Словарик понятий. Рефлексия

Аватар пользователя Дилетант
Систематизация и связи
Основания философии
Термины: 
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание... (Википедия).

mp_gratchev, 25 Февраль, 2014 - 12:38, ссылка
Флексия (от лат. flexio – сгибание, изгиб), показатель комплекса грамматических категорий, выражающихся в словоизменении; сама система словоизменения, пользующаяся такими показателями; то же, что окончание. - БСЭ
Сергей Борчиков, 26 Февраль, 2014 - 10:45, ссылка Флексия (от лат. flexio – сгибание, изгиб), по-моему - очень удачно.

Рефлексия - возврат от изгиба, с изгибом.

Рефлексия - возврат образа (посыла) к месту его возникновения.  ссылка

Родственное слово Flexiglas™ - он же, известный плексиглас "гнущееся стекло".

Сергей Борчиков, 26 Октябрь, 2015 - 14:49, ссылка 
Я бы выделил четыре состояния кольца рефлексии.

1) Чистое кольцо без скачка, кругооборот в себе.

2) Кольцо со скачком к новому качеству, но внутри эмерджентного качества (по Вашему, внутренний скачок).

3) Кольцо со скачком к другому кольцу (по Вашему, внешний скачок).

4) Кольцо со скачком к новому эмерджентному качеству (он может быть хоть внутренним, хоть внешним, главное, что образуется иное эмерджентное качество).

Рефлексия по Локку

"4. Деятельность нашего ума — другой их источник. Во-вторых, другой источник, из которого опыт снабжает разум идеями, есть внутреннее восприятие действий (operations) нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями.
Как только душа начинает размышлять и рассматривать эти действия, они доставляют нашему разуму (understanding) идеи другого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей.
Таковы «восприятие», «мышление», «сомнение», «вера», «рассуждение», «познание», «желание» и все различные действия нашего ума (mind).
Когда мы сознаем и замечаем их в себе, то получаем от них в своем разуме такие же отличные друг от друга идеи, как и те, которые мы приобретаем от тел, действующих на наши чувства.
Этот источник идей каждый человек целиком имеет внутри себя, и, хотя этот источник не есть чувство, поскольку не имеет никакого дела с внешними предметами, тем не менее он очень сходен с ним и может быть довольно точно назван внутренним чувством.
Но, называя первый источник ощущением, я называю второй рефлексией, потому что он доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности внутри себя.
Итак, мне бы хотелось, чтобы поняли, что под рефлексией в последующем изложении я подразумеваю то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности".

Связанные материалы Тип
Об информации 5.Рефлексия информации Дилетант Запись

Комментарии

Аватар пользователя Виктор Трусов

Что-то, мне думается, что рефлектируя эмерджентного скачка не достигнешь. Наш эмерджентный скачок ((субстрат (мозг) – сознание)) уже произошёл и именно он подарил нам способность к рефлексии. Второго пока не предвидится.

А вот кольца… Я думаю рефлектируем мы не по кольцу, а по диалектической спирали. Если наша рефлексия происходит с "отрицательной обратной связью",  то никакого роста нашего знания, духа, сознания не происходит (а то происходит и регрессия), а если с "положительной обратной связью" – то мы отправляемся на новый уровень спирали (прогресс). Но прогрессируем плавно, без скачков.

Аватар пользователя Дилетант

Виктор Трусов, 7 Июнь, 2017 - 14:37, ссылка

Что-то, мне думается, что рефлектируя эмерджентного скачка не достигнешь.

По мне, так ситуация: возьмут слово, а потом пытаются его применить к уже известному. Ровно как с информацией.

от англ. emergent — возникающий, неожиданно появляющийся.

  1. (прич.) возникающий, зарождающийся
  2. (прил.) эмерджентный, новый

А, что, "случайный" не подойдёт? Или "материализующийся".

Кольцо рефлексии сравнения обычно потребляет "сырьё" и вырабатывает "продукт". И в чём проблема? 
Продукт может оставаться внутри кольца, тогда оно растёт, а может выходить наружу, тогда этот продукт потребляет другое (кольцо, например). 

