аддиктивная трансгрессивность спорта

Аватар пользователя Agvares
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 

Периодически (а в последние дни - всё чаще и чаще) приходится слышать нападки на философское мышление, как на усложняющее, казалось бы, очевидные вещи. В самом деле, зачем обличать несомненные данности в бесконечные лингвистические мантии, зачем вдаваться в глубочайшие исследования, чтобы в конце банально восхититься мудростью какого-либо известного постулата, зачем, в конце концов, занимать свой ум мыслями о "немыслимом", "несуществующем", "ином"? Подобные любители острой критики философии, пытающиеся разить эту дисциплину аргументами упомянутого рода, порой похожи на животных и юных детей, воющих со своим отражением. Таковые "зеркальные воины" есть лишь бесконечна деконструкция, которая закончится лишь тогда, когда атакующие осознают, что, процессы, непрерывно идущие в сознании ниспровергателей, являют собой явление, сложное настолько, что весь категориальный аппарат мировой философии вряд ли будет когда либо способен дать ему исчерпывающую дефиницию.

В качестве убедительнейшего довода многомудрых рассуждений могу привести небольшое размышление о спорте и его сущности. Не секрет, что греческая гармоническая личность всё реже встречается на улицах современных городов. Можно встретить обрюзгших высоколобых интеллектуалов, поджарых рельефных болванов, а чаще всего - и просто-напросто бесформенных невежд. Но если приглядеться ближе, можно заметить некоторые особенности, присущие большинству представителей того или иного типа. Я хочу завести речь о спортсменах. Для этого я выскажу утверждение, обоснование которого приведу позже. Спорт - это сильнейший наркотик, при том, это наркотик элитарный, употреблять который и не поддаться которому могут лишь единицы. Более того, этот наркотик многогранный, в зависимости от конституции, уровня "наркомана", он способен открыть ему совершенно разные грани одного и того же занятия. Действительно, неужели Платон или Диоген Синопский, бывшие крепкими мужами, испытывали при упражнениях то же самое, что и, к сожалению, стандартный на сегодня тип атлетичного и недалёкого жителя спальных районов...

Наркотические вещества потребляют либо от скуки, либо от лени, либо из за жажды поиска... Но что есть спорт, физическое упражнение само по себе? Для меня ответ этот очевиден - спорт есть удовлетворение имманентной трансгрессивной потребности человека. Потребности, в первую очередь, глубоко личной, интимной, потребности по преодолению себя, десубъективизации. Но что даёт сбой? Отчего порой после продолжительных пробежок, подтягиваний, тяганий грузов перед нами предстаёт не идеал, не гармоник, но чудовищный, однобоко развитый (в т.ч. и в психологическом смысле. спорт чаще всего делает сильнее, злее, агрессивнее, решительнее, злее.. и..... глупее, наивнее, проще) монстр? Дело здесь в том самом уровне занимающегося, о котором я говорил ранее. Для недостойного такой тонкой физической эстетики трансгрессия навсегда и останется лишь болью в мышцах после очередной тренировки, он будет усиленно налегать на средство превращения Я, делая из него цель, что в итоге приводит к дисгармонии, вызывающей ещё большее отврашение (естественно, отвращения духовного), нежели конкурс "Мистер Олимпия".

Комментарии

Аватар пользователя МакСергеев

спорт, физкультура - есть культура тела, но она может быть конвертирована в культ тела, т.е. спорт при этом занимает не своё место, а место культа

та же конверсия происходит и с театром - театр сам по себе на своём месте хорошо и необходим, но пытаясь всё сделать театром он превращается в культ маски, культ бессущностности, в гипостазированность

