год 1784

Аватар пользователя Vladimirphizik

1784 год — високосный год, начинающийся в четверг по григорианскому календарю. Это 1784 год нашей эры, 784 год 2 тысячелетия, 84 год XVIII века, 4 год 9-го десятилетия XVIII века, 5 год 1780-х годов.

В этом году умер Дени Дидро.

15 января — британским физиком и химиком Генри Кавендишем опубликована статья Experiments on Air в журнале Философские труды Королевского общества об открытии состава воды

4 апреля — император Священной Римской империи Иосиф II издал указ, фактически отменивший провинциальное самоуправление в Австрии[1].

18 мая — император Священной Римской империи Иосиф II издал декрет о ведении делопроизводства в Венгрии исключительно на немецком языке[1].

27 августа — в Австрии издан закон о введений высоких таможенных пошлин на ввозимые в австрийские земли иностранные товары[1].

Парижский мир Англии с Голландией. К Англии перешёл Негапатам. Англичане получили свободу плавания в водах Индонезии.

Кабинет тори Питта провёл закон о подчинении Ост-Индской компании Контрольному совету из 6 членов, назначенных королём. Председатель Совета входил в кабинет министров.

Акт английского парламента об управлении Индией.

Регентом Дании стал кронпринц Фредерик. Отставка Гульдберга. Во главе партии реформ встали граф Андреас Петер Бернсторф (племянник Бернсторфа Старшего), братья Ревентловы, Кольбернсон.

Штатгальтер Вильгельм V покинул Голландию.

Октябрь-ноябрь — Крестьянское восстание в Трансильвании против Габсбургов во главе с Хорием, Клошкой и Кришаном. Быстро подавлено.

На Кавказе основана крепость Владикавказ, позже ставшая одноимённым городом.

Впервые в русские города явились киргизские посланцы Абдуррахман и Ширгази от Атеке.

Мир Англии с Майсуром на основе статус-кво.

В Кантон пришёл первый корабль из США.

По приказу императора уничтожен монастырь Цзюлиньшань.

Конгресс отверг предложение Джефферсона запретить рабство на всех присоединяемых к США территориях.

Г. И. Шелехов положил начало постоянным поселениям русских на Аляске.

30 июня — Указ французского правительства открывал доступ иностранным кораблям в гавани французских владений в Вест-Индии.

Бенджамин Франклин изобрёл бифокальные очки.

Джеймс Уатт создал паровую машину двойного действия.

Наполеон еще не император. В 1784 году, пятнадцати лет, Наполеон перешел в Парижскую военную школу, откуда уже выпускались офицеры в армию.

..................

В этом же году Г.Р.Державин написал оду «Бог».

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна Божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь – я раб – я червь – я бог!

Но, будучи я столь чудесен,

Отколе происшел? – безвестен;

А сам собой я быть не мог.

Вчитываясь в этот отрывок оды, видны многие философские вопросы, которые по прошествии 229 лет так и не решены. Все говорят: нам нужна новая парадигма, нужно двигаться вперед. А куда вперед, если ответов на "старое" нет?

Кстати: процитированы в стихотворной форме философские мысли русского человека. Так есть ли как таковая русская философия с индивидуальными особенностями, или все русское есть плагиат?

Комментарии

Аватар пользователя Vladimirphizik

В те годы Россия еще находилась под впечатлением свободолюбивых произведений Вольтера.
Вольтер (настоящее имя Вольтера - Мари Франсуа Аруэ, Arouet) (1694-1778) — французский писатель и философ-просветитель эпохи Просвещения, деист, иностранный почетный член Петербургской АН (1746).
Вольтер сыграл значительную роль в развитии мировой, в т. ч. русской, философской мысли, в идейной подготовке Французской революции кон. 18 в. С именем Вольтера связано распространение в России т. н. вольтерьянства (дух свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов, ирония). Поддерживал дружеские отношения в Дмитрием Алексеевичем Голицыным, представителем рода Голицыных.

Аватар пользователя Доген

Наконец-то впомнили Вольтера! а то все Кант, Гегель, греки ...

