Состояние сознания

Аватар пользователя mp_gratchev
Систематизация и связи
Гносеология
Диалектика
Логика


Что такое "состояние сознания"?

Трудности есть не только с дефиницией сознания, но и с определением понятия "состояние сознания".

Полагаю,

1. Состояние сознания - это форма, наполненная каким-то конкретным содержанием (идеальным).

2. Два основных "состояния сознания":

- В здравом уме и твёрдой памяти (первое состояние - норма);
- Изменённое сознание (второе состояние).

Все остальные - это виды первых двух.

В частности, обморок есть вид второго состояния сознания.

Возвращение из обморока. Человек вновь оказывается в первом состоянии сознания.

--

Комментарии

Аватар пользователя mp_gratchev


Сознание и мышление
.

Как связаны между собой. Нейрофизиология - их общая база?

1.
Верно, нервный импульс нейрона не понятие, не суждение и уж точно не мысль, а физиологическая начинка. Типа электрическая начинка компьютера.

А вот понятие и суждение - это мысль. Её носитель не импульс нейрона, а речь. Вербальные процессы ближе к мысли, чем физиология нейрона.

Опять же, импульс нейрона хотя и приводит в действие органы речи и органы зрения, но до мысли ему также далеко, как до Марса.

2. Понятие, суждение и умозаключение - предметы не только логики, но и психологии.

Ну, а где психология - там недалеко и до сознания. Никак мимо сознания не пройти. Правда, с его определением одни непонятки.

3.
Плюс философская пара категорий: материя/сознание. Гипотеза: природа сознания социальная, а не физиологическая. Пробуждение сознания в онтогенезе и филогенезе.

-- 

Аватар пользователя А.Саган

Сознание - это как передовая линия соприкосновения Подсознания и Надсознания. Во время сна, испуга или смерти, Сознание покидает зону  соприкосновения, чтобы потом опять,  вернуться вновь, полным сил и решимости,  вести за собой и показывать  дорогу Подсознанию, в их вечном противостоянии с Сознанием НАД! Ними!

Аватар пользователя mp_gratchev

Актуально всё-таки научно-исследовательское, а не поэтическое описание сознания.

--

Аватар пользователя А.Саган

mp_gratchev, 6 Май, 2024 - 11:46, ссылка

Актуально всё-таки научно-исследовательское, а не поэтическое описание сознания.

Научно-исследовательский подход, ещё таких слов не придумал! 

Им что не скажи, они всё в словарь тыкают, мол тут не так написано! 

И вообще непонятно, зачем тут собираться, видимо хвастаться тем, кто, где, когда и что именно прочитал? Застыли где-то в прошлых веках, времён Эйнштейна , Ньютона, а то и Аристотелевской формальной логики. 

Интересно! Кто-нибудь, своим мышлением обладает?

Аватар пользователя mp_gratchev

Например, толкование понятия "Элементарная диалектическая логика" в словорях не найдёте.

Под элементарной логикой обычно подразумевают традиционную формальную логику.

--

Аватар пользователя А.Саган

mp_gratchev, 6 Май, 2024 - 14:26, ссылка

Например, толкование понятия "Элементарная диалектическая логика" в словорях не найдёте.

Под элементарной логикой обычно подразумевают традиционную формальную логику.

Какую бы логику вы не брали, а это всего лишь - интеллектуальная деятельность, то есть способность выстраивать мыслительные конструкции. Каким образом её построите, такой она и будет.... в вашей картине. А у другого, картина другая, прочитанная или услышанная где-то, у кого-то. И начинается борьба за истинность и ложность мышления. Такой механизм борьбы в умы философ внёс Аристотель. С тех пор и спорят. И данный ресурс тому, яркое подтверждение. В лучшем и мягком случае, это называется Догматизм, в худшем - невежество!

Аватар пользователя mp_gratchev

//Интересно! Кто-нибудь, своим мышлением обладает?... И в качестве доказательства приводят авторитетный источник//

Всё-таки, "Элементарная диалектическая логика" - это, по-вашему, словарный термин авторитетного источника или искомое Вами индивидуальное "своё мышление"?

--

Аватар пользователя А.Саган

mp_gratchev, 6 Май, 2024 - 15:35, ссылка

Мне непонятно, что Вы вкладываете в понятие "Элементарная диалектическая логика". 

По сути это, Элемент интеллектуального творчества, то есть процесс  производство Мысли. 

И к чему Вы этот вопрос задаёте, так же не понятно! 

Главное в сути процессов, а не в их терминах, понятиях или ещё каких названиях. Часто за определениями и терминами теряется суть!

Аватар пользователя mp_gratchev

//
И к чему Вы этот вопрос задаёте, так же не понятно! //

Свой вопрос задаю в порядке уточнения вашего вопрошания об обладании кем-либо на ФШ своим мышлением: "Интересно! Кто-нибудь, своим мышлением обладает?".

Дескать, посетители ФШ аппелируют исключительно к авторитетам и известным устаревшим знаниям времён Очакова и покорения Крыма.

--

Аватар пользователя mp_gratchev

//А.Саган.
Мне непонятно, что Вы вкладываете в понятие "Элементарная диалектическая логика". //

В понятие ЭДЛ вкладываю иную парадигму к традиционной формальной логике с рассчётом на развитие мысли в проблемной ситуации.

--

Аватар пользователя нематериалист

А.Саган, 6 Май, 2024 - 11:53, ссылка

Интересно! Кто-нибудь, своим мышлением обладает?

Чужим мышлением обладать невозможно, как и своим. Невозможно обладать сознанием или бессознательным. Таковых не существует, поскольку таких сущностей нет. Это лишь  не без интересные свойства организма. Следовательно, определению не поддаются.

