Сергей Степанов. Творческая неопределенность

Анонс семинара
Информация
Систематизация и связи
Философская антропология

0. Введение

1. Задачей нашего семинара является построение непротиворечивой картины Мира, т.е. избавиться от противоречий, возникающих из разных толкований событий и явлений.

При этом мы отдаем себе отчет, что все понять невозможно. Существуют принципиально неопределимые области Действительности. Причем, неопределимые не только для нас, для человека, для наблюдателя, но для самих себя. Они неопределенные сами по себе. Одной из важнейших задач семинара является включение этих областей неопределенности в нашу картину Мира.

В Мире что-то ясно, а что-то не ясно. И не все то, что не ясно, будет когда-нибудь ясно. То, что по своей сути неопределенно, не может быть познано, не может быть определено. Мы можем обозначить это только как Неопределенность. В Мире существуют островки принципиальной неясности, островки Неопределенности. Или, наоборот, в океане Неопределенности существуют островки Определенности. Неопределенность есть первичное Ничто, из которого рождается все. Все сущее находится в рамках бесконечного океана Неопределенности. Определенность мы воспринимаем органами чувств, манипулируем рассудком и разумом. Неопределенность мы воспринимаем чувством, внутренним голосом, вдохновением. В Природе тоже существует Определенность и Неопределенность, причем, не «для нас», а сама по себе.

В философии К. Кастанеды вводятся понятия Тональ и Нагуаль. Понятие Тональ обозначает все то, что мы можем увидеть, воспринять, исследовать так называемым «Первым» вниманием. Объекты Тоналя обладают фиксированной определенностью. Понятие Нагуаль обозначает все то, что не дано в восприятии, что можно увидеть только гипотетическим «Вторым» вниманием.

Тональ и Нагуаль  фундаментальный дуализм Природы. Примером такого дуализма является корпускулярно-волновой дуализм элементарных частиц.

Мы предполагаем, что есть объекты в состоянии неопределенности, которые обладают и частичной определенностью. Эти определенности Неопределенности нам и предстоит выяснять. Также, желательно, найти причины возникновения таких объектов и законы их появления.

К этим проблемам Человечество подходило с разных сторон.

Мистика предлагала сразу погружаться в Неопределенность и переходить через нее в другие Миры или в иные места нашего Мира. Двигать предметы и проходить сквозь стены.

Физика скрупулезно пыталась объяснять все необычные явления терминами Тоналя. Так размазывание неделимого заряда электрона по всей Галактике, она объясняет волновой фазой бытия частиц. Как волны в море.

Например, электрон при материальном взаимодействии имеет форму корпускулы, обладает определенным локализованным импульсом и зарядом (обладает формой Тоналя), а при свободном движении имеет форму волны, с неопределенным положением в пространстве, и со всеми остальными соответствующими параметрами (обладает формой Нагуаля).

Дуализм Тональ-Нагуаль можно так же обозначать как Определенность-Неопределенность. Или Дэ-Дао.

Некоторые считают, что основой Вселенной являются волны Нагуаля  (Дао), а их интерференция порождает стоячие волны Тоналя (Дэ), к которым относятся, в частности, все воспринимаемые объекты Вселенной. Т.е. волны Нагуаля олицетворяют собой движение, изменение, развитие, создание, творчество, а неподвижные предметы Тоналя являются лишь застывшими моментами деятельности (энтелехии) Вселенной.

Свободно летящий электрон имеет форму волны Нагуаля. Он представляет собой Неопределенность. Мы не можем знать ни его скорости, ни его положения, ни его заряда, ни его массы. Навстречу летит другой электрон, тоже в форме волны Нагуаля. Электроны могут пройти сквозь друг друга. Но если совпадут какие-то фазы, то они зацепятся друг за друга, и волны вступят в интерференцию. Возникнет стоячая волна и на мгновение электроны перейдут в Реальность, в Тональ и мы сможем наблюдать столкновение двух обычных электронов, точнее, их отталкивание друг от друга электро-магнитными полями. Далее, электроны снова разлетятся по другим траекториям в свободном полете Нагуаля.

