К вопросу о соотношении декартовского cogito и гуссерлевского "переживания"

Аватар пользователя Ruthinker
Систематизация и связи
Термины: 
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Интересно, что гуссерлевская дихотомия данного (трансцендентного) и переживаемого (имманентного), имеющая целью подчеркнуть основополагающую (сущностную) роль именно имманентного, тем не менее предполагает некую третью инстанцию. «Если рефлектирующее схватывание направлено на мое переживание, то это значит, что я схватил абсолютную самость, бытие здесь которого в принципе не может быть подвергнуто отрицанию, т.е. принципиально невозможно усмотрение того, что его нет; противосмысленно считать возможным, чтобы так данное переживание по правде не было бы (Идеи к чистой феноменологии… §46). Переживание объявляется здесь абсолютной самостью, и в тоже время его существование определяется неким «рефлектирующим схватыванием». Каков онтологический статус этого рефлектирующего схватывания? Гуссерль не говорит об этом, но логика высказывания его предполагает. Здесь стоит отметить сходство и различие рассуждений Декарта и Гуссерля по поводу статуса абсолютной достоверности. Декарт, как и Гуссерль подвергает сомнению данные внешнего чувства. Но в качестве абсолютной достоверности Декарт утверждает именно то, что Гуссерль обозначает как «рефлектирующее схватывание». Гуссерль же использует рефлектирующее схватывание как некий deus ex machina, для подтверждения абсолютного статуса внутреннего чувства