В сути вещей - кратко

Аватар пользователя bulygin69
Систематизация и связи
Логика

1) Жизнь с точки зрения логики. 2) От того, что живет, к тому, что мыслит. 3) Боги и демоны - и их логика. 4) Фундаментальное ограничение математики. 5) Некоторые определения кибернетики (Эшби, Введение в кибернетику)

Всем творческих успехов! 

Комментарии

Аватар пользователя bulygin69

Жизнь с точки зрения логики.

Способность опережающее реагировать характеризует жизнь. Но как это выразить формально?

Возьмем запись функциональной зависимости Y=F(X), ее определение:

1) Если F (функция) однозначно относит X (аргумент функции) к Y (значение функции), то Y - то же самое, что X, однозначно отнесенное к Y благодаря F.

2) Если из операнда X, при воздействии на операнд оператора F, следует только образ Y и ничто иное, то образ Y - то же самое, что операнд X, при воздействии на операнд оператора F.

Иначе говоря, Y=F(X) «опережающе предсказывает» появление Y, если на X будет воздействовать F.

Далее об энтропии. Речь не идет (в смысле логики систем) ни о температуре, ни о тепле и вообще ни о каких-то других физических величинах.

Речь идет о необратимости (стремление к устойчивости), но не в смысле деградации энергии (деградации до состояния невозможности совершить работу), а в смысле деградации однозначно замкнутого преобразования («однозначно и замкнуто» трактуется как у Эшби и никак иначе).

В частности (например, для преобразования типа «F: А <-> А»), энтропия может быть уже максимальна, поскольку А преобразуется только в себя.. А вот преобразование ... «U: B -> A -> C -> A» … (т.е. А=U(B), C=U(A), А=U(C) в записи функциональной зависимости) деградирует до цикла ... «U: A <-> C» … в котором состояние В никогда уже не встретиться.

Формулировка энтропии как меры необратимости приложима и к энтропии статистической. Разница только в том, что система будет стремиться к наиболее вероятному распределению. И, таким образом, устойчиво ... не отдельное состояние, а наиболее вероятное распределение состояний.

Энтропия же Шеннона оценивает количество (нормированное единицей) полученной новизны (без учета ее содержания)

Цитируя Шредингера:

«Что является характерной чертой жизни? Когда мы говорим про кусок материи, что он живой? Когда он продолжает «делать что либо», двигаться, обмениваться веществом с окружающей средой и т.д., - и все это в течение более долгого времени, чем по нашим ожиданиям мог бы делать неодушевленный кусок материи при подобных же условиях. Если неживую систему изолировать или поместить в однородные условия, всякое движение, обычно, очень скоро прекращается. ... Достигнуто неизменное состояние, в котором не возникает никаких заметных событий. Физик называет это состоянием термодинамического равновесия или «максимальной энтропией»

Итак:

1) Именно «неизменное состояние, в котором не возникает никаких заметных событий» - это состояние устойчивости системы. И, следовательно, отрицательная энтропия характеризует жизнь как процесс, направленный в обратную сторону (но не в смысле разрушения порядка, а его(их) увеличения).

2) Живыми называются такие системы, которые способны самостоятельно поддерживать и увеличивать свою очень высокую степень упорядоченности. Что есть порядок в таком случае? Порядок - это характеристика , обозначающая высокую степень согласованности т.е. то, что делает нечто структурой.... Ключевое здесь не только слово порядок, но и его увеличение.

3) Увеличить упорядоченность означает увеличить количество того, что «однозначно и замкнуто”.

Поэтому:

Беря за основу определение Шредингера, жизнь - это то, что питается тем, что «однозначно и замкнуто», увеличивая свою упорядоченность. Причем, то, что представлено как «однозначно и замкнуто», качественно различно относительно друг друга, а не копирует себя как однотипную структуру (типа кристалл, например) Таким образом, если нечто увеличивает количество «съеденных порядков типа Y=F(X) или, что то же, Y<->F(X) », то 'это нечто - живое.

И, наконец:

Считается, что живому свойственно сохранять себя. Но это не так! Механизм репликации - не есть жизнь, а есть лишь способ ее сохранения. Он – всего лишь способ компенсировать неудачные попытки находить все новые однозначно замкнутые преобразования (особенно, если этим способом поиска является простое правило - случайный перебор).

P.S. Этот процесс схож с ростом кустарника Y=F(X) с переплетающимися, порой, ветвями.  ... Его можно представить, например, в таком виде:
B=H(D), C=Q(W), A=C(B), S=P(B)
Где оператор в виде стрелки связывает операнд с образом (от операнда к образу). 
Причем, образ в одной записи (... C=Q(W)...) может быть оператором в записи другой (... A=C(B ...)

P.S. Опережающее возбуждение или сущность прогноза
http://www.scorcher.ru/neuro/science/emotion/prognos.php

 наиболее существенное из статьи “Опережающее возбуждение или сущность прогноза”

1) В физиологическом плане представление об опережающем возбуждении И.П.Павлов описал как состояние "предупредительной деятельности", т.е. постоянное стремление высоко специализированных организмов к развитию ими будущих приспособительных актов. Это означает, что организм должен подготовить себя по сигналу к предстоящим, последовательно развивающимся событиям для того, чтобы их можно было результативно осуществлять.

2) Ясно, что даже простейшие реакции насекомых типа стимул-ответ, уже содержат элемент жизненного опыта вида, элемент записи предвидения, который отшлифован естественным отбором.

3) Именно Когилл писал о том, что процесс раннего эмбрионального роста всегда опережает наличную функцию, он как бы "заготавливает" те структуры, которые будут необходимы только в будущем поведении животных
.
4) "способность мозга фиксировать повторяющиеся последовательности внешних событий, развившаяся на основе примитивных форм отражения, определяет ту изумительную социально опосредованную способность человеческого мозга, которая выражается в предвидении будущего в формулировке гипотез и вообще в различных прогностических оценках событий" (Анохин П.К. Теория отражения и современная наука о мозге.- М.: Знание, 1970.)

Вот об этом опережающем реагировании с точки зрения логики я и говорю, рассматривая однозначно замкнутые преобразования (Эщби, Введение в кибернетику) как способ описать это опережающее реагирование

Итак, жизнь - открытая система, которая увеличивает количество однозначно замкнутых преобразований, знание которых позволяет предвидеть события, которые еще только наступят и, соответственно, реагировать заранее исходя из поставленных целей.