"Эмерджентность" кольца наступит, когда прочности его связей будет не хватать для его удержания в прежней форме и оно, например, лопнет. Или родит новое кольцо. Всё зависит от внутренней организации (структуры кольца). 

Весь секрет в том, что вырабатывается новый продукт, отличный от кольца, выходящий из него, "рождающийся". То есть "материализующийся" - из материи (матер).

Процесс удобно рассматривать на "элементе" материализации, рождения. Таким элементом является (для меня) - Сравнение. Сравнение - устройство, "потребляющее" например, ДВЕ величины форм (цифры) и выдающее (рождающее) третью величину формы (цифру). 
Если сложить 2+5, то получим =7 - синтез. А если отнять 5-2, то получим =3 - анализ.

В обоих случаях новизна - то, чего не было в исходных формах. 

Является ли элемент "сравнение" неким "кольцом" - это вопрос.
Но то, что элемент сравнения входит в кольцо рефлексии - несомненно. Иначе рефлексии бы не было - нечему было бы изменять направление посыла в этом кольце, не возникало бы "информации", как раз и организующей направление посыла в КОЛЬЦО, приводящей "посылку" вновь к исходному элементу сравнения.

Я думаю рефлектируем мы не по кольцу, а по диалектической спирали

Если не подавать/выдавать внешне "вещи" и "энергию", то никакой "спирали" не будет. 
А если подавать извне "сырьё", то с каждым циклом сравнения (для прохождения посылки по кольцу требуется некоторый промежуток ТЕКУЩЕЙ составляющей времени) внутри кольца рефлексии будет приращение от этого сырья: то ли энергии (движения), то ли вещности (свёрнутой энергии). 

С каждым циклом сравнения, от этого приращения, кольцо переходит на один "квант", на новый уровень, развиваясь по "спирали". 

"Квантованность" перехода на новый уровень определяется принципиально "кусочностью", квантованностью вещи, и единичностью цикла сравнения - тоже своеОбразным "квантом". 

Аватар пользователя Виктор Трусов

А, что, "случайный" не подойдёт? Или "материализующийся".

Почему не подойдёт. Подойдёт, наверное. Просто это слово - эмерджентный (не редуцируемый) уже настолько въелось в наш философский словарь...

"Эмерджентность" кольца наступит, когда прочности его связей будет не хватать для его удержания в прежней форме и оно, например, лопнет.

 Чего мы можем достичь рефлектируя? Чтобы возникло нечто настолько новое, чего мы не смогли бы редуцировать до субстрата – нашего сознания? Я просто такого не вижу? Если Вы видите, то приведите пример.

"Квантованность" перехода на новый уровень определяется принципиально "кусочностью", квантованностью вещи, и единичностью цикла сравнения - тоже своеОбразным "квантом". 

И всё же я думаю, что наша рефлексия, поток сознания это процесс непрерывный, не дискретный… внутри того нового эмерджентного качества – сознания, что подарила нам эволюция … тысяч лет назад.

А кольцо… Мне думается кольцо мало подходит для некоей наглядной иллюстрации развития. Всё же рефлектируя мы не стоим на месте.

Аватар пользователя Дилетант

Виктор Трусов, 15 Июнь, 2017 - 08:42, ссылка 
Просто это слово - эмерджентный (не редуцируемый) уже настолько въелось в наш философский словарь...

Вот я и говорю: о чём говорим? О некой "редуцируемости"? Сводимости? А что это такое?
Вместо того, чтобы обозначить процесс, о котором и речь идёт, начинаем выяснять, что это слово обозначает. 

Если речь идёт о невозврате результата в исходное состояние, так на этом вся "жизнь" построена: невозможно конец движения свести к его началу, потому что от конца движения образуется ДРУГОЕ начало. 