Неопределенность нельзя изучить саму по себе. Нельзя погрузиться в Нагуаль и увидеть его изнутри. В Нагуале можно увидеть только Неопределенность.

Неопределенность можно изучать только с позиций Определенности, как отрицание, отличие от Определенности.

Поэтому, для познания Неопределенности нужно, сначала, основательно изучить Определенность.

Интересен вопрос, как формируется человек, его сознание. Почему разные люди оценивают одни и те же явления по-разному?

 

0.1. Можно выделить несколько факторов, влияющих на человека

1.0. Наследственность влияет на какие-то черты внешности, заболевания и вообще свойства организма, но никак не влияет на характер, систему ценностей и мотивы поведения.

1.1. Решающим фактором принятия решений, является ступень развития сознания, которая определяет систему ценностей. Определяет смысл жизни и основные, стратегические цели.

1.2. Вторым фактором выступает половая принадлежность

1.3. Третьим по значению фактором является характер. На каждой ступени сознания инвариантно присутствуют врожденные свойства характера и сознания. Они объединены в типы информационного метаболизма (ТИМ).

Если ступень определяет смысл жизни и высшие ценности, то ТИМы (типы души) определяют, как, и в какой манере, эти ценности будут достигаться. ТИМы даны от рождения и не меняются по мере движения по ступеням сознания.

Для коллектива одной ступени развития, скажем, Обывательского планктона, главным критерием различия друг от друга являются именно ТИМы. Т.к. стратегические цели у них совпадают.

1.4. Четвертым фактором является опыт и влияние среды. За свою жизнь человек набирается опыта, который присутствует в виде привычек, условных рефлексов и условных  состояний, которые часто мешают проявлению истинных целей индивида.

 

Совокупность одинаковых причин, влияющих на различных людей, приводят к различным следствиям для каждого из них. Жесткая логика воздействия различных причин преломляется ТИМами, дополненными личным опытом и полом.

Так возникает Неопределенность творчества, изменения Реальности.

0.2. Изучение Тоналя и Нагуаля

Чтобы понять самого себя, окружающий мир и саму Действительность, необходимо понять, сначала, основные моменты  Тоналя для всех Эманаций, этапов развития Природы. Коснувшись основных моментов связи Тоналя и Нагуаля в первых Эманациях, мы займемся Человеческой Эманацией. Т.к. начинать подробные исследования лучше с того, что ближе  к нам. С этапов развития общества (филогенез) и личности (онтогенез), далее приступить к познанию особенностей характера (типов информационного метаболизма). И, в дальнейшем, осветить проблему различия двух полов.

0.3. От простого к сложному

Познание Человека и всей Действительности должно опираться на предварительное познание простейших вещей Тоналя, без понимания всей глубины Природы. Познание должно начинаться с познания простейших закономерностей маркетинга, без понимания глубинных причин реакций покупателя. С познания простейших событий в политике, без понимания истинных стимулов и законов развития Человечества.

И только затем, изучив сложные системы Тоналя, человек может, опираясь на полученное знание, пытаться смоделировать волновые потоки Нагуаля.

Самым важным, при этом, является вопрос, на какие оси координат сознание проецирует массив воспринимаемого и анализируемого содержания. От этого зависят приоритеты ценностей, суждения и мотивы поступков. А ведь оси координат могут быть различны у разных людей, а могут и совпадать. Они даже могут меняться  у одного и того же человека на протяжении его жизни..

0.4. Относительность восприятия

Впервые человек сталкивается с изменчивостью осей координат, с  относительностью восприятия и оценки окружающих предметов, в системе ценностей личности, которые различны у разных людей. То, что мне кажется хорошим, другим может казаться плохим. И, наоборот.

Я, к примеру, считаю правильным съесть мороженое, а мама считает это не правильным. У нас с ней разный взгляд на вещи, разные системы ценностей. Возникает когнитивный диссонанс.

