Проблема ментального конструирования.

Аватар пользователя В.М. Андрияш
Систематизация и связи
Термины: 

Одна из фундаментальных проблем современной науки и философии, находится в области психологии. Заключается она в том, что полученные наукой знания оцениваются при помощи двух критериев, знание может быть или истинным или заблуждением. Третья возможность не рассматривается.

В аналитической философии Санкхья, выделяют три результата процесса познания: истинное знание, заблуждение и ментальное конструирование. Ментальное конструирование по утверждению Патанджали не относится ни к истине, ни к заблуждению.

Заблуждение может быть устранено при помощи истинного знания, ментальное конструирование таким свойством не обладает. Это обусловлено тем, что ментальное конструирование лишено объективного основания и представляет собой продукт собственной деятельности сознания.

По определению: А. Фалькова это «Выдумка, получаемая при использовании понятий, которым в природе ничего не соответствует», Ар Сантема: «Собственные мечтания, построенные только на прежних знаниях, имеющихся у человека».Д. Бурды, М. Осиховского это: «Образ или представление ума подобное воздушному замку. Впечатления, имеющие чувственную живость и яркость, но проявляющиеся без внешнего объекта»

В классической Буддийской философии Васубандху, как отмечают Т. Ермакова, Е. Островская «Ментальное конструирование, в общем случае представлено тремя аспектами: интеллектуальное (предицируемое), связанное с памятью и прирожденное (подсознательное). Чувственному восприятию свойственен только третий вид конструирования – прирожденное». В реальной деятельности сознания они часто плотно переплетены.

Простейшим примером интеллектуального ментального конструирования в науке является метрическая единица длины – метр. Со времен Эвклида известно, что любой отрезок при измерении может оказаться как бесконечно большим, так и бесконечно малым, все зависит от того какой линейкой мы будем его мерить, другими словами отрезок не обладает качеством, которое мы вкладываем в понятие – фиксированный геометрический размер. Для унификации измерений возникла необходимость стандартизировать единицу длины, привязав ее к объекту размер, которого строго фиксирован. Но в природе такого объекта не существует и не может существовать, так как размерность понятие относительное и возникает только при сравнении двух объектов. Из этого затруднительного положения ученые нашли простой выход, изготовили стержень и наделили его придуманным качеством – один метр. Поэтому, например, кода мы говорим, что физический объект имеет определенный размер, мы должны понимать, что это придуманное качество. Объективно размер объекта имеет природу неопределенности и зависит от того с чем мы его будем сравнивать.

В повседневном опыте, мы удерживаем в поле зрения множество объектов, постоянно сравнивая их на подсознательном уровне, это приводит к возникновению представления, что конкретный геометрический размер объективно присущее качество материальных объектов. Но это качество возникает как результат подсознательного процесса познания и представляет собой ментальную конструкцию. Мы вернемся к этому вопросу более подробно, при рассмотрении прирожденного (подсознательного) ментального конструирования.

В статье известного физика Е. Вигнера отмечается, что математика – это наука о хитроумных операциях, производимых по специально разработанным правилам над специально придуманными понятиями. Какое отношение это имеет к реальному миру? И где и когда строгое соблюдение правил, придуманных математиками, может привести физиков к ошибочному результату?

Наглядным примером ментального конструирования связанного с памятью, может служить космологическая теория большого взрыва. Согласно всем существующим вариантам теории большого взрыва, вначале Вселенная представляла собой точку пространства бесконечно малого объема, имевшую бесконечно большую массу и температуру. Это состояние, называют космологической сингулярностью. С позиции математической логики если объект один, то он не имеет размерности, так как его несчем сравнивать, а размерность понятие относительное. Поэтому рассматривая космологическую сингулярность, как единственный объект в пространстве мы не имеем права говорить о его размерных характеристиках. Аналогична ситуация с массой, понятие массы возникает при взаимодействии двух объектов. По большому счету все познается в сравнении, поэтому в случае существования единственного материального объекта мы не имеем ни какого права говорить о его качественных и количественных характеристиках.

