К проблеме личности

Аватар пользователя admin
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 
Термины: 

Цитаты из книги преп. Иоанна Дамаскина «Диалектика, или философские главы». Екклесия пресс, 1999.

Глава XI. 06 индивиде.

Слово индивид употребляется в четырех значениях. Индивидом называется то, что не рассекается и не делится, например: точка, теперь, единица; подобные предметы называются также неколичественными [т.е. не имеющими количества). Индивидом называется и то, что с трудом делится или рассыпается, например: алмаз и подобное. Индивидом называется вид, не делящийся уже на другие виды, т.е. самый низший вид, например: человек, лошадь и т.п. В собственном же смысле индивидом называется то, что, хотя и разделяется, однако после деления не сохраняет своего первоначального вида. Например, Петр делится на душу и тело. Но ни душа сама по себе не есть уже полный человек или полный Петр, ни тело. Философы и говорят об индивиде в этом смысле, согласно которому он обозначает основывающуюся на субстанции ипостась.

Глава XXIX. Об ипостаси, ипостасном и неипостасном.

Слово "ипостась" (hupostasis) имеет два значения. Взятое в общем смысле (aplo|s), оно означает субстанцию вообще. В собственном же смысле "ипостась" означает индивид, а также всякое отдельное лицо. Подобным же образом и слово "ипостасное" (enupostaton) имеет два значения, ибо оно означает и сущее вообще - в этом смысле мы называем ипостасным не только субстанцию вообще, но и акциденцию; но оно означает и отдельную ипостась, или индивид. Слово "неипостасное" (anupostaton) также имеет два значения. Неипостасным называется и то, что никогда и никаким образом не существовало; неипостасным снова называется и акциденция, так как акциденция не имеет самостоятельного существования, но существует в субстанции.

Глава XXX. О сущности, природе и форме; об индивиде, лице и ипостаси.

Языческие философы, как уже было сказано, различали субстанцию (ousia) и природу (phusis). Именно, субстанцией они называли бытие вообще, природой же - субстанцию, определенную ее существенными разностями и соединявшую с бытием вообще качественную определенность бытия: разумную или неразумную, смертную или бессмертную, или, как сказали мы, неизменное и непреложное начало, причину, силу, вложенную в каждый вид Творцом для движения: ангелам - для разумения н сообщения друг другу своих мыслей, без помощи произносимого слова; людям - для разумения, размышления и сообщения друг другу, при помощи произносимого слова, своих внутренних мыслей; у неразумных животных - силу жизни, ощущения и дыхания; у растений - способность питания, произрастания и рождения; у камней - способность нагреваться и охлаждаться, а также свойственное неодушевленным предметам перемещение с места на место, под действием другого движения. Это они назвали природой, т. е. самые низшие виды (ta eidiko|tata eide|), например, ангела, человека, лошадь, собаку, вола и т.п., - которые отличаются ббльшею общностью, чем ипостаси, и обнимают их, заключаясь в каждой обнимаемой ими ипостаси равным и неизменимым образом. Таким образом, ипостасью они назвали более частное; более же общее и обнимающее ипостаси они назвали природой; наконец, существование вообще они назвали субстанцией.
Но святые отцы, отказавшись от бесполезных словопрений, общее и о многих предметах высказываемое, т. е. низший вид назвали субстанцией (ousian), природой (phusin) и формой (morphe|n), - например, ангела, человека, собаку и т.п. В самом деле, (слово) ousia - субстанция - происходит от (глагола) einai, а phusis - природа - от глагола pephukenai, но einai и pephukenai означают одно и то же - быть, существовать. Равным образом слова eidos - вид и morphe|| - форма - имеют значение одинаковое со словом phusis - природа. Единичное же (merikon) они назвали индивидом (atomon), лицом, ипостасью, например, Петра, Павла. Ипостась же должна иметь субстанцию с акциденциями, существовать сама по себе и созерцаться через ощущение, или актуально (energeia). Две ипостаси не могут не различаться между собою акциденциями, раз они различаются друг от друга числом, Следует заметить, что характеристические свойства, это -акциденции, характеризующие ипостась.

Глава XXXIX. Еще о субстанции.

