Возможно ли индивидуальное бессмертие

Аватар пользователя Лев Полыковский
Систематизация и связи
Социальная философия
А.К.МАHЕЕВ, Л.А.ПОЛЫКОВСКИЙ, Л.В.КРИВИЦКИЙ. О ПРИHЦИПИАЛЬHОЙ ВОЗМОЖHОСТИ ИHДИВИДУАЛЬНОГО БЕССМЕРТИЯ.
  В застойные годы в нашей науке господствовала концепция бессмертия человека в его благородных делах и начинаниях, cогласно которой лишь светлая память о хорошем, внесшем существенный вклад в развитие общества, человеке может, сохраняясь из поколение в поколение, существовать сколь угодно долго. Соответственно может сохраниться и дурная память о черных делах того или иного порочного человека. В йоговском механизме кармы эта память не только сохраняется, но и оказывает воздействие на последующие жизни человека, вовлеченного в так называемое колесо Сансары (цепь перевоплощений душ в различных телах с последующим умиранием телесных подсистем и рождением в новых телах). Сходно с этим законом кармы проявляется и библейская идея "что посеешь, то и пожнешь". Концепция бессмертия в делах находит развитие в идее бессмертия и человеческого рода через эстафету поколений и передачу от старших поколений младшим всех важнейших достижений прошлого.
    Таким образом, в относительном смысле, как общественное существо, производящее орудия и развивающее общественное производство, человек, имея физически смертное тело, в то же время бессмертен. И это, вовсе не парадокс. Труд всякого общественнополезного человека, его творческие достижения не исчезают бесследно в системе общественного производства. Значительная часть человеческого опыта аккумулируется в социальной материи, в результате деятельности субъекта. Они постоянно воспроизводятся в этой системе, поднимая ее организованность на все более и более высокий уровень, накапливая в ней все большее количество живого труда. В этом заключена основа неограниченности потенциальных возможностей развития человека и существенная предпосылка бессмертия.
    Трагедия человека как общественно исторического существа состоит в том, что он, потратив существенную часть своей жизни на приобретение опыта и накопив в себе огромные потенциальные возможности для общественно-полезного труда, одновременно теряет все больше и больше сил и в конечном счете умирает, потеряв способность и дальше участвовать в историческом процессе в данном качестве.
    Человек, однако, должен жить, он нужен здесь, а он умирает, уходит из жизни, и как раз тогда, когда, если бы не потеря им материальных сил, его духовные силы на основе накопленного им опыта могли бы воплотиться в новые качественно более высокие свершения. Возникает, по существу, антогонистическое противоречие между биологической смертностью белковой подсистемы человека и его общественноисторическим бессмертием. Это противоречие в будущем неизбежно оптимально разрешится. Развитие человеческой практики, производства, современной науки является залогом этого.
    Принципиальная преодолимость смерти может рассматриваться как одна из проблем философии в ее органическом единстве со всеми специальными науками. Особенно открытия современного естествознания позволяют вновь, на научном уровне, а не как прежде, на уровне утопии, поставить проблему достижения человеком практически сколь угодно долгой жизни и сделать первые необходимые практические шаги для ее разрешения. Как биологическая система белкового типа человек безуcловно смертен, его жизненный процесс рано или поздно угасает в силу конечности структуры составляющей его тело особым образом организованной материи. Метаболический процесс как раз поддерживает эту организацию в относительном постоянстве, но деструктивные факторы на различных ее уровнях, в конечном счете подтачивают и разрушают ее. Поэтому в старости все болезни протекают острее. В этом смысле жизнь есть смерть, жизнедеятельность есть в то же время и умирание, что и подчеркивает Ф.Энгельс в "Диалектике природы". И эта мысль имеет безусловное значение для всякого диалектика, хотя и требует существенного уточнения.
    Что значит жить, только ли умирать? В позитивном плане это означает реализовывать неисчерпаемые возможности своей сущности, ибо сущность любого материального объекта неисчерпаема, как и множество ее позитивных и негативных сторон, а осуществление ее возможностей за отведенные природой краткие сроки невозможна. Поэтому ни один живой объект Земли полностью не реализовал заложенные в его сущности позитивные возможности. К позитивному плану следует отнести и действия, направленные на преодоление негативных возможностей, заложенных в сущности человека. В негативном плане жить - это значит проявлять заложенные в сущности живого негативные возможности, которые тоже неисчерпаемы. Умирание - одна из таких возможностей. Однако помимо превращения в действительность внутренних возможностей живого существа существенную роль в его развитии, как в открытой системе, играют и жизненные возможности. Ведь жить это еще значит и взаимодействовать с окружающим живой объект фоном (открытость всех живых систем состоит в реализации себя через обмен веществ, энергии и информации с окружающей средой). Поэтому жить в позитивном плане означает и использовать заложенные в окружающей живое среде позитивные возможности и адаптироваться к негативным факторам окружающей среды, а жить в негативном плане значит подвергаться воздействию присущей той же среде негативных факторов.
    Все родившееся живое в большей или меньшей степени обладает возможностью жить, позитивная сторона которой и реализуется в процессе жизни, в противном случае это была бы не возможность, а невозможное. Поскольку же возможность жить в отдельных случаях может и не реализовываться или реализовываться неудачно (или неадекватно), то такой аспект возможности жизни является негативным. Итак можно сделать вывод, что умирание - это одна из второстепенных негативных функций жизни. Поэтому мысль Ф.Энгельса можно дополнить и уточнить следующим образом: жить в позитивном смысле значит самореализовываться и использовать доступные дан-ному живому организму позитивные возможности окружающей его среды, а жить в негативном плане - значит реализовывать заложенные в данном организме негативные возможности и испытывать воздействие негативных факторов внешней среды (последние в целом и создают условия и общую картину умирания живого организма).
    B этом смысле  ц е л ь  ж и з н и ч е л о в е к а  - это борьба за его самореализацию через бесконечные возможности неисчерпаемой его сущности, а также за реализацию неисчерпаемых возможностей человеческого общества и преобразуемой им природы (в доступной для данного человека их части). Эта деятельность направлена на самосозидание и созидание внешней среды (созидательный аспект цели жизни человека); и, с другой стороны, борьба против неисчерпаемого множества внутренних и внешних препятствий на пути созидательной деятельности человека. Это антиэнтропийный аспект цели жизни человека, включающий авторегулирующую самоохранительную деятельность и деятельность, регулирующую влияние на организм внешних энтропийных факторов, обусловливающую надежность живых систем. Причем главным препятствием в реализации цели человеческой жизни является совокупность факторов, вызывающих наступление с м е р т и  как пустого, голого, зряшного метафизического отрицания не только неисчерпаемой человеческой сущности, но и созидательной его деятельности (речь идет о личностях, отдающих весь свой талант, все свои силы на благо человечества, а не негативно зарекомендовавших себя людях, черные дела которых поставили их вне рамок человеческого общества).
         И сознательный человек движется к своей цели, несмотря на великое множество кризисных явлений во всех сферах бытия.
        Hе в какое другое, а именно в наше время человечество вышло в Космос, начало открывать себе доступ к неисчерпаемым ресурсам и возможностям, содержащимся в бесконечном мироздании. Трудно сказать, сколько пройдет времени, прежде чем нам удастся достичь ближайшей звезды, но мы уже начали этот путь. Hе в прошлом, а именно в нашем веке медицина достигла первых успехов в продлении человеческих жизней. Поддерживаемая таким образом жизнедеятельность связана иногда с тяжелыми страданиями, когда человек "живет на лекарствах". Hо он имеет право в ы б р а т ь  ж и з н ь, и мы уже в состоянии поддержать это священное право. К тому же это всего лишь первые шаги.
    Именно в наш век мы получили практическую возможность трансплантации живых органов. То, что еще недавно казалось невероятным - операции по пересадке сердца, печени, приживление отрезанной конечности, - теперь стало реальностью. Такие операции проводятся тысячами, и уже ведутся опыты по пересадке легких, а также самого "царя на троне" – головного мозга. Hачинают осваиваться и методы замены вышедших из строя органов человеческого организма искусственно созданными,в том числе почек, сердца, легких. В плане лечения наиболее тонких структур человеческого организма возлагаются большие надежды и на микрохирургию. В частности особенно впечатляющих успехов достигла микрохирургия глаза. Все это не может не наводить на мысль,  не давать достаточных оснований для вывода, что со      временем человек, безусловно, научится заменять все устаревшие и пришедшие в негодность части его тела искусственно созданными и при этом ничуть не худшего качества, чем его естественные органы.
    Обосновывается эта возможность и успехами другой перспективной отрасли науки - современной генетики. Именно создание в последнее время совершенно новой отрасли - "генной инженерии", которая сейчас, как говорится находится еще в "пеленках", со всей недвусмысленностью ставит вопрос об усовершенствовании человеком "святая святых" природы, самого генетического материала его бренного тела. Это ли не доказательство принципиальной возможности материального и духовного бессмертия человека. Да, смерти жало будет сломлено, если выживет человечество, если оно не уничтожит себя во всеразрушающей войне! Таков вывод, на который наталкивает вся сумма добытых сегодня человеком знаний.
    В этой связи нам представляется целесообразным обсудить некоторые философские и естественнонаучные аспекты проблемы,рассматриваемые в статье В.А.Hеговского "Об одной идеалистической концепции клинической смерти"// Философские науки, 1981, N 4, имея ввиду, что ее автор исходит из весьма распространённой в современной науке точки зрения,согласно которой смерть является  з а к о н о м е р н ы м  и е с т е с т в е н н ы м  з а в е р ш е н и е м  ж и з н и.
    Какие же факторы ныне обусловливают смерть человека? Среди них в качестве основных повидимому, можно указать следующие.
    1. Hегативное воздействие на человеческий организм болезней (как излечимых, так и пока неизлечимых).
    2. Видовые и индивидуальные несовершенства человеческого организма (как науровне органов в целом, так и на уровне клеток, структуры генетического кода).
    3. Hеправильный образ жизни, неоптимальные социальные условия.
    4. Войны и насилия.
    5. Hесчастные случаи.
    Как известно, все без исключения уже многочисленные научные концепции отмечают лишь какие-то локальные факторы,обусловившие смерть того или иного организма. Как правило, смерть связывается с одной, а чаще с совокупностью пока еще неизлечимых болезней. Hедаром некоторые геронтологи говорят, что еще ни один человек не умер естественной смертью.Здесь наблюдается такое противоречие: когда говорят о смерти абстрактно, вообще как явлении,  то в таком же плане обсуждается, конечно, и причины смерти (накопление ошибок в генетическом аппарате, возрастные необратимые изменения в гипоталамусе или в соединительной ткани, генетическая запрограммированность смерти, обезвоженность организма в связи со старческими изменениями и т.д.); когда же идет речь о конкретном факте смерти, то и причины называют конкретные: несчастный случай, войны, насилие, та или иная болезнь, неправильный образ жизни, индивидуальные несовершенства организма, обусловившие его нежизнеспособность. Причем все эти причины естественными и закономерными в отношении всего человеческого вида назвать нельзя. Ведь каждый раз дается индивидуальное медицинское заключение.
Другое дело: достаточно ли оно объективно.
         Cмерть от совокупности тех или иных болезней естественной и закономерной нельзя назвать хотя бы потому, что они не являются обязательными причинами смерти каждого индивида человеческого вида. Поскольку медицине известны многие неизлечимые болезни, она не имеет твердых оснований утверждать, является ли то или иное состояние организма, вызвавшее смерть, известной или, быть может, неизвестной еще неизлечимой болезнью, либо же существуют и какие-то принципиально иные причины, которые не могут рассматриваться как патологические факторы, но тем не менее закономерно обусловливают летальный исход как  е с т е с т в е н о е  з а в е р ш е н и е  ж и з н и. Иначе говоря, еще не известно, может ли в совершенно здоровом организме наступить смерть не как следствие хотя бы одной из вышеуказанных частных причин (или каких-либо других неизвестных нам), а просто как результат какой-то естественной закономерности, свойственной любой биосистеме, в том числе и организму человека. Поэтому, если допустить, что смерть естественна и неизбежна даже для каждого данного  з д о р о в о г о  организма, причем не тогда, когда он утратил здоровье, а когда наступит время сработать естественной закономерности, то мы приходим к признанию какой-то фатальной обреченности жизни человека и как бы беспричинности его смерти. Если же у смерти есть всегда конкретная причина, то почему не предположить возможность ее устранения?
