Мера демократии - мера свободы

Аватар пользователя Сергей Корягин
Систематизация и связи
Термины: 

Жизнь народа как целого особенно проявляется в критические моменты – в войну, во время катастрофы, голодомора, повальной эпидемии. Здесь народ сжимается в один комок, его задача – выжить. Здесь в цене умные и деятельные лидеры, а формы государственного устройства и методы правления, а также свободы отходят на второй, третий… десятый план. Именно в критические моменты целое, чтобы сохранить себя, готово жертвовать своей частью. Неудачная война нередко приводит к потере территорий, порой значительных, потере части суверенитета. Или, в худшем случае, к присоединению к государству-победителю в качестве области. Человек без ног, без рук – еще человек. А без головы – уже нет человека.

В обычной жизни, особенно в период долгого мира, когда целому ничто не угрожает, народ «разжимается» и разделяется на группы и подгруппы по интересам, по стремлениям, по видам деятельности, вырастает значимость деления по богатству, по отношению к средствам производства. Расцветают сто цветов и возникает нужда в свободе. 1. Самая большая его группа, которую, собственно, и называют народом, занята в сфере материального производства; ее основные проблемы – работа, в основном – по найму, семья, сфера быта, отправление культа, зрелища. Для нее желанны безопасность и политическая стабильность. Однако известная часть «производственников» стремится к активной экономической деятельности, к бизнесу – возникает недовольство властью, желание отвоевать экономическую независимость. Из нее вырастает феномен, который называют буржуазией. 2. Значительная группа, тоже «наемников», занята в медицине, образовании, в правовой сфере, на государственной службе (канцелярская работа), в сфере услуг. Это, в основном, – «пожиратели» бюджета и сторонники авторитарной власти: «Авторитарная власть даст нам все, что необходимо для жизни». 3. Так называемые силовые ведомства – полиция, тайная полиция, армия. Чего все они хотят? – Чтобы во главе государства стоял жесткий правитель. Вести здесь разговор о свободе – это подвергать себя опасности. 4. Ученые на службе у «трона» (фундаментальные науки, разработчики нового оружия), свобода для них – более помеха, чем благо.

5. Философы. Одни тяготеют к естествознанию, другие к проблемам общественной жизни, третьи к теории познания. Философы ищут истину и создают идеологию – систему идей, определяющую направление общественного развития. Философ без свободы мысли – все равно, что солдат без винтовки. Русских философов в советскую эпоху закабалил марксизм, сегодня они, кто успешно, кто безуспешно, пытаются освободиться от «очарования» марксизмом. Ученые экономисты: одни находят стимул развития в экономической свободе, другие – в деспотической власти. 6. Деятели художественного творчества – писатели, поэты, художники, артисты, музыканты… – ищут красоту в природе и в общественных отношениях. Подвиг и предательство, благородство и подлость – являются предметом их интересов. Без свободы творчества нет творчества, а есть работа по заказу; «заказчики» искусно приспосабливаются к тирании. 7. Священнослужители, их главная забота – нравственное состояние общества. Нужна священнослужителю свобода? Только – вероисповедания. А если в обществе утвердилась единая вера, то всякая свобода, в том числе – вероисповедания, становится для них враждебным фактом. 8. Политики. Это граждане, предлагающие обществу приложить свои умения и желания на службе государству. Именно здесь решается вопрос, какому строю в стране быть! Сторонники тирании, порой ожесточенные, навязывают обществу свою «единственно истинную» идеологию и свой политический порядок. Сторонники свободы упрямо навязывают обществу свою теорию прав и свобод человека и гражданина.

Постоянно воевавшие между собой первобытные племена удовлетворяли свою государственническую потребность одним вождем и вооруженным войском. Демократия как право народа на свободный выбор родилась в Древней Греции и начала свое шествие с попытки привлечь широкие слои к решению задач, значимых для города-государства. Выбор на общегородских собраниях горожане делали с помощью выкриков одобрения или возмущения, а позднее – даже с помощью черепков (своего рода бюллетеней). Здесь порой обсуждались и стратегические вопросы. Новое время. Целью революций в Новое время стала настоящая свобода. Англия (парламент в Англии существует с 13 века), США, Франция. Позднее – Германия, Россия и при большевиках оставалась еще «страной рабов, страной господ». Сегодняшние революции в арабских странах ведут борьбу за настоящие свободы.

