Зачем вообще нужно решать проблемы философии?

Аватар пользователя Азамат
Систематизация и связи
Основания философии

Материализм, идеализм, материальное, идеальное, школы, течения в философии – казалось бы, какая разница, что это решает в жизни людей?

Особенно в наше время, когда в стране нет никакой официальной идеологии, когда почти всё взрослое население считает себя верующими, когда не только в интернете, но и на государственных каналах ТВ соседствуют циничный (но красиво упакованный) рыночный и финансовый «материализм», «идеализм» в форме религии и даже эзотерика в виде прогнозов астрологов?

Зачем на фоне всего этого плюрализма дополнительная головная боль философского уровня с каким-то «основным вопросом в философии» и прочими где-то витающими интеллектуальными проблемами? Развлечение что ли такое для психически неустойчивых «идеалистов» или фанатеющих «материалистов»?

Про профессиональное философское сообщество и речи нет – просто «странные», никому (ни обществу, ни государству) толком ненужные люди, портящие друг другу и студентам нервы за нищенскую зарплату. Ещё и власть предержащим периодически на нервы действуют …

И что? – ЗАЧЕМ всё ЭТО вместе с философией?

Многие ли из читающих эти строки смогли сразу ответить на поставленный выше вопрос? То-то и оно!

А теперь разбираемся. Поскольку сам я заканчивал философский факультет, созданный выдающимся советским философом Эвальдом Васильевичем Ильенковым и его единомышленниками (нашими в студенчестве преподавателями) в Ростовском госуниверситете, то они нам и в помощь (конкретно речь идёт о конспекте книги Ильенкова «Диалектика идеального»).

По существу, то есть истинно по-философски, ответ на вопрос можно дать сразу в одном предложении - сама философия, как особая наука, и все поставленные ею и в ней проблемы сущностно важны исключительно в связи с проблемой ИСТИННОСТИ человеческих знаний, в том числе НАУЧНЫХ, в том числе, что не менее важно, МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ?

Теперь, конкретно в рамках философского научного знания, постараемся осветить максимально простым языком, но без профанации, ту проблему, которая имманентна любым философским школам и течениям, разделенным, как известно, на два больших лагеря – идеалистов и материалистов.

Ответ на этот вопрос даёт ключ к пониманию не только сути философии и её метода познания, но и к осознанию основ и законов нашего бытия. О чем речь? Речь о проблеме понимания сущности категории «ИДЕАЛЬНОЕ».

Заметим сразу, что рассмотрение идет не в узких в рамках эстетики, как учения о сущности и формах прекрасного, а о том «идеальном», которое составило основание для идеалистических учений, противостоящих в философии материализму.  

То есть речь о том идеальном, которое, говоря словами Ильенкова, может быть расшифровано, например, «как сознание или как воля, как мышление или как психика вообще, как «душа» или как «дух», как «ощущение» или как «творческое начало» или как «социально-организованный опыт».

«Идеальное» тут понимается максимально широко, как философское обобщение всей совокупности его проявлений, имеющихся в наличии или ещё возможных, но пока неизвестных.

Одним из самых распространённых представлений об идеальном, как на обыденном уровне, так и в профессиональной среде, предстает отождествление идеального с феноменом СОЗНАНИЯ. Однако следует иметь в виду, что даже с точки зрения формальной логики, идеальное не является синонимом сознания.

Да, идеальное есть ОДНА ИЗ форм проявления сознания, но обратное утверждение, что сознание и есть идеальное будет ложным. По примеру того, что если Пушкин поэт, то это не значит, что все поэты Пушкины.

Распространённое представление о том, что помимо и вне сознания идеальные явления существовать не могут, и все прочие явления материи материальны, приводит к тому, что находящиеся ВНЕ сознания иные явления, например, подсознательные/бессознательные мотивы сознательных действий, с логической необходимостью надо относить к сфере материальных явлений.

Таким образом возникает представление о том, что идеальное не только имеет отношение сугубо к психической сфере, но и сугубо личностным феноменом, результатом мозговых нейродинамических процессов. Хотя и здесь возникает противоречие, так как в таком случае идеальное может быть интерпретировано как сугубо материальный процесс взаимодействия мозговых синапсов.

В связи с этим становится логичным заключить, говоря словами Ильенкова,  «что понятие «идеального», «конкретизированное» таким способом, превращается в простое название («обозначение») этого, очень специализированного, мозгового (нейродинамического) процесса, а философская проблема отношения «идеального» к «материальному» подменяется вопросом об отношении одного нейродинамического процесса к другим нейродинамическим же процессам, — специальной проблемой физиологии высшей нервной деятельности».

Идеальное, локализованное под черепной коробкой отдельного индивида, выпадает из её - философии - сферы, становясь объектом изучения конкретных наук – психологии и физиологии высшей нервной деятельности. Оно сводится к различного рода сознательным состояниям отдельных личностей по поводу субъективного переживания материальных состояний собственного мозга.