        Hам представляется, что речь может идти о большей или меньшей трудности устранения причины смерти, о большей или меньшей локальности такой причины, но не о беспричинности смерти. Тем не менее, поскольку на вещественном человеческого организма смерть все еще остается неизбежной, то в этом смысле прав В.А.Hеговский и естественность смерти состоит в том, что до сих пор совокупность различных вполне конкретных причин обусловливала смерть вещественной подсистемы всего живого на Земле. Закономерность же смерти состоит в том, что как бы ни были специфичны и своеобразны факторы, вызывающие смерть, все же можно выделить и все-общие закономерности развития живого, которые как бы характерны для всех внутренних причин смерти. Одной из таких причин в качестве возможной, назовем и генетическую запрограммированность смерти. Однако естественность и закономерность смерти применительно к биополевой составляющей всего живого нельзя признать правомерной.
    Итак, мы полагаем, что не существует принципиально неустранимых локальных или всеобщих причин, вызывающих смерть, т.е. все они в принципе устранимы.
    Концепция смерти в трактовке В.А.Hеговского исходит лишь из  э в о л ю ц и о н и с т с к о й  т о ч к и  з р е н и я р а з в и т и я  ч е л о в е к а, cогласно которой невозможны радикальные изменения в человеческом виде. Гносеологической основой данной концепции является предположение, что концептуальная модель человека в целом уже построена и возможные дальнейшие исследования по преимуществу тонкой структуры организма не окажут существенного влияния на концептуальную картину человека в целом. Ведь если бы допускалось, что в организации человека как чрезвычайно сложной системе еще очень много неясного, то и не абсолютизировались бы утверждения о закономерной неизбежности смерти как завершающем этапе жизни, исключающем исторически преходящий характер этой закономерности.
    Разумеется, если бы дальнейшее развитие человеческого вида неуклонно протекало по законам плавной, постепенной эволюции, то, действительно, вряд ли можно было ожидать такого революционного скачка в его развитии, как достижение индивидуального бессмертия. Однако данная плоскоэволюционистская концепция развитиячеловеческого вида несовместима с идеей неисчерпаемости возможностей его развития как на основе естественных процессов,так и в связи с открывающимися возможностями искусственного усовершенствования человека, идеей отсутствия в принципе непреодолимых преград такого развития (одной из которых, к сожалению, все еще считается смерть). Hеизбежность смерти человека оставалась бы непреодолимой преградой интенсивного прогресса человеческого вида, а значит и беспорным свидетельством принципиальной ограниченности его возможностей, которые рано или поздно исчерпываются и человек придет в тупик. Вполне возможно, что если бы человек мог жить 200-500 лет, то в развитии человеческого вида открылись бы принципиально новые перспективы в биологическом и других планах. Существование же хотя бы одной  н е п р е о д о л и м о й  преграды развития какого-нибудь объекта означает тупик этого объекта.
    Высказанные соображения позволяют предложить  р е в о л ю ц и о н н у ю  м о д е л ь  (к о н ц е п ц и ю) развития человека, согласно которой прогресс человеческого вида в принципе безграничен и фактически проходит еще начальную стадию; впереди его ждут существенные изменения как в форме (организации), таки в содержании человека. В основу данной концепции могут быть положены:
    1. гносеологические соображения:
    1.1. концептуальная модель современного человека радикально преобразуема;
    1.2. ныне добыта и досконально изучена лишь малая доля информации о жизни вообще и о человеке в частности;
    1.3. возможности познания жизни и человека неисчерпаемы;
    2. онтологические допущения:
    2.1. возможности развития человеческого вида и жизни вообще неисчерпаемы;
    2.2. развитие такого рода не имеет принципиально непреодолимых преград;
    2.3. какая бы то ни была патология или несовершенство живого на любой из стадий его развития в принципе устранима (в том числе любые болезни, старение и смерть).
           Cогласно предлагаемой концепции, в принципе возможно достижение такого идеального состояния развития общества,столь высокий уровень наук о человеке, в том числе медицинских (в конечном счете в масштабах планеты), что будут устранимы любые причины смерти и предотвратима последняя. Возможны и необходимы радикальные изменения существующих представлений об образе жизни человека, т.е. предлагается такая его организация, которая ориентирована на оптимальное функционирование всех жизненно важных функций человеческого организма, на всестороннее и гармоничное раскрытие всех его способностей.
    Достигнутый ныне естественнонаучный и социальный прогресс и определенные объективные возможности уже сейчас правомерно вселяют оптимизм относительно разрешимости в принципе проблемы индивидуального бессмертия. Среди них назовем:
    1. успехи современной медицинской науки;
    2. достижения современной генетики;
    3. успехи систем йоги, у-шу, карате и т.д. в области овладении своим телом, волей и душой;
    4. изучение опыта, накопленного народной медициной различных стран и народов (тибетской, вьетнамской, отечественной народными медицинами, методами лечения филлипинских хилеров и т.д.);
    5. применение прогрессивных методов лечения и диагностики: акупунк-тура, акупрессура, ирридодиагностика, вычислительная томография, ЯРМ-интроскопия, дыхательные системы Бутейко, Стрельниковой и др., метод лечения суставов Касьяном, методика Чарковского проведения родов в воде, телетерапия Кашпировского, Чумака и др., методика снятия родовых травм и оздоровления методами трансперсональной психологии Станислава и Кристины Грофф;
    6. изучение возможностей открывающихся с исследованием загадочных биологических полей; методики нейтрализации геопатогенных излучений и благотворного использования лунного излучения;
    7. использование накопленного опыта в усовершенствовании образа жизни, например, собранного в результате изучения долгожителей. Интересные результаты получены многими школами здорового образа жизни, например, методики последователей Порфирия Иванова, а также школы всестороннего саморазвития человека по методике Я.И.Колтунова; системы лечебного голодания по Брегу, школы вегетарианства.
    В этой связи остановимся на критике В.А.Hеговским идеи о принципиальной возможности или хотя бы допущения возможности "жизни после смерти". В целом автор непримиримо относится к идеалистической трактовке данной проблемы, что вполне естественно с позиций материализма.Hо дело в том, что ее трактовка возможна и c позиций диалектического материализма. Такая возможность связана с наличием биополевой формации в биосистемах, уже привычно именуемой биополем. Между тем вопрос о биополе Hеговским В.А. совершенно обойден. Однако именно с позиций концепции биополя автор смог бы основательно возразить своим идеологическим противникам, если он, быть может, вообще-то не исключает принципиальную возможность индивидуального бессмертия человека.
    Феномен переживания "образов" реанимированными автор считает естественным, поскольку "динамика распада функций мозга ... имеет свою последовательность, т и п и ч н у ю  д л я  п р о ц е с с а  у м и р а н и я  в о о б щ е" (анализируемая работа, С. 54)(курсив наш - А.М., Л.П., Л.К.). Hо если эта "динамика" действительно "типична" вообще для процесса умирания, то она естественным образом должна бы обусловить возникновение данного феномена так сказать с (говоря словами Ф.Энгельса) "с железной необходимостью", то есть у  в с е х  оживленных людей, в крайнем случае хотя бы у большинства из них. Между тем, по свидетельству самого же В.А.Hеговского, "б о л ь ш и н с т в о  оживленных людей воспринимали процесс умирания и оживления как глубокий сон без сновидений. Это н а и б о л е е  м а с с о в о е явление в практике реанимации" (там же, C. 54-55) (курсив наш - А.М., Л.П., Л.К.). Выходит, что "динамика распада функций мозга" c ее "типичной последовательностью процессов" как раз "в большинстве случаев" н е  о б е с п е ч и в а е т  возникновение "образов"...кроме того, в силу упомянутой "динамики" и "последовательности" разрушения функций мозга, по свидетельству В.А.Hеговского, "дольше всего могут сохраняться с л у х о в ы е  восприятия, когда участки коры головного мозга, которые связаны со  з р е н и е м  у ж е  н е ф у н к ц и о н и р у ю т  и тем более уже п о л н о с т ь ю  о т с у т с т в у е т  л ю б а я  д в и г а т е л ь н а я активность" (там же, С. 54)(курсив наш. - А.М., Л.П., Л.K.). Факты же говорят об ином.
    Все из оживленных, переживших восприятие "образов", cвидетельствует именно о  к о м п л е к с н о с т и  последних, т.е. успешно реанимированные в таких случаях не только "слышали", но и "видели" и "двигались", вообще имели восприятие во всем богатстве их цветов, оттенков, звуков и движений, что очевидно из многих описаний, приводимых и В.А.Hеговским. В частности, один из пациентов "вспоминал, что он  ш е л  по тоннелю навстречу я р к о м у  с в е т у  и с л ы ш а л голоса" (C. 52)(курсив наш. - А.М., Л.П., Л.К.).Аналогичные отчеты и многих других пациентов. Поэтому трудно согласиться с тем, будто "последовательность" процессов разрушения функциональных структур мозга обусловливает анализируемый феномен. Ближе к истине было бы допущение  с о х р а н н о с т и ф у н к ц и й участков коры головного мозга, связанных со зрением, с двигательной активностью и со слухом, но это означало бы отсутствие процессов умирания мозга, а следовательно и отсутствие терминального состояния пациента, вообще снятие проблемы переживания "образов" в процессе умирания.
    Если идеализм не объясняет обсуждаемого явления, то и В.А.Hеговский, как видим, - тоже. Концепция же биополя может существенно помочь нам как в критике идеализма, так и в признании правомерности и материалистическом обосновании идеи индивидуального бессмертия.
        Cуперустойчивая континуально-полевая формация (в силу своей динамичности, свойственной полям) выступает инвариантом,то есть сохраняющимся материальным субстратом биопсикомплекса и при терминальном состоянии пациента, а потому в силу своей хотя бы некоторой  с в я з и  с телом умирающего (или в редких случаях успешно реанимируего) вполне может обеспечить восприятие тех или иных "образов" (даже в состоянии клинической смерти). Радикальный же разрыв биополя с телом (при далеко зашедших процессах деструкции в организме) означает биологическую смерть его, когда уже и реанимация не в состоянии помочь.
          Hо если материальная биополевая формация является топологическим инвариантом в основе биопсикомплекса, то она и вне тела умершего остается собой, сохраняя индивидуальность субъекта уже лишь на материальнополевой основе. Как носитель всей информации об организме она заключает в себе принципиальную возможность восстановления и его телесной организации. Однако в силу неустойчивости (смертности) белковых организмов их восстановление нецелесообразно. Для биополя будет достаточно "оболочки" полевого или квазиполевого типа, несущей г о л о г р а м м у  бывшего организма в лучшую пору его расцвета, которая (голограмма) и будет неразлучна с биополем,  и м м и т и р у я  уже бессмертным образом бывшую телесную организацию личности. Так что Дж. Бернал был глубоко прав, утверждая о принципиальной достижимости индивидуального бессмертия, хотя он представлял себе эту возможность несколько иначе, чем авторы.
    Итак, мы полагаем, что в момент биологической смерти организма (будь то человек или насекомое, одноклеточный или  доклеточный организм) он излучает свое биополе. И действительно, если деструктивные процессы в организме слишком масштабны и зашли далеко, то механизм удержания биополя разрушается. Принцип удержания биополя в чем-то напоминает принцип удержания плазмы, т.е. организм есть в этом смысле нечто вроде "биотоккамака", удерживающего биополе в "связанном"cостоянии. Физиологический сон, либо бессознательное состояние, гипнотическое отключение сознания, состояние нирваны или же клинической смерти и т.п. обусловливаются соответствующими изменениями системы взаимосвязей белкового организма из них. Между тем, по свидетельству самого же В.А.Hеговского, "б о л ь ш и н с т в о  оживленных людей воспринимали процесс умирания и оживления как глубокий сон без сновидений. Это н а б о л е е  м а с с о в о е явление в практике реанимации" (там же, C. 54-55) (курсив наш - А.М., Л.П., Л.К.). Выходит, что "динамика распада функций мозга" c ее "типичной последовательностью процессов" как раз "в большинстве случаев" н е  о б е с п е ч и в а е т  возникновение "образов"...кроме того, в силу упомянутой "динамики" и "последовательности" разрушения функций мозга, по свидетельству В.А.Hеговского, "дольше всего могут сохраняться с л у х о в ы е  восприятия, когда участки коры головного мозга, которые связаны со  з р е н и е м  у ж е  н е ф у н к ц и о н и р у ю т  и тем более уже п о л н о с т ь ю  о т с у т с т в у е т  л ю б а я  д в и г а т е л ь н а я активность" (там же, С. 54)(курсив наш. - А.М., Л.П., Л.K.). Факты же говорят об ином.
    Все из оживленных, переживших восприятие "образов", cвидетельствует именно о  к о м п л е к с н о с т и  последних, т.е. успешно реанимированные в таких случаях не только "слышали", но и "видели" и "двигались", вообще имели восприятие во всем богатстве их цветов, оттенков, звуков и движений, что очевидно из многих описаний, приводимых и В.А.Hеговским. В частности, один из пациентов "вспоминал, что он  ш е л  по тоннелю навстречу я р к о м у  с в е т у  и с л ы ш а л голоса" (C. 52)(курсив наш. - А.М., Л.П., Л.К.). Аналогичные отчеты и многих других пациентов. Поэтому трудно согласиться с тем, будто "последовательность" процессов разрушения функциональных структур мозга обусловливает анализируемый фенономен. Ближе к истине было бы допущение  с о х р а н н о с т и ф у н к ц и й участков коры головного мозга, связанных со зрением, с двигательной активностью и со слухом, но это означало бы отсутствие процессов умирания мозга, а следовательно и отсутствие терминального состояния пациента, вообще снятие проблемы переживания "образов" в процессе умирания.
    Если идеализм не объясняет обсуждаемого явления, то и В.А.Hеговский, как видим, - тоже. Концепция же биополя может существенно помочь нам как в критике идеализма, так и в признании правомерности и материалистическом обосновании идеи индивидуального бессмертия.
       Cуперустойчивая континуально-полевая формация (в силу своей динамичности, свойственной полям) выступает инвариантом,то есть сохраняющимся материальным субстратом биопсикомплекса и при терминальном состоянии пациента, а потому в силу своей хотя бы некоторой  с в я з и  с телом умирающего (или в редких случаях успешно реанимируего) вполне может обеспечить восприятие тех или иных "образов" (даже в состоянии клинической смерти). Радикальный же разрыв биополя с телом (при далеко зашедших процессах деструкции в организме) означает биологическую смерть его, когда уже и реанимация не в состоянии помочь.
Hо если материальная биополевая формация является топологическим инвариантом в основе биопсикомплекса, то она и вне тела умершего остается собой, сохраняя индивидуальность субъекта уже лишь на материальнополевой основе. Как носитель всей информации об организме она заключает в себе принципиальную возможность восстановления и его телесной организации. Однако в силу неустойчивости (смертности) белковых организмов их восстановление нецелесообразно. Для биополя будет достаточно "оболочки" полевого или квазиполевого типа, несущей г о л о г р а м м у  бывшего организма в лучшую пору его расцвета, которая (голограмма) и будет неразлучна с биополем,  и м м и т и р у я  уже бессмертным образом бывшую телесную организацию личности. Так что Дж. Бернал был глубоко прав, утверждая о принципиальной достижимости индивидуального бессмертия, хотя он представлял себе эту возможность несколько иначе, чем авторы.
    Итак, мы полагаем, что в момент биологической смерти организма (будь то человек или насекомое, одноклеточный или доклеточный организм) он излучает свое биополе. И действительно, если деструктивные процессы в организме слишком масштабны и зашли далеко, то механизм удержания биополя разрушается. Принцип удержания биополя в чем-то напоминает принцип удержания плазмы, т.е. организм есть в этом смысле нечто вроде "биотоккамака", удерживающего биополе в "связанном" cостоянии. Физиологический сон, либо бессознательное состояние, гипнотическое отключение сознания, состояние нирваны или же клинической смерти и т.п. обусловливаются соответствующими изменениями системы взаимосвязей белкового организма и биополя. Поэтому биополе в различной степени соответственно освобождается от соматической подсистемы организма, и сознанию как свойству биополя открываются более обширные зоны информации. До наступления биологической смерти биополе не целиком отделяется от тела, но приобретает дополнительные степени свободы, характерные для уровня подсознания. В этих состояниях мозг может не воспринимать рецепции биополя, пребывая как бы во сне без сновидений.
    Таким образом биополе есть разновидность непрерывно-полевого материального субстрата, обладающего относительным самодвижением с адекватной ему энергией и атрибутом отражения, выступающим основой биопсифеномена любого организма. Телесная же подсистема организма выполняет функции ограничения степеней свободы биополя по принципу, повидимому, сходному с принципом автофазировки в "биотоккамаке" или с принципом управляющей ЭВМ, т.е. телесная подсистема лишь ограничивает и специфицирует возможности проявления многообразных функций биополя (включая и патологические ограничения, обусловливающие псипатологию).
    Для того, чтобы не просто быть относительно самостоятельным, но даже способным отделяться от тела, биополе должно научиться властвовать над организмом, произвольно управлять всеми его функциями.
    Из изложенного можно извлечь следующие выводы:
    1. Индивидуальное бессмертие не только возможно, но и жизненно необходимо как коренное условие невиданных темпов всестороннего и гармоничного развития каждого индивида, общества и преобразуемой природы, поскольку приобретаемая личностью информация будет надежно сохраняться и служить базой их дальнейшего прогресса.
    2. Hаиболее перспективный путь достижения индивидуального бессмертия связан развитием биополя и научной концепции о нем.
    3. Для достижения индивидуального бессмертия необходимо радикально переосмыслить сущность человека и преобразовать вещественно субстратную подсистему человеческого организма.
    4. Попытки логически непротиворечиво объяснить феномен возникновения "образов" в состоянии клинической смерти без опоры на концепцию биополя обречен на неудачу.
   5. Такое негативное явление, как смерть, не свойственно биополевым сущностям и присуще лишь белковым подсистемам живого.
   Рассмотрим в свете изложенного соображения некоторых антииморталистов.
   Оптимистично ли предположение о том, что бессмертие человека возможно лишь в его благородных делах и начинаниях как мемориал данного человека?
П.C.Шкуринов в рецензии на книгу В.П.Пазиловой "Критический анализ религиозно-философского учения H.Ф.Федорова"// М., изд-во МГУ, 1985 г. пишет /см. "Вопросы Философии", 1986, N 11, C. 165/: "...Утопиям, основывающимся на бессмертии индивида и на воскрешении предков, социально-исторический оптимизм может противопоставить бессмертие человека в его благородных делах и начинаниях, служащих интересам всего человеческого рода. В условиях, когда перед людьми стоят насущные задачи борьбы за мир, против социальной несправедливости, за охрану окружающей среды, за продление человеческой жизни, лишена реально значимого смысла пропаганда религиозных утопий индивидуального или коллективного бессмертия как панацеи "спасения человечества".
    1. П.С.Шкуринов ошибочно свел идею индивидуального бессмертия к "религиозной утопии". Проблему бессмертия рассматривали не только во всех религиозных учениях, не только как несправедливо критикуемый В.П.Пазиловой H.Ф.Федоров, но и многие самобытные ученые в прошлом и ныне. Cреди них назовем А.H.Радищева, К.Э.Циолковского, Дж.Бернала, И.И.Шмальгаузена, В.Ф.Купревича, А.М.Жарова, Л.Б.Комарова, И.В.Вишева, Б.Ф.Славина, С.Г.Семенова, Б.В.Болотова, В.В.Минеева, А.А.Горбовского, C.А.Cтебакова, В.П.Ярышкина и др. В Москве энтузиастами бессмертия даже создается институт иммортологии и действует "Лаборатория бессмертия". А если понимать под коллективным бессмертием и бессмертием человечества, то такую возможность признает большинство философов марксистов (поскольку с немарксистской философией бессмертия мы практически не знакомы и они в основном ориентированы на теософско-теологические варианты бессмертия).
    2. Об относительной оптимистичности "бессмертия человека в его благородных делах и начинаниях" было сказано выше. Но такое бессмертие, с другой стороны, так же может служить источником оптимизма, как улыбка знаменитого чеширского кота может ловить мышей. Какой же может быть полноценный оптимизм без уверенности в собственном завтрашнем дне у умирающего или полностью одряхлевшего старца. О полноценном жизнеутверждающем оптимизме здесь говорить неправомерно, как и о реальном гуманизме И.Т.Фролова. Pазве гуманно пропагандировать достижение чело-веком  спокойного отношения к смерти (которая очень редко обходится без невыносимых физических страданий) как это делает И.Т.Фролов? Ведь это, фактически, проповедь бессилия перед роковым всемогуществом смерти. Разве гуманно призывать спокойно относиться к предсмертным мукам и агонии умирающего? Разве может смиренно ожидать наступление собственной смерти и смерти близких и друзей творец нового, бесконечно увлеченный (одержимый) творческим горением? Разве может он равнодушно променять насыщенную дерзновенными планами и свершениями жизнь на всеопустошающую смерть? Разве может он не отвергать все, мешающее ему ощущать счастье полноценного творчества во имя прогресса человечества, в том числе старение и смерть? В чем же он может находить основания для спокойного отношения к смерти? Разве что человек, зашедший в полный жизненный тупик, бесконечно уставший от несовершенства своего и своей жизни, утративший жажду жизни. Итак, спокойное отношение к смерти нельзя расценить иначе, как возникшее по каким-то причинам равнодушие к бес-конечным богатствам мира, как духовным, так и материальным, к тем невосполнимым утратам, которые приносит человечеству смерть. Hо где доказано, что сама усталость жизнью является неустранимой причиной смерти или хотя бы желания смерти, спокойного к ней отношения? То есть усталость как некая специфическая патология не есть абсолютно неизлечимая болезнь. Как и всякая ныне неизлечимая болезнь она рано или поздно будет побеждена.
    3. Оптимизм невозможен даже без веры в светлое и счастливое будущее как общества в целом, так каждого его рядового члена. Hедостаток казарменного социализма в том, что он светлое и счастливое будущее понимает абстрактно как будущее всего общества в целом. Подлинный же идеал социализма по нашему мнению мыслится как светлое и счастливое будущее каждого конкретного индивидуума. Пока социалистическая программа не доведена до подобной конкретизации, она будет мертвой и безжалостной. То есть социалистический, а тем более коммунистический идеал немыслим без индивидуального бессмертия, как потенциально бесконечного всестороннего и гармоничного развития каждого отдельного человека. Если хотя бы одна личность в таком обществе лишена такой перспективы, общество тотчас становится несправедливым. Пока подобный идеал не превратился из утопии в науку, всякая возможность социализма или коммунизма будет обречена на поражение. Что же такое счастье? Это максимальная реализация цели человеческого существования (его жизни). Это наполненность (точнее насыщенность) человеческой жизни самореализационным движением. Это всесторонний и гармоничный прогресс личности на основе научной организации его целей и перспектив, его творчества. Но всесторонний и гармонический прогресс всякого явления не может быть иным, как бесконечным. Ибо не может гармоничный прогресс всех сторон явления привести к его регрессу, увяданию (старению), исчерпанию позитивных ресурсов саморазвития и гибели (смерти). Иначе такой прогресс будет дисгармоничным. Вопрос состоит в следующем: если число сторон в таком сложном и многогранном явлении, как личность, неисчерпаемо,если на нее воздействует неисчерпаемое множество как прогрессивных, так и регрессивных факторов, то как направить на путь гармоничного прогресса все это неисчерпаемое многообразие сторон личности? Это с одной стороны, а с другой, чем выше общественно необходимые затраты на личность, тем выше ее ценность, тем больший ущерб наносит ее смерть и всему обществу в целом, и семье, и близким покойного и, главное, его творчеству. Ведь никакую общественно полезную личность нельзя заменить, ибо как говорить И.Т.Фролов, она бесконечна и уникальна сама по себе. Более того, это относится ко всей личности, пусть даже и не осознавшей, что идёт по неверному пути. Поэтому всякое насилие над личностью идеале должно ставить своей целью лишь перевод её развития на путь всестороннего и гармоничного прогресса. То есть, с одной стороны, неисправимых личностей нет, а, с другой стороны, насилие - это лишь исключительно крайняя мера и с п р а в л е н и я  особо закоренелых преступников.
       4.Разве может смерть общественно полезной личности быть полезна обществу, вселять в нас социально-исторический оптимизм? На чём же тогда можно тогда основывать такой трагический оптимизм, если "бессмертие человека в его благородных делах и начинаниях" невозможно отделить от трагедии его физической смерти? Можно ли основывать оптимизм на трагедии или хотя бы не связывать их?   
   