В случае с космологической сингулярностью физики извлекли из памяти необходимые им качества и наделили ими единичный объект, придумав, таким образом, удобное основание для дальнейших рассуждений.

Как отмечает О. Деревенский : «Подстраивая свои теории под всё новые опытные факты, они (физики. Прим. Авт.) напридумывали столько «свойств», что и сами уже были не рады – а от фундаментальных противоречий в теориях так и не избавились. Тогда их осенило, что можно придумывать не только новые свойства физических объектов, но и сами физические объекты».

Очевидным примером подсознательного ментального конструирования может служить эффект кинематографа. Объективно на киноэкран подается последовательный набор статических фотографических изображений, а на экране нашего сознания они воспроизводятся как реально движущиеся предметы. Воображаемое движение, в данном случае, есть результат подсознательного ментального конструирования.

К более сложным проявлениям подсознательного ментального конструирования относятся стационарные изображения, при наблюдении которых возникает иллюзия движения отдельных элементов. Ярким примером является всемирно известная иллюзия, созданная А.Китаоке [Kitaoka, Ashida, 2003], которая называется «Забавная змея».

По мнению А.Гхош, сознательный и подсознательный процесс познания отличаются в основном скоростью процесса. Подсознательный процесс происходит так быстро, что мы его не замечаем. Осознанным остаётся конечный результат подсознательного процесса познания – чувственный образ объекта, который выносится на рассмотрение интеллекта.

С учетом модели сознания М. Лайтмана, схематически процесс возникновения зрительных иллюзий в приведенных примерах можно изобразить следующим образом.

Наблюдающая часть сознания – осознанный процесс познания – познаваемое на экране сознания, иллюзорное движение – истинное познаваемое, статичное изображение.

Здесь, под осознанным процессом познания, имеется в виду не только восприятие иллюзорного движения наблюдающей частью сознания, но и умозаключения, в которых мы пытаемся понять и объяснить наблюдаемый феномен.

Обобщая сказанное, мы можем выдвинуть гипотезу, что как минимум, в некоторых случаях, используемая в философии формула

Познающий – процесс познания – познаваемое

должна быть измена на формулу, где процесс познания имеет два уровня

Познающий – осознанный процесс познания – познаваемое на экране сознания – подсознательный процесс познания – истинное познаваемое.

Основное отличие предлагаемой модели от традиционного представления заключается в очевидности подмены познаваемого. Подсознательный процесс познания и истинное познаваемое скрыты от наблюдателя за экраном нашего сознания. А изображение, возникающее на экране сознания в результате подсознательного процесса ментального конструирования, выступает в роли познаваемого.

Возможно, об этом говорится в Ведах, утверждающих, что лик истины скрыт от нас за золотым заслоном, а истинное познаваемое трансцендентно.

В свете сказанного, возникает вопрос: относится двухуровневый процесс познания только к рассмотренным психологическим феноменам или носит универсальный характер. Насколько глубоко проникает подсознательное ментальное конструирование в нашу способность чувственного восприятия и насколько соответствует наше восприятие объективному положению вещей.

В философии Кшаникавады утверждающей о мгновенности существования внешних объектов и не постоянстве любого существования. (К аналогичным выводам приходят физики в теории запутанных состояний). Врожденное ментальное конструирование возводится в ранг фундаментальной части сознания ответственной за формирование чувственных восприятий. Эта точка зрения, базируется на определении природы времени.

Процесс наблюдения во времени разделяется на прошлое, настоящее и будущее. Прошлое, это то чего уже нет, будущее – то чего еще нет, а настоящее должно быть статичным. В противном случае оно опять разделяется на прошлое и будущее. Из этой логики вытекает, что время дискретно. А наше восприятие непрерывного течения времени относится к категории рассмотренных выше психологических феноменов, и представляет собой результат подсознательного ментального конструирования.

