Раскройте для себя Высший мир / 2 / О науке Каббала (2) / 2005 07 18

Аватар пользователя Грехоил
Систематизация и связи
Основания философии

 

В предыдущей беседе мы говорили о человеке, о его восприятии мира, о том, как на протяжении кругооборотов он продвигается к такому состоянию, когда в нем пробуждается вопрос: "В чем смысл жизни, для чего я живу?" В принципе, как объясняет Бааль Сулам, этот вопрос о сути жизни постепенно просыпается в нас в течение всех кругооборотов.

Человечество развивается таким образом, что каждое последующее поколение – в сущности, то же поколение, что предшествовало ему, но уже с новыми желаниями, новым восприятием, по-другому смотрящее на мир. Поэтому дети воспринимают действительность более четко, чем их родители. Это видно по всему тому, что раскрывается в этом мире.

Мы, в принципе, это поколение, которое изобрело компьютеры, мобильные телефоны и подобного рода "игрушки", но с другой стороны, нам тяжело работать с ними, все-таки они для нас - новшество. А дети, приходящие в мир, где уже существуют все эти приборы, воспринимают их как нечто само собой разумеющееся и намного лучше нас справляются с ними.

Переходя от кругооборота к кругообороту, человек, в сущности, берет с собой все знания, накопленные в предыдущих воплощениях. И когда он, покинув тело, поднимается в виде души и вновь спускается в этот мир, те знания, те открытия, что приобретены им в прошлом кругообороте, превращаются в его свойства.

Итак, человек с новыми качествами приходит в этот мир, начиная с нуля следующий этап своего развития. Но этот "ноль" - начало уже другой, более продвинутой ступени относительно предыдущей. Если прежде, живя в старых келим, человек исправлял и наполнял их, добавляя к ним новые постижения, познания мира и самого себя, то сейчас, перейдя в новую жизнь, он тоже начинает якобы с нуля, но уже со всеми теми знаниями, что есть в нем.

В каждом из нас имеется, так называемый, духовный ген – цепочка решимот (записей, воспоминаний). Душа каждого из нас - частица общей души Адама Ришон, которую и создал Творец.

Однако эти частицы отделились друг от друга и спустились в этот мир. А человек должен, реализуя имеющиеся в нем решимот - информацию, что содержится в его душе, - самостоятельно вернуться в исходное состояние, т.е. по тем же ступеням, по которым спускался, через те же миры, подняться к корню своей души.

Рис. 1

Этот процесс включает в себя нашу жизнь, в состоянии выше этого мира: нисхождение из мира Бесконечности через пять миров в этот мир. Затем проходят несколько тысяч лет развития в этом мире в рамках восприятия пятью органами чувств, по истечении которых мы устанавливаем свое состояние, в итоге достигая момента раскрытия точки в сердце – желание возвратиться к своему корню.

Из мира Бесконечности мы спускаемся по ступеням, называемым мир Ацилут, Брия, Ецира, Асия, и нам необходимо преодолеть те же этапы, те же частные состояния, подняться по тем же ступеням, по которым нисходила душа. Только нисхождение души и ее проявление в этом мире зафиксированы в нас в виде решимот. Каковы они, нам не известно, а также нам не известно, как мы развивались в этом мире на протяжении тысячелетий.

Наше желание росло от стремления к телесным наслаждениям, богатству, славе, знаниям, до появления «точки в сердце». Этот процесс, длящийся тысячелетия, поступенчатый и охватывает много пройденных нами кругооборотов. Он как говорилось в прошлой беседе, проявляется в виде развивающегося восприятия реальности - мира, в котором мы живем.

В течение многих тысячелетий человек существовал и развивался в этом мире естественным образом, не зная совершенно никаких премудростей, не зная законов развития, и все-таки пришел к правильному состоянию. Подталкиваемый желанием познать, человек постоянно исследует окружающую реальность.

Его желание все время требует все более и более глубокого понимания мира, в котором он живет. Это заставляет человека все время раскрывать мир, пока он не обнаружит, что все открытия не приносят ему наполнения. И так он приходит к желанию, которое направлено не на этот мир, а на духовный, на Источник всего происходящего.