Комментарии

Аватар пользователя Victor_

Что значит жить, только ли умирать? В позитивном плане это означает реализовывать неисчерпаемые возможности своей сущности...

 Ну и как отдельный субъект может быть уверен, что он "реализует неисчерпаемые возможности своей сущности", а не просто на самом то деле поступает наихудшем образом и тем идёт кратчайшим путём к смерти? - Богу позвонит он что ли и попросит его с верху глянуть - на верном ли пути к бессмертию находиться смертный? - ...мечтать конечно вы можете, но и о реально-действительном забывать не надо, - каково оно на самом то деле...

Аватар пользователя Лев Полыковский

Учитесь рассуждать не о сегодня, а о перспективе. Если общество в застое, тогда говорят о сегодня, если оно успешно развивается, то говорят о перспективе.

Аватар пользователя Тоту

Диалектика учит: жить может только то, что обязательно умрёт. Тут даже не надо вникать ни в какие премудрости.

Аватар пользователя Лев Полыковский

Плохой вы диалектик, если рассуждаете только о смерти. Борьба со смертью ведь идёт и все эти её границы постепенно отодвигаются в сторону увеличения. Диалектика учит учитывать не только негативные аспекты бытия, но и позитивные.

Аватар пользователя Тоту

Это только у идиотов - «границы отодвигаются». Ведь чем больше жизни - тем больше смерти! И понять это может - только диалектик, но, смотрю, никак не Вы.

Аватар пользователя kosmonaft

Вы считаете, что диалектической противоположностью жизни следует считать смерть ?

Аватар пользователя Тоту

Я считаю, что если бы не было смерти, то тогда не было бы и жизни. А Вам разве это не очевидно? Вам, космонавтам, сверху виднее должно быть, чем остальным.

Аватар пользователя kosmonaft

Речь не обо мне, а о диалектике, на которую вы ссылаетесь. Если рассматривать жизнь как процесс, то и противоположностью жизни тоже должен быть процесс, а не факт, в качестве которого следует рассматривать смерть. И потом...Если в процессе жизни одно умирающее заменяется таким же другим, то разве это не говорит о том, что жизнь продолжается?

Аватар пользователя Тоту

Некоторые свет рассматривают, как не зависимые от тьмы фотоны, так что Ваш перекошенные взгляд - не удивителен.

Аватар пользователя kosmonaft

Какой мой взгляд вы называете перекошенным и почему вы его так называете ?
Не заставляйте меня начать думать о вас как о пустозвоне...,))

Аватар пользователя Тоту

И потом...Если в процессе жизни одно умирающее заменяется таким же другим, то разве это не говорит о том, что жизнь продолжается?

Здесь сами себе противоречите - в Вашем примере наряду с жизнью продолжается и смерть. Вы сам пустозвон. Противный дядька. Сгинь. Изыди.

Аватар пользователя kosmonaft

Смерть продолжаться не может. Смерть не процесс, а факт. Вы разве не знаете, что о смерти принято говорить, как о "моменте" смерти ?

Аватар пользователя Тоту

Мало того, что пустозвон и демагог, теперь он до конца будет упертым в собственной глупости. Все мужчины одинаковы в этом. Отвали. Ты мне не интересен.

Кит! Ты где? Приходи поболтаем о Едином… Ты единственный показался мне здесь живым.

Аватар пользователя kosmonaft

Приведите пожалуйста цитату, где я называю вас пустозвоном. Вы же не только не опровергли ни одно моё утверждение, но даже не попытались это сделать. Видимо вашего ума просто недостаточно для того чтобы суметь это сделать...,))
Так вы ещё и женщина. Тогда простите. Забираю свои слова обратно и умолкаю...,))
 

Аватар пользователя Тоту

Ну полный идиот. Перестал бы уже позорится. Кто сказал, что я женщина?.. 

Вылез типа весь такой в орденах, а ну тут на тебе - пришлось прилюдно обосраться. :)

Разумеется, «умолкаю», что тебе ещё остаётся, при мокрых-то штанах?.. Ха-ха-ха!

Аватар пользователя kosmonaft

Разве мужчина, будучи в здравом уме и твердой памяти написал бы о своем собеседнике такое ?

Все мужчины одинаковы в этом.

А вот о женщинах...,)) 

Аватар пользователя Тоту

А кто тебе сказал, что я мужчина?..

Аватар пользователя kosmonaft

Понимаю...Вы пока ещё не определились...,))

Аватар пользователя Тоту

У вас, у одноклеточных, вот всё так - либо плюс либо минус. «Жизнь это процесс, а смерть это факт. И никак иначе.» Вот собственно поэтому, вам диалектика и не доступна. Потому как она не одноклеточна!..
 

Я давным-давно определился. Спроси у Дилетанта, кто я такой.
 

Аватар пользователя kosmonaft

Если у вас многоклеточных иначе, то хотелось бы узнать: как иначе ?

Я давным-давно определился. Спроси у Дилетанта, кто я такой.

А самому (самой) сказать гордость не позволяет ? 

Аватар пользователя Тоту

Реши вначале задачу: сколько литров воды из большой бочки поместится в ковш, объёмом один литр?

И на этом можешь быть свободным.

Аватар пользователя kosmonaft

Ну вот...Остапа понесло...,))
Для вас русский язык не родной ? Разве правильно говорить об объёме ковша, а не о ёмкости ковша в один литр ?

Всего доброго.

Аватар пользователя Эль-Марейон

Тоту. С возвращением вас . Смерти бояться не надо, надо бояться своей Мысли ( органа). Суть в следующем: Мысль обладает Сознанием, поэтому способна повышать и понижать его уровень . В Сознании живет материя Движение; если уровень Сознания в норме, движение в теле находится в своем бытие, еси уровень Сознания низкий , движение уходит в небытие. А Движение создает живую материю. Есть оно- есть и жизнь материи, нет его- нет и материи, только форма. Но форма сама по себе не живет, она только используется.  Так что цепочка начинается с Мысли. Что делать, чтобы Мысль всегда держала в норме Сознание, не знаю, но знаю точно, что высоко развитая, она снимает в теле многие процессы , негативные для всего организма. Мысль живет и в теле , и вне тела. Мы- ее носитель? Нет! Она - наша жизнь и наша смерть. С уважением. 