Демократия большинства (по большей части это наемные работники из сферы материального производства), в основе которой лежит самоуправление, – это простейший вариант народовластия, который должен обеспечить в районе проживания безопасность, отправление культа, зрелища. Его можно назвать зачатком демократии. Самоуправленцы решают вопросы о жилье, о дорогах, о чистоте, о магазинах, о банях. Важные вопросы. Правители благосклонно относятся к самоуправлению: снять с себя часть забот – мечта любого ответственного работника. Создали в деревне Поселковый комитет? – Великолепно! Создали в областном центре Земскую управу? – Замечательно! Пусть граждане думают и сами улучшают свою жизнь. Иные общественные деятели (Солженицын, например) называют эти учреждения настоящей демократией «Снизу, снизу демократию надо начинать!» – говорят они.

Именно такого типа демократию практиковали в наше время Ленин, Сталин, Гитлер, генерал Франко, Мао Цзедун, Полпот, Саддам Хусейн, Моаммар Каддафи. Здесь парламент (была у них такая «игрушка»!) работал под строгим присмотром вождя, секретаря, канцлера... Чтобы задавить настоящую свободу, они начинали войну, межгосударственную или гражданскую, вводили осадное положение, объявляли о надвигающейся катастрофе, о предстоящей эпидемии, о невиданных преобразованиях общества, о подготовке к отражению нападения и т.д. Большевистский режим в России – это крутые социальные ломки (индустриализация, коллективизация), подготовка к войне или война, которые теоретически и практически должны были оправдать самую жестокую диктатуру в истории. Настоящая демократия (я называют ее свободной демократией) начинается, когда к власти приходят силы, реализующие фундаментальные свободы, – экономические и духовные: свободу предпринимательства, политической деятельности, мысли, слова, художественного творчества, веры, выезда и въезда… И меру демократии определяет не столько форма государственного устройства (монархия, республика), сколько мера допускаемой свободы – прежде всего для меньшинства и каждой отдельной личности.

В большом многоэтническом и многоконфессиональном государстве пользование свободами может быть затруднено, если власть непрочно стоит на ногах, если она нелегитимна. Например, большевистская власть в России с самого начала была властью захватнической – и режим до конца своих дней она держала захватнический, оккупационный. С другой стороны, в США власть предельно легитимна, поэтому она не ущемляет свободы граждан даже во времена кризисов и войн на дальних подступах. Малые государства, попав под влияние большого тоталитарного государства, вынужденно вводят у себя тоталитарную власть. Политический опыт народа в одном государстве суживает демократию, в другом расширяет. Иногда пишут, что русские склонны к патернализму, даже к деспотизму. Возможно. Возможно, прав был Чернышевский, когда в отчаянии сказал о русских: «Жалкая нация, нация рабов. Все рабы – сверху донизу». Роль идеологии в определении способа жизни народа я выделил бы специально: если насилие является стержнем идеологии господствующей силы, то свободы от нее не дождаться. Большевизм, нацизм, исламизм несли и несут народам опасность порабощения. Существует ли специфически российская или специфически немецкая демократия? Как идеал демократия одна, а ее глубина, ее продвинутость определяется обстоятельствами, на которые я указал в первом абзаце текста и здесь. Российские политические чудовища постоянно навязывают нам свое, «нашенское» политическое устройство, выдавая очередную азиатскую дикость за демонстрацию самобытности. В основном, их оригинальность сводится к удушению гражданских прав и свобод.

Уже завоеванная свободная демократия легко гибнет от неопытности либеральных правителей. Временное правительство в России, правительство Веймарской республики в Германии погибли от непонимания сложности задачи перехода к Новой эпохе, к эпохе Свободы тех, кто волею случая оказался на гребне революционной волны. Понимает сложность этой задачи руководство современной демократической России? Надеюсь, что понимает. Пока оно разумно реагирует на «дикий вой» свергнутых тиранов и глупые выходки недорослей из псевдолибералов. Но сколько в России живет наивных граждан, которые требуют выдать все демократические блага немедленно, в ночь с воскресенья на понедельник! Вторник, 5 февраля 2013 года

Комментарии

Аватар пользователя Lak

Большевики утверждали: "Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны". Теперь можно утверждать - гармоничная демократия или "ноосферный коммунизм" - это эргономика плюс глобальный информационный контроль на основе нравственных законов человеческого общежития.