Почему? Потому что в Источнике - на духовном уровне Адама Ришон, душа каждого из нас была наполнена Высшим светом. А здесь, в этом мире мы лишились его и остались опустошенными.

Восприятие человека требует своего развития. То, что нам сегодня кажется великим открытием, завтра уже нас не удовлетворяет. Духовный ген, проявляющийся в человеке, назавтра требует большего наполнения, больше знаний о нашем мире. Таким образом, человек вынужден бежать вперед, все шире и шире раскрывая перед собой существующую реальность, в надежде, что это насытит его.

Развиваясь тысячелетиями, мы думали, что наполним себя телесными наслаждениями, удовольствиями, получаемыми от денег, власти, славы, знаний. Но в итоге, как мы видим, человечество все больше и больше разочаровывается во всех этих наслаждениях. Оно не способно утолить желание. Почему?

Если бы эти наслаждения наполнили желание, то, оставаясь в них, человек больше ничего бы не хотел. Он бы остановился, получив желаемое наполнение. Само по себе желание создано в виде стремления получить наслаждение, наполнить себя. Его название – «рацон лекабэль» - желание получать наслаждение, говорит о том, что оно хочет получать, оно чувствует себя получающим, и когда получает, испытывает наслаждение. Именно контакт между приходящим наслаждением и желанием доставляет удовольствие.

По мере наполнения наслаждением, желание успокаивается и перестает испытывать наслаждение, потому как оно ощущается лишь тогда, когда ощущается желание. С одной стороны, должен быть аппетит, голод, а с другой - наслаждение, и только при их соприкосновении испытывается блаженство.

Но в процессе наполнения желания оно угасает и постепенно исчезает, пока человек не ощутит, будто у него вовсе ничего и не было. Это форма получения наслаждения, напрямую приходящего в желание. Таким образом, мы никогда не наполняемся, и поэтому вынуждены искать новые наслаждения, придумывать всевозможные способы, чтобы доставить себе удовольствие.

Человек создан так, что в нем постоянно развивается решимо, которое требует новых наслаждений. Кроме того, он подвержен влиянию среды, которая поставляет ему новые наслаждения. Нас убеждают, что есть еще много удовольствий, о которых мы не знаем: скажем, Кока-Кола, новый мобильник, компьютер, какая-нибудь игра, путешествия и т.д.

Рис. 2

Желание наслаждаться прислушивается к этим рекомендациям, принимает от общества новые способы насладиться, новые формы удовольствий, и начинает за ними гнаться. В результате у нас все время возникает новое желание, благодаря чему, мы можем, соприкоснувшись с наслаждением, на мгновенье ощутить его. Затем наслаждение гаснет, и нам опять нужно что-то новенькое, чтобы хоть немного испытать наслаждение.

И так человек все время находится в погоне за новыми наслаждениями, продуцируя для этого новые желания. И те мгновения, когда он соприкасается с новым наслаждением, дают ему ощущение жизни. Потому-то наша жизнь не называется вечной, ведь ощущение жизни возникает только в считанные мгновения, когда происходит наполнение.

Получается, что Высший свет, который, по сути, является наслаждением, и стоящее напротив него желание, никогда не могут взаимодействовать друг с другом таким образом, чтобы, наполняя желание, наслаждение воспринималось им как наполнение. Всегда после наполнения испытывают обратное - чувство опустошенности.

Лишь один пример из нашего мира показывает, как можно пребывать в состоянии неисчезающего наполнения. Таковыми являются отношения матери с ребенком. Если мать, желание наслаждаться доставляет удовольствие сыну, являющемуся желанием получать наслаждение, и он наслаждается, то это доставляет ей удовольствие.

Т.е. отдача тоже приносит наслаждение. Наслаждение от отдачи зависит не от самого кли - желания матери, а от наличия объекта, которому можно отдавать, т.е. от желания, которое находится вне матери. Если снаружи есть желание, готовое получить от нее наслаждение, то она всегда имеет возможность наслаждаться тем, что обеспечивает этому желанию наполнение, доставляет ему удовольствие. Такое условие выполнимо, если между матерью и сыном, дающим и получающим есть любовь.