Субстанция есть самосущая вещь, не нуждающаяся для своего существования ни в чем другом; и снова: субстанция есть то, что в самом себе является ипостасным (authupostatov) и не имеет своего бытия в другом, т.е. то, что существует не через другое и не в другом имеет свое бытие и не нуждается в другом для своего существования; но существует само по себе, - в чем и акциденция получает свое бытие. Цвет существует ради тела, чтобы окрашивать его, а не тело ради цвета. Равным образом цвет имеет свое бытие в теле, а не тело в цвете, почему и говорят "цвет тела", а не "тело цвета". Поэтому при частых переменах и изменениях цвета субстанция, т.е. тело, не изменяется, но остается той же самой.
(По-гречески) субстанция называется ousia - от einai, существовать [по преимуществу; акциденция же - sumbebe|kos от sumbainein - случаться и иногда быть, а иногда и не быть, потому что определенный предмет может иметь одну и ту же акциденцию, может и не иметь ее, но иметь противоположную].

Глава XL. О природе.

Природа есть начало движения и покоя каждой вещи. Так земля движется, в смысле произведения растений; покоится, в смысле перехода с места на место, ибо она не движется с одного места на другое. Итак, начало и причина движения и покоя, которыми' свойственно вещи двигаться и покоиться, свойственно по существу, или по природе, а не случайно, - называется природой, поскольку она так создана и так существует. Природа есть не что иное, как субстанция; ибо от субстанции вещь имеет такую способность, т.е. способность движения и покоя, и субстанция есть причина определенного движения и покоя.
[Греческое название природы] phusis происходит от pephukenai - родиться.

 Глава XLII. Об ипостаси.

Название: "ипостась" имеет два значения. Иногда оно означает простое бытие. Согласно этому значению, субстанция и ипостась одно и то же- Поэтому некоторые из святых отцов говорили: "природы, или ипостаси". Иногда же название; ипостась, обозначает бытие само по себе, бытие самостоятельное. Согласно этому значению, под ним понимается индивид, отличающийся от других лишь численно, например, Петр, Павел, какая-либо определенная лошадь.
Следует заметить, что ни субстанция не существует сама по себе без вида, ни существенная разность, ни вид, ни акциденция, но одни только ипостаси, или индивиды. В них созерцаются (theo|rountai) и субстанции, и существенные разности, и виды, и акциденции. При этом простая субстанция созерцается одинаково во всех ипостасях: в неодушевленных и одушевленных, разумных и неразумных, смертных и бессмертных. Напротив, существенные разности у неодушевленных иные, чем у одушевленных; у разумных - иные, чем у неразумных; у бессмертных -иные, чем у смертных. Одним словом, ипостасям каждого самого низшего вида свойственны одни и те же существенные разности, которые, с одной стороны, соединяют их друг с другом через понятие субстанции, с другой, отделяют их от ипостасей другого вида. Подобным же образом созерцаются в них, т.е. в ипостасях, и акциденции, обособляя каждую ипостась от ипостасей того же вида. Поэтому индивид и называется по преимуществу именем ипостаси, ибо (только) в нем получает действительное существование (energeia huphistatai) субстанция вместе с ее акциденциями.

Глава XLIII. О лице.

Лицо есть то, что в своих действиях и свойствах обнаруживается ясным и определенным образом, отличным от способа обнаружения однородных существ. Например, Гавриил, беседуя с Пресвятой Богородицей, был одним из ангелов, но непосредственно беседовал с ней только он один, отличаясь от единосущных с ним ангелов присутствием в определенном месте и тем, что он беседовал, И Павел, когда он держал речь на лестнице, был одним из числа людей, но своими свойствами и действиями он выделялся из всех других людей.
Следует заметить, что святые отцы названиями: ипостась. лицо и индивид, обозначали одно и то же: именно то, что, состоя из субстанции и акциденций, существует само по себе и самостоятельно, различается числом и выражает известную особь, например Петра, Павла, определенную лошадь.
Название ипостась hupostasis, происходит от huphestanai, стоять в основании чего-либо.

Глава XLIV. Об ипостасном.

Название "ипостасный" также иногда обозначает простое бытие. В этом смысле ипостасной мы называем не только чистую субстанцию, но и акциденцию. Однако, последняя, собственно говоря, не ипостасна, а етероипостасна. Иногда же оно* означает самосущую ипостась, т. е. индивид. Однако, последний в строгом смысле не есть нечто ипо-стасное, но есть самая ипостась и называется так. В собственном смысле ипостасным называется то, что не существует само по себе, но созерцается в ипостасях: так вид, или природа людей не созерцается в собственной ипостаси, но в Петре, Павле и в прочих человеческих ипостасях, - или то, что соединяется с другим, субстанциально различным, в нечто целое и образует одну сложную ипостась. Так человек составлен из души и тела, причем ни душа, ни тело, взятые в отдельности, не называются ипостасями, но ипостасными; то же, что образуется соединением обоих, называется их ипостасью, ибо ипостасью в собственном смысле называется то, что существует само по себе и самостоятельно. Кроме того, ипостасной называется природа, воспринятая другою ипостасью и в ней получившая свое бытие. Отсюда и плоть Господа, не существовавшая самостоятельно ни в один момент времени, не есть ипостась, а скорее нечто впостасное; ибо, будучи воспринята ипостасью Бога Слова, она в ней существует и имела, и имеет ее своей ипостасью.

