные силы.

Как любовь пробуждается и взрастает в человеке через знания, воспринятые и преобразованные в его веру – в новую, более совершенную систему нравственно-этических ценностей, так и долг (служение) не остаётся застывшим, раз и навсегда сформировавшимся понятием (совокупностью представлений и отношений мышления).

С расширением сознания и сферы воспринятых знаний представления о долге и отношения к нему меняются. То, что вчера считалось долгом и обязанностью, завтра может быть отброшено как ненужные путы, сковывающие дух и ум.

У человека обычно имеется разные «долги» и «служения», выстроенные в иерархическую цепь: перед собой и членами семьи, друзьями и сотрудниками, перед своим народом, страной и человечеством, перед Богом. Через познание он может подниматься шаг за шагом к вершинам любви и долга, избавляясь от ненужных представлений и отношений и отбрасывая изжитые «долги» как старые изношенные вещи.

Каждый сам устанавливает пределы собственных долга и обязанностей в соответствии с видами и степенями своей любви. Поэтому в определённой мере долг есть любовь человека, реализуемая им в жизни.

 Долг, насаждаемый искусственно, – такая же фикция и условность, как мораль, культура и законы (общественно-государственные). Но он может способствовать пробуждению воли и любви человека через контроль сознания и преодоление эгоизма.

Вместе с тем людям постоянно пытаются навязать ложные представления о «высшем долге» перед обществом и государством. Однако это – не внутренне осознанный и свободный выбор личности, а лишь сумма формальных внешних обязанностей, налагаемых кем-то и выполняемых большей частью из-за страха перед наказанием.

Я же говорю о другом, внутреннем долге. Который связывает действия или бездействие человека с его отношениями и выборами, реализуемыми в конкретных жизненных ситуациях и приводящими к кармическим последствиям или их устранению (изживанию).

Пример – подаяние нищим. При виде бедного человека, молящего о помощи, у многих людей возникает естественная реакция сострадания и сочувствия. А далее встаёт вопрос: как поступить? Одни понимают раздачу милостыни как свой долг, другие из-за жадности раздражаются и гневаются на просящего, осуждают и испытывают к нему неприязнь.

Но Посвящённые знают, что давать денег нельзя, это приносит больше вреда, чем пользы. У них представление о подаянии как «долге» вообще отсутствует, и соответственно нет проблемы выбора.

Итак, долг и отречение от результатов деятельности есть следствия противопоставления чистой и искренней любви души эгоистичным побуждениям разума. Действия, воспринимаемые как долг и обязанность, всегда определяются знаниями и отношениями человека, воплощёнными в его любовь. Однако с приращением знаний и любви понятие долга может измениться, а конкретные действия стать ненужными или излишними.

Когда кто-то действует не для того чтобы получить что-либо, но потому что не может не действовать, в этом нет привязанности к результатам, а есть проявление внутренней любви, побуждающей человека к деянию. Является ли она «привязанностью»? В некотором смысле да, но – высшей, скорее, компасом, направляющим его жизнь.   

Если ты поступаешь, руководствуясь познанным и воспринятым тобой долгом (т.е. любовью), то отречение как таковое (от результатов деятельности и привязанностей) исчезает для тебя. Ведь от главного – от любви – ты не отрекаешься, жертвуя её другим. А все остальные самоограничения при этом становятся несущественными.

Они начинают восприниматься как естественные нормы и принципы бытия. При таком понимании долга не существует работы «неблагоприятной» и неприятной, но есть та, которую нужно выполнить. Здесь «надо» всегда побеждает «хочу».

Сказанное относится к «высшей математике» долга, основанной на любви, взращённой человеком в себе самом. Только она дарует силы для исполнения долга посредством воли.

В жизни обычных людей долг часто проявляется не как естественная потребность любви, но как принуждение себя через контроль сознания и противостояния «надо» и «хочу». Однако каждая победа при этом награждает человека силами и волей, открывая шлюзы для всё более тонкой психоэнергетики, ведущей к познанию истинной любви.