Таким образом, если бы у каждого из нас имелся кто-то, кого мы безгранично любим, тогда бы весь его хисарон (недостаток, потребность) был для нас как кли, которое мы хотим наполнить. Заботясь об этих келим и наполняя их, мы бы беспрерывно наслаждались. Ощущение такого беспрерывного безграничного наслаждение и есть вечная жизнь.

Поэтому проблема нашего существования может разрешиться только при условии, что между нами будут такие же взаимоотношения, как между матерью и ее ребенком.

Но дело в том, что у матери существует естественное желание любить своего маленького сына и отдавать ему все земные блага, что есть у нее, и все находящееся вне ее материальной жизни. Свое отношение к сыну выходящее за рамки земной жизни, она ощущает как вечную жизнь.

Но мы изначально не находимся в таких взаимоотношениях друг с другом. Поэтому наша жизнь не может быть полной безграничного, беспрерывного наслаждения.

Реальность такова, что, проходя кругооборот за кругооборотом, мы на протяжении нашей истории испробовали все существующие возможности наполнить себя наслаждением, доставляемым деньгами, славой, властью, знаниями, телесными удовольствиями, вновь и вновь пытаясь напрямую достичь желаемого наполнения, чтобы в итоге всего этого прийти к выводу: таким образом невозможно наполнить себя.

Рис. 3

Итак, становится явно ощутимым надвигающийся мировой кризис. Человечество, в результате своего развития, приходит в отчаяние, видя, что никакие удовольствия не приносят ему наполнения, ощущение жизни.

Все это проявляется в человеке, чтобы внутри тех больших желаний, которые остались пустыми после тысячелетий своего развития, раскрыть точку в сердце - то же желание к наполнению, но не имеющее четкого ориентира, ясного представления, чем наполниться.

Такое желание насладиться складывается из двух составляющих. С одной стороны, точка в сердце указывает на то, что все предыдущие желания остались пустыми, т.е. к ним нечего обращаться, они не могут обеспечить ощущение жизни. Речь идет о человеке, который в настоящем воплощении, возможно, даже не столь богат, не знаменит, недостаточно образован, ему даже может не хватать на пропитание, - это не важно.

Рис. 4

Имеется в виду, то решение, процесс созревания которого зафиксирован в решимот, накопившихся в течение всех предыдущих кругооборотов. Сам человек и воздействующее на него окружение в итоге формируют в нем четкое осознание, уверенность в том, что нет смысла гоняться за наслаждениями этого мира, здесь в этом мире нечем наполнить себя.

С другой стороны, точка в сердце – это раскрывающаяся потребность найти совершенное, вечное наслаждение, возвышающееся над всеми земными удовольствиями. Это желание - зарождение кли души, проявляющееся в человеке как вопрос о смысле, о сути жизни, о том, зачем я живу.

В "Предисловии к Учению Десяти Сфирот”, во 2-ом пункте Бааль Сулам пишет:

Тем не менее, если мы обратимся к поиску ответа лишь на один известнейший вопрос, уверен я, что все эти проблемы и сомнения исчезнут из поля зрения, и, взглянув в их сторону, ты увидишь, что их просто нет. Речь идет о гнетущем вопросе, задаваемом всеми людьми: "В чем смысл нашей жизни?" Годы этой нашей жизни стоят нам так дорого, иначе говоря, мы претерпеваем ради них огромное количество страданий и мучений, чтобы в итоге завершить их. Кто же наслаждается ими? Или если точнее, кого я наслаждаю?

У человека нет ответа и на вопрос "кто наслаждается ими” и на вопрос "кого наслаждаю я".

И правда в том, что уже утомились исследователи разных поколений размышлять над этим;

И философы, и политики, и писатели, большие умы, да и обычный человек – все занимались этим вопросом, и ни у кого, в сущности, нет ответа.

и нет надобности говорить о нашем поколении, в котором никто не захочет даже помыслить об этом вопросе.

Почему? Мы достигли такого развития, что у всего человечества в целом созрело внутреннее осознание, что этот мир не удовлетворяет нас. Необходимо все-таки найти смысл в жизни.

Но вместе с тем, существо вопроса осталось неизменным во всей своей силе и горечи, и иногда застигает нас врасплох, прожигая разум и унижая в прах, прежде чем нам удается найти всем известное ухищрение - отдаться без рассуждений потоку жизни, как и вчера.

