Владислав Фельдблюм. Коммунизм и новое гуманное общество (к статье В.Першина «Коммунизм и гуманизм»)

Аватар пользователя professor
Систематизация и связи
Социальная философия

       На сайте «Альтернативы» опубликована интересная и содержательная статья В.Першина «Коммунизм и гуманизм»  http://alternativy.ru/ru/node/15468   

      Не отрицая в принципе основных положений этой статьи, рассмотрим  с позиций междисциплинарной общеэкономической теории  практические аспекты перехода к коммунизму и альтернативную концепцию нового гуманного общества. 

 

Экономический парадокс коммунизма

        В междисциплинарной общеэкономической теории все основные характеристики коммунизма, как и других общественно-экономических формаций, реально известных из исторической практики, закономерно вытекают как частное  из уравнения "одушевлённой производственной функции" (ОПФ) и математического выражения общего экономического закона.  В этой теории априорная, теоретическая возможность существования коммунизма не вызывает сомнений. Более того, сформулирован основной экономический закон коммунистического общества, причем как на словах, так и математически.  Другой вопрос, можно ли на практике перейти от современного капитализма к коммунизму. Экономический парадокс коммунизма состоит в том, что для перехода к этой формации современное  общество объективно вынуждено в течение неопределенно длительного промежутка времени использовать те же факторы мотивации труда и те же экономические инструменты, на исключение которых как раз и направлен процесс перехода. Возможно, коммунизм реализовался бы в общемировом масштабе в результате мировой пролетарской революции. Но такая альтернатива  нежизненна, ибо чревата гибелью человечества в пламени ядерной войны.  

         В самом деле, можно ли создать требуемое изобилие материальных и духовных благ в рамках предшествующего общества, не используя присущих этому обществу социально-экономических инструментов? Иначе говоря, пока в основе всей экономической деятельности  лежит фактор материального, а не творческого интереса,  реальный коммунизм состояться не может.  В третьей программе КПСС, принятой на 22-м съезде в 1961 году, записано: "Партия исходит из ленинского положения о том, что строительство коммунизма должно опираться на принцип материальной заинтересованности". Но позвольте, там, где в основе всей экономической деятельности лежит этот принцип, там работают деньги с их отнюдь не коммунистическими функциями. Там в той или иной мере осуществляются элементы конкуренции, отнюдь не способствующие коммунистической консолидации общества. Там обязательно имеет место социальное неравенство, не совместимое с высокими коммунистическими принципами. На каком же уровне перехода к коммунизму и каким способом эти атрибуты должны быть отвергнуты? На этот вопрос так и не было дано никакого ответа. Таким образом,  проблема коммунизма - отнюдь не в его утопичности как общественной формации, а в проблематичности эволюционного перехода к такому обществу.  Возможно, этот переход стал бы  возможным в случае исторически своевременного свержения капитализма во всемирном масштабе. Но этого не произошло. Капитализм умело защищается. Ситуация напоминает известную шахматную позицию. Белый король и два коня не могут, при правильной защите, поставить мат одинокому черному королю, хотя теоретически матовая позиция существует.

Нужны ли человечеству обветшавшие «измы»?

      Пусть не покажется примитивным, но уже сами названия общественно-экономических формаций однозначно указывают на их смысл. Яснее всего с капитализмом – это власть над людьми капитала, денег. Для уяснения истинного смысла остальных формаций нет нужды погружаться в бездну философских опусов. Достаточно заглянуть в Большую Советскую Энциклопедию. Слова коммунизм, социализм и гуманизм имеют латинское происхождение. Первое происходит от латинского communis (общий), второе - от socialis (общественный), третье - от humanus (человеческий). Вдумаемся в глубинный смысл этих понятий и сравним их друг с другом. Очевидно, коммунизм - это власть общества, а социализм - это власть общественности. И только понятие гуманизма ставит акцент именно на каждом конкретном человеке. Этот ряд, общее - общественное - человеческое, многое проясняет и имеет гораздо большее философское значение, чем казалось прежде. Отождествление этих ключевых понятий неизбежно заводит в идеологический тупик, порождает путаницу. Разве в истории мало примеров, когда одна часть общества (читай - общественность) вступает в противоречие с другой? Разве неизвестны примеры того, как общественность подавляет волю и достоинство отдельного человека? И наоборот, хорошо известно, как отдельная личность может пренебрегать интересами общества. Всё это имело место во всех известных истории социально-экономических системах. И ни одна из них, за исключением еще не построенного коммунизма, так и не решила извечную проблему противоречия между теми или иными общественными группами, между человеком и обществом.

