О Любви

Аватар пользователя Руслан

О любви

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода.

(Иоанн; 12,24)

Так что же в самом деле есть такое любовь? Вопрос этот, кажется, стар как мир. И в современную эпоху люди все чаще и чаще задают себе этот вековечный вопрос: что есть любовь?

Проблемами любви в разное время занимались выдающиеся богословы, философы, поэты и литераторы. Не обошел тему любви и Ф.М. Достоевский, последний роман которого служит своеобразным ее средоточением. Попытаюсь же объяснить, как же я сам понимаю любовь и какой смысл в нее вкладываю.

В нынешнее, теперешнее время, к сожалению, находится немало людей, которые вульгарно полагают, что любовью является чувство, рождающееся в мужчине и женщине по отношению друг к другу. Иные и вовсе отождествляют любовь с половой близостью. И что самое страшное, оставаясь в прокрустовом ложе своих узких идеек, они пытаются (и небезуспешно) распространить их на те проблемы, к разрешению которых человечество идет вот уже не одно тысячелетие. Эти людишки полагают, что Христос в новозаветном учении проповедовал именно такую любовь. Уже только одно это обстоятельство не может не беспокоить нас, не видеть в происходящем тревожные симптомы отсутствия веры у людей и отсюда – полное уничтожение человека на Земле, человека не только как совокупности биологических констант. Поэтому возрождение нового общества, а вместе с ним и государственности возможно только тогда, когда люди приблизятся к подлинному пониманию любви. В то же время любовь не поддается логическому обоснованию. Совершенно прелестные слова встречаем мы на этот счет в Братьях Карамазовых Ф.М. Достоевского, мысль автора, вложенная в уста старца Зосимы: многое, многое скрыто от нас в понимании сущности вещей и явлений. Но взамен того даровано нам свыше ощущение неразрывной связи нашей с миром иным, миром горним и высоким. Господь взял семена из других миров и посадил их на нашу почву. Поэтому то и корни наших мыслей и чувств не здесь, а где-то там высоко. И горе тому, кто по каким-либо причинам потерял эту связь. В этом случае жизнь покажется ему безрадостной, он возненавидит и всем сердцем проклянет ее. Данное высказывание наводит нас на мысль, что человек всегда, всеми силами стремящийся к Истине, никогда полностью не достигнет ее. Речь идет конечно же о тех всеобщих всепроникающих Истинах, в ряду которых Любовь занимает едва ли не первое место.

Посему возрождение у людей именно этой вышеупомянутой связи и есть наиболее важная задача Философии во все времена и особенно сейчас.

Так как же определить, способен ли человек к настоящему пониманию Любви. Предлагаю, что любой человек должен пройти через своеобразное испытание духа, суть которого заключается в следующем. Допустим, молодой человек влюбляется в прекрасную собой девушку. Как же определить, Любовь ли тянет его к ней или простое физиологическое плотское влечение. Чтобы, наконец, разрешить этот вопрос, нужно ему самому задать себе всего 2 вопроса и ответить на них совершенно искренно, т.к. без последнего ничего не получится. Скорее даже, это вовсе и не вопросы, но 2 варианта решения дилеммы. Молодой человек должен ощутить себя на распутье двух дорог: одна из них ведет к подлинному пониманию Любви и, следовательно, к Вечной жизни, другая – к ложному, а значит – в ад.