Чего мы можем достичь рефлектируя? Чтобы возникло нечто настолько новое, чего мы не смогли бы редуцировать до субстрата – нашего сознания? Я просто такого не вижу? Если Вы видите, то приведите пример.

Не понимаю, в чём вопрос? Что значит "редуцировать до сознания"?
Если рефлексия будет зеркальная, то посыл так и будет крутиться по зеркалу (в торе сверхпроводника). Но каждый раз будет нарезать НОВЫЙ КРУГ, образуя циклическую составляющую времени. И всё это в одном месте - в зеркальном кольце. 
Но "я" этого не увижу, потому что круг (устройство) рефлексии - зеркальное, и нет выхода из него во вне. 
Но моё "я" может забраться внутрь этого зеркального тора, и прекрасно всё это увидеть, представить. 
Вот это ОТНОШЕНИЕ моего "я" к тому, что творится в зеркальном торе, и есть метафизика отношения, которая совершенно не оказывает влияния на физическое вращение света (тока) в зеркальном торе.
Но, желая узнать, что творится "на самом деле", "я" реализую моё метафизическое желание с помощью управления моими органами движения, и нарушаю целостность реального зеркального тора. 

Каждый момент управления будет "новым" по отношению к предыдущему моменту. Так что такое "эмерджментность"? Куда её прилепить? 

Информация прочно обосновалась в технике, её количество даже подсчитывают, потому о ней и разговор идёт, а "эмерджментность"? Б... "Квантовый модем"...

наша рефлексия, поток сознания это процесс непрерывный, не дискретный…

В ПОТОКЕ сознания нет рефлексии, потому что это "поток", течение. Рефлексия - это "загиб" (флексия) потока, течения, до его возврата в исходное место (ре-флексия).

Такая идеальная рефлексия реализуется движением субстанции в круг.
"Круг" - это условное название замкнутости реальной рефлексии. Можно назвать "тор", овал, даже "квадрат", и даже "отрезок". 

В потоке нет дискрета, он неразличим - так устроено наше различение. А вот это МОЁ различение я могу заставить разделять непрерывное на дискреты, даже когда их там нет. 

Дискрет в потоке появляется только когда поток замыкается в рефлексии, "кольцо" которой и есть тот самый "дискрет", квант, "кусочек". 

Всё же рефлектируя мы не стоим на месте.

Вот именно. Мы рефлектируем и стоя на месте, и на ходу тоже. Когда заканчивается наша внутренняя рефлексия самоподдержания, то мы разваливаемся на ходу или стоя. 

Аватар пользователя Виктор Трусов

Владимир, но вся же body mind problem в аналитической философии крутится вокруг того, что ещё никто не смог редуцировать сознание до мозга (до субстрата). Практически весь позитивизм запада ((а это сейчас … (очень много) процентов ото всех философов мира)) согласен, что субстратом сознания является именно мозг, кора мозга, ЦНС, … Но объяснить толком, как появляется (детерминация мозгом, каузальность) сознание никто (философы, нейронаука, …) не может. Вот англо-американский позитивизм (философия сознания) и воспользовалась "на время" термином из своей (английской) метафизики ((то бишь, "вещи (в нашем случае – сознание) возникают из мировой основы, состоящей из пространственно-временных точек и благодаря "выносящему на поверхность развитию" (эмерджентная эволюция) поднимающейся всё выше" КФЭ, Прогресс, 1994, стр. 538)). Просто появляются безкаузально. Как только "томограф" найдёт причину, приводящую к появлению сознания, термин эмерджентность исчезнет (снимется) из словаря философии сознания.

Я так понимаю… философию … сознания.