До сего дня нам, в принципе, удавалось избегать вопроса о смысле жизни благодаря всевозможным земным делам. Но испытав телесные удовольствия, насладившись деньгами, властью, славой, знаниями, человек думает, что все-таки сможет наполниться ими. А если не найдет наполнение, то забудет об этом вопросе, придающем горечь жизни. Он так и останется в стороне от извечного вопроса о смысле существования. Лучше забыть его, если нет ответа.

Но явления, наблюдаемые в обществе: состояние тотальной разочарованности в жизни, общая депрессия, бесчисленные самоубийства, наркомания, террор, поведение людей, - указывают на то, что пробуждается вопрос о смысле жизни, и человеку нечего на него ответить. Мы, по сути, находимся в таком состоянии, о котором пишет Бааль Сулам в "Предисловии к Учению Десяти Сфирот", когда человек стоит на пороге духовного развития.

Что значит духовное развитие? Что здесь такого особенного должен делать человек?

Развиваясь из кругооборота в кругооборот на протяжении всей нашей истории, мы проходили всевозможные общественные формации: рабовладельческий строй, феодальное Средневековье, период бурного промышленного роста, периоды более и менее удачные... и т.д. Наряду с этим естественным образом развивался человек, особо не зная, как протекает его эволюция. Человечество просто жило, и вместе с тем раз за разом разворачивался новый этап развития.

Всякий раз, когда мы ощущаем дискомфорт, чувствуем себя ущербными, не наполненными, или более того, испытываем страдания, это побуждает, подталкивает нас найти лучшее состояние. Ведь мы всего-навсего построены из желания получать наслаждение. И открытие в нем такой большой пустоты, ощущение которой приносит страдания, муки, побуждает желание насладиться изменить свое состояние.

Каждое движение человека вызвано тем, что, по его мнению, в следующем состоянии ему будет лучше, чем в предыдущем. Это касается и физических движений тела, и разного рода мыслей, внутренних и внешних поисков. Точно так же происходит и в человеческом обществе.

Когда обнаруживается недостаток в общественном устройстве, в отношениях между людьми, постепенно накапливается и проявляется все то отрицательное, что вызвано сложившейся ситуацией. Именно это толкает человечество, общественные группировки, народы, к тому, чтобы сменить обстановку. Таким образом происходит эволюция человечества.

Мы не знаем в точности, каким должно быть следующее состояние общества, какими должны быть взаимоотношения между людьми, каковым должно быть внутреннее состояние человека, и вообще, как все изменится. Однако в естественном порядке за первым этапом следует второй, третий... и т.д. Перед тем как один этап сменяет другой, более продвинутый с точки зрения нашего развития, открывается недостаток настоящего положения, которое невозможно более терпеть и необходимо изменить.

Вопрос: Мы видим, что человеческой природе свойственно желание добиваться чего-то за счет другого. Что это за явление?

Желание наслаждаться создано таким образом, что ощущает самого себя и хочет наполниться тем, что ему приглянулось из находящегося вокруг него. Однако желание получать наслаждение может быть настолько развитым, что ощущает имеющееся у других.

Допустим, неживые объекты практически не ощущают то, что есть у других. Они ощущают только свои свойства и желают удержать их в постоянном состоянии. Поэтому, чтобы изменить что-то в неживом объекте, необходимо затратить энергию, вложить силу. Но сами по себе все формы неживой природы, все элементы, все составляющие творения желают сохранить себя.

Согласно законам Ньютона каждый хочет оставаться в одном и том же положении, либо двигаться с постоянной скоростью. Такова природа желания наслаждаться неживого уровня.

На растительном уровне желание наслаждаться уже изменяется, т.е. всякий раз обнаруживает, что его настоящее состояние плохое, но может стать лучше. А когда наступает хорошее состояние, со временем открывается, что оно тоже плохое, и возможно более хорошее состояние. И таким образом объект растительного уровня развивается.

