Владислав Фельдблюм. "Цифровая экономика" - миф или реальность?

Аватар пользователя professor
Систематизация и связи
Политэкономия

      Чем больше вдумываешься в сущность так называемой «цифровой экономики», тем убедительнее вывод о том, что с помощью этого новомодного термина нам просто морочат голову. Эта тема стала главной на прошедшем Петербургском экономическом форуме. Особое внимание ей уделил даже В.В.Путин, хотя, если вдуматься, эта «болезнь» никак не способствует созданию 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест – задаче, поставленной тем же В.В.Путиным.

       Что такое «цифровая экономика»? Об этом много говорят, не понимая, о чём идёт речь. Это такой же фетиш, как «постиндустриальная экономика», которую либерально настроенная элита противопоставляла несколько лет назад насущной необходимости новой индустриализации России. Никто не собирается отрицать необходимость широкого внедрения компьютеров, богатых возможностей интернета и других современных средств информатизации. Но можно ли надеяться, что «цифровая экономика» заменит всю остальную экономику? Нет, нельзя, ибо такие надежды – маниловщина и элементарная глупость. Более того, такие надежды просто опасны, поскольку цифровая экономика создаёт, главным образом, виртуальные деньги, не подкреплённые реальным производством товаров и услуг. Да, она подтягивает кое-какую смежную отрасль производства, инфраструктуру. Но в целом она скорее сокращает рабочие места, а не создаёт новые.

      Продукт цифровой экономики виртуальный, его не потрогаешь, а люди живут в мире реальных вещей, и эти реальные вещи кто-то должен производить. Ничто не заменит таких вещей, как продукты питания, одежда, жильё, лекарства, электроника, станки, транспортные средства. Именно такая реальная экономика  всё равно остаётся основой социально-экономического благополучия и процветания страны. И именно здесь успехи России далеко не столь блестящи, как изображают некоторые радетели за цифровую экономику. Здесь ещё предстоит усиленно работать. Поэтому трескотня о цифровой экономике явно выглядит как желание «запудрить» людям мозги  и поэтому весьма опасна.

      Не стремимся ли мы к тому, от чего здравомыслящие люди в мире сейчас уходят? Да, недаром Дональд Трамп собирается возвращать реальную экономику в США. Ведь он победил под лозунгом «Вернём производство обратно в свою страну, сделаем Америку снова великой». Проблема в том, что цифровая экономика создает иллюзию, некий способ обогащения небольшой группы людей. Для подавляющего большинства населения она не дает практически ничего, кроме новых видов развлечений. А рабочие места эта сфера почти не создает. Это хорошо понимают и в Китае. Он стал ведущей экономической державой опять-таки потому, что производит разнообразную реальную продукцию.

       Почему на Петербургском экономическом форуме цифровая экономика стала чуть ли не главной темой? Дело просто в том, что для чиновников это хороший способ сочинить какие-то новые формы отчётности, прикрыть модными словами реальные проблемы. Для людей из либерального лагеря это повод в который уж раз сказать, что никакой реальной экономики развивать не надо, потому что на самом деле мир якобы ушёл далеко вперёд, давайте не будем заниматься производством, нет смысла. Это – жонглирование  модными словами уже длительное время вместо реальной работы. Проще говоря – её имитация. Разумеется, она не идёт на пользу стране.