Человек в своей жизни последовательно проходит ряд этапов развития сознания, меняет свою точку зрения, выделяя различные элементы значимости Тоналя и Нагуаля.  Например, сначала он считает, что нужно есть мороженое всегда, как только его видишь. А через несколько лет он считает, что постоянное поедание мороженого неправильно. Взгляд относительно мороженого поменялся на противоположный.

Изменение точки зрения является переходом на новую ступень развития сознания, на которой переформатируются все элементы значимости, определяющие оценку предмета или явления.

Так же как этапы развития Природы образуют некоторую последовательность – Материя, Растения, Животные, Человечество, и эти этапы нельзя поменять местами, так же и человек в своем развитии проходит определенные этапы, которые нельзя поменять местами или перескочить через этап. Этап состоит из ступеней, на каждой из которых существует своя система ценностей, определяющая, что более важно, а что менее.

0.5. Предварительное описание первых ступеней развития сознания

Предварительно, можно указать первые ступени развития сознания человека.

0.5.1. Для этапа Ребенка важна система отношений внутри семьи. Он ищет взрослого, наиболее полно удовлетворяющего его потребности, опекающего и защищающего его. Ребенок испытывает искреннюю привязанность к семье. Ему жизненно необходимо жить в семье. Иметь любящих родителей, далее – любящих детей, далее – любящих внуков. Забота о потомстве, жертвенность. И все это в рамках системы ценностей этапа Ребенка. Далее жить незачем.

Для этапа Ребенка смысл жизни заключается в игре, вкусной еде и сне. Он хочет просто жить в свое удовольствие. Лозунгом этой идеологии является: Смыслом жизни является сама жизнь (животная).

0.5.2. Для этапа Подростка важна система отношений внутри компании сверстников. Он самоутверждается в среде себе подобных. Пробуждающееся самосознание личности требует, чтобы  внешняя реальность служила ему и исполняла все его желания, т.к. она не обладает формой самосознания, а всего лишь предметна. Отсутствие положительного содержания в пустом самосознании приводит к тому, что подросток склонен самоутверждаться за счет унижения других, более слабых детей и животных. Соответственно,  подросток допускает унижение себя со стороны более сильных личностей.

Отношения внутри семьи становятся не существенными. Семья воспринимается как еще одна компания, которую подросток терпит, из-за того, что она дает некоторую защиту, питание и ночлег. Членов семьи подросток не уважает, но подчиняется главе семьи и другим, если они доказали, что сильнее его.

Кто сильнее, тот и прав. Культ силы проявляется не только в физическом превосходстве, но и в том, что другой является источником еды и других материальных благ, которые господин в любой момент может ограничить.

В семье, подростка приходится держать в повиновении только при помощи силы. Привязанность, уважение и другие чувства подростку не ведомы.  Бесполезно взывать  его к пониманию того, что хорошо и что плохо. Логику он понимает, но только на уровне: сделаешь уроки – получишь ужин. Логику на уровне: надо учиться, быть образованным, чтобы достичь успехов в жизни (социуме), подросток не понимает. Т.к. образование и социальный успех не значимы для этого этапа развития личности. Но если в «обществе признания» ценностью являются не только крутые смартфоны, но и получение образования, то он готов учиться. Поэтому для родителей важно подобрать для подростка «хорошую» компанию. Например, через кружок музыки, живописи и т.п.

Пример поступков родителей для подростка не важен, в отличие от ребенка. Ласковое обращение родителей с ребенком воспринимается как слабость, так же как потакание его желаниям. В результате родители теряют последний авторитет, но активно используются для легкого получения материальных благ.

На этом этапе происходит зарождение самосознания как утверждение собственного Я.  «Я прав, потому что я есть, потому что это мое желание».  «Если взрослый или даже весь мир считает, что я не прав, то это его личное мнение. Он имеет право иметь свое личное мнение, только не надо навязывать его другим. Я же не требую, чтобы все разделяли мои мнения».

Мы имеем этап абсолютизации эгоизма. Такой человек опасен для окружающих и общество придумывало различные способы ограничения свободы подростка.

Для этапа Подростка смысл жизни заключается в личной свободе и специфичной справедливости.

