Путь Логоса. Часть I. Первичный символ - первичный принцип

Аватар пользователя Ариадна
Систематизация и связи
Философия культуры

Логос... Имеет ли он свое схематическое отражение? Если имеет, то логично предположить, что абрисы подобной "схемы" мы должны встречать во всех мировых культурах, рассматривая их из самых глубин истории.  В своем поиске опять же логично внимательнее присмотреться к тем художественным или графическим образчикам, которые в свое время служили самыми сакральными знаками для той или иной цивилизации. Данный образ должен быть достаточно прост, унифицирован. Причем на планете Земля должна сохраниться его первичная, истинная форма. 

Разумеется, автор осознает, что время стерло или трансформировало черты этого знака и обернуло "зерно" плотной шелухой из "плевел" или, как выразился Мартин Хайдеггер, произошло его "сокрытие, берется ли оно в смысле потаенности или засоренности или искажения [или даже как простое следствие того, что] всякое исходно почерпнутое феноменологическое понятие и положение в качестве сообщенного высказывания подлежит возможности вырождения. Оно транслируется внутри пустой понятности, утрачивает свою почвенную устойчивость и становится свободнопарящим тезисом". Бытие и время. Вторая гл. § 6. Задача деструкции истории онтологии. § 7. Феноменологический метод разыскания. Б. Понятие логоса. В. Предпонятие феноменологии

Предлагаю снять "плевела", осуществив совместно с хайдеггерианской Деструкцией также и ДЕКОНСТРУКЦИЮ гуманитарного знания человечества, в т.ч., философии, метафизики, религии и культуры - по методу еще одного философа, Жака Деррида.

На сайте "Философский Штурм" дерзкая задача поиска эйдоса Логоса была уже поставлена, в 2015 году. Давайте продолжим. 

Вначале - краткий дайджест из собранного в ранней теме:

1. "Синтез знаний должен быть сверхобобщающий, за всю историю познания..." - Владимир Рогожин - "с одновременным решением  проблемы "обоснования знания, а не только научного знания, в том числе и знания всей мировой Традиции за тысячелетия." - (ВР)

2. Корни современного кризиса понимания находятся в начале науки Нового времени с познавательными установками: «Hypotheses non fingo» и «Физика, бойся метафизики». В результате была ограничена конкуренция гносеологических парадигм, а господствующей мейнстрим-парадигмой стала механицистская парадигма («парадигма части», парадигма «bricks of the Universe», «парадигма отрезка»). Онтологическая мета-парадигма, Универсум как целое, была задвинута на «философские задворки» науки. Это было начало четырехвековой эпохи интуитивных блужданий и постоянной борьбы парадигм, вместо их философского стратегического взаимодействия. Итог: фундаментальная наука «уперлась» в понимание природы «законов природы», фундаментальных констант, пространства, времени, информации, сознания. Это кризис не только оснований математики и физики, но также общий кризис философии, «матери всех наук». Это глубинный онто-эпистемо-аксиологической кризис, кризис познания, кризис оснований знания, трансформирующийся во всеобъемлющий экзистенциальный кризис, когда предельно обострился вопрос о существовании человечества и всего живого на Земле.

3. Что значит понять пространство? В «Онтологии математического дискурса» Григорий Гутнер сделал важные выводы: «Событие схватывания структуры означает понимание» …  Понимание пространства, базисной идеальности фундаментальной науки есть «схватывание» его онтологической структуры. Информационная эра предельно обостряет старую метафизическую проблему понимания «души материи». Какой же путь выбрать для преодоления тотального кризиса понимания в фундаментальной науке? Это путь метафизического конструирования новой всеобъемлющей модели идеальности на основе «модифицированной онтологии», ... построение Примордиальной (Первичной) Порождающей Структуры.

4. В основе онтологического построения порождающей структуры Универсума лежит Супераксиома "В Начале был Логос..., где "Логос" - закон законов, метазакон и сущностный (онтологический) суперпринцип триединства - триединства абсолютных форм существования материи (абсолютных состояний материи). Т.е. четко заявляется изначальная законосообразность Универсума (Вселенной). - ВР

Сергей Борчиков, 24 Октябрь, 2015 - 18:36, ссылка

Андрей Белый называл это (В) Символом. Причем не в гносеологическом смысле, а в онтологическом. Символ как объективное Единое и единство как Символ (пар.19):

Вот такая удивительная картинка! Куда тут бедному треугольнику!

Это к нашей теме о Творении мироздания + реплика в адрес Рогожина и Владимира-физика: тут не только обоснование математики или физики, а всего сущего бытия какое только есть.

Андреев, 26 Октябрь, 2015 - 09:22, ссылка

Простота: ВСЁ ЕСТЬ СИМВОЛ.

Глубина: Символ есть Логос.

Весь мир - это символ Логоса. Все человечество - символ Логоса.

Каждое человеческое сознание - символ Логоса, образ и подобие Логоса.

Но Логос - не внутри региона человеческого бытия, содержащего регион сущностей. Он над и под и вне всех регионов чувственного мира. Он вне времени, бытия и пространства. Но Им создано и в Нем держится и Бытие, и все сущее, и все регионы, и человек, который в своем регионе бытия осознает и отражает реальные программы этого Логоса (эйдосы), как идеи, сущности и имена Бога.

Земля может быть уничтожена астероидом, человечество может быть стерто ядерной войной или чумой, солнце погаснет и вселенная сожмется в черную дыру, а затем в невидимую сингулярность, но Логос пребудет неизменным, нетленным, непричастным никаким процессам и потерям. И когда Ему надо, вновь развернет Вселенную из новой сингулярности и породит в ней жизнь и разум.

Все есть ЛОГОС.

