СМЫСЛ И ПРИЧИНА СТРАДАНИЯ

Аватар пользователя moonhare

Если в страдании есть сила, освобождающая от привязанности, то значит – страдание не бессмысленно.

Но ведь Будда в страдании видел не избавление, а только неизбежное следствие привязанности: а к избавлению от страданий и от привязанности, и к достижению нирваны ведет – «благородный восьмеричный путь».

А вот Артур Шопенгауэр мыслил страдание как преодоление воли к жизни. Чем больше страданий и разочарований, тем лучше, а предельный смысл и цель страдания – победа над привязанностью к самой Жизни, когда уже нет стремления к отдельному своему и для себя – бытию.

«Не любимым Бог дает корыто сытости, а любимым Он скитания дает».

Да и наша христианская традиция говорит, что любимым своим чадам Господь дает страдание, и что мучения и гонения, и разочарования в земной юдоли – на благо души нашей. Ведь страдание – предпосылка покаяния, а покаяние – есть изменение в лучшую сторону. Непрерывное покаяние, а значит, и страдание – путь к Спасению.

Я пострадать хочу! – воистину, русское восклицание: чтобы додуматься, надо почувствовать и пережить нечто другое, необыкновенное, что противоречит обычным нашим стремлениям.

Кусок мрамора сопротивляется скульптуру, здесь мрамор – инертная косная материя. Тварь в руках Творца пищит и стонет, не хочет меняться, не хочет страдать, НО:

«Что без страданий жизнь поэта

И что без бури океан» – Лермонтов.

Вот и добрались! – мои излюбленные темы: материал и творец, Материя и Дух, Создатель и его творение… Как проявляются во мне духовное и тварное начало, где тело, где душа, а где – Господь?

В общем, русская рефлексия супротив проблем американских!

Напряженные искания и мучительные раздумья на подобные темы, иногда вызывали во мне странные аффекты эмоционального свойства. (Страдать хочу!) Что выражалось и в моем творчестве:

Русская загадка

Вина хочу! – Вины хочу…

Хочу я пострадать.

А мера так мала…

Хочу давать, дарить…

Бери еще, свинья!

Смотри! – Я рву рубаху,

И в грудь свою стучу,

Широко так, с размаху…

Еще вина хочу.

И топчут свиньи бисер,

И душу рвут, – давай!

Холодные, пустые выси –

Невкусный Рай.

Хотите жрать и наслаждаться,

И шкурою за все платить?

Дивятся нам американцы…

Страдать хочу, и –

Русским быть.

Материал всегда достаточно тверд и ждет равного по силе творца. Нежелание приспосабливаться, быть пластилином в руках социума – естественно для духовного человека. Как прекрасно быть неподвластным – никому, только Богу одному.

Что есть, в данном смысле, действие, польза, страдание?

Моренная гряда

Осень сырая насквозь.

На мокрой траве серо-зеленый валун…

Ледник недавно растаял.

Сорок тысяч лет здесь лежит

Камень этот, самый лежачий,

Под который вода не течет.

Вот такой же и я –

Валун негодный:

Слишком жесткий, неправильной формы,

На кирпич совсем не похож.

Не смогли меня приспособить,

В дело каменщиков не гожусь.

А время идет, просто идет время – простое, пустое бытие. Где цель, где смысл? Я всегда стремился жить для чего-то большего… Почему же теперь не могу уйти из этого зала ожидания?

Здесь все просто – что может быть проще? Здесь коротают время, здесь убивают время…

Но оно – бессмертное время идет, и будет идти, пока хоть что-нибудь движется.

Время – понятие, которое мы применяем для сравнения скорости протекания процессов. Принято все соизмерять относительно скорости вращения Земли вокруг оси и вокруг Солнца. А если мерить относительно скорости вращения Солнца вокруг центра Галактики, то это – галактическое время.

Относительно нашей жизни, от рождения до смерти, мы измеряем некую совокупность процессов, сводимую к судьбе человека, к его биографии.

Очевидно, что все движется. Куда оно все движется?

Как Дело совершенного Творца, все Творение движется к Совершенству. Значит время – это мера сопротивления. Время – это мера сопротивления косной, инертной материи, время – это мера нашего сопротивления Благому Замыслу…

Мы не хотим меняться, не хотим страдать, но мы в руках Творца, и поэтому наше страдание, пока мы сопротивляемся, – неизбежно.

Причина страдания – сопротивление Любви. Божественная, истинная Любовь действует вне насилия – это значит, что страдание исходит от нас самих. Отсюда следует, что страдание не обязательно, – надо только понять, принять Чудо… Ведь получилось же у Будды!

Если мы не сопротивляемся Творцу, то нет и тягостного времени, а есть – Любовь. Такое благое состояние – это Чудо. Получается, что Любовь действует с помощью Чуда, ведь нет другого способа действовать без насилия.

Пока есть переживание времени, бессмысленного, напрасного, то будет и страдание, которое иногда обостряется так безмерно, как в «Бутырке»:

Одно здесь измеренье – тягостное время.

Кирпичные сомкнулись своды.

Всей грешной жизни навалилось бремя

И отлучило от свободы.

Процессы идут, и поэтому я могу наблюдать время. Процессы идут: тело мое стареет, но я не наблюдаю жизни, нет радости, нет удовлетворения… Наверное, это потому, что остановился главный процесс – движение Духа.

