современная цивилизация и дикари

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Философия культуры
"Война представлена здесь как занятие мужчин, предающихся ему жестоко, продолжительно, не задумываясь о страданиях, которые они причиняют" - страдания присущи всем, и задумываться над ними пустое занятие по причине невозможности мыслить их, как имеющими индивидуальный характер, что зависит от эффекта потери Тела Матери различающий биопол в специфике страдания. Греческий эпос Илиада находится за пределами цивилизации современной, и поэтому его можно перевирать по части "страданий" героя как кому угодно. Брак начинается только в связи с равным положением мужского и женского биополов, где и возможны только отношения "равных" вообще, а значит отсюда и можно вести современную цивилизацию и отличать её от дикарей. Леонардо и прочие творцы относятся уже к группе садо-мазо "отношения", а иначе не писали бы полотна с изображениями героев и их жертв на поле брани. Изображение войны считать красотой могло садо-мазо, что извращение понятия красоты, но творец Илиады разумеется не мог принадлежать к этой группе ценителей в отличие от Леонардо. Дикарям в отличие от Леонардо ещё не ведома жестокость чувственная, пробуждаемая садо-мазо отношениями, и дикари рисовали животных как предметы поклонения, а людей как участников жервоприношения, который имели религиозный, сакральный, а не личный характер вовсе. Война была естественная, где борьба шла за свой клан или род, а не за себя в садо-мазо отношении. Леонардо же бабки зарабатывал, был холуём на подпевках сильных мира сего, в заказах живописи.

В основе сегодняшних надежд и моральных переживаний лежит убежденность в том, что война — отклонение от нормы, даже если ее невозможно прекратить. Что норма — это мир, даже если он недостижим. Такое видение войны, разумеется, было свойственно человеку не всегда. Долгое время нормой считалась война, мир был исключением. Детальное описание насилия над телом или убийства во время битвы периодически встречается в кульминационных сценах «Илиады». Война представлена здесь как занятие мужчин, предающихся ему жестоко, продолжительно, не задумываясь о страданиях, которые они причиняют; и для того, чтобы выразить войну словами или описать ее в образах, требуется сильное и решительное отстранение, беспристрастность. Когда Леонардо да Винчи дает советы по изображению батальных сцен, он требует, чтобы художники имели достаточно воображения и смелости показать ее во всем ужасе: «Изображайте побежденных и разбитых бледными, с приподнятыми и нахмуренными бровями, лбом, наморщенным от боли… со ртами, разверстыми как при крике или плаче… Изображайте мертвых частично или полностью покрытыми тленом и прахом… и пусть алая кровь сочится извилистыми ручьями из тела в самые пыль и грязь. Пусть другие скрежещут зубами в смертельной агонии, пусть глаза их вываливаются из орбит, пусть кулаки их прижимаются к телу, а ноги неестественно выгибаются». Леонардо озабочен тем, что желаемые образы войны окажутся не достаточно драматичными: потеряют конкретность, детальность. Жалость может повлечь за собой моральное суждение, если, вслед за Аристотелем, видеть в ней эмоцию, которую мы испытываем к тем, кто претерпевает неоправданные злоключения. Но жалость, по природе своей вовсе не связанная со страхом в драмах, изображающих катастрофические несчастья, как бы вымывается страхом, а ведь страх (трепет, ужас) обычно поглощает жалость. Леонардо ратует за то, чтобы глаз художника стал, в художественном отношении, безжалостным. Образ должен привести зрителя в ужас, и вот в этой-то terribilit [Чудовищности (ит.) — прим. перев.] и будет крыться влекущая сила красоты. То, что вид кровавой битвы может казаться прекрасным — в высшем, ужасающем или трагическом понимании прекрасного, — является общим моментом в изображении войны художниками. Но эта мысль не так очевидна, когда дело касается образов, заснятых на камеру: находить красоту в фотоизображениях войны кажется нам бессердечным. Тем не менее опустошенный и разоренный пейзаж остается пейзажем. В руинах есть своя красота.