Сергей Борчиков, 26 Октябрь, 2015 - 10:02, ссылка

Как синтезировать это многообразие прошлых первоначал, без настырности и лукавства?..
Ариадна, 27 Август, 2019 - 17:45, ссылка

 

Уважаемый Сергей, отметьте, пожалуйста, своим вниманием слова Владимира Рогожина: «философская и научная проблема обоснования знания (проблема №1) - есть проблема конструирования примордиального онтологического символа, символа, порождающего все иные символы».

Прекрасно! Вы, Сергей, со своей стороны упоминая А.Белого, весьма кстати возвращаете нас на 100 лет к русским символистам, у которых треугольная графема (как дельта, например или ее разновидности – V, Λ  или уже «наша» А) это , прежде всего буквы (звуки у Белого) алфавита. В этой же связи небезынтересен алфавитно-азбучный символический поиск и Сергея Есенина («Ключи Марии»), на формирование эстетических вкусов которго, как известно, в значительной степени повлиял  именно А. Белый. Так, лингвистическую философию Белого и Есенина роднит космизм. Думаю, что им в компанию подходит и Велимир Хлебников, для которого «звуки азбуки — суть имена разных видов пространства, перечень случаев его жизни. Азбука, общая для многих народов, есть краткий словарь пространственного мира».("Художники мира!")

Так вот, "литературно-исторический контекст рисунков Есенина в «Ключах Марии» очень широк и идет от Кирилла и Мефодия. Концепцию рождения русской азбуки и алфавита Есенин строит не только под влиянием бесед с Андреем Белым, но подспудно — на орнаментальных буквицах древне-русских рукописных книг. РИСУНКИ ЕСЕНИНА КАК ЧАСТЬ РЕАЛЬНОГО КОММЕНТАРИЯ К ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ. Н.И. Шубникова-Гусева. (Я бы лично порекомендовала обратить особое внимание на букварь Кариона Истомина, учителя царевича Алексея)

В этой связи особенно интересна есенинская онтология кириллической (изначально – глаголической) ижицы:

«Люди должны научиться читать забытые ими знаки... Они должны постичь, что предки их не простыми завитками дали нам фиту и ижицу». Фита и ижица, две последние буквы древнерусского алфавита, на богородичных иконах – ничто иное, как написание  греческой аббревиатуры «Сын Божий» –  «О Йюос (Ѵ) ту Феу(Ѳ)», то есть, в буквальном прочтении на иконе – «Матерь Божьего  Сына». Есенин пытается определить ЧТО ИМЕННО стоит за феноменом Христа, за ѲѴ. он соединяет Ѳ с Ѵ, синтезируя итоговую ижицу, но какую!  «Волнообразная линия в букве Ѳ означает место, где оба идущих должны встретиться. Человек, идущий по небесному своду, попадет головой в голову человеку, идущему по земле. Это есть знак того, что опрокинутость земли сольется в браке с опрокинутостью неба. Пространство будет побеждено». Ключи Марии. Компилируя «альфы» и «омеги» старинных алфавитов, Есенин воссоздает  «знак Бога» – завершающую букву древней глаголицы («Человек по последнему знаку отправился искать себя») – глаголическую ижицу.

Примем ко вниманию также Символ, стоящий в перечне А.Белого, как «эмблема». В частности, наш треугольник наиболее проявлен именно в эмблемах «Авроры» Якова Беме,  упомянутого Белым в «Глоссолалии». Возвращаемся в Владимиру Рогожину – и все вместе (с Белым, Есениным, Беме, Рогожиным, Андреевым, Борчиковым, Антиповой) констру-руем примордиальный онтологический символ», поставив основной акцент на ЦЕНТ-РАЛЬНЫЙ элемент староорядческой иконы "Изображение Символа Веры". И, разумеется, на сам конечный, примордиальный онтологический символ - матрицу Цолькин

МЫ впервые в истории языка и информации в полной мере ОПЕРИРУЕМ СЕМИОТИЧЕСКИМИ МОДЕЛЯМИ! На вооружение взят лозунг Велимира Хлебникова, пророчествующего о том, что "немые — начертательные знаки [как художественное претворение Мысли] — помирят многоголосицу языков." Именно семиотика, как ее понимали, например, Юрий Лотман и Вяч.Вс.Иванов,  способна  снять противоречия между языком как речью и письмом - и его же изобразительным отражением в форме знака-Идеограммы. Знака, как «материально выраженной  замены предметов, явлений, понятий в процессе обмена информацией". Тонкая, но прочная нить, связавшая В. Хлебникова - Р. Якобсона - Ю.Лотмана.  Мы не дадим ей прерваться!

 

"В НАЧАЛЕ БЫЛ ЛОГОС"...

Ариадна, 27 Август, 2019 - 21:16, ссылка

Почему В.Рогожин акцентирует на важности Традиции при  построении примордиального онтологического Символа?

«Фундаментальное знание построено на аксиомах. Поэтому и был осуществлен поиск первоаксиомы. Ее  дает нам Традиция.  Но аксиома должна быть конструктивной. Именно "В Начале Был Логос..." дает такую конструктивность. У современного "фундаментального знания" нет сущностного (онтологического) базиса. Супераксиома Традиции плюс самая глубинная онтология и диалектика матушки Природы дают возможность построить искомый сущностный базис знания - т.е. его онтологическую рамку, каркас и основание (фундамент). – (комментарий  к теме "В Начале был Логос..." VS. "В Начале был "Большой взрыв"..." Владимир Рогожин, 20 Сентябрь, 2015 - 13:46

То есть, в наших построениях Логос, Слово, как рассматриваемый нами элемент алфавита-азбуки, его буква,  выступает, в том числе, и как «Вид Пространства (вспомним цитату из В. Хлебникова «звуки азбуки — суть имена разных видов пространства, перечень случаев его жизни).