А рефлектируем мы…  Я всё же считаю, что не по кольцу. По спирали… с некоторыми загибами. Наша идентичность после рефлексии… остаётся с нами. Просто на спирали образовался некий после рефлекторный загиб, который приведёт к некоторому ускорению и скорости развития (вторая и первая производные на графике спирали). Спираль нашего развития не разрывается же постоянно (и загиб, вряд ли сомкнётся в той же точке, откуда начался). Только смерть её прервёт. Сейчас некоторые психологи и неврологи считают, что и кома… не совсем остановка развития, а уж то, что во сне мы … развиваемся…

Аватар пользователя Дилетант

Виктор Трусов, 15 Июнь, 2017 - 14:29, ссылка
но вся же body mind problem в аналитической философии

В переводе на русский: проблема души и тела. Не знаю, что такое "аналитическая философия". В религии эта проблема давно решена и не стоит. В нормальной философии, думаю, тоже. 
Это проблема стоит в науке. В медицине называется психосоматической проблемой. Я её называю вопросом отношения духа (души) и тела (форм тела). 

термином из своей (английской) метафизики ((то бишь, "вещи (в нашем случае – сознание) возникают из мировой основы, состоящей из пространственно-временных точек

Известный "эфир" - практический вакуум обладает вполне реальными свойствами, которые ограничивают скорость света и имеет измеримое "сопротивление" (импеданс). Это сопротивление не "активное", но "реактивное". Другими словами, свет в вакууме (эфире) не рассеивается в "тепло" в обычных условиях. 
Окружающий нас вакуум вполне "измерим", поэтому нахождение в нём неких "точек" вполне допустимо. Другое дело - как их измерить.

"томограф" найдёт причину, приводящую к появлению сознания

"Томограф" лишь отметит появление отпечатка, который сохранится, и о котором "я" буду "думать", изредка на него взглядывая, чтобы убедиться, что он ещё не исчез. 

"Томограф" ещё можно нагрузить функцией сравнения с другими отпечатками и принятия того или иного решения по поиску подобного. 

А рефлектируем мы…  Я всё же считаю, что не по кольцу

Развиваемся не по замкнутому кольцу.
Но я же пока не говорю о развитии, а только о понятии "рефлексия", чтобы ограничить его некими пределами, границами. 
Сущность же рефлексии не в развитии, а в том, что посыл возвращается к месту своего возникновения. 

Рассматривая рефлексию в таком понимании, обнаруживаем, что даже находясь в одном месте (в кольце, торе сверхпроводимости), посыл, в кольце зеркальной рефлексии, порождает циклы вращения, спираль времени.

Аватар пользователя kto

как вы думаете, если я на наковальне расплющу молотком монету, деформация доберется до элементарных частиц ядер атомов?

Аватар пользователя Дилетант

kto, 15 Июнь, 2017 - 13:50, ссылка 
расплющу молотком монету, деформация доберется до элементарных частиц ядер атомов?

Теоретически - да. Практически - нет. Потому что если бы деформировались элементарные частицы, то нам бы мало не показалось. В химии молекул, ядерных превращений пока не наблюдается. 
Поэтому теория выдвинула идею о барьере (границе ядра, например) который надо "перепрыгивать" или "туннелизировать".

Аватар пользователя kto

если бы деформировались элементарные частицы, то нам бы мало не показалось.

Вы путаете деформацию и распад. Отсюда Ваше

Теоретически - да. Практически - нет.

Аватар пользователя Дилетант

kto, 15 Июнь, 2017 - 16:40, ссылка 
Вы путаете деформацию и распад

Распад - это тоже вид деформации, потери исходной формы. Только в этом случае не происходит возврат к прежней форме.
Но мы же не знаем, в обыденности, что будет с материалом, если деформировать нейтрон, протон, а потом вернуть обратно. Если стукнуть молотком. Мы знаем, что будет со структурой, с "решёткой", приблизительно, но изменения форм ядра просто не видим.

Однако, ЯМР уже применяем. 

Аватар пользователя Victor_

Я бы выделил четыре состояния кольца рефлексии.

1) Чистое кольцо без скачка, кругооборот в себе.

2) Кольцо со скачком к новому качеству, но внутри эмерджентного качества (по Вашему, внутренний скачок).

3) Кольцо со скачком к другому кольцу (по Вашему, внешний скачок).

4) Кольцо со скачком к новому эмерджентному качеству (он может быть хоть внутренним, хоть внешним, главное, что образуется иное эмерджентное качество).