Глава XLV. О неипостасном.

И название "неипостасный" употребляется в двух различных смыслах: иногда оно означает то, чего никогда абсолютно не было, т. е- несущее, а иногда то, что не имеет бытия в самом себе, а имеет свое существование в другом, т. е. акциденцию.

Глава XLVII. Разделение субстанции.

Субстанция есть самый общий род. Она разделяется:

на тело и бестелесное; тело на одушевленное и неодушевленное; одушевленное на чувствующее животное, животно-растительное животное и не чувствующее растение; чувствующее на разумное и неразумное; разумное на смертное и бессмертное; смертное на человека, вола, лошадь, собаку и т. п.; человек на Петра, Павла и прочих единичных людей, которые суть индивиды, ипостаси, лица.

Итак, субстанция есть самый общий род, тело - вид субстанции и род одушевленного; одушевленное - вид тела и род чувствующего; чувствующее животное - вид одушевленного и род разумного; разумное - вид животного и род смертного; смертное - вид разумного и род человека; человек же есть самый низший вид, ибо человек есть вид в отношении смертного и вид же в отношении Петра и Павла. По святым отцам, это, именно, и есть природа, форма и субстанция.
Те члены деления, которые находятся между самым общим родом, т. е. субстанцией, и самыми низшими видами, т- е. человеком, волом, - суть подчиненные роды и виды. Они называются существенными и естественными разностями, а также качествами, - разделительными по отношению к высшим членам, образующими в отношении низших членов и специфическими (eidopoioi) в отношении самых низших видов, так как они образуют их и обособляют одну природу от другой. Природа же определяется из самого низшего вида.
Итак, сказано, что такое субстанция, природа, форма и что такое ипостась, индивид, лицо, ипостасное и неипостасное, и какое различие между субстанцией и акциденциями, и что субстанция важнее акциденции, так как акциденции в ней имеют свое существование. Сказано и о разделении субстанции и чем она отличается от существенных разностей, - именно тем, что образуемая ими субстанция получает определенный вид и делается такой, а не иной. Сказано и о том. что такое природа, форма, ипостась, лицо, индивид, как думали об этом языческие мудрецы и как определили святые отцы, ученики и учители истины и подлинной философии. Теперь же мы скажем и о свойствах субстанции.
Свойство субстанции заключается в том, что она не существует в каком-либо субстрате. Напротив, она сама составляет основу существования акциденций и не имеет своего бытия в другом. Это свойство принадлежит и существенным разностям. Ибо то, что имеет свое существование в каком-либо субстрате, не сохраняет вещи, присутствуя в ней, и не разрушает ее, отсутствуя, почему и не вносится в определение, так как является несомненной акциденцией. Существенные же разности не суть акциденции. Будучи налицо, они сохраняют вещь, отсутствуя разрушают. Поэтому они вносятся в определение.
Свойство субстанции заключается и в том, что она сказывается синонимически, т.е. передает и имя, и определение и не имеет ничего противоположного себе - ибо камню, т.е. самой субстанции камня нет ничего противоположного - и не принимает определение "более" и "менее". Это свойство принадлежит и существенным разностям. Так, человек не более лошади есть субстанция или животное, равно как и лошадь не более человека. Наконец, субстанция имеет то свойство, что она принимает противоположные определения, каждое порознь, не оставаясь при этом той же самой, но подвергаясь изменению. Под противоположными определениями я разумею акциденции. Существенные же противоположные качества никогда не принимаются субстанцией. Так, разумное не допускает неразумного. Но тело нагревается, а, изменяясь, делается холодным. Равно и душа усваивает иногда добродетель, а иногда порок.

Глава LXVI. Еще об ипостасном соединении.