Глаголическая Ижица – точная модель «Пространства» (Универсума), а вот глаголическое Слово  (Логос)  – один из его «видов» и «случаев его жизни». Нижний Предел. «Сначала было Слово» – затем глаголическое  Иже,  Верхний предел, Разворчивание Пространства – и Ижица (ИЖЕСЛОВО – Христос!),  Синтез. В подверждение этой гипотезы – видео от болгарских исследователей «Буквата Ижица»:

https://www.youtube.com/watch?v=gLULMMnfOng

ПОПРАВКА: Последняя ссылка на 17 января 2020 г. НЕАКТИВНА. Вынуждена принести извинения своим читателям, ибо фильм убран из Интернета по каким-то причинам. Но то, что он подтверждает мои догадки о Синтезе глаголических букв-знаков Слово,   Иже, в итоговую Ижицу , Ижеслово, можно судить по редким стоп-кадрам работ его авторов:

И самое главное, по сохранившейся аннотации к фильму: "Графиката на буквата е изградена от буквите „Иже” и „Слово”,  в превод можем да преведем Подобни на Бог Слово или Ижица". 

Переводим: "Графика буквы составлен из букв «Иже» и «Слово», в переводе -"подобный Богу Слово". То есть, итоговая, слитная литера - символ Ижица-Ижеслово,  значит ПОДОБНАЯ(ЫЙ) ХРИСТУ

Смотрим в российские словари:

1. Фразеологическим словарем русского литературного языка Ушакова ПОДОБИЕ зафиксировано толкованием фразы И иже с ними (ним) - И им (емуподобные;

2. Школьным этимологическим словарем русского языка. Происхождение слов: 

"иже (который). Заимств. из ст.-сл. яз., где иже — сращение местоим. и «он» и частицы же",   т.е, ОН ЖЕ;

3. Новым толково-словообразовательным словарем русского языка, Т. Ф. Ефремовой:

иже

[2- значение] местоим. устар. Который.

А в качестве компенсации непросмотренного видео предлагаю знакомство с материалами Академии Наук Казахстана   https://docplayer.ru/44167986-K%27azak%27stan-respublikasy-u%27lttyk%27-g%27ylym-akademiyasynyn%27-h-a-b-a-r-l-a-r-y-k%27og%27amdyk%27-zh@ne-gumanitarlyk%27-g%27ylymdar-seriyasy.html

(Е.М. Кариев, Е.К. Оралбай. Х-образные поясные накладки из Восточного Казахстана)

об  интереснейших золотых и серебряных украшениях характерной формы из могильников Тувы, Алтая-Саян и Казахстана./ доп.: Л.С. Воробьева. Племенной мир.https://cyberleninka.ru/article/n/proishozhdenie-i-vremya-poyavleniya-v-lesostepi-priuralya-poyasnyh-nakladok-s-izobrazheniem-golov-grifonov/viewer

 

Иже-Слово, как затерянный компонент Традиции, тем не менее являетя собою пример замечательного "Следа", который, согласно Жаку Деррида, приведет нас на магистральный Путь Логоса. Но в дальнейшем нам придется воспользоваться и напутствием русского философа и искусствоведа Густава Шпета, обязующего нас, современных, в вопросах понимания логики той же Традиции, использовать такой онтологический инструмент, как Герменевтика. Причем , углубив и расширив его творчески, оттолкнувшись от подсказок... Блаженного Августина! (ГЕРМЕНЕВТИКА И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ. Августин.) То есть, раскрыть все двусмысленности, и в целом ВСЕ потаенные смыслы Святого Писания. 

 

Ариадна, 12 Январь, 2020 - 13:34, ссылка

Дополнение к гл. "Логос от алфы до... ижицы" Кн. "Факторы майя: элементарные аналогии космического порядка"

     

Кстати, до своего символического "Усекновение головы", основоположница этого крипто-приема, пуническая Танит "отметилась" и на землях праславян-радимичей, причем вместе со своей перевернутой формой, факт, зафиксированный академиком Борисом Рыбаковым на удивительной подвеске с "туром" и семью (опять календарное число!) "турицами", теми же космологическими "парящими кеглями" Анаксимандра-Поленца, упомянутыми Ю.Францовым в работе «К эволюции древнеегипетских представлений о Земле». То есть, глаголические литеры Слово, (в последующем христианском варианте -АЛЬФА)  Иже, (ОМЕГА) и Ижеслово-Ижица,  как сама Матрица, впрочем были в символическом "ходу" в Европе как раз в то время, когда Кирилл и Мефодий начали работу над следующим славянским  алфавитом, кириллицей.

Судьба Танит  сложилась, как мы видим, незавидно. С усекновением головы затерялся и сам Исток Танит - "туриц" -"Слова", древняя Матрица. И только великий испанский архитектор и мыслитель Антонио Гауди оставил нам оригинальный "след" в Саграда Фамилии, несколько язвительное напоминание о трансформациях двух Танит  - и об окончательном "безголовом" результате.

Ариадна, 4 Сентябрь, 2019 - 22:11, ссылка

 

КАЛЕНДАРЬ-ПРИЗМА

И вот здесь, вот именно здесь мы и можем начать  наш анализ об Истоке своих представлений о Трехмерном пространстве.

Корнак7, 3 Сентябрь, 2019 - 13:03, 

Измерения - порождение ума. Мир непостижим. Мы пытаемся освоиться в нем с помощью догадок. Измерения - одна из догадок.

irina_pti, 3 Сентябрь, 2019 - 13:20, 

Корнак7, 3 Сентябрь, 2019 - 13:03Да, мы создаем некие конструкты, которые позволяют нам ориентироваться в осознанной части  мира, в котором мы живем. Но это не есть наши чистые фантазии, как полагает крайняя форма солипсизма. В Бытии есть нечто, на что мы опираемся, когда создаем свои понятия. Вот об этом нечто и хотелось бы понять хоть немного. Хотя опять же не понятно насколько это нечто подается описанию языком.

Илья Геннадьевич, 4 Сентябрь, 2019 - 13:29, 

 Ну, где в природе встречается "кубизм" Декарта? Ну, разве что, в кристаллических решётках, он хоть сколько-нибудь уместен

(Из комментариев к теме "Трехмерность мира?")