Аватар пользователя Vladimirphizik

Ответ Вольтера шевалье де Рогану «Сударь, мое имя ждет слава, а ваше — забвение!»
Вольтер в 1734 удалился в Сирей, расположенный в Шампани замок своей возлюбленной маркизы дю Шатле. Одна из образованнейших женщин того времени, она разделяла увлечение Вольтера метафизикой, естественными науками, а также интерес к Библии.
Вольтер не побоялся использовать дорогую сердцам французов историю Жанны д'Арк для нового разоблачения религиозных предрассудков. Он избрал для этой цели самое мощное орудие — иронию. Стремясь опровергнуть мнение хронистов о том, что Жанна была послана Богом, их повествования о ее видениях и чудесах, Вольтер изобразил эти стороны предания в смешном виде. Досталось и пресловутой девственности Жанны, ибо Вольтеру претила сама мысль, будто именно эта добродетель героини стала залогом спасения Франции. Подлинную причину ее успеха он видел в том, что Жанна уверовала в собственные силы, и свою уверенность сумела передать королю и армии. Трагическая смерть Орлеанской девы побуждает Вольтера отбросить иронию; на смену ей приходит гнев, который обрушивается на головы палачей Жанны — отцов-инквизиторов.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Он внес в исторические сочинения свой замечательный дар ясного, увлекательного повествования. Одно из ранних произведений Вольтера-философа, заслуживающее особого внимания, - Философские письма (Les Lettres philosophiques, 1734). Нередко его называют также Письмами об англичанах, поскольку в нем непосредственно отразились впечатления, вынесенные автором из пребывания в Англии в 1726-1728. С неизменной проницательностью и иронией автор изображает квакеров, англикан и пресвитериан, английскую систему управления, парламент. Он пропагандирует прививки от оспы, представляет читателям философа Локка, излагает основные положения ньютоновой теории земного притяжения, в нескольких остро написанных абзацах характеризует трагедии Шекспира, а также комедии У.Уичерли, Д. Ванбру и У.Конгрива. В целом лестная картина английской жизни таит в себе критику вольтеровской Франции, проигрывающей на этом фоне. По этой причине книга, вышедшая без имени автора, тут же была осуждена французским правительством и подверглась публичному сожжению, что только способствовало популярности произведения и усилило его воздействие на умы. Вольтер отдал должное умению Шекспира строить сценическое действие и оценил его сюжеты, почерпнутые из английской истории. Однако как последовательный ученик Расина он не мог не возмутиться тем, что Шекспир пренебрегает классицистским "законом трех единств" и в его пьесах смешиваются элементы трагедии и комедии. Трактат о веротерпимости (Trait sur la tolrance, 1763), реакция на вспышку религиозной нетерпимости в Тулузе, представлял собой попытку реабилитировать память Жана Каласа, протестанта, который пал жертвой пыток. Философский словарь (Dictionnaire philosophique, 1764) удобно, в алфавитном порядке излагает взгляды автора на природу власти, религии, войны и многие другие характерные для него идеи. На протяжении своей долгой жизни Вольтер оставался убежденным деистом. Он искренне симпатизировал религии нравственного поведения и братской любви, не признающей власти догм и преследований за инакомыслие. Поэтому его привлекали английские квакеры, хотя многое в их обиходе казалось ему забавным чудачеством.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/4518/ВОЛЬТЕР

Аватар пользователя Доген

Ум и иронию Вольтера боялись не только короли, но и знать, отцы церкви.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Владимир! Вы хороший стих Державина привели, где подсказка, по какому пути идти для отгадки "мысли Творца до Акта творения":

<<Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;...>>

- промыслить Универсум как целое
- промыслить предельные формы существования материи
- промыслить "точку с зародышем вектора" (идея порождения, единое действие логоса и эйдоса)
- нарисовать истину Творца ("истина должна быть нарисована и предъявлена "неограниченному кругу" зрителей" А.Зенкин "Научная конрреволюция в математике".

Господи Боже,да какое мне дело
до законов природы и арифметики,
когда мне почему-нибудь эти законы
и дважды два четыре не нравятся?
Ф.М.Достоевский. «Записки из подполья»

Аватар пользователя Vladimirphizik

Рисовать не умею, ребусы даются тяжело.
Буду двигаться по миллиметру.

Аватар пользователя Владимир Рогожин

Vladimirphizik пишет:

Рисовать не умею, ребусы даются тяжело.
Буду двигаться по миллиметру.

 

Даже не по миллиметру надо, а по нано-метру или лучше фемто-метру. "Точку", схватывайте "точку" за хвост (вектор).