Поясните пожалуйста:

1) Вы говорите о кольцах - в чем они и чем (как) они объективируются и зачем эти кольца?

1) В чем и как происходит объективация вами названных эмерджентных качеств и в чем смысл возникновения и существования этих качеств?

Аватар пользователя Дилетант

Victor_, 15 Июнь, 2017 - 14:06, ссылка
1) Вы говорите о кольцах - в чем они и чем (как) они объективируются и зачем эти кольца?

Кольцом называю реализованную рефлексию. То есть, состоящее из реальных деталей, вещей, связанных (связь) в известное "кольцо автоподстройки", которое для обобщения называю "кольцо рефлексии сравнения" - кольцо, где происходит сравнение двух величин, и результат сравнения воздействует на одну из этих величин, замыкая связь элементов в этом кольце, реализуя рефлексию. 
В зависимости от знака результата сравнения происходит либо приведение регулируемой величины к другой сравниваемой величине (отрицательная обратная связь, стремление к тождеству), либо к де-тождеству, стремлению к максимальному отличию от сравниваемой величины (положительная обратная связь). 

Когда я иду к цели, то непрерывно отслеживаю изменения величин задуманной цели и реальной цели - того, что представляет из себя образ цели в/от реальности
Сравниваем-то образы и того и другого. "Разность" их сравнения и производит соответствующее УПРАВЛЕНИЕ в цепи либо реализации, либо идеализации (изменения задуманного образа). 
РАЗНОСТЬ сравнения, производящая УПРАВЛЕНИЕ и есть ИНФОРМАЦИЯ. (Не "разность", не "управление", не "сравнение", не "сравниваемые величины", а возникновение результата, который приводит к управлению, выбору действия).

Почему кольцо "круглое". 
Потому что только из круга получается синусоида, которую Фурье использует для разложения сложных фигур на элементарные составляющие - синусоиды. 

Другими словами, кольцо может быть и квадратным, и треугольным, но просто уже не будет элементарным "по Фурье".

1) В чем и как происходит объективация вами названных эмерджентных качеств и в чем смысл возникновения и существования этих качеств?

Вопрос к автору приложения этой "эмерджентности" к кольцу рефлексии Сергей Борчиков, 26 Октябрь, 2015 - 14:49, ссылка

О "механизме" квантования перехода кольца на новый уровень рассказал выше ссылка

Аватар пользователя Victor_

Спасибо Дилетант за ответ - прямо таки не ожидал, что... да... - такой ответ заслуживает уважения...)

- Но вы, как мне кажется, в данном случае с т.з. философии не до конца в данном случае рассматриваете некоторые моменты - наверно про это  "кольцо автоподстройки" моментов два и они различны:

1) Кольцо автоподстройки являются частью субъекта.

2) Кольцом автоподстройки являются сам субъект... - что может про такое скажете?...

- Про эмерджентные качества... - это (судя по подаче версии о кольце) просто реструктуризация целостности по мобилизации доступных ресурсов (внешн./внутр.) для парирования произошедшего во имя перманентной самотождественности целостности... --- а это: "эмерджентные качества"... - ну уж очень это красиво и романтично и отдает божественным, хотя...)

Аватар пользователя Дилетант

Victor_, 15 Июнь, 2017 - 22:11, ссылка
1) Кольцо автоподстройки являются частью субъекта

Активность субъекта направлена на объект - это основная формула. При этом активность имеет два вектора: "от субъекта", наружу, и "в субъекта", внутрь. 

При таком раскладе, посыл в кольцо рефлексии сравнения ("кольцо автоподстройки") активируется субъектом1. Этим посылом активируется сравнение. 
Поступающее "сырьё" для производства продукта содержит источник активности либо развёрнутый - энергию, либо свёрнутый - вещь. То есть - субъект2.

Субъектом2 поддерживается прохождение посыла по кольцу. Поэтому активность субъекта1 может быть очень слабой, он только инициирует сравнение. 

