Слотердайк. Коммунизм и фашизм

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Психология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Озаренной философским значением вершины утонченно­го самоовеществления достигали те смелые старые коммунисты, ко­торые во время московских показательных процессов давали гро­зившие им верной гибелью ложные показания, признаваясь в заго­ворщической деятельности против «революции»; это признание не просто вырывалось у них насильственно, но в какой-то мере дела­лось по собственной воле, потому что обвиняемые хотели этим при­знанием уберечь революцию от большего вреда, чем тот, который и без того уже был нанесен ей приговорами и казнями. Следуя расхо­жим представлениям о процессах как «трагедии», невозможно по­стичь всей тонкости возникавшей двойственности, когда «убийства по закону» осложнялись еще и самоубийствами. Это были такие убийства, при которых только в биологическом плане можно было точно сказать, кто кого убивает на самом деле. Это — убийства и самоубийства в пределах одной шизофренической структуры, где Я, которое убивает, уже невозможно ясно отличить от Я, которое уби­вают. Ясно было только одно: все кончается трупами интеллигент­ных людей — задушенных, расстрелянных, забитых насмерть. По­жалуй, дело Альтюссера тоже является дополнением к психопато­логии марксизма. Он убивает интеллигенцию, творя насилие на том социальном уровне, на котором революция пожирает самых одарен­ных своих детей, не говоря уже о тех миллионах, которые гибли, так и не зная точно, что у них, собственно, общего с этой революцией, и, вероятно, зная только одно: есть что-то неистинное в том, что рево­люция убивает.
Логический корень этих извращений был выражен уже в 1843 году молодым Марксом в предельно ясном тезисе, который относился к тому времени, когда еще не произошло окостенения марк­сизма, но тем не менее он уже позволяет почувствовать тягу к ци­низму: «...коммунизм видит, что другие социалистические учения... возникают против него не случайно, потому что он сам есть только особенная, односторонняя реализация социалистического принципа». В слове «односторонний» заключена вели­кая ирония марксизма. Тот, кто говорит «односторонний», сознает, что есть и должны быть, по меньшей мере, две стороны, и придер­живающийся только одной обманывает и себя, и других. Только то знание, которое терзается чудовищной волей к власти, может стре­миться выдать за истину вполне сознаваемую односторонность. Тем самым оно напрочь опровергает свой собственный пафос познания. И, следовательно, коммунизм представляет собой то знание власти, которое пробалтывается о своих секретах еще до того, как добирает­ся до руля общества. Это — и только это — на философском уровне создает его общность с фашизмом.

Связанные материалы Тип
Слотердайк о Марксе и Штирнере Дмитрий Косой Запись
Фикции либерализма как постимперский синдром Дмитрий Косой Запись
Либеральная политэкономия в действии Дмитрий Косой Запись
Путин про фашизм Дмитрий Косой Запись
наконец-то Дмитрий Косой Запись
учёные и фашизм Дмитрий Косой Запись
прошлое настоящее будущее Дмитрий Косой Запись
идея фашизма Дмитрий Косой Запись
на пустом месте Дмитрий Косой Запись
шизоидное Тела Маркса Дмитрий Косой Запись
жизнь без гарантии Дмитрий Косой Запись
либерал-фашизм и свобода граждан Дмитрий Косой Запись
Толстой о женщине Дмитрий Косой Запись
гражданская свобода Дмитрий Косой Запись