Толпа по Макиавелли

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
История философии

В каком случае Государь имеет успех и сохраняет власть, опираясь на толпу (народ) только, описано и место знати, предшествующей чиновнику, вроде Думы пресмыкающейся перед всем и вся, и всегда ищущей слабые места в системе. [В мире же нет ничего, кроме черни, и меньшинству в нём не остается места, когда за большинством стоит государство. Макиавелли]. Думаю и Путин возможно изучал "Государь", это его книга, но похоже не извлёк ничего из этого чтения, иначе бы знал цену актёрским дарованиям своим.

Перейду теперь к тем случаям, когда человек делается государем своего отечества не путем злодеяний и беззаконий, но в силу благоволения сограждан — для чего требуется не собственно доблесть или удача, но скорее удачливая хитрость. Единовластие учреждается либо знатью, либо народом, в зависимости от того, кому первому представится удобный случай. Знать, видя, что она не может противостоять народу, возвышает кого-нибудь из своих и провозглашает его государем, чтобы за его спиной утолить свои вожделения. Так же и народ, видя, что он не может сопротивляться знати, возвышает кого либо одного, чтобы в его власти обрести для себя защиту. Поэтому тому, кто приходит к власти с помощью знати, труднее удержать власть, чем тому, кого привел к власти народ, так как если государь окружен знатью, которая почитает себя ему равной, он не может ни приказывать, ни иметь независимый образ действий. Тогда как тот, кого привел к власти народ, правит один и вокруг него нет никого или почти никого, кто не желал бы ему повиноваться.

Что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно. Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы, если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушить страх без ненависти. Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин. Даже когда государь считает нужным лишить кого-либо жизни, он может сделать это, если налицо подходящее обоснование и очевидная причина, но он должен остерегаться посягать на чужое добро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества. Тем более что причин для изъятия имущества всегда достаточно и если начать жить хищничеством, то всегда найдется повод присвоить чужое, тогда как оснований для лишения кого-либо жизни гораздо меньше и повод для этого приискать труднее.

Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность. Разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдется. Примеров тому множество: сколько мирных договоров, сколько соглашений не вступило в силу или пошло прахом из-за того, что государи нарушали свое слово, и всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером, люди же так простодушны и так поглощены ближайшими нуждами, что обманывающий всегда найдет того, кто даст себя одурачить. Из близких по времени примеров не могу умолчать об одном. Александр VI всю жизнь изощрялся в обманах, но каждый раз находились люди, готовые ему верить. Во всем свете не было человека, который так клятвенно уверял, так убедительно обещал и так мало заботился об исполнении своих обещаний. Тем не менее обманы всегда удавались ему, как он желал, ибо он знал толк в этом деле. Отсюда следует, что государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими. Дерзну прибавить, что обладать этими добродетелями и неуклонно им следовать вредно, тогда как выглядеть обладающим ими — полезно. Иначе говоря, надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым — и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранить готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей почитают хорошими, так как ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны, то есть, как было сказано, по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла. Итак, государь должен бдительно следить за тем, чтобы с языка его не сорвалось слова, не исполненного пяти названных добродетелей. Пусть тем, кто видит его и слышит, он предстает как само милосердие, верность, прямодушие, человечность и благочестие, особенно благочестие. Ибо люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано всем, а потрогать руками — немногим. Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство. О действиях всех людей, а особенно государей, с которых в суде не спросишь, заключают по результату, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого ни употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят, ибо чернь прельщается видимостью и успехом, в мире же нет ничего, кроме черни, и меньшинству в нем не остается места, когда за большинством стоит государство. Один из нынешних государей, которого воздержусь назвать, только и делает, что проповедует мир и верность, на деле же тому и другому злейший враг; но если бы он последовал тому, что проповедует, то давно лишился бы либо могущества, либо государства.

Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки.
Государя уважают также, когда он открыто заявляет себя врагом или другом, то есть когда он без колебаний выступает за одного против другого — это всегда лучше, чем стоять в стороне. Ибо когда двое сильных правителей вступают в схватку, то они могут быть таковы, что возможный победитель либо опасен для тебя, либо нет. В обоих случаях выгоднее открыто и решительно вступить в войну. Ибо в первом случае, не вступив в войну, ты станешь добычей победителя к радости и удовлетворению побежденного, сам же ни у кого не сможешь получить защиты: победитель отвергнет союзника, бросившего его в несчастье, а побежденный не захочет принять к себе того, кто не пожелал с оружием в руках разделить его участь. Здесь уместно заметить, что лучше избегать союза с теми, кто сильнее тебя, если к этому не понуждает необходимость. Ибо в случае победы сильного союзника ты у него в руках, государи же должны остерегаться попадать в зависимость к другим государям.
Макиавелли. Государь

Связанные материалы Тип
Путин и санкции Дмитрий Косой Запись
Правовая система Дмитрий Косой Запись
Политическое животное Дмитрий Косой Запись
Великие Дмитрий Косой Запись
Фашизм и средний класс Дмитрий Косой Запись
Осаждённая крепость Дмитрий Косой Запись
Толпа как фактор прогресса Дмитрий Косой Запись
Творчество толпы Дмитрий Косой Запись
Бесполое в Китае Дмитрий Косой Запись
шизоидное как политическое Дмитрий Косой Запись
Путин и политика Дмитрий Косой Запись
Индивид и толпа Дмитрий Косой Запись
метаморфозы бесполого Тела Дмитрий Косой Запись
толпа как бесполое Тела Дмитрий Косой Запись
паника в толпе Дмитрий Косой Запись
репрессии Дмитрий Косой Запись
о назначении философии Дмитрий Косой Запись
Спиноза о предрассудках Дмитрий Косой Запись
война и мир Дмитрий Косой Запись
о сближении либерал-фашизма с уголовной сферой Дмитрий Косой Запись
о сближении либерал-фашизма с уголовной сферой Дмитрий Косой Запись
идеология бесполого Тела Дмитрий Косой Запись
коммунизм и право Дмитрий Косой Запись
толпа и политика Дмитрий Косой Запись
бесполое политики Дмитрий Косой Запись
Бессмертие Дмитрий Косой Запись
гений Путина Дмитрий Косой Запись
миф о суверенности Дмитрий Косой Запись
необъяснимое Дмитрий Косой Запись
рождение Тела Дмитрий Косой Запись
Шекспир о половом Тела Дмитрий Косой Запись
исток сталинизма Дмитрий Косой Запись
политик Лимонов Дмитрий Косой Запись
народ как бесполое Тела Дмитрий Косой Запись
судьбы народов Дмитрий Косой Запись
война как призвание Дмитрий Косой Запись
наука и религия Дмитрий Косой Запись
фашизм и напряжение Дмитрий Косой Запись
толпа и марксизм Дмитрий Косой Запись
логика холуя чиновника Дмитрий Косой Запись
фашизм и журналист Киселёв Дмитрий Косой Запись
политика либерал-фашизма Дмитрий Косой Запись
история России Дмитрий Косой Запись
философ бесполого Тела Дмитрий Косой Запись
либерал и либерализм Дмитрий Косой Запись
политический юмор Дмитрий Косой Запись
пенсия пережиток либерал-фашизма Дмитрий Косой Запись
толпа по Павлову Дмитрий Косой Запись
человек толпы Дмитрий Косой Запись
политика и этика Дмитрий Косой Запись
толпа и народ Дмитрий Косой Запись
революция не существует Дмитрий Косой Запись
цинизм Дмитрий Косой Запись
журналисты идиоты Дмитрий Косой Запись
модель Путина Дмитрий Косой Запись