Первая дорога или первый вопрос. Великий Дух искушения подползает тут к сердцевине души молодого человека и начинает говорить ему: Послушай! Ты втюрился в классную девку. Хочешь я устрою Так, что ты окажешься с ней в постели на целую ночь и что она будет даже совсем не против, а скорее даже наоборот. Да, именно, я сделаю так, что она сама безумно захочет с тобой половой близости, тогда как сейчас относится к тебе совершенно равнодушно. О, ты не знаешь, на что она способна, и что только ни умеет она в постели. У тебя с ней будет самый величайший акт совокупления, которого до этой будущей ночи никогда не было и скорее всего не будет. С нею ты будешь иметь все то, на что только способна человеческая похотливая фантазия. Не будет в эту ночь никаких внутренних тормозов и никаких запретов: всё будет позволено!!! Абсолютно все!!! Сие свершится, я тебе обещаю. Я ведь всегда сдерживаю свое слово, ха-ха! Но взамен, позволь со своей стороны маленькую услугу, для меня, понимаешь. После всей этой ночи безумнейшего сладострастия ты, уже познав Любовь, да, именно это-то и есть настоящая, настоящая любовь, разве ты не знал этого, да, после ночи безумных ласк, ты преспокойно покинешь этот бренный мир. Ведь самое главное для тебя уже открыто. Ты постиг истину (в этом и заключается истина), поэтому твое дальнейшее пребывание лишено всякого разумного смысла. Знай же, что это и есть наиболее верный исход для всякой человеческой жизни. Почему же наиболее верный и истинный?! Да потому, что основное предназначение человека в том, чтобы продолжить свой род, оставить после себя потомство. Ведь это же физиологический закон. Человек это такое же животное, только гораздо более умное. Животное занимается (сексом) Любовью только для продолжения рода. Человек же в этом процессе совокупления на первое место поставил удовольствие. У животных брачный период 1 только или 2 раза в году, у человека же – 24 часа в сутки. Но все таки человек – это то же животное. Знаешь ли ты, один очень умный человек сказал, что жизнь – это всего лишь способ существования белковых тел и ничего больше. Я этого человека особо отметил. И ведь как сказал, а! Ну что же предосудительного в любви токмо ради удовольствия. Человек – ведь венец животного мира, самое совершенное животное, совершеннее которого еще не способна создать эволюция. Именно эволюция. Потому что Бога нет (!!!) и вечной жизни нет. Да, человек наиболее совершенен, не меньше, но и не больше. Человек наделен сознанием и в отличие от остальных животных способен осознать свое бытие. P.S. Человек может поставить законы природы себе на службу. Отсюда нет ничего милее и краше в жизни, чем предаваться удовольствиям. Ведь за всем этим – пустота. Поэтому можно делать все. Все можно, все позволено. Поэтому соглашайся на мое предложение, ибо исход этот наиболее разумен.

И в тот же миг как Великий искуситель проговорил эти слова, Господь показал молодому человеку на вторую дорогу или второй вопрос. Но Его молчание во время Искушения никак нельзя отождествить с Его отсутствием. Наоборот, Он остается в сердце человека до последней минуты его существования, следит за ним и сопереживает вместе с ним. И даже в самом потерянном человеке, в сердце его обязательно найдется для Него место. Господь никогда не оставляет человека и покровительство Первого вселяет жизненные силы в тело и душу второго.

Итак, Господь и именно Он предложил молодому человеку следующее испытание Любви, но сейчас уже настоящей. Он произнес всего несколько строк в противовес многословной речи Искусителя: Послушай, Мой возлюбленный. Представь же себе, что эта девушка заболела страшной тяжелой и неведомой болезнью. И есть единственный выход: заменить ее больное, пораженное сердце на твое сильное и здоровое. Причем твое сердце наиболее подходит ей. Но сама же эта девушка решительно отказывается от такой жертвы, заявляя, что не любит тебя и не желает пересадки твоего сердца. К тому же в случае принятия тобой положительного решения люди не только не оценили бы твоего благородного поступка, но напротив, стали бы издеваться и надсмехаться: вот, дескать, нашелся герой-идиот…. Скажи же мне теперь, смог бы ты пойти на такую жертву, смог? Ибо именно в выборе II-го варианта и кроется истинная Любовь, которой все покупается и все спасается.

……………………………………………………………………………………….

Полагаю, что приведенные эти два варианта представляют собой две противоположные крайности (противоречивого) человеческого бытия. В этих двух путях выражен крик, боль, страдание всего человеческого общества на протяжении всей всемирной истории. Это крик и моей души. Это воплощение вопроса: можно или нельзя соединить эти две крайности, есть ли тут третий путь? Возможно ли сосуществование земной и неземной Любви? Является ли земная, физиологическая любовь любовью? Все эти вопросы я задаю себе и пока с трудом ищу ответ.