Где мы конкретно и явственно встречаем куб (призму, как вариант), так это в достаточно многочисленных отражениях Видения, Представления  древними... Универсума.

Ковчег Завета иудеев, Кааба мусульман, Ясли-гроб Господен Христа (кивот в русской церкви), саркофаг Осириса – да тот же сундук на дубе Лукоморья с тайной смерти Кощея– все это -«мистические цисты» , по Вяч.Ив.Иванову («Дионис и Прадионисийство»), большей частью призматической формы. Существует анализ такого положения вещей в неплохо проработанном наукой на сегодняшней день египетском язычестве. Так, светоч отечественной египтологии Юрий Францов, анализируя египетский Лейденский демотический папирус в своей работе «К эволюции древнеегипетских представлений о Земле», подмечает странный намек древних жителей  Страны Пирамид на наш мир, как призму. Заметим вначале, что сам папирус повествует о значительном для египтян КАЛЕНДАРНОМ празднике, очевидно, начале нового года – и прихода солнечной Богини. Кто она такая, ЧТО ИМЕННО олицетворяет? В глоссах –комментариях папируса «солнечная богиня объявляет, что она—коршун, жена бога Амона в Фивах. Редактор-жрец добавляет, что коршун—это год, ибо когда хотят написать год, ставят иеро­глиф коршуна. Таким образом, редактор обнаруживает знание позднего, так наз. энигматического письма». Что далее анализирует Ю. Францов? Удивительную фразу богини: «Смотри, земля предо мной, как коробка, это значит, земли бога предо мной, как круглый мяч». Этот образ в устах солнечной богини заставляет остановить на нем наше внимание. Для первого образа употреблено слово ‘fti-t, древнее ‘fd-t, что значит «коробка, ларец, ящик». В демотическом папирусе, как указывает Шпигельберг, оно значит иной раз и саркофаг».

 «Ну, и? Что за «ящики»?» - спросите вы. Обратите внимание на Богинию Коршун –Год!, повествующей об этой «коробке». И теперь вспомните 360 идолов Мухаммад ат-Табари из его «Истории пророков и царей» (1:157), связанных с другой «коробкой», находящейся относительно неподалеку географически – Каабой, священной призмой мусульман (отметим здесь, что число 360 также сплошь и рядом встречается в мифологии китайцев и индейцев майя. Очевидно, древними изначально для удобства был принят к «руководству» и жизнедеятельности 360-градусный круг. Хранители древней календарной Матрицы, майя, например, в своем втором основном, 365-дневном календаре Хааб приводили календарную ситуацию к реальной, годичной, путем добавления  доп. короткого периода из 5 дней – Вайеб, «дни без времени»).

То есть, ИЗНАЧАЛЬНАЯ, календарная, среди прочих назначений,  Матрица древних была призматической, ТРЕХМЕРНОЙ. Как, впрочем, и сам изачальный, якобы плоский, Цолькин, наш примордиальный онтологический символ.

 

Ариадна, 6 Сентябрь, 2019 - 13:16, ссылка

Хранители древней календарной Матрицы, майя, например, в своем втором основном, 365-дневном календаре Хааб приводили календарную ситуацию к реальной, годичной, путем добавления  доп. короткого периода из 5 дней – Вайеб, «дни без времени»).

Кстати, сами египтяне также прибавляли эти пять дней в своем календаре, схематически разделявшем ночное небо на «деканы» (от греческого слова «десять»). Деканов называли «тридцатью шестью небесными богами», и каждый из них правил по десять дней в году (36х10=360). А вот сам "добавочный" 5-дневный период имел весьма характерное символическое отражение в виде... пятиконечной звезды!

Похоже на то, что эта "пятидневная" тенденция была повсеместной, ибо пятиконечная звезда фиксируется и на городских печатях великих городов-государств древнего Шумера, и на более поздних халдейских цивилизаций, таких как Аккадия, Вавилонская империя и, в конечном итоге, постхалдейская Иудея; в гробницах, иероглифических текстах древнеегипетских династий, в орнаментах друидических кельтов, на культурных образчиках тысячелетней китайской слоговой школы и даже на знаменах мусульман. Не существует континента, на котором этот символ отсутствует.

Христиане-католики сегодня празднуют свое Рождество , отсчитывая 5 дней от дня зимнего солнцестояния - так же, как это делали наши далекие предшественники на всей планете.

Ну а мы с вами имеем очередное подтвердждение, что ВЕСЬ основной мировой символический ряд, начиная от элементарных знаков, типа круга и креста и заканчивая алфавитами и геометрическими сакральными сооружениями, такими как пирамиды и буддийские ступы - берет начало от древних календарей.

 

irina_pti, 6 Сентябрь, 2019 - 14:06, ссылка

Интересно, что в православии счет дням со дня смерти  идет по по очень древнему принципу -  без нуля. Первым считается день смерти. Таким образом 3-й, 9-й и 40 дни приходятся на 2, 8 и 39 сутки.

Ариадна, 8 Сентябрь, 2019 - 16:23, ссылка

Да, Ирина Борисовна, с нулем ситуация интересная. На него припадает в Цолькине так назывемый Переход - и скрутка пространственно-временного континуума. В календаре эта Скрутка и Ноль соответствует дню-знаку "Смерть" ("Соединитель Миров"). После него - новое Разворачивание.

О. Павел Флоренский в своей работе "Мнимости в геометрии" (вызвавшей впоследствии горячий интерес у семиотиков Ю.Лотмана и Вяч.Вс. Иванова, - ст. "Из следующего века") на примере перехода в "эмпиреи" Данте предлагает схожий подход к восприятию Пространства, становящимся после перехода через Ноль "мнимым": "Мы наглядно представляем себе, как, стянувшись до нуля, тело nроваливается сквозь поверхность носительницу соответственной координаты, и выворачивается через самого себя, почему приобретает мнимые характеристики. Выражаясь образно, а nри конкретном понимании пространства - и не образно, можно сказать, что пространство л о м а е т с я при скоростях больших скорости света, подобно тому, как воздух ломается при движении тел скоростями большими звука; и тоrда наступают качественно новые условия существования пространства, характеризуемые мнимыми параметрами. Но, как провал геометрической фигуры означает вовсе не уничтожение eе, а лишь переход на другую сторону поверхности". 

