Системный подход в логике Гегеля

Аватар пользователя vander
Систематизация и связи
Основания философии
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

В обыденной жизни, человек как самая сложная естественная система, испытывает какие-то отклонения от комфортного состояния. Для того, чтобы привести свой организм в сбалансированное состояние, он использует данный ему природой механизм саморегуляции, который осуществляет процесс управления самого себя и всей своей жизнедеятельности.

Этот процесс начинается с самого сложного и заканчивая самым простым элементом системы в определенном порядке в соответствии с ее структурными особенностями. При этом применяется естественная мера изменчивости всех структурных элементов, которой является жизнь человека. Заканчивается процесс саморегуляции оценкой и применением необходимых внешних ресурсов.

В теории систем такой процесс называется системным подходом и является первой ее частью. По сути дела, это есть не что иное, как первый метод методологической системы. Кстати, Гегель начинал свою «Науку логики» именно с этого.

(Комментарий 1: В теории систем методологическая система включает системные методы: системный подход, системный анализ, системный синтез и системотехнику. В философии вообще, и у Гегеля в частности, методологическая система состоит из материализма, диалектики, логики, и методологии, которые расположены в определенном порядке. Каждый последующий элемент содержит все предыдущие. Следовательно, логику Гегеля предваряет методология, включая в себя материализм и диалектику. В «Науке логики» на этом не делается акцента, но это там присутствует. Материализм Гегеля основан главным образом на натурфилософских и метафизических воззрениях.)

В издании этой книги в "Энциклопедии философских наук" есть довольно большой раздел (64 параграфа) «Предварительное понимание», где он рассматривает отношение мысли к объективности. Теперь это вполне можно назвать системным подходом, который основан на имеющемся опыте.

В первом же предложении Гегель излагает свое представление о логике. «Die Logik ist die Wissenschaft der reinen Idee, das ist der Idee im abstrakten Elemente des Denkens.» - «Логика есть наука об абсолютной идеальности, то есть об идеальности в абстрактных основах мышления».

(Комментарий 2: Здесь и далее приводится авторский перевод смысла основных выражений из «Науки логики», необходимых и достаточных для предварительного понимания логики Гегеля.)

Далее он раскрывает структуру логики.

Nehmen wir das Denken in seiner am nächsten liegenden Vorstellung auf, so erscheint es:

Если рассматривать мышление, как оно представляется на первый взгляд, то оно выступает:

α) zunächst in seiner gewöhnlichen subjektiven Bedeutung, als eine der geistigen Tätigkeiten oder Vermögen neben anderen, der Sinnlichkeit, Anschauen, Phantasie usf., Begehren, Wollen usf.

α) как один из видов сознательной деятельности, который проявляется в обычном для человека смысле. Она выражается в чувственности, в созерцании, в воображении, в способности удовлетворять потребности или хотения.

β) Indem Denken als tätig in Beziehung auf Gegenstände genommen wird, das Nachdenken, so enthält das Allgemeine als solches Produkt seiner Tätigkeit den Wert der Sache, das Wesentliche, das Innere, das Wahre;

β) как действующее по отношению к объектам, совершающая при этом размышление о чем-либо, которое обладает всеобщностью, так же как подобный продукт его деятельности содержит в себе оценку объекта, его сущность, содержание, и назначение;

γ) Durch das Nachdenken wird an der Art, wie der Inhalt zunächst in der Empfindung, Anschauung, Vorstellung ist, etwas verändert; es ist somit nur vermittels einer Veränderung, daß die wahre Natur des Gegenstandes zum Bewußtsein kommt;

γ) как изменчивость того содержания, которое изначально находится в ощущении, интуиции, воображении; таким образом, только при изменениях осознается истинная природа объекта;

δ) Indem im Nachdenken ebensosehr die wahrhafte Natur zum Vorschein kommt, als dies Denken meine Tätigkeit ist, so ist jene ebensosehr das Erzeugnis meines Geistes, und zwar als denkenden Subjekts, Meiner nach meiner einfachen Allgemeinheit, als des schlechthin bei sich seienden Ichs, - oder meiner Freiheit;

δ) как выявление истинной природы объекта в рефлексии в такой же мере, в какой это мышление есть моя деятельность, то оно в такой же мере является продуктом моего мышления и даже как мыслящего субъекта, понимающего мою обыкновенную универсальность, как будто в себе существую Я, как мой объект управления.

Здесь Гегель отступил от своих фирменных триад и применил тетраду, как самый сложный элемент систем. В данном случае речь идет о простейшей системе сознательной деятельности «управление – структура – изменчивость – ресурсы». Человек управляет сам собой, имеет нормативную структуру, оценивает изменчивость своего состояния и рассматривает самого себя как объект управления. Эта система является основой системного подхода.

Обращает на себя внимание тяжеловесность предложений в тексте. Очевидно, это характерно для людей, обладающих большим объемом информации из разных областей. Тем более это присуще человеку с энциклопедическими знаниями.

(Комментарий 3: Автор на себе испытал эту неприятную особенность. Первые монографии были написаны еще до аспирантуры. Производственник писал для своего круга читателей, поэтому текст был понятен, а книги пользовались успехом у специалистов и особенно у студентов. Оппоненты диссертации, не сговариваясь, отмечали, что она читается легко, как художественная литература. Но большой объем информации, полученной в аспирантуре и после нее, испортил мой язык. Уже следующую монографию хоть один специалист вряд ли прочитал до конца. Несмотря на принимаемые меры, до сих пор не удалось избавиться от этого недостатка. Поэтому тяжеловесность языка Гегеля вполне объяснима и с нею надо считаться.

Этот недостаток усугубляется тем, что вряд ли сейчас найдется много философов, имеющих истинное понимание философии, существовавшей при жизни Гегеля. Поэтому для того, чтобы приблизиться к смыслу текста, приходится не только выбирать из многих подходящее значение русского слова, но и просматривать синонимы. Совокупность слов в предложении позволяет приблизиться к пониманию его смысла.

Еще один недостаток текстов Гегеля, как следствие первого. Автор, очевидно, пытаясь сделать более понятным основное положение, добавляет вспомогательные слова, которые, наоборот, делают текст непонятным. Например, предложение в §20, п.α слишком много вспомогательных слов, без которых после слова «Tätigkeiten» можно обойтись, так как и без них понятно, что логика умственной деятельности предназначена для обеспечения сбалансированности между возможностями и потребностями человека.

Структуру умственной деятельности можно объяснить в следующих предложениях. Гегель далее так и сделал, рассматривая подробности в примечаниях и добавлениях. Однако в основном предложении можно было этого не делать. Ведь в обыденном понимании человек воспринимает воздействие среды и обрабатывает эту информацию в сознании. Органы зрения создают в сознании определенные образы, которые не всегда отражают реальность. Нужно образы приводить в соответствии с реальностью с помощью размышлений. В ходе размышлений возникают какие-то мысли, превращаемые в идеи по удовлетворению потребностей за счет возможностей своего организма. Эти четыре этапа хорошо известны из практики человека.

Недостатки изложения логики Гегеля компенсируются его преимуществом. В науке сильно развита дифференциация, а интеграционных наук явно не хватает. Поэтому крайне важн в научном плане

Можно и далее описывать, как Гегель начинает свою «Науку логики» с конкретных понятий из практической жизнедеятельности человека и приходит к самым общим, как выразился переводчик, тощим абстракциям. Однако, того, что изложено вполне достаточно для однозначного понимания того, что Гегель в начале своей книги выступает не как логик, а как методист, описывая первую часть методологической системы, которая сейчас называется системным подходом.