Провал Просвещения и либерализма

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
Политология
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Слотердайк верно иллюстрирует проблемы Просвещения и либерализма, и ясно что важнее равенство гражданское, а не свобода, потому что свобода гражданская вторичная от правовой, только и несущей в себе необходимое вопрошание равенства. Поэтому с гарантий правовых только и может начаться подлинное движение к демократии, а не с рыночных преобразований как это происходит от Гайдара до Путина. Почему свобода при Путине стремительно и сворачивается, именно в силу зависимости граждан от рынка, в котором они по отсутствию гарантий, как субъекты права, не участники, а присутствующие, в качестве потребителей и жалобщиков. И для возвышения гражданских добродетелей все заботы о культуре, образовании, свободе пустое, решать всё будет бессмысленная толпа (большинство), а куда заводит толпа известно по многочисленным примерам из истории. И граждане воспитанные в традициях трудовой этики, что и законодателями используется, сами никогда не догадаются что для входа в игральный зал рынка необходим входной билет, пособие, где и требуется экономический расчёт, а не какая-то случайность рынка, которой может воспользоваться и любой аферист, как в 90-е годы, и где добродетель излишняя.  Почему и Путин попал во власть по призванию, блату, чиновник (функция) не политик.

Самоопровержение Просвещения — это результат новейшей исто­рии, которая уничтожила все прекрасные иллюзии о «разумном Ином». Просвещение неизбежно будет сходить с ума, избирая прин­цип Левизны,— до тех пор, пока он воплощается в действитель­ность через системