С чем в действительности оперирует физик?

Аватар пользователя Апостол АШ
Систематизация и связи
История философии
Основания философии
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Понимаю, что «многабукв», но прошу прочесть статью до конца, как читаются «научные» статьи и журналы. Тогда вы поймете, что современным физикам, химикам и др. останется 2 пути – либо застрелиться)), либо начать учить философию. Причем, не надо всю, достаточно одного А. Шопенгауэра, ибо он разжевал учение Канта до состояния, «съедобного» даже физиком)).

Введение в тему

Пространство и время, определяющие все то, что мы познаем чувственным путем, сами по себе только формы нашего восприятия, категории нашего рассудка, призма, через которую мы смотрим на мир, -- или, иначе говоря, пространство и время не представляют собой свойств мира, а только свойства нашего познания мира при помощи органов чувств.

Мы не особенно ясно отдаем себе в этом отчет, но вообще во времени и в пространстве мы мыслим только представлениями в процессе чувственного созерцания, -- понятиями, образованными разумом на основе представлений, мы мыслим уже вне времени и пространства.

Все, что мы находим в предметах, вкладывается в них нами самими. Каков мир независимо от нас, мы не знаем. При этом наше представление о вещах не имеет ничего общего с вещами, как они есть помимо нас, сами в себе. И главное наше незнание вещей в себе проистекает совсем не от недостаточного знания, а оттого, что мы совсем не можем познать сущность мира путем чувственного восприятия. То есть неправильно говорить, что теперь мы знаем еще мало, потом будем знать больше и наконец дойдем до правильного понимания мира. Неправильно потому, что наше опытное знание не есть смутное представление реального мира. Оно есть очень яркое представление совершенно нереального мира, возникающего кругом нас в момент нашего соприкосновения с миром истинных причин, до которого мы не можем добраться, потому что заблудились в нереальном "материальном" мире. -- Таким образом, расширение объективных знаний нисколько не приближает нас к познанию вещей в себе или истинных причин.

Это краткое изложение учения великого И. Канта. Положения эти остались до настоящего времени почти в таком же виде, в каком их оставил Кант. Несмотря на обилие философов, специально занимавшихся комментированием и толкованием его сочинений, -главные положения Канта остались совершенно неразработанными.

И до сих пор мы повторяем положения Канта, считаем их неизбежными, но, в сущности, очень плохо представляем себе, что они значат. И они не связаны с другими областями нашего знания. Вся наша позитивная наука -- физика (с химией) и биология -- построена на гипотезах, противоречащих положениям Канта.

«Научный» опыт

Естественные науки признают субъективность наших восприятий и признают, что все, что мы воспринимаем в предметах, вкладывается в них нами самими. Но это только по отношению к непосредственному опыту органов чувств.

Что касается "научного опыта", пользующегося точными аппаратами и вычислениями, то «точные науки», по-видимому, считают по отношению к нему взгляд Канта неверным и полагают, что "научный опыт" знакомит нас с самой сущностью вещей, с истинными причинами наших ощущений - или если не знакомит сейчас, то приближает к этому и может познакомить впоследствии.

Такая двойственность в основных идеях познания делает то, что, например, физики, признавая субъективность цветовых (красочных) впечатлений, в которых мы воспринимаем мир глазом, чувственно, в то же время считает реально существующими колебания эфира и вычисляют число колебаний в секунду, соответствующее тому или другому цвету. Факт определенного числа колебаний в секунду для каждого цвета, кажется им установленным совершенно независимо от чувственного восприятия цвета, при помощи глаза, зрительных нервов и пр.

Следовательно, зеленый цвет, как он воспринимается глазом, признается субъективным, то есть продуктом познающего субъекта. Но тот же зеленый цвет, исследуемый физиком, вычисляющим число эфирных колебаний, соответствующих зеленому цвету, считает реальным и объективно существующим. Физик уверен, что именно известное число колебаний эфира производит субъективное ощущение зеленого цвета. И он совершенно не хочет знать, что единственная реальность во всем этом построении -- это субъективное ощущение зеленого цвета, происходящего в глазу с его колбочками. А определение зеленого цвета как колебаний эфира -- это есть не что иное, как решение уравнения с двумя неизвестными: цвет и зеленый, при помощи введения двух новых неизвестных: эфира и колебаний. Таким способом, конечно, очень легко решить всякое уравнение. Но этот способ можно назвать только подстановкой неизвестных.

Тем не менее в противоположность Канту "позитивисты" уверены, что "более ясное познание явлений знакомит их с вещами в себе". Они полагают, что, рассматривая физические явления как движения эфира и вычисляя эти движения, они знакомятся с самой сущностью явлений. То есть они верят, как раз в то, возможность чего отрицал Кант -- постижение истинной сущности вещей путем изучения явлений.