Следует иметь в виду, что ипостасное соединение дает одну сложную ипостась вошедших в соединение природ, в которой сохраняются неслитно и неизменно участвующие в соединении природы, их разности и присущие им естественные свойства. Ипостась же в отношении самой себя не имеет никакой ипостасной разности, ибо на нее переносятся разности каждой из входящих в соединение природ - разности, которыми каждая из них отделяется от вещей одного с ней вида. Так. например, обстоит дело с душой и телом. В самом деле, из души и тела получается одна сложная ипостась, скажем, Петра или Павла, но при этом в ней сохраняются обе полные природы - природа души и природа тела, а равно не смешиваются и их видовые разности и не сливаются их свойства. В ней заключаются отличительные свойства каждой природы: свойства души, которыми она обособляется от прочих душ, и свойства тела, которые обособляют его от прочих тел. но которые нисколько не обособляют душу от тела, а. напротив, соединяют и связывают ее с ним. Вместе с тем, эти отличительные свойства обособляют единую составленную из них ипостась от остальных ипостасей одного и того же вида. Если природы в определенный момент ипостасно соединились между собой, то они навсегда остаются неотделимыми друг от друга. В самом деле, хотя со смертью душа и отделяется от тела, тем не менее ипостась их остается одна и та же, ибо ипостась есть изначальный самостоятельный источник всякого бытия. Таким образом и тело, и душа всегда удерживают одно и то же начало своего бытия и ипостасного единства, хотя и разлучаются друг с другом.
Следует иметь в виду, что как природы могут соединяться между собой ипостасно, так возможно и пророде быть воспринятой ипостасью и в ней иметь свое существование. И то, и другое мы видим во Христе. В самом деле. в Нем и природы: Божественная и человеческая, - соединились, и одушевленная плоть Его получила свое бытие в существовавшей прежде ипостаси Бога Слова и имеет ту же ипостась. Но совершенно невозможно, чтобы из двух природ образовалась одна сложная природа или из двух ипостасей - одна ипостась. В самом деле невозможно, чтобы противные существенные разности находились в одной природе, ибо их дело отделить друг от друга те природы, которым они присущи. С другой стороны, невозможно, чтобы то, что однажды существовало само по себе, имело другое начало своего ипостасного существования, ибо ипостась есть именно существование само по себе. Следует заметить, что в отношении к Святой Троице ипостась обозначает безначальный образ вечного сушествования каждого лица.
Надлежит иметь в виду, что, когда образуется сложная природа, то ее части должны быть одновременными, а равно она должна различаться от составляющих ее элементов, не сохраняя их. а скорее превращая и изменяя. Так, когда тело образуется из четырех элементов, то оно становится отличным от них, так что оно уже не есть огонь или какой-либо другой элемент и не называется им. Равным образом от козла и ослицы происходит лошак, который уже не есть ни конь, ни осел и не называется ни первым, ни вторым; он отличается от обоих и не сохраняет в неслитном и неизменном виде природы ни одного из тех, от кого он произошел.

http://orel.rsl.ru/nettext/russian/damaskin/dialektika/


Глава 66. О соединении по ипостаси.

Следует заметить, что соединение по ипостаси образует из соединяемых природ одну сложную ипостась, сохраняющую (sodzoysan )* в самой себе причастные к соединению природы, и их видовое отличие, и их естественные особенности неслитными и неизменными. Сама же она по отношению к самой себе не обладает никаким ипостасным отличием, ибо присущими ей становятся свойственные каждой из причастных к соединению природ характерные отличия, благодаря которым каждая из них отделяется от природ того же вида, как это происходит в случае души и тела. Ведь хотя из обоих образуется одна сложная ипостась, например, Петра или Павла, тем не менее она сохраняет в самой себе две полные природы, а именно природу души и природу тела, и сохраняет их видовое отличие несмешанным, а их естественные особенности неслитными. И она обладает в самой себе характерными особенностями каждой из природ (а именно особенностями души, отделяющими ее от остальных душ, и особенностями тела, отделяющими его от остальных тел), никоим образом не отделяющими душу от тела, а соединяющими и связывающими их и вместе с тем отделяющими составленную из них единую ипостась от остальных ипостасей того же вида. А как только однажды природы подверглись соединению друг с другом по ипостаси, они остаются совершенно нераздельными. Ведь хотя со смертью душа и отделяется от тела, их ипостась все-таки остается одной и той же, ибо ипостась есть составление каждой вещи самой по себе в начале ее существования. Так вот, тело и душа неизменны в том, что они всегда имеют одно начало их существования и ипостаси, хотя и отделимы друг от друга. Следует заметить, что и природы могут соединяться друг с другом по ипостаси, как, например, в человеке, и природа может быть воспринята ипостасью и существовать в ней:

и то и другое наблюдается во Христе. Ведь в нем и природы, божественная и человеческая. соединились, и его одушевленная плоть получила бытие в ранее существовавшей ипостаси

________

* Вопреки издателю текста Б. Коттеру, избирается вариант, принятый в "Патрологии" Миня (PG, 94, 665А).