Аватар пользователя Vladimirphizik

Так точно.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Я не зря завел разговор о конце восемнадцатого века.
Дух свободомыслия Вольтера проник в Россию. Державин, кумир Пушкина, им заразился. Свидетельство тому - приведенный отрывок из оды. Вскоре эстафету примут Пушкин, декабристы, Чернышевский, Достоевский, Радищев, Бакунин, Ленин и иже с ними. Русская философия - это не только "диалектика шкафа" А.Ф.Лосева. Это, в первую очередь, - философия свободы и справедливости, апофеозом которой явились события 17-го года. Не зря говорят, что русские долго запрягают, но быстро ездят. И вот сейчас от России опять все ждут какого-то эксперимента или чуда. Новую теорию классовой борьбы? Или, может быть, теорию мирного сосуществования?

Аватар пользователя ghjrkznmt

Vladimirphizik пишет:

И вот сейчас от России опять все ждут какого-то эксперимента или чуда. Новую теорию классовой борьбы? Или, может быть, теорию мирного сосуществования?

 

Европейская философия современна Модерну, капитализму и урбанизации, по сути все эти понятия тождественны - буржуа, бюргер это горожанин, соответственно и философия европейцев проникнута духом торгашества и мелочной рациональности.

Русские сопротивлялись модернизации, капитализму и урбанизации. Смерть Модерна, капитализма и начало деурбанизации вполне могут оказаться началом русского тысячелетия. конечно тогда понадобится русская философия.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Вики:
На XVIII век приходится особый период развития западно-европейской философской мысли — так называемая эпоха Просвещения. Основные идеи эпохи — разум, наука, прогресс — зародились ещё в XVII веке. В частности, они звучат в сочинениях Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Р. Декарта, Дж. Локка. Далее Дж. Локком в его сочинениях и его последователями в Англии были сформулированы основные понятия Просвещения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». Среди видных деятелей следует отметить таких мыслителей как Г. Болингброк, Д. Аддисон, Шефтсбери, Энтони Эшли Купер|Э. Э. Шефтсбери, Ф. Хатчесон.

В XVIII веке центр Просвещения перемещается на континентальную Европу — во Францию. «…Во Франции XVIII века… философская революция служила введением к политическому перевороту… Французы ведут открытую войну со всей официальной наукой, с церковью, часто даже с государством» (Энгельс).

Для 18 в. характерно противостояние и взаимодополнение различных учений и тенденций: сциентизма и мистицизма, вольтерьянства и старчества, прозападничества и патриотизма, норманизма и антинорманизма. Крупнейшим представителем научного сознания был М.В. Ломоносов, соединивший уважение к европейскому знанию с любовью к отечественной истории и культуре. Он был деистом ньютоновского типа. Паисий Величковский составил «Добротолюбие» и стал духовным отцом старчества, центром которого стала Оптина пустынь, привлекавшая лучшие умы России. Выражением внецерковной мистики было масонство, противостоявшее как официальной церкви, так и распространившемуся вольтерьянству. Мистический и социальный утопизм, вытекавший из философии Просвещения, был воспринят в России от фр. его идеологов. Др. следствием оказался революционизм, ярким представителем которого был А.Н. Радищев. Его оппонентом являлась Екатерина II, единожды реализовавшая в нашей истории идеал «философа на троне». В этот же период начала складываться профессиональная философия, представленная университетскими профессорами Н. Поповским, Д. Аничковым, С. Десницким, А. Барсовым и др., а также профессорами духовных академий Феофилактом Лопатинским, Гавриилом Бужинским, Кириллом Флоринским и др. В своих трудах и преподавательской деятельности они проводили в основном просветительскую линию, активно внедряя достижения зап. мысли. Отечественная философия новоевропейского типа имела ученический характер и дала зрелые плоды только в следующем столетии. По старой традиции доминировали талантливые самоучки, не стесненные официальными и корпоративными рамками. Типичным их представителем был Г. Сковорода, называемый то «русским», то «украинским Сократом». В его антропологии доминирует тайновидение сердца (кардиогнозия) как сокровенный путь познания мира и самого себя.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1055/РУССКАЯ
..................................................................

И не стоит забывать, что именно в 18-ом веке в России прокатилась волна жестоких и беспощадных бунтов крестьянских. Емельян Иванович Пугачёв (1742 — 10 [21] января 1775, Москва) появился и был поддержан не на ровном месте.

Аватар пользователя ghjrkznmt

Модерн богомерзок, капитализм чужд русскому сознанию, город убивает русский дух. Единственное позитивное приобретение трех веков модернизации русских состоит в доказательстве нашей способности к наукам. Все остальное должно быть безжалостно отброшено. На нашу удачу и Модерн, и капитализм подыхают. Нам лишь осталось разрушить города и создать адекватную русским философию.