 

В первобытнообщинном обществе авторитет главы семьи был непререкаем.  Если кто-то нарушал законы и уклад семьи, он подвергался физическим наказаниям или даже выгонялся из общества, что приводило к неминуемой смерти. Закон: «подчиняйся или умрешь», был непреодолимой силой, достаточной, чтобы удержать подростка в повиновении. Важно, что такой закон был понятен подростку.

До сих пор семья остается единственным механизмом сдерживания агрессии подростков. Государство за все века не придумало эффективного механизма сдерживания подростков. Идеи защиты прав ребенка (от родителей), западной модели демократии и всеобщего равенства подтачивают, а порой и просто отменяют законы семьи. Миллионы подростков, вливаясь в социум, ослабляют его устои. Уровень культуры христианского общества понижается, наблюдается процесс деградации. К примеру, в исламском обществе значимость семьи сохраняется.

Если родители не занимаются подростком, считают, что пусть перебесится и потом возьмется за ум, то они ошибаются. У подростка нет внутренних стимулов перехода на следующий этап.

Если подросток поймет, что выгоднее завоевать уважение окружающих, чем заставить их бояться себя, то он переходит на следующий этап, этап общественного сознания и становится обывателем. 

0.5.3. Для этапа Обывателя важна система отношений внутри Социума. Он стремится к материальному благополучию,  к признанию себя в Социуме и карьерному росту. Отношения в компании друзей становятся не существенными. Самосознание выходит из пустоты чистого Я,  и переходит на сторону объектности. Законы социума становятся важнее личных желаний и предпочтений. Ради карьеры человек готов унижаться и приспособляться, предавать своих родных и друзей. Его не волнует идеология данного общества: будь то фашизм, ислам, коммунизм или даже западная демократия. Важно приспособится к тому, что есть.

Из Йоги обыватель признает только асаны и праны, т.е. позы и дыхательные упражнения. Вся остальная философия Йоги обывателю не доступна. Из видов астрологии обыватель выбирает халдейскую, как самую популярную, не задумываясь об ее истинности. Из религий он выбирает ту, чья церковь наиболее распространена в данной местности.

Этап Обывателя разделяется на два подэтапа.

Для Обывателя на подэтапе планктона смысл жизни заключается в социальности, приспособлении (адаптации), самореализации в социуме и максимальном успехе в социуме.

Для Обывателя на подэтапе реформатора смысл жизни заключается в усовершенствовании структуры социума, преобразование его в более оптимальную систему.

0.5.4. Для этапа Зрелого человека (Homo Sapiens) важно познание истины, нахождение законов развития и функционирования Универсума, в частности, законов человеческих отношений. Также важно совершение правильных, справедливых поступков, исходящих из понимания истины, из благородных устремлений, а не из эгоистичных побуждений, идеологии, обычаев и условностей данного Социума.  Истина не зависит от идеологии, страны проживания, нации, эпохи и положения в обществе.

Самосознание возвращается из внешних определений в себя и обретает, наконец, форму истинного самосознания, способность рефлексировать через иное.

Положение внутри Социума, признание и карьерный рост становятся несущественными.

Для этапа Зрелости смыслом жизни является познание всеобщей истины, не ограниченной эпохой и социумом, честность и благородство.

 

Перед обществом возникает задача отделить немыслящее большинство Рассудка (Ребенок, Подросток, Обыватель) от разумного меньшинства зрелых людей, не способных на эгоизм и приспособление.

С давних времен государство делило общество на два основных класса: патриции и плебеи, знать и простолюдины и т.п. Благородные люди вырабатывали свой кодекс чести, правила поведения. Простолюдины не имели права принимать социально важные решения.

Введение Западной демократии и сопутствующего ей капитализма, приравняло всех людей, что, рано или поздно, приведет к гибели такого социального строя. Решения стали приниматься большинством, состоящим из подростков и обывателей. Прогресс остановился, и началась деградация, гомосексуализм, постмодернизм, джаз и т.д.