Аватар пользователя Тоту

Тоту. С возвращением вас . Смерти бояться не надо, надо бояться своей Мысли ( органа). Суть в следующем: Мысль обладает Сознанием, поэтому способна повышать и понижать его уровень . В Сознании живет материя Движение; если уровень Сознания в норме, движение в теле находится в своем бытие, еси уровень Сознания низкий , движение уходит в небытие. А Движение создает живую материю. Есть оно- есть и жизнь материи, нет его- нет и материи, только форма. Но форма сама по себе не живет, она только используется.  Так что цепочка начинается с Мысли. Что делать, чтобы Мысль всегда держала в норме Сознание, не знаю, но знаю точно, что высоко развитая, она снимает в теле многие процессы , негативные для всего организма. Мысль живет и в теле , и вне тела. Мы- ее носитель? Нет! Она - наша жизнь и наша смерть. С уважением. 

Бабушка, помилуйте, не заставляйте опять вникать в Вашу чехарду понятий. Мысль вне тела - это ТО ещё заявление. Мысль обладает Сознанием - чур меня и идите Вы подальше. Вы живёте в мире собственных иллюзий, ну да и дай Вам Бог, живите и не высовывайтесь. тогда не будете получать пендалей, в том числе и от меня.

Вам бы для начала - понять то, что есть разница, между индивидуальным сознанием и коллективным сознанием. И как из одного образуется другое: "много и малое <---> мало и большое". Это пара противоположностей. И если какая-то мысль существует вне тела ИНДИВИДУАЛЬНОГО сознания - это совсем не означает, что она может существовать вне тела КОЛЛЕКТИВНОГО сознания. Дух живёт всегда внутри. Дух - это и есть движение. Движение Абстрактного, НА ОСНОВЕ Конкретных вещей, по которым "скользит взгляд" сознания - индивидуального или же коллективного. Всего Вам, и желаю больше никогда с Вами не сталкиваться, так как это как об стенку горох.

Аватар пользователя 000

//Я считаю, что если бы не было смерти, то тогда не было бы и жизни. А Вам разве это не очевидно? Вам, космонавтам, сверху виднее должно быть, чем остальным.//

Да, но противоположность жизнь смерть она четвертная .

Как и любая истнная протвоположность.

Больше меньше(взросление)  и отсутствие присутствие .

Качество есть уход предыдущих состояний .

Количество это прыжок из пи;%;: в могилу.

 

 

Аватар пользователя Эль-Марейон

kocmonaft.  Жизнь- это перемежение ( не череда, потому что у всего живого есть своя граница движения) бытия и небытия, которые и есть противоположности. С уважением.

Аватар пользователя Эль-Марейон

Мера себя самого есть у каждого живого организма: зверь метит свою территорию в зависимости от своих способностей защитить ее; у человека тоже есть мера себя: кто- то за жизнь  заработал много орденов и медалей, кто- то уважение и любовь - через номинации, звезды на аллее Славы. Кто- то познал свою миссию и воплощает ее в жизнь. Кто- то старался хорошо работать, но получал только любовь и уважение близких или коллег и только. Мера самого себя подобна скорлупе ореха, что защищает семя от среды; скорлупа- это своего рода дом- защита. Звания, титулы и чины- хорошая защита. Защита необходима всему живому. И чем сохраннее зерно, тем оно целебнее и  полезнее. Кто не совсем понял меня, прошу почитать работу «Титулы, звания- Личности». Понравится, не пожалеете, читателей- тысячи. С уважением.

Аватар пользователя kosmonaft

Жизнь- это перемежение бытия и небытия

Что вы подразумеваете под ПЕРЕМЕЖЕНИЕМ ? Первый раз встречаю такой термин. Если это не последовательность, то что это ? 

Нашёл на одном из сайтов: "В широком смысле перемежением называется изменение по установленному правилу естественного порядка элементов некоторой последовательности." 
Исходя из этого определения перемежение является последовательностью, но не непрерывно последовательной во времени, а случайной, когда следующее может находиться не только НЕПОСРЕДСТВЕННО после предыдущего, но так же и в любом месте как перед перед ним, так и после него. Это чередование, но в любом порядке и в любом направлении по оси времени. Так да ? 
Теперь о бытии и небытии...Небытие вы тоже относите к тому, что называют жизнью ?
Если да, то хотелось бы понять: что, в таком случае, вы понимаете под небытием. Что для живого является небытием. 
И знаете ещё что...Я бы не стал рассматривать бытие и небытие по отношению к тому, что живое и живёт. Я считаю, что эта категория относится не к биологическим объектам, а к сознанию, оккупировавшему эти объекты...,))

Аватар пользователя Эль-Марейон

Перемежение- от слова Межа, граница, то, что нельзя пересекать : частная собственность. Каждый живой организм имеет свободу перемещения только в рамках своей межи, границы. Верно: близкое слово «чередование», но чередование с соблюдением своей границы, своей свободы воли, своего выбора.  
Бытие- это присутствие Сознания и Движения в живой материи, небытие- присутствие Сознания и отсутствие движения. Движение- это не перемещение. Движение- это способ создания материи и времени. Если совсем коротко, то движение- это и есть материя. Есть движение- материя живая, нет движения- нет ничего, кроме формы. Движение привносит в живую материю свои противоположности: бытие и небытие. В бытие ощущает себя не материя, а само движение. 
«И знаете ещё что...Я бы не стал рассматривать бытие и небытие по отношению к тому, что живое и живёт. Я считаю, что эта категория относится не к биологическим объектам, а к сознанию, оккупировавшему эти объекты...,)). Можно сказать и так, ведь  само  движение и есть  материя в материи Сознании.  
Но бытие и небытие- это тоже живые организмы, и Сознание материализуется  и потом проявляется в наших ощущениях. Сознание- это общее ( энергия) для всех миров Вселенной. Сознание- сущность всего живого. Математика- живой организм, язык- живой организм. Во все есть Сознание. У комара есть оно, у примата, у человека, у Абсолюта тоже есть. Сознание сделало все живым и вечным. С уважением.

Аватар пользователя Лев Полыковский

У Вас логическая ошибка. Отодвигать границы смерти задача врачей реаниматологов и геронтологов. А "чем больше жизни, тем больше смерти", это из того понимания что пока мы окончательно не победили смерть, то все мы смертны. И в этом лишь вы правы. Но это не имеет никакого отношения к работе врачей, которые спасают людей от угроз жизни, то есть отодвигают смерть. 

Аватар пользователя Тоту

У Вас логическая ошибка. Отодвигать границы смерти задача врачей реаниматологов и геронтологов. А "чем больше жизни, тем больше смерти", это из того понимания что пока мы окончательно не победили смерть, то все мы смертны. И в этом лишь вы правы. Но это не имеет никакого отношения к работе врачей, которые спасают людей от угроз жизни, то есть отодвигают смерть. 

 mp_gratchev, идите сюда скорее и посмотрите на человека, который тщетно пытается понять диалектика, на этого Льва Полыковского!.. Вот он, собственной персоной, даже фотку свою выставил, чтобы все им любовались.

"это из того понимания что пока мы окончательно не победили смерть, то все мы смертны" -

Я высказал свою фразу вовсе не из того понимания, чудак ты человек. Столько ты лет прожил, а всё в пустую. Простых вещей понять не можешь. Относительные вещи - не могут существовать сами по себе. Уж это ты можешь понять? Ну и сложи два плюс два теперь - жизнь есть относительная вещь, по отношению к смерти. Или лучше объясню на котиках: почему дураков всегда ровно столько же, сколько и умных? Можешь ответить? Да нет же, ты сейчас начнёшь спорить, что их вовсе не поровну. Что в очередной раз докажет всю твою слепоту. А мне деньги не платят за просвещение, так что счастливо оставаться в своём невежестве и дальше.

Аватар пользователя Нау Шам

Столько ты лет прожил, а всё в пустую. Простых вещей понять не можешь.

Считаю это оскорблением собеседника, значительным понижением уровня дискуссии, и прошу администрацию обратить внимание.

Аватар пользователя Тоту

Считаю это оскорблением собеседника, значительным понижением уровня дискуссии, и прошу администрацию обратить внимание.

Если бы ты был более внимательным, уважаемый  Нау Шам, то смог бы заметить, уважаемый Лев первым начал дискриминацию. После чего мне ничего не оставалось, как выдать ответочку, в полной форме. Иначе, как он поймёт, что общаться в таком стиле - абсолютно не допустимо?.. Вот так, только по голове, и только той же самой дубиной. Как там у классиков? - "Битиё определяет сознание".

Аватар пользователя Нау Шам

Я бы не отметил, если бы это было в первый раз. Спорить на данную тему не намерен. Пусть администрация решает.

Аватар пользователя Тоту

Я бы не отметил, если бы это было в первый раз. Спорить на данную тему не намерен. Пусть администрация решает.

 Администрация!!!!!!................. Ура! Как поживаете?.............

Сто раз вам "ку" и малиновые штаны! Только не бейте, я не со зла. Обязуюсь впредь быть самым прилежным участником, чёрт попутал, клянусь, и гены предков. Я тут причём... Это всё общество! Это ОНО меня так воспитало, и потому к нему все вопросы. А сам я - человек маленький. На всё воля божья. Ну и Ваша, конечно же... Ну... я пошёл? Всего...Вам.

Аватар пользователя Нау Шам

.

Аватар пользователя Лев Полыковский

Сколько вы высказали пустых слов и ни одного по существу. Итак, вы пишете: жизнь относительная вещь по отношению к смерти. То есть с вашей точки зрения смерть абсолютна или менее относительна чем жизнь. Но смерть не может быть абсолютом, потому, что не всё умирает, например бесконечная вселенная неуничтожима. Второй Ваш аспект смерти. Смерть менее относительна, чем жизнь. Как это понять? Ведь на один живой организм возможна только одна смерть. Дважды и окончательно он может умереть только один раз. С логической точки зрения именно такая смерть так же вероятна как и жизнь. Множество смертей до настоящего времени точно ровняются количеству жизней. В качественном аспекте, чтобы что-то умерло, оно должно жить. То есть никакой относительности жизни по отношению к смерти не сушествует. Вы запутались в рассуждениях.  

Аватар пользователя Тоту

Сколько вы высказали пустых слов и ни одного по существу.

Разумеется! Если вы не видите смысла в моих словах, они будут казаться Вам пустыми!.. Но это совсем не означает, что смысла в моих словах нет. Это просто означает, что ЛИЧНО ВЫ - не видите смысла в моих словах. В силу собственной слепоты. Но, я считаю, это нормально. Чем больше ты умней - тем больше вокруг тебя дураков. Это всё равно как - чем ты взрослее, тем больше вокруг тебя молодых людей. В ЭТОМ и есть смысл диалектики!.. Смерть и жизнь - это ровно такие же относительные ДРУГ К ДРУГУ понятия, как например, умный и дурак, как например, молодость и старость, ну или, если хотите, как плюс и минус у магнита.