Желание растительного уровня в большей степени нуждается в окружении, больше его ощущает и совершает в направлении к нему какие-то движения. Например, растения тянутся к солнцу, закрываются на ночь и т.д. Растениям необходимо что-то получать от окружающей среды, выделять в нее продукты жизнедеятельности. Происходит активное взаимодействие с окружающей средой. Как известно, все на свете растения связаны с землей и атмосферой как единый организм, и не существуют в виде обособленных форм.

Все глубже и глубже исследуя растительную природу, ботаники открывают, что весь растительный мир как одно большое животное, единое создание, находящееся в сбалансированном соотношении с окружающей средой. И если этот баланс нарушается, то изменение состояния может привести к гибели растений.

Следующий уровень - животный. Животные совсем по-другому ощущают окружающую среду. Они размножаются иначе, иначе живут. У них, разумеется, остается связь по родам и семействам с другими особями. Но каждое животное самостоятельно в своих индивидуальных действиях, и у него есть собственная жизнь.

Человек, относящийся к говорящему уровню, нуждается, как известно, в обществе, но не так, как растения и животные. Человек рождается весьма в своеобразных условиях. Он появляется на свет слабым, бессильным, ничего не соображая, не владея собой, и не может самостоятельно существовать.

Не то, что животные, когда однодневного теленка можно назвать быком. Родившийся теленок уже знает, что для него полезно, а что вредно, и никогда не съест траву, которая не пойдет ему во благо, он точно знает, что нужно есть. Вся эта информация заложена в его инстинктах. Находящиеся в нем решимот подготавливают его к жизни с первого дня рождения.

Человек же десятки лет, по крайней мере до 15-20 лет, должен учиться и все получать от окружения, чтобы как-то войти в него полноценным членом общества, который знает, как идти по жизни.

Выходит, чем более развито желание, тем больше времени ему требуется для становления, больше требуется поддержка общества, контакт с окружением. Поэтому человек, по сравнению с остальными уровнями в этом мире, с одной стороны - наиболее слабый; но когда вырастает, становится самым сильным, самым продвинутым.

Исходя из этого можно понять: если нам предстоит дополнительное развитие, то оно должно раскрыться, прежде всего, в виде недостатка настоящего состояния, в котором мы более не способны находиться. Таково наше нынешнее положение в этом мире относительно всего, что в нем есть. Тотальный кризис института семьи, государственного управления, культуры, науки и пр. С другой стороны, в нас просыпается стремление к Высшему миру.

Рис. 5

Как уже говорилось, что касается настоящего состояния, то оно начинает восприниматься как зло. В то же время появляется некая подсветка свыше, которая воспринимается как добро, как возможная цель для человечества. Как мы видим, в нем неожиданно просыпается интерес к Науке Каббала. Каждый где-то что-то слышит.

Мы вступаем в следующий этап развития неосознанно, естественным образом, как проходили все предыдущие этапы. Мы не знали, например, что от феодального Средневековья должны прийти к буржуазному строю - совсем другому обществу, другому укладу жизни. Это раскрывается постепенно, когда невозможно находиться в прежнем состоянии, происходит пробуждение к следующему состоянию, и что-то начинает маячить впереди.

То же самое происходит сегодня с нами. С одной стороны, в мире наблюдается огромная общая опустошенность, а с другой - есть некий ориентир. Однако сейчас, в отличие от прошлых переходных этапов, человек принимает активное участие в своем развитии, здесь необходима работа самого человека.

Каббалисты подготовили книги и скрыли их на тысячи лет. Они хранили их, не желая распространения и раскрытия науки Каббала. Пророки писали книги, ориентируясь на наши дни, когда Каббала должна открыться и предстать перед миром как лекарство, как средство для решения главной проблемы человечества: в чем смысл нашей жизни. Не найдя ответа на этот вопрос, человечество не сможет продолжить свое развитие. И только наука Каббала даст ответ.

Однако напрашивается вопрос: допустим, мне неизвестно, что Каббала - решение проблемы, как же тогда прийти к ней естественным образом? Это должно быть заложено внутри решимот. Но может быть для этого существует иной знак? Мы все время развиваемся только благодаря решимот. Раньше наш внутренний ген постоянно толкал нас вперед к развитию в этом мире, вызывая желание насладиться одним из четырех видов наслаждений: телесными удовольствиями, деньгами, славой, знаниями.

