Смысл жизни в Греции

Аватар пользователя Николай Кофырин
Систематизация и связи
История философии

Недавно я вновь побывал на родине философии. Каждый раз посещая Грецию, я задаюсь основным вопросом философии – о смысле человеческой жизни и бытия вообще. Вопрос смысла жизни является началом любой философии, ключевым вопросом человеческого существования. В зависимости от того, какой смысл человек видит в жизни, так он и живёт.
На острове Закинтос мы отдыхали в «Астория». С нами в гостинице проживала пара пожилых людей. На вид им было лет по 80, и они вместе читали сборник рассказов Ивана Бунина "О любви". Я долго наблюдал за ними и в конце концов решился задать вопрос, в чём они видят смысл жизни.

Русские отличаются мессианством и во всём ищут какой-то смысл.
Может ли человек жить без ответа на вопрос в чём смысл его жизни? Может, но вряд ли это будет человеческое существование в полной мере.
Помню, как у нас в университете выступал философ Мераб Мамардашвили. Он говорил о людях, рождённых как бы наполовину. То есть сознание у них есть, а мышления нет. «Если человек отправляется от точки, в которой знание не помогает, он идёт в направлении смысла», – говорил Мераб Мамардашвили.

Можно заметить существенное отличие в понимании смысла жизни философами и обычными людьми. Для многих вопрос о смысле жизни кажется банальным и лишённым глубокого содержания.
Возможно, мы и не способны понять смысл Бытия, но мы должны вопрошать, мы должны искать ответ и быть открыты ответу. Философия это вопрошание! Это поиск ответа. Хотя сам вопрос иногда важнее…

Многие философы исходили из признания неизменности «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни.

Сократ, Диоген, Платон, Декарт, Спиноза и другие, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.
Аристотель полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в осуществлении человеком своей сущности. «В чём смысл жизни? Служить другим и делать добро».

Эпикур провозглашал целью человеческой жизни получение удовольствия, понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Его идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание.

Согласно философскому учению киников, конечной целью устремлений человека является добродетель (счастье), а добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и должен стремиться к внутреннему покою.

Согласно учению стоиков, душа человека бессмертна, а добродетель состоит в согласии жизни человека с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.

Артур Шопенгауэр полагал: Жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение. Мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям.

Датский философ Сёрен Кьеркегор полагал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.

Фридрих Ницше считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека. Ницше не принимал христианство, поскольку оно удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни.

Философ-прагматик Уильям Джеймс был убеждён, что истина не может быть найдена, но может быть создана, и потому смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её».

Французский философ Жан-Поль Сартр полагал: «смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его… Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаём ей смысл».

Немецкий философ ХХ века Мартин Хайдеггер считал: «Смысл бытия никогда не может быть поставлен в противоположение к сущему или к бытию как опорному "основанию" сущего, ибо "основание" становится доступно только как смысл, пусть то будет даже бездна утраты смысла».

Греческие монахи на Афоне создали целое учение – «исихазм» (от греч. спокойствие, тишина, уединение). В основе философии исихазма лежит представление, будто человек, долгое время пребывающий в молитве и сердцем просящий Бога, может увидеть духовно божественные энергии. Исихасты исходят из положения «Царствие Божие внутрь вас есть» (Евангелие от Луки, 17:21).
Православные монахи-исихасты утверждают, что посредством поста и безмолвной молитвы можно приобщиться к божественному свету, подобному тому, что видели апостолы на горе Фавор во время преображения Господня.
Смысл этих мистических практик в достижении состояния умиротворения и, как утверждают монахи, в способности общения с «ангельскими материями».
Святость есть сопричастность божественным энергиям.

Различные мировые религии, каждая по-своему, дают свой ответ на вопрос о смысле человеческой жизни. Они отвечают на человеческую потребность перестать ощущать состояние растерянности или страх смерти. Определяя мир за пределами жизни (духовный мир), религия удовлетворяет эти потребности, обеспечивая смысл, цель и надежду для жизни человека.

В основе религиозной веры лежит убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели. Мы должны искать Высшую Силу, которая придаст нашим жизням смысл и обеспечит цели через Божественные наставления.

«Сущность всякой веры состоит в том, что она придаёт жизни такой смысл, который не уничтожается смертью», – говорил Лев Толстой.

Согласно Иудаизму, Всевышний создал человека в качестве собеседника и сотворца. И мир, и человек созданы несовершенными умышленно — для того, чтобы человек, с помощью Всевышнего, поднимал себя и окружающий мир на высшие уровни совершенства. Смысл жизни любого человека состоит в служении Творцу даже в самых будничных делах.

Ислам подразумевает «вручение себя Богу», «покорность Богу». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему.