Где Оно – оживляющее, и всему дающее смысл, Дыхание?! Не слышу, не вижу, не наблюдаю. И бездна затягивает все глубже – пустое, простое, напрасное время, несущее разрушение и гибель. Черная тоска оставленности, ни почему, ни зачем, – ни понять, ни ответить. Пусто, ничего нет, ни в голове, ни в сердце нет ничего такого-этакого: значительного, важного, глубокого, да и просто интересного, – о чем имело бы смысл писать, – и я уже давно не писатель.

А кто я?

Ничего не достиг, ничего толком не умею, не могу, не делаю… – только страдаю. Так тяжело и трудно живу в тоске да печали. И ничего у меня нет…

А я сам – я есть?

Сделать бы это последнее движение – отказаться от своего «я». Всем сердцем, всей страстью – «движение Веры»! Кажется, что ОНО уже близко – «отвергни себя», – ведь нет ничего такого-этакого, что могло бы поддержать мое самолюбие, за что могло бы зацепиться мое ЭГО, что потешило бы мою гордыню.

Вот если бы я смог вовсе, на самом деле от себя отказаться…

Я – образ, я – представление, такой сякой я…

Я один единственный на всем Свете среди многих и многих других «не я», – ущербное и смертное мое для себя бытие в бесконечности вечного ДРУГОГО.

Отказаться! Отказаться от СТРАДАНИЯ, от страха, от тоски, от неуверенности, от стыда, от смерти…

Ведь если я отвергну себя, то придет ДРУГОЙ, Тот, Кто может ДЕЛАТЬ.

Так ли это?

Для меня, это так! Если бы я не знал, что все может быть по-другому, то не было бы ни рефлексии, ни шизофрении, ни тоски, ни печали. Однажды со мной случилось – то самое, высшее переживание, мистический экстаз, я и не я – одно, ни от чего не отделенное, неделимое сознание…

Это действительно запредельное сознание – такой ясности, яркости и силы, что оно вырывается за пределы всех возможных структур, взрывает сосуды любых идей, лишь миг держится в какой-нибудь вещи мира, и летит дальше и дальше в бесконечность. И все мое существо переживает ускоренный, подобный взрыву, полет.

Все было здесь и сейчас – высшее счастье. А теперь все не сейчас – несчастье дальше некуда…

И как это я в поисках Истины довел себя до такого жалкого и бессмысленного существования? Но разве я мог выбрать само созидание и само укрепление, зная, что мой эгоизм никуда не ведет? И я выбрал саморазрушение и самопотерю со всеми жуткими следствиями. Последний раз, когда Божественная Благодать омыла мое существо, и спало с меня бремя отдельного и ограниченного существования (Неописуемо хорошо было – истинная Радость и Счастье!), вместо того, чтобы принять, находясь в этой щедрости великой, я стал думать и говорить, что, мол, рано, не заслужил, не успел, как следует пострадать… Написал стихотворение, в котором кричал, бил себя в грудь и кричал: «Хочу я пострадать»! Ну и пострадал, и страдаю, и бездна – дна нет…

ТОЛЬКО ВПЕРЕД!

«Все выше поднимаются ступени,

Ни на одной нам не найти покоя.

Мы созданы Божественной Рукою

Для долгих странствий, не для костной лени.

И может быть, и гроб, и смерть, и тленье –

Еще одна ступень, к иной отчизне…

Не может кончиться работа жизни.

Так, в путь! И все отдай за обновление»

Герман Гессе

Страданье оглянуться не дает…

Давайте думать дальше! И думать надо сейчас, здесь – немедленно…

Можно ли думать, не страдая, когда впереди, да и позади – куда ни глянь, – страданье?

Можно – я знаю, как надо думать, только вот никак не получается...

Давайте думать ВВЕРХ!

Только вперед, к истинному осознанию, когда в счет идет только яркость и ясность нашего восприятия, когда главным становится только этот «ослепительный миг», только из него – из мгновения «СЕЙЧАС» и можно думать вверх!

Ведь в осознании «СЕЙЧАС» нет страдания… Так ли это?

Сейчас – счастье! Истинное настоящее СОЗНАНИЕ воспринимается мной, как вспышка ослепительного СВЕТА, с ним приходит безграничный восторг и запредельная радость понимания. А еще, СИЛА, которая меняет все. В общем, – «Сат – Чит – Ананда»….

Надо же! Мне приходится думать и разбираться самому с вещами, которые уже не раз, в истории мысли человеческой, были «разобраны», поняты и осмысленны.

Знаю, как быть счастливым, но против меня космические силы: Самсара, Майя и карма всякая…

Путь к ИСТИНЕ преграждает Космическая Иллюзия…

Но!

Все же,

Немного ЛЖИ должно быть в Мирозданье!

Чтоб «Я» могло существовать в своем самосознанье.

Наверно это ЛОЖЬ, сражаясь с ЭНТРОПИЕЙ,

И породила - множество суждений,

Таких оригинальных, разных ваших – наших мнений…

Поэтому так много в самосознании своем

Наставников, учителей, вождей великих!…

Должна быть глупость, тупость самомненья,

Чтоб ТВАРЬ могла противиться ТВОРЕНЬЮ.

Первая истина Будды должна быть понята, чтобы было на что опереться, и – думать дальше: СТРАДАНЬЕ ЕСТЬ!

Оно основа и предпосылка понимания, но не оно ведет нас вперед, само страдание бессмысленно, весь СМЫСЛ только в ПОНИМАНИИ, в ОСОЗНАНИИ…

Тогда и начинается ПОСТИЖЕНИЕ ИСТИНЫ – стремительный полет…

Давайте думать дальше! Только вперед! – ВВЕРХ!