Новое гуманное общество

      Сразу возникает вопрос – зачем изобретать новое общество, не пустое ли это занятие? Но дело в том, что, в силу вышесказанного,  новое гуманное общество – единственная оставшаяся человечеству реальная гуманная альтернатива. Междисциплинарная общеэкономическая теория приходит к выводу, что ни одна из уже пройденных человечеством экономических формаций не оказалась идеальной с точки зрения оптимального соединения экономической эффективности с социальной справедливостью. Ни одна из пережитых человечеством формаций не обеспечила гармоничного сочетания интересов личности и общества. Ни одна из формаций не изжила войн, преступности, воровства и обмана, той или иной формы эксплуатации человека труда.
   

       Новое гуманное общество можно было бы назвать и по-другому: «капитализм с человеческим лицом», «настоящий капитализм», «гуманный капитализм», «рыночный социализм», «демократический социализм», «социализм XXI века», или даже просто «гуманизм» (самое неудачное название, поскольку оно относится, скорее, не к общественному устройству, а к течению философской мысли или к направлению в культуре). Можно назвать его и «обществом социалистической конвергенции», отдавая должное блестящим идеям академика Андрея Дмитриевича Сахарова. В обширной социологической литературе встречаются все эти и другие названия. Но дело, конечно, не в названии, а в содержании.

        Идея нового гуманного общества была выдвинута мной в середине 90-х годов. «Российская газета» по заданию Бориса Ельцина объявила летом 1996 года конкурс на российскую национальную объединяющую идею. Победителю конкурса было обещано солидное денежное вознаграждение. Я подготовил небольшую статью и послал в редакцию. Прежде всего, высказал мнение, что национальную объединяющую идею нельзя придумать за деньги. Такое не покупается и не продается. Чтобы национальная идея не испарилась вместе с гонораром её автору, чтобы она действительно работала на консолидацию общества, необходимо, чтобы она основывалась на глубоком понимании и использовании объективных законов общественного развития. В статье подчеркивалось, что стране необходима серьезная корректировка социально-экономического курса. Отбросив прошлое, мы с водой выплеснули ребёнка. Ни одна развитая страна уже не живет в условиях экономического беспредела, в обстановке хаоса и анархии, без тех или иных форм планирования развития народного хозяйства, без разумного государственного регулирования цен и доходов. Это был призыв не к возврату в прошлое, а к осознанию реального положения, сложившегося в России. Далее в статье говорилось: «Нам нужна глубокая вера в силу человеческого разума, в его способность познать окружающий мир во всей его сложности. Нужна вера в действенность человеческой доброты и порядочности, вера в способность россиян устроить жизнь в своей стране истинно по-человечески. Такую жизнь, при которой люди проявляли бы свою энергию в созидательном труде, а не в стремлении оттолкнуть, обмануть или унизить ближнего, чтобы урвать лишний кусок от скудного общественного пирога». Статья была опубликована в «Российской газете» 17 сентября 1996 года. Что же касается конкурса, то он так и не был завершен.

         Планомерное, всестороннее, устойчивое развитие в течение достаточно продолжительного времени объективно приведёт Россию к новому гуманному обществу. Оно впитает в себя лучшие черты исторического опыта, пережитого нашим народом. В отличие от советского социализма новое гуманное общество будет иметь политическую свободу, многообразие форм собственности, возможность заниматься предпринимательской деятельностью, свободу выбора профессии, свободу торговли, открытость внешнему миру и интегрированность в мировую экономику (разумную, не в ущерб национальной безопасности). В отличие от капитализма новое гуманное общество будет иметь плановую систему всестороннего и устойчивого развития народного хозяйства, без регулярных разрушительных экономических кризисов. Оно будет иметь открытую и неспекулятивную финансовую систему, социальную направленность политики, общественно приемлемую степень социального расслоения, надёжные средства обуздания коррупции и экономической преступности. В новом гуманном обществе будут предприятия различных форм собственности, будут экономическая свобода и возможность продуктивной предпринимательской деятельности. Но, в отличие от того, что мы имеем на сегодняшний день, богатство будет зарабатываться умом и талантом, честным высококвалифицированным трудом и организаторскими способностями, а не добываться обманом, воровством, коррупцией, жульничеством, мошенничеством, имитацией реальной работы. В отличие от коммунизма, о котором мечтали Маркс и Энгельс, и который так и не удалось построить, новое гуманное общество не будет "общественным самоуправлением". Равным образом, новое гуманное общество не будет и воплощением новомодных либеральных фантазий о гражданском обществе с безбрежной демократией. Обе эти концепции утопичны и в этом пункте на удивление сходятся.