Бога-слова и обрела ту же ипостась. По совершенно невозможно, чтобы из двух природ была образована одна сложная природа или из двух ипостасей — одна ипостась, потому что невозможно, чтобы противоположные существенные отличия сосуществовали друг с другом в одной природе, ведь их дело — отделять друг от друга те природы, которым они Присущи. И опять-таки невозможно, чтобы существовавшее однажды само по себе имело другое начало ипостаси, ибо ипостась есть существование само по себе*. Следует иметь в виду, что в святой Троице ипостась есть безначальный способ вечного существования каждого лица.

Нужно знать, что когда возникает сложная природа, и ее части должны быть одновременными, и из одного должно получаться другое, не сохраняющее, а изменяющее и делающее иным то, из чего оно было образовано: как, например, когда из четырех стихий образуется тело, из одного возникает другое и оно не является и не называется ни чистым огнем, ни какой-либо из других стихий, и как, например, от коня и ослицы рождается лошак, ведь он не является и не называется ни конем, ни ослом, а отличен от них и не сохраняет неслитной и неизменной ни одну из природ тех, от кого он произошел.

Перевод с древнегреческого M. А. Гарнцева

Перевод выполнен по изданию; Johannes von Damaskos. Capita hhilosophics (Dialectica) / Besorgt von B. Kotter // Idem. Die Schritten. Berlin, 1969. Bd. l. S. 139.140.

____________

* Определение ипостаси как "бытия самого по себе" дается и Леонтием Византийским (PG,86, 1280A).

http://anthropology.rinet.ru/old/1/garncev.htm


Связанные материалы Тип
личная свобода Дмитрий Косой Запись

Комментарии

Аватар пользователя Размышляй

Довольно трудно воспринять весь этот текст, Роман... Вот если бы вы сделали свой собственный комментарий на него или - лучше - анализ (что-то вроде анализа плотиновских эннеад в Античном Космосе), то было бы просто замечательно! "А почему бы, - спосите вы меня, - не вам это сделать?" Э, нет, увольте! Я же простой филолог, а вы вот философ, так что... было бы, говорю вам ещё раз, просто замечательно!..

Аватар пользователя admin

Обязательно сделаю. Улыбка В контексте размышлений о личности и сущности сознания. Думаю, нам вскоре нужно взяться за написание текста о личности; мысли потихоньку назревают. 

Аватар пользователя Размышляй

О личности?.. хм... хорошо бы. Я поддерживаю эту мысль.

Аватар пользователя Дилетант

Случайно попал на тему семилетней давности.
Практически с неё начался сайт ФШ.

Аватар пользователя BorjomiMaster

Ностальгия

Аватар пользователя chron

скажу честно: весь текст ИД не осилил. Но, говоря о личности, мне кажется, не нужно всё усложнять.
1. Есть отличия одной личности от другой. Огонь не вода и не воздух.
2. Личность не является индивидом, т.е. неделимым статическим объектом. Личность можно определить как моментальный снимок состояния сознания. В Базах Данных есть такой термин, но он относится только к "физическим" данным.
Термин же ипостась в вопросе о личности только запутывает вопрос. Считается, что 2-е Лицо Пресв. Троицы воипостазировалось в человеке Иисусе. Это сделано просто для утверждения божественности Христа. Но, возьмите, напр., куст в пустыне (Исх. 3:14) ("Аз есмь сущий"), здесь есть воплощение, воипостазирование, но нет личности. Т.е. воипостазирование не имеет отношения к личности.
Другое дело, что определяя личность как моментальный снимок, мы должны допустить существование личности у животных, пауков, амёб и т.п. Мне кажется, здесь нет противопоказаний, хотя такой вывод не приемлем многими.

Аватар пользователя Алла

Мера личности в его духовности, в его отношениях с людьми.
А в общем, мера личности в его поступках и в делах, как поступков.
Значимость личности в общественной полезности.

Аватар пользователя chron

Алла,
В самую точку. Вы склонны к противоположной (моей) точке зрения. Используя понятия меры, значимости, Вы соотносите текущее состояние (личности) с каким-то идеалом. А я предлагаю отказаться от абсолюта, и говорить о личности не как о степени, не как о мере соответствия, а как о текущем состоянии сознания. Есть хорошая аналогия - калейдоскоп.