Аватар пользователя А.Саган

mp_gratchev, 6 Май, 2024 - 11:29, ссылка

Никак мимо сознания не пройти. Правда, с его определением одни непонятки.

 От непоняток можно избавиться, следуя принципу: -От простого к сложному!

Сознание! Этимология слова, делит его как минимум на Со и Знание.

Со - в сложных словах означает совместный. Знание же, как совокупность знаков.  Знак, это точка концентрации внимания Субъекта.

СоЗнание, это вновь созданные знания, полученные в результате Синтеза, (соединения)  двух источников "производства знаков".  Это созидательный процесс, который и является движущей силой жизни!

При определённом желании и сноровки, понять можно!

Аватар пользователя mp_gratchev

Знание - это тупиковый путь к истоку сознания. Ибо знание продукт мышления, продукт восприятия внешнего мира, а не исходная - не отправная точка сознания.

Тогда сознание - это и сочувствие, и сомышление с себе подбными. Так, сознание ребёнка пробуждается средой общения в узком кругу семьи, а затем зреет в более широкой социальной среде. Овладевает логической формой мышления - диалогом. Диалог первичен по отношению к умозаключению.

--

Аватар пользователя А.Саган

mp_gratchev, 6 Май, 2024 - 12:16, ссылка

Наверное Вас не удивлю, однако Знание, это не только продукт восприятия внешнего мира, но собственно и есть источник этого знания.

Другими словами, Знания, с одной стороны потребляются, а с другой стороны они создаются! Большинство исследователей эти знания потребляет, а лишь единицы, эти знания создают! 

Тот, кто Знания создаёт, тот и есть отправная точка созидательного процесса, отправная точка сознания. 

...Ведь сознание, это не какая-то особенность психики человека... ведь так?  Или как-то по другому?

Аватар пользователя mp_gratchev

//
Знание, это не только продукт восприятия внешнего [и внутреннего] мира, но собственно и есть источник этого знания//

Знание источник самого себя. Здесь немецкий дух, здесь Гегелем пахнет.

А вообще-то разница между гносеологией и эпистемологией - между производством и потреблением знания. Предмет разных дисциплин.

--

Аватар пользователя А.Саган

mp_gratchev, 6 Май, 2024 - 14:07, ссылка

А вообще-то разница между гносеологией и эпистемологией - между производством и потреблением знания. Предмет разных дисциплин.

 Ну, да, как у Райкина: -Кто костюм шил? Мы. Один пуговицы пришивал, другой кройкой занимался, конкретного исполнителя найти не удалось. Ибо, если застёгнут костюмчик не на ту пуговицу, то и весь ряд криво идёт! Так же и в науке, в общем и в философии, в частности...каждый занимается какой-то прикладной темой и не в состоянии охватить всё. За каждой смежной областью в словарик обращается. 

Все "философские" дискуссии сводятся к тому: - Кто как понимает то или иное понятие. И в качестве доказательства приводят авторитетный источник. 

А ведь в девизе данного ресурса написано: -

Совместное философское творчество. 

А творчество, есть процесс созидательный!

Значит надо создавать что-то новое, хоть и на основе знаний прошлого. 

Тема сознания - одна из подходящих для этого тем. 

Сознание - движущая сила жизни.

Жизнь - это совокупность процессов, происходящих в системе.

Процесс - систематически повторяющиеся импульсы проявленной воли.

Воля - причина движения.

Отсюда начинать надо! 

Аватар пользователя mp_gratchev

//Сознание - движущая сила жизни//

Как это понимать? Лозунг?

--

Аватар пользователя А.Саган

mp_gratchev, 7 Май, 2024 - 14:39, ссылка

//Сознание - движущая сила жизни//

Как это понимать? Лозунг?

Отнюдь! Констатация факта. 

Жизнь - совокупность процессов, происходящих в организме.

Процесс - систематическое проявление Воли/Импульсов проявленной Воли.

Сознание - способность мыслить.. и прочее...

Мысль - Совокупность Импульсов проявленной Воли. Процесс.

Соединяем всё воедино и получаем, Мысль - как следствие проявление Воли, являющаяся Сознанием - движущая сила Жизни!

Наверняка возникнет вопрос, о Неживой материи.

А неживой материи не бывает. Всё различие лишь в степени проявленной воли и скорости мысли. 

Аватар пользователя mp_gratchev

//Процесс - систематическое проявление Воли/Импульсов проявленной Воли. ...Мысль - как следствие проявление Воли, являющаяся Сознанием - движущая сила Жизни!//

Воля — основная концепция философии Артура Шопенгауэра. Он считал, что воля является как основным двигателем жизни, так и причиной страданий. Благодаря воле у человека есть желания и стремление воплощать их в жизнь.

Вы последователь Шопенгауэра?

У Гегеля двигатель жизни, импульс - представлен противоречием.

--

Аватар пользователя А.Саган

mp_gratchev, 7 Май, 2024 - 16:45, ссылка

Вы последователь Шопенгауэра?

У Гегеля двигатель жизни, импульс - представлен противоречием.

 Последователем какого либо философа или философского направления, не являюсь. Детально, этого философа не изучал, хотя многие мысли, озвученные философом мне откликаются. Наверное потому, что родились мы с ним в один день, как с Первым Президентом Америки!

Термин Воля - как основа и причина всего, я ввел в свою Философскую  Концепцию Ясного Мышления, не опираясь и не ссылаясь, не на какие либо учения или авторитеты.

 

Философская Концепция Ясного Мышления, позволяет осознать и понять Всё - как единую систему мироустройства. И таким образом, осознать и понять свое место, как элемента, в этой системе!