В Индуизме существует несколько философских школ, и каждая по-своему отвечает на вопрос о смысле жизни. Школы Ньяи и Вайшешики не признают существование реинкарнации, кармы, души, утверждая, что смысла человеческой жизни не существует, поэтому единственный логичный подход к жизни — наслаждение.

Мир внутри нас

Школы Санкхьи, Йоги и Мимансы признают реинкарнацию и карму, а также деление вселенной на 14 планетных уровней, считая, что цель человеческой жизни в том, чтобы с помощью знания, йогических упражнений или благочестивой деятельности соответственно вознестись на более высокие планетные уровни, сравнимые с «Раем» и избежать низких планетных уровней, сравнимых с «Адом». Однако формы жизни на тех планетах так же не являются вечными, и потому по истечении срока, душа возвращается назад на Землю. Так душа вращается в круговороте «сансары» вечно. Смысла жизни как таковой по этим философиям также не существует.

Адвайта-веданта утверждает, что поскольку всё в мире является временным, то весь окружающий нас мир есть иллюзия. На самом деле существует лишь Единый (Брахман или Дух), все мы Едины, однако частичка этого Духа может впасть в иллюзию и начать видеть мир разделённым на множество объектов. Соответственно цель человеческой жизни — осознать единство всего мироздания путём прекращения какой-либо деятельности, выход из круга сансары и слияние с Единым.

С точки зрения Вайшнавизма смысл человеческой жизни заключается в осознании себя как частички духовной природы, созданной Богом (Кришной), а также в развитии в себе любви. Смысл жизни заключается во вступлении во взаимоотношения с Богом, что открывает душе дорогу из колеса повторяющейся реинкарнации в вечный духовный мир.

Согласно Буддизму, смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания, что возможно через достижение просветления (нирваны). С точки зрения буддизма южной традиции, смысл жизни состоит в изучении собственного сознания, повышении степени осознанности, достижении естественного состояния ума и в конечном итоге в полном прекращении бытия в обычном понимании этого слова (то есть достижении нирваны).
Буддизм северной традиции обязует практикующего не уходить в нирвану, пока все существа не достигнут просветления. Просветления можно достичь не только за счёт практики, но и путём праведной жизни в миру.

Согласно китайскому философу Конфуцию, главной целью человеческого существования является созидание идеального, совершенного общества, что позволяет достигнуть гармонии между людьми и Небом. Человек рассматривается как часть единого общества, обладающая своими конкретными обязанностями, часть единого механизма, в котором интересы общества являются приоритетными. Исполнить своё предназначение человек может лишь через самосовершенствование.

Человеческая природа в своей сущности непорочна, но у каждого человека есть свобода выбора — он может стать «благородным» или «низким» человеком. Благородный человек ставит своей целью самосовершенствование через постижение высшей добродетели, сочетающей в себе самоуважение и человеколюбие (гуманность).

Сама добродетель есть нечто свойственное человеку, а поэтому достаточно следовать указаниям своей природы, чтобы идти по верному пути. Поведение, ведущее к достижению благородства, подразумевает прежде всего умеренность, выбор «среднего пути», стремление избежать крайностей.

Основатель даосизма Лао Цзы, призывал не вмешиваться в процесс жизни, не заниматься её обустройством, улучшением, исправлением. Всё в мире должно оставаться таким, как оно есть в своём естественном состоянии. Смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним.

Для православного «истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Так считал святой Серафим Саровский. Обряды, посты, милосердие, молитвы и даже церковные таинства с точки зрения православия являются лишь средствами для достижения обожения. «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».

«Если бы бога не было, то его следовало бы придумать», – считал Вольтер. Для Вольтера вера в бога являлась необходимой опорой морали.

Иммануил Кант говорил: «О человеке, как моральном существе, уже нельзя спрашивать, для чего он существует. Его существование имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинять всю природу».

Альбер Камю был убеждён, что жизнь абсурдна. Его работу «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» я впервые прочитал в машинописной перепечатке, когда учился на подготовительном отделении философского факультета. Вопрос о смысле жизни Камю называет самым неотложным, а проблему самоубийства – единственной серьёзной философской проблемой. «Я видел, как много людей умирает потому, что жизнь для них больше не стоила того, чтобы жить. Из этого я делаю вывод, что вопрос о смысле жизни – самый насущный».

Одни люди стараются забыться, чтобы не думать о смысле жизни. Другие пытаются переделать жизнь путём реформ или революций. Третьи, отчаявшись в поисках истинного смысла бытия, уходят из жизни. Четвёртые — это люди, нашедшие смысл жизни.

К последним принадлежал русский философ Николай Бердяев. Он утверждал, что философия есть поиск смысла жизни, а религия — его реализация. «Искание истины и смысла я противоположил обыденности, бессмысленной действительности. Это был поворот к духу и обращение к духовности… Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже даёт смысл жизни... Постигнуть смысл жизни, ощутить связь с этим объективным смыслом – есть самое важное и единственно важное дело, во имя его всякое другое дело может быть брошено».

Сам факт искания смысла «доказывает, что в нашей мысли и в нашей жизни нет смысла, которого мы ищем», – писал русский философ Е.Н.Трубецкой. – «Искание смысла, цели жизни, есть «жестокое страдание от окружающей нас бессмыслицы».
Трубецкой выделял следующие особенности Смысла: всеобщность, неизменность и неподвижность, сверхвременность или, другими словами, вечность; что в итоге приводит нас к понятию истина. Таким образом, Смысл – есть истина.

В русском языке СЪМЫСЛ есть со-мысль, сопряжение мыслей, диалектическое равновесие умных энергий.
Философ Н.И.Кареев был убеждён, что человек психологически не способен осознать смысл жизни за рамками своего собственного существования.
А.И.Введенский считал, что, утверждая смысл жизни за пределами человеческой жизни, мы не понижаем человеческий образ и не унижаем этим человека, а наоборот.

Бессмысленно искать смысл жизни только в рамках биологического существования. Живая жизнь духа и есть то интегральное, что освещает жизнь души и тела, наполняет бытие смыслом.

Есть несколько критериев, по которым можно определить наличие смысла жизни у конкретного человека: 1\ отношение ко времени, помня о смерти; 2\ наличие иерархии целей и ценностей; 3\ наполненность жизни человека реализацией своего смысла жизни.

Прежде чем вдуматься, что значит «найти смысл жизни», необходимо понять, что есть смысл вообще, определить условия возможности смысла жизни.
Можно сказать, что жизнь осмыслена, «когда она служит какой-то разумной цели, содержанием которой никак не может быть просто сама эта эмпирическая жизнь», утверждал русский философ Семён Франк.
С.Л.Франк выделял два условия осмысленности жизни: 1) служение чему-то высшему, имеющему оправдание в самом себе, но это высшее в свою очередь должно быть жизнью; 2) разумно осознавать служение высшему благу, пропитывающему всю жизнь.

Для того чтобы жизнь имела смысл, необходимы два условия: существование Бога и человеческая причастность ему, достижимость для человека жизни в Боге или божественной жизни. Осмысленной наша жизнь становится через служение Высшему Благу, являющимся и абсолютным благом для самого человека.

Существует ли объективный Смысл Бытия, или это субъективная потребность каждого конкретного индивида?
Лично мне представляется, что субъективный смысл жизни есть отражение объективного смысла Бытия. Потому как, если Бытие не имеет смысла, то не имеет смысла и жизнь конкретного человека.
В субъективном смысле жизни каждого человека как в кусочке голограммы отражается объективный Смысл Бытия.
Если мы не можем познать Смысл Бытия, это не означает, что и жизнь конкретного человека не имеет смысла.

Недавно я побывал в Мексике и посетил мистическое место – Теотиуакан (город, где люди становились богами). Там я задавал вопрос о смысле жизни туристам и паломникам из разных стран мира. Разнообразие ответов меня поразило.

Вопрос о смысле жизни я задал известному философу современности Славою Жижеку. И вот что он мне ответил:
«Я не буду здесь усложнять. Во-первых, я думаю, жизнь это просто биохимический феномен. Само по себе оно не имеет значения. Вы имеете в виду человеческую духовную жизнь человека? Духовная жизнь человека имеет даже не значение, но нечто гораздо большее. Я бы сказал так: является ли эта духовная жизнь человека основой человеческой жизни? Речь идёт не о том, чтобы быть лучше или больше в чём-то, чем животное. Это вещь. Для меня, если хотите, минимально техническая метафора человеческой жизни это бумеранг. Формально он существует чтобы его куда-то кинуть и основной задачей является обыграть кенгуру и поймать бумеранг, когда он летит обратно. И я думаю, для чего-то, что имеет значение, не значит, что это служит какой-то высокой причине. Наоборот, что-то, что изначально в глупом животном царстве животных служит причиной, становится целью само по себе.
Давайте возьмём конкретный очень пример. Секс. Если вы просто занимаетесь любовью для продолжения рода, вы поступаете как обезьяны, это ничто. Но когда вы говорите, нет, когда я занимаюсь любовью, люблю тебя, это само по себе достижение, тогда секс становится значимым для Абсолюта.
Итак, для меня основа человеческого творения не в том, что мы более сложные существа, то есть мы делаем что-то чтобы достичь чего-то и тд. наоборот. Это значит, что мы берём что-то, что изначально было просто инструментом, и делаем из этого самоцель. И мы говорим: это уже сделано! И вы возможно не удовлетворены моим ответом. Но вы поймали меня не подготовленным!»

Делает ли понимание смысла жизни человека счастливее? Или наоборот, несчастнее?

По данным психологов, существуют различия между представлениями о счастливой жизни и осмысленной жизни. То, что является смыслом жизни, не всегда является счастьем, и наоборот.

Не всех постижение вопроса о смысле жизни делает счастливыми. И наоборот, незнание смысла жизни многих делает счастливыми. В отдельных случаях, потеря смысла жизни приводит к депрессии, психологическим заболеваниям и самоубийствам.

Психоаналитик Карл Юнг считал, что «отсутствие смысла в жизни играет критическую роль в этиологии невроза. В конечном счёте невроз следует понимать как страдание души, не находящей своего смысла... Около трети моих случаев – это страдание не от какого-то клинически определимого невроза, а от бессмысленности и бесцельности собственной жизни».

Для многих смысл жизни это положительная самореализация своей сущности, того, что понимаешь, как собственное предназначение.
«Смысл жизни — самовыражение, – писал Оскар Уайльд. – Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живём».

«Смысл связан с концом. И если бы не было конца, т.е. если бы в нашем мире была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смысл лежит за пределами этого замкнутого мира, и обретение смысла предполагает конец в этом мире», – полагал Николай Бердяев.

Выходит, без жизни посмертной эта жизнь не имеет смысла?
Ответ на вопрос о смысле жизни зависит от того, верит человек в посмертное воздаяние за прожитую жизнь или не верит. Если веришь в Бога, значит признаёшь бессмертие души. И в этом случае моя жизнь вписывается в более значительную перспективу, нежели тот короткий временной промежуток, предоставленный мне на этой земле.

Смысл жизни человека не в том, чтобы выжить, а чтобы сотворить как можно больше добра и любви. В конце концов, мы творим добро не столько для других, сколько для собственной души.

Если присмотреться внимательнее, то окажется, что все проблемы в жизни человека — это проблемы смысла проживаемых дней. Вникнув в суть конфликтов, легко обнаружить, что почти все они порождены неудовлетворенностью тем, как ты проживаешь каждый конкретный день.

Поиск смысла есть поиск пути в Вечность. Смысл не может быть в жизни вообще. Смысл — категория индивидуальная. Каждого человека волнует прежде всего смысл его личного существования, так же как своя жизнь заставляет волноваться более, чем жизнь других сотен миллионов людей.

Основа понятия смысла жизни — не то, почему мы живём, а то, зачем мы живём. Если мы умрём, то зачем же мы жили? — вот как нужно ставить вопрос. Дело не в конечности конкретной жизни, хотя и в этом тоже, поскольку всякий смысл есть реальное измерение и одновременно наполнение какого-то ограниченного пространства. Если это пространство бесконечно, то и смысла в нём быть не может.

Для большинства людей вопрос смысла это проблема оправдания своего существования. Потребность в поиске смысла возникает не просто как желание найти оправдание, а скорее как желание достичь чего-то; не как взгляд в прошлое, но в будущее, как желание понять и как необходимость понять, чтобы идти дальше.

Смысл — категория не внутренняя и не внешняя, а, правильнее сказать, сквозная! Он пронизывает всё, присутствует везде и един для всего, Он связывает всё своим единством. Этот Смысл, или Принцип, с необходимостью осуществляется, и потому по сути своей это Закон.

Этот закон единый для всего, универсальный принцип существования. Он осуществляется с неизбежностью как необходимость и для человека, и для человечества.
Жизнь человека и жизнь человечества имеет общую причину, цель, смысл.

Поверить в наличие смысла, означает поверить в наличие цели, а значит и в своё предназначение.
Смысл — это наполнение и одновременно предназначение, которое заключено в самой жизни.
Смысл – это процесс, суть которого выражена в его цели. Но цель не может быть просто в продолжении, поскольку возникает справедливый вопрос — а зачем продолжение, ради чего?

Мы приходим в эту жизнь на Земле с определённой целью – научиться любить, любить несмотря ни на что.
Цель эта достигается через труд души («душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь»).
Труд души в том, чтобы творить любовь. В этом заключается и смысл жизни, который везде и во всём.
Любовь творить необходимость!
Любовь не удовольствие, не наслаждение, не забава – а именно необходимость. Творить любовь – необходимость и для собственной души и всего мира.

Для моря мы рыбки.
Для гор комары.
Так в чём же смысл жизни?
Смысл жизни — в ...