что делать? Дмитрий Косой Запись
узурпация Дмитрий Косой Запись
феномен власти Дмитрий Косой Запись
Путин и патриотизм Дмитрий Косой Запись
тактика вождя Дмитрий Косой Запись
логика толпы Дмитрий Косой Запись
толпа по Михалкову Дмитрий Косой Запись
политическое шизоидного Тела Дмитрий Косой Запись
толпа и образование Дмитрий Косой Запись
существует ли политическое высказывание? Дмитрий Косой Запись
фашизм как единое правовой системы Дмитрий Косой Запись
толпа по Войновичу Дмитрий Косой Запись
философия бесполого Тела. Дмитрий Косой Запись
права человека Дмитрий Косой Запись
государственник Путин Дмитрий Косой Запись
рождение либерал-фашизма в России Дмитрий Косой Запись
образ России Дмитрий Косой Запись
фашизм и смертная казнь Дмитрий Косой Запись
люди России Дмитрий Косой Запись
человек толпы о Путине Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела о народе Дмитрий Косой Запись
любовь по Макиавелли Дмитрий Косой Запись
Путин об информации Дмитрий Косой Запись
Фуко. Происхождение власти Дмитрий Косой Запись
атараксия Дмитрий Косой Запись
толпа и фашизм Дмитрий Косой Запись
Фуко о власти. Дмитрий Косой Запись
Алексиевич про Россию Дмитрий Косой Запись
толпа и её циклы Дмитрий Косой Запись
толпа как господин Дмитрий Косой Запись
ответственность Думы Дмитрий Косой Запись
Путин как буддист Дмитрий Косой Запись
фашизм как представление Дмитрий Косой Запись
Трамп идеалист и политик Дмитрий Косой Запись
как не стало СССР Дмитрий Косой Запись
шизоидное Тела публициста Дмитрий Косой Запись
либерал-фашизм и равенство Дмитрий Косой Запись
цель и её смысл Дмитрий Косой Запись
коллективная ответственность Дмитрий Косой Запись
Путин и Клинтон Дмитрий Косой Запись
кремль как организатор преступлений Дмитрий Косой Запись
право и политическое в нём Дмитрий Косой Запись
идолы Бэкона Дмитрий Косой Запись
либерал-фашизм и цензура Дмитрий Косой Запись
идеализм и революция Дмитрий Косой Запись
толпа по Бунину Дмитрий Косой Запись
Путин о победе Трампа Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела россиян Дмитрий Косой Запись
Лиотар. Бесполое Тела Дмитрий Косой Запись
политэкономия и богатства Дмитрий Косой Запись
глупость как право Дмитрий Косой Запись
феномен Трампа Дмитрий Косой Запись
информация и монополия на неё Дмитрий Косой Запись
вера во внешнее Дмитрий Косой Запись
бесполое Тела и вера Дмитрий Косой Запись
Путин и Хрущёв Дмитрий Косой Запись
мнимая власть Дмитрий Косой Запись
правовая культура и вкус Дмитрий Косой Запись
система права Дмитрий Косой Запись
психология целого Дмитрий Косой Запись
Спаситель и дьявол Дмитрий Косой Запись
портрет лидера государства Дмитрий Косой Запись
концепция человека Дмитрий Косой Запись
Бесполое Тела. Стратегия Дмитрий Косой Запись
свобода и безликий закон Дмитрий Косой Запись
Макиавелли как мыслитель Дмитрий Косой Запись
Индивид и реальность Дмитрий Косой Запись
детство политика Дмитрий Косой Запись
Макиавелли как писатель Дмитрий Косой Запись
Агамбен как философ Дмитрий Косой Запись
Кончаловский о ментальности русских Дмитрий Косой Запись
политика как фикция Дмитрий Косой Запись
почему Запад ошибается Дмитрий Косой Запись
что такое прогресс Дмитрий Косой Запись
Идея государства Дмитрий Косой Запись
Макиавелли о власти Дмитрий Косой Запись
Политика и идеология Дмитрий Косой Запись