Триединство

Аватар пользователя Виталий Иванов
Систематизация и связи
Философское творчество

Верующий. Когда-то я, уже веря в Него, но не осознавая еще веры своей, как и многие, подразумевал под Богом нечто исключительно идеальное, не имеющее какой-либо плоти. Это детская недоумка. Сознание порождается жизнью, которая материальна, и, чтобы не было с сознанием дальше, оно не может существовать без хоть какого-либо носителя. Сознания нет вне материи, потому хотя бы, что нет такого места нигде во Вселенной, где бы не существовало материи в том или ином ее виде. Где есть материальное, там может быть или не быть идеальное; но, где есть идеальное, там обязательно - носитель его, материальное. И, где есть идеальное, должен наличествовать преобразователь между идеальным и материальным, какие-либо "инстанции", некое множество "я". Все это вместе и есть Бог - все, что есть во Вселенной.

Как же тут можно делить? Все равно что мозг отделять от тела и сознание человека - от мозга; только в отдельности все это мертвое, и лишь в единстве - живое. Верно сие не только для человека, но и для всякой общности, и, в пределе, - для Бога.

Атеист. Пожалуй, я с Вами тут соглашусь. Посмотрим на церковь. И ее можно разложить на три условные составляющие: материальную, идеальную и активную, их связующую. Материальная часть - церковные сооружения, принадлежности, утварь; идеальная - само вероучение, религия как таковая; и активная - это, конечно, все верующие и служители церкви.

С развитием цивилизации развивается и религия. Легко на протяжении истории видеть как развиваются все три составные части ее. Растет грандиозность и красота церковных сооружений, - конечно, если видеть не частные случаи, а самое общее направление. Это развивается материальная часть. От животных форм, идолопоклонства и до уровня трех мировых религий изменялась вместе с человечеством вера его. Учение опережало и догоняло жизнь, жизнь - учение. И в центре стоял человек, который, конечно, тоже менялся. Развивался мозг, органы ощущений, ответных реакций и прочее.

То же, если брать шире, и с Богом. Он возник вместе с жизнью. Бог - это вся наша Вселенная, ограниченная кругом интересов и возможностей человека, всей жизни; и круг этот все более расширяется.

В. Т.е. Бог - это триада: тело, сознание, воля - Бог Отец, Бог Дух Святой и Бог Сын? Что же здесь нового? Традиция эта тянется, начиная от орфиков, и, как говорит предание, существовала даже ранее - от Гермеса, Кришны и Рамы.

А. Не тянется... Я бы сказал, развивается. Триединство идеального, материального и посредника между ними, активного, естественно отражает структуру любого индивидуального организма, любого сообщества организмов, человечества, природы, всей жизни.

Не понимаю, почему только из этого, очевидного, как представляется, триединства, каковое суть всех саморегулирующихся информационных систем, выделяемых индивидами, условно конечных или же стремящихся в бесконечность, некоторыми выводятся идеи ограничения множественности, необходимости жесткого централизма и уравниловки? Почему триединство противоречит идеям древнегреческого Олимпа, т.е. множественности, сложности и противоречивости? Ведь триединство - это нечто самое общее. Под материальным миром подразумевается все богатство структур его. Так же - и под идеальным. И под инструментом самопознания и саморазвития материи, человеком, понимается не усредненный слуга Господа, помещающийся в некое прокрустово ложе, но Бог Сын, Богочеловек - все разнообразнейшее и многоликое человечество, явившееся в мир хозяином, чтобы познавать и творить Себя и Его; между чем, в пределе, - нет разницы!

Эволюция Бога - а Бог таки развивается - оптимальна именно во взаимосвязанном развитии всех Его составляющих, в максимальном разнообразии, множественности материального, идеального и активного. Чем богаче составляющие, тем сложнее и совершеннее Целое. Всякие же "централизмы" и "уравниловки" нормальны только тогда, когда они сами складываются в результате саморегулирования системы, как естественные ограничения в смысле выживаемости ее в целом.

Для гарантированного самосохранения системы, т.е. отсутствия значимой вероятности глобального саморазрушения, и, в то же время, максимизации градиента развития необходим осознанный компромисс между: твердыми общественными ограничениями возрастающих разрушительных потенций отдельных людей и, наоборот, полным раскрепощением разнообразнейших возможностей каждого человека. Но компромисс этот должен складываться естественным образом, не навязываться, а прорастать из самосознания человечества.

В. И он прорастает!..