Сразу за Цолькином я поместила иллюстрацию "игр со Вселенной" Пуанкаре - Перельмана из области математической топологии, теории которых  постулируют, что Вселенная – единственная трехмерная сфера, которую можно стянуть в точку как,  к примеру, можно стянуть шнуром спортивный рюкзак. https://isroe.co.il/kazus-grigoriya-perelmana/

Я же предлагаю к рассмотрению версию о том, что эта сфера стягивается в ДВЕ полярные точки, «Альфу – и Омегу, Начало – и Конец», напоминая заворачивание в обертку круглой конфеты, причем со скруткой  на двух «полюсах». Кстати, именно к подобной форме приводит и механизм образования более сотни биполярных туманнос-тей (причем ориентированных абсолютно одинаково по оси галактической плоскости в центральной зоне нашей галактики), заснятых телескопами NTT и "Хаббл".

 

ПРОРОК ИЛЬЯ КАК «NOSTER PRINCEPS» ДРЕВНЕГО КАЛЕНДАРЯ 

Возвращаясь к Цолькину собственно как к календарю,  перед нами, во всей своей очевидности предстает задача понять само его назначение и необходимость увязания с 365-дневным Хаабом модулем 52 - числом лет, когда календари полностью совпадают. Актуальность такой задачи подчеркивается соответствующим ярким символизмом христианства: в Православии - канонической иконой "Вознесение пророка Илии на огненной колеснице" (которую С.Есенин в "Ключах Марии называл "наш очаг"), а в католицизме - "астролябиями" (здесь я представляю их художественный вариант - гобелен "Астролабио" из собора Толедо, Испания).

Ариадна, 11 Сентябрь, 2019 - 16:27, ссылка

Раннее христианство своими ведущими иконописными школами строго поддерживало типологическую – календарную, как выясняется, геометрию основного ряда икон. Кроме уже указанного извода «Огненное Вознесение Пророка Илии на колеснице», следует отметить самую онтологически наполненную типологию Православия – «Преображение Господнее», в композиции которой также представлен «самый почитаемый на Руси ветхозаветный пророк Илья» (Православная Энциклопедия), фигура которого вместе с Христом и остальными четырьмя персонажами фиксируют четкую Ж-образную  симметрию  Цолькина и,  одновременно, по Вяч. Вс. Иванову   - «мирового дерева в его наиболее архаичной  Ж-образной форме, где подчеркнута симметричность верхушки и корней дерева, правых и левых его ветвей (Анализ глубинных структур семиотических систем искусства).

Остановимся на этом примере, как на очередном обнаруженном подтверждении правильности тезиса Карла Ясперса об отношениях философии  (философии искусства, в частности, эстетики и семиотики) - и религии, как "борьбы-любви" - и необходимости таких отношений, как СИНТЕЗА источников  в процессе Познания (виват, Метамодерн!) Ведь ЗНАКОВЫЙ образ пророка Ильи акцентирует философскую тему Первопринципа, например, той же фразой Блж. Иеронима в Послании к Павлину (Hieron. Ep. 58. 5 // PL. 22. Col. 583), говорящем об Илье как о «noster princeps» в исполнении заповедей Божиих".  И философская эстетика, и религия - каждая на своем ЗНАКОВОМ ЯЗЫКЕ в этом случае говорят об одном и том же - об Истоке. О Календаре.

Таким  образом, в «Преображении» принцип Гегеля-Халибеуса  Тезис-Антитезис-Синтез проявлен сразу в двух  измерениях иконического (цолькинского) пространства: вертикальном (вознесенные пророки и Христос - лежащие ниц апостолы) и горизональном.

На иллюстрациях представлены : 1 - рельеф-стилизация Цолькина в городище Тонина, Чьяпас, Мексика; 2 - фреска "Преображение Господнее", Темная церковь, Каппадокия

 

КАДУЦЕЙ-КЕРИКИОН

Карл Густав Юнг изобразил Цолькин на своей финальной каменной "скрижали" в швейцарском Боллингене: "Здесь обитает мой "номер 2" и существует жизнь во всем ее величии; она проходит и является вновь".Воспоминания, сновидения, размышления (Башня)

Ступени нижней пирамиды внезапно меняют свои очертания, превращаясь в змеиную спираль. Юнг, потомственный розенкрейцер и алхимик, остается верным себе до конца...

Илл.: 1- "Второй Ключ", гравюра из трактата «12 ключей мудрости» Василия Валентина, алхимика  XV в.; 2 - Меркурий (Гермес) и Аполлон, офорт Аннибале Карраччи, ок.1640г. из галлереи избранных офортов художника, написанных в Риме во дворце Фарнезе,  Британский музей;  3 - кодекс Борджиа, л.57 , фрагмент; 4 - потир из монастыря Св. Доминика Силосского, Бургос, Испания

Что имел в виду Юнг, хранитель изначального - еще от тамплиеров, масонского ЗНАНИЯ, намекая на Змею в своем примордиальном архетипе? Причем два раза  - в центре, Керикионом и на самой фигуре Цолькина,  оставляя на ней змеиный след? Это - прямые намеки на главный атрибут старинного греко-египетского бога мудрости Гермеса - Кадуцей. Две  Змеи, две встречные спирали относительно Оси. Или наши же философские ДВЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ, собственными персонами. Создающие гармоническую фигуру, симметричную и по вертикали, и по горизонатали. Плоскостная проекция будущего ПРОСТРАНСТВЕННОГО Грааля, "Воплощения Совершества", это уже по Вольфраму фон Эшенбаху ("Парцифаль").