Аватар пользователя actuspurus

1.Написано хорошо, но кажется предварительный разговор о философии никак несвязан с разговором о спорте. По мысли автора, рассуждение о спорте должно было явиться пояснением к предварительному пассажу о тщетности (неправильности?) нападок на философию. Но этой связи не видно.
2. Вообще непонятно на чьей автор стороне - считает ли он вместе с критиками философии, что она усложняет на ровном месте, или он стоит на стороне философов, но с каким аргументом? Дескать процессы, идущие в сознании ниспровергателей слишком сложны для дефиниции. Но этот довод является также доводом против самой философии, а не "за". Ведь философия сама стремится к ясности и науке, т.е. условно говоря, к "дефиниции".
3. Теперь по содержанию тезиса - философия не в состоянии дать "дефиницию" процессов в сознании. Здесь имеется определенного рода путаница, которая связана с неправильным понимание того, что есть философия. Такое возражение в сторону философии имело бы смысл, если бы она хотела вывести весь мир из некоторых логических посылок и определений как бы с чистого листа. Но о таком "выведении" в философии речь никогда не идет, как впрочем и в других науках. Философия отталкивается от некоторой очевидности - некоторого нашего, познающих, положения в мире, где нечто уже понятно, пусть нечетко, туманно, интуитивно. Эту понятность иногда называют здравым смыслом, или житейским (повседневным) опытом. Получается, что философия всегда начинает с середины, даже если хочет начать с начала. Ведь все построения философии - даны в контексте здравого смысла и повседневного опыта, возможностей языка, именно отталкиваясь от них, философия уточняет, что есть что. Но если философия не начинает с нуля, то соответственно и требовать от нее, чтобы она дала дефиницию "процессов сознания" просто противосмысленно. Философия берет сознание как некоторый опыт, который понятен и не пытается дать дефиницию самого сознания. (Если вопрос о дефиниции возникает, например, в философском словаре, то речь идет не о выведении сознания с нуля, а о пояснении того, что принято называть словом "сознание", или в продвинутой дефиниции - в чем сущность сознания!
4. Спорт как способ самопреоделения - это, как мне кажется, не относится к самому спорту, скорее это относится к человеку, который может самопреодолевать себя в спорте, а может в других вещах - в поступках, науке, любви и т.д. Верной, как мне кажется, является мысль, что человек стремится себя преодолеть, что в философских терминах экзистенциализма фиксируется следующим образом. Человек есть не данность, а проект, возможность себя. Иначе говоря, человек не вещь, которую можно определить ее свойствами, а возможность быть - человек может - и это для него главнее его телесных определений. В этом "может" человек всегда устремлен снимать свою наличность - собственно развиваться, расти - создвать себя как проект, как некое произведение искусства. :)

Аватар пользователя Agvares

1) Здесь имеет место некий скачок мысли, который я не пояснил.
Обыденный рассудок полагает, что многие вещи очевидны и не нуждаются в усложнении, но при глубоком рассмотрении выясняется, что таковые процессы более чем сложны. Выходит, высказываясь о нецелесообразности "усложнения", человек сам манифестирует непознаваемость ему очевидного. Я решил показать это на примере спорта.

2) Сложно занимать какую то определённую позицию в таких шекотливых вопросах)

3) по этому поводу чуть позже сделаю ещё один пост.

4) полагаю, что потребность в трансгрессии имманентна и бессознательна, следовательно, есть огромное количество деятельностей, которые эту потребность удовлетворяют, и специфика отдельного человека здесь совершенно не важна.

Аватар пользователя mrLSD

Мне бы хотелось прояснить следующие моменты:

Для меня ответ этот очевиден — спорт есть удовлетворение имманентной трансгрессивной потребности человека.

Позволю себе начать с цитаты Actuspurus:

4. Спорт как способ самопреоделения — это, как мне кажется, не относится к самому спорту, скорее это относится к человеку, который может самопреодолевать себя в спорте, а может в других вещах — в поступках, науке, любви и т.д.