А ответ, несомненно, находит себя в противоречивом бытии человека, в познании его сущности. Так к чему же больше всего тянется человек – к удовольствиям, наслаждению и удовлетворению своей плоти или же к духовной гармонии и вечной жизни. И вообще, в состоянии ли он в совершенстве понять, что есть вечная гармония и вечная жизнь? И каким же образом приобретает человек веру в бессмертие души. Дается ли она человеку a priori или же последняя только лишь следствие человеческого страха перед всемогущими силами природы? Что если человек в будущем познает все природные закономерности и ему уже нечего будет бояться. Что тогда? Поймет ли он тогда, или, лучше сказать, не придет ли он к выводу, что вместе со смертью телесной наступает, и притом неизбежно, смерть духовная.

Решение всех этих, казалось бы приводящих в тупик вопросов, мне на данном этапе жизненного пути видится в примерно таком ракурсе.

В ветхозаветной книге Бытие описывается грехопадение человека, узнавшего тайны добра и зла. Следовательно, невинным он был только до сего момента. И именно поэтому он был (т.е. Адам вместе с Евой) изгнан из рая и опущен на землю. И в том выразилась не просто Его воля, но всеобщая закономерность, Им же установленная. Человек, невинный человек сам обрек себя на страдание и мучение. А может быть так и надо было? Может быть так и было уже заранее запланировано? И все таки можно даже сказать, что и в раю, человек уже был не так невинен, и что яблоко он съел потому, что не хотел более оставаться в хрустальном дворце и предпочел всему этому свободу хотения, да, именно свободу хотения, т.к. именно в ней, а не в познанной необходимости заключается подлинная свобода. И можно же сказать, что Бог создавал уже несовершенного человека и Сам естественно сознавал это. И до изгнания человек был несовершенен, но несовершенен как и все животные. Он, Адам вместе с Евой ходили голышом и не стеснялись своей наготы. Они были сродни ребенку, который не знает стыда. Но именно потому, что Бог в лице Адама и Евы создал не животных, но людей, постольку он наделил их разумом и волей, как Им же задумывалось, обращенными против них же самих. Человеку в силу этого стало необходимым познание истины, животное никогда не стало бы есть яблоко по одной простой причине – ему этого не надо. Человек же захотел – и съел. И предотвратить ничего здесь нельзя. До рокового момента они лишь бессознательно стремились к познанию как малые дети, после – познали и были изгнаны из рая. Отсюда вывод – рай земной, об устройстве которого веками мечтали во все времена невозможен хотя бы потому, что несовместим не просто с несовершенной природой человека, но с познанием добра и зла, т.е. истины. А впрочем, заметьте чрез кого произошел этот акт познания? Чрез Еву – женщину. Поэтому следующее замечание по ходу – инициатором всякого человеческого греха, в т.ч. самого основного – плотского является женщина. Женщины мне могут здесь довольно шумно возразить, но, однако ж, женщина – виновна, хотя бы даже и бессознательно, не ощущая этого. Последнее есть проявление Вечного Закона, раз и навсегда установленного Всевышним. Выходит формула: женщина бессознательно провоцирует, мужчина бессознательно или сознательно следует этому порыву.

Итак, мы выяснили как человек очутился на этой земле. И он стал «счастлив». И счастье его заключалось в свободе. Таким образом, два начала заложено в человеческой природе:

?) Начало физиологическое, т.е. то, что сближает нас с животным миром. Данное начало проявляется в потребности пить, есть, размножаться. Данное начало появилось вместе с сотворением человека и не могло не появиться.

?) Начало разумное. Именно это начало позволило совершить Адаму и Еве первородный грех, после которого разумное начало расцвело так, что достигло на данный момент колоссальных размеров. Неизвестно, занимались ли Адам и Ева любовью в раю, но даже если и занимались, то неосознанно. Вместе с яблоком пришло и чувство стыда и греха, осознание того, что человек не должен совокупляться где и как попало как животное. Но осознание греха не есть его искоренение. Скорее напротив, человеку стало приятно грешить. Человеку стало доставлять несомненно большее удовольствие заниматься сексом с женщиной и в то же время сознавать греховность происходящего. Отсюда и пошла бурными темпами та безграничная человеческая фантазия и те извращения, которыми изобилуют нынешние отношения полов.

