Ниже исторические представления* Радищева о государстве и законе как "извете общей воли". В России эти представления до сих пор господствуют, хотя всё поменялось с тех пор, империя безвозвратно ушла в прошлое после возникновения современных государств с единой правовой системой, где демократия (свобода гражданская) противостоит только фашизму как безликому закону. А профашистские менеджеры уже успешно справились и с "молчаливым договором между людьми", и с законом, "изветом общей воли", создав феномен толпы. И не случайно основателя Общественного договора Руссо как и Платона (Карл Поппер) некоторые мыслители причислили к отцам фашизма, и разумеется по недоразумению. Правитель ведь не субъект права, а Радищев и Руссо конечно не могли такого и представить в те времена.
*) Государство, полагал Радищев, основано на молчаливом договоре между людьми, согласно которому они отказываются от части своих прав и части природной власти, рассчитывая, что государственная власть будет служить общему благу: «Государство есть великая махина, коея цель есть блаженство граждан».
Радищев признавал право народа на сопротивление государственной власти. Если государь нарушает данный молчаливый договор, то народ освобождается от обязанности подчиняться государю: «Неправосудие государя дает народу, его судье то же и более над ним право, какое ему дает закон над преступниками».
В 1773 г. Радищев перевел на русский язык книгу французского историка Габриеля Мабли «Размышления о греческой истории...». Французский термин «despotisme» он перевел русским словом «самодержавство», сделав примечание: «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».
Самодержавие Радищев рассматривал как произвол самодержца, который ищет только своей пользы и руководствуется только своими прихотями. Монарх, по мнению Радищева, «первейший в обществе может быть убийца, первейший разбойник».
Радищев восклицал: «Скажи же, в чьей голове может быть больше несообразностей, если не в царской?».
Екатерина II в замечаниях на «Путешествие из Петербурга в Москву» написала: «Сочинитель не любит царей...» и, по словам ее секретаря, назвала Радищева «бунтовщиком, хуже Пугачева».
Радищев первым критикует систему крепостного права в России с разных точек зрения: юридической, экономической, нравственной.
С юридической точки зрения крепостное право противоречит как позитивному праву («крестьянин в законе мертв»), так и естественному праву. Если до заключения общественного договора все были одинаково свободными, то они должны быть одинаково ограничены в своей свободе и после его заключения. Однако положение крепостного
12.5. Учение А.Н. Радищева о праве и государстве крестьянина противоречит этому общественному договору: ■ Порабощение есть преступление».
С экономической точки зрения труд крепостного крестьянина имеет низкую производительность, поскольку крестьянин не заинтересован работать на ниве, которая ему не принадлежит: «Нива рабства, неполный давая плод, мертвит граждан».
Первым в России Радищев предложил решение проблемы: земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает: «Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не делатель ее».
С нравственной точки зрения обычай порабощать себе подобного — это «зверский обычай», свидетельствующий об отсутствии души и о каменном сердце. Идеалы Радищева: политический и правовой. Политический идеал А.Н. Радищева. Идеальной формой правления государства для него была демократическая республика: «На вече весь течет народ».
В обоснование возможности республиканского строя для России Радищев приводит тот аргумент, что в ее истории уже встречалась республиканская форма правления — Новгородская республика: «Новгород имел народное правление».
На большой территории России Радищев предполагал создание федерации республик.
Средством перехода к республике Радищев считал народную революцию. Это представление сложилось у него в результате изучения истории английской, американской и французской революций, хотя их результаты и не удовлетворяли его полностью (в частности, Радищев критиковал сохранение рабства в США).
Правовой идеал А.Н. Радищева. Закон — это «извет общей воли». Радищев повторяет Руссо, для которого закон должен быть выражением общей воли.
А.Н. Радищев первым выразил интересы трудового крестьянства (земля должна принадлежать тем, кто ее обрабатывает). Он был также автором первой программы революционной демократии, которая предполагает народную революцию и учреждение республики в России.
http://rudocs.exdat.com/docs/index-446570.html?page=9 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVIII в.