Кольцо рефлексии сравнения "само-по-себе", для своего функционирования, субъекта не имеет.
Но в нём есть множество собственных субъектов, поддерживающих "вещность" деталей кольца. 

Активацию сравнения "субъективным субъектом" (человеком) называю "активизацией".

Аватар пользователя Дилетант

Из темы Концепция Ясного Мышления или Системное мышление о системе под названием ВСЁ! А.Саган

Дилетант, 16 Ноябрь, 2017 - 11:10, ссылка

Евгений Силаев, 14 Ноябрь, 2017 - 14:35, ссылка
 1.  Думаю,  что система,  которая включает в себя всё – очевидно   не включает в себя ничего,  а значит и не является системой.   

Евгений Васильевич, Ваше заявление интересно, но автор заявил немного другое: "Если не сейчас, то когда, если не здесь, то где, можно ясно увидеть и понять всё?" Тут упор на понятии "ясность". 

Ваше "включение" в систему "всего" изобразил на рисунке так, как получилось понять.

Название рисунка "Рефлексия Всё". Состоит из круга рефлексии, который поглощает всё остальное, находящееся вне этого круга, и приходящее в этот круг.
Разумеется, что круг рефлексии "поглощает" (включает) и сам себя.
То есть, это рефлексия, открытая для включения в неё всего остального.

Поскольку есть только "включение" (поглощение), а "выключения" (выхода поглощённого) нет, то очевидно, что Уроборос будет непрерывно (порционно) толстеть, и, в конечном итоге лопнет, или "родит" новый Уроборос - как будет заложено в "матрице" его "генома".

Поэтому "ясности" можно, видимо, как-то достичь, составить понятие "Всё" тоже получится, только вот понимания "Всего" никак не получится.
Либо будет пресловутый БВ, и понимание начнётся снова, с самого начала, либо "родится" новое колечко рефлексии и продолжит поглощение остального "всего" в своей манере. Манера же поглощения (познания) "остального всего" будет своя, потому что поглощаемое будет иное, и приведёт к перестройке (подстройке) структуры нового Уробороса.

Можно добавить, что методом "снятия форм" (оформления словами) познать даже отдельное от "всего", только часть всего, полностью, принципиально невозможно. 

PS Добавил адрес рисунока refleksiya_vsyo.png 
Рисунок Уробороса из статьи в Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Уроборос

Уроборос представляет собой гипотетическую (химерическую) реализацию одного из "способов/методов" рефлексии, когда материал для построения тела Уробороса берётся из этого же тела. Вид зеркальной рефлексии. 16 Ноябрь, 2017 - 13:52

PS2
Классический Уроборос на рисунке из Википедии можно описать схемой рефлексии сравнения в режиме мышления.
Внутренние "ноги" зеленоватой части нижней половины тела кольца можно сопоставить с "физическими данными", а красноватую часть верхней половины тела кольца - с конструктами мыслей ума, соответствующими нижней половине тела.
В процессе "переваривания", умственные конструкты примут формы "физических конструктов" тела, а затем, физические конструкты тела могут быть и изменены в соответствии с "намысленными" (химерическими) формами конструктов.

Вначале, в процессе мышления, будут созданы умственные химерические конструкты в виде "ног у змеи", а затем, следующим витком рефлексии, могут быть созданы и реальные, "физические" "ноги" на теле змеи.

На рисунке "Уроборос, включающий Всё" кольцо рефлексии может находиться в режиме:
а)роста при поглощении нужных ему физических элементов,
б)обучения при снятии форм с физических элементов,
в) мышления, которое распадается на обучение и конструирование. 

В свою очередь, поглощение элементов распадается на:
рост тела и на его размножение; а
поглощение форм распадается на:
рост знаний о вещах и размножение форм вещей.

В противоположении поглощению, происходит:
рост и размножение, и
реализация мысленных конструктов (химер и реализующихся). 

ВложениеРазмер
refleksiya_uroboros.png 168.84 КБ