Аватар пользователя mp_gratchev

//Философская Концепция Ясного Мышления, позволяет осознать и понять Всё - как единую систему мироустройства//

Идея концепции Ясного Мышления теперь уже пересекается с содержанием трактата Фихте (1801) «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии», представляющей единую систему мироустройства.

Одним словом, существуют множественные "структуры сознания" принципиально не индивидуальные такие, как Воля или идея Всего, куда наши современники одновременно входят с интеллектуалами Фихте и Шопенгауэром. Как и во многие другие структуры сознания "витающие в воздухе" всеобщего Духа и Мысли.

--
--

Аватар пользователя А.Саган

Всё в кучу смешали, сами с этим разбирайтесь.

Аватар пользователя mp_gratchev

Вообще-то, легко отличить Ясное как Солнце сообщение Фихте от концепции Ясного Мышления.

Когда впервые в юности натолкнулся в букинистическом магазине на заголовок тонкой книжицы малого формата - трактата Фихте, то подумалось о чрезмерном самомнении автора. И уже потом оказалось, что автор-то классик немецкой философии.

А название концепции Ясного Мышления, явившееся на ФШ, сразу отослало к прочной ассоциации Ясного как Солнце сообщения широкой публике Фихте.

--

Аватар пользователя mp_gratchev

//Сознание - движущая сила жизни.//

Хорошее питание - движущая сила жизни. Полагаю, «Жизнь» и «Сознание» — это семантически разные вещи, то есть они, конечно, постоянно пересекаются, но в чём-то очень важном это вещи совершенно разные: я в какие-то моменты своей жизни ясно чувствую, что у меня есть такая жизнь, которая сознанием не является.

--

Аватар пользователя А.Саган

Хорошее питание, со временем, начинает негативно влиять на организм, а потом и вовсе его добивает и человек умирает, вернее его тело и сознание покидает его.
Философия для того и необходима, что разобраться со всеми смыслами и формами бытия.
Человек, в зависимости от его уровня Сознания, может проживать свою жизнь, ограниченную рамками своего тела и временем его существования, а может Жизнь, не ограниченную рамками одного тела и временем его существования. И для этого необходима не вера, в чудо ли, бога ли или в ещё во что-то... Здесь надо знать и понимать принципы Мироустройства, то есть организации жизни. Тут одних учебников и прочитанных философов недостаточно будет. Здесь необходимо активно подключать свой интеллект, контачить с теми людьми, кто уже продвинулся в этом вопросе.
А на ФШ, в основном, разговоры не о чём, кто как понимает какие-то термины и определения и вечные споры, ..,.

Аватар пользователя mp_gratchev

//А на ФШ, в основном, разговоры не о чём, кто как понимает какие-то термины и определения и вечные споры,//

В таком случае, за образец берём беседы Пятигорского и Мамардашвили (фрагмент приведён внизу).

--

Аватар пользователя А.Саган

Для меня остаётся загадкой, для чего перетерать чужие мысли. Цель и смысл такого поведения...

Аватар пользователя mp_gratchev

 Если совсем глобально подходить, то состояние сознания - это:
Бытие и небытие сознания

В этом смысле чрезвычайный интерес представляет явление смерти как явление сознания . Смерть, по-видимому, не может быть описана. Она не может быть описана в силу того тривиального обстоятельства, что для её описания надо быть живым, а будучи живым описать свою смерть невозможно.

Ранее, определил два базовых состояния - в норме и вне нормы (изменённое сознание).

Легкое изменение, связанное с потерей сознания: обморок. Серьёзнее: кома. Это ещё обратимо.

И безвозвратно - смерть как явление сознания.

***

//А на ФШ, в основном, разговоры ни о чём, кто как понимает какие-то термины и определения и вечные споры,//

Эта реплика перетирание чужих мыслей? Нет. Это метавысказывание о способе ведения диалогов.
И их содержании.

//
А.Саган, 7 Май, 2024 - 22:39, ссылка
Для меня остаётся загадкой, для чего перетерать чужие мысли. Цель и смысл такого поведения...//

Равным образом, предложение взять за образец - это чистая методология Ясного Сомышления.

***

P.S. "перетерать" - у Вас от слова "тереть"?

--

Аватар пользователя эврика

Полагаю,

1. Состояние сознания - это форма, наполненная каким-то конкретным содержанием (идеальным).

Это самоустановка? Ведь если мы работаем с неизвестным, то это уже самосбывающееся искажение всего последующего. У вас получается, что сознание это какой-то монолит, у которого есть состояния. А есть у него внутренняя структура? А внутренние состояния?

2. Два основных "состояния сознания":

- В здравом уме и твёрдой памяти (первое состояние - норма);
- Изменённое сознание (второе состояние).

Давайте определимся с тем, что за состояние сознания вы хотите понять. Сделаем это на примере ваших фраз и машины:

2. Два основных "состояния машины":

- исправная, не битая, на ходу (первое состояние - норма);
- неисправная, битая, не на ходу (второе состояние).

Вы действительно думаете, что это стоящие описания состояний? Они настолько поверхностные, что не годятся ни для чего, кроме констатации - адекватен или нет. 

А какое должно быть изучение состояний машины достойного учёного? Наверно на уровне хорошего механика, который не только знает все блоки, элементы её устройства, но и что они делают, какую функцию исполняют, какие состояния у них бывают. 

 

Аватар пользователя mp_gratchev

Резюме. Мою дефиницию "состояние сознания" Вы отвергаете. Какую свою предложите взамен?

--

Аватар пользователя эврика

Резюме. Мою дефиницию "состояние сознания" Вы отвергаете. Какую свою предложите взамен?

Не отвергаю, но говорю о крайней поверхностности. Ещё оно от третьего лица.

Наше сознание для нас - от первого лица - наиболее широко характеризуется двумя видами состояний: квалитативные, связанные с ощущениями, и когнитивные, связанные с осознанием. 

Можно и далее копать дерево состояний, например, квалитативные состояния подразделяются на зрительные, слуховые, вкусовые, запаховые, тактильные, тепловые, эмоциональные, равновесия и т.д.; а когнитивные на состояния знания, понимания, незнания, парадокса, растерянности, проблемы и т.д.

Аватар пользователя mp_gratchev

//
Наше сознание для нас - от первого лица - наиболее широко характеризуется двумя видами состояний: квалитативные, связанные с ощущениями, и когнитивные, связанные с осознанием. //

1. От первого лица - означает индивидуальное сознание (сознание индивида).

2. Есть ещё понятие "общественное сознание".

3. По Мамардашвили и Пятигорскому сознание принципиально индивидуально как состояние сознания и принципиально неиндивидуально как "структура сознания".

--

Аватар пользователя эврика

1. От первого лица - означает индивидуальное сознание (сознание индивида).

А как говорить о сознании в третьем лице, если невозможно доказать наличие у другого сознания, внутренних квалитативных состояний? Это же бихевиористская позиция, которая судит о сознании другого по его поведению. 

2. Есть ещё понятие "общественное сознание".

Без понимания индивидуального сознания разве можно полноценно переходить к общественному? Тем более, общественное сознание - это всё же симулякр. Есть идеи и нормы, которых придерживается большинство, но это не делает такое общество единым сознанием.

3. По Мамардашвили и Пятигорскому сознание принципиально индивидуально как состояние сознания и принципиально неиндивидуально как "структура сознания".

Это как? Если структура сознания есть совокупность его частей, например квалитативных ощущений, то ощущения эти станут неиндивидуальными? Они же принципиально внутренние, приватные, индивидуальные.

Аватар пользователя mp_gratchev

Это как? Например, есть неиндивидуальная структура сознания: неевклидова геометрия.

В эту структуру сознания одновременно вошли Гаусс, Лобачевский и Бояльи.

--

Аватар пользователя эврика

Это как? Например, есть неиндивидуальная структура сознания: неевклидова геометрия.

В эту структуру сознания одновременно вошли Гаусс, Лобачевский и Бояльи.

Вы серьёзно? Это не структура сознание, а его наполнение.

Вот представьте, что есть структура вычислительного устройства, а есть данные в этом устройстве... являются ли данные структурой вычислительного устройства?

Надо при этом различать то, что внутренние качества (квалиа) являются структурой сознания, но то, что из качеств выстроено (образы) являются наполнением (результатом работы, данными) сознания, но называть это структурой, значит не проводить различения между тем, что существенно для произведения продукта (образы) и продуктом.

Как езда автомобиля не является структурой автомобиля.

Аватар пользователя mp_gratchev

Термин "структура сознания" (в принципе неиндивидуальное) - это понятие монографии Мамардашвили и Пятигорского "Символ и сознание". Ответ советских философов на "трудную проблему сознания".

Книгу желательно читать, чтобы возразить по существу.

Иначе получится, в пении Карузо ничего особенного. Мне его напел сосед по телефону.
--

Аватар пользователя эврика

Мне достаточно выразить своё мнение по вопросу ТПС, а в оценщики их я не набивался.

Я вот тут сам лично пою, а не в виде пересказа, но вам это видимо не ценность. Ценить надо только далёких?

Книгу желательно читать, чтобы возразить по существу.

А вы прочли моё творение, чтобы возражать по существу? 

Аватар пользователя mp_gratchev

Ссылку на "творение" уточните пожалуйста.

--

Аватар пользователя эврика
Аватар пользователя mp_gratchev

По широте охвата сравнимо с Критикой чистого разума Канта.

--

Аватар пользователя эврика

По широте охвата сравнимо с Критикой чистого разума Канта.

Спасибо за оценку.

Правда предмет изучения у нас другой. 

Стала ли для вас понятней и обоснованней моя точка зрения?

Аватар пользователя mp_gratchev

"Философию материи" надо изучать с карандашом в руке. Только после этого удастся составить свое мнение.

P.S. "с карандашом в руке" фразеологизм. Разумеется, карандаш простой, для подчёркиваний и отметок NB.
--

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Понятие - состояния сознания. Прежде всего нам нужно понимать как формируется понятие. Первый шаг - это непосредственное восприятие познаваемого объекта (в данном случае речь идет о сознании), его называют знание полученное в результате опыта. Патанджали говорит, что при этом мы познаем спецефическое в объекте.

Второй шаг - это размышление, при котором мы сравниваем полученное опытное знание, с тем знанием которое накопленно в нашей памяти. В результате мы находим общее и различия для объектов одного класса. Вместе опытное знание специфического в объекте и знание общего и различий его от ранее познаных объектов, образует то что мы называем пониманием или понятием

Что бы мы смогли составить себе понятие о различных измененных состояниях сознания, нам необходим практический опыт познания этих состояний сознания. А поскольку у нас такого опыта нет, то никакого понятия о них мы иметь не можем.

Что нам остается? Патанджали утверждает, что в таком случае мы можем использовать еще один способ истинного познания - авторитетное свидетельство, тех мудрецов, которые реализовали и пережили на собственном опыте эти измененные состояния сознания. С их слов мы можем составить себе упрощенное представление о чем идет речь. Но это знание может оказатся полезным для построения мировозренческой картины мира ибо оно расширяет горизонты нашего знания.

Аватар пользователя mp_gratchev

Что в итоге? Дефиниции "состояние сознания" не будет?

