Раскройте для себя Высший мир / 14 / Мир (3) / 2005 08 01

Аватар пользователя Грехоил
Систематизация и связи
Основания философии

Статья "Мир" - урок 3, 1 августа 2005 г.

Урок №14 курса "Раскройте для себя Высший мир"
 

В этой статье Бааль Сулам желает показать нам, что та работа, которую человек должен выполнять в этом мире заключается в достижении подобия свойств с Высшей силой, в достижении слияния с ней. К этой работе обязывает нас природа. Изучая Науку Каббала мы раскрываем силы, стоящие за материей и управляющие ей. Человек живущий в этом мире раскрывает эти силы. И если в своем исследовании ему удается проникнуть за пределы материи, то он называется каббалистом, так как, в сущности начинает исследовать явления скрытые, не улавливаемые нашими пятью органами чувств, и раскрывает их в дополнительном, шестом органе чувств, который называется «душа».

В начале статьи Бааль Сулам объясняет, как человечество, еще не создав шестого органа чувств, относится к той действительности в которой оно существует, как человек обнаруживает действительность и что он думает о мире, в котором живет. Таким образом, у человека имеется несколько теорий о его мире.

Первую теорию он именует «Природа». Она выражается в том, что все, существующее, включая нас, является делом рук слепой природы.

Вторая система – «Двоевластие», говорит о том, что мы раскрываем в природе по отношению к нам силы добра и зла, воздействующие на нас положительно и отрицательно. В каждом объекте, существующем в природе действуют две силы, а не одна. Эти силы противостоят друг другу и находятся в борьбе между собой. В греческой мифологии они выражены большим количеством богов, которые непрестанно то любят, то борются друг с другом.

Так человечество представляло себе поведение природы, и действительно, что бы ни происходило, мы видим, что каждой силе в природе соответствует противоположная ей сила, и они достигают равновесия, с помощью как бы двух поводьев, которые управляют материей. Поэтому возникла вторая теория – «Двоевластие».

Третья теория – «Многобожие», указывает на то, что существует не две, а множество сил, управляющих всем мирозданием. Эти силы объединяются в две, а затем сливаются в одну, но относительно нас все это делится на большое количество действий. Каждая из сил действует, как бы независимо от других. И мы в нашем мире не видим, как все они объединяются воедино, имеют единую цель или общую основу.

Только сейчас с помощью современной науки мы можем постепенно раскрыть, что, очевидно, существует связь между всеми элементами творения, и все эти силы соединены вместе. Но мы все еще не можем раскрыть, что у этой силы существует цель, которая изначально является причиной действия этой силы. И то, что мы находимся в определенном целенаправленном процессе, этого мы тоже пока еще не можем раскрыть в нашей науке.

Cуществует еще одна теория – пятая. (Четвертая теория Бааль Суламом здесь не представлена, поэтому я не хочу говорить о том, что на мой взгляд она из себя представляет). Пятая теория называется «Прекратил опеку».

Приводя все эти теории, Бааль Сулам желает показать в целом, что какую бы из теорий, созданных человечеством, мы ни взяли, начиная от самой варварской, невежественной, и кончая наиболее современной, которая когда-либо могла быть изобретена или будет изобретена в будущем путем исследований нашими пятью органами чувств, мы обнаружим, что все они укладываются в одну, или несколько вышеприведенных теорий.

Вопрос: Почему современной науке не удается раскрыть единую силу, которая объединяет все частные силы?

Потому что эта сила находится за пределами наших пяти органов чувств. И она объединяет противоположности. Противоположное – это добро и зло, которые должны объединиться в одной цели. Цель духовна, у материального никакой цели нет. Если мы исследуем материю, то увидим, что она проходит кругообороты и снова проявляется. Мы увидим это и в истории, и в развитии, и в проекции на будущее. В своих прогнозах о будущем мы можем рассуждать о том, что есть нечто развивающееся, о том, что в природе имеется некая закономерность согласно нашему опыту и исследованиям природы.

Но нам все-таки не удастся соединить все концы и заявить о том, что во всех действиях природы есть одна цель, и сказать в чем она заключается. Так как эта цель не должна быть реализована, не должна материализоваться в материи, она относится к реализации на уровне духовном, над материей. Материя нужна лишь для того, чтобы построить над ней намерение. И это намерение объединяет положительное и отрицательное, и не важно, как это называется «Двоевластие», «Многобожие» или «Прекратил опеку», но это уже соединяется вместе над материей.

И это суммарное объединение сил, действующих в природе, относительно нас называется Элоким, что в гематрии означает тэва (природа). Это и есть высшая природа. И мы не можем раскрыть ее в наших пяти органах чувств. Об этой единой силе сказано «Один, Единый, Единственный». Это то полное имя АВАЯ, которое воздействует на нас, и приводит нас через йуд-кей-вав-кей к завершению развития, когда у нас будет АВАЯ сверху вниз, и та же АВАЯ в обратном направлении снизу вверх. Этого мы не сможем раскрыть в материи. Материя является всего лишь опорой, над которой раскрывается намерение и цель, а сама материя остается той же самой.

Мы изучаем в науке Каббала, что материя – это желание получить наслаждение, и такой она остается неизменно. В начале развития и при его завершении мы видим то же самое неизменяемое желание наслаждаться. Оно не может измениться, а может лишь раскрыться в большей или меньшей мере, проявиться в различных образах. Но развитие его проявлений в этих образах зависит от того, насколько человек развивает свое отношение к нему, и тогда он видит материю. Но то желание насладиться, которое мы называем материей не существует в природе для раскрытия нашими пятью органами чувств. Мы не раскрываем желание получать, так как желание – это сила желания, и эту силу мы не раскрываем. Мы раскрываем только ее действия.

Сила желания в неживой природе выражается в различных законах, которые относятся к этому уровню, законы притяжения, отталкивания, давления, сил электростатики, магнетизма и пр. Это та же сила. Желание мы раскрываем на растительном уровне, в соединении и распаде материи, в ее развитии. На живом уровне мы раскрываем его в разнообразных частицах, генах, гормонах, аминокислотах. То есть, мы раскрываем действия желания, но не само желание. Само желание скрыто от наших пяти органов чувств, и мы не можем обнаружить его. Наше собственное желание мы тоже не в состоянии раскрыть.

Итак основную материю нашего мира мы не способны раскрыть. В наших пяти органах чувств мы раскрываем лишь облачения материи. Неживой, растительный, живой, говорящий – все это одеяния на материю, которая является силой желания.

И поэтому человечество в своем научном развитии может лишь подойти к некому краю и сказать, что за ним существует нечто, но это исходит из отрицания, из того, что мы не постигаем того, что есть, так как не можем постичь существующего. Мы можем строить лишь предположения, но не в состоянии воспринять само явление. Я могу сказать: «Здесь чего-то не хватает», как Эйнштейн, который обнаружил, что должен быть некий компонент в его формуле, и оставил этот коэффициент, сказав что он нам не известен, но он должен быть, иначе не может быть выстроена общая формула мироздания. Он оставил этот компонент, так и не раскрыв его. И пусть пройдет еще миллион лет, и снова появится кто-нибудь, подобный Эйнштейну, он все равно не раскроет этого. Он обнаружит лишь то, насколько это неуловимо.

Поэтому, нет других теорий, кроме вышеперечисленных, а все остальные могут быть отнесены к ним.

Тем более мы не в состоянии раскрыть свет, ту силу, которая воздействует на желание, являющееся материей, и саму материю не сможем раскрыть, так как она и есть желание. Только материя нашего мира может быть нами открыта. И наши пять органов чувств тоже устроены таким образом, что мы не требуем сверх этого. Так же, как мы не испытываем недостатка в шестом пальце на руке. Если бы у меня был шестой палец, как бы я его использовал? Может быть я был бы более хватким? Я не знаю. То же самое и здесь, я могу лишь теоретически строить догадки, о том, что в моем понимании чего-то не достает, но чего точно, я не знаю, я не могу себе представить этот недостающий элемент исходя из отрицания.

Поэтому наука переживает кризис, дойдя до своего предела. Но предел ее не в том, что мы вдруг остановились не зная, что делать. Мы можем исследовать находящееся перед нами еще тысячи лет, можем открывать дополнительные законы, возможности соединения и распада, но нам не удастся выйти за рамки материи неживого, растительного, живого и говорящего уровней нашего мира.

Мы же говорим о силах управляющих материей, то есть о желании наслаждаться и свете, управляющем им, но это находится уже выше нашего восприятия в пяти органах чувств. И поэтому у нас нет никакой возможности это раскрыть.