Аватар пользователя Алла

chron.
Наши представления об Идеале (как и о боге) непрерывно развиваются, а, следовательно, Идеал Абсолютом быть не может.

говорить о личности не как о степени, не как о мере соответствия, а как о текущем состоянии сознания.

И к тому же, если состояние сознания текущее, то в чем может состоять "личность"?

Аватар пользователя chron

Алла,
хорошо, я отвечу. А - какое определение личности наиболее привлекательно для Вас ? (предполагаю, что это определение будет похоже на моё).

Аватар пользователя Сергей Александров

А - какое определение личности наиболее привлекательно для Вас ?

А давайте вместе подумаем , чем можно опредЕлить личность?
Предел личность это другая личность. Предел-граница между личностями и является определением личности.
А что-же такое граница между личностями? Ну уж никак это что-то непроходимое, не какой абсолютный барьер. Граница между личностями можно охарактеризовать как границу контакта.
Итак личность определяется в контакте с другими личностями, в диалоге с ними. Весь мир можно определить как акциденцию границы контакта личностей, то есть всё является проявлением диалога.
Диалог обуславливает личности, то есть является сущностью личности.
Это трансцендентная обусловленность. Если же говорить о внутренней, имманентной обусловленности личности, о которой вероятно Вы и хотели поговорить, то она никак не опредЕлена, так как является свободой.

Аватар пользователя chron

мне кажется, что использовать границу в определении не совсем продуктивно. Понятие границы не является существенным в понятии личности. Вот, смотрите: границу имеет всё: море, огонь, мысль. Далее, Вы пишете: "Диалог обуславливает личности", - т.е. диалог есть существенная акциденция. Не думаю. Личность может существовать и вне диалога, просто она может иметь это свойство, которое, согласитесь, не определяет личность, а наоборот, - определяется личностью. Чем плохо (чего не учитывает, упрощает) определение (в первом приближении) личности, как текущего состояния сознания ? Этим мы даже демистифицируем понятие личности, редуцируя его к понятию сознания.

Аватар пользователя Сергей Александров

Нет, Вы типичный реалист и позитивист, Вам не понять экзистенциалиста , и тем более диалогиста.

Аватар пользователя Полина

Алла пишет:
Мера личности в ее духовности, в ее отношениях с людьми.

Это окружающим так хочется, чтоб личность себя оценивала по своему отношению к другим людям, а сама личность может себя оценивать и по другим критериям как реальным, так и вымышленным.

Аватар пользователя Доген

Полина пишет:

Алла пишет:
Мера личности в ее духовности, в ее отношениях с людьми.

Это окружающим так хочется, чтоб личность себя оценивала по своему отношению к другим людям, а сама личность может себя оценивать и по другим критериям как реальным, так и вымышленным.

 

!!! а еще так - это государству хочется чтоб лмчность себя оценивала по своему отношению к государству.

Аватар пользователя Полина

Многим чего-то хочется от нас, вот и лавируем всю жизнь между своими и чужими интересами.

Аватар пользователя Доген

Полина пишет:

Многим чего-то хочется от нас, вот и лавируем всю жизнь между своими и чужими интересами.

 

и не просто лавируем, а лавируем настороже, ведь хотят не только от нас, но и нас.

Аватар пользователя Полина

!!!

Аватар пользователя chron

???

Аватар пользователя Доген

chron пишет:

???

 

!!!!

Аватар пользователя Nataly

Значимость личности - в мере проявления духовности, поскольку духовность - свойство духа, а не личности. Общественная польза в том, что сделано для духовной эволюции человека, если понимать, что дух и есть человек в сути своей.

Личность действительно имеет предел в познании, в проявлении, в сроке пребывания на планете.

Ограниченность личности - в целях личных, в себеслужении. Отказ о личных целей приводит к проявлению духовности в более полной мере. Только в отречении от своей личности можно действительно понять другого человека, имея ввиду, что человек, есть триединство духа, души и физического тела. Живущий телом и душой не поймёт духовных устремлений.

Аватар пользователя Алла

Nataly
Вот именно.
Мера личности в способности найти себя в другом, или наоборот - найти в себе другого. Что, в общем то, одно без другого не бывает.
Но этого ещё мало, необходима ещё своя внутренняя этика, которой, собственно, и являет себя каждый из нас личностью.
Т.е., внутренней сутью личности являются его знания и этика, а явлением личности является характер его поступков. (Бахтин. "Философия поступка".)