Аватар пользователя bulygin69

Вместо:
«Организм извлекает упорядоченность из окружающей среды, отрицательная энтропия - это то, чем организм питается».

Я бы сказал:
Жизнь – это извлечение однозначно замкнутых преобразований из окружающей среды, постоянное увеличение однозначно замкнутых преобразований – это то, за счет чего жизнь существует.

 

Аватар пользователя bulygin69

P.S. Цитата из статьи "Опережающее возбуждение или сущность прогноза":
"опережающее возбуждение основано на памяти 
о прошлом опыте подобного поведения в сходных условиях".

 Допустим, было выявлено, что ... 
если (на Х действует F, то из Х следует только Y и ничто иное), 
то можно записать тогда: Y=F(X).
Другими словами, это память о том, что будет только Y, если
на X воздействует F.

Теперь, зная этот закон, ... и имея текущее состояние X,
можно однозначно заключить (предсказать), что будет Y,
если воздействовать на X с помощью F.

Более сложное ... Если выявлено (занесено в память):
В = U, если M
A = B, если С
S = B, если P
... то, чтобы избежать, например, А, и имея текущее состояние U,
нужно выбрать оператор P, когда текущим состоянием будет В.

Аватар пользователя bulygin69

Это так же означает, что нужно:
1) либо извлечь заранее из окружающей среды 
однозначно замкнутое преобразование S=P(B)
и воспользоваться им впоследствии.
2) либо (словами Когила) заготовить структуру S=P(B), 
которая понадобиться ему только в будущем

 

Аватар пользователя bulygin69

P.S. Мащина со входом (в пониании Эшби), если ее вход фиксирован,
рано или поздно придет к состоянию устойчивости. 
Чтобы этого не произошло, достаточно (в наиболее простом случае) 
постоянно изменять входа этой машины. 
Для этого необходима энергия, получаемая извне.

Пару слов о живом с точки зрения психологии.
Почему мы часто (в мифах, у детей и т.д.) называем живыми
... вулканы, реки, ...? Потому что они постоянно изменяются.
Почему дети, если им дадут сложно устроенную игрушку,
немного поиграв с нею, отнесут эту игрушку к неживому?
Потому что они могут управлять ею (= добиваясь различных
устойчивых состояний). 
В случае же реки и вулкана это затруднительно. 
В связи с этим еще раз напомню, 
что жизнь - то, что изменяется за счет извлечения 
однозначно замкнутых преобразований из окружающей среды.
Или, если угодно, жизнь - то, что изменяется, создавая структуры,
которые используются для создания все новых структур.

Аватар пользователя bulygin69

От того, что живет, к тому, что мыслит.

 Сущностью мышления является то, что оно использует:
1) Субъект предикативное отношение (особым видом которого является понятие)
2) Синтаксис - т.е.  множество субъект предикативных отношений, связанных между собой отношениями независимо/зависимо (в трактовке Эшби).

Обратимся к функциональной зависимости. В записи Y=F(X) , Y - субъект высказывания, а X и F – его предикаты. Но не только. Наряду с «Y-F» и «Y-X», субъект предикативным отношением будет также «Y-F(X) ». И именно такое отношение (использующее отношение равенства) можно считать понятием, поскольку «понять» - означает выделить, во-первых, общее и, во-вторых, среди элементов множества, которые также обладают этим же общим, выделить еще и то, что единственным образом выделяет именно этот субъект высказывания и никакой иной

Так, понятие Москва определяется не посредством «Москва – Россия» или «Москва – столица», а «Москва – столица России». В свою очередь, «Москва – столица России» приводима к виду «Москва – столица, если России», где условная часть соответствует функции, т.е «Москва =Россия(столица)».

Далее. Синтаксис, как известно, - это то, что делает из слов или из субъект предикативных отношений предложение. Что же это? Если первое однозначно замкнутое преобразование изменяет второе, а второе преобразование не изменяет первое, то первое независимо от второго и второе зависимо от первого (подробнее об этом можно почитать у Эшби в его книжке «Введение в кибернетику»). Так вот, именно отношение независимо/зависимо лежит в основе построения предложения. Если имеется предложение …«|И| -> |Т| -> |В|», … (где |И| – часть предложения, выраженная именительным падежом; |Т| – часть предложения, выраженная творительным падежом; |В| – часть предложения, выраженная винительным падежом), то оно просто говорит о том, что именительная часть управляет творительной частью, а та, в свою очередь, управляет винительной частью. В русском языке, например, эти пары «независимо/зависимо» маркируется особыми окончаниями, которые легко трансформировать в предлоги, выполняющие ту же роль.

Но этого мало. Мало описать правило построения одного предложения. Нужно еще что-то, что делает из множества предложений текст. Вернее, отношения независимо/зависимо и субъект/предикат продолжают работать и на уровне предложений, но необходимо еще описать то, что есть побуждение и что есть вопрос.

Побуждение - это слово (знак вопроса можно заменить словом вопрос), семантический смысл которого заключается в том, чтобы повторить то, что слово-побуждение маркирует. Формально, X=P(X) как раз соответствует двум предложения «P(X). X.», в котором первое предложение побуждает повторить X в следующем предложении, которое и выполняется, И этим словом-побуждением является P, которое может выразить, как и в случае с падежами, особым окончанием.

Семантический же смысл вопроса - побудить истину.  А это означает, что на вопрос типа «Y- X?»  ответом будет истина (т.е. утверждаем равно между Y и F(X) ...):  «Y- X? Да, Y - X. Y- не-X? Нет».

Роль же разграничения между предложениями выполняет точка, которая также является особым словом, назначение которого не допускать неопределенности (за исключением случая, когда нужно передать однозначным образом саму неопределенность). Известное всем «казнить нельзя помиловать» как раз требует такого разграничения (запятая является более сложным случаем – предложения, использующие запятые, можно свести к нескольким предложением, использующим только точки, а не запятые).

Может создаться впечатление, что изначально нужен метауровень – что нужен взрослый, уже обладающий необходимыми знаниями, который бы обучил ребенка этим знаниям и никак иначе. Но это не так! Достаточно запустить механизм жизни, чтобы эти знания однажды можно было бы приобрести. … И действие этого механизма мы наблюдаем на каждом шагу! Так, однажды поняв, что вытянутая ручка побуждает маму обозначить словом то, на что она (ручка) указывает, ребенок всюду ею пользуется, вытягивая ручку в сторону интересующей его вещи.