Исходя с изложенной точки зрения, парадоксальное заявление индийского философа А. Гхош: «Похоже, мы живем в мире, который сами и придумали », не выглядит лишенным здравого смысла.

Комментарии

Аватар пользователя mitin_vm

Виталий Максимович пишет: -
" ... полученные наукой знания оцениваются при помощи двух критериев, знание может быть или истинным или заблуждением."
Уважаемые форумчане, вчитайтесь пожалуйста в это утверждение.
1. По моему мнению, знания, тем более полученные наукой, всё таки могут быть истинными или заблуждением. А это есть оценка знаний. Именно поэтому, сама оценка чего-либо не может быть одновременно и критерием. А иначе ОНИ сольются в экстазе словоблудия.
2. Почти невозможно оценивать то, что не знаешь. Как можно оценивать термин "знание", не имея понятия о том, что это означает во взаимоотношениях людей. Всякое слово есть продукт этих отношений, дающий по возможности участников этих взаимоотношений иметь представление о его сути.
3-е и последнее.
Знания - информация и методы работы с ней, необходимые и достаточные для общественно необходимой деятельности.
Оценкой знаний может быть только их реализация в обществе. И, пожалуйста, не путайте и не принимайте информацию о чём-либо за знание этого.
Пример. Я знаю Вас, уважаемый Виталий Максимович, но я не имею понятия, кто Вы и что ВЫ. Поэтому я Вас не знаю, т.е. до сих пор не познал.
С уважением и без обид личных,

Митин В.М.

Аватар пользователя В.М. Андрияш

Грибоедов назвал-бы это горем от ума.

Аватар пользователя mitin_vm

Так и есть. Шутка, но в каждой шутке ... .

Аватар пользователя В.М. Андрияш

Прасада Варма дал следующее определение ошибки: " Ошибка это, когда мы держимся за одно и упускаем другое". Причина этого кроется в природе интеллекта - все разделять на части.
Большинство участников форума следуют этому определению. Выхватывают из текста одно предложение или одну деталь и комментируют ее.
Правильно было-бы высказаться по сути сказанного. Но это не просто, для этого нужно понять собеседника.

Аватар пользователя Игорь Шашков

Сообщение Андрияш требует, на мой взгляд, серьезного обсуждения. В этом есть и моя личная заинтересованность, поскольку, как я уже писал в своих ответах, мы (Лаборатория Интегралики) готовим сейчас книгу по теории сознания. Практически каждый абзац сообщения заслуживает комментария, но пока прокомментирую только пару цитат.

где и когда строгое соблюдение правил, придуманных математиками, может привести физиков к ошибочному результату?

Математические правила для себя выбирают сами физики, именно они "делают" математику такой, чтобы строгое выполнение ее правил вело к правильным результатам для физической реальности. Аристотелевская непротиворечивая логика (и отвечающая ей математика) вполне устраивала физиков до ХХ века; в настоящее время (с выходом науки на край - квантовая механика, теория относительности...), с нашей точки зрения, адекватность достигается при легитимации краевой логической противоречивости - и соответствующая логика/математика вновь (причем эффективно и полно) отвечает реальности.

Для унификации измерений возникла необходимость стандартизировать единицу длины, привязав ее к объекту размер, которого строго фиксирован. Но в природе такого объекта не существует и не может существовать, так как размерность понятие относительное и возникает только при сравнении двух объектов.