Кстати, не торопитесь петь гимн древнеегипетскому символическому гению. Образ двух сплетенных между собой змей также пришел к нам с территории проживания индейцев майя и ацтеков!

ЧУДОТВОРНЫЙ МАНДИЛИОН

Плоскостная проекция будущего ПРОСТРАНСТВЕЕНОГО Грааля, "Воплощения Совершества"..."

Именно Матрица Цолькин геометрически воплощена в первых иконических символах христианства и атрибутах ритуала Евхаристии: потире-"Граале", блюде-дискосе и "Звездицы" в форме правильного, РАВНОКОНЕЧНОГО креста.

А чуть раньше - в мандалах и янтрах индуизма-буддизма, а также - в буддийских ступах и ВСЕХ пирамидах планеты (по тому же, как и на иконах, принципу КВАДРАТУРЫ КРУГА: круг Ступы  заключили в квадрат Пирамиды. Карл Юнг назвал это процесс Квадрированием Круга в "Психологии и алхимии, Гл. "Символизм мандалы"). Вот такой он, ЛОГОС. И "треугольник Платона" (пирамида!), как его часть.

 

То есть, мы сейчас выдвинули гипотезу о том, что пирамиды - более позднее явление, чем ступы. Их рождение было вызвано с необходимостью, так сказать, календарной "оцифровки" Цолькина. Поэтому Круг вписали в Квадрат. Почему именно в такой последовательности - а не наоборот? За ответом обратимся к 1) Большой Советской Энциклопедии; 2) Карлу Густаву Юнгу.

У Юнга есть знаменитый труд "Психология и алхимия", а в нем - примечательная глава, "Символизм мандалы". Мандалу Карл Густавович неожиданно по тексту увязывает с древнегреческой гермой. Вопрос: почему именно с ней? Плоская мандала - пространственная герма... Ключ - выпавшая из текста пространственная линга, как "предшественница" гермы. В линге, зачастую на 2/3 скрытой в постаментах, продемонстрирована аксонометрия мандалы, то есть, ее объемный, пространственный вид. Вертикальное расположение "уровней" таково: внизу, в основании - Квадрат, выше - Восьмиугольник, и венчает все Круг (Голова). То есть, наблюдаем ВПИСАННОСТЬ всех геометрических , вышерасположенных фигур  именно в квадрат - и в лингах, и в гермах. А помимо всего прочего, К. Юнг называет подобные художества древних "КВАДРИРОВАНИЕМ КРУГА"!

Шри-янтра, которую приводит в пример К.Юнг в своей книге

Илл.: 1 - Ступа Санчи, Мадхья-Прадеш,  Индия; 2 - пирамида Кецалькоатля, Чичен-Ица,  Мексика; 3 - разрез храмовой линги (илл. из БСЭ); 3 – линга из музея Чам, Джа Нанг, Вьетнам;  4 – линга из Нац. музея Ангкора, Сием Рип, Камбоджа; 5 – линга из храма Прасат Кхао Пха-ном Рунг, Бурирам,Таиланд; 6 – греческая архаичная герма, Национальный археологический музей, Афины, Греция
Примечание: Здесь автор хочет предостеречь особо горячие головы от  соотнесения СЕГМЕНТИРОВАННОЙ ведической линги с фаллическим культом: "Фаллический культ осуждается в Ригведе и был отождествлён с ведийским Рудрой гораздо позже[14].. - (см. статья П. В. Хрущёвой " Дискуссия о природе культа лингама в шиваизме"  в Сборнике "Этногенез и ранняя история народов Евразии: материалы международной научно-практической конференции 5–6 апреля 2010 года". – Пенза – Прага: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2010. – 167 с, а также  Википедия, "Лингам"   п.14 Примечаний)

Добавлю, что дополнительный аргумент в пользу именно вышеизложенной "геометирической" последовательности формирования пространственного мирового символизма предоставляет нам тибетский буддизм. В нем  продемонстрирована  поразительнвя  онтологическая дисциплина  в процессе «унификации» еще одного отражения  "мандалы в пространстве " - ступ Будды Татхагаты.       Известно, что все эти ступы выполнены в рамках лишь восьми типологических форм,  четыре из которых в плане - и в основании! - представляют собой квадрат, а еще четыре – окружность, вписанную в квадрат (в ступе типологии «Примирение» окружность представлена восьмиугольником). 

 

 
"ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ"

Поразительно, что христианство САМО указывало на тот Источник, из которого "пророс" самый известный его символ - Крест Распятия, и указывало опять же посредством строгих геометрических форм религиозного искусства. Так, в Православии мы имеем возможность наблюдать Исток на иконах с говорящим названием "Происхождение Честны́х Древ Креста Господня", в той же форме, какой мы видим его на "Чудотворном Мандилионе", т.е, равноконечного креста. А в католичестве, например, в композиции знаменитого Гентского алтаря - в форме Октагона, восьмиугольника.

Гентский алтарь надо охарактеризовать особо: на нем основополагающие христианские символы изображены в Перспективе - по мере хронологическиго появления каждого из них на "исторической арене". Самый ранний - Источник, Октагон на первом плане, а уже далее, за ним - АгнецГрааль и т.п.

Таким образом я раскрываю смысл известной сентенции о Боге Геометре, Боге, как Архитекторе Вселенной, или другими словами - связь формы Первопричины с математическими, геометрическими закономерностями, о которых писал в своих трудах наиболее авторитетный католический религиозный философ, "князь философов" Фома Аквинский, связавший христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного)с философией Аристотеля.