В заключении хочу заметить, что мыслить – не обязательно понимать, что процесс мышления происходит. И только тогда, когда мышление делает своим предметом само мышление, только тогда можно говорить о сознании. Сознавать, таким образом, – означает не только мыслить что-то, но и мыслить сам процесс мышления. И та часть сознания, которая мыслит мышление, есть наше Я.

Аватар пользователя bulygin69

Что значит определить?
Определение - становление смысла незнакомого термина 
с помощью терминов знакомых и уже осмысленных.
Определение — логическая операция, раскрывающая содержание понятия.

Смысл определения - выявить, во-первых, общее и, во-вторых, выявить еще то, 
с помощью чего из множества объектов (каждый из которых обладает этим общим)
можно выделить именно определяемый объект и никакой иной.

В записи Y=F(X):
Y - определяемый объект
X - общее, присущее множеству объектов
F - правило выбора, определяющее только объект Y из множества объектов, 
каждый из которых обладает общим свойством X.

Примеры Y=F(X), взятые из толкового словаря Ожегова:
1) Y - абажур, X - колпак, F - светильника
2) Y - аббат, X - настоятель, F - мужского католического монастыря

Аватар пользователя kto

bulygin69, 23 Август, 2014 - 08:57, ссылка

Смысл определения - выявить, во-первых, общее и, во-вторых, выявить еще то, 
с помощью чего из множества объектов (каждый из которых обладает этим общим)
можно выделить именно определяемый объект и никакой иной.

 С точки зрения молекулярной биологии смысл это живое движение присваивающее вещь внешнего мира. Смысл зарождается при транскрипции гена, несущего в себе белок-фермент, который отщепляет от структуры внешнего мира живым движением необходимую вещь. Смысл дан субъекту в ощущении при транскрипции гена.

Аватар пользователя bulygin69

присваивающее вещь внешнего мира.

Довольно красиво звучит:) 

Аватар пользователя bulygin69

Правила, благодаря которым из отдельных слов получается предложение, 
есть синтаксис предложения. В наиболее простом виде, 
этим правилом может быть SVO, 
где S – субъект, О – объект, V – сказуемое. 
Это означает, что S, являясь независимой частью (в трактовке Эшби), 
управляет зависимой частью (объектом). 

В качестве примера можно привести SVO, данное Зориной:
«Как уже упоминалось, смысл фраз передается в обезьяньем амслене 
только порядком слов, который соответствует характерному 
для английской грамматики. И Уошо, и другие обезьяны четко понимали 
влияние порядка слов на смысл высказывания 
и адекватно реагировали на фразы, 
где подлежащее и дополнение менялись местами. 
Например, когда знаками говорили «Я ЩЕКОТАТЬ ТЕБЯ», 
обезьяна ждала, что ее будут щекотать. 
Но когда ей говорили «ТЫ ЩЕКОТАТЬ МЕНЯ», 
она в свою очередь бросалась щекотать собеседника».

Вообще говоря, SVO можно свести к SO, 
поскольку и субъект и объект должны иметь свойство О с той лишь разницей, 
что при объекте сказуемое в пассиве, а при субъекте в активе, 
характеризуя направление воздействия. Это распространяется и на тот случай, 
когда субъект или объект только предполагаются (неявно присутствует). 

Таким образом, уже можно построить несколько предложений,  
например: «SVO. SVO.». 
Можно ли эти два предложения объединить в одно, имея ввиду, 
что объект первого предложения является субъектов второго предложения? 
Нет. Чтобы избежать двусмысленности, необходимо как-то это слово, 
входящее в оба предложения, маркировать, чтобы оно подчеркивало, 
что оно одновременно является как субъектом, так и объектом. 
Обозначим (промаркируем) его как Т. 

Тогда «SVТVO.»  указывает, что S управляет T, а Т управляет O. 
Сказуемое в этом предложении может быть 
одним и тем же или не одном и тем же – это неважно. 
Такого рода направленные воздействия в программировании, 
например, изображаются посредством диаграммы «последовательности сообщений». 
В случае же русского языка «SVТVO.»,  
S соответствует тому, что выражено в именительном падеже, 
Т соответствует тому, что выражено в творительном падеже, 
а О соответствует тому, что выражено в винительном падеже. 

Итак, в основе построения предложения (синтаксиса) 
лежит отношение независимо/зависимо, 
различные комбинации которых по отношению друг к другу 
дают множество падежных окончаний (в случае русского языка, например). 
Не составляет труда выразить это же и с помощью предлогов.

Аватар пользователя bulygin69

Уместно будет еще добавить, что V может не иметь содержания. 
В этом случае остается лишь направленное действие (воздействие), 
лишенное какого-либо содержания (не SVO, а SO), что и имеем,
например, для «ты щекотать меня кисточкой»:    «кисточкой меня».

 

Аватар пользователя bulygin69

Часто приходится слышать от лингвистов, 
что там, где есть полноценный язык, 
там можно встретить рекурсивную функцию, 
т.е. встроенные в друг друга предложения. 
Имея, скажем, базовое предложение «кошка съела мышь», 
вложим его в «собака увидела, что кошка съела мышь».

Но также, используя иерархию, выстраиваются и определения. 
Так, В=H(D) вложим в А=С(В), т.е. получим А=С(H(D)). 
Что человеческим языком может быть прочитать как: 
1) А – то же самое, что С от того, что H от D
2) А – то же самое В, если С, где В – то же самое, что D, если H.

Аватар пользователя bulygin69

Нужны ли морфемы? Теоритически, нет.
В них не было бы необходимости, 
если бы количество "отдельностей"
было неоганиченно велико. Тогда бы было возможно каждому
новому слову ставить в соответсвие новый знак (отдельность).
Но такого неограниченного множества нет.
Да, это и не нужно с практической точки зрения.

Если имеется какой-то знак (слово), уже сопоставленное какому-то
смыслу, то его уже нельзя использовать для чего-то еще
(иначе получается неопределенность).
Выход поэтому только один: необходим пул знаков, 
каждый из которых ни к чему не соотнесены (бессодержательны).

Такую роль и выполняют фонемы, морфемы ... 
комбинации которых "загружаются" определенным смыслом
(и в дальнейшем именно эти комбинации 
уже не используются, разумеется, в качестве знаков, 
не имеющих содержания)

Этими "не имеющими содержания" знаками являются 
тире и точка азбуки морзе. 