В продолжение этой мысли поставлю под сомнение утверждение об «имманентной трансгрессивной потребности». И вот почему: самопреодоление не означает преодоления себя из «возможного» в «невозможное». Это не самоочевидно. Не выводимо. Самопреодоление, как мне мыслится, включает в себя и возможное и невозможное. Поэтому я радикальным образом ставлю под сомнение «трансгрессивную потребность» в спорте (и не только). Это становление к возможному из возможного. Не исключаю преодоления предела «невозможного», но акцентирую внимание на том, что это также включает и «возможное». Поэтому весьма интересно узнать более развернутую позицию автора (Agvares).

Продолжая мысль Actuspurus,

Человек есть не данность, а проект, возможность себя.

еще раз поставлю под сомнение проект себя, как трансгрессивную потребность. Я-возможное, Я-становящееся – это необходимое условие трансгрессии телесности, но недостаточное. Поэтому очень интересно узнать более развернутую позицию автора – почему именно это «трансгрессивная потребность».

Аватар пользователя Agvares

Существование это уже есть самопреодоление. Самопреодоление вообще есть сущностная черта человека, т.к. сознание, которое есть совокупность интециональных актов, само устремляется вовне, к иному, а значит, к невозможному. Развитие сознания от возможного к возможному - тотальная замкнутость, даже фантастика.

Возможность - в-себе-и-для-себя развитие, в то время, как невозможность это уже определенность относительно иного, именно второе и есть трансгрессия.

Безусловно, в акте трансгрессии есть как возможное (собственно само сознание, нечто, которое обязано быть равным себе, чтобы начать переход к не-равному, иному)так и невозможное, которое при его полагании становится частицей возможного.

Короче говоря, любое действо по сути своей трансгрессивно.

Касательно спорта - это момент восприятия. Отвернувшись от внутреннего мира, человек обращает свой взор на окружающую телесность. Зачастую возвращения в лоно мысли не происходит, и ментальным баталиям очень скоро находится материальная замена.

Надеюсь, я ответил на Ваш вопрос. Приятно обнаружить здесь кого то, серьёзно заинтересованного в постмодернизме.

Аватар пользователя mrLSD

     Ваш ответ для меня весьма интересен, поэтому позволю немного продолжить обсуждаемую тему. Вы утверждаете, что:

Существование это уже есть самопреодоление. Самопреодоление вообще есть сущностная черта человека, т.к. сознание, которое есть совокупность интециональных актов, само устремляется вовне, к иному, а значит, к невозможному. Развитие сознания от возможного к возможному — тотальная замкнутость, даже фантастика.