Как же у нас появляется желание к духовному? Видимо, раскрывается духовный ген, который заставляет нас почувствовать, что грядущее наслаждение, очевидно, находится уже не в этом мире, и необходимо подняться, посмотреть вверх? Как стимулируют в человеке дальнейшее развитие, как его приводят к новому желанию, которое разительно отличается от всех прошлых желаний?

Если прежде человек не насыщался деньгами, то окунался в наслаждение славой; разочаровавшись в удовольствиях, приносимых славой, ударялся в политику; когда его перестала удовлетворять политика, стал заниматься образованием, не сумев насладиться знаниями, вновь обратился к телесным наслаждениям... И так человек довольствовался сочетанием различных видов наслаждений.

Но сейчас речь идет о наслаждении, не облаченном в материю. Имеется в виду внутреннее наполнение. Поэтому мы не можем подавить вопрос о смысле жизни земными занятиями. Если надоедает погоня за деньгами, человек идет в политику. Мы видим не мало таких людей. Из политики перебегают в науку - это более возвышено, более почетно.

Но в данном случае не видно никакой формы, никакого образа, никакой модели моего будущего состояния. Всегда в обществе есть продвинутые люди, идущие в авангарде, которые призывают к революции, к общим переменам. Они умеют смотреть вперед.

Но перед началом духовного развития человек опустошен, запутан, во всем разочарован, ничего не понимает, впадает в отчаяние, не знает, что с ним происходит. Иногда он видит насколько вообще все неясно и расплывчато.

У многих людей те же вопросы: "Зачем я живу? Что со мной происходит? От чего это зависит? Можно ли исправить положение?" Почти все, за исключением тех, кому удается заглушить этот вопрос, пребывают в состоянии растерянности. Остальные, не заглядывая внутрь себя, живут внешней жизнью, дескать, ничего не поделаешь. Жизненная сила, позволяющая продолжать существование, очень сильна в человеке.

Итак, вопрос остается открытым. Как человек, который мечется от состояния к состоянию, от наслаждения к наслаждению, от поисков чего-то одного к поискам чего-то другого, вдруг переходит от этапов реального развития в этом мире к поиску чего-то более внутреннего, скрытого, что называется, к поиску духовного? Каким образом его направляют? Возможно, так действуют силы природы? Ведь, кроме как в природу, мы ни во что не верим.

Как говорилось, ко всему в жизни человек должен относиться реалистично. Этого требует и наука Каббала. "Нет у судьи больше, чем видят его глаза". Развиваясь обычным способом под воздействием сил, вынуждающих продвигаться вперед, человек открывал для себя новые явления, ставил новые задачи. Таким же образом он должен двигаться дальше, не полагаясь на какие-то абстрактные советы относительно того, что еще не проявилось естественным образом.

Вопрос: Эту методику развития кто-то однажды изобрел, или просто обнаружил, что она существует?

Прежде всего, изобрести и обнаружить - это одно и то же. Что касается реального порядка вещей, то мы развиваемся, исходя из желания получать наслаждение. Некоторые явления открывают благодаря опыту, накопленному в этом мире. Этим занимается наука.

Ученые исследуют этот мир, все, что нас окружает, записывают результаты исследований, воздействуют тем или иным способом на элементы природы, на существующие в ней формы. Таким образом накапливаются знания и создается наука. Только на нее и можно полагаться.

Однако на какие-то абстрактные теории, которые не базируются на научных исследованиях, не опираются на экспериментальную основу, на самостоятельно приобретенную жизненную мудрость, полагаться нельзя. Это просто-напросто плод человеческого воображения.

Известно, какой вред, какое зло могут причинить всему человечеству такого рода абстрактные теории, если оно принимает их, чтобы воплотить в действие. Всегда успешны развитие и реализация того, что является результатом научных исследований. Такие вещи гарантированы. К ним относится и медицина, и техника - все, чем мы обладаем и чем наслаждаемся. Они основаны на исследованных закономерностях в природе, ее многогранности, на изученных возможностях использовать все это на благо человека.

Правильный подход - рационально использовать и наслаждаться всеми достижениями человечества, а на всевозможные изобретения, возникшие не как следствие реальных фактов, обнаруженных в природе, опираться нельзя.