--

Аватар пользователя Толя

mp_gratchev, 6 Май, 2024 - 12:24, ссылка

Что в итоге? Дефиниции "состояние сознания" не будет?

--

Нельзя определить "состояние" неизвестного. 

Аватар пользователя mp_gratchev

Болдачев - моё сознание мне известно.
Оно у меня есть.

В этом убеждён всякий индивид.

--

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Те состояния сознания что вам известны вы можете определить. А их всего два: интелектуальный ум и эмоциональный ум. А например, интуитивный ум вам не известен поэтому вы его определить не сможете.

Определить сознание вы не сможете потому, что сознание очень широкая категория и включает в себя много уровней о которых вам ничего не известно

Аватар пользователя mp_gratchev

//
Определить сознание вы не сможете потому, что сознание очень широкая категория и включает в себя много уровней о которых вам ничего не известно//

По другому, сознание - это комплекс состояний сознания, в смысле, многоразличных содержаний последнего (если подкорректировать Ханова).

--

Аватар пользователя Виталий Андрияш

Не содержаний сознания, а механизмов действия сознания. Например интуитивный ум позволяем получать знания без участия мышления, путем извлечения их, вспоминания из универсального поля памяти. Космическое сознание или другими словами сознание единства позволяет получить доступ содержанию сознания других людей. Так утверждают просветленные учителя.

Аватар пользователя mp_gratchev

Отработанная моторика переходит в автоматизм механических действий.

Интуиция это тот автоматизм, только уже в сфере интеллекта.

--

Аватар пользователя Толя

mp_gratchev, 6 Май, 2024 - 13:16, ссылка

Болдачев - моё сознание мне известно.
Оно у меня есть.

В этом убеждён всякий индивид.

--

Но что это? Что собой представляет?

Аватар пользователя mp_gratchev

Что собой представляет - это, так называемая, "трудная проблема сознания".

--

Аватар пользователя Толя

mp_gratchev, 6 Май, 2024 - 13:47, ссылка

Что собой представляет - это, так называемая, "трудная проблема сознания".

--

Что есть то, проблему чего следует представить? 

Аватар пользователя mp_gratchev

"трудная проблема" - это тавтология. Проблема и есть трудность, подлежащая творческому разрешению.

Лёгкая проблема не проблема, если она лёгкая.

Khanov, 4 Май, 2024 - 09:51, ссылка
Что такое состояние сознания? Это дискурс.
Что такое дискурс? Это состояние сознания.

--

Аватар пользователя Эль-Марейон

Грачеву. Вы совершенно правы:  моё сознание мне известно. Оно у меня есть.  В этом убеждён всякий индивид.  Но как только по какой- то причине движение уйдет в самое себе, то  вы даже не почувствуете и не поймете , в чем дело с вами, вашим движением и вашим сознанием. И это состояние будет до тех самых пор, пока вы не вернетесь в свое сознание, которое вы так определили.

Но дело будет обстоят следующим образом: сознание ( энергия движения) уменьшит свой уровень ( не само по себе, а через ваше мышление) по какой- то причине ( причин много) в теле,  движению будет недоставать энергии,  и оно уйдет в свое временное небытие.  
Чтобы вернуться в сознание, мышление повышает уровень сознания, и движение приходит вновь в свое бытие.  Мне помнится, что я уже писала вам об этом. С уважением. 

Аватар пользователя Владимир Рогожин

 

Здесь проблема онтологического обоснования ЗНАНИЯ в целом: со-ЗНАНИЕ.
 Сначала необходимо прояснить категорию "СОСТОЯНИЕ"

А.Л. Симанов ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «СОСТОЯНИЕ» В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ

https://www.philosophy.nsc.ru/sites/default/files/journals/phil-science/2022/PS_4/08_Simanov.pdf

О.Г.Берестова ПОНЯТИЙНАЯ КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ В ФИЛОСОФИИ И ЛИНГВИСТИКЕ

https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatiynaya-kategoriya-sostoyaniya-v-filosofii-i-lingvistike/viewer

 

Аватар пользователя mp_gratchev

Ссылки сами по себе полезные.

Здесь достаточно определение:

Состояние - положение, в котором что-либо находится.

Например, положение, в котором находится сознание завещателя: "в здравом уме и твёрдой памяти".

--

Аватар пользователя Александр.РАМ

   Уходя в тему состояний сознания, вы предаёте самую важную тему ЭДЛ, хотя надо отдать должное, она вас не оставляет и проникает в тему сознания.

   По пункту 2. Два основных "состояния сознания", считаю, что вопрос можно обогатить, дополнив состояния уровнями сознания. Итак три уровня сознания: 1.Формальная логика (формальный уровень сознания)  2.Диалектическая логика (ДУС) 3.ЭДЛ (ЭДЛУС).   Можно считать их ступенями сознания. Поднимаясь по ступеням, сверху, проще и в самом понятии "сознание" разобраться.

   Изменённое состояние сознания можно разделить на разумное, философское (Мамардашвили, Пятигорский) и предложенное вами - "обморок".

Аватар пользователя mp_gratchev

//Изменённое состояние сознания можно разделить на разумное, философское (Мамардашвили, Пятигорский) и предложенное вами - "обморок".//

Разумность - это родовой признак человека, поэтому разумность корректно отнести к первому состоянию.

Философия, поэзия, живопись, наука, техника - это отрасли деятельности человека.

Изменённые состояния сознания, если продолжить ряд помимо обморока, - кома (эффект запертого человека), опьянение. И, конечно же, изменённое сознание под воздействием других веществ.

--

Аватар пользователя Александр.РАМ

Приятно, что вы философию к разумному сознанию не относите. А если философия отрасль человеческой деятельности, то вдвойне приятно, не зря хлеб едим!