Когда мне было 6 лет, часто оставляли с младшей сестренкой.
Она и пошла из моих рук. Но не только это вспоминается.
Однажды, с горечью сказал родителям: 
"с ней возиться - вся молодость пройдет".
На что Оля (сестренка) ответила:
"10 01    101 01 101 001"

Язык можно построить, пользуясь лищь двумя фонемами.
И, хотя, в приведенном выше примере, 
визуально есть разграничители в виде пробелов как между буквами, 
так и между словами, но их можно опять-таки представить 
какой-то уникальной комбинацией единиц и нулей
(в связи, например, этим разграничителем является синхросигнал).

 

Аватар пользователя bulygin69

Глагол и  существительное – в чем разница? 
Имя существительное – это класс слов, объединенных 
категориальным значением предметности и выражающих это значение в формах рода, 
числа и падежа. Глагол же -  класс слов, объединенных 
категориальным значением действия и выражающих это значение в формах лица, 
времени, наклонения, вида и залога. 
Но что означают эти категории предметности и действия? 

Если нечто переходит в себя (А <-> А), 
то это (сам переход) характеризует предметность А. 
Если нечто переходит в другое нечто (например, С <-> D), 
то это характеризует изменение (действие) А. 
Если же изменение переходит в изменение (например, “C <-> D” <-> “C <-> D”), 
то перед нами случай отглагольного существительного 
(существительное, полученное из глагола): достаточно “C <-> D” обозначить как А.

Итак, смена разных нечто (хотя бы двух) характеризует изменение, 
которое мы называем одним словом – словом с глагольным значением. 
И, наоборот, преобразование чего-либо, в том числе и изменения, 
само в себя есть то, что мы называем существительным.

Это различие (между существительным и глаголом) нужно как-то маркировать. 
Пусть ими будут: 
отсутствие маркера для имя существительного и ить/ать для глагола.
 Тогда последовательность из двух слов “ать щекот” означает то, 
что нечто (щекот) изменяется 
(то, что нечто изменяется видно благодаря применению предлога-маркера “ать” 
перед словом “щекот”). 

Существительное еще информирует о роде, числе и падеже. 
Маркировать род (мужской или женский) можно, например, 
так: муж щекот (щекот мужского рода), жен щекот (щекот женского рода). 
Маркировать число можно как: од щекот (щекот в единственном числе), 
мно щекот (щекот в множественном числе). 
Маркировать, например, творительный падеж можно как: 
чем щекот (щекот в творительном падеже).

Это так же означает, 
что представленное с использованием предлогов-маркеров “мно чем жен щекот” 
или представленное с использованием окончаний-маркеров  “щекот-мно-чем-жен” 
можно понимать как “щекотками”.

Разбор лица, времени, наклонения, вида и залога для глагола 
производится аналогично.

Аватар пользователя bulygin69

Боги и демоны - и их логика.

Когда встретился с Олей, впоследствии ставшей моей женой, впервые столкнулся с эзотерикой непосредственно, а не только путем чтения книжек. Оля могла почти мгновенно входить в транс, передавая сообщения сущностей, которые «по ту сторону». И только выйдя из транса, потом читала, что было написано (в стихах) автоматическим письмом.

И из того же времени помню, как, подрабатывая разнорабочим в пекарне, принес лоток с хлебом к прилавку, поскольку об этом попросила продавщица. И помню ее удивленные глаза, поскольку такой необходимости не было и, соответственно, такая просьба не поступала.

Существуют сотни примеров, когда в нас начинают жить (и, причем, жить продолжительно) боги и демоны. Их житие можно наблюдать не только внутренне, но и внешне. Они могут полностью переподчинить себе наше сознание, говоря другим тембром голоса, например, или не давая передвигаться, хватая ноги руками.

Объяснимо ли это? Наблюдая за недавно родившимся ребенком, можно заметить, что его движения порывисты - ноги и руки болтаются отдельно друг от друга. а голова не поспевает за перемещениями рук и ног. Вообще, кажется, что в нем не существует единого центра управления, который с годами, как правило, появляется. Процесс переподчинения одних частей другим происходит постепенно.

Возможно ли, что он (осознающий себя центр управления) будет не один? Возможно ли, что, однажды возникнув, он столкнется с более могущественным? А почему бы и нет? Это возможно, поскольку механизм создания таких частей, осознающих себя, такой же по своей природе, как и процесс, что породил когда-то и наше сознание, наше Я.

Боги и демоны - лишь предельный случай изменения частей, достигших уровня сознания. Гораздо более часто приходиться встречаться с теми частями, что просто мыслят, не понимая, что они мыслят. Именно этим объясняется та роль интуиции, которую мы ей отводим. Сознательно, могут даже не подниматься вопросы, решения которых, порой, мы получаем сразу и целиком.

Опять же, из собственного опыта. Порой, когда не слишком загружен на работе и достаточно только одной руки, проделываю такой опыт. Перестаю управлять левой рукой, относясь к ней как независимому существу. И наблюдаю за ней, словно за ребенком после рождения. Наблюдаю, как начинают подрагивать сначала пальчики и кисть, затем может оторваться от стола локоть и рука повисает в воздухе словно согнувшийся червячок. При этом, правой рукой провожу вполне осмысленные действия, проверяя работу оборудования Читы и Омска, например, заходя на соответствующие маршрутизатры.

Психика человека (и не только его) иерархична. И ее части, как правило, имеют достаточную степень свободы. Более того, свобода воли изначально присуще тому, что мы называем мышлением. И присуще тому, из чего мышление возникает - жизни.

Аватар пользователя bulygin69

Все же, где и как располагаются рожки с ножками, дяденька с бородой,
а так же стихи Пушкина, канарейка, уравнение Эйнштейна и прочее?

Можно ли, образно говоря, вырезать кусочек мозга и сделать вывод,
что канарейка находится именно в этои месте мозга на том основании, 
что после этой операции мозг перестает понимать что есть канарейка
(при допущении, что эту канарейку мы вырезали, не повредив ее)?
Отчасти, но при условии, что понятие канарейка расположено 
только в одном месте, а не в нескольких.

Более сложные случаи хранения имеем 
(при допущении, что понятие канарейки только одно),
если понятие чего-либо, словно кусочки мозаики,
расположены в разных местах мозга. 
А эти маленькие кусочки, соответсвенно,
делятся на более маленькие подкусочки,
которые могут быть распределены, опять же,
в разных местах.

Поскольку любое понятие иерархично, 
разные уровни, к которым сводится понятие,
могут быть (а, скорее всего, так и есть)
расположены в разных местах. И чтобы не быть голослоыным,
сошлюсь на Джорджа Люггера.