Тут несколько равносильных вариантов ответа, пока изложу один.
Если мы возьмем абсолютно всё (понятие всеполноты в Интегралике), то это "абсолютно всё", эта всеполнота будет представлять собой "абсолютный масштаб" для всяких частичных пространственных предметов. Возражение, что нельзя сравнивать с бесконечностью, не проходит, т.к. всеполнота, чтобы быть таковой, должна быть и бесконечной, и конечной - конечно-бесконечной, алефической. Например, такой конечно-бесконечной сущностью является физическая вселенная - у нее нет конкретной пространственной границы (бесконечность), но при этом она и конечна (объем фридмановской замкнутой вселенной конечен). Замечу, что если бы она была чисто бесконечной, то не могла бы существовать для нас как нечто конкретное, физическое.
Вот в своем конечном, частичном аспекте вселенная и может служить реальным, "непридуманным" масштабом для измерения конкретных частичных предметов.
Более того, она служит таким масштабом и для самой себя (ср. с представлением о самопринадлежности (Хэтчер), недопустимой при работе в рамках непротиворечивой логики, но определяющей само существование реальности при легитимации краевой логической противоречивости).
((Я в приведенном выше пассаже выбрал достаточно простой вариант изложения, но вот прочитал текст и вижу, что так дело не пойдет; видимо, необходимо намного подробнее, с примерами, постепенно... так что пока остановлюсь. Более полный и подробный комментарий постараюсь сделать через день-два))

Аватар пользователя В.М. Андрияш

Вселенная могла-бы быть эталоном длины, но установить точную границу конца света не представляется возможным. Вторая проблема в том, что говорят она сжимается или расширяется.
Специально для Вас приведу еще один пример ментального конструирования - бесконечно малая величина. После того как Лейбниц придумал понятие дифференциала, многие математики подвергли концепцию бесконечно малых резкой критике. М. Ролль писал, что новое исчисление есть набор гениальных ошибок. Беркли считал, что это ни конечные величины, ни бесконечно малые, ни даже ни что и как вообще можно говорить об отношении между величинами не имеющих величины. Споры в Парижской Академии по вопросам обоснования анализа приобрели настолько скандальный характер, что Академия запретила своим членам высказываться по этому поводу.
И все же весь XVIII век математический анализ бурно развивался, не имея по существу никакого обоснования. В начале XIX века, когда математический анализ прочно завоевал свои позиции, Коши предложил относить бесконечно малые не к числам, а к функциям заменив их понятием предела, после чего актуальные бесконечно малые исчезли из науки. При этом с философской точки зрения ситуация окончательно запуталась, так как понятие придела относится к сложным понятиям и здесь затруднительно установить что в нем от абстрактного мышления, а что от ментального конструирования. Но по иронии судьбы в 1960 году возник нестандартный анализ, когда Абрахам Робиносон предложил каким образом оправдать классиков математического анализа. Для этого он придумал новое множество гипердействительных чисел. Гипердействительным числам в природе ничего не отвечает, это классический пример ментального конструирования. Таким образом, одна ментальная конструкция была доказана при помощи другой ментальной конструкции.
Не повторяйте этот соблазнительный прем, не доказывайте одну метальную конструкцию при помощи другой

Аватар пользователя Иной

_andriyash
Не повторяйте этот соблазнительный прем, не доказывайте одну метальную конструкцию при помощи другой

Вы что хотите выкинуть из познания интуицию?
Да и вообще, Ваше, так называемое, ментальное конструирование - есть свободная комбинаторика наличных представлений, которая осуществляется во сне и которая осуществляется нашим мозгом самопроизвольно.

Аватар пользователя В.М. Андрияш

Во первых, мы толком не знаем, что такое интуиция. Все, что на нынешнем этапе эволюции сознания мы можем о ней сказать, это смутное пред чувствование истины.
Мы рассматриваем только результаты деятельности интеллекта, но побуждающим мотивом этой деятельности, в некоторых случаях, может быть интуиция. Это не вызывает никаких сомнений.

Во вторых, ментальное конструирование не мной придумано, оно существует в восточных философиях более тысячи лет. Судя по Вашей реплике, в Европейской тоже,но под другим названием. Я просто привлек внимание к этой теме.

В третьих, мы можем называть это комбинаторикой или как угодно,но проблема от этого никуда не денется.

Аватар пользователя Игорь Шашков

Вселенная могла-бы быть эталоном длины, но установить точную границу конца света не представляется возможным. Вторая проблема в том, что говорят она сжимается или расширяется.