Всё возникает, чтоб исчезнуть, рождается, чтоб смерть принять.
Всё растворится, канув в Вечность. Но что толкнёт вновь создавать?
Что к творчеству нас побуждает? Что побуждает нас творить?
Зачем творю, коль всё исчезнет? Зачем живу, раз всё умрёт?
Если конец всему известен, толкает Что меня вперёд?
Небытиё рождает звёзды, чтоб вновь когда-то их убить.
Зачем даруются мне мысли? Зачем не можем не любить?!
Земля не вечна, как и мирозданье,
Исчезнет всё, чтобы возникнуть вновь.
Мне открывается всей Истины познанье:
Закон для всех един, и Он — Любовь!
Любовь Творить Необходимость!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

ПРИГЛАШАЮ ПОСМОТРЕТЬ МОИ ВИДЕОРОЛИКИ ПО ТЕМЕ ПОСТА

СМЫСЛ ЖИЗНИ НА ЗАКИНТОСЕ

Люди о смысле жизни на острове Закинтос в Греции

https://www.youtube.com/watch?v=TlX2s0d5-lw&feature=youtu.be

 

МОЯ ГРЕЦИЯ

Моё путешествие по материковой Греции в 2009 году

https://www.youtube.com/watch?v=zfO7bFAiof0&feature=youtu.be

 

ФИЛОСОФЫ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Философы о смысле жизни человека и вообще

https://www.youtube.com/watch?v=oAipqY0pkkA&feature=youtu.be

 

СЛАВОЙ ЖИЖЕК О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

25 октября 2017 года Славой Жижек выступал в Санкт-Петербурге и ответил на мой вопрос о смысле жизни

https://www.youtube.com/watch?v=merYES2n9l0&feature=youtu.be

 

ТЕОТИУАКАН - ГОРОД БОГОВ - Teotihuacan

Теотиуакан - археологический комплекс в 50 км от Мехико

https://www.youtube.com/watch?v=48syYdbWAsU&feature=youtu.be

 

В ЧЁМ СМЫСЛ ЖИЗНИ (2016 год) – DVD

Мнения людей о смысле человеческой жизни

https://www.youtube.com/watch?v=HTvP8jwlT-c&feature=youtu.be

Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.

Всё, что я хочу сказать людям, заключено в трёх главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
2\ Смысл – он везде.
3\ Любовь творить необходимость.

А лично для Вас В ЧЁМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Комментарии

Аватар пользователя Корнак7

Всё, что я хочу сказать людям, заключено в трёх главных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
2\ Смысл – он везде.
3\ Любовь творить необходимость.

А лично для Вас В ЧЁМ СМЫСЛ ЖИЗНИ?

Любовь - эмоция. Я не могу ограничивать свою жизнь одной эмоцией. Их много.

Я не могу лишить себя мышления даже ради такой эмоции как любовь.

Любовь, как любая другая эмоция, сопровождает жизнь человека ограниченный отрезок времени. Выходит, что автор считает остальную часть бессмысленной?

Человек может найти смысл жизни. Но ему нужно сказать что и где искать. В имеющемся выборе смысла нет. Любовь практически всегда сопровождается таким потоком негатива, что ее нередко называют болезнью.

 

Аватар пользователя Николай Кофырин

Греки выделяли в любви семь её разновидностей:

Эрос. Восторженная, пылкая влюбленность, основанная в первую очередь на преданности и привязанности к любимому, а потом уже на сексуальном влечении. При такой любви влюбленный порой начинается чуть ли не поклоняться возлюбленному(ой). Появляется желание полностью обладать им. Это любовь — зависимость. Происходит идеализация любимого. Но всегда следует период когда «открываются глаза», и, соответственно, происходит разочарование в любимом. Данный вид любви считается разрушительным для обоих партнеров. После наступившего разочарования, любовь проходит, и начинается поиск нового партнера.

Людус. Любовь - спорт, любовь - игра и состязание. Данная любовь основана на половом влечении и направленна исключительно на получение удовольствий, это потребительская любовь. В таких отношениях человек настроен больше получать, чем что-то давать своему партнеру. Поэтому чувства носят поверхностный характер, а значит не могут удовлетворить партнеров полностью, им всегда чего-то не хватает в отношениях, и тогда начинается поиск других партнеров, других отношений. Но параллельно могут сохраняться отношения и со своим постоянным партнером. Недолговечна, продолжается до появления первых проявлений скуки, партнер перестает быть интересным объектом.

Сторге. Любовь — нежность, любовь — дружба. При данном виде любви партнеры являются одновременно и друзьями. Их любовь основывается на теплых дружески-партнерских отношениях. Данный вид любви часто возникает после многолетней дружбы или после много лет совместного брака.

Филия. Платоническая любовь, названная так потому, что в своей время именно данный вид любви возносился Платоном как настоящая любовь. Данная любовь основана на духовном притяжении, при такой любви происходит полное принятие любимого, уважение и понимание. Это любовь к родителям, детям, к лучшим друзьям, к музе. Платон считал, что это единственный вид любви, который является истинной любовью. Это безусловная любовь. Бескорыстная любовь. Любовь в чистом виде. Это любовь ради любви.