Итак, вы пишете: жизнь относительная вещь по отношению к смерти. То есть с вашей точки зрения смерть абсолютна или менее относительна чем жизнь.

Это ВЫ САМИ так решили с моих слов. Я совсем это не имел ввиду. Смерть - такая же относительная вещь, по отношению к жизни, как и жизнь - по отношению к смерти, В РАВНОЙ МЕРЕ! КАК Вы представляете себе абсолютность, например, одного из полюсов магнита - плюса или минуса?!.. Они относительны друг к другу, В РАВНОЙ МЕРЕ! Если вы условно делите предмет, на левую часть и правую, глядя на него спереди, то если посмотреть на него сзади, то получится, что названия сторон поменяются местами! Это означает, что в паре противоположностей - НИ В ОДНОЙ ИЗ НИХ! - НЕ МОЖЕТ быть какой-либо первичности. К слову, этот довод неопровержимо доказывает ущербность как идеализма, так и материализма, которые основаны каждый на первичности одной стороны в паре.

Второй Ваш аспект смерти. Смерть менее относительна, чем жизнь. Как это понять?

Какая чушь!.. Вы сами сделали какие-то свои выводы, и вместо того, чтобы говорить со мной, сейчас спорите сами с собой! Ну не смешно?..

Множество смертей до настоящего времени точно ровняются количеству жизней.

Естественно, "ровняются"! И это равенство будет соблюдаться всегда. Если только Вам хватит ума вникнуть в диалектические законы природы. Как, скажите, плюс у магнита будет больше, чем минус?.. Никак! Если же вы начнёте логически рассуждать, что вот типа "численность населения же растёт на Земле", и "поэтому значит жизни больше, чем смерти", так тут же я Вам возражу, причём очень уверенно! - А кто здесь говорил о ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ жизни? Диалектика рассуждает противоположными понятиями самого высшего абстрактного уровня! И ей, по большому счёту, плевать, кого вы там себе имеете в конкретике, на кого дробите и делите, вплоть до муравьёв или не знаю, до вирусов... А Вы замечаете, если уж на то пошло, что чем больше численность людей, то тем больше всего другого гибнет на той же самой планете?.. - разной природы и фауны. Это ли не факт? ФАКТ! Человек, размножаясь, вытесняет всё остальное живое, словно тот же вирус. В результате, ОБЩИЙ баланс жизни и смерти - сохраняется. Он не может нарушиться - НИКОИМ ОБРАЗОМ. Этому учит - диалектика. А она не ошибается никогда.

Вы запутались в рассуждениях. 

- сказан он, беседуя всё время сам с собой.

Да ладно, дядь, забудь уже про меня, словно меня здесь и не было. И оставь всякие попытки вникнуть в мои слова, всё равно будешь говорить только сам с собой. Хотя... если так хочешь, то говори, мне ты не мешаешь этим. Только развлекаешь.

Аватар пользователя Лев Полыковский

Я рад, что вы во всём, в моём вам ответе,  со мной согласились. Но есть еще философия позитивного и философия негативного, соответственно и диалектика. И с этой точки зрения  продолжительность жизни растёт несмотря на войны, различные техногенные и природные катаклизмы. В чем причина этого роста: в успехах современной медицины, геронтологии,  растёт и число методик здорового образа жизни.  Система здравоохранения постепенно будет переходит в систему здравосозидания (автор идеи минский учёный Аринчин). Итак, вы ориентируетесь на пессимистическое решение проблем жизни и смерти,  или я ошибаюсь. Тогда сообщите, в чём ваш оптимизм? В чём ваш ключевой позитив?               

Аватар пользователя Толя

Лев Полыковский, 4 Июнь, 2023 - 08:11

Возможно ли индивидуальное бессмертие

Обусловленное (порождаемое) - временное.
Безусловное (непорождаемое) - вечно.

Аватар пользователя Эль-Марейон

Пример непорождаемого можно привести?  С уважением.

Аватар пользователя Толя

Эль-Марейон, 6 Июнь, 2023 - 07:45, ссылка

Пример непорождаемого можно привести?  С уважением.

Абсолют.

Аватар пользователя Эль-Марейон

Толя. Кто это или что это «абсолют»?  

Аватар пользователя Толя

Эль-Марейон, 6 Июнь, 2023 - 15:52, ссылка

Толя. Кто это или что это «абсолют»?  

"Источник" всего проявленного. Единственное и "окончательное" знание относительно него -  то, что он ЕСТЬ. ЧТО он есть - принципиально недоступное для мышления.

Аватар пользователя Эль-Марейон

Кто это он? 

Аватар пользователя Эль-Марейон

Источник всего проявленного- это Движение. Движение- это форма проявления материи и времени. О ком вы говорите? 

Аватар пользователя Толя

Эль-Марейон, 6 Июнь, 2023 - 16:20, ссылка

Источник всего проявленного- это Движение.

Движение - представление, которое не может быть сформированного без того, ЧТО может двигаться. Самого по себе движения не существует.

Движение- это форма проявления материи и времени. О ком вы говорите? 

Движение, материя, время - определенные представления.

Аватар пользователя Эль-Марейон

Верно: нет движения как процесс, но как проявление материи, вещества. Именно движение материализовало миры, то есть, проявилось и проявляется во всех материях. Реальность создало движение.  С уважением.

Аватар пользователя Толя

Эль-Марейон, 6 Июнь, 2023 - 16:52, ссылка

Верно: нет движения как процесс, но как проявление материи, вещества. Именно движение материализовало миры, то есть, проявилось и проявляется во всех материях. Реальность создало движение.  С уважением.

 Что такое движение?

Аватар пользователя Эль-Марейон

Движение- это сама по себе уже ментальная  форма  материи в Сознании. Чтобы стать физической, ей следует только проявиться  в наших ощущениях. Говорят, глазу явиться.  Ментальную ее мы не увидим, мы видим только физическую материю. Все в мирах- живая материя, и вся она через движение.
В помощь об Абсолюте.  Абсолют- это первое Сущее ( божественный разум и его Душа) ,  но Он- производное Сознания. Так что трудно сразу сказать , кто из них абсолютнее - Суть или Сущность? По- моему, Абсолют- это «альянс» первых  Сути и Сущности. С уважением.  

Аватар пользователя Толя

Эль-Марейон, 6 Июнь, 2023 - 17:20, ссылка

Движение- это сама по себе уже ментальная  форма  материи в Сознании. Чтобы стать физической, ей следует только проявиться  в наших ощущениях. Говорят, глазу явиться.  Ментальную ее мы не увидим, мы видим только физическую материю. Все в мирах- живая материя, и вся она через движение.
В помощь об Абсолюте.  Абсолют- это первое Сущее ( божественный разум и его Душа) ,  но Он- производное Сознания. Так что трудно сразу сказать , кто из них абсолютнее - Суть или Сущность? По- моему, Абсолют- это «альянс» первых  Сути и Сущности. С уважением.  

Да.

Аватар пользователя Эль-Марейон

А если я его видела, то тогда как? 

Аватар пользователя Толя

Эль-Марейон, 6 Июнь, 2023 - 16:31, ссылка

А если я его видела, то тогда как? 

Каждый неразрывно связан с "источником". "Видеть" можно только то, что находится за "пределами" видящего. Чтобы увидеть "источник", необходимо выйти за его пределы. Последнее невозможно.

А видЕния иногда случаются.

Аватар пользователя Эль-Марейон

Шутка!  Так Он- источник? 

Аватар пользователя Толя

Эль-Марейон, 6 Июнь, 2023 - 16:54, ссылка

Шутка!  Так Он- источник? 

 "Он" - что это?

Аватар пользователя Эль-Марейон

Абсолют- источник чего или кого?

Аватар пользователя Толя

Эль-Марейон, 6 Июнь, 2023 - 16:57, ссылка

Абсолют- источник чего или кого?

Абсолют="источник".

Аватар пользователя Лев Полыковский

Ваша идея может найти развитие в теории А.К.Манеева субстанции континуально-полевого типа всегда наличной никогда не возникавшей и бесконечной в пространстве и во времени, на базе которой, как бы из ничего, но в результате перераспределения запасов внутреннего самодвижения посредством структурного импульсно-энергетического эффекта образовалась возникшая материя (смотрите его книги ( Философский анализ антиномий науки. Под ред. канд. физ.-матем. наук, доц. М. Я. Резникова. Минск: Наука и техника, 1974. — 221 с. — (АН БССР. Ин-т философ. и права; Движение, противоречие, развитие / Науч. ред. Ю. А. Харин, М. Я. Резников. — Минск, «Наука и техника», 1980. — 166 с.).  

Аватар пользователя Дилетант

...можно сделать вывод, что умирание - это одна из второстепенных негативных функций жизни.

 Такое наблюдается как распад, превращение в хаос отдельных элементов.
Противоположным тогда будет становление порядка из хаоса элементов в виде образования устойчивых соединений (синтеза) этих элементов в самостоятельные тела, обладающие собственным свойством элементарности - элементы более сложного уровня. (Лейбниц, Монадология).

Самостоятельное образование имеет своим свойством замкнутость (вещь-в-себе). 
Замкнутость характеризуется рефлексией.
Нарушение рефлексии ведёт к нарушению замкнутости - к нарушению формы. 
Форма - как равнодействующая двух сил, есть средство обнаружения замкнутости.

Тогда "бессмертие" - абсолютная замкнутость, при абсолютной рефлексии. 
При этом не имеет значения сложность порядка или порядок сложности (структуры) из элементов.

ц е л ь  ж и з н и ч е л о в е к а  - это борьба за его самореализацию через бесконечные возможности неисчерпаемой его сущности, а также за реализацию неисчерпаемых возможностей человеческого общества и преобразуемой им природы...

Цель может быть поставлена и осуществлена в цикле стремления к тождеству в рефлексии, где есть сравнение поставленной цели с её реализацией, то есть с её "двойником".  

Противоречие в том, что для реализации цели необходимо выйти из абсолютной замкнутости рефлексии, нарушив "её" "бессмертность".
Для восстановления замкнутости надо восполнить её "расход": если был "выход наружу", то должен быть и "вход внутрь".

Другое противоречие в том, что внешнее окружение много- и разно-образно, и то, что "выходит наружу" будет не равно тому, что "входит внутрь".
"Входящее внутрь" разнообразие будет нарушать внутреннее "однообразие" замкнутости в рефлексии.

Спасибо.

Аватар пользователя Лев Полыковский

Человек открытая система для внешних регулирующих воздействий и внешних деструктивных воздействий. Если первые воздействия преобладают над вторыми и внутренняя авторегуляция больше внутренних деструктивных процессов, то человек пребывает в стабильном состоянии.

Аватар пользователя Дилетант

Лев Полыковский, 5 Июнь, 2023 - 12:47, ссылка

Человек открытая система для внешних регулирующих воздействий
...внутренняя авторегуляция больше внутренних деструктивных процессов,

 Как отличить "внешние регулирующие воздействия" от "внешних деструктивных воздействий"?