Это, в сущности, и желает объяснить нам Бааль Сулам далее в этой статье. Как подступиться к этой скрытой части, в которой, на самом деле, содержится часть нас самих. От меня скрыта моя душа – мой шестой орган чувств, и ее мир, то есть ее ощущение, восприятие, жизнеспособность, существование, то, что составляет часть меня, которую я не ощущаю, я живу только половиной своего тела, только материальной его частью.

Как же все-таки мы можем перейти к нашей второй половине, к душе и ощутить все, что происходит в ней, то, что называется ее миром. Он делится на пять миров. Мир Эйн Соф (мир Бесконечности) – это самое наивысшее состояние, которое я могу ощутить. Это состояние вечности, оно находится над моей материей, поэтому и называется вечным. Но как я могу перейти от системы пяти органов чувств к восприятию системы, находящейся над ними? Итак, пятая теория.

ТЕОРИЯ ПЯТАЯ: ПРЕКРАТИЛ ОПЕКУ

Мы находимся, пока еще в материальных теориях, которые развило человечество на основании своих исследований в природе.

В последнее время, когда обрели люди мудрость, и увидели более сильную связь между всеми частями Творения, то они совершенно отказались от идеи многобожия (под многобожием Бааль Сулам подразумевает силы природы), и поэтому опять встал вопрос о противоречиях, ощущаемых в Высшем управлении. И тогда была выдвинута новая теория о том, что на самом деле Создатель и Руководитель действительностью мудр и чувства ведомы ему. Однако, с высоты его величия, с которым ничто не сравнится, наш мир видится ему как песчинка, и ничего не стоит в его глазах. И не пристало ему заниматься такими мелкими делами, и потому существование наше столь беспорядочно, и каждый делает, что хочет.

То есть со стороны науки мы раскрываем мудрость природы, что существует процесс, в каждом действии которого есть причина и следствие. Нет недостатка ни в чем. Это огромные силы, колоссальный разум, находящиеся выше человеческого уровня, и существовавшие еще до появления человека. И разумеется, природа развивается таким образом, что знает и ощущает каждое свое действие. Это с одной стороны.

С другой стороны, во всей нашей жизни на человеческом уровне мы не можем обнаружить этого. Мы видим, что на всех уровнях, находящихся ниже человеческого, это действует великолепно, точно как по часам. Но там, где это касается человека, наступает путаница и беспорядок. И мы, перенося свое понимание на растительный и животный миры, то есть на любой развивающийся объект, тоже не видим, для чего и почему он существует. Мы видим, что каждый вид живет для того, чтобы дать существование кому-то другому, быть для него пропитанием, то есть связь между объектами имеется, и в этом действительно все системы взаимодействуют совершенно. Но для чего существуют все эти системы, включая человека, мы сказать не можем.

Поэтому силы, действующие со стороны природы, реальные и правильные, но из-за того, что цель не видна, говорят, что очевидно, эта мудрая природа оставила все созданное ею и отдалилась. И эта действительность развивается, существуя каким-то образом сама по себе. Так представляется нам, потому, что цель не видна.

Вопрос: В чем заключается разница между теорией «Прекратил опеку» и такими состояниями, как например в Пурим, которые мы называем «дромита» или «сон высшего», или «сокрытие лика высшего», то есть, когда не прослеживается Высшее управление?

Мы, изучая Каббалу, говорим о том, что Высшая сила, влияя на низшего, иногда, как бы, задерживает свое воздействие. Это делается высшим намеренно, и для пользы низшего, так как он, скрываясь от низшего, тем самым создает в нем потребность, и позволяет ему проявить свободу выбора и стать более самостоятельным. Это не изъян со стороны природы, которая, якобы, уклоняется от управления. Нет, это управление, но нам оно представляется так, как будто «Прекратил опеку». Это подобно маленькому ребенку, которого оставили одного и присматривают за ним издали, но ребенком это расценивается как исчезновение взрослого – забыли меня дома, и я остался один. Но, на самом деле, меня не забыли, а хотят предоставить мне свободу действий при определенных условиях и на определенном расстоянии.

«Мегилат Эстер» (Свиток Эстер), в котором говорится о том, что была «дромита» (сон) со стороны высшего, это только для того, чтобы дать низшему возможность развиваться. Там объясняется, что это было сделано на пользу «Исраэль». Это не значит «Прекратил опеку».

