Витгенштейн. Из дневника

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
История философии
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

 11.6.16.
Что я знаю о Боге и о цели жизни?
Я знаю, что этот мир существует.
Что я помещен в нем, как мой глаз в своем поле зрения.
Что нечто, сказанное о нем, является проблематичным.
Что мы называем это значением.
Что это значение лежит не в нем, но за его пределами. (ср. 6.41. ЛФТ)
 8.7.16.
Мир дан мне, т.е. моя воля проникает в мир извне, как во что-то, что уже есть.
(Хотя для чего моя воля существует, я еще не знаю.)
Вот почему мы чувствуем себя зависимыми от чужой воли.
- Только тот человек счастлив, который живет не во времени, а в вечности.
Для жизни в настоящем не существует смерти.
Смерть не есть событие жизни, она не является фактом мира. (ср. 6.4311.)
 24.7.16.
Мир и жизнь одно. (5.621.)
Физиологическая жизнь это, конечно, не Жизнь. И ничто не есть физиологическая жизнь. Жизнь это мир.
Этика не изучает мир. Этика должна быть условием мира, подобно логике.
Этика и эстетика одно.
Этика трансцендентальна. (см. 6.421.)
- Только из сознания уникальности моей жизни возникает религия наука искусство.
- Вещи приобретают значение только через их отношение к моей воле.
Ибо - "Все есть то, что оно есть, и ничто другое".
- Мой мир первый и единственный.
Я хочу сообщить, как я нашел мир.
То, что другие в мире говорят мне о мире, есть очень малая и случайная часть моего опыта в мире.
Я должен судить мир, измерять вещи.
- Но ясно, что причинная связь не является связью вообще. (ср. 5.136. ЛФТ)
- Вот путь, по которому я продвигался: идеализм выделяет человека из мира как уникальность, солипсизм выделяет меня одного, и, наконец, я вижу, что я тоже принадлежу всему остальному миру, и так, с одной стороны, ничего не остается, а с другой мир как уникальность.
По этому пути идеализм приводит к чистому реализму, если он строго продуман. (ср. 5.64. ЛФТ)
 17.10.16.
И в этом смысле я также могу говорить о воле, которая является общей целому миру.
Но эта воля есть в высшем смысле моя воля.
Подобно тому, как мое представление есть мой мир, таким же образом моя воля есть мировая воля.
- Истинно, что мыслящий субъект не находится в мире, что в нем нет мыслящего субъекта. (ср. 5.631. ЛФТ)
 20.10.16.
Жизнь печальна, искусство радостно.
 21.10.16.
Ибо определенно что-то есть в концепции, что конец искусства прекрасен.
А прекрасное и есть то, что делает счастливым.
 4.11.16.
Является ли наличие воли отношением к миру?
- Ясно, так сказать, что мы нуждаемся в опоре для воли в мире.
Воля это позиция субъекта по отношению к миру.
- Если воля должна иметь объект в мире, то этот объект должен быть сам предумышлен для действия.
А воля должна иметь объект.
Иначе мы не видели бы опоры и не могли бы знать, что мы волеизъявляем.
И не могли бы волеизъявлять различных вещей.
- Моя воля в каком-то месте навязывает себя миру и не навязывает себя другим вещам.
 9.11.16.
Есть ли вера род опыта?
Есть ли мысль род опыта?
Весь опыт есть мир. И он не нуждается в субъекте.
Акт воли не есть опыт.
 10.1.17
Если самоубийство дозволено, то все дозволено.
Если что-либо не дозволено, тогда самоубийство не дозволено.
Это проливает свет на природу этики, ибо самоубийство есть, так сказать, элементарный грех.

Основополагающие идеи Витгенштейна из ЛФТ:
Мир состоит из фактов, а не из объектов, как полагается в большинстве философских систем.
Мир представляет весь набор существующих фактов. Факты могут быть простыми и сложными.
Объекты суть то, что, вступая во взаимодействие, образует факты.
Объект прост. Объекты образуют субстанцию мира. Поэтому они не могут быть составными.

Связанные материалы Тип
О достоверности Дмитрий Косой Запись
Витгенштейн и язык Дмитрий Косой Запись
цитаты Витгенштейна Дмитрий Косой Запись