Из книги “искусственный интеллект” Джорджа Люггера:
“Из психологии известно, что люди ассоциируют понятия, 
а также иерархически организуют свои знания 
с помощью информации самых верхних уровней классификационной иерархии. 
Коллинс и Квиллиан моделировали хранение информации человеком и управление ее, 
используя семантическую сеть. 

Структура этой иерархии была получена в лаборатории 
в результате тестирования группы людей. 
Субъектам задавались вопросы о различных свойствах птиц, 
такие как “канарейка – это птица” или “канарейка может петь?”

Хотя ответы на эти вопросы, возможно, просты, 
изучение времени реакции показало, что при ответе на вопрос 
“может ли канарейка петь?” оно больше, чем на вопрос, 
чем на вопрос “может ли канарейка летать?”.
 
Коллинс и Квиллиан объясняют эту разницу во времени ответа тем, 
что люди запоминают эту информацию на самом абстрактом уровне. 
Вместо того, чтобы запоминать конкретные свойства 
для каждой птицы люди запоминают, что канарейки – птицы, 
а птицы обычно имеют свойство летать. 

Даже более общие свойства, такие как питание, 
дыхание и движение запоминаются на уровне “животные”. 

Таким образом, попытка вспомнить, может ли канарейка дышать, 
занимает больше времени, чем вспоминание может ли канарейка летать. 
Это, конечно, происходит из-за того, что для получения ответа человек 
дольше должен путешествовать по иерархии памяти”.

Таким образом и несколько упрощая, 
канарайка - это животное, умеющее летать и петь.
... И тогда храние операнда может находится в одном месте мозга,
а функция, состоящая из двух подчастей, хранится даже в рахных местах.
... Тогда канарейка - это то, что связывает это все вместе 
путем связки "то же самое"
Возможно, этим связующим может быть даже один нейрон - 
нейрон "канарейки", который физическими или логическими ссылками 
в нейронной сети увязывает в одно "оператор от операнда".

Аватар пользователя bulygin69

Но так же обстоит дело и при размещении файлов в компьютере.

То, что файл представляет из себя цельный объект, не означает, 
что физически он обязательно расположен в одном месте.
Можно реализовать (физически) файл как связанный список блоков,
где каждый блок состоит как из самих данных, так и указателя в памяти, 
указывающий где следующий блок данных расположен.
А можно сделать и по другому: разместить отдельно блоки с данными
и блок с указателями, указывающими где эти блоки с данными расположены.

Усложним. Классы в объектно ориентированном программировании
описываются (упрощенно) следующим образом 
(где значком плюс и минус помечены доступные всем 
и не доступные члены класса):

Класс 
{
+ класс.функция-А
- класс.функция-В
}

Так, SVO (субъект, сказуемое, объект) в примере "ТЫ щекотать Я"
можно представить как:
Субъект - "Ты.щекотать(кого-то)" с доступной функцией членом.
Объект - "Я.щекотаться(кем-то)" с доступной функцией членом.

И, соответственно (с точки зрения хранения), например, 
Субъект "Ты.щекотать(кого-то)"
как один логический объект может храниться в разных местах.
Отдельно может храниться "ты" 
и отдельно может храниться "щекотать".

Аватар пользователя bulygin69

Возможно, наиболее сложный вопрос, 
на который предстоит ответить:
как среди огромного множества отдельностей
(как параллельно, так и последовательно идущих)
мышление способно вычленять законы  
(однозначно замкнутые преобразования) этого мира?

Процитирую Турчина (Феномен науки):
«Если термин «абстрактное» понимать 
как отвлеченное от несущественных признаков 
(а именно такое понимание является нормой и принято, 
в частности, в настоящей книге), 
то это утверждение не выдерживает ни малейшей критики. 
Мы видели, что решающее отличие мышления человека состоит 
в наличии управления ассоциациями, 
которое в первую очередь проявляется как способность к воображению. 
Что же касается различия в понятиях, 
то оно во всяком случае не сводится к противопоставлению: 
абстрактное-конкретное. Всякое понятие абстрактно. 
Понятие кошка для собаки является абстрактным, ибо содержит, 
например, отвлечение от расцветки кошки (несущественный признак). 
Если измерять умственные способности степенью абстрактности понятий, 
то лягушка окажется одним из самых умных животных, 
ибо она мыслит с помощью всего-навсего двух, 
но зато чрезвычайно абстрактных понятий: 
«нечто маленькое и быстро движущееся» и «нечто большое, 
темное и не очень быстро движущееся».

Это означает, что понимание идет от абстрактного к конкретному.
И это так же означает, что чтобы понять, например, А
(если это А определяется как ... А=С(H(D))...),
нужно прежде понять В и С, где В=H(D).
А это, в свою очередь, означает, что мы думаем как-то так:
«D? Да. H(D)? Да. С(H(D))? Да, это А».
Упрощенно, такой процесс рапознавания 
напоминает игру «тепло/холодно», позволяющую определить 
сложное через ограниченное число простых правил.
... Кто знаком с пресуппозициями, того такой подход не удивит.

Означает ли это (= от абстрактного к конкретному),
что обратное направление мышления невозможно?
Разумеется, не означает. Но речь, ведь, идет о том,
как мышление возникает «из ничего». А возникнув,
уже способно не только от «абстрактного к конкретному»,
но  и от «конкретного к абстрактому». 

Аватар пользователя bulygin69

Фундаментальное ограничение математики.

Поскольку противоречие – это [А & не-А – то же самое] или [А равно не-А] или [А не равно А], то, подставив вместо А «то же самое», в частном случае получим [«то же самое» равно «не то же самое»].

Но именно так, используя противоречие, логика программирования описывает то, что не существует «IF (А = не-А) THEN false». Эта запись утверждает то, что не существует такое «А», которое было бы «не-А» и не существует такое «не-А», которое являлось бы «А». Поскольку противоречие описывает то, что не существует (что не имеет решения или, другими словами, что имеет ноль решений), то все парадоксы подпадают под этот формат. Так, парадокс брадобрея, цитируя Колмогорова из его книжки о математической логике, звучит как:

«Деревенский парикмахер бреет тех и только тех в своей деревне, кто сам не бреется. Бреет ли он себя? Несложное рассуждение показывает, что он бреет сам себя тогда и только тогда, когда не бреет себя. Как следует реагировать на такую ситуацию? Очень просто. Такого парикмахера не существует»

Итак, выразить то, что не существует, можно следующим образом: «ноль А = не существует А = нет А = А равно не-А = А не равно А». И, соответственно, то, что существует, можно выразить как: «существует А = есть А = А равно А = ноль равно разности А с собой = один А». В логике же программирования, если требуется выразить то, что что-то существует, используют запись «IF (А = А) THEN true».

