Еще в трудах советских психологов, как ни парадоксально, отмечена разница между социальным индивидом и личностью.
Социальный индивид – это продукт воспитания общества, способный реагировать на события только так, как принято в его обществе. Его мировоззрение – это мировоззрение большинства. Он не в состоянии взглянуть на мир с точки зрения чужой культуры. Для этого социальный индивид сначала должен превратиться в личность.
В древности, когда контакты между народами были минимальными, личностью имели шанс оказаться только путешественники и купцы. Знакомясь с чужими обычаями, они поневоле сравнивали их со своими, открывая более объективные критерии оценки, и в результате выходили за пределы одной культуры. Личность – это самостоятельно приобретенное и более стойкое состояние ума, которым уже не способен повелевать социум, или те, кто незаметно управляют этим социумом.
Поэтому призывы к национальному единству и преследованию национал предателей – это стремление ликвидировать объективно мыслящих людей, чтобы в обществе остались только легко внушаемые социальные индивиды.
Внушение индивидам нужных идей в основном происходит посредством возбуждения у них нужных эмоций. Попробуйте что-нибудь объяснить человеку в состоянии гнева, страха или страстной любви – ничего не получится. Эмоции ослепляют интеллект. И когда манипулятор возбуждает Ваши эмоции, то это означает – он хочет заставить Вас действовать, не задумываясь.
Обратите внимание, как легко политические дискуссии переходят сегодня в крики и голословные лозунги. Ведь для создания эмоционального фона не нужен объективный анализ фактов – достаточно нарисовать перед мысленным взором индивида нужную картинку: «убитые праведники», «смеющиеся враги», «продажные либералы».
Можно, конечно, привычно посетовать на традиционный русский менталитет, склонный к мифологии и патернализму. Однако, до пятидесятых годов двадцатого века корейский народ имел общий менталитет, что не помешало возникновению очень разных корейцев на севере и на юге.
Всякий народ подобен полю. Если поле культивировать, то одних растений в нем становится больше, других – меньше. Результат зависит от того, какие растения сочли сорняками. В России уже несколько веков сорняком считается личность, а в двадцатом веке презрение к ней лишь усилилось. Этим и объясняется необыкновенная легкость возврата к тоталитарному прошлому в России.