     Я согласен с Вами, относительно самопреодоления как сущностной черты человека, т.к. это напрямую связано с самоопределением и самоидентификацией. Самоопределение имплицитно очерчивает предел(ы) сознания, что и позволяет человеку стать личностью. Через самоопределение, самоидентификацию человек может выявить свои индивидуальные качества. Соглашусь также с тем, что сознание интенционально устремлено вовне к Иному. Но возникает вопрос – почему Иной обязательно «невозможное»? Такой вопрос не случаен. Я-здесь-и-сейчас – это Я-актуальное. Я-Иное – это Я-возможное для меня. На мой взгляд Я-невозможное – трансцендентно мне. Соответственно выход за такие пределы есть ничто иное, следуя этой логике, как трансцендентный опыт, трансцендирование. А Иной – трансцендентальное означаемое. Мой тезис следующий: Иной – это тот кто возможен и/или невозможен для меня (моего Я).
     Так коммуникация имеет своим условием некоторую тотальную предзаданность поля в котором она возможна, т.к. она ограничена рамками языка и сознания тех, кто включены в акты коммуникации. Исходя из этого мы можем представить Иное как возможное.
     Иной как тот кто внеположен для меня – является тем кто возможен для меня (актуальная потенциальность). Принципиально внеположный мне Иной – это тот кто выступает для меня в качестве чистой потенциальности, возможности в своей возможности, неограниченной пределами сознания Иного. Принципиально Иной(е) для меня – взрывает мою тотальность изнутри, опрокидывает пределы меня, моего Я. Он находится за непреодолимым пределом сознания, понимания индивида. В этом случае мы вполне свободно можем говорить о трансгрессиях сознания.
     Иной же как невозможное для меня – трансцендентен моему Я, то что за непреодолимым пределом, вне рамок и границ. Я счел ввести такую градацию Иного для удобства обоснования многообразия проявлений Иного. Устремленность интенциональных актов вовне к Иному - как я попытался показать – не является автоматически трансгрессией.
     Я-Иное (принципиально Иное) взрывает меня изнутри (мою тотальность). Бесконечная (чистая) потенциальность инаковости – это бесконечная потенциальность меня самого (моего Я). Но с другой стороны это полная открытость этой инаковости, т.к. ее бесконечная потенциальность может проявиться ровно в той мере, в какой я «ее» впущу в себя. Т.о. инаковость бесконечно потенциальная – это инаковость которая взрывает меня, мое Я изнутри, и замещает меня (мое Я) собой. Актуальная потенциальность, в отличие от чистой потенциальности (бесконечной) – это потеницальность, которая оставляет с проникновением инаковости в меня самого - пространство для меня самого, пространства себя, которое и позволяет оставаться собой, но притом меняться, путем раскрытия инаковости, что являет собой акт коммуникации Я-Другой. Таким образом, на мой взгляд, следует весьма критично относиться к бесконечной потенциальности инаковости – как внешней, так и внутренней, т.к. она обладает бесконечной потенциальностью «взрыва» меня самого, имплозией моего Я. В этом прослеживается негативность трансгрессий. Итак, бесконечная потенциальность Иного, или как ранее я его назвали принципильно-Иной, и обеспечивает трансгрессию в интециональных актах направленных к пределу сознания. Но Иное не как чистая (бесконечная) потенциальность, не как невозможное (трансцендентное мне) – не приводит к трансгрессии, т.к. предел уже не представим в качестве «непреодолимого».
     Иной как проект меня-возможного (Я-возможное) – это преодоление «преодолимого» предела. Это приводит к «раздвиганию» пределов сознания. Это выбор себя в многообразии своих проявлений, выбор не противоречащий себе. Для Сартра мы обречены на выбор. В каждом акте выбора, по Сартру, мы обречены становиться иным, чем мы были до этого. Подобная ситуация способна причинять нам мучения, если мы стремимся сохранить себя, и даже просто в силу противоречивости вариантов. Тогда выбор трагичен. В таком случае выбор становится уже невозможным. А предел, который очерчивается таким выбор – является уже непреодолимым пределом. На примере проблемы «выбора» мы также видим амбивалентность инаковости – как того что за пределом «преодолимым» (возможного) и «непреодолимым» (невозможного).
     Возникает вопрос: пользуясь вышеизложенными выкладками мы приходим к мысли о невозможности трансгрессии, т.к. Иной либо «опрокидывает» мое Я (т.е. имплозивная характеристика Иного), и тогда нам уже стоит говорить о не-Я, либо «раздвигает» границы нашего сознания. Использование категории Иного приводит к амбивалентности понимания трансгрессии. Как возможному в своей невозможности. Думаю это связано с тем, что трансгрессии «неуловима», это «жест направленный на предел» (Фуко). Преодолев непреодолимый предел, он опрокидывает наше Я, тем самым это предел опять становится для нас непреодолимым. Самопреодолоение, как тренсгрессивный акт – опрокидывает наше Я. По-сути это негативный опыт. Однако самопреодоление, как было показано выше, – это в первую очередь преодоление предела возможного, «преодолимого».
     Развитие от возможного к возможному действительно тотальная замкнутость, и более являет собой теоретический концепт. Однако, думаю стоит прояснить концептуальное содержание следующей моей фразы: «Самоопределение […] Это становление к возможному из возможного.». Подразумевалось становление от актуального состояния (актуальной потенциальности) Я-возможного (здесь-и-сейчас) к Я-Иному, возможному во всем многообразии своих проявлений (чистой потенциальности). Замечу также, что Я-Иное представлено мной было и как «возможное», и как «невозможное». Поэтому полностью согласен с Вашим утверждением:

Развитие от возможного к возможному – идеализация. В реальности это все же, на мой взгляд, развитие сознания от актуального к возможному.