Почему же противоречие является фундаментальным ограничением математики и почему, математика не может сформулировать понятие нуля (и, соответственно, единицы), несмотря на то, что неявно этими понятиями она все же пользуется?

Напомню, как единица и ноль трактуются в математике. Ноль – это нет хотя бы одного (0=|{}| - мощность множества, не содержащего ни одно элемента, равна нулю). Один – есть только один элемент в множестве и этот элемент – ноль (1=|{0}| - мощность множества, содержащего единственный элемент ноль, равна единице).

Но, честно говоря, это насмешка над логикой. Получается, чтобы дать определение нуля, нужно предварительно дать определение единицы, а чтобы определить единицу, изначально нужно определить ноль.. Именно об этой проблеме математики пишет Успенский в статье «семь размышлений на темы размышлений о философии математики»: «… по существу, используется то самое понятие натурального числа, которое мы еще только собираемся аксиоматически определить».Кроме того, такие определения страдают еще одним существенным недостатком – они никак не связаны с тем, что именно мы считаем.

Итак, возвращаясь к вопросу, почему же математика не смогла дать определение нуля. Она этого не смогла сделать потому, что ее суть – непротиворечивость. А ноль – это и есть то самое противоречие, которое она всеми силами пытается избежать. Непротиворечиво противоречие не опишешь. Все существо математика, воспитанного с молодых ногтей на том, что противоречия должны быть изгнаны из их рая (из рая однозначности), противится тому, чтобы помыслить, что «ноль – то же самое, что не равно себе«, поскольку он в этом случае должен принять как то, что «ноль равен нулю», так и то, что «ноль не равен нулю». «Бред» - кричит он! Хотя сам, втихаря и не понимая этого, противоречием все же пользуется. Пользуется, прибегая, в частности, к понятию импликации, суть которой в том, что из лжи следует как ложь, так и истина. О том же и Гёдель - о невозможности описать систему полным образом, не прибегая к противоречию; можно описать ее непротиворечиво, но тогда система будет не полна (знание о ней будет не истинно). Вот и натуральный ряд (этот священный Грааль математики) с иронией об этом же – ну, никак не поддается он «правильному» мышлению.

P.S. Ссылка на то как ребятишкам поясняют понятие истинное и ложное в математие:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ma ... istinalozh
... Урок математики 4 класс"Истина.Ложь"
Определи истинные высказывания.
2+2=4, 2 + 2 = 5, 2+3=5

А это означает, что [2+2 & 4 - истинно, то же самое], [2+2 & 5 - ложно, не то же самое]. 

Еще примеры ложных высказываний. ... Крокодил, который не летает - летает. Снег, который не бел - бел. ... Эти примеры ложны потому, что о не летающем утверждпется, что оно летает [не летающее = летающее] и о не белом утверждается, что оно бело [не бело = бело]

В парадоксе с брадобреем имеем то же самое. ... Бреет  - это тот и только тот, кто не бреет [не бреет = бреет]. Но это же можно записать как  [брить & не брить - ложно]

 

 

 

Аватар пользователя ZVS

Получается, чтобы дать определение нуля, нужно предварительно дать определение единицы, а чтобы определить единицу, изначально нужно определить ноль.. 

 

Осталось последний шаг сделать.:)

Нуль и единица противоположны друг другу и едины в некотором целом.То есть нуль(ничто) определяет и определяется через единицу(нечто), и наоборот,единица(нечто) определяет и определяется через нуль(ничто).Ваше высказывание: ноль есть(равен) не ноль; не очень удачная попытка показывающая невозможность введения предельного понятия, в данном случае нуля, без введения его отрицания, то что есть Не-нуль.У Вас "плывёт" одно из предельных оснований  (понятия нуля) из-за неполности определения. Надо определять сразу и единицу, и нуль.

Аватар пользователя bulygin69

Не так. [Ноль А = А не равно А], где понятие ноль определяется правой частью относительно лог. связки "то же самое" и в этой правой части нет ссылки на какое-либо число вообще, а есть лишь "не то же самое".

Другое дело, что (в частном случае) этим А может быть, в том числе, и сам ноль. И тогда это влечет к тому, что "ноль нуля - это ноль не равен нулю" 

Именно то, что ноль - это противоречие ... вынуждает его описывать двумя разными таблицами истинности:

Логическая эквивалентность задается таблицей:
А B <->
0 0 1
0 1 0
1 0 0
1 1 1

Логическое умножение задается таблицей:
А B &
0 0 0
0 1 0
1 0 0
1 1 1

Различие этих таблиц только в первой строчке. Таблица эквиваленции говорит о том, что [ложь - то же самое, что ложь], а таблица лог. умножения говорит о том, что [ложь - не то же самое, что ложь]. ... Это просто способ обойти противоречие в том смысле, что части взаимоисключающего суждения расстаскиваем по разным таблицам и тем самым "как бы" избавляемся от того, "чего нет" 

Лично я давно расстался с иллюзией на надежду все описать непротиворечиво (само понятие противоречивости никак непротиворечиво не опишешь)

Аватар пользователя ZVS

Попробуйте  разделять описание нуля  как Знака(символа), в терминах мат.логики и как знака Ничто . Тогда станет очевидно, что первично именно понятие, сущность   Ничто по отношению к Знаку, и её невозможно ввести без  ввода понятия, сущности Нечто.Дальше будет проще. Вы  сразу начинаете с знаковой формы понятия и законов логики для знаков. А Знак(форма) отрицает Сущность(Знак есть Не-сущность), которую обозначает.Но не имеет существования без неё.Всё тоже самое, только с другого конца.:)

 

Аватар пользователя bulygin69

А я и говорю о сущности  (и исключительно о сущности) нуля, единицы. ... И, к тому же, говорю исключительно в практическом смысле. Так, [ноль А = А не равно А] и [один А = А равно А] связывает что-либо (что требуется посчитать) с количеством. И с такими определениями можно работать. 

У вас есть такие определения? ... Если есть, то объясните каким чудесным образом мы получаем ту же единицу, когда говорим ... один ноль, одно много, один карандаш, один набор ручек (что в них такого общего, что дает нам право так говорить)? Считаю, что мы имеем право так говорить только потому, что каждое из вышеперечисленного равно себе.