Отсутствие элитарности привело к тому, что настоящие ученые и философы начали вытесняться из научных сообществ, состоящих, в основном, из посредственностей, особенно в гуманитарных науках.

 

Отсюда вытекает простой тест на Ваш уровень развития. Что для вас важнее:

  1. познание истины и благородство
  2. положение в Социуме и приспособление
  3. признание и уважение друзей
  4. счастье ребенка

Только не говорите, что лучше все сразу. «И можно без хлеба».

 

Представим краткий план развития семинара. Первая часть будет посвящена, в основном, Тоналю, а вторая часть – Нагуалю.

Часть первая. Тональ.

1. Важно понимать, что Неопределенность, Нагуаль существует не только для нас, для нашего восприятия, но и сам по себе. Для доказательства этого факта мы рассмотрим интересный физический опыт в Примечании 1., показывающий законы перехода между Тоналем и Нагуалем.

2. Затем мы, при помощи диалектической логики, следуя основным  методам Гегеля, реконструируем процесс развития Природы вплоть до развитой неживой материи.

Рассматривая количественный аспект развития состояний Природы, мы увидим прямые указания на понятие Времени, причинно-следственную связь и необходимость непрямого телеологического влияния будущего на прошлое. Затем мы увидим некую расширяющуюся трехмерную сферу, которую легко интерпретировать как начало Большого Взрыва. Далее мы получим объяснение возникновения Темной энергии и Темной материи, и их необходимость для развития Вселенной. И, наконец, мы увидим появление настоящей, тональной материи.

3. Опираясь на полученное знание о первых этапах развития Универсума, мы приведем примеры еще нескольких опытов о взаимодействии Нагуаля и Тоналя.

4. Затем мы сделаем небольшой переход от множества молекул в Космосе к возникновению звездных систем и появлению жизни.

5. На следующем этапе наших семинаров мы перейдем к рассмотрению развития общества (филогенез) и личности (онтогенез), т.к. эти вопросы наиболее близки Человеческой Эманации.

6. Подробно рассмотрим ступени филогенеза и онтогенеза.

7. Выяснив наличие двух подходов в мышлении, мы остановимся на различиях Всеобщего и Реального сознаний. К Всеобщему сознанию относятся формы мышления, которые идут от абстрактного к конкретному, от теории к практике, такие как Религия, Наука и Философия. К Реальному сознанию относятся формы мышления, которые идут от конкретного к абстрактному, от практики к теории, к обобщению, такие как экономика, политика, искусство и культурология.

Мы рассмотрим взаимодействие Всеобщего и Реального сознаний и остановимся на влиянии религии на формирование идеологии общества и развитие форм экономики.

8. Далее, обобщая, коснемся  геополитики  и сценариев развития России.

9. И, конечно, рассмотрим формы присутствия Тоналя и Нагуаля в обществе. Структура государства относится к Тоналю, а народ – к Нагуалю. Социум относится к Тоналю, а гражданское общество – к Нагуалю.

10. Кратко остановимся на отличиях Мужчины и Женщины и формах их взаимодействия.

11. И в завершении описания Тоналя подробно остановимся на ТИМах, типах характеров людей.

В ходе описания ТИМов, мы будем останавливаться на наиболее известных концепциях деления людей на 4 типа, 8, 16 и 32 ТИМа.

Подберем виды подходящих профессий и занятий по жизни для всех желающих.

 

Часть вторая. Нагуаль.

1. Сначала остановимся на принципах воина, направленных на лучшее понимание Нагуаля. Для этого мы будем опираться на произведения К. Кастанеды.

2. Остановимся на значении Солнца и Земли.

3. Проясним две основные ориентации сознания. ЧСВ и ЧСД. Приведем в пример мысли Спинозы на эту тему.

4. Для примера рассмотрим моменты становления одного воина.

5. Почитаем отдельные главы документальной повести одной из участниц многочисленных походов в Среднюю Азию. А так же некоторые моменты других походов.

6. И, наконец, попытаемся построить приблизительную модель развития Странника, существа следующей Эманации

0
Ваша оценка: Нет