Штирнер о либерализме

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
История философии
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 
Штирнер, при кажущейся простоте изложения, является одним из самых сложных для понимания мыслителей. Его труд не является трактатом, это скорее памфлет злоупотребляющий общими местами и понятиями, отсюда и мало понятен академическим философам ищущими смысл в логике, а не в мыслях. Например "личность", "эго", это совершенно пустые понятия для философии, или "разум", "власть", и поэтому за аналитику этого мыслителя пока никто не брался ввиду сложности понимания его, и даже Ницше проще, в силу того что его часто можно притянуть за уши для обоснования любой ахинеи. Общеупотребительные понятия имеют религиозное значение, а значит "разрушающее" смыслы, этим памфлет и отличается от трактата философского, где не логика имеет движущее значение, а индивид. Поэтому ни один учебник и не выдерживает Штирнера как мыслителя, и если их составляют идиоты.
 
С буржуазией начинается либерализм. Всюду хотят ввести «разумное», «своевременное» и т. д. Следующее определение либерализма, сказанное будто бы в похвалу ему, вполне его характеризует: «Либерализм не что иное, как разумное познание, приложенное к существующим обстоятельствам». Цель его – «разумный порядок», «нравственное поведение», «ограни­ченная свобода», а не анархия, не беззаконие и своеобразность. Но когда господствует разум, гибнет личность. В искусстве уже давно не только допускается уродливое, но даже признается необходимым и включается в него как таковое: искусство нуждается в злодее и т. д. И в религиозной области самые крайние либералы пошли так далеко, что рассматривают религиозного человека как гражданина государства, то есть религи­озного злодея, они знать не хотят о судах над еретиками. Но возмущаться против «разумного закона» никому не дозволено под страхом самого тяжкого наказания. Не свободного движе­ния, не утверждения личности желают либералы, а утверждения разума, господства разума, власти. Либералы – поборники, не веры – Бога, но разума, их господина. Они не терпят никакой невоспитанности, и поэтому никакого саморазвития и самооп­ределения: они опекают, несмотря на самых абсолютных влас­тителей. 
«Политическая свобода». Что нужно под этим подразуме­вать? Свободу единичной личности от государства и его законов? Нет, наоборот, связанность единичного с государ­ством и государственными законами. В чем же заключается «свобода»? В том, что от государства не отделяют более посредники, а установлено прямое и непосредственное отноше­ние к нему, потому что теперь мы – граждане государства, а не подданные кого-нибудь другого, мы даже подданные короля не как личности, а как «главы государства». Политическая свобода, это основное учение либерализма, не что иное, как второй фазис – протестантства, и она движется параллельно с «религиозной свободой». Или же следовало бы под послед­ней подразумевать свободу от религии? Ничуть. Этим означа­ется только свобода от посредников, свобода от посредничествующих священников, уничтожение «мирян, обособленных от духовенства», значит прямое и непосредственное отношение к религии или Богу. Только при условии имеющейся веры можно пользоваться религиозной свободой: религиозная свобода зна­чит не отсутствие религии, а углубленность внутренней веры, непосредственное общение с Богом. Кто «религиозно свобо­ден», для того религия – дело сердца, его собственное дело, «святое дело». Так же и для «политически свободного»: государство – святое дело, оно – дело его сердца, главное его дело, его собственное дело. 
Политическая свобода означает, что полис, государство, – свободно, религиозная свобода – что религия свободна, как свобода совести – то, что свободна совесть, следовательно, не то, что я свободен от государства, религии, совести, то есть что я от них избавился. Она не означает моей свободы, а свободу управляющей мною и покоряющей меня власти, она означает, что один из моих тиранов – каковы государство, религия, совесть – свободен. Государство, религия, совесть – эти тира­ны делают меня рабом, и их свобода – мое рабство. Что они при этом необходимо должны следовать положению «цель оправдывает средства» – понятно само собой. Если благо государства – цель, то война – освященное средство, если справедливость – цель государства, то удар насмерть – освя­щенное средство и своим святым именем называется «казнью»: святое государство освящает все, что идет ему на пользу. 
«Индивидуальная свобода», которую ревностно сторо­жит буржуазный либерализм, означает вовсе не совершенно свободное самоопределение, благодаря которому действия сделались бы вполне моими, а только независимость от лич­ностей. Индивидуально свободен тот, кто не ответствен ни перед каким человеком. В этом смысле – а иначе нельзя понимать свободу – не только властелин индивидуально сво­боден, то есть не ответствен перед людьми («перед Богом» он признает себя ответственным), но свободны все, «ответ­ственные только перед законом». Революционное движение века привело именно к этой свободе, к независимости от произвола, от «tel est notre plaisir». Поэтому конституцион­ный князь должен был отказаться от всякой личности, от всякого индивидуального решения, чтобы не нарушить как личность, как индивидуальный человек «индивидуальную свободу» других. Личная воля властелина отнята у консти­туционного князя, и неограниченные монархи правы, когда противятся этому. Но при этом именно они хотят быть в лучшем смысле «христианскими князьями». Для этого, однако, они должны были бы сделаться чисто духовной властью, так как христианин подчиняется только духу («Бог есть дух»). С полной последовательностью только конституционный князь представляет чисто духовную власть, так как он, не имея никакого личного значения, в такой степени одухотворен, что может смело считаться совершенным, страшным «духом», идеей. Конституционный король – истинно христианский король, вполне последовательное порождение христианского принципа. В конституционной монархии индивидуальное гос­подство, то есть истинно желающий повелитель, закончилось; поэтому в ней господствует индивидуальная свобода, незави­симость от всякого индивидуального повелителя, от всякого, кто мог бы мне приказать что-нибудь на основании «tel est notre plaisir». Она – завершенная христианская государ­ственная жизнь, жизнь в духе. 
Буржуазия держит себя вполне либерально. Всякое личное вмешательство в жизнь другого возмущает буржуазную мысль: если буржуа видит зависимость от каприза, от прихоти, воли человека как единичной личности (то есть не освященной «высшей властью»), он сейчас же выказывает свой либерализм и кричит о «произволе». Буржуа настаивает на своей свободе от всего, что называют приказанием (ordonnance): «Никто не смеет мне что-нибудь приказывать». Приказание имеет тот смысл, что то, что я должен сделать, – воля какого-нибудь другого человека, в то время как закон не выражает личное насилие другого. Свобода буржуазии – свобода или независи­мость от воли другого лица, так называемая личная или инди­видуальная свобода: ибо быть лично свободным значит быть только настолько свободным, чтобы никакая другая личность не могла распоряжаться мною, или чтобы то, что я могу делать или чего не смею, не зависело от личного определения другого.