При чём здесь тогда вообще философия? Зачем ВЕКАМИ велись споры о различиях и даже противоположностью между мимолетными психическими состояниями отдельной личности, субъективные представления которой могут быть отвергнуты уже другой личностью (что сплошь и рядом наблюдается сегодня в спорах на пространствах интернета), и теми знаниями, которые обладают качествами всеобщего, надындивидуального, и в силу этого ОБЪЕКТИВНОГО значения? То есть формами знания о действительности, существующей независимо от индивида, будь то (по Ильенкову) «Природа, Абсолютная Идея, материя или божественное мышление...

Например, математические истины, логические категории, нравственные императивы и идеи правосознания, то есть «вещи», имеющие принудительное значение для любой психики и силу ограничивать ее индивидуальные капризы.

Вот эта-то своеобразная категория явлений, обладающих особого рода объективностью, то есть совершенно очевидной независимостью от индивида с его телом и «душой», принципиально отличающейся от объективности чувственно-воспринимаемых индивидом единичных вещей, и была когда-то «обозначена» философией как идеальность этих явлений, как идеальное вообще.

В этом смысле идеальное (то, что относится к миру «идей») фигурирует уже у Платона, которому человечество и обязано как выделением этого круга явлений в особую категорию, так и ее названием».

(Продолжение - 
http://philosophystorm.org/zachem-voobshche-nuzhno-reshat-problemy-filosofii-ii)

Комментарии

Аватар пользователя Нау Шам

В той теме не получилось, в этой тоже не получится, но попробовать можно. Не с автором, так с другим участником ) На всякий случай отмечу, что я не проф.философ, не "ильенковец", а, скорее, философствующий инженер, ищущий "предельные основания" НАТУРфилосовских идей.

Идеальное, локализованное под черепной коробкой отдельного индивида, выпадает из её - философии - сферы, становясь объектом изучения конкретных наук – психологии и физиологии высшей нервной деятельности. Оно сводится к различного рода сознательным состояниям отдельных личностей по поводу субъективного переживания материальных состояний собственного мозга.

Да. Сводится.

При чём здесь тогда вообще философия? Зачем ВЕКАМИ велись споры о различиях и даже противоположностью между мимолетными психическими состояниями отдельной личности, субъективные представления которой могут быть отвергнуты уже другой личностью (что сплошь и рядом наблюдается сегодня в спорах на пространствах интернета), и теми знаниями, которые обладают качествами всеобщего, надындивидуального, и в силу этого ОБЪЕКТИВНОГО значения? То есть формами знания о действительности, существующей независимо от индивида, будь то (по Ильенкову) «Природа, Абсолютная Идея, материя или божественное мышление...

"Всеобщее" порождено признанной индивидуумом статистической общностью индивидуальных нейродинамических процессов - в "себе", и в признанных "реальными/независимыми/объективными" "иных".

Статистической общностью,  выражаемой в процессе языковой коммуникации в одинаково понимаемых символах (словах, понятиях). Двое и более договорились о совпадающем (по причине схожей нейродинамики) и назвали это объективным.

Т.е. индивидуальное в себе некто назвал объективным потому что кто-то другой "признанный реальным" индивидуальный согласился, что он первому не снится, что что-то там сопротивляется, повторяется, и о других вещах, а первый с этим согласился. 

А нужно это было для адаптации индивидуального нейродинамического процесса к среде, и создания эффективного сообщества, складывающего индивидуальные усилия в общую силу.

 

 

Аватар пользователя Азамат

Нау Шам Всеобщее" порождено признанной индивидуумом статистической общностью индивидуальных нейродинамических процессов - в "себе", и в признанных "реальными/независимыми/объективными" "иных".

Вы прыгаете через пропасть - как говорил Черчиль - в "два шага", минуя самый главный, абсолютно не технический и не статистический, этап. Вы никогда не сможете сговориться и доказать СООБЩЕСТВУ людей (а не отдельному человеку) ничего, если ЭТО не будет подтверждаться ПРАКТИКОЙ, но не в инженерно-техническом, а философском понимании этой категории. Об этом у меня в публикации ещё разговор впереди. 

А вот это -
"Т.е. индивидуальное в себе некто назвал объективным потому что кто-то другой "признанный реальным" индивидуальный согласился, что он первому не снится, что что-то там сопротивляется, повторяется, и о других вещах, а первый с этим согласился" - 
чистой воды схоластика не имеющая к Диалектической логике, как НАУКИ о мышлении никакого отношения.      