        Междисциплинарная общеэкономическая теория отвергает умозрительные доктрины о постепенном неизбежном отмирании государства как регулятора общественного развития. Новая теория приводит к выводу о непреходящей определяющей роли фактора государственной социально-экономической политики в общественном развитии. Это означает, что в общеисторическом процессе регулирующая роль государства не ослабевает, а усиливается. Вместе с этим изменяются регулирующие функции государства, повышаются его ответственность, эффективность и социальная направленность проводимой политики. В новом гуманном обществе сохранится ключевая роль государства, но это будет новый тип государства, с обновлёнными конституционными функциями. Это будет государство, которое обеспечивает национальную безопасность во всех её аспектах, планирует и реализует всестороннее социально-экономическое развитие страны, регулирует функционирование рынка путём координации деятельности государственного и частного секторов в общенациональных интересах, реализует в качестве главного приоритета повышение уровня жизни большинства населения, предотвращает недопустимо высокую степень социального расслоения, гарантирует основные демократические свободы и законные права личности, способствует превращению науки и культуры в факторы, определяющие дальнейшее общественное развитие. Только в таком государстве удастся решить коренные проблемы нашего развития и главную их них - демографическую. Только в таком государстве удастся победить коррупцию. Она подобно раковой опухоли разъедает нашу жизнь, становится форменным национальным бедствием, реальным препятствием на пути дальнейшего социально-экономического развития.

       Особой заботой государства должно стать предотвращение антиобщественного использования достижений науки и техники. В мире стремительно разворачивается новый виток научно-технической революции. Применение нанотехнологий в биологии и медицине, создание новых наноматериалов и новых источников энергии, всевозможные наноразмерные устройства - всё это способно принести огромную пользу человечеству, но и причинить непоправимый вред. Создание молекулярных нанокомпьютеров откроет человечеству невиданные, поистине фантастические возможности. Человек научится вживлять эти сверхминиатюрные устройства в свои ткани и органы. Начнётся широкое внедрение в организм датчиков и других приборов. Реальные очертания приобретёт создание "искусственного интеллекта". Будущий homo sapiens будет качественно отличаться от нынешнего за счёт симбиоза с молекулярной электроникой, с другими продуктами высоких технологий, с интернетом. Для будущего человека станет доступна вся информация, накопленная предками, её полностью оцифруют. В его распоряжении окажутся неограниченные резервы памяти, мощные технологии вычислений и обработки данных, более надёжные оценки и прогнозы. Новые технологии можно будет использовать для коррекции психики, ограничения агрессии, блокирования боли, мобилизации сил. Не исключено, что, достигнув такого уровня, человек даже захочет и сумеет решить проблему своего бессмертия. Будущее человечества будет решающим образом зависеть от того, в чьи руки попадут плоды научно-технической революции. Уже разрабатывается концепция будущих "нановойн", создаются новые виды "нанооружия". Легко представить себе, что произойдёт, если эти научные достижения окажутся в руках безудержных эгоистов или безответственных политиканов!  Роль эффективного государственного регулирования в при такой перспективе  жизненно необходима. Оно неизбежно станет важным атрибутом нового гуманного общества.

Ярославль, октябрь 2017 г.
 

 

Связанные материалы Тип
Гуманитарные основания Дмитрий Косой Запись

Комментарии

Аватар пользователя Chistyakov

Начали с гуманизма, а закончили научно-техническим прогрессом. Так какую роль гуманизм должен занять при коммунизме? Капитализм не может никогда быть с человеческим лицом. Потому что в основе его лежит эксплуатация основных масс населения. присвоение результатов чужого труда. Людей вынуждают идти в рабство. чтобы получить блага, в том числе и элементарные как еда. жилье. одежда. Где же здесь гуманизм? Смена формаций происходит не потому что кому-то так хочется. а потому что старый способ извлечения дохода из прав на собственность перестает приносить доход, его доходность уверенно снижается. Собственники ищут новые способы извлечения дохода. И при благоприятных предпосылках находят. А так как новая формация несет в себе увеличение благ для человечества, то данный переход в новую формацию находит поддержку у большинства населения. ИМХО

Аватар пользователя Фристайл

Капитализм не может никогда быть с человеческим лицом.