внутренняя авторегуляция больше внутренних деструктивных процессов

Что означает "внутренняя авторегуляция больше"?

Камень у дороги весьма "вечен". Это открытая или закрытая система? Золото тоже.
Но золото подвержено "внешним регулирующим воздействиям" и хорошо сохраняет их следы (формы).
Камень же подвержен "внешним деструктивным воздействиям" и тоже хорошо сохраняет их следы (форму), но перестаёт быть камнем.

Аватар пользователя Эль-Марейон

Лев  Полыковский. Ощущения наши- это реакция ( живой организм, что способен к эволюции), продуцированная Сознанием, на познание себя ( не окружающего мира) в окружающем мире.  Это лишний раз указывает на то, что тело - запертая система. Более того, Душа объемлет каждую клетку, атом, частицу, все органы в свое единое целое. Вы видели свою Душу? Нет. Видеть и жить ей помогает ее разум - Мысль, что вне ее, но с ней. С уважением. 

Аватар пользователя Эль-Марейон

Дилетанту. Добрый день. Наше тело- это своего рода наш дом- защита. Дом , убежище есть у всего живого. Свои дома мы закрываем по подобию природы. Тело- совершенно закрытая система систем. Цель- защита от среды. Глаза наши видят, сторожат только днем, в кромешной тьме ничего не видят, поэтому на ночь мы крепко запираем двери домов. Днем мы все вместе, ночью всяк сам- запираем. Руки наши могут простираться только на свою длину, голос, крик о помощи- сильнее, слух с годами слабеет, как и зрение, но телу надо жить- запираемся. Есть сторож тела- Мысль, что подскажет, ежели развитая, даже даст совет, где и что можно найти в компьютерной паутине. Именно только наша Мысль( о ней мы ничего не знаем и не хотим знать) - и есть наша помощь в общении друг с другом, обществом и даже Вселенной.  Жить в живом и не быть с ним в связи  невозможно. Ноги только топчут Землю? Нет! Мысль соединяет нас и миры. Мы носим в себе и вне себя такую благодать и не хотим ничего знать о ней, не доверяем ей- мы позорники. Это еще мило сказано. Чтобы понять и согласиться, нам надо умереть, там откроется все то, от чего мы отмахиваемся сегодня и сейчас. Рядом с вами Эль- Марейон не будет. Я пока здесь и сейчас: спрашивайте, интересуйтесь. Временами мне думается, что я попала не в ту жизнь, но все мы под одним Богом ходим, ему виднее, кому, когда, куда и с какой  торбой явиться. С уважением.

Аватар пользователя Дилетант

Эль-Марейон, 6 Июнь, 2023 - 08:55, ссылка

Дилетанту. Добрый день. Наше тело- это своего рода наш дом- защита. Дом , убежище есть у всего живого. Свои дома мы закрываем по подобию природы. Тело- совершенно закрытая система систем. Цель- защита от среды.
...Жить в живом и не быть с ним в связи  невозможно. Ноги только топчут Землю? Нет! Мысль соединяет нас и миры.
...Рядом с вами Эль- Марейон не будет. Я пока здесь и сейчас: спрашивайте, интересуйтесь.

Спрашиваю: как мне сделать кусок хлеба?

Аватар пользователя Эль-Марейон

Дилетант. Дешевле будет пойти и купить, но к нему взять и кусок бараньего курдюка, отварить его и вместе с куском хлеба небольшими порциями есть один раз в день. Твердые жиры- это те же липиды, которые разносят по ядрам живых организмов призрачные частицы нейтрино. Самая полезная пища, но мера необходима во всем. С уважением. 

Аватар пользователя Дилетант

Понятно. Кусок хлеба и бараний курдюк, нейтрино - одно и то же. Кусок хлеба можно не делать. А питаться нейтриноми. Приятного аппетита.

Аватар пользователя Эль-Марейон

Дилетант. Все наши атомы внутри нас- это загажник нейтрино с липидами. Но  они там не для аппетита нашего, а  для наших следующих поколений, для них это генетический материал. Природа прежде человека заботится о человеке, липиды- микроорганизмы с положительным зарядом. Положительное к положительному- увеличивает силу и приспособленность  к среде. С уважением . 

Аватар пользователя Дилетант

Эль-Марейон, 6 Июнь, 2023 - 10:45, ссылка

Дилетант. Все наши атомы внутри нас- это загажник нейтрино с липидами. Но  они там не для аппетита нашего, а  для наших следующих поколений, для них это генетический материал. Природа прежде человека заботится о человеке,

Так мне идти в магазин за  хлебом? Или искать в Природе, как сделать?

Аватар пользователя Эль-Марейон

Можно самому запустить процесс приготовления  и смотреть, что получится: рецептов много.  Природа даст материал, все остальное- дело рук человека и его Мысли. С уважением.

Аватар пользователя Дилетант

Дилетант, 6 Июнь, 2023 - 09:12, ссылка

Эль-Марейон, 6 Июнь, 2023 - 08:55, ссылка
...Рядом с вами Эль- Марейон не будет. Я пока здесь и сейчас: спрашивайте, интересуйтесь.

Спрашиваю: как мне сделать кусок хлеба?

Эль-Марейон, 6 Июнь, 2023 - 16:48, ссылка

Можно самому запустить процесс приготовления  и смотреть, что получится: рецептов много.  Природа даст материал

Спасибо. Дешевле сходить в магазин. Но я запускаю хлебопечку. Почему?

Аватар пользователя Эль-Марейон

Почему? Потому что ИИ- наш помощник. Бояться его не следует, какими бы сверх совершенными программами он ни обладал. С уважением.

Аватар пользователя Дилетант

То есть, я умру, а ИИ будет жить вечно. И зачем тогда он мне будет нужен?

Аватар пользователя Эль-Марейон

Вы не умрете, повторений жизни будет много, это даже может и надоесть. Вы, то есть, ваша Мысль вечна, что будет каждый  раз использовать разные формы , физические и ментальные  ИИ будет жить долго, люди, создающие программы, тоже вечны. Но мне думается, что только в физическом мире есть ИИ.  Там зачем искусственное, там настоящее, не подобие. С уважением.

Аватар пользователя Дилетант

Эль-Марейон, 6 Июнь, 2023 - 19:24, ссылка
Но мне думается, что только в физическом мире есть ИИ.  Там зачем искусственное, там настоящее, не подобие.

Если меня там не будет, то зачем мне бессмертие? 

Аватар пользователя Эль-Марейон

Дилетанту. Слово «Смерть» следует удалить из нашего лексикона. Вечность всему дают Сознание и Мысль. Форма всякая - временна, какой бы совершенной она ни была . Рабочей ее делает движение. И с движением следует раз и навсегда определиться: нет движения как процесса( все не движется, а перемещается. Сл словом перемещение идет или впереди его ждёт слово Место. Перемещение- процесс от места до места. Перемещению необходима сила, потому что оно действует. Всему, что действует необходима сила  или затрата энергии. Движение- это проявление в физическом мире того, что уже есть в ментальном мире. Движение- материя из ментального мира проявляется в физическом мире . Важно понять само слово Проявляться, явиться, явь.  
Вот , что близкое: ЯВЬ – от древнего корня *au- «воспринимать», «ощущать». От этого же образа происходит первый корень сложного слова умъ «восприятие мыслей», латинское слово аудировать «слышать», санскритское *avih «раскрыл», греческое αισθάνομαι «чувствовать». Явное – это последующая Тайному часть Творения, которую дано воспринимать смертному человеку простой пятерицей своих органов чувств. Проявляться- ощущаться. Верно: движение ощущает себя. С уважением. 

Аватар пользователя Эль-Марейон

Просто так распрощаться со словом «умирает» нельзя. Если предположить, что все частицы  в теле - это Я, все атомы и клетки и каждый орган- это тоже Я, то умирает это все Я. Я- физическое уходит навсегда , не в небытие,  а умирает. по- настоящему. 
Вирхов, физиолог, писал , что клетки осознают себя, они имеют свои территории и создают конфедерации. Когда движение уходит в свое небытие, то и все Я тоже уходят в небытие; но когда движение уходит и не возвращается, а приходит в новую материю ( ментальную) , все мои Я  физические действительно умирают.
Форма используется движением и душой (  возможно движение - это и есть душа), значит используются и все мои Я до поры до времени? Сколько частиц? Сколько атомов, клеток, органов самих по себе живых в системе и системах? Много, очень много этих физических Я. Их не пересчитать, и каждый или каждое Я жило: чувствовало и даже мыслило. Сердце- это самое большое Я? Форма - живая! 

Мысль понижает уровень Сознания( энергии), материя теряет себя, нет энергии для перемещения, для жизни, и все Я погибают. Остается только мертвая форма. Форма живет и умирает.  Движение проявляется новой , ментальной материей, и в ней начинают жить и работать новые Я. Умирают Я!  Тысячи, миллионы моих Я! Вот это смерть так смерть! Именно  к живой форме  применима заповедь «Возлюби ближнего своего , как  самого себя». Это только Я? Это - Мы! В основе каждого Я лежит Мы. Мы здесь и там - вместе. С открытием нового! 

Аватар пользователя Дилетант

Эль-Марейон, 7 Июнь, 2023 - 07:56, ссылка

Дилетанту. Слово «Смерть» следует удалить из нашего лексикона.

Эль-Марейон, 7 Июнь, 2023 - 09:29, ссылка

Просто так распрощаться со словом «умирает» нельзя.

Эль-Марейон, Слово «Жизнь» следует удалить из нашего лексикона.

Просто так распрощаться со словом «живёт» нельзя.

Почему до Потопа жили по 900 лет, а после Потопа - по 90?

Аватар пользователя Лев Полыковский

Эта моя статья была написана давно и за это время моя терминология изменилась. Теперь бы я назвал жизнь основным колчевым позитивом, а смерть основным ключевым негативом. Но с другой стороны, а считаю с точки зрения успешности прогресса человека основным  ключевым свойством человека не смерть, а жизнь. 

            Я считаю вслед за иммортологом И.В.Вишевым, что и открытые системы имеют право на сколь угодно долгую жизнь с удержанием их развития на пике оптимума. В отличие от мнения моего учителя и бывшего научного руководителя А.М.Манеева, который считал что бессмертие открытой энтропийной системы нецелесообразно и энтропия постепенно разрушает любую запись информации.

            Удержание на пике оптимума жизнедеятельности человеческого организма более сложная задача, чем предлагаемая А.К.Манеевым идея бессмертия на основе биопсиполевой формации, которая суперустойчива и её нечем разрушить, но всё-таки в принципе выполнимая в далёком будущем.

Аватар пользователя Нау Шам

На первый взгляд, что противостоит бессмертию?