  Кстати, если кошка бежит на запах рыбы, а от собаки убегает, это разумное поведение? Такое поведение родовой признак человека или кошек?

  Если ряд изменённых состояний ещё продолжить, то и вот такие бывают:

      Мой мозг - всего лишь приемник. Во Вселенной есть источник, из которого я черпаю знания, силу и вдохновение. - Тесла

      ------

      Я умру через 54 года 5 мес. и 18 дней. Моя смерть наступит в 11 часов вечера.
      Я могу читать мысли и даже видеть будущее, могу внушить то, чего нет, вот только не стану от этого ни полубогом, ни полудьяволом. - Вольф Мессинг

      ------        

      Бальзак, для которого его собственное интуитивное видение должно было быть необъяснимым, который не раз окидывает недоуменным взглядом свои собственные произведения как нечто непостижимое... - Цвейг
      

Аватар пользователя mp_gratchev

Сознание - это всегда рефлексия над окружающей действительностью и собственным внутренним миром человека. Параметры сознания:

- Набор знаний об окружающем мире: сознание включает в себя запас знаний о внешнем мире.

- Активность: оно проявляется как активное восприятие и обработка информации.

- Четкое различение субъекта и объекта: сознание предполагает различение между субъектом (индивидом) и объектом (внешним миром).

- Направленность на предмет: сознание ориентировано на конкретные объекты и события.

- Обеспечение целеполагающей деятельности: сознание играет важную роль в установлении целей и планировании деятельности.

- Способность к рефлексии и самонаблюдению: сознание позволяет человеку рефлексировать над своими действиями и наблюдать за собой.

- Различная степень ясности: отмечается разная степень ясности восприятия и понимания различных аспектов окружающего мира.

- Наличие эмоциональных факторов во взаимодействии между людьми: эмоциональные аспекты играют роль в межличностном взаимодействии.

- Осознание собственного «Я»: сознание включает в себя осознание собственной личности и индивидуальности.

--

Аватар пользователя Khanov

mp_gratchev, 7 Май, 2024 - 15:39, ссылка

Сознание - это всегда рефлексия над окружающей действительностью и собственным внутренним миром человека.

докажите, "я так думаю", "я так читал" - не принимается

сознание вообще есть бытие - существование нематериальных сущностей. никто не знает что это, единственная модель (гипотеза) - гильбертово бесконечно-мерное информационное пространство (его элемент кубит, упрощённо - логический оператор, 12 бит, но кубит сложнее, важно количество сущностей в сочетании четырёх из 8 - квантового регистра)

сознание в частности - состояние сознания - кубит - элемент гильбетова пространства (произвольного числа нулей и единиц) - существование нескольких сущностей из множества.

а уж та или иная рефлексия, в зависимости от сочетающихся в частном сознании сущностей, - самывыражение того или иного своего состояния сознания

способ существования сущностей - рассказ об окружающей действительности - без означаемых им сущностей - пустой звук

достаточное основание - основание на сути вещей - на сущностях

Аватар пользователя mp_gratchev

//сознание в частности - состояние сознания - кубит - элемент гильбетова пространства (произвольного числа нулей и единиц) - существование нескольких сущностей из множества.//

Объяснение "состояния сознания" через кубит хорошо коррелирует с объяснением сознания через нейроны мозга.

В каких ячейках мозга хранится знание? Пожалуй здесь больше подходит понятие "структура сознания" введённое в "Символе и сознании" Пятигорского и Мамардашвили.

Если состояние сознания принципиально индивидуально, то структура сознания принципиально неиндивидуальна.

--

Аватар пользователя Khanov

mp_gratchev, 7 Май, 2024 - 20:05, ссылка

логично

Аватар пользователя mp_gratchev

(Начало беседы I)

Александр Пятигорский: Когда я думаю о сознании, вернее, когда я пытаюсь описывать сознание, я прежде всего стремлюсь выяснить природу какой-то ментальной необходимости, которая побуждает меня и нас заниматься сознанием. Поэтому меня здесь, в этой беседе, совершенно не интересует историческая необходимость — я просто считаю, что её в данном случае нет, и мы не будем ей заниматься. Я хочу знать, каков характер этой ментальной необходимости, которая вызывает стремление к попытке понимания сознания для себя и попытке экспликации этого понимания в виде определённого текста. Мне кажется, что «проблема сознания» имеет совершенно самостоятельный прагматический аспект, и при рассмотрении её именно в этом аспекте она может быть условно систематически (то есть исключительно «в целях системы») обособлена, отчленена от ряда других проблем психологии, эпистемологии и лингвистики. Вместе с тем эта проблема может быть прагматически отчленена и от других, чисто практических, проблем жизни человека. И потому мне хотелось бы, чтобы наша первая беседа явилась как бы введением к работе, а не введением к сути дела. Но почему мы обращаемся к сознанию?


ТРИ БЕСЕДЫ О МЕТАТЕОРИИ СОЗНАНИЯ. БЕСЕДА III
(фрагмент)
.
Александр Пятигорский:
Теперь я предлагаю ввести понятие «состояние сознания». Я называю «состоянием сознания», например, то состояние, в котором мы сейчас ведем беседу о метатеории сознания. Этим я хочу сказать, что каждой возможной мыслительной конструкции (в данном случае связанной с работой над сознанием, с пониманием сознания) соответствует определённое психическое состояние субъекта, меня.


Мераб Мамардашвили:

Мне кажется что развитие философии и психологии в XX веке в связи с Фрейдом и феноменологией привело теорию сознания в своеобразный тупик, когда люди осознали забавный парадокс, что они чаще всего бывают вынуждены называть сознанием то, что сознанием не является. Я об этом говорил в прошлой беседе.