«Прекратил опеку» - так можно сказать о Высшей силе, которая воздействовала на мироздание, управляла им, а затем оставила его, как будто и не создавала вовсе. А то что было создано, существует само по себе, по тем законам, которые были определены в природе и продолжают действовать в ней. Мы не способны представить себе, как такое возможно, так как все существует в свете Высшей силы, которая все подготавливает, питает и постоянно поддерживает жизнь. Свет является основой всего мира, он как силовая сетка управляет материей, и вся материя держится на ней. Те, кто изучают Каббалу не могут представлять себе этого иначе. Материя не может существовать без реализации этих законов, сил. Если высшие силы не будут удерживать материю, то она перестанет существовать.

Мы учим о том, что свет сотворил кли, и существует внутри него. И если, допустим, свет прекратит свое воздействие на желание, то оно исчезнет, его, просто не станет. Необходим свет, чтобы поддерживать его существование. Но такова точка зрения Каббалы, а здесь мы говорим исходя из восприятия человека.

Одновременно с вышеописанными теориями существовали также религиозные доктрины о Божественной Единственности, которые мы здесь не рассматриваем, т.к. хотели только показать источники различных неверных теорий и удивительных предположений, которые, как известно, господствовали и были широко распространены в разные времена в разных местах.

Таким образом, основа, на которой выстроены все вышеназванные теории, зародилась и появилась на свет из противоположности и противоречия между двумя видами управления, ощущаемыми в нашем мире. И все эти теории были предназначены не для чего иного, как для преодоления этого большого разрыва и соединения их в одно целое.

Но как может единая добрая сила природы причинять столько зла? А мы, не видя цели не можем оправдать ее во всех тех действиях, которые она производит с нами.

Вопрос: Как эти четыре теории реализуются в одном человеке? Можно ли дать примеры этого в каждой теории?

Человек принимает одну, другую, третью теорию, или они его вообще не интересуют. Мы говорим о восприятии человека, когда он задумывается о своем пребывании в мироздании – тогда он находится в одной из этих теорий. Но эти теории не имеют отношения к религиям.

Что представляют собой религиозные теории? Это всего лишь теории о том, как компенсировать то искажение которое мы ощущаем. Я ощущаю добро и зло, наличие и отсутствие цели, жизнь запутана, для чего я живу – непонятно, ни в чем нет ясности, все скрыто и полно противоречий. Тогда я изобретаю добавку к тому, чего я не вижу, тем самым дополняя свою картину действительности, которая удерживает меня в относительном покое в моей жизни, придавая ей смысл. Взамен тому, чего я не вижу, я представляю некий образ высшей силы, у которой есть цель и определенные желания. И на основании этого я делаю вывод о том, что высшая сила желает мне добра.

Не важно кто это, христианин, мусульманин или иудей, все они хотят подсластить мне эти противоречия, говоря о том, что есть система управления тобой, и у этого управления есть цель. И, хоть жизнь твоя полна страданий, но все же тебе стоит немного измениться, так как существует вознаграждение. То есть имеется некая компенсация, и несмотря на то, что ты находишься в противоречиях, они сглаживают их, говоря о том, что стоит продолжать свою жизнь. Это не более того, что восполняют все теории.

Если бы эти теории были не в той ситуации, когда природа скрыта от нас, а при условиях, в которых мы могли бы раскрыть всю природу, начало ее и конец, а также весь процесс, то не было бы места ни этим пяти теориям, ни теориям религиозным, которые всего лишь дополняют то, что мы не можем раскрыть.

Тогда человек находился бы в познании высшей мудрости, живя в понимании высшей силы, в осознании ее, в слиянии с ней. И это то, что наука Каббала предлагает человеку без всяких верований и методик, которые не способны дать нам направление и цель.

Вопрос: В чем разница между теориями, которые приводит Бааль Сулам и религиозными теориями, в которые он не желает углубляться, и что такое единство Творца, о котором они говорят?

Под Творцом они подразумевают силы природы, многобожие, или единобожие, Элоким в гематрии тэва (природа). Бааль Сулам говорит о том, что мы видим противоречия: я получаю то удары, то подарки, цель то существует, то ее нет, один поедает другого, мы то наблюдаем зло в мире, то все хорошо. Я не вижу в этом никакой логики и цельности.