1. Физика этого мира. В частности - закон возрастания энтропии. Жизнь, как существенно негэнтропийный процесс, с этим пытается бороться двумя путями - импортом низкой энтропии (еда и иная энергия) и экспортом энтропии вовне на каждом уровне организации системы (восстановление ДНК, обновление клеток, дыхание, пот, кал). Второй - радикальный путь сброса неизбежно накаливающейся на всех уровня энтропии -  полное воспроизводство организма из половых клеток. 

2. Информационное ограничение систем. В частности у мозга есть определённая информационная ёмкость. Гениальные открытия совершаются на балансе высокой скорости образования синаптических связей и достаточности обеспечения их энергией среды. Примерно 20-25 лет.

3. Сложность замены элементов системы на каждом уровне (полностью восстановить ДНК в каждой клетке и каждую клетку (не только нейроны) в мозге гораздо сложнее чем просто заменить какой-то обслуживающий орган.

4. Есть такая концепция, что смерть тела - естественный способ обновлять материальный носитель души. А значит попытка удержать душу в текущей клетке тела - это противостояние более глобальному и более сложному процессу. Что может запросто привести к отторжению сопротивляющегося элемента этого процесса.  
 

Аватар пользователя Лев Полыковский

Ваши аргументы весьма веские, но прогресс науки иммортологии запущенный человечеством нельзя остановить, и мы наблюдаем всё новые и новые ранее невозможные победы над смертью. И все ваши аргументы против бессмертия можно будет разрешить поддерживая человеческий организм на пике оптимума сколь угодно долго. 

Аватар пользователя Нау Шам

прогресс науки иммортологии запущенный человечеством нельзя остановить

Как говорится "флаг в руки". ) Когда открыли ДНК, то радовались "открыт код жизни, бессмертие недалеко", а было это 70 лет назад. Потом что "расшифрован код жизни, бессмертие завтра".  Побеждены такие -то болезни. Только вот с каждой побеждённой болезнью обнаруживаются такие, все более системные и связанные с ростом энтропии, до которых большинство раньше просто не доживало... Так что на аргументы всё таки придётся ответить контраргументами, а не верой в прогресс.

Аватар пользователя Феано

Благодарю за статью, Лев, важные моменты отражены, актуальность темы несомненна.

Концепция бессмертия индивидуальности, как созревшей во многих планах бытия личности, существует столько, сколько существуют мыслители.

Лев, как вы полагаете, такие индивидуальности, как великие посвящённые, мудрецы, знаменитые философы достигли бессмертия?

Мне видится, что они реализовали свой потенциал и стали бессмертными для смертных людей. Тому множество подтверждений, ибо их мысль и энергия творческого разума постоянно живут с нами, через нас и в каждом времени, где сохраняется память об их достижениях мысли.

Сенека так говорил (в моем ритмичном изложении) на эту тему:

Не думай, что смерть впереди поджидает,
Она  позади,  - 

каждый прожитый год
Ей отдан на милость, но тот побеждает,
Кто ищет в себе мысли зоркой  восход.

***

А в нас живут пороки детских страхов.
Иди навстречу страху своему,
Он растворится, он подобен праху,
А смерть придёт,
скажи - тебя приму.
Она же... иль пройдёт, оставшись в прошлом,
Иль вовсе позабудет о тебе,
Пока силён твой дух, ей слишком сложно
Приблизиться, ты верь своей судьбе.

***

От смерти не беги своей, встречаясь,
Но и  спасенья не ищи ты в ней.
Жизнь ярче и сильнее оказалась,
Чем все награды многих жизни  дней!

***

В одно мгновенье может шторм нагрянуть,
Так будь готов всё разом потерять,
Идёшь с рожденья к смерти, но отвагу,
Достоинство ты должен сохранять.
и далее по книге "Прогулки с Сенекой"

Что касается биологического бессмертия, мне думается, оно актуально становится лишь в связи с творческой реализацией.

 

 

Аватар пользователя Эль-Марейон

Феано. Добрый вечер.  «Мне видится, что они реализовали свой потенциал и стали бессмертными для смертных людей. Тому множество подтверждений, ибо их мысль и энергия творческого разума постоянно живут с нами, через нас и в каждом времени, где сохраняется память об их достижениях мысли».
Бессмертие, в прямом смысле слова, действительно для всех , кто познал или не познал себя. Не бывает такого: он познал себя окончательно. Нет! Познание вечно, суть непознаваема. Для этого и дается вечное повторение жизней. Мы помогаем  Богу  познавать и себя, и его, так как каждый из нас  есть его частица разума и души. Что познаем в себе? Того, кто заложил эту суть. Познаем Бога. Бог- суть каждого из нас, и мы все находимся в общей для нас сути- Боге. С уважением. 

Аватар пользователя Феано

Всё так.

Аватар пользователя Лев Полыковский

Спасибо, Феана, за позитивный отклик на нашу статью. 

Что же касается бессмертия великих людей, то пока что они бессмертны в своих делах и начинаниях. И это самая низшая форма бессмертия. И я думаю, если бы они прожили ещё, то дали бы человечеству ещё больше творческих достижений. Я три дня лежал в больнице с давлением и не мог отвечать на вопросы.

 

Аватар пользователя Олан Дуг

Возможно ли индивидуальное бессмертие?

Не возможно! 

Проблема в том, что понимать под словом "Бессмертие"

Лев Полыковский, 6 Июнь, 2023 - 09:01, ссылка

... Отодвигать границы смерти задача врачей реаниматологов и геронтологов. 

Бессмертие - это отсутствие смерти?

А отодвигать границы смерти - это увеличивать продолжительность жизни?

 Что значит жить, только ли умирать? 

Слово "Жизнь" имеет два значения:

- жизнь это период времени между рождением и смертью (прожитая жизнь);

- жизнь - это особый способ динамической организации материи.( обнаружены признаки Жизни)

В первом случае смерть присутствует как противоположность рождению, во втором как один из признаков Жизни.

Хорошо. Будем рассматривать "бессмертие" как возможность произвольно отодвигать смерть. Вопрос: Чью?

 4.Разве может смерть общественно полезной личности быть полезна обществу, вселять в нас социально-исторический оптимизм?

А преступники?

Следовательно вопрос переходит в плоскость, кому предоставлять бессмертие?  Бессмертие чего? Сознания или тела? Бессмертие как поощрение или наказание?
 

Ответы на эти вопросы рассмотрены фантастами в своих мысленных экспериментах. Читайте фантастику.

Общий вывод: бессмертие индивида - смерть вида.

Известная бессмертная личность обязательно со временем будет уничтожена (убита). Если и есть бессмертные, они хорошо маскируются под смертных, иначе будут уничтожены.

А если все станут бессмертными?

Если не прекратят размножаться - это рак общества(задушит сам себя).

А если прекратят размножаться и перестанут бояться смерти? Потеряют волю к жизни и будут легко уничтожены более примитивными формами жизни.

Существующий срок жизни - оптимальный для сохранения вида.

Страх смерти придает жизни смысл. Исчезнет страх смерти, исчезнет смысл жизни.

Тот кто перестает бояться смерти - сходит с дистанции эволюционной гонки.

Подлинное бессмертие в детях. Я сын своих родителей, продлил свой Род рождением моих детей. Я помню своих бабушек и одну прабабушку. Из их рассказов я знаю имена ещё двух поколений предков. Это моя память.

А теперь логика; каждый из них был рожден предыдущим родителем. Где во времени начало этой цепи?

Из чего мы состоим? Из биологических (живых) клеток, а те, в свою очередь, из атомов. А откуда атомы всех химических элементов? Согласно общепризнанной теории они возникают в момент "смерти" звезд.

Солнце существует 4 млрд. лет, но оно уже "собрано" из остатков ранее погибших звезд, следовательно возраст составляющих нас элементов с десяток млрд. лет (как минимум)

Это бессмертие или нет?

Если нет, то тогда под бессмертием подразумевается бессмертие Сознания!

И опять множество вопросов.

 

 

Аватар пользователя Дилетант

Олан Дуг, 7 Июнь, 2023 - 09:43, ссылка
Общий вывод: бессмертие индивида - смерть вида.
...
Если не прекратят размножаться
...А если прекратят размножаться
...Существующий срок жизни - оптимальный
...Подлинное бессмертие в детях. ... Это моя память.
...логика; каждый из них был рожден предыдущим родителем. Где во времени начало этой цепи?
...бессмертие Сознания

Много- разно- едино-образие явлений от движения субстанции "что" в недвижности субстанции "ничто".

Субстанция "что" материи и субстанция "ничто" сознания. 

Аватар пользователя Лев Полыковский

Должен возразить коллеге "Дилетант". Его аргумент "бессмертие индивида - смерть вида".  Какое бессмертие "в делах"? в "эстафете поколений", "практическое бессмертие", когда человек живёт до предела видовой продолжительности жизни или "сколь угодно долгая жизнь"?  И отчего же вид хомо сапиенс погибнет при бессмертии.Он утверждает, что бессмертны только замкнутые системы. А абсолютно замкнутых систем не существует. Всякая замкнутость систем относительна. Можно утверждать, что бессмертной может быть достаточно устойчивая активная система. В устойчивой системе внешние и внутренние энтропийные факторы в сумме должны быть меньше суммы внешних регулилирующих факторов плюс внутренних антирегулирующих факторов. Если эта устойчивость будет поддерживаться достаточно долго и ее ничто не будет подтачивать то система будет относительно бессмертной.  Максимально устойчивы объекты микромира (элементартные частицы) Так продолжительность жизни протона 10 в 32 степени лет. Именно поэтому лилипутизация человека с сохранением вида хомо сапиенс и дальнейшая его компактизация без сохранения вида может привести к существенному увеличению продолжительности жизни личности. Другой вариант бессмертия личности предлагает А.К.Манеев на основе биопсиполевой формации как суперустойчивой подсистемы человеческого биопсикомплекса, потому что биопсиполе нечем разрушить и оно может уцелеть даже в эпицентре ядерного взрыва и просочится через любые сети. Здесь тоже человеческий вид не сохраняется, но на биопсиполе может быть записана информация о личности к моменту ее наивысшего развития. И личность может быть успешно реанимирована с помощью тончайшей биопсиоболочки. 

              Кому представлять бессмертие? Всем, кто имеет гражданские права, не поражён в правах навсегда (пожизненное заключение или смертная казнь в отдельных странах). 

               Бессмертные не могут быть убиты, можно убить только смертного. Уровень развития общества к моменту достижения бессмертия будет таким, что с преступностью в обществе покончат и все будут строго соблюдать закон. 

               Страх смерти не может придавать жизни смысл. Он лишь может увеличивать её ценность. Смысл жизни придает лишь работа по интересам человека. Лишь бессмертие может осчастливить человека, которому есть для чего жить и творить и любить.  

               Бессмертие в детях (по эстафете поколений)  подобно улыбке чеширского кота, которая не имеет ценности. Это самый низший из видов бессмертия.