Аватар пользователя Vladimirphizik

капитализм чужд русскому сознанию

90-е годы породили эйфорию легких денег. И виной тому - "чуждый" капитализм.

Аватар пользователя ghjrkznmt

Важно другое - у нас капитализм не получился. Уже вторая подряд попытка построения капитализма оказывается нереализованной.

Аватар пользователя Vladimirphizik

У России - особый путь? Или ностальгия по социализму не позволяет перейти к капитализму?

Аватар пользователя ghjrkznmt

У России и русских путь особый, да!

Аватар пользователя Vladimirphizik

Если Россия не принимает капитализм, то каков вектор ее дальнейшего развития?
Назад в социализм никто не пойдет. Коррумпированный коммунизм или православный либерализм? Фашизм не пройдет. Диктатура - возможна. Все тоскуют по Сталину.

Аватар пользователя ghjrkznmt

Смотрите - коммунизм в СССР строили на восходящей волне урбанизации, - капитализм, Модерн и урбанизация это тождественные понятия. Прежде чем говорить о невозможности коммунизма следует доказать что урбанизация необратима. Возможно все проблемы СССР были связаны с противофазной его сущности урбанизацией. Думаю русский коммунизм возможен, но под другим названием, отрицать наличие в русском коллективном бессознательном стихийной общинности и коллективизма наверное не будете?

Аватар пользователя Vladimirphizik

Урбанизация - это итог индустриализации.
Нынешнее производство порой требует строительства целого города. Примеры: Детройт, Тольятти. Не говоря уже о закрытых городах, работающих на оборонку. В данном случае - это рентабельные симбиозы и в экономическом, и в умственно-генерирующем отношении. Следовательно, урбанизация необратима. Но, не повсеместная: какой смысл в Сибири строить города для того, чтобы просто давать людям дешевое жилье?
Процесс урбанизации в России ничем не отличается от мирового процесса. Здесь нет каких-либо национальных особенностей.

отрицать наличие в русском коллективном бессознательном стихийной общинности и коллективизма наверное не будете?

Это присуще любой нации.

Аватар пользователя Сергей Александров

город убивает русский дух.

В чём сила , брат?

Аватар пользователя Vladimirphizik

И не стоит забывать, что именно в 18-ом веке в России прокатилась волна жестоких и беспощадных бунтов крестьянских. Емельян Иванович Пугачёв (1742 — 10 [21] января 1775, Москва) появился и был поддержан не на ровном месте.

Не является ли пугачевский бунт предвестником революции 17-го года?
Именно этот бунт породил философию "топора".

Аватар пользователя Сергей Александров

Не стоит со счетов скидывать значение Великого раскола и гонения на старый обряд. По некоторым подсчётам более трети крестьян подались в бега. Также значение соловецкого восстание сейчас в истории явно недооценено . А ведь 8 лет монастырь противостоял царским войскам. Пугачёв во многом опирался раскольников.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Совершенно верно, очень значимое дополнение. Еще, насколько помню, было стрелецкое восстание, которое жестко подавил царь Петр.
И, вообще, 18-ый век - это "окно в Европу", прорубленное теми же топорами крестьян, массово гибнущими на новостройке, и расцвет коррупции и казнокрадства, и беспредел чиновников на местах в губерниях, и многое другое. Короче, многое из того, что в другом виде происходит и в наше время.

Аватар пользователя mitin_vm

Спасибо большое всем эрудитам! Как я завидую тем людям, которые так много знают и красиво это излагают. Мне кажется, вот эта просветительская функция эрудитов достойна уважения и восхищения. Но в философы, "как ни садитесь" вы не годитесь. Извините, но это моё субъективное мнение.
Вячеслав Митин

Аватар пользователя Vladimirphizik

Поговорим о русской философии?

Аватар пользователя Vladimirphizik

В первой четверти XVIII века в России произошли большие и изменения.

Во-первых, благодаря реформам Петра I (фото слева), Московское государство превратилось в Российскую империю, в государство более мощное, чем предыдущее.

Во-вторых, произошла смена государственно-религиозных идеалов. Идеал православной «Святой Руси» заменился идеало сильного светского государства. В 1721 г. Петр I отменил патриаршество, поручив заниматься церковными делами государственному органу Синоду.