Религиозные теории утверждают следующее: то, что ты не видишь, ты не можешь видеть, но есть нечто выше тебя, выше твоего понимания, и это нечто, несмотря ни на что, существует, а то, что кажется тебе, что действительность воздействует на тебя добром и злом и нет единого управляющего, это не верно. Единый управляющий есть и Он специально так делает, для того, чтобы предоставить тебе выбор, для того, чтобы сделать из тебя человека, чтобы ты стал лучше. И поэтому Он скрыт от тебя, а ты должен вести себя хорошо, так, как будто Он присутствует, бояться Его, признавать Его добрым. И если ты будешь выполнять все, как Он желает, то Он в итоге вознаградит тебя, и в этом мире тебе тоже будет хорошо. Начни верить, что это так, и ты увидишь, как твоя жизнь изменится к лучшему.

То, что кажется злом, вовсе не зло, это Он посылает тебе для того, чтобы потом тебя вознаградить. А то, что представляется добром, проверь действительно ли это добро. Может быть это добро посылается тебе как испытание. Не кради то, что лежит перед тобой. Не совершай дурных поступков, а если тебе выпадает такая возможность и ты легко можешь получить удовольствие, не поддавайся ему.

И все эти нравоучения – только лишь для того чтобы завершить картину человека о том, что есть смысл во всей нашей жизни. Но этого человеку не раскрывают, ему лишь дают некий образ того, что человек в своих пяти органах чувств раскрыть не может.

Все религии говорят об одном и том же, и не важно в какие формы они это облекают, как будто между ними существуют противоречия. Но противоречий нет, так как все религии говорят о том, что единая сила воздействует на тебя, чтобы потом вознаградить тебя как положено. В этой жизни ты тоже что-то имеешь от этого, но главное – в мире грядущем.

Мы изучали это в статье «Суть религии и ее цель». Для кого предназначена религия? Разумеется, религия служит на пользу человека, как может быть наоборот, чтобы она действовала ради высшей силы? Человек работает, а потом получает вознаграждение, которое причитается ему, в основном, в высшем мире. В этом и есть суть всех религий. Поэтому нечего о них говорить, так как все они возникли для того, чтобы довершить картину человека.

Но человек и без религий, даже, если он вообще о них не слышал, все равно таким образом восполняет то, чего не знает, оправдывая свое видение мира, потому что иначе не сможет существовать. Он все равно изобретает для себя религию, делая это каждую секунду – как самый развитый, так и самый примитивный. Даже если он самый большой атеист, он, существуя в мире, каждый раз неосознанно создает для себя религиозную добавку к той реальности, в которой живет. Иначе он не сможет существовать.

Удары, которые я получаю, тотальная несправедливость, бесцельность каждого шага, каждого действия – все это человек компенсирует тем, что называется верой. Человек видя что-то, понимает, что есть то, чего он не видит, и ему необходимо это возместить. И потому не существует неверующих, так как каждый строит для себя восполнение. Поэтому Бааль Сулам и не желает в это углубляться, так как все это не более чем психологическая компенсация для человека, которую он создает, заменив для себя науку, мудрость, мировоззрение.

Вопрос: Вы сказали, что каждый человек, в сущности, создает для себя религиозную добавку, это значит, что каждый является верующим. Кто такой верующий, тот кто думает, что ему будет хорошо?

Верующий это тот, кто восполняет картину мира своими изобретениями. Я в своих пяти органах чувств раскрываю некий мир, причем это может быть любой торговец на рынке, для этого не требуется быть философом. Но жить в том мире, который я раскрываю, я не могу, я все равно дополняю его каким-то образом, чтобы передо мной сложилась полная картина. И так каждый строит для себя какую-нибудь религию, довершая свою картину мира, чтобы в ней было что-то действующее согласно законам, которые соединяются воедино.

Чем эти теории отличаются от религиозных? В них также имеется дополнение: «Я думаю, что это так-то и так-то…». Откуда ты знаешь? Ты это раскрыл? Нет. Разницы между теориями, приведенными здесь и религиозными, нет. Человек все равно дополняет свои исследования.

Можно посмотреть на религии и с другой стороны. К религиям относятся иудаизм, христианство и ислам. Восточные верования не считаются религиями, так как в них нет того единства, которое есть в религиях. Это совсем другие методики. Источник религий состоит в том, что люди упали с духовного уровня на материальный. А из того, что осталось от той искры, которая еще жила в них, произошел иудаизм, а затем из него возникли христианство и ислам.

Однако, мир все еще управляем неизменными законами. И этот огромный и страшный разрыв не только не уменьшается, а наоборот, превращается в ужасную бездну, без видимого выхода из нее и надежды на спасение.

То есть, чем больше мы раскрываем природу, мы видим, что не в состоянии обнаружить ту единую действующую силу, которая должна управлять природой. А противоречия и запутанность увеличиваются.