При этом многие физики не считают даже нужным знать Канта, а философию чуть ли не презирают.

Между тем Канта можно не знать, но обойти его нельзя. Каждое описание физического явления, каждым своим словом, так или иначе относится к проблеме, поставленной Кантом, стоит к ней в том или другом отношении.

Для того чтобы принять теорию волновых колебаний, нужно признать пространство и время существующими вне нас, признать их реальными свойствами мира, а не только свойствами нашего чувственного познания; признать, что пространство и время не нами налагаются на мир, а воспринимаются нами извне, как нечто присущее миру.

Вообще положение "точных наук" в этом вопросе о границах субъективно налагаемого или объективно познаваемого более чем шатко, и для того, чтобы делать свои заключения, "наука" должна очень много чисто гипотетических предположений принимать как известные, как несомненные данные, не требующие доказательств. Обыкновенно это упускается из виду, и определение физических явлений как волнообразных колебаний настолько вошло в обиход нашего знания, что мы считаем это почти фактом и забываем, что это все сплошь гипотеза. Мы так привыкли к "колебаниям" или "вибрациям", что не можем обойтись без них и забываем даже посмотреть, в каком отношении стоит эта гипотеза к другим, и – главное - к проблеме пространства и времени, поставленной Кантом. Мы просто "не думаем" о том, что одно исключает другое и что две эти гипотезы, то есть гипотеза "волн" и гипотеза Канта, вместе невозможны.

Кроме того, физики забывают одну очень интересную вещь, высказанную Махом в его книге "Анализ ощущений и отношение физического к психическому" (с. 54). Исследуя чисто физические процессы, -- говорит Max, -- мы пользуемся обыкновенно столь абстрактными понятиями, что обыкновенно лишь мельком думаем или даже вовсе не думаем о тех ощущениях, которые лежат в основе этих понятий... В основе всех чисто физических определений лежит почти необозримый ряд чувственных ощущений, в особенности если принять еще во внимание выверку приборов и аппаратов, что должно предшествовать самим определениям. С физиком, незнакомым с психологией своих операций, легко может случиться, что он, не видя, по пословице, за деревьями леса, не заметит ощущений как основы своих понятий... Психологический анализ учит нас, что удивительного здесь ничего нет, так как физик всегда оперирует ощущениями. Мах указывает здесь на очень важную вещь. Физики не считают себя обязанными знать философию и психологию и не считают необходимым считаться с ней в своих заключениях.

Заключение

В этом и кроется их, с университетов впитанное, пренебрежение к философии. Ибо, когда же они познают философию АШ и начнут считаться с ней, то у них получится (уже получается) самая фантастическая раздвоенность мнений ортодоксально верующего человека, старающегося примирить догматы веры с доказательствами рассудка и принужденного одновременно верить и в сотворение мира в семь дней семь тысяч лет тому назад -ив геологические периоды, продолжавшиеся сотни тысяч лет, причем, конечно, роль сотворения мира играет атомистическая теория и эфир с его волнообразными колебаниями или электроны и энергетическая теория.

Или бывает еще хуже, что физик в глубине души знает, где правда, - знает, чего стоят в действительности все атомистические и энергетические теории, но он боится повиснуть в воздухе, остаться с одним отрицанием. У него нет стройной системы взамен той, ложность которой он уже знает. Он боится сделать прыжок в пустоту. И, не имея достаточно смелости открыто признать, что он уже ни во что не верит, он носит на себе все материалистические теории как официальный мундир только потому, что с этим мундиром связаны права и преимущества, как внешние, так и внутренние, состоящие из известной уверенности в себе и в окружающих, отказаться от которых у него нет сил и решимости. "Неверующий материалист" -- это трагическая фигура нашей современности, подобная "атеисту" или "неверующему священнику" времен Вольтера.

Из этого же страха пустоты вытекают все дуалистические теории, признающие "дух" и "материю" разными началами, одновременно существующими и не зависящими одно от другого.

Вообще, для постороннего наблюдателя современное состояние нашей "науки" представляло бы большой философский интерес. Во всех областях научного знания набирается множество фактов, нарушающих стройность систем. И системы могут существовать только благодаря героическим усилиям ученых, старающихся закрывать глаза на целые длинные ряды новых фактов, грозящих затопить все неудержимым потоком. Хотя в действительности если собрать эти факты, то их в каждой области окажется, вероятно, больше, чем фактов, на основании которых утверждаются научные системы. И систематизирование того, чего мы не знаем, может дать нам больше для правильного познания мира и себя, чем систематизирование того, что мы, по мнению "точной науки", знаем.