Просто, понятие "один" синономично понятию "существует". А вот квантор существования является более сложным понятием, нежели понятие существует. И это так, поскольку "один или более" - не то же самое, что один (так же, как ... существует или существуют - не то же самое, что существует)

 

Аватар пользователя ZVS

А я и говорю о сущности (и исключительно о сущности) нуля..[ноль А = А не равно А] и [один А = А равно А]

Сущность нуля-Ничто..нуль-знак наличия отсутствия,в абсолютном смысле. А у Вас сразу идёт выражение  нуль А, то есть  символ 0  в отношении к символу А, в конечном, прикладном смысле, как оператор некий, уже должный быть определённым где-то..это как переменная и значение переменной.Пропускаете этап определения  нуля,как знака и как знака сущности.

объясните каким чудесным образом мы получаем ту же единицу, когда говорим ... один ноль, одно много, один карандаш, один набор ручек (что в них такого общего, что дает нам право так говорить)?
 

Общее в них Знак, обозначающий  как наличие(один - как знак) и как отсутствие(один - как знак). Вселенная и есть бесконечное отражение Единой сущности многими знаками, в некотором смысле.

Аватар пользователя bulygin69

Я говорю не о цифре ноль, а о числе ноль (а обозначать число ноль можно как угодно - какими угодно знаками). 

Зачем на первое место ставить слово знак (со значением "наличие")? Зачем употреблять обороты ... наличие нуля, наличие многого, наличие карандаша, наличие набора ручек ... вместо ... есть ноль, есть много, есть карандаш, есть набор ручек? 

И далее - более существенное: как выразить это "есть"? Я вот и утверждаю (вслед за Фреге), что понятие "существует" можно заменить на понятие "самотождественно".

 

Аватар пользователя ZVS

как выразить это "есть"? Я вот и утверждаю (вслед за Фреге), что понятие "существует" можно заменить на понятие "самотождественно".
 

Пожалуйста. Кто мешает? Замечу лишь, что самотождественное ни через что не выражается, кроме себя. Нуль есть нуль, есть то, что есть, и всё тут..если уж быть последовательным.Да, это предельно общее понятие некоего наличия. Если Вы пытаетесь раскрыть понятие есть(существует), как   понятие   самотождественности, вполне допустимо, только пока получается многословно  и малопонятно. Даже для меня.:)

Аватар пользователя Филоверум

Существует и самотождественно - это разные вещи. Существование - это акт. А самотождественно - это свойство.

Философски самотождественность - это пустое выражение. Это и есть ноль в понятии. Вы можете сравнить вес яблока с весом этого же яблока практически? Вы никогда этого не сможете сделать. Вот сравнить вес одного яблока с весом другого яблока легко, положив на примитивные весы.

Самотождественность предполагает раздвоение, растроение..., точно так, как вы пишете в формулах, но это нонсенс.

Странно читать философствования на абсолютно абстрактные темы. Тут начинаешь читать просто глупость о живых системах. Живое - это прежде всего чувствующее. Но тут математики начинают пороть чушь об энтропии, об пожирании замкнутого. Что это? Не сумасшествие?

Вы мне объясните, как математики умудрились определить прямую как кратчайшую и пришли к выводу, что через одну точку может проходить несколько параллельных. Не в подмене понятий ли все проблемы?

Аватар пользователя bulygin69

Фреге:  «Не обязательно употреблять слово существовать; вместо него можно сказать: быть самотождественным». 

Существовать - означает быть тем же самым. И  это нискалдько не противоречит тому, когда мы говорим об изменяющемся, что оно существует. Не противоречит потому, что "изменение = изменение"

О самотождественности неравного я говорю как о нуле тогда, когда одно существующее переходит в другое существующее. И этот момент перехода одного в другое (в терминах этих одного и другого) есть ноль (граница существующих).

Философия и есть наука о всеобщем (об абстрактом). 

Вот если бы вы прочли книжки биолога Эшби, то и мнение, возможно, у вас было бы иное.

Что касается вашего последнего вопроса, то я им не интересовался. Не прокомментирую.

 

Аватар пользователя Филоверум

"Философия и есть наука о всеобщем (об абстрактом)".

Вы о логике говорите? А зачем Вы отождествили всеобщее и абстрактное?

Абстрактное - это всего лишь часть всеобщего. Абстрактное - это, ко всему прочему, субъективно ограниченное. Каждый абстрагируется по своему. Каждый приоритеты принципов расставляет по своему.

И философия - это наука о наиболее общих законах БЫТИЯ. По крайней мере, так ее определяли основатели, которые хотели понять законы жизни.

Но вы можете это сузить до математически абстрактного. Сейчас модно всё извращать, упрощать до энтропии, синергии... А где у Вас самое главное - человек? Его чаяния, чувства, переживания?

Жаль, что вы не заинтересовались Лобачевским и его "уткой", которую часто используют и философы.

Аватар пользователя bulygin69

Потому что ... категории, которые всеобщи - абстракции.

Категория (от греч. kategoria — высказывание, обвинение, признак) — предельно общее понятие (... что у всех)

Абстра́кция (от лат. abstractio — отвлечение) — отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств (... вот до категорий и доходим)

Аватар пользователя Филоверум

Проблема вот здесь: "несущественных сторон, свойств".

Несущественность кто определяет? Субъект?

Я вот считаю, что самым важным в живом существе является чувствование. А целью действия любого живого существа является реализация желаемого. И если Бог есть, то мироздание - это воплощенное желание Бога. Города на Земле - это что? Это реализация желания людей.

А Вы что считаете главным в живом существе? Энтропию и пожирание замкнутого?

Аватар пользователя bulygin69

Существенное ... для квадрата красного или синего ... быть квадратом и неважно какого цвета... Мнение субъекта (человека) здесь ни причем. Существенно то, что делает его именно этим, а не другим (краснота или синева никак не влияет на квадрат.

Чувство? ... отдернутая рука от горячей плиты, а также зазеневший будильник или датчик срабатывания по порогу. ... И всё это исходит из заранее поставленной цели.

Считаю главным то, что написал. Заново цитировать себя желания нет.

Аватар пользователя Филоверум

То есть свою ошибку относительно всеобщего и абстрактного Вы умолчали?

Ну, ну...

Продолжайте считать себя логиком. Только вот логик ошибки исправляет и признает.

А по моей науке, если вы так относитесь к своим ошибкам, то логика у Вас будет гарантированно ошибочной. Вы обманываете себя. Из этого можно легко оценить качество книг, которые Вы предлагаете для прочтения.

Удачи в фантазиях!