И глядя на все эти вышеописанные безуспешные попытки, которыми пользовалось человечество на протяжении нескольких тысяч лет до настоящего времени, я спрашиваю - может быть нет смысла просить у Творца исправления этого разрыва, потому что это главное исправление находится в наших руках?

Проблема заключается в восприятии нами той действительности, в которой мы находимся. И только. Давайте продолжим исследование и попытаемся увидеть реальность как можно глубже, и тогда мы обнаружим, как все эти концы сходятся вместе в единую силу.

ОБЯЗАННОСТЬ ОСТОРОЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАКОНАМ ПРИРОДЫ

Все мы понимаем, осознавая даже на простом уровне, что человек должен жить в обществе. Другими словами, без общества он не может существовать и добывать себе средства к существованию. И подтверждением тому служат реальные события. Если мы видим, например, что какой-то одиночка уходит из общества в пустынное место и живет там жизнью полной горя и страданий, то у него нет никакого права сердиться на свою судьбу и на Высшее управление из-за невозможности самому обеспечить свои потребности. И если он все-таки делает это, то есть, сердится и проклинает свою горькую долю, то тем самым он лишь обнаруживает и провозглашает собственную глупость. Ведь в то время, как Высшее управление приготовило для него удобное и желательное место, нет никакого оправдания его бегству в пустынное место. И такой человек недостоин жалости, так как идет против природы Творения, несмотря на то, что есть у него указание жить так, как велит ему Высшее управление.

Понятно, что человек является частью общества. Так мы устроены, и не можем избежать этого, так как согласно своей природе никто не в состоянии себя содержать, и каждый нуждается в обществе. Наша проблема состоит в том, что мы в жизни не можем найти своего места в обществе.

Но как это связано с целью в жизни, с общим управлением, этого мы пока не понимаем. А с тем, что говорит здесь Бааль Сулам, конечно, согласится каждый. Если мы поместим человека на каком-нибудь необитаемом острове, и создадим ему там самые благоприятные условия, то все равно он не сможет там существовать.

Можно сформулировать это по-каббалистически: так как управление Творением исходит от Творца, и без сомнения во всех Его действиях есть цель (ведь нет что либо выполняющего без цели), то каждый, кто преступает законы природы, данные нам, вредит цели, к которой мы идем, так как без сомнения цель построена на всех законах природы без исключения, как и приличествует умному работнику, ни на волос не отступающему от действий, целью обязываемых к их совершению, не пропускающему ничего и не предпочитающему одно в ущерб другому. И потому будет наказан природой нарушающий даже один закон, так как это нарушение наносит ущерб и вредит всей цели, которую установил Творец. А так как мы тоже созданы Творцом, то нельзя нам жалеть такого, ведь он пренебрег законами природы, которые плоть от плоти Творца и служат Его цели.

Человек, изолирующий себя от общества, или не ведущий себя в нем согласно законам природы, получает наказание соответственно этому. Проблема заключается в том, что если природа создала нас элементами общества, то почему мы не знаем согласно каким законам и правилам мы должны существовать в этом обществе.

Мы знаем обо всех законах которые есть на неживом, растительном и животном уровнях. Но на уровне говорящий, к которому в основном относится жизнь общества, я не знаю согласно каким законам я должен вести себя, находясь в человеческой среде. Я не говорю сейчас о природе, которую мы разрушаем, о животных, которых мы, буквально, истребляем, о лесах, которые мы уничтожаем, о нашей экологии. Я говорю об обществе.

На неживом, растительном и животном уровнях я еще могу раскрыть законы, но не хочу их соблюдать из-за своего эгоизма, но могу их раскрыть и говорить о том, что мы должны соблюдать их и никуда не вмешиваться, хорошо относиться к природе, к растениям и к животным. Это я как-то понимаю, но относительно человечества, относительно своего окружения, каждый по отношению друг к другу не знает как себя вести. На эту тему существует множество методик, каждый выбирает то, что ему нравится, оправдывая свое поведение по отношению к другим. Но четких законов в этом нет.

И если мы говорим о природе в общем, то она включает в себя также законы поведения в человеческом обществе, так как не может быть, чтобы какая-то область законов, особенно наше поведение, вдруг вышла бы из-под власти природы, и каждый стал делать, что ему вздумается. Поэтому возникает вопрос, почему эти законы нам не известны изначально, или почему в природе нет возможности раскрыть законы о том, как мы должны вести себя в обществе? Эту часть, относящуюся к уровню говорящий, и стоящую над всеми законами, мы не раскрываем, и в этом заключается вся наша проблема.