Что, в принципе, открывают в природе? По большому счету, мы раскрываем соотношение между кли, желанием и наполняющим его наслаждением. Это желание относится к неживому, растительному, животному или говорящему (человеческому) уровням, или к какому-то их сочетанию. И на это желание, на это наслаждение оказывают влияние силы природы: неживой, растительной, животной или человеческой. Именно это мы и исследуем.

Рис. 6

Нам только не известно, что мы соотносимся с природой так же, как желание и оказываемое на него воздействие. Все открываемые нами законы – это выявление соотношения между желанием того или иного уровня и соответствующим ему видом воздействия. В обнаружении такого рода соотношений и заключается вся наша наука.

Душа - тоже своего рода желание, но только к какому-то неизвестному наслаждению, не уловимому и не ощущаемому нами. В нас возник какой-то внутренний импульс, но мы не знаем к чему. Это пробуждение точки в сердце. Если так, то нам необходимо продолжать свои исследования, относясь к ним исключительно с реалистических позиций, полагаясь только на научный опыт.

Именно поэтому мною был задан вопрос: "Как мы приходим к науке Каббала, как достигаем духовного развития: каким-то неестественным образом или природным путем?"

Вопрос: Мы говорим о развитии желания получать наслаждение. Но ведь оно не обязательно развивается до вопроса о смысле жизни? Наоборот, в большинстве случаев человек перестает желать.

Желание наслаждаться всегда спрашивает, в чем смысл жизни, в той форме, что ему плохо. Жалуясь, на то, что мне плохо и хочется чего-то нового, я уже задаю вопрос о смысле жизни, но еще не осознанно. Вопрос в чем смысл жизни – это вопрос о цели жизни. Но на самом деле, как правило, задается более примитивный вопрос: "Как мне наполниться?" Чувствуя, что желание совершенно пустое, и его нечем наполнить, человек тогда, действительно, задает вопрос: "В чем смысл, в чем вкус моей жизни?" Речь идет о вкусах, таамим (ощущение света внутри кли). То есть человек не может ничем наполниться.

Это не какой-нибудь абстрактный вопрос, он довольно простой, очень приземленный, очень реалистичный. Но он возникает на каждом этапе моего продвижения. Всегда рассуждая о текущем состоянии, спрашивают: "В чем смысл моей жизни?" Иными словами: "Мне хочется чего-то нового". По сути, мы всегда пребываем в развитии этого вопроса, пока не достигнем состояния, когда его невозможно избежать. Т.е. не видим куда податься, чтобы получить какое-нибудь наполнение.

Вопрос: Я не вижу, чтобы в людях, ощущающих опустошенность, чье желание наслаждаться выросло, пробудился вопрос о смысле жизни. Наоборот, они стали более равнодушными, безразличными.

Совершенно верно. Они все еще не видят корня, источника наслаждения. Желая что-то раздобыть, чего-то добиться: купить красивую машину, стать знаменитым ученым, получить удовольствие от какого-нибудь путешествия и прочее, я знаю, что для этого нужно сделать. Надо накопить денег, чтобы купить машину или отправиться в путешествие, вложить себя в развитие науки... Мне известно, как поступать, чтобы достичь того, что мне представляется наслаждением.

Но в данном случае, мы пришли к состоянию, когда, вроде бы, реализовали все существующие возможности и остались опустошенными более прежнего. Нам не виден в плоскости этого мира источник того, чем мы могли бы наполниться. Если бы мы его видели, не было бы никаких проблем. Человек готов вложиться, даже если на это надо будет затратить двадцать лет. Так мы устроены. Получить бы видение цели сразу, а затем расплачиваться как за ссуду. Но человек не обнаруживает с ней никакой связи, вот в чем проблема!

Вопрос: Не ясно, в чем разница между тем, в ком проснулся вопрос о смысле жизни, и тем, кто безразличен к жизни, кого охватывает апатия, потому что оба они не видят источника жизни?

Мы наблюдаем два типа людей. Люди первого типа, ощущая горечь жизни, вместо того, чтобы заняться внутренним поиском и толкать себя вперед, гасят свое желание наслаждаться. Т.е. оно не настолько горит в них, чтобы они смогли продвигаться дальше, а срабатывает таким образом, что они стараются его все время подавлять. Сила, тянущая их вниз к ощущению зла больше, чем сила, тянущая их вперед к достижению добра.