     Также у меня возник вопрос относительно следующего Вашего утверждения:

Возможность — в-себе-и-для-себя развитие, в то время, как невозможность это уже определенность относительно иного, именно второе и есть трансгрессия.

     Почему невозможность это определенность относительно Иного? Определенность относительно Иного – это, на мой взгляд, – «возможность». Это ключ к самоопределению как переход «к возможному». Данная логика приводит нас к мысли о том, что такой акт (само)определения не является трансгрессивным актом. И вот почему: опредЕлить невозможное – значит перевести его в область возможного. Следовательно – акт опредЕливания и есть акт трансгрессии. Мы сразу же встречаемся с некоторыми трудностями в данной логике. Предыдущее наше состояние, из которого мы перешли, должно остаться «по ту» сторону непреодолимого предела (достаточно вспомнить Бланшо и Фуко). Но разве самоопределение отбрасывает «себя прежнего», до самопреодоления? Внутренний опыт остается, память тоже. Я-прежнее, следуя этой логике – это сброшенная чешуя с Я-нынешнего? Но так ли это? Дабы не делать поспешных выводов – воздержусь от ответа.
     Предложенная мной выше аргументация ставит под сомнение утверждение:

Короче говоря, любое действо по сути своей трансгрессивно.

Интересно узнать Ваше мнение.

Аватар пользователя Agvares

Благодарю за развёрнутый ответ. К сожалению, я сейчас нахожусь в городе, где доступ к интернету очень непостоянен и, помимо того, невероятно медленнен, так что отвечать буду кратко. И ещё просьба: не могли бы Вы нумеровать Ваши тезисы для удобства чтения?

А теперь - собственно ответ:

* Но возникает вопрос – почему Иной обязательно «невозможное»? Такой вопрос не случаен. Я-здесь-и-сейчас – это Я-актуальное. Я-Иное – это Я-возможное для меня. На мой взгляд Я-невозможное – трансцендентно мне. Соответственно выход за такие пределы есть ничто иное, следуя этой логике, как трансцендентный опыт, трансцендирование. А Иной – трансцендентальное означаемое. Мой тезис следующий: Иной – это тот кто возможен и/или невозможен для меня (моего Я).*

1)
Иной - невозможное именно потому что приход к нему, т.е. его ассимиляция сознанием, подразумевает кардинальное изменение самого поглощающего, т.е. индивида. Выходит, мы будем иметь перед собой качественно, принципиально нового индивида.

Возможный Иной - лишь количественное изменение в рамках сущестующего Я. Для удобства можно сказать, что невомзожный Иной это иное возможного Иного.

2)
Согласен абсолютно насчёт трансцендентального означаемого, Иной и правда фундирует собой дискурс сознания, вообще всю семантику психологического развития.

вторую часть ответа я допишу, скорее всего, завтра. Спасибо за внимание.

Аватар пользователя mrLSD

Благодарю за ответ.
По поводу нумерации тезисов - предложение принимаю.

1) Полностью соглашусь с вами относительно утверждения:

Иной — невозможное именно потому что приход к нему, т.е. его ассимиляция сознанием, подразумевает кардинальное изменение самого поглощающего, т.е. индивида.