В-третьих, В России рождалась «новая» культура, ориентированная на европейские ценности. И дело не в том, что бояре сбрили бороды и облачились в европейские одежды, а в том, что этой культуре ведущей тенденцией становятся наука и образование. В стране масштабно издаются книги, открываются школы, 1755 г. возникает Московский университет, а еще раньше Академия наук, учрежденная Петром I. Еще одной характерной чертой новой культуры является ее превращение в светскую культуру. Это стало возможным по причине секуляризации духовной жизни.
http://psyera.ru/russkaya-filosofiya-xviii-veka-1111.htm

Аватар пользователя Vladimirphizik

В-четвертых, развитие духовной жизни России происходит под влиянием идей французского Просвещения, особенно в neрвый период деятельности молодой русской императрицы Екатерины Алексеевны, которая считала себя философом на троне. Чтобы казаться таковой, она наладила личные контакты с видными деятелями французского Просвещения, переписывалась с Вольтером, Дидро, просила у них советов по проблемам философии. Таким образом, в XVIII веке в России сложились благоприятны условия для развития всех сторон общественной жизни, включая и духовную культуру, а влияние просветительских идей Запада способствовало активизации философской мысли.

Уже при Петре I сложилась «ученая дружина», в которую входили Ф. Прокопович, В. К Татищев, А.Д. Кантемир, а во второй половине XVIII века разворачивается научная и просветительская деятельность Михаила Ломоносова.

Западники и славянофилы - противоположные течения в русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX века. Они возникли в связи с обсуждением в русском обществе проблемы выбора и исторического развития России. Суть проблемы: либо Россия пойдет по пути Запада, либо изберет свой, самобытный путь развития. В поисках ответа на этот вопрос сложились противоположные концепции русской философии истории.

Славянофилы выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от заподноевропейского. Самобытность России они видели в отсутствии истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве.

В группу славянофилов входилили С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин. К этой группе примыкали В.И. Даль, А.Н. Островский, Ф.К Тютчев и другие деятели русской культуры.
http://psyera.ru/russkaya-filosofiya-xviii-veka-1111.htm

Аватар пользователя Vladimirphizik

Идейным центром славянофильства была Москва, где в литературных салонах шли жаркие споры с западниками. В рамках главной проблемы славянофилы обсуждали вопрос об отмене крепостного права «сверху», добивались устранения цензурного гнета, отмены телесных наказаний и смертной казни. В своих взглядах на историю России славянофилы идеализировали старую, допетровскую Русь, критиковали реформы Петра I, приведшие к разрушению традиционного русского уклада жизни. Что касается философских воззрений славянофилов, то они разрабатывались главным образом А.С. Хомяковым, И.В. Киреевским, а позже М.Ф. Самариным. Но единство в их воззрениях отсутствовало. Отличавшийся универсальностью знаний, А.С. Хомяков был самым значительным представителем среди славянофилов. Он замечательно излагал свои мысли, был превосходным полемистом. не все сочинения А.С. Хомякова вышли в свет при его жизни.

А.С. Хомяков - христианский философ. Поэтому понятие церкви у него является главным. Но Церковь для А.С. Хомякова не отвлеченный авторитет, а источник «живого света», «истина». Церковь объединяет всех людей веры, делает их свободными. Хомяков отмечает: «Каждый человек находит в Церкви самого себя... в духовном единении с братьями, со Спасителем».

Учение о Церкви является для А.С. Хомякова переходом учению о человеке. Человек без церкви, замечает А.С. Хомяка обречен на совершенное бессилие и непримиримый внутреннИ разлад. Человек, по А.С. Хомякову, находится в постоянной борьбе между эгоизмом и любовью к Богу, и это противоречие им одолевается рациональной волей и нравственной свободой.

В центре философских воззрений А.С. Хомякова находится учение о начале соборности. Соборность он трактует Как философский принцип бытия, как собрание, устроенное силой любви и свободы. В дальнейшем это учение стало основой концепции всеединства.
http://psyera.ru/russkaya-filosofiya-xviii-veka-1111.htm

Аватар пользователя Vladimirphizik

Западники - направление русской общественной мысли противостоящее славянофилам. По своему идейному содержанию оно не было однородным. В нем можно выделить два течения: 1) либеральное и 2) революционно-демократическое.

К либеральному течению принадлежали К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, П.В. Аненнков. Духовным отцом данного направления был Н.В. Станкевич, создавший в Московском университете философский кружок. Из этого кружка вышли деятели самых различных направлений, так как, признавая приоритет Запада, они разошлись в понимании действительных ценностей западноевропейской цивилизации.