А зачем нужна точная граница? В частичном предметном пространственном мире (как я когда-то называл - в мире сравнений) все относительно, нам достаточно просто измерять с помощью удобного, произвольно установленного масштаба. А на краю, в области полноты (подробно о делении на области частичности и полноты здесь говорить не буду, см. в наших сообщениях, в частности, на ФШ) двойственность:
1) вообще ни о каком конкретном масштабе говорить нельзя (полнота парадоксальным образом превышает сама себя);
2) полнота в своем качестве полноты абсолютно тождественна самой себе и является относительно себя "абсолютным масштабом".
Сознание отличается тем, что сама его возможность возможна постольку, поскольку в нем осуществляется переход между областями полноты (самосознание) и частичности (интенциональное, "объективное" сознание), между трансцендентным, "интуитивным" "абсолютным масштабом" и конкретными, произвольно выбранными масштабами в макроскопическом предметном мире ("мире сравнений"). Собственно, сам этот переход и есть сознание.
Области полноты и частичности раздельны, но при этом и связаны между собой; "абсолютный масштаб" из своей "запредельности", будучи конечно-бесконечным, вносит в частичный мир конечных предметов упорядоченность, единообразие законов для этого частичного мира. Например, физическое время, при малых скоростях, течет одинаково для разных частичных объектов; свойства элементарных частиц в разных, сколь угодно удаленный галактиках одинаковы. Как будто каждая частица "знает", какой она должна быть; впрочем, именно такое знание, связанное с наличием единящего "абсолютного масштаба", и есть невидимая основа всякого частичного знания (на языке Интегралики - особое "невидимое знание" (НЗ) есть основа для информационного знания).

После того как Лейбниц придумал понятие дифференциала, многие математики подвергли концепцию бесконечно малых резкой критике...

И далее:

...с философской точки зрения ситуация окончательно запуталась

Ситуация распутывается при легитимации краевой логической противоречивости, осуществляемой в Интегралике.
На краю двойственность: сущности и конечны, и бесконечны - конечно-бесконечны (это подобно корпускулярно-волновому дуализму в физике). О такой двойственности см. в наших работах (начиная, например, с Альфической философмм С.А.Борчикова, там у меня более 30 комментариев); подробный ответ в формате форума затруднителен.

...не доказывайте одну метальную конструкцию при помощи другой

На краю, в области полных сущностей, к дедуктивному методу доказательства "прибавляется" "доказательство по кругу" (по кольцу коммуникативного резонанса". В традиционной философии считается, что если пришел к логической противоречивости (например, к порочном кругу), то всё - где-то закралась грубая ошибка. Однако в Интегралике показывается, что

именно достижение краевой логической противоречивости выводит логику к не-логической (сверхлогической) реальности, и является подтверждением адекватности осуществляемого подхода.

При этом, конечно, следует отличать обычные логические ошибки ("плохие") от "ошибки" логической противоречивости при достижении края ("хорошей").
((К сожалению, когда я начинаю разъяснять какое-то положение Интегралики, мне тут же приходится разъяснять и другие положения... В Интегралике принципиальные изменения осуществляются не "в точке" (для какого-то конкретного представления/утверждения) а во всем объеме принципиального краевого знания. Так что действительное понимание Интегралики не возникает одномоментно (с наскока, так сказать), а за более-менее длительный промежуток времени. Кстати, аналогично и сознание не может возникнуть одномоментно, оно является результатом достижения "критической массы" резонансных устойчивых структур психики (УСП) в бессознательном человека. В свою очередь, бессознательное появляется и наращивается за счет перехода новых осознаваний в бессознательное (в память) - осуществляется своего рода развитие по спирали - пока не будет достигнут самоподдерживающийся коммуникативный резонанс, возможный при достижении критической массы УСП в бессознательном. Такое сравнительно устойчивое во времени резонансное динамическое состояние и есть осознающее сознание. Пока вот так, кратенько))