         Но в моем понимании полная ассимиляция с Иным – в некоторой степени идеализация или упрощение. Исходя из этого, мой тезис следующий: 1a) взаимоотношение Я и Иного множественно и неоднозначно, что означает как полное впускание в себя Иного (как я ранее обозначил этот процесс имплозией, а вы ассимиляцией), так и частичное впускание. Причем второе (т.е. частичная ассимиляция) мне видится более распространенным. Хочу также отметить, что имплозия Я – это всегда качественное изменение. Соответственно акт имплозии Я, или процесс полной ассимиляции Я с Иным, – и есть трансгрессия.
         Может возникнуть вопрос – почему может иметь место частичная ассимиляция? Думаю потому, что потерять основы себя, гарантированность и стабильность мира (как внутреннего, так и внешнего) – выбор не простой, сложный, я бы даже сказал болезненный. Это не гарантирует моего собственного существования. Соответственно: 1б) вот еще почему трансгрессия напрямую связана с выбором.

Также у меня возник вопрос – почему в Вашем понимании:

Возможный Иной — лишь количественное изменение в рамках сущестующего Я.

         Эта логика приводит к тому, что возможности моего Я – это всегда только повторение Того же Самого, т.е. о качественном изменении не может идти речи. Еще хотелось бы прояснить Ваше понимание того, что вы понимаете под качественным и количественным изменением Я (дабы не увязнуть в чисто теоретических абстракциях)?

2) В этом пункте, думаю мы пришли к полному взаимопониманию.

Жду второй части ответа. :)

Аватар пользователя Agvares

1б) Под качеством и количеством я понимаю их гегелевскую трактовку. Попытаюсь пояснить на примере старины Мартина Хайдеггера:

Ваш иной - хайдеггеровская экзистенция, к которой Я всегда уже как то отнеслось. Эта экзистенция, возможное некоторого Я, и есть Иной. Однако стоит обратить внимание на то, что она потенциальный Иной, т.е. лишь как то отнесясь к экзистенции (вступив с ней как Иным в отношение имплозии,асиимиляции - здесь не важно) Я становится подлинно иным по отношению к своему предыдущему состоянию, опять же используя Гегеля, Я становится аффирмативным.

1а) Безусловно, это упрощение, хотя бы потому что сама дихотомия Я - Иной, равно как и субъект-объект весьма условна.

*Соответственно акт имплозии Я, или процесс полной ассимиляции Я с Иным, – и есть трансгрессия.*

Скажу больше - любая, даже частичная ассимиляция это уже есть трансгрессия. Но трансгрессией она становится лишь на второй ступени, когда Иной становится не потенциальной возможностью (экзистеницей), а реальным участником взаимодействием.

Аватар пользователя Agvares

предыдущее состояние Я останется очень, очень далеко от той непреодолимой линии. Трансгрессивное единение с Иным сделает Я невосприимчмвым к предыдущим состояниям, более того, они станут практически полностью недостижимыми.

Я прежнее это именно не чешуя, а Я-прежнее, прошедшее, больше не подлежащее восстановлению.

Аватар пользователя kroopkin

А Вам не кажется, что трансгрессия - это лишь переживание от деконструкции своих ментальных структур. Ибо предел - это табу, задаваемое прежде всего внутренними ограничителями. И когда напряжение воли, или другое внутреннее действо "выбрасывает" человека за пределы какого-то табу, резко делая "недостижимый" абсолют мелкой относительностью, то следующая за этим эмоциональная волна захлестывает человека... Именно такие переживания, которые иногда посильнее оргазма будут, и создают наркотические привязанности к подобным упражнениям...

Аватар пользователя Agvares

если табу это предел, то деконструкция становится необходимым долженствованием.

конечно, подобного рода привязанность также распространена ввиду легкости её воспроизведения в спортивных процедурах.

Аватар пользователя kroopkin

//если табу это предел, то деконструкция становится необходимым долженствованием.//

Насчет должествования я бы поостерегся... Некоторые табу нас берегут... Например, совсем не надо "садиться на иглу"... :-)

ИМХО, при селекции кандидатов на деконструирование хорошо могут помоць критический рационализм + освобождение в смысле http://kroopkin.livejournal.com/78473.html...

Аватар пользователя Agvares

хм... это может быть вполне простым предостережением, правилом, но не табу, ибо тогда человек к нему будет тяготеть.