Шри Ауробиндо. О сознании. Часть 4.

Аватар пользователя Виталий Андрияш
Систематизация и связи
Психология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

 

В языках санскритской группы слово «джива» имеет два значения: «живое существо»  и «индивидуальный дух», поддерживающий эволюцию живого существа и ведущий его от рождения к рождению. Во втором значении его полное название «Дживатман» – Атман, дух или вечное «я» живого существа. В Гите о нем образно говорится как о «вечной частице Божественного», но слово «дробление» (использованное вами) здесь не подходит: его еще можно применить в отношении проявленных форм, но не к воплощенному в них духу. Более того, Божественное в аспекте Множественности – это вечная реальность, предшествующая творению проявленного мира. Развернутое определение Дживатмана может выглядеть так – «Божественное в своем аспекте Множественности, проявленное в творении как высшее «Я» или индивидуальный дух сотворенного существа». Дживатман, в своей сущности, не изменяется и не эволюционирует; его центр находится выше плана, на котором происходит эволюция индивидуального существа. Его представителем на эволюционном плане является психическое существо, которое участвует в эволюционном процессе и одновременно поддерживает всю остальную индивидуальную природу.

   Дживатман – это не психическое существо; эквавалентом психического существа на санскрите является Чайтья-Пуруша (caitya puruṣa). Дживатман – это индивидуальное высшее «Я», центральное существо.

   Центральное существо не рождается и не эволюционирует – оно управляет свыше всем индивидуальным проявлением. Психическое существо – это проекция Дживатмана в земном мире, оно участвует в эволюции, из жизни в жизнь поддерживая наше эволюционное развитие изнутри. Оно сохраняет сущность полученного нами на протяжении всех жизней опыта и таким образом способствует росту личности в направлении Божественного.

   Под понятием «Дживатман» мы понимаем индивидуальное высшее «Я». В своей сущности это единое «Я» всех живых существ, но в бесконечном многообразии проявления Божественного оно принимает форму индивидуального «Я», индивидуального центра вселенной. Это «Я» видит все в себе или себя во всем, либо то и другое восприятие присутствует одновременно – все зависит от состояния его сознания и занимаемой позиции.

(От себя, В.А. добавлю. Что бы представить единство в многообразии, его можно смоделировать так: белый лист бумаги символизирует единство белого цвета . Теперь возьмем черный лист бумаги и сделаем в нем много отверстий. Накрыв белый лист черным мы увидим тот же белый лист но как множество белых кружочков на черном фоне.Это тот же единый белый цвет, но в множественном проявлении.)

   Душа, представитель центрального существа, является искрой Божественного, поддерживающей жизнь любого индивидуального существа в Природе. Психическое существо является сознательной формой этой души, растущей в процессе непрерывной эволюции, в результате которой сначала в Материи развивается жизнь, затем на основе жизни формируется разум, пока наконец разум не сможет развиться и стать верховным разумом, а верховный разум – супраментальной Истиной. Душа поддерживает индивидуальную природу на всех ступенях ее эволюции, но сама по себе остается Божественным элементом, отличным как от самой Природы, так и от ее эволюционирующих форм.

   Низшая Природа, Апара Пракрити (aparā prakṛti), – это та существующая объективно внешняя Природа (субъективно воспринимаемая нами как видимая и ощутимая), которая проявляет все это многообразие форм разума, жизни и физических тел. Скрытая за ней высшая Природа, Пара Пракрити (parā prakṛti), является природой самого Божественного – это высшее Сознание-Сила, проявляющее бесконечное многообразие Божественного в его аспекте Множества. Это Множество представляет собой вечные «Я» Всевышнего, пребывающие в его высшей Природе, Пара Пракрити (parā prakṛti). В этом мире они проявляются как Дживатмы, поддерживающие эволюцию живых существ, сформированных Природой, sarva-bhūtāni, – в постоянно изменяющемся Становлении, которое и есть обитель Кшара (динамичного или изменяющегося) Пуруши. Джива (или Дживатман) и живые существа, sarva-bhūtāni, отнюдь не одно и то же. Дживатмы, в действительности, находятся за пределами творения, хотя и принимают в нем участие, а живые существа, sarva-bhūtāni, являются творениями Природы. Человек, птица, животное, рептилия – природные существа, но их индивидуальное высшее «Я» по сути не является ни человеком, ни птицей, ни животным, ни рептилией и даже на мгновение не может отождествиться с ними. В процессе эволюции всех этих форм жизни Дживатман остается неизменным, он есть не что иное, как духовное существо, согласившееся на участие в игре Пракрити.