Характерная черта либерализма 40-50-х гг. - неприятии революционных методов решения проблем. Либералы исключая возможность революции в России, рассчитывали лишь на преобразования, осуществляемые сверху. Поэтому в период отмены крепостного права они встали на сторону помещиков, во многом смыкаясь с представителями самодержавной России.

В философии либеральные западники, во главе с Т.Н. Грановским, пытались найти в системе своих воззрений место для Бога и бессмертия души, хотя считались светскими философами.

Другое течение в западничестве - революционно-демократическое, к которому принадлежали А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

В отличие от либеральных западников, они рассматривали философию как средство для обоснования своих политически целей, для преобразования действительности революционными методами. В.Г. Белинский, например, считал, что переустройство общества можно совершить народной революцией.

По своим политическим взглядам революционные демократы были сторонниками крестьянской революции в России, которая ликвидирует крепостнический строй и откроет возможность, минуя капитализм, перейти к социализму. Причем ячейкой, из которой вырастет социализм, будет сельская крестьянская община.

В контексте социально-политической доктрины революционные демократы рассматривают многие философские вопросы. Например, большое внимание они уделили теории познания, проблеме человека. И потому, как они их разрабатывали, можно сделать вывод: философия русских революционных демократов - есть материализм, дополненный стремлением понять диалектику как алгебру революции.
Материалистические идеи революционных демократов, особенно Н.Г. Чернышевского, были горячо восприняты в революционных кругах России, оказали большое влияние на идеологию русского марксизма.
http://psyera.ru/russkaya-filosofiya-xviii-veka-1111.htm

Аватар пользователя Vladimirphizik

Западники и славянофилы - противоположные течения в русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX века. Они возникли в связи с обсуждением в русском обществе проблемы выбора и исторического развития России. Суть проблемы: либо Россия пойдет по пути Запада, либо изберет свой, самобытный путь развития. В поисках ответа на этот вопрос сложились противоположные концепции русской философии истории.

Не о том ли и мы говорим сегодня?
Ничто не вечно под луной...

Аватар пользователя Vladimirphizik

mitin_vm, 25 декабря, 2013 - 18:48
Но в философы, "как ни садитесь" вы не годитесь

Раньше рак на горе заорет нецензурным матом, чем истинный философ заговорит об эволюции идеи русского топора у мыслителей 18-го века.

Аватар пользователя Вернер

Дидро как и Платон всегда кстати.

Аватар пользователя Vladimirphizik

На ФШ очень много продолжателей идей Д.Дидро. Более двухсот лет тому назад Дидро мечтал о замене религии наукой. Правда, под наукой он имел в виду философию.

Аватар пользователя Вернер

На ФШ я единственный продолжатель идей Дидро в части несводимости чувствующей материи к физхимии.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Все в этом мире относительно. Вы же не станете утверждать, что физхимия даже косвенно не причастна к миру чувств? Например, способ передачи сигнала по нейрону - физико-химический.
Главное, знать меру любой относительности.

Аватар пользователя Вернер

Конечно такое утверждать невозможно.
Физхимия участвует в организации условий и вскрытия чувствительности.
Природные зачатки чувствительности, имеющиеся в самом фундаменте материи проявляются в специфической конструкции организма, начиная с ДНК.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Тогда что же Вас объединяет с Дидро? Причем так, как никого другого с ФШ?

Аватар пользователя Вернер

А то и объединяет, что подход Дидро по сути виталистский, а не материалистический (он же физхимический) и не идеалистический.

Аватар пользователя Vladimirphizik

В таком случае, я вхожу уже в тройку, так как мой виталистский взгляд определяется принципом квантования жизни, что присоединяет к Вам и Дидро.

Аватар пользователя Vladimirphizik

Мне кажется, именно 18-ый век стал ключевым историческим отрезком, на котором начали формироваться контуры современной русской философии. И это связано с ранее упомянутыми событиями:
-реформы Петра I по превращению Московского государства в мощную Российскую империю.
-отмена патриаршества, передача церковных дел государственному органу Синоду, смена ориентации на светскую государственность.
-государственная установка на науку и образование. В стране масштабно издаются книги, открываются школы, в 1755 г. возникает Московский университет, а еще раньше Академия наук. Характерной чертой новой культуры является ее превращение в светскую культуру.
-влияние французского Просвещения на русскую интеллигенцию.
-петровские репрессии по отношению к "инакомыслящим" (старообрядцы, недовольные служители церкви и др.).
-народные волнения (стрелецкий бунт, Пугачевщина и др.).