Аватар пользователя bulygin69

Ваших что-ли ню-ню? ... 

Если уж и говорить о категории (общее = присущее всем) 
"существования", то процитирую опять же Фреге:

«Для предложения «Имеются березы» следует выбрать другое
вышестоящее понятие, например, «дерево». Если же надо
представить вещи максимально общим образом, то потребуется
разыскать такое понятие, которое стоит выше всех других понятии.
Это понятие, если иметь в виду, что оно именно таково, обладая
неограниченным объемом, не имеет никакого содержания, ведь
любое содержание может состоять лишь в известном ограничении
объема. В качестве такового может быть выбрано понятие
самотождественный»

Аватар пользователя bulygin69

Сорри, исправляю

P.S. Ссылка на то как ребятишкам поясняют понятие истинное и ложное в математие:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ma ... istinalozh
... Урок математики 4 класс"Истина.Ложь"
Определи истинные высказывания.
2+2=4, 2 + 2 = 5, 2+3=5

А это означает, что [2+2 & 4 - истинно, то же самое] - истинно. 
А вот [2+2 & 5 - истинно] - ложно 
(не существует такое 5, которая бы равнялась 2+2 и не существует такое 2+2, которое было бы пятеркой)

Еще примеры ложных высказываний.
Крокодил, который не летает - летает. Снег, который не бел - бел.
Эти примеры ложны потому, что о не летающем утверждпется, 
что оно летает [не летающее = летающее]
и о не белом утверждается, что оно бело [не бело = бело]

В парадоксе с брадобреем имеем то же самое.
Бреет тот и  только тот, кто не бреет [не бреет = бреет]. 
Но это же можно записать как  
[брить & не брить - то же самое] - ложно 
(не существует такого брадобрея (который бреет), чтобы он не брил)

Вообще говоря, все вертится вокруг:
1) [А равно А] ... такое А существует
2) [А не равно не-А] ... существует как  такое А, так и существует такое не-А
3)  [А не равно А] ... такое А не существует

Причем, А и не-А в записи [А не равно не-А] будут противоположностями относительно [А равно не-А], т.е относительно их общей границы.

Аватар пользователя bulygin69

Опубликована статья  "Фундаментальное ограичение математики". 
Аннотация: 
Статья о понятиях нуля и единицы. Ноль трактуется как неравное себе, 
а один - как равное себе. И утверждается, что причина парадоксов в том, 
что высказывание ссылается само на себя с отрицанием. 

1. Булыгин В.В. Фундаментальное ограничение математики 
SCI-ARTICLE.RU. 2013. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1411322275

Аватар пользователя bulygin69

Некоторые определения кибернетики (Эшби, Введение в кибернетику)

1) понятие перехода … стр.24 – 2/2
Рассмотрим простой пример, когда под действием солнечных лучей 
бледная кожа превращается в темную кожу. Итак, 
нечто (бледная кожа) подвергается действию некоторого фактора 
(солнечных лучей) и превращается в темную кожу. То, 
что испытывает действие (бледную кожу), мы будем называть операндом; 
действующий фактор мы будем называть оператором; 
а то, во что превратился операнд, будем называть образом. 
Происходящее при этом изменение можно изобразить формулой:
бледная кожа -> темная кожа
Мы будем называть его переходом.
Переход определяется двумя состояниями и указанием, 
какое из них изменяется в другое состояние.

2) понятие множества перехода … стр.25 – 2/3
Множество переходов для некоторого множества операндов есть преобразование.
холодная почва -> теплая почка
незасвеченая фотопластинка -> засвеченная фотопластинка
цветной пигмент -> выцветший пигмент

3) понятие замкнутости … стр.26 – 2/4
Когда оператор действует на множество операндом, 
может случится, что полученное множество образов 
не содержит ни одного элемента, который не входил бы уже 
в множество операндов; таким образом, 
преобразование не порождает новых элементов. Например, в преобразовании
А В ... Y Z
B C ... Z A
Каждый элемент нижней строки встречается также и в верхней. 
Когда это имеет место, множество операндов замкнуто относительно данного преобразования.

4) понятие однозначности … стр.30 – 2/7
Преобразование однозначно, 
если оно обращает каждый операнд только в один образ. 
Так, преобразование
A B C D
B A A D
однозначно, но преобразование
A А В
В D A
неоднозначно.

5) понятие устойчивости … стр.113 – 5/5
То же самое явление может иметь место для множества состояний.
Так, предположим, что Т есть (незамкнутое) преобразование
a b c d e f g h
p g b f a a b m
Оно не имеет состояний равновесия, но множество состоящее из b и g, 
преобразуется по особенному, а именно
b g
g b
Другими словами, применение Т к этому множеству не порождает новых состояний. 
Такое множество устойчиво относительно Т.

Аватар пользователя bulygin69

6) понятие системы (т.е понятие того, что есть закон)
Эшби великолепно описывает то, чем должна заниматься наука:
"Что такое система? Каждая реальная детерминированная машина 
соответствует замкнутому однозначному преобразованию. 
Предположим, что мы имеем перед собой качающиеся маятник. 
Предположим, что мы хотим найти соответствующее преобразование. 
Выбрав подходящее записывающее устройство,  
мы отводим маятник на 30% в сторону, 
отпускаем его и каждые четыре секунды записываем его положение. 
Мы находим последовательные отклонения: 30%, 10% и -24%.  
Затем, как хорошие ученые, мы исследуем переход от 10%: 
обнаруживаем, что маятник через четверть секунды отклонение равно +3%! 
Очевидно, что изменение от 10% неоднозначно - система сама себе противоречит. 
Что же нам делать? Первое наше побуждение - показать на маятник и сказать: "
Система есть вот эта вещь". Этот метод имеет, однако, принципиальный недостаток: 
каждый материальный объект содержит бесконечное число переменных. ... 
Нам необходимо выбрать и учитывать лишь факты, 
представляющие для нас интерес с точки зрения определенной, заранее выбранной цели.
...
Система (закон) означает не вещь, а перечень переменных. 
Этот перечень может изменяться пока не будет найдено множество переменных, 
обеспечивающее требуемую однозначность. Так мы сначала рассматривали маятник, 
как если бы он состоял из одной переменной "угловое отклонение от вертикали"; 
мы обнаружили, что он не обладает требуемой однозначностью. 
В конце концов мы попробовали бы вектор "угловое отклонение, 
угловая скорость" и нашли бы, 
что определенные по такому способу состояния дадут нам желаемую однозначность.