Как только коммунисты попытались придать социализму человеческое лицо, он тут же помер  из-за несовместимой с жизнью трепанации черепа этого дикаря-людоеда. Был единственный способ очеловечить этого вурдалака - забить ему в грудь осиновый кол и закопать в скотомогильнике.

wink

Любой, исповедующий коммунистические, марксистские идеи расписывается в своей моральной ответственности за 20.000.000 репрессированных в ГУЛАГ, 800000 расстрелянных, миллионов умерших от голода и болезней в заключении. У этих двуногих не может быть человеческого лица. Это - презренные недочеловеки, место которым именно в скотомогильнике.

Аватар пользователя Chistyakov

20 млн. репрессированных. Бред, который придумали, чтобы одурачить население. Никаких фактов и документов подтверждающих эту цифру нет. Этот миф уже разжеван тысячу раз в интернете и тем не менее находятся те, кто его продолжает с упорством повторять.

Как только умер СССР весь гуманизм капитализма улетучился. И в результате мы получили демографическую катастрофу в РФ. бомбежки в Ираке, Сирии и кучу других военных конфликтов. Сотни тысяч убитых и миллионы беженцев. Вот это и есть капитализм.

Аватар пользователя Фристайл

Вот видите, вы уже и торгуетесь. Эти цифры были озвучены на дне памяти и скорби Президентом РФ. Но проблема не в том 20.000.000 или 20 человек, проблема в том, что вы принимаете на себя моральную ответственность за каждого расстрелянного сталинскими палачами, за каждого погибшего на допросах, за каждого ребенка из семьи репрессированных, вырванного из семьи и отправленного в детский дом. А если вы приняли на себя такую ответственность, то вы сами себя отождествили со сталинскими палачами, убийцами, подлецами.

Аватар пользователя Chistyakov

Государство это всегда институт насилия. И сейчас наше государство ничем не отличается от государства, которое вы критикуете. Сейчас когда садят за лайки и ретвиты в сети говорить о свободе слова смешно, её просто нет. Жертв от демократизации и распада СССР значительно больше чем за годы ВОВ. Упрекать государство в насилии, это значит отрицать и выступать против самого института государства. Количество жертв это не аргумент, потому что и при царе и коммунистах и сейчас их много. Настолько много, что говорить о том. что тот или иной исторический период хороший, а этот плохой в принципе нельзя. Как вы помните Достоевский говорил, что «Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребёнка». Так этих слез пролито настолько много. что спорить о том. что этот период лучше, а этот ужасен бессмысленно. Нужны другие критерии оценки того или иного периода. И согласитесь от нас с вами и от миллионов простых людей мало что зависит в нашем государстве. Обвинять меня в репрессиях или жертвах, тем более которые были до моего рождения по меньшей мере странно.

Как вы оцениваете текущую ситуацию в стране и считаете ли вы текущее вымирание нашего народа преступлением власти?

Аватар пользователя Фристайл

 И сейчас наше государство ничем не отличается от государства, которое вы критикуете.

Не пытайтесь замазать одно дерьмо другим, ибо ваши слова - вонючее дерьмо. Ваша идеология - оправдание убийств, насилия, угнетения отъявленными мерзавцами совершенно нормальных людей. Тот, кто пытается оправдать мерзавцев и подонков, кто разделяет их человеконенавистническую идеологию - сам мерзавец и подлец.

Аватар пользователя Chistyakov

Да, вы больной. Сожалею, что вступил с вами в дискуссию. У вас нет аргументов и желания искать истину, зато есть огромное желание ненавидеть и обвинять всех кто имеет другую точку зрения.

Аватар пользователя fed

Государство это всегда институт насилия.
 

Государство в первую очередь это аппарат регулирования жизни в обществе. Имеет в своем арсенале функцию насилия.

По мере развития социализма его роль будет уменьшатся. При коммунизме государство отомрет. Тут Ленин был прав.