Аватар пользователя В.М. Андрияш

Уважаемый Игорь.
Не могу с Вами дискутировать, поскольку не знаю Теорию Интегралики. А как сказал А. Гхош: "Если мы чего то не знаем то можем говорить об этом все, что угодно".
Я не рассматриваю проблему устройства мироздания. У меня более узкая цель, оценить те знания, которыми оперирует наука. И оценить, критерий истины - чувственный опыт, который наука использует как несомненное доказательство истинности своих знаний.
Появлюсь на форуме через два дня.

Аватар пользователя Пермский

В.М. Андрияш, 25 сентября, 2013 - 13:14
…ментальное конструирование лишено объективного основания и представляет собой продукт собственной деятельности сознания.
По определению: А. Фалькова это «Выдумка, получаемая при использовании понятий, которым в природе ничего не соответствует», …Д. Бурды, М. Осиховского это: «Образ или представление ума подобное воздушному замку. Впечатления, имеющие чувственную живость и яркость, но проявляющиеся без внешнего объекта»

Данное утверждение основывается на разрыве субъекта (осознающего предмет мышления, ментального представления) и объекта (предмета, представленного для осознающего мышления объектом).
Как только мы нарушаем неразрывную связь субъекта и объекта, у нас «внешний объект», «объективный мир» меняет статус объекта восприятия, осознания, исследования субъектом на предмет в себе (кантовскую вещь саму-по-себе). Без ментального восприятия, исследования («конструирования») и осознания не существует никаких объектов самих по себе (ни объективного мира, ни внешних объектов). Есть просто предметы мира самого по себе, но не объекты (не имеющие логического смысла вне соотнесения с субъектом). «Внешний объект» - пустая бессодержательная абстракция вне соотнесения со своей противоположностью – «внутренним» субъектом. Объявили «внутреннее» субъекта «представление ума» лишенным соответствия чему-либо в природе - лишили природу статуса объективного мира, ибо нет соответствия, связи между субъектом и природой-объективным миром. Нет в данной постановке вопроса «объективного мира», противоположного воспринимающему его субъекту, а есть безразличная по отношению к субъекту Природа.
Теперь о вопросе, а что же в природе соответствует «собственной деятельности сознания», «ментальному конструированию»? На этот вопрос отвечает Э.Ильенков (в Диалектической логике, где про диалектику нет ничего по существу, зато подробно про вопрос «ментального конструирования»).
«Ментальному конструированию» в природе отвечает активность человеческого субъекта по гипостазированию этих ментальных конструкций в природные объекты. «Вторая природа» человека, или техносфера, и есть гипостазирование «образа или представления ума» во «внешние объекты»: здания, бытовые предметы культуры, техники, книги и т.п.

Очевидным примером подсознательного ментального конструирования может служить эффект кинематографа. Объективно на киноэкран подается последовательный набор статических фотографических изображений, а на экране нашего сознания они воспроизводятся как реально движущиеся предметы. Воображаемое движение, в данном случае, есть результат подсознательного ментального конструирования.

Приведен «очевидный пример» неразрывной связи субъективного ментального конструирования и внешнего объекта. Ментальное конструирование через активность человеческой деятельности по его гипостазированию получило объективное выражение в кинематографе. Это модель наглядно показывает как субъект воспринимает природу, мир в собственной специфике восприятия, разлагая единство, неразрывную континуальность природы, мира на объективно-иллюзорную модель, в которой единство иллюзорно воссоздается из дискретно-статичных кадров киноленты.
Если в интуитивном восприятии мира сохраняется его целостность, то переходя к сфере ментальности эта цельность, котинуальность мира расщепляется на субъектно-объектное отношение, в котором мир уже дуализирован на субъект и объект и восприятие субъектом объективного мира есть процесс иллюзорного восстановления континуальности из статических, дискретных «кадров киноленты».