Аватар пользователя Нау Шам

В статистическую общность индивидуальных нейродинамических процессов, включается и взаимопонимание/согласие по выработке знаков, понятий, представлений о мире, методов познания и пр., т.к. именно общность ндп и позволяет выработать. С сумасшедшими нормалаьный не договорится.  Пока не понимаю, где вы два шага через пропасть увидели.

Об этом у меня в публикации ещё разговор впереди. 

Сомневаюсь конечно, но может тогда понятнее станет.

Материальное, идеальное - лишь названия двух классов понятий. Многие основаны на упрощённом или вовсе неверном представлении о природе вещей прошлых веков, которые обобщались в не очень верные понятия. Например под материализмом обычно понимался "механицизм" которым правит "демон Лапласа".

Сообщество начинается с двух индивидуальностей и позже состоит из индивидуальностей, в каждом из которых сформировано более менее похожее представление о других членах сообщества.

чистой воды схоластика не имеющая к Диалектической логике, как НАУКИ

Философия - не натурфилософия, не общепринятая научная парадигма познания, а "особая наука". Практика - не натурфилософская, а "особая философская". Логика - не обычная, а "диалектическая" (и да, слово "одновременность" в изложении к-в дуализма -  отражает непонимание явления).

 

 

 

Аватар пользователя Азамат

Нау Шам, вы что понимаете под "статистической общностью", постоянно её упоминая? Понимаете что общности бывают не только технические и социологические ("статистические"), но и естественные, а точнее естественно-исторические, если уж мы говорим о людях. Разницу между организмом и машиной понимаете, целое и сумму частей отличаете? Уровни и стадии развития философии знакомы? ну и так далее. Вы уж меня извините, но как-то сложно заниматься ОДНОВРЕМЕННО (чего вы тоже не понимаете, так как понятие "диалектика", похоже, для вас просто темный лес) вашим образованием и дискуссией с вами же. Простите, конечно милосердно, не знаю что вам ещё сказать. 

Аватар пользователя Нау Шам

По поводу "ОДНОВРЕМЕННО" в к-в дуализме прочитайте хотя бы статью в википедии. "К-В дуализм - свойство природы, состоящее в том, что материальные микроскопические объекты могут при одних условиях проявлять свойства классических волн, а при других — свойства классических частиц".

"Одновременно" - это слово отражающее непонимание явления. Всё зависит от условий эксперимента, от условий измерения, и до измерения, объект вообще не обладает свойствами. Это доказано в экспериментах с отложенным выбором или в экспериментальных доказательствах отсутствия "скрытых параметров", определяющих какие свойства будут явлены при измерении. Причём при селективном измерении, т.е. осознании результатов. До этого ни свойств, ни каких либо причин, определяющих какими они будут такая вот "диалектика". Не "и то, и это", а "ни то, ни это" - вот разница.

Тему различий машиной и организма тоже можно обсудить, если вы укажете какие видите вы. Фраза "целое и сумму частей отличаете?" - ничего не объясняет, т.к. эмерджентные свойства нейросети ИИ аналогичны с эмерджентным свойствам белковых нейроансамблей головного мозга. ИИ  - это не сумма искусственных нейронов в том же смысле, что некортекс - не сумма белковых нейронов.

В общем, я тоже в ваших словах (особенно тех которые большими буквами) вижу непонимание вопроса по существу и слабость логики. Значит, как и предполагал, снова не получилось разобраться в затронутых вами вопросах.

Что-ж, может с кем другим получится.

Аватар пользователя эфромсо

Зачем ВЕКАМИ велись споры о различиях и даже противоположностью между мимолетными психическими состояниями отдельной личности, субъективные представления которой могут быть отвергнуты уже другой личностью

Чтобы "решать философские вопросы" - 

нужно иметь вразумительное представление о мудрости.

https://proza.ru/2022/06/04/800

Аватар пользователя Азамат

эфромсо, при всём уважении к Вашей точке зрения, мудрость имеет несколько иною природу и назначение, если философию понимать не через раскрытие этимологии, а как науку Логики. Будет время и желание загляните сюда, там тема представлена мною более подробно через проблему старения мозга - https://proza.ru/2021/07/13/1172

Аватар пользователя эфромсо

Ну, насчёт логики я соображаю по своему

http://philosophystorm.ru/reviziya-logiki

Аватар пользователя fed

Философия нужна чтоб стать счастливым и свободным, наслаждаться жизнью.
 

Аватар пользователя АлександрРАМ

на два больших лагеря – идеалистов и материалистов.

Слышал о таком делении...  А вот умные люди делят людей на умных и глупых (философы из этой категории не выпадают); разумные делят на разумных и дураков (философы из....), одарённые делят на гениальных и бездарных...

Не нужно решать проблемы, дар нужно иметь и проблемы будут решены.

Философия - это размышления о жизни, попытка ориентации в жизни, небольшая часть людей имеет к этому природную склонность, поэтому занимается решением низачем, просто по склонности.