Аватар пользователя Chistyakov

Социализм разрушился по вполне объективным причинам, но это не значит, что у него не было шанса. Был, но гораздо проще было приватизировать все достижения и собственность СССР узкой группой людей. чем развивать социализм и заботится о народе. Командно-административная система научилась извлекать прибыль из своего положения в обществе и её дальнейшее существование стало невозможным при условии развития социализма. Назревал конфликт в обществе и многие бы у власти могли лишиться своих кормушек. Вот его и разрушили, при этом обогатившись и переехав в другие теплые кресла, перекрасившись при этом из коммунистов в демократов.

Аватар пользователя fed

О будущем социализме мы говорим в теме "Ключи для общественного развития". Добро пожаловать!

Аватар пользователя fed

Во многом согласен с автором. Все правильно написано. Но нет главного - социализм развивается на основе теории, философского учения. Нужна идеология. Без этого развитие общества социализма невозможно. Это как автомобиль, судно без руля.

Для социализма важен высокий уровень сознания масс.

Разумеется, что нужна партия - руководящая и направляющая сила, ум, честь и совесть эпохи.

И еще один важный вопрос это вопрос о власти. Нужно быть у власти, чтобы развивать социализм.
 

Аватар пользователя Роман999

professor, а этот ваш «Коммунизм и гуманизм», это борьба абсолютных противоположностей?? А то что-то непонятно в гуманизме красного террора и 10-ти лет лагерей за 3 сорванных колоска, чтобы не умереть с голоду. Ну, что-то одно должно победить, и лучше если бы победили вас, и совсем победили, как плод того, к чему призываете. Горбатого могила исправит, совсем исправит, так и вас когда-нибудь исправят. МОМЕНТО МОРИ, ун моменто исправит, гуманизм, понимаешь-ли.

Аватар пользователя fed

Планомерное, всестороннее, устойчивое развитие в течение достаточно продолжительного времени объективно приведёт Россию к новому гуманному обществу. Оно впитает в себя лучшие черты исторического опыта, пережитого нашим народом. В отличие от советского социализма новое гуманное общество будет иметь политическую свободу, многообразие форм собственности, возможность заниматься предпринимательской деятельностью, свободу выбора профессии, свободу торговли, открытость внешнему миру и интегрированность в мировую экономику (разумную, не в ущерб национальной безопасности). В отличие от капитализма новое гуманное общество будет иметь плановую систему всестороннего и устойчивого развития народного хозяйства, без регулярных разрушительных экономических кризисов. Оно будет иметь открытую и неспекулятивную финансовую систему, социальную направленность политики, общественно приемлемую степень социального расслоения, надёжные средства обуздания коррупции и экономической преступности. В новом гуманном обществе будут предприятия различных форм собственности, будут экономическая свобода и возможность продуктивной предпринимательской деятельности. Но, в отличие от того, что мы имеем на сегодняшний день, богатство будет зарабатываться умом и талантом, честным высококвалифицированным трудом и организаторскими способностями, а не добываться обманом, воровством, коррупцией, жульничеством, мошенничеством, имитацией реальной работы.

Да, так и будет. К этому надо стремиться.

Аватар пользователя fed

Новое гуманное общество можно было бы назвать и по-другому: «капитализм с человеческим лицом», «настоящий капитализм», «гуманный капитализм», «рыночный социализм», «демократический социализм», «социализм XXI века», или даже просто «гуманизм» (самое неудачное название, поскольку оно относится, скорее, не к общественному устройству, а к течению философской мысли или к направлению в культуре). Можно назвать его и «обществом социалистической конвергенции», отдавая должное блестящим идеям академика Андрея Дмитриевича Сахарова. В обширной социологической литературе встречаются все эти и другие названия. Но дело, конечно, не в названии, а в содержании.

Да, демократический социализм. Этот термин был введен Достоевским в "Дневнике писателя". Также прижился в западной философской мысли. см книгу Фролова И.Т."Перспективы человека".

Конвергенция - да. Также разработано в западной философской мысли. Тоффлер, Даниэл Белл.

Аватар пользователя Совок.

Но дело, конечно, не в названии, а в содержании.

    Да именно так и это содержание разработано авторами социализма Марксом и Энгельсом.  Они источник, база данных. Любой социалист не признающий приоритет марксизма есть фальшивый социалист.