   Изначальный, вечный и неизменный аспект Божественного – это Бытие, а то, что Божественной Энергией создается в процессе развития сознания – различные состояния, силы, формы сознания и т. д., – это Становление. Вечное Божественное представлено как Бытие, а вселенная, существующая во Времени, и все, что в ней проявлено, это Становление. Вечное Бытие в своей высшей Природе, Пара Пракрити, – это одновременно Единое и Множество; но Божественное в своем аспекте Множества, присутствующее за всеми сотворенными существами, sarva-bhūtāni, проявляется как Джива (или можно сказать, становится Дживой), parā prakṛtir jīvabhūtā. Что касается психического, то у него есть два аспекта: на заднем плане – психическое как таковое, или душа, а на переднем – ее индивидуальная форма, которую она обретает в процессе своей эволюции в Природе.

   Душа, или психея, неизменна только в том смысле, что потенциально содержит в себе все бесконечные возможности Божественного, но она развивает их. В процессе своей эволюции душа формирует растущую психическую индивидуальность, которая в проявленном мире способствует развитию индивидуальных форм Пракрити и, таким образом, участвует в эволюции Природы. Душа – это искра Божественного Огня, которая благодаря развитию психического существа растет за покровом ментального, витального и физического сознания до тех пор, пока не обретет достаточно силы, чтобы трансформировать Пракрити Неведения в Пракрити Знания. Таким образом, это развивающееся психическое существо никогда не бывает полным проявлением того, что заключает в себе душа или глубинное психическое бытие. В этом мире, который является проекцией духа, оно проявляет во времени и индивидуальной форме то, что по сути своей является вечным и трансцендентным.

   Центральное существо – это существо, которое управляет процессом последовательных рождений, но само по себе не рождается, так как не воплощается в живом существе, а пребывает над ним. Оно связывает в единое целое ментальное, витальное и физическое существа, а также различные части личности и управляет жизнью человека либо через ментальное существо, используя интеллект и его волю, либо через психическое – все зависит от того, какое из них преобладает во внешнем сознании или природе человека. Если же центральное существо не осуществляет своего руководства, то сознание погружается в состояние хаоса из-за того, что каждая часть личности начинает действовать сама по себе, а между мыслями, чувствами и действиями отсутствует всякая согласованность

   Психическое существо находится не вверху, а в глубине – за сердцем. Его сила заключается не в знании, а в способности чувствовать все то, что истинно или духовно, – оно обладает абсолютно ясным ощущением Истины и врожденной способностью ее воспринимать, которая по природе своей является восприятием самой души, ее чувством. Психическое – это самая сокровенная часть нашего существа, поддерживающая все остальные его части – ментальную, витальную и физическую, – но в то же время оно практически полностью закрыто ими и вынуждено действовать исподволь, оказывая на них лишь некоторое влияние, вместо того чтобы занять свое законное место и осуществлять непосредственное руководство человеческой природой. Непосредственное, руководящее действие психического становится возможным, естественным и преобладающим только на высокой стадии развития человеческого существа или благодаря йоге. Интуитивное предчувствие возможных событий или предупреждение о последствиях тех или иных поступков исходят не из психического; эти сообщения вы получаете из определенной части внутреннего существа – иногда это внутренний ментальный Пуруша, иногда внутренний витальный Пуруша, а иногда Пуруша внутреннего или тонкого физического. Внутреннее существо – внутренний разум, внутренний витал, внутреннее или тонкое физическое – знает многое из того, что неизвестно внешнему уму, виталу или физическому, так как внутреннее существо пребывает в более тесном контакте с тайными силами Природы. Психическое располагается глубже, чем внутреннее существо; оно обладает безошибочным восприятием истины, присущей глубочайшей субстанции сознания, врожденным чувством добра, правды, красоты, Божественного – именно этим психическое отличается от всех остальных частей существа.

   Центральное существо – Дживатман, который не рождается и не эволюционирует, а управляет свыше процессом эволюции и последовательностью перерождений индивидуального существа – формирует на каждом плане сознания своего представителя. На ментальном плане – это истинное ментальное существо, Маномайя Пуруша (manomaya puruṣa), на витальном – истинное витальное существо, Пранамайя Пуруша (prāṇamaya puruṣa), на физическом – истинное физическое существо, Аннамайя Пуруша (annamaya puruṣa). Поэтому каждое живое существо, до тех пор пока оно пребывает в Неведении, сосредоточено главным образом вокруг своего ментального, витального или физического Пуруши, в зависимости от плана, на котором оно преимущественно существует, и Пуруша именно этого плана является для него центральным существом. Истинный же представитель Дживатмана всегда остается скрытым под покровами разума, витального и физического – это психическое, наше глубочайшее существо.

   Когда мы начинаем получать знание из внутренних источников, то с ним приходит и осознание психического существа внутри нас, которое тогда выходит вперед и берет в свои руки руководство садханой. Мы начинаем также осознавать Дживатмана, наше неделимое высшее «Я», или Дух, пребывающий за пределами проявленного мира, представителем которого здесь и является психическое.