Кстати, в русской иконописи "Происхождение Честны́х Древ Креста Господня" наблюдается интересная географическая закономерность: если в уральских и поволжских иконах Источник ,"Происхождение" - в форме равноконечного креста, то ближе к западу, и прежде всего в иконах северного письма, вологодских, онежских и т.д. вместо креста появляется Октагон. И он, Октагон, сегодня наиболее проявлен в католических баптистериях Пармы, Кремоны, Флоренции, Пистойи, Асколи-Пичено, прежде всего  в тех, что связвны с арианством.

В архитектуре Православия Октагон присутствует, но не так заметен, ибо СОВМЕЩЕН со своим идеологическим собратом, Крестом (квадратом) в известной архитектурной конструкции "Восьмерик на Четверике". Таким образом русская архитектура и иконопись служат достаточно крепким мостом на пути Логоса с Востока на Запад.

 

ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА

Чтобы каждый раз не считать углы и медианные «дорожки» пирамиды Кецалькоатля, давайте воспользуемся по случаю и ее "разверткой", той самой, которую в свое время высокохудожественно сделали индейцы на первой странице Кодекса Фейервари-Майер (так называемый «Крест Кецалькоатля»). Опа, как много знакомых фигур сразу прорисовалось! Тут тебе и мальтийский крест, и «Юнион Джек»,   и наши, Георгиевский с Андреевским, совместившись...

На илл.: эксперт по реставрации работает над мозаикой в церкви Рождества Христова в Вифлееме на Западном берегу 4 февраля 2016г., фото Nasser Nasser

А вообще-то это – Вифлеемская звезда.  Именно она – в том или ином своем отражении – всегда была перед глазами «волхвов с Востока» на всех территориях, через которые проходил их длинный путь от Тихого океана до Палестины, куда они принесли свою Мудрость как Дар новому богу планеты.

Тетрахорды и октагоны на: 1, 2 - ступе-пагоде Шведагон, Мьянма; 3,4 - буддийских и джайнистских космологических Джамбудвипах; 5 - т.н. «Звезде Иштар» на каменной "Табличке Шамаша" из древне-вавилонского Сиппара (Ирак), ок. 888 - 855 гг. до н.э. , Британский музей; 6 - китайском восьмиугольнике Ба-Гуа; 7 - мечети "Купол Скалы", Иерусалим; 8 - композиции со слонами, акцентирующими "восьмиричность" Каабы, миниатюра из "Книги чудес эпохи", библ. универ-та Сент-Эндрюс, Файф, Шотландия, Великобритания9 - кварцевом алтаре храма солнечного бога, Абу-Гораб, Мемфис, Египет

 Именно она, "Вифлеемская звезда" и была спроецирована через вершину пирамиды - «лещадной» (ступенчатой) горы с пещерой внутри – на божественного младенца, как указание на нового носителя Логоса.

А завершить эту "геометрическую", Первую Часть я бы хотела высеченной в скале монолитной церковью Св. Георгия в эфиопской Лалибеле, удивительным мандилионом, удивительно созданным на земле, где христианство и его символизм утвердились раньше, чем где бы то ни было на нашей планете.

 

ДВОЙНАЯ ЗМЕЯ МЕЗОАМЕРИКАНСКОГО КАЛЕНДАРЯ

Но новый бог сразу же почувствовал себя как не в своей тарелке. Еще бы! Ведь следом за Звездой, порой затмевая ее яркий свет, ползли разнообразные змеи-драконы, оставляя неизгладимые следы на своем пути:

Илл.: 1 - Змеиный курган в Огайо (США); 2 - «Змиевы валы", пропаханные змеем, запряженным в плуг богатырем на территориях проживания восточных праславян; 3 - Великая Китайская стена, построенная, согласно старинному мифу, по следам дракона, указавшему место ее строительства: «Китайские писатели часто уподобляли стену древнему гигантскому дракону, хвост которого служил на западе прикрытием Великому шелковому пути от вражеских набегов. Восточный конец стены, на побережье Ляодунского залива, китайцы называют «Ляо Лун Ту», что означает «Голова древнего дракона».Китайская книга мудрости

...В далеком 1790 году на главной площади Мехико нашли «Камень Солнца» и трехметровую статую Коатликуэ. Ее упоминают не так часто, как будто не замечая очевидную связь изображенного на ней с найденным рядом(!) грандиозным символом ацтекского календаря ( собрата майяно-ольмекского Цолькина, только выполненного в радиальной форме). Две Змеи, окаймляющие «Камень Солнца» по кругу, предстают на статуе Коатликуэ в вертикальной проекцииИменно Коатликуэ была пра-пра-бабкой всех мировых парных змей, ставших впоследствии прародителями того или иного народа.  

На илл. - полу-антропоморфные «муже-женские» переплетенные пары древнейших змей-полубогов:  1 - Индии, очевидно, изображающие сестру и брата Васуки и Манасу; 2 -  китайские Фу-си и Нюйва; 3 - эллино-египетские Исида и Серапис; 4 - алхимический андрогин-ребис XV в. из собрания Баварской Государственной библиотеки

Разумеется, как раз-то андрогин алхимиков и намекал - веками, старательно!- на то, каким долгим путем проползли две древние парные змеи, прежде чем превратиться в библейских Адама и Еву у Древа Познания.

Илл.: 1 - Лукас Кранах Младший, "Грехопадение", 1549 г., музей изобразительных искусств, Хьюстон, США; 2- андрогин-ребис на гравюре Иоганна Даниила Милиуса , "Philosophia reformata", 1622 г.; 3 - андрогин-ребис на гравюре Михаила Майера,  "Symbola Aurea Mensa", 1617 г.; 4 - алхимический марьяж на гравюре  Бартелеми Ано, "Picta Poesis", 1552г.

Впрочем, и само это Древо, как оказалось, хранило в себе не одну тайну...

МИРОВОЕ ДРЕВО

§1. СЕФИРОТЫ СТРАНЫ ФУСАН (Ex oriente lux!)