Рис. 1

Итак, существуют уровни: неживой, растительный, животный и человеческий. Все законы, действующие на неживом, растительном и животном уровнях мы можем раскрыть. Но законы на человеческом уровне, причем под человеческим не имеется в виду наше тело, не говорится о медицине, человеческий уровень, так называемый «говорящий» - это мое отношение к другим. Речь – это связь между людьми, то есть то, как я отношусь к ближнему, и это большой вопрос, потому что я не знаю, как это делать. Ясно, что в этом должна существовать система законов, но она от нас скрыта.

Бааль Сулам говорит, что из-за нарушения этого закона мы находимся в тяжелых состояниях. Мы видим на примере одиночки, который только оставляет общество, не причиняя ему зла, что он уже не может существовать. Но я не оставляю общество, а нахожусь в неисправном виде относительно него, и так каждый является неисправленным по отношению к нашему обществу. И мы, находясь на говорящем уровне, полностью разрушаем собственную жизнь. Каждый ведет себя не правильно, выступая против закона, который должен существовать.

Представим себе, что каждый из нас нарушает законы животной, растительной, неживой природы, при этом не ощущая того вреда, который он себе наносит, хотя обычно мы чувствуем это сразу. Но чем выше уровень, на котором находятся законы, тем результат их более скрыт.

Если я сделаю что-то нехорошее на неживом уровне, то немедленно получу результат. На растительном уровне, оказывая отрицательное воздействие на растения, я не сразу почувствую ответную реакцию. Если на животном уровне я причиню вред животным, то могу не ощутить реакции совсем. Но, если я совершу зло на уровне говорящий, то вообще не почувствую результата. Я почувствую зло, но то, что я стал его причиной и то, что это вернется ко мне обратно, раскрыть практически невозможно.

Рис. 2

Я не говорю о причинении зла кому-то напрямую, имеется в виду мое влияние как говорящего, в виде мысли. Это не явное мое отношение, а как участвующего в человеческом обществе. На этом уровне законы совершенно скрыты, но они должны существовать, говорит Бааль Сулам, потому что во всей природе мы раскрываем, что она включена в единый закон.

Возражения возможны только по форме изложения, так как суть закона одна. Ведь все разногласие в том, называют ли Управляющего природой, отказывая Ему в наличии знания и цели, или говорят, что Он невероятно мудр, знает и чувствует, и что есть цель в Его действиях, - в конце концов, все признают и согласны с тем, что на нас возложена эта обязанность выполнять законы Высшего управления, другими словами - законы природы. И все признают, что нарушающий законы Высшего управления достоин наказания, возлагаемого на него природой, и наказание даже желательно для него, и нельзя кому бы то ни было жалеть такого. То есть, суть закона одна, и нет разногласий, кроме как в мотиве: воспринимать его как обязывающий или как принимают каббалисты - как целенаправленный.

Разница между чисто научным подходом к природе, и отношением к ней каббалиста заключается только в том, что каббалист видит цель, которую ученый не видит. Но в остальном их отношение похоже, один говорит о необходимости соблюдения законов природы, потому, что иначе нам будет плохо, другой говорит о том, что нам стоит соблюдать законы природы, так как мы с помощью этого достигаем цели. Но если я выполняю законы природы только по необходимости, а не потому, что хочу достичь цели, то я ее не достигаю, так как это зависит от моего желания.

Есть некая тонкость в том, что говорит Бааль Сулам, поэтому давайте еще раз разберем его слова. Если я изучаю законы природы поневоле, только лишь для того, чтобы существовать и получше в ней устроится, то проживая свою жизнь и изучая эти законы, я смогу устроится еще лучше. Допустим, что законы поведения в обществе тоже раскроются нам, и мы станем относиться друг к другу, учитывая потребности каждого. Сможем ли мы таким образом обрести благополучие? Бааль Сулам отвечает на это отрицательно, так как связь должна быть не только с самим процессом, но и с целью. Необходимо развить желание относительно цели так, чтобы это было не по принуждению, а целенаправленно.