Кроме того, древние греки выделяли еще три вида любви, которые являются сочетанием основных видов:

Мания или как называли данный вид любви древние греки: «безумие от богов». Данный вид любви является комбинацией эроса и людуса. Любовь — манию считали и считают наказанием. Это любовь — одержимость. Она заставляет страдать влюбленного человека. И она же несет страдания и объекту страсти влюбленного. Любящий стремится все время быть рядом с возлюбленным, пытается контролировать его, испытывает безумную страсть и ревность. Также, влюбленный испытывает душевную боль, смятение, постоянное напряжение, неуверенность, тревогу. Он полностью зависим от объекта обожания. Возлюбленный же после некоторый периода такой пылкой любви со стороны влюбленного, начинает его избегать и делает попытки разорвать отношения, исчезнуть из его жизни, оградить себя от одержимого любовью. Данный вид любви деструктивен, несет разрушение как влюбленному, так и возлюбленному. Такой вид любви не может долго существовать, за исключением садомазохистских отношений.

Агапэ. Данный вид любви является сочетанием эроса и сторге. Это жертвенная, бескорыстная любовь. Любящий готов к самопожертвованию во имя любви. В такой любви происходит полная самоотдача любимым, полное принятие и уважение любимых. Данная любовь сочетает в себе милосердие, нежность, надежность, преданность, страсть. В такой любви партнеры совместно развиваются, становятся лучше, избавляются от эгоизма, стремятся больше отдавать, чем что-то брать в отношениях. Но надо отметить, что этот вид любви можно встретить и у друзей, но в таком случае, будет отсутствовать сексуальное влечение, всё остальное сохраняется. Также о такой любви говорится в христианстве — жертвенная любовь к ближнему своему. Сохраняться всю жизнь. Но встречается очень редко.

Прагма. Данный вид любви является комбинацией людуса и сторге. Это рациональная, рассудочная любовь или любовь по «расчету». Такая любовь возникает не от сердца, а от ума, то есть она рождается не от чувств, а от осознанно принятого решения любить конкретно человека. И данное решение основывается на доводах рассудка. Например, «он меня любит», «он обо мне заботится», «он надежный» и т.д. Этот вид любви носит корыстный характер. Но может сохраняться всю жизнь, и пара при таком виде любви вполне может быть счастлива. Также прагма можете со временем перерасти в другой вид любви. (с) источник

Аватар пользователя Корнак7

Николай Кофырин, 15 Сентябрь, 2018 - 09:05, ссылка

Греки выделяли в любви семь её разновидностей

А что греки писал про ревность, сопровождающую любовь? А про безответную любовь? А про безумные поступки, сопровождающие любовь? Может вы нам расскажите о результате любви Ромео и Джульетты?
Какая-то у вас идилия получается, далекая от жизни

Аватар пользователя Николай Кофырин

Я говорю о ЛЮБВИ НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО! - об этом говорил и Лао Цзы в трактате "Дао ДЭ" 2,5. тысячи лет назад.

67 чжан

У меня есть три драгоценные вещи,
которым я следую и которые бережно храню.
Первая называется «глубокое чувство любви». (1)
Вторая называется «умеренность».
Третья называется «отсутствие стремления быть самым главным».
Исполнен любви и потому могу
действовать с мужеством истинного воина.
Бережлив и потому могу умножать свою силу.
Не стремлюсь быть самым главным в Поднебесной
и потому могу достичь высшей полноты
управления сутью вещей.
Тот, кто сегодня оставляет любовь ради войны,
кто отвергает умеренность ради пышного изобилия,
кто отказывается быть повелителем ради того, чтобы быть самым главным,
непременно погибнет!
Но тот, кто исполнен любви,
сражается — и побеждает,
обретая контроль над своими чувствами, становится крепче.
Небо содействует ему, заботясь о нем с терпением и любовью. (1)

(1) «глубокое чувство любви», «заботясь… с терпением и любовью» в оригинале «цы», что означает: любить, заботливо относиться, любовь к младшему, материнская любовь. Это чувство любви и радости, которое невозможно ничем омрачить, это «любовь не смотря ни на что».

Аватар пользователя Корнак7

Николай Кофырин, 15 Сентябрь, 2018 - 10:04, ссылка

Я говорю о ЛЮБВИ НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО! 

Я не против. Но как это отвечает на все поставленные мною вопросы не понимаю.

Аватар пользователя Николай Кофырин

Иногда вопросы значительнее ответов на них!

Аватар пользователя Корнак7

Николай Кофырин, 15 Сентябрь, 2018 - 10:10, ссылка

Иногда вопросы значительнее ответов на них!

Так я о том и говорю

Мои вопросы перечеркивают ваши тексты. И ответа на них у вас нет.

Аватар пользователя m45

Николай Кофырин,обратите ,внимание,что все, без исключения,перечисленные вами мыслители,философы отмечают общее представление о смысле жизни,как состояние внутренней неудовлетворённости,нашей психики.И решение проблемы ,видят в её совершенстве,т.е.постоянной,упорной работы над своими желаниями,мотивациями и т.д.а,что такое ,эта работа с собственным "я"? Это всевозможные духовные практики ,это не просто,это трудно.Чтобы справится с этой задачей,необходимо иметь определённый склад характера,т.е.иметь недюженную волю,нацеленную на решения определённого желания.Получается некоторое противоречие:неудовлетворённость заставляет работать над собой,а сил,чтобы это реализовать - нет.Правда ,необходимо отметить,что существуют ,люди,которые никогда и близко не задумываются над смыслом своей жизни,при этом они вполне успешны,здоровы ,счастливы.