Аватар пользователя Виктор

А кто будет контроль осуществлять?

Аватар пользователя Евгений Волков

Виктор пишет:

А кто будет контроль осуществлять?

 

Вот он самый главный вопрос!!!
Пока во власти доминирует одна личность, одна группа, один класс людей, контроль во всех трех сферах власти: представительнной, распорядительной, муниципальной всегда будет за ними. При чем распорядительная власть будет доминировать над законодательной. Только система отношений когда общество управляет обществом может положить начало демократии.

Аватар пользователя Ян Ботер

О каком таком обществе идёт речь? Общество может быть не только обществом вообще, но также обществом того, сего, третьего. При этом индивиду вовсе необязательно задумываться над тем, что существуют ещё какие-то надмирные структуры, которые и рулят человеческим социумом. Такие мысли начинают появляться, когда ситуация выходит из-под его контроля в случаях стихийных бедствий, эпидемий, социальных потрясений, войн и так далее. Поэтому, в любом случае, понятие общества можно употребить в некоем узком или условном контексте, но не в качестве понятия какого-то совершенно обезличенного надындивидуального миропорядка.

Само понятие общества многозначно. Оно происходит от глагола "общаться", то есть обсуждать и решать совместные проблемы, которые бывают весьма специфическими, но, тем не менее, не всеобщими и даже противоположными общественным, когда индивиды объединяются в преступные сообщества.

Дайте ваше определение общества, Евгений Волков, пожалуйста. Сверх того, что это некая размытая совокупность людей.

Аватар пользователя Евгений Волков

Ян Ботер

Само понятие общества многозначно. Оно происходит от глагола "общаться", то есть обсуждать и решать совместные проблемы, которые бывают весьма специфическими, но, тем не менее, не всеобщими и даже противоположными общественным, когда индивиды объединяются в преступные сообщества.

Дайте ваше определение общества, Евгений Волков, пожалуйста. Сверх того, что это некая размытая совокупность людей.

 

Уважаемый, Евгений! Готовлю статью как ответ Вам, Сергею Александрову, Стасу и многим другим, кто интересуется системой государство. В самое ближайшее время напечатаю.

Аватар пользователя Ян Ботер

Уважаемый тёзка, интересно, каким признаком вы объединяете общность выделенных вами в комментарии персоналий Ф. Штурма?

..ответ Вам, Сергею Александрову, Стасу...

Именно им в первую очередь вы хотите доказать свою правоту? Смею предположить, что ваши взгляды достаточно сильно расходятся со взглядами вышеозначенных философов. Что ж, мои хирургические инструменты готовы к работе.

Аватар пользователя Пермский

Евгений Волков пишет:

(6 февраля, 2013 - 17:08). Только система отношений когда общество управляет обществом может положить начало демократии.
(6 февраля, 2013 - 15:03, О социализме). С момента зарождения системы государства всегда существовали две формы собственности: частная и общественная, еще называемая государственной. И прекратят они существование лишь с исчезновением системы государство...

Только "с исчезновением системы государство" мы придем к ситуации, когда "общество управляет обществом". Долгий-предолгий путь у человечества до реальной демократии взамен того, что сегодня навязывается под ярлыком "демократические ценности".

Аватар пользователя Евгений Волков

Пермский пишет:

Евгений Волков пишет:

(6 февраля, 2013 - 17:08). Только система отношений когда общество управляет обществом может положить начало демократии.
(6 февраля, 2013 - 15:03, О социализме). С момента зарождения системы государства всегда существовали две формы собственности: частная и общественная, еще называемая государственной. И прекратят они существование лишь с исчезновением системы государство...

Только "с исчезновением системы государство" мы придем к ситуации, когда "общество управляет обществом". Долгий-предолгий путь у человечества до реальной демократии взамен того, что сегодня навязывается под ярлыком "демократические ценности".