Комментарии

Аватар пользователя Юрий Павлович из Караганды

Мы так привыкли к "колебаниям" или "вибрациям", что не можем обойтись без них и забываем даже посмотреть, в каком отношении стоит эта гипотеза к другим, и – главное - к проблеме пространства и времени, поставленной Кантом. Мы просто "не думаем" о том, что одно исключает другое и что две эти гипотезы, то есть гипотеза "волн" и гипотеза Канта, вместе невозможны.

Наука, "выкинув" гипотезу Канта, добилась больших успехов. А философия, "подобрав" эту гипотезу, сама оказалась по факту на "обочине".
 Но видимо, судя по полувековому застою в фундаментальной науке, придётся-таки совмещать между собой эти две гипотезы. "Иначе нам удачи не видать!")) 

Аватар пользователя Апостол АШ

придётся-таки совмещать между собой эти две гипотезы.

Не, философия - такая барышня, что не терпит совмещения)). Или - или. Потому и застой, что философию забыли. И философия оказалась на обочине, не из-за Канта, а из-за "науки"...

Аватар пользователя VIK-Lug

Юрию Павловичу и Апостолу АШ: да фигню Вы парни оба "выдали на гора", ибо в том же Курчатовском научном центре философия и наука вона как дружат (см. в частности, фильм Д.Кисилёва "Коды Курчатова").  
 

Аватар пользователя Один

Потому и застой, что философию забыли.

ДА. Тут можно проследить ПСС.
Но большая часть вины в том, что самоё упоминание философии средь людей принадлежащих к естествознанию интерпретируется как призыв ко словесному мусору.  И виноваты в этом прежде всего хфилософы. 
А тематически подобранная мировоззренческая программа , то про что в VIK-Lug, 25 Декабрь, 2019 - 17:43, ссылка , лишённая бредней,- видимо останется востребованной. 
И Апостол АШ, у вас терминологическая ашипкаwink -- в философии никогда НЕ было и НЕ будет гипотез согласно тому -- что такое -- гипотеза. 

Аватар пользователя эфромсо

философия оказалась на обочине не из-за Канта

 Вот порадовали - счастье-то какое!

Спасибо дяде Иммануилу за ясность понимания, ибо никаких атомных бомб никто не делал и не взрывал, это всё выдумки и пропаганда...

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Апостол.

философия - такая барышня, что не терпит совмещения.

Барышни бывают разные. Одни страдают нетерпимостью, а другие очень даже способны претерпевать и тем спасать тех, кто уверовал в крещение("претерпевший до конца - спасётся").

Аватар пользователя himmelcross

согласен на 100%

но, возможно, не стоит пока отклоняться от темы "С чем в действительности оперирует физик". В конце концов, философия тоже "свойства нашего познания мира при помощи органов чувств" и в этом смысле вовсе не противостоит естествознанию.

только я бы поправил последний тезис: "И систематизирование того, чего мы не знаем, может дать нам больше для правильного познания мира и себя, чем систематизирование того, что мы, по мнению "точной науки", знаем." - то, что мы не знаем, думаю, сложно поддаётся систематизации. Например, различные синхронизмы, пророческие мысли, обстоятельства и пр.

мне кажется, всё такого рода непознаваемое находится на границе нашей матрицы восприятия и требует других правил восприятия и интерпретации.

 

 

 

Аватар пользователя Горгипп

пространство и время не представляют собой свойств мира, а только свойства нашего познания мира при помощи органов чувств.

Всё. Далее читать не надо. А то я настроился... )) 

Аватар пользователя Вернер

С философской точки зрения физик оперирует оперирует неизменным, меняющимся и цикличным.

Аватар пользователя vlopuhin

Физик оперирует взаимодействием, правда не знает, что это такое. Физику математика помогает "латать дыры" в понимании. С этой точки зрения философия что то вроде про "полёт ведьмы на метле", непозволительная роскошь для физика.

Аватар пользователя Апостол АШ

Один, 25 Декабрь, 2019 - 18:28, ссылка

И Апостол АШ, у вас терминологическая ашипка

Согласен, поправлю. И раскрываю автора - (с)пзжжнно у П.Д. Успенского Tertium Organum, 1911 г. Но рерайтинг мой.

Просто этой мистификацией (сразу не указал, точнее - не акцентировал, указал я сразу - там вверху видно) я хотел показать, насколько мы, нынешние, деградировали по сравнению со 100-летними "старыми" знаниями.

И как легко стать "умным" сегодня, не признайся я, так бы и приняли мое авторство.

Аватар пользователя Апостол АШ

Геннадий Макеев, 26 Декабрь, 2019 - 09:36, ссылка

Барышни бывают разные.

Да, но философия - одна, и она - нетерпима)). В том смысле, что философские учения - как пауки в банке, всегда остается одно - самое сильное (верное). Это учение Канта и его последователя АШ(пнгр). Аминь))!