 

Аватар пользователя Корнак7

m45, 15 Сентябрь, 2018 - 11:42, ссылка

Николай Кофырин,обратите ,внимание,что все, без исключения,перечисленные вами мыслители,философы отмечают общее представление о смысле жизни,как состояние внутренней неудовлетворённости,нашей психики

В самую точку. 

Значит мы можем сказать, что смысл найден только в случае, если нас посетит перманентное состояние удовлетворенности. Чего никакой любовью, равно и прочими земными прелестями, добиться никому не удавалось. А любовь чаще приносит не удовлетворенность, хотя бы кратковременную, а всякие трагедии

Аватар пользователя m45

Значит мы можем сказать, что смысл найден только в случае, если нас посетит перманентное состояние удовлетворенности. Чего никакой любовью, равно и прочими земными прелестями, добиться никому не удавалось. А любовь чаще приносит не удовлетворенность, хотя бы кратковременную, а всякие трагедии

Имхо,поиск смысла жизни,как способа избавления от чувства неудовлетворённости ,заложен природой,как некое "шило" в одном месте.Человек нацелен на движение эмоциональности,жажду реализации желаний,достижения цели,кратковременной эйфории,опустошений и неизбежного начала реализации новых идей-желаний.Некий цикл.Где-то в нём есть место и любви и подчиняется этим же законам,т.е.обязательными пиками и спадами,а следовательно постоянной жаждой  чего-то необыкновенного...а вот когда теряем обыкновенное,начинаем грустить уже и об этом,то что казалось нашим незыблемым,вечным..

Аватар пользователя Корнак7

обязательными пиками и спадами,а следовательно постоянной жаждой  чего-то необыкновенного

А я вам на это отвечу.

Почему вы сочли, что возражаете мне?

Почему состояние удовлетворенности не может включать пики, про которые вы пишите? 

Почему нельзя найти удовлетворенность в чем угодно, чем бы мы ни занимались?

Почему удовлетворенность вы связываете с чувственными наслаждениями?

Можно быть удовлетворенным жидкими щами, тем более, если три дня не ел, а можно быть неудовлетворенным мелким жемчугом.

Как найти состояние удовлетворенности?

Это вовсе не простой вопрос, как может показать со стороны. Тем более перманентное состояния удовлетворенности.

Аватар пользователя Дмитрий

Есть такое предубеждение, что якобы удовольствию всегда предшествует страдание. Например, человек испытывает голод - это страдание. Человек утоляет голод и испытывает удовольствие.

Но на самом деле, человек в данном случае испытывает чувство удовольствия не от утоления голода, а от вкуса пищи. Если бы еда была безвкусной, человек бы не испытал никакого удовольствия, но был бы, тем не менее, удовлетворен.

Удовлетворению предшествует страдание. Человек страдает тогда, когда он чем-то неудовлетворен. 

Но допустим, человек удовлетворил все свои потребности. И что? В этом смысл жизни?

Аватар пользователя Корнак7

Удовлетворению предшествует страдание. Человек страдает тогда, когда он чем-то неудовлетворен. 

Но допустим, человек удовлетворил все свои потребности. И что? В этом смысл жизни?

Смысл жизни  не в удовлетворении желаний. Если вы помните, на востоке рекомендовали от желаний избавляться, а не удовлетворять их.

Смысл жизни в состоянии удовлетворенности. Хоть от чего. Вы едите вкусную пищу - испытываете удовлетворенность. Вы занимаетесь голоданием, улучшаете здоровье - испытываете удовлетворенность от того, что полезно проводите время.

Ведь что такое смысл жизни и его поиск? Пока вы что-то ищете - у вас этого нет. Если вы перестали искать, то возможно перестали потому что нашли.

Прекращение поиска смысла жизни - главный критерий того, что вы его нашли. 

Ничего, кроме состояния удовлетворенности, не может привести нас к прекращению поиска смысла жизни.

Но, правда, нужно еще разобраться, что такое состояние удовлетворенности. Оно должно быть а) перманентным и б) независимым от каких-либо причин.

Аватар пользователя m45

Но допустим, человек удовлетворил все свои потребности. И что? В этом смысл жизни?