Рис. 7

Человек, находящийся на промежуточном этапе развития, либо опускается до наркотиков и подобных порочных пристрастий, либо все-таки ухитряется подсластить свою жизнь. Такой человек не придет к Каббале. Он может во всем разочароваться, впасть в депрессию, принимать наркотики, кончить жизнь самоубийством, стать террористом... Или, как говорит Бааль Сулам, ему "удается найти всем известное ухищрение - отдаться без рассуждений потоку жизни, как и вчера".

Человеку каким-то образом удается снизить свои потребности до минимума: есть дети, есть семья, дом, работа... Что еще нужно, он больше ничего не хочет. Ну, разве что спорт или еще какие-то увлечения. Человек остается с тем, что есть, опускаясь до первозданных телесных желаний, так с ними и живет.

Между прочим, наше общество и различные общественные системы поразительно развиты в этом направлении. Все, производимое человечеством, подсознательно или осознанно создается для того, чтобы вернуть человека обратно к приземленным желаниям.

В конечном счете, так происходит вследствие развития духовных генов, чтобы ускорить наше продвижение к добру путем более быстрого осознания зла. Когда мне советуют опуститься до всякого рода удовольствий, проверить их, насладиться ими, меня косвенным путем еще быстрее возвращают к поиску верного направления. Мы строим общество так, чтобы оно предоставило нам как можно больше наслаждений и наполнило нас. Кто наиболее успешно продает свою продукцию? Тот, кто способен предложить людям новое наслаждение, какого еще не было в мире.

В общем, есть люди, которым пока удается (в кавычках) избежать вопроса о смысле жизни. Им еще понадобиться один или несколько кругооборотов провести в поисках наслаждений этого мира: телесных удовольствий, наслаждений деньгами, славой, знаниями.

Но есть и те, в ком сила желания, точка в сердце настолько развилась, что тянет их вперед, не давая возможности побежать обратно за удовольствиями этого мира или вообще отключиться от желания получать наслаждение.

Существует две возможности увернуться от вопроса о смысле жизни. Либо опуститься до относительно успешных поисков наслаждений, либо, не найдя наполнения, подавить пустое желание, чтобы не испытывать голод. Я глотаю какую-то таблетку и не чувствую, что голоден. Не достал пищи, зато не ощущаю голод. Так действуют, например, наркотики.

Но как дальше развивается тот, в ком пробудилась точка в сердце, естественным образом или как-то искусственно? Не может быть какой-то не естественный путь! Ведь мы в целом окружены природой, желание наслаждаться стоит против воздействующей на него силы. Больше ничего нет в мироздании. То, что мы открываем – это природа нашей Вселенной: неживая, растительная, животная, человеческая, и сила, развивающая ее и приводящая в действие. Продвигает ли нас эта сила дальше, к тому уровню, что над нашей Вселенной, к тем измерениям, которые называются Высшими, духовными? Вот в чем вопрос.

Вопрос: Я повстречался с тремя людьми, которые мне задали четкий вопрос: "В чем смысл жизни?" Я рассказал им о Каббале, но не сумел заинтересовать. Что мне делать, ведь они мучаются?

Ничего не надо делать. Мы говорим именно о том, что человек развивается естественным образом. Поэтому распространение науки Каббала должно заключаться лишь в том, чтобы сообщить всем: имеется средство для более быстрого, комфортного, приятного развития. Но это только информация, своего рода пассивная реклама. Необходимо подождать, пока человек не выявит в себе такое желание к духовному, которое потянет его вверх с силой, большей, чем сила желания, тянущая его обратно в погоню за наслаждениями этого мира. Такой человек - сам себе судья.

Те, кто тебе повстречался, могут ощущать пустоту, им может быть плохо, но они предпочитают оставаться в этом. Оставь их! Вероятно, им даже понадобится проделать еще один кругооборот, и тогда они придут к Каббале.

Таков способ вынудить нас встать на правильный путь, ведь никто из присутствующих здесь не пришел по собственному желанию. Обстоятельства вынудили. И это наилучшая форма развития.