Александр Пятигорский:
Я думаю, что термин «состояние сознания» показывает, не столько наше хитроумие, сколько наше бессилие решить проблему сознания содержательным образом. Не решая её содержательным образом, мы решаем её несодержательным образом. Но эта несодержательность понятия «состояние сознания» имеет одну важную сторону, которая делает его на следующем уровне содержательным


Мераб Мамардашвили:
Я приведу более парадоксальный оборот этого способа введения понятия «состояние сознания», показывающий сложность или невозможность самой проблемы. Когда мы говорили о «сфере сознания», то имели в виду, что всё остальное будем вводить как конкретизацию нашего символического оператора. Фактически понятие «сфера сознания» есть оператор. Мы его и делаем. Фактически в этом определении «состояния сознания» мы говорим, что в «состоянии сознания» находится всякий, кто находится в «сфере сознания».
[...]
(конец цитирования)

***

В трёх беседах на тему сознания наблюдаю развитие совместной мысли в диалоге двух интеллектуалов, которые не оппонируют и не ведут сократический диалог учителя и ученика, а в режиме сотрудничества дополняют друг друга.

--

Аватар пользователя fed

mp_gratchev: вынуждены называть сознанием то, что сознанием не является.

ну да, путают сознание и мышление. А это не одно и то же.

Аватар пользователя fed

По уровню сознания люди делятся на 3 класса: тамас, раджас и саттва.

Тамас - низший. Ближе к животному. Преобладает в феодальном, авторитарном обществе.

Раджас - средний. Преобладает в капиталистическом обществе.

Саттва - более высокий. Преобладает при социализме.

Аватар пользователя mp_gratchev

Спасибо. Ваша информация очень важна для нас.

--

Аватар пользователя mp_gratchev

//а в обморочном состоянии, у человека в измененном сознании какие знания, представления возникают?//

Ожидаемый вопрос. Бытие, чистое бытие без всяких дальнейших определений и знаний. С чего бы знаниям быть обязательным атрибутом сознания?

В обмороке не то что знания, человек забывает сам себя. Зато осознаёт момент погружения в обморок и выход из него.

--

Аватар пользователя Ксари

В обмороке не то что знания, человек забывает сам себя. Зато осознаёт момент погружения в обморок и выход из него.

Сон разума рождает чудовищ!  Чистым созерцанием обладают все птички божьи, для этого сознания не нужно!

Аватар пользователя mp_gratchev

Подтверждающий пример изменённого состояния сознания.

--

Аватар пользователя Эль-Марейон

Грачеву. Вы правы, но есть такие обмороки внезапные, когда уже не человек падает, а какая- то колода, сильно ударяясь об пол. Внезапно организму понадобилось восполнение движения энергией. Энергия движения и есть само сознание.  
Но сознание не само собой распоряжается: еще Аристотель определил ведущее и ведомое. Ведущее - это наше мышление, Мысль ( плоть), а ведомое - это и есть сознание. Энергия сама по себе двигаться не может, поэтому в основании всех процессов находится мышление. С уважением. 

Аватар пользователя mp_gratchev

//
boldachev, 8 Май, 2024 - 14:19, ссылка
Все это существует в сознании. (Только само сознание не существует).

И здесь, я думаю, следует уточнить: "через мысли" не значит, что сознание лишь мыслимо (существует, когда мы о нем мысли), это означает, что оно есть то, в чем существуют мысли, оно является "пространством", в котором различаются мысли. Как трехмерное пространство есть то, в чем существуют/различаются вещи.

Аналогия с пространством очень продуктивная. Сознание и можно определить как пространство, в котором субъект различает объекты, пространство данности объектов. Но только пространство в более широком смысле, чем геометрическое, пространство, в котором субъекту даны все различаемые им объекты, как феномены, так и ноумены.  // 

***

Сознание не существует, но мы о нём мыслим. Привязываем к личности человека. Мыслим с позиций некоторой метатеории сознания. Пытаемся подобрать аналогии.

Вот первая аналогия: пространство. Или, сфера сознания. Следующие метатеоретические конструкты: состояние сознания, структура сознания.

--

Аватар пользователя Эль-Марейон

Вы читаете Мамардашвили, кто соединил следующее: мышление и Бытие - это единое целое. Бытие и есть сознание. Все одно получается; мышление и сознание - вместе. Мысль- это и есть поток сознания. М

Аватар пользователя mp_gratchev

//Эль-Марейон, 8 Май, 2024 - 16:36, ссылка
Вы читаете Мамардашвили, кто соединил следующее: мышление и Бытие - это единое целое. Бытие и есть сознание. Все одно получается; мышление и сознание - вместе. Мысль- это и есть поток сознания.
//

Бытие - это абстракция, отвлечённая от чего бы то ни было. Предел восхождения от конкретного к абстрактному.

Теперь начинаем мысленное движение в противоположном направлерии: от абстрактного к конкретному.

На этом пути Бытие делим на "материю" - бытие объективной реальности и бытие сознания.

Бытие объективной реальности - это одно единое целое. Бытие сознания - это другое единое целое.

В обоих случаях соединили бытие, соответствено, с первым и со вторым. Соединение автономное, раздельное. Если хотите соединить материю с сознанием, то получите "сознание - свойство высокоорганизованной материи".

Фраза "Бытие и есть сознание", другими словами, означает: субъективная реальность.

--

Аватар пользователя Эль-Марейон

Грачеву.  Ваши слова: Бытие объективной реальности - это одно единое целое. Бытие сознания -это другое единое целое. Не так: есть сознание - есть и бытие; нет сознания- нет и бытия.  Поэтому- то бытие - это и есть сознание.  Что такое субъективная реальность? Это реальность в самое себе. Все живое - в самое себе. 