То есть со стороны человека должно быть дополнение – создание в себе желания к цели, и это желание, которое человек взращивает внутри себя, именно оно поднимает его над обычной природой и строит из него, помимо природы, дополнение, которое называется Творец, или Создатель. И человек, развивая в себе желание к цели, приходит к тому, что находится не внутри законов природы, а поднимается над ними и становится подобен Творцу. Есть Элоким, и есть более высокий уровень, называемый в Каббале Кетер, Творец, Высшая сила.

И разница между ними в том, что человек, выполняя все согласно своему свободному выбору, поднимается над своей природой, над необходимым. Так как свобода выбора состоит в том, чтобы соблюдать, даже когда это не нужно, и несмотря на то что мог бы нарушить все законы природы, но ты все равно соблюдаешь их, потому что хочешь отождествить себя с целью. Появляется надбавка над творением, и тогда человек постигает.

Существующие законы – это природа, или Элоким, и человек, соблюдающий эти законы, находится внутри природы. Но, кроме того у человека есть возможность приподняться относительно цели в своем желании, и тогда он переходит с уровня природы, Элоким на уровень равенства, соединения, слияния с Творцом. Разницу между этими двумя уровнями мы и должны постичь в свободе выбора. Это разница между выполнением законов природы вынужденно и выполнением их ради цели.

Рис. 3

Вопрос: Если мы говорим о том, что существует только один закон отдачи, и мы хотим прийти к равновесию с ним, так как кроме него нет ничего, и человек должен достичь с ним слияния, то почему же это не является обязательным?

Этот закон скрыт от нас, и поэтому он не проявляется как обязательный. Он позволяет нам соблюдать его ради цели.

Если бы я мог явно видеть законы, действующие в нашей природе, как, например, когда я не суну руку в огонь, зная что она сгорит, или не прыгну с верхнего этажа, понимая что разобьюсь, то так же поступал бы и относительно общества в своих проявлениях любви и ненависти к другим. Но я бы делал это вынужденно, и не мог бы соблюдать эти законы ради цели по причине отсутствия выбора.

Мне приводят радикальные примеры о том, что если я покину общество, то мне будет плохо. А если я нахожусь в обществе, то будет мне хорошо или плохо, это зависит от моего внешнего поведения, взаимоотношений с членами общества. Но где же тут мое желание?

Мы можем построить общество, в котором будет жесткое управление, где каждый должен будет все отдавать, а получать будет ровно столько, сколько ему положено. Такое общество хотели построить коммунисты и кибуцники. Но таким образом невозможно развить желание, можно лишь привести свое поведение в соответствие с законами. Такое поведение называется внешним, и в нем нет выбора, а есть только необходимость.

Нельзя, ни в коем случае компенсировать скрытие этих законов религиями, или строить себе иллюзии различными методиками, ты должен восполнить это только за счет цели. То есть соблюдать законы, исходя из своего отношения к цели. Поэтому Бааль Сулам говорит в своих статьях «Последнее поколение» и «Решение», о том, что в России совершили огромную ошибку, начав насильно вводить эти законы, так как они хотели выполнять правильные законы отношения человека к ближнему и к государству силой, а не по желанию, не согласно свободе выбора при достижении цели. А цель состоит в том, чтобы слиться с высшей силой, с Творцом, а не с Элоким, что в гематрии означает вынуждающая сила природы.

Здесь существует дополнительное желание, которое должен развить человек, так как оно у него изначально отсутствует, но именно в этом он строит себя как человека. Если человек существует на уровне законов, то он называется созданием, но если он достигает уровня Творца, то он называется человек. Сказано в Зоар: «Вы зоветесь человек, а не народы мира», так как это желание и есть свобода выбора.

Рис. 4

Вопрос: Если когда-нибудь построят общество, в котором будет царить такая сила мысли, что если кто-то подумает о себе, то немедленно ощутит себя убийцей и грабителем, общество в котором каждый будет работать на отдачу. Разве этого не достаточно?

Конечно нет, да нам и не дадут этого сделать, поэтому говорит Бааль Сулам, Творец нам «подставил ножку», разорив кибуцы и Россию, так как все это создавалось под девизом: «Давайте будем соблюдать в нашем обществе законы отдачи ближнему», но это не является целью. Цель состоит в том, чтобы привести человека на уровень подобия свойств с Творцом и слияния с Ним, а не с Элоким (природа). Та природа, которая постепенно раскрывается нам в виде скрытия отдачи ближнему, раскрывается для того, чтобы мы пошли на это ради цели. Доброго и порядочного отношения к другим недостаточно. Ты можешь возлюбить всех и тем самым стать самым большим разрушителем.