 

Абсолютно точно, уважаемый, Александр Леонидович! Нам до демократии, если понимать ее как власть народа, то есть власть всего общества над обществом, семь верст на раке и все по буеракам. И лишь потому, что не образованы, не понимаем сущности системы, не понимаем сущности общества, не понимаем сущности государства, а следом и сущности классов, общественных отношений и т.д.

Аватар пользователя Сергей Корягин

Евгений Волков: Только система отношений когда общество управляет обществом может положить начало

Сергей Корягин: Ох, Евгений, любите Вы напустить туману!

Аватар пользователя Евгений Волков

Сергей Корягин пишет:

Евгений Волков: Только система отношений когда общество управляет обществом может положить начало

Сергей Корягин: Ох, Евгений, любите Вы напустить туману!

 

Спасибо за метеорологическую оценку.

Аватар пользователя Виктор

Только система отношений когда общество управляет обществом может положить начало

А без управляющих обществом никак обойтись нельзя? Вот лично мне и всем моим знакомым управляющий (пастух)совершенно не нужен.

Аватар пользователя Евгений Волков

Виктор пишет:


Только система отношений когда общество управляет обществом может положить начало

А без управляющих обществом никак обойтись нельзя? Вот лично мне и всем моим знакомым управляющий (пастух)совершенно не нужен.

 

Закон системности бытия не позволит вам обойтись без управления. Либо вы будете управлять, либо вами будут управлять, третьего не дано.

Аватар пользователя Виктор

Либо вы будете управлять, либо вами будут управлять, третьего не дано.

Так я и сейчас управляю сам собой, как и множество других людей. Только рабу нужно, чтобы им управляли, поскольку это весьма удобно, думать самостоятельно не надо. Что и как делать скажут, с голоду умереть не дадут и крышу над головой хоть о плохонькую, но обеспечат.

Аватар пользователя Евгений Волков

Виктор пишет:

Либо вы будете управлять, либо вами будут управлять, третьего не дано.

Так я и сейчас управляю сам собой, как и множество других людей. Только рабу нужно, чтобы им управляли, поскольку это весьма удобно, думать самостоятельно не надо. Что и как делать скажут, с голоду умереть не дадут и крышу над головой хоть о плохонькую, но обеспечат.

 

Вы очень ошибаетесь, что сами управляетесь. Еще Булгаков показал, что в некоторых случаях за человека управляет кто-то другой. В хотя в качестве управителя показан был Воланд, в действительности сатаной был изображен советский чиновник. Если помните, против Воланда встала вся ОГПУ, но пострадали простые граждане с их стремлением улучшить свой быт. Российский чиновник, облеченный неограниченной властью не лучше. Всегда в системе государство присутствует не просто управление, а управление через насилие.

Аватар пользователя Виктор

Всегда в системе государство присутствует не просто управление, а управление через насилие.

Не всегда и во всех государствах. Вы лично умеете управлять каким-либо коллективом без насилия или хотя бы знаете как это делается? Похоже что нет и при этом беретесь учить как надо строить государственную власть. Смешно... :)

Аватар пользователя Евгений Волков

Виктор пишет:


Всегда в системе государство присутствует не просто управление, а управление через насилие.

Не всегда и во всех государствах. Вы лично умеете управлять каким-либо коллективом без насилия или хотя бы знаете как это делается? Похоже что нет и при этом беретесь учить как надо строить государственную власть. Смешно... :)

 

Вам лучше не браться за тему государство. Вы в ней ничего не понимаете.
всегда и во всех государствах присутствует принцип насилия.Насилие формирует систему государство. Нет насилия, нет государства. Насилие это над вашей силой, более сильное чем у вас. Насилие может быть мягким, жестким, страшным, всяким, зависит от уровня прав и исторических обстоятельств. Насилие может быть словесным, может быть действенный, может быть безмолвным, но при этом насилие все равно остается насилием. В системе государство оно неизбежно. Чтобы понять как отказаться обществу от насилия, надо понять принцип действия насилия, принцип формирования власти, принцип распределения прав.
Советую, учитесь. Тогда не будете говорить такие глупости как "Вы лично умеете управлять каким-либо коллективом без насилия или хотя бы знаете как это делается?" Из вашего вопроса звучит, что Вы знаете как без насилия управлять, при чем совершенно не понимая что такое насилие. Вот это действительно смешно.