Но говорить о том, что начало разумное есть только источник всякого зла было бы глубоко неправильным и, кроме того, обидным для самого же человека. Ведь создан же он для чего-то. Ведь неспроста же у него появились разум и сознание. Неужели только эта пресловутая эволюция создала такое уникальнейшее создание как человек с тем, чтобы потом все обратилось в прах и пыль (См. Э.В. Ильенкова «Космология духа). И вот еще что, я уже отметил выше слова Достоевского о нашей неразрывной связи с миром горним. Тут я хочу заметить, что подобная связь также возникла вместе с первородным грехом. Было посеяно в душе человека только лишь семя. И в дальнейшем, благодаря уже созидающей силе человеческого разума он все более и более вникал в вопросы добра и зла и, в конце концов, пришел к религиозному пониманию человеческого устроения, то есть достиг этой самой связи. Таким образом, созидающая и следовательно – положительная роль разума в том и состоит, чтобы не познать (это невозможно), а ощутить вечные законы (правильнее – Вечный Закон), хоть на миллиметр приблизиться к ним и затем на основе осознания своей греховной природы, решительно изменить ее, приблизившись опять к Богу. На этом должен закончиться круговорот истории. Здесь я разумею, может быть, и не столько историю всего общества, но историю отдельного человека, задачей которого и является осуществление этого возвращения в рай, но только уже на более высоком уровне. Схематически все это можно изобразить так (схема не приводится).

?) Религиозное начало, таким образом, является 3-им началом человеческой природы, которое человек должен приобрести в течение всей его жизни. Появившись, начало ? полностью подчиняет себе начала ? и ?. Не начало ? останавливает физиологическую любовь, оно наоборот усиливает ее, но начало ?. Это начало является вечным. Только начало ? вызывает к жизни жертвенную настоящую любовь, которая не подчиняется никаким законам разума и физиологическому самосохранению, в то же время подчиняя последние.

И только тот человек, который бережно взрастил посеянное в его душу семя неразрывной связи его с Богом, которое превратилось в могучий дуб религиозного самосознания, только тот может считаться человеком, исполнившим свое предначертание и достигшим Вечной жизни и Царствия Небесного. Воистину так. Аминь.

17.09.97.

P.S. Однако один недостаток построенной наспех системы можно вскрыть уже сейчас. Это – признание изначально злого характера человеческой природы.

Комментарии

Аватар пользователя Волшебник_

Так как же определить, способен ли человек к настоящему пониманию Любви.

Про Сердце верно...Это жестокий, но очень отрезвляющий критерий...
Который очищает Сознание от иллюзий по поводу интересующего человека...

Я, правда, задавал, этот вопрос в другой форме - смогли бы вы в случае болезни человека, отдать всё материальное, заплатить за операцию и жить в деревне, без удобств всю жизнь...Лишившись всего комфорта в котором так так замечательно Любить и чувствовать себя благородным...

Меня не понимали...Они считают, что это крайность...
Они не хотят думать об этом...Интеллектуальная трусость...

Я могу больше сказать - Любовь это логическая категория...
Любить может только разумное...

Аватар пользователя Rozenblum

Вопрос о любви относится к той группе вопросов, на которые не может быть дан ответ в этической системе координат. Иными словами, нельзя оценивать любовь с позиции Добра или Зла. Любовь - это сдвиг катастрофический сознания, в результате которого происходит текторические изменения внутри так называемой души и все действия которые в этом состоянии производит человек не могут быть в полной мере проанализированы на критерию разумности или даже вменяемости.
В этой связи я полагаю, что любовь не надо ни иделизировать, ни демонизировать, не надо пытаться превращать любовь в некий ментально-чувственный самоятельный феномен, как нельзя отождествлять с реальностью собственную галлюцинацию.