http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/shtirner/0/j..
Связанные материалы Тип
либерал-фашизм как система Дмитрий Косой Запись
существует ли тело? Дмитрий Косой Запись
индивидуализм как фикция Дмитрий Косой Запись
государство и беспокойство за него Дмитрий Косой Запись
Штирнер. Интерес Дмитрий Косой Запись
Маркс как идеалист Дмитрий Косой Запись
Расизм как идея либерализма Дмитрий Косой Запись
Либерал о реальности Дмитрий Косой Запись
Любовь как представление Дмитрий Косой Запись
публичное право как фикция Дмитрий Косой Запись
Ум и интеллект Дмитрий Косой Запись
зарплата до революции Дмитрий Косой Запись
доход как фикция Дмитрий Косой Запись
налог при либерал-фашизме Дмитрий Косой Запись
естественное право Дмитрий Косой Запись
Савиньи как философ права Дмитрий Косой Запись
раскол в нигилистах, феминизм и насилие Дмитрий Косой Запись
фашизм как феномен идеологии Дмитрий Косой Запись
половой вопрос по Курпатову Дмитрий Косой Запись
идеология и диалог Дмитрий Косой Запись
Маркс как мыслитель человека Дмитрий Косой Запись
брак как цель Дмитрий Косой Запись
индивидуализм как химера Дмитрий Косой Запись
Фихте. Манифест либерализма Дмитрий Косой Запись
Гитлер и постмодернизм Дмитрий Косой Запись
Мультикультурализм Дмитрий Косой Запись
Штирнер о бедности и богатстве Дмитрий Косой Запись
как либералы потеряли "родину" Дмитрий Косой Запись
Ницше как властитель дум Дмитрий Косой Запись
Мир как задача Дмитрий Косой Запись
мировоззрение содома Дмитрий Косой Запись
нация как феномен Дмитрий Косой Запись
гражданская свобода Дмитрий Косой Запись
Право и свобода Дмитрий Косой Запись