А такого ,просто не бывает.Чувство полнейшей удовлетворённости,как правило мимолётно,в своём высшем понимании,как "эйфория",например...всё остальные градации, степени удовлетворённости,можно рассматривать как стремление к высшей,полной удовлетворённости,т.е. опять же желание чего-то более высшего.К сожалению,для человека ,это и есть смысл жизни.Но к счастью,в силу своей индивидуальности,есть люди получающие глубокое удовлетворение от служения каким-то общим  высоким идеалам, для таких людей ,можно говорить о некоем общечеловеческом смысле жизни.То есть о смысле жизни,не отдельно взятого индивида ,а всего общества.

Аватар пользователя m45

Это вовсе не простой вопрос, как может показать со стороны. Тем более перманентное состояния удовлетворенности.

Я,же и говорю "кнут и пряник".Неудовлетворённость -"кнут",и обязательный пряник,в виде кратковременной эфории и всё сначала.Эмпирически ,люди пришли к пониманию,что всё большее и большее удовлетворение желаний ,приводит к тому, что радость исчезает вовсе.Приходиться платить неимоверную цену,тому,кто придумает новый способ чувственного наслаждения.Нельзя убежать от неудовлетворённости ,потакая жкланиям,единственный способ ,это умерить желания.

В общем ответ необходимо искать у того, кто создавал человечество.Почему такие?Ответ...потому,что должны развиваться...дай нам перманентное состояние удовлетворённости и мы бросим все дела.Почему за хорошей пьянкой,всегда наступает похмелье?Почему после любого ощущения верха наслаждений приходит усталось,чувство пресыщенности?Такова наша природа.

Аватар пользователя Корнак7

дай нам перманентное состояние удовлетворённости и мы бросим все дела.

Ну, почему же?
Помимо состояния удовлетворенности у нас есть разум. Если мы не будем прилагать усилий по наполнению нашего кошелька, то помрем с голоду. Пусть и в состоянии удовлетворенности. А оно нам надо? 

Аватар пользователя fidel

Школы Санкхьи, Йоги и Мимансы признают реинкарнацию и карму, а также деление вселенной на 14 планетных уровней, считая, что цель человеческой жизни в том, чтобы с помощью знания, йогических упражнений или благочестивой деятельности соответственно вознестись на более высокие планетные уровни, сравнимые с «Раем» и избежать низких планетных уровней, сравнимых с «Адом». Однако формы жизни на тех планетах так же не являются вечными, и потому по истечении срока, душа возвращается назад на Землю. Так душа вращается в круговороте «сансары» вечно. Смысла жизни как таковой по этим философиям также не существует.

в санкхьей предполагается наличие двух сущностей - пракрити и пуруши и смысл практики состоит в освобождении пуруши через разделении этих двух сущностей в чем и состоит смысл йогической практики

Аватар пользователя Корнак7

душа вращается в круговороте «сансары» вечно. Смысла жизни как таковой по этим философиям также не существует.

Смысл жизни в том, чтобы выйти из колеса сансары.

 

Аватар пользователя fidel

может чуть тоньше - освободится и от этого в том числе смысла Я думаю что смысл атрибут деятельности, деятельность то что формирует рацио - основы сансары

Аватар пользователя Корнак7

idel, 15 Сентябрь, 2018 - 19:24, ссылка

может чуть тоньше - освободится и от этого в том числе смысла

Тогда уж не от смысла, а привязки?

Мы же вроде как смысл ищем, не?

Аватар пользователя fidel

имел ввиду что масса духовных путей не сводится к тому что описывается смысловыми структурами

Аватар пользователя Корнак7

fidel, 15 Сентябрь, 2018 - 19:55, ссылка

имел ввиду что масса духовных путей не сводится к тому что описывается смысловыми структурами

Вот и я к этому пытаюсь подвести.

Все жизненные смыслы не имеют отношения к тому, что витает в этой теме.

Аватар пользователя Николай Кофырин

Умер Карен Ашотович Степанян - специалист по творчеству Достоевского. Скорблю. Я лично знал этого человека двадцать лет. Это был настоящий учёный! В прошлом году на конференции "Чтения Достоевского" он дал мне большое интервью.

https://www.youtube.com/watch?v=_8a0Vt0aG4w&feature=youtu.be

Аватар пользователя Евгений Силаев

  

   Благодарю, Николай, за  важный   содержательный текст.   

  Интересно, у Вас есть работы о самой категории "смысл"?  Если есть, то дайте, пожалуйста, ссылку.  

    Название этой  Вашей  работы значительно уже, чем её содержание, а жаль.  

   С ув.  ЕС    

Аватар пользователя Николай Кофырин

У меня две основных работы, в которых я выразил свои мысли:

1\ Роман-исследование "Чужой странный непонятный необыкновенный чужак"

2\ Роман-быль "Странник"(мистерия). - Именно здесь я доказываю основную мысль, данную в заголовке - СМЫСЛ - ОН ВЕЗДЕ!

Текст можно бесплатно скачать на моём сайте – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Спасибо за внимание!

 

Аватар пользователя Евгений Силаев

 Спасибо за ссылку. 

  ЕС