Десять солнц китайского дерева Фусан, ведущего  свою родословную из Америки: "В той стране [Америке] растет много деревьев фусан, и по ним она получила название"  - (проф.Валерий Гуляев, Сколько раз открывали Америку? Легенда о стране Фусан )

"Десять шаров называются Сефирот, которым приписаны числа от 1 до 10. Три колонны называются Милосердие (справа), Жестокость (слева) и между ними Умеренность как объединяющая их сила". Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии

Здесь, пожалуй, следует отдельно остановиться на личности автора вышеприведенного изображения сефиротического Древа каббалы, Афанасии Кирхере. Европейское светило эпохи Возрождения, немецкий ученый-энциклопедист, математик и востоковед, монах оредена иезуитов, составивший самый авторитетный для современников труд «Описание Китайской империи» -  и на сефиротах отметил их "солнечную" онтологию. Заметим, что своих дефировальщиков еще ждут его красноречивыве алхимические гравюры и не до конца прочитанная и понятая дешифровка египетских иероглифов... Кстати, именно из 4-х томного "Эдипа египетского" А. Кирхера (Эдип РАЗГАДАЛ ТАЙНУ СФИНКСА! ) автор взяла данную иллюстрацию.

У китайского дерева фусан,扶桑 где дневали 10 солнц- ТРЕХногих ворон был антипод, дерево жому (или жо), 若木, где эти 10 солнц ночевали. У каббалистического "Древа сефирот" был также антипод - "Древо клипот"...  Позже, в Европе, эти Деревья были объединены в одно: Древо познания Добра и Зла. На последней иллюстрации в этом ряду  - миниатюре из книги Ламберта из Сент-Омера «Liber floridus» (ранее 1192 г.) пример его репрезентации в раннем Средневековье.

Связанные материалы Тип
Путь Логоса. Часть II. София Ариадна Запись
Путь Логоса. Часть III. Троица Ариадна Запись
Путь Логоса. Ариадна Запись

Комментарии

Аватар пользователя Ариадна

ЧТО ТАКОЕ "СМЕРТЬ"

 

Но как и следовало ожидать, Цолькин в самой Мексике повторил себя не только в чьяпасской Тонине в форме "нашей" буквы Ж, но и в своих полных абрисах - на так назывемом "Календарном Камне" в археологической зоне Тамток, Сан-Луис-Потоси (см. ст. http://mcadamsfatih1.blogspot.com/2011/05/calandar-stone-at-tamtoc-san-luis.html). Этот артефакт был отрыт в Мексике совсем недавно, в 2006 году. Интересно, что же они еще отроют...

Итак, благодаря этому каменному изображению мы ЗРИМО и вполне однозначно можем расшифровать содержимое трех семенных логосов: 1) купола православной церкви, 2) "Иглы в Яйце"  русской народной сказки и 3) ключевого положения Цолькина в "скрутках" его двух спиралей, в частности, в верхней, означенной майянским днем-знаком "Смерть" ("Соединитель Миров"). Я думаю, последний аспект интересует всех без исключения, читающих эту тему.

"и небеса свернутся, как свиток книжный" (Ис. 34, 4-5), фр-т сцены Страшного Суда, фреска Монастыря Хора, Турция

Смерть - это «точка сборки» пространственно-временного  континуума. Тот самый Ноль, который в нашей русской сказке зашифрован как "Смерть Кощея - на конце Иглы, которая в Яйце». Иглы – как варианта ствола Мирового Древа и ...оси купола русских церквей, словно выходящая из гиперболической воронки, «вытягивающей» древнее омфал-Яйцо (см.Книгу)вследствии ВРАЩЕНИЯ! То есть, специфическая форма куполов на русских храмах с точки зрения архитектуры получена вследствии «вращения сетчатой поверхности с полярной кривизной, образованной спиральным плетением упруго-гибких стержней». Русский купол. Автор данного резюме, питерский биоинженер Юрий Шевнин  отмечает способность русских куполов «запасать упругую энергию разрушения без разрушения и достигать высокого резильянса (восстановления)». Те же особенности присущи всем подобным криволинейным формам, основанным на природных вихревых движениях в «фазах каплевидности любого объекта», от геометрии молекул и черных  дыр  – до спиральных изгибов на растениях. 

Илл.: 1,2 - две встречные спирали растений; 3 - внутр. спираль юго-восточного купола Храма Василия Блаженного;  4 - «Шишка» храма Минакши, формируемая с одной стороны дэвами, с другой - их антагонистами асурами (чертями),  Мадурай, Тамилнад, Индия

Итак, Смерть. Цитирую источник о "Календарном Камне": "На центральной фигуре изображен жертвенный священник , которого с обеих сторон окружают две обезглавленные женщины, из них льет кровь или поток воды. Женщины, кажется, плавают или находятся в переходном состоянии. Изображены 13 потоков, представляющих календарь на 13 месяцев. Фигуры стоят на черепах, предполагается, что это ссылка на цикл жизни и смерти". 

В завершении, очевидно, необходимо проясненить, КАК ИМЕННО в символизме Православия отражено развитие событий после "Нуля".

Сегодня на "скрутках" куполов церквей, как продолжение и расширение, возвышаются кресты. Существуют предпосылки к тому, что ранее эти кресты имели несколько иную форму. Так называемую "вилочковую". Образцы таких крестов еще сохраняются в древних дораскольничьих некрополях русских монастырей или  в местах, где они прежде существовали. Их можно увидеть в том числе, например, в Звенигородском некрополе,  ( ВИДЕО: https://sibved.livejournal.com/138849.html) ;  Лужецком Ферапонтовом

 Монастыре в Можайске (Московская обл.), костромском Ипатьевском монастыре и даже в Новодевичьем монастыре Москвы.

ВНИМАНИЕ, ГОСПОДА-ТОВАРИЩИ!

Я напоминаю,  что опция Автора "Предоставь Книгу заинтересованному в ней безвозмездно" - для болеее полного и детального прочтения, которое невозможно организовать здесь по тех. причинам, сохранятся в силе. Обращайтесь в Личку.