Аватар пользователя mp_gratchev

//вещь не может быть одновременно и чёрной и белой.//

Это онтологическое толкование закона противоречия.
Только вот, логическое толкование закона противоречия не о вещах, а о несовместимых суждениях.

Алогичность

С моей точки зрения. Если участник дискуссии отвечает не на те вопросы, которые ставит перед ним собеседник, то такой участник дискуссии алогичен с позиций диалектики (то есть не стремится разрешить возникшее в совместном рассуждении противоречие).

--

Аватар пользователя Эль-Марейон

Ваши слова: вещь не может быть одновременно черной и белой. Спрашиваем по - другому: черно- белое существует? Существует. Что это?  Свет. Он светлый., белый. Почему черный?  Не всегда белый, потому что черный - цвет самого неба. Тьма? Нет, небо само по себе черное. Свет его освещает? Нет, свет освещает самое себя света. Черное небо- это ночное небо?  Не только, но и дневное. Через свет оно светлое? Не так: благодаря свету оно обретает светлый цвет. Свет - вещь? Нет, свет  не вещь, а вещь  в самое себе. Свет - материя.  Вещью раньше называли материю. С уважением. 

Аватар пользователя mp_gratchev

//Эль-Марейон, 9 Май, 2024 - 07:28, ссылка
Ваши слова: вещь не может быть одновременно черной и белой. Спрашиваем по - другому: черно- белое существует? Существует.
//

С онтологией разобрались. Теперь про логику.

Высказывание не быает одновременно ложным и истинным (тезис).

А вот, и быает! Например,

А: А ложно. (1)

Высказывание (1) одновременно и истинно, и ложно.

--

Аватар пользователя Эль-Марейон

Грачеву. Истина  и ложь- это не противоположности, что способны приходить на смену друг другу.  Ложь и истина всегда одновременны.  Ложь и  истина- это именно то, что не отрицает друг друга. Потому что и то и то верно. С уважением.

Аватар пользователя Ин-сен

На ФШ сначала попалась тема Трудная проблема сознания и всеобщность цвета. Пробежал по диагонали - банальная не достойная внимания чушь. А тут тема СОСТОЯНИЕ сознания - подумалось, это мне ближе. Прочитал вводный пост Грачева, к сожалению, тоже чушь. Тем не менее, надеясь на его разум, прокомментирую.

1. Состояние сознания - это форма, наполненная каким-то конкретным содержанием (идеальным).

Вы уж как-то выберите одно из двух, состояние или форма, потому что одно другим быть не может.

2. Два основных "состояния сознания":

- В здравом уме и твёрдой памяти (первое состояние - норма);
- Изменённое сознание (второе состояние).

Вот вы лично в здравом уме и твердой памяти? Это неопределенно резиновые понятия, которыми можно дискредитировать все человечество. Лично я за свою долгую жизнь не встречал человека, который бы здраво рассуждал обо всем в мире, и абсолютно все люди что-то забывают, и в винчестере и флешке память можно стереть, т.е. в Природе твердой памяти как таковой быть не может. А измененное сознание вовсе в одной куче состояние-форма-вид. Вы сначала разберитесь, чем отличаются состояние от формы и от вида. Но все это проблемы, которые решать вам, а мне они до лампочки.

Тем не менее дам определение: СОЗНАНИЕ - это состояние реальных объектов, при котором в процессе взаимодействия происходит взаимообмен информацией - СО-вместное ЗНАНИЕ. И да, если ваш приятель лежит и никак не реагирует на ваши шлепки и тормошки, то вы однозначно констатируете: он без сознания. Т.е. действием шлепками вы хотите передать ему информацию, но ответной информации нет. То же самое, если приятель игнорирует ваши попытки убедить о его недостойном поведении, то вы констатируете: он несознательный член общества. Т.е., находясь в другой этической системе, он не способен обмену информацией с вашей системой. Но все это на интеллектуальном уровне. Но если его тело толкнете, то оно адекватно перевернется, т.е. на информацию о толчке тело ответило информацией переворота, значит, тело в состоянии сознания. Ровно то же, если камень упал на землю, от чего на нем возникла трещина, а в земле выбоина, то они в состоянии сознания. Т.е. в процессе взаимодействия они обменялись информацией о своей сути, информационном содержании. Можно сказать, земля "осознала", что камень непроницаемый, твердый, тяжелый и т.д. А камень "осознал", что земля непроницаемая, но рыхлая и т.д. Разумеется, обмен информацией изменил их суть, информационное содержание, и чем можно судить по выбоине и трещине. Т.е. если есть взаимодействие, сл-но есть обмен информацией в состоянии сознания. Но если взаимодействия нет, значит, нет обмена информацией - СО-вместного ЗНАНИЯ. А если в общем, то в Природе всё взаимодействует и, сл-но, обменивается информацией. Поэтому сознание Природы, сознание Вселенной, сознание Земли и т.д. вполне оправдано как само собой разумеющееся. И только человек может мечтать, фантазировать, глючить и т.д. т.е. интеллектуально самоизолироваться, быть без сознания. Именно поэтому, говоря о сознании, имеем ввиду сугубо человека. А все остальное типа измененное сознание, под-сознание, над-сознание, за-сознание и вместо-сознание - это чушь и лапша мошенников, которые безбедно живут на ушах недоумков. Кстати, т.к. речь о сути, информационном содержании, то понятие СОЗНАНИЕ полностью соответствует понятию СУЩЕСТВОВАТЬ - это в процессе взаимодействия обмениваться сутью, информационным содержанием. Т.е. сознание - это состояние, а существование - это процесс.