Высшие долг и любовь, которые может обрести человек, – это любовь к Богу и долг перед Ним. В них – главное предназначение человеческого существования. Любовь к Богу (или Божественная Любовь, они равнозначны) есть и цель, и средство, лучшее из того, что можно познать. Всё остальное, все другие виды любви и долга содержаться в ней и являются её порождениями.

Ради этого даруется человеку жизнь с её радостями и печалями, а они всегда есть проявления его отношений, т.е. личных любви и долга. И чем выше их уровень, тем чаще в жизни радости и реже печали. Мало кто из людей способны постоянно пребывать в состоянии радости и любви. Но для большинства из тех, кто хоть раз его испытали, в поиске таких повторных переживаний заключён весь смысл жизни.

***

Привязывание к результатам действий зависит от целей, которые ставит перед собой человек, и применяемых для этого средств, т.е. от его отношений к себе, своим деяниям и внешнему миру.

Оно связано с энергетической направленностью «к себе», приобретением и удержанием желаемого, а деятельность становится инструментом удовлетворения эгоизма. Это – типичное состояние индивида, живущего по принципу: «надо, потому что хочу», у которого внешние вожделения определяют волевые установки.

Действия начинают пониматься как долг, служение и обязанность тогда, когда «хочу» подавляется и подчиняется «надо». Когда человек руководствуется принципом: «я должен», даже если этого не хочется.

Но если он испытывает наслаждение от деятельности, от самого процесса её, а не от результата, который та может принести, возникает иное состояние. Оно проявляется как радость и любовь, творческий экстаз и вдохновение и характеризуется энергетической направленностью «от себя». 

При этом человек жертвует свою психическую энергию, которая аккумулируется в объекте творчества (скульптуре, картине и т.п.) или направляется на других людей (как любовь к ним), а в высшем своём качестве выражает Любовь к Богу. И эти выявления любви не имеет ничего общего с эгоистичными «хочу», обращёнными на себя.

Если работа доставляет радость, отдавайся ей с наслаждением, «и пусть радость твоя будет совершенна». Такая деятельность есть подлинные долг и служение – не принуждение себя, но внутренняя потребность в излиянии любви, в общении с Божественным, в сопричастности красоте природы.

Когда приходится «выбирать долг из двух надо» (вообще-то, такого обычно не бывает), то смело выбирай тот, в котором радость совершенней. А для этого больше слушай свои сердце и «внутренний голос» души – они не ошибаются в выборе. 

Но можно выполнять «несколько долгов-служений» одновременно. И не забивай голову мыслями о «последствиях», они всегда при этом будут наилучшими. Не бойся делать «лишнюю, ненужную» работу, любое занятие будет на пользу.

Высшее служение, как отказ от деятельности, возникает, когда человек находится в состоянии любви и радости, не зависящем от выполнения каких-либо действий. А обретённые знания позволяют ему предвидеть негативные последствия возможных своих поступков, совершаемых из самых лучших и чистых побуждений.

Любые деяния связаны с возмущениями внешней среды и воздействиями на находящиеся в ней холоны (на людей в том числе), что нарушает равновесие в мире, приводит к переходным процессам и установлению новых равновесных состояний. Истинный отказ от деятельности есть пребывание в радостном, спокойном созерцании происходящих событий и невмешательство в них (позиция отстранённого наблюдателя).

 

 

https://dzen.ru/a/ZhAzdW1A6Bh5MvIK

Комментарии

Аватар пользователя Derus

Таким образом, долг определяет сферу действия внутренних этических критериев и ценностей

 

А разве не прямо наоборот?
(Да, и разве этические ценности не являются этими же самыми этическими критериями? Союз "и" неуместен, по моему разумению...)

Аватар пользователя tabularussia

Возможно и прямо наоборот) Если считаете союз неуместным, можно его опустить.

yes