Аватар пользователя Виктор

Из вашего вопроса звучит, что Вы знаете как без насилия управлять

Конечно знаю, чего и вам желаю. Минимальное общество, это семья, со своей территорией, населением, бюджетом, законами, традициями, культурой. Если лично ваша семья управляется насилием, то остается только сожалеть... Теоретик, блин....

Аватар пользователя Сергей Корягин

Lak:Большевики утверждали: "Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны".

Сергей Корягин: Да, это была советская власть, точнее - тотальная власть одной партии, которая с помощью насилия и лжи манипулировала народом. В условиях полностью огосударствленной собственности. Электрификацию Ленин прицепил как хвостик для украшения. Очень хотелось украсить кровавый коммунизм всякими придумками. А Маркс для этого дела придумал формулу: от каждого по способности, каждому по потребности. Народ падок до "сладких" вещей.

Аватар пользователя Евгений Волков

Сергей Корягин пишет:

Lak:Большевики утверждали: "Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны".

Сергей Корягин: Да, это была советская власть, точнее - тотальная власть одной партии, которая с помощью насилия и лжи манипулировала народом. В условиях полностью огосударствленной собственности. Электрификацию Ленин прицепил как хвостик для украшения. Очень хотелось украсить кровавый коммунизм всякими придумками. А Маркс для этого дела придумал формулу: от каждого по способности, каждому по потребности. Народ падок до "сладких" вещей.

 

Утверждение не стыкуется.

Аватар пользователя Lak

Уважаемый Сергей Корягин, а куда вы и ваши сторонники денутся, научно технический прогресс и нравственные законы заставят жить по коммунистически.

Аватар пользователя Сергей Корягин

Lak:Уважаемый Сергей Корягин, а куда вы и ваши сторонники денутся, научно технический прогресс и нравственные законы заставят жить по коммунистически.

Сергей Корягин: Спасибо, Лак, за ответ. Одна из серьезных ошибок Маркса, а может быть, и основная ошибка, состоит в том, что он железной цепью привязал прогресс человеческих отношений к техническому прогрессу. Вы полагаете, что человек с атомной бомбой в рюкзаке стоит морально выше, чем человек с луком и стрелой? А человек на автомобиле лучше человека на ослике? Тут Вы с Марксом, с Лениным и Сталиным серьезно ошибаетесь. Почитайте, пожалуйста, Н. Бердяева "Смысл истории" о прогрессе. И скажите свое мнение. Успехов!

Аватар пользователя lehrer

... свобода - неволя. Станет ясно, что не всякая свобода положительна, не всякая неволя отрицательна.

Свобода должна быть ограничена для недопустимого проявления человеком его биологических слабостей (ведущих человечество к самоуничтожению), в том числе для предотвращения фетишизации понятий свобода и демократия, которая должна быть управляемой-компьютерной на основании объективных законов природы, а не на субъективных ощущениях (6).

Человек есть элемент системы общество государство, поэтому «атомарный» человек, из множества которых система ОГ состоит, должен понимать, что есть предел атомизации системы, за которым наступает хаос (значит рост энтропии в системе), распад и уничтожение системы общество государство;

Понятие «справедливое общество» естественным образом определяет наличие в справедливом обществе объективно правильного уровня свобод и демократии, которые соответствуют случаю критерия справедливого общества или равенству прироста накоплений собственников средств производства и не собственников: С2=С3 (3,4).
Оптимальное сочетание в паре " свобода - неволя" определяется отсутствием зксплуатации в системе общество государство на всех его уровнях от макро до микро при С2=С3,и ,следовательно , оптимальных противоречий в указанной полюсной паре системы ОГ

В Н Лебедев.
ГАРМОНИЗМ (от слова гармония)это общественный строй не капитализм и не социализм, о противоположностях, противоречиях и о общественно экономических формациях
Санкт-Петербург
Издательство Политехнического университета
2011
ISBN 978-5--7422-2914-8
http://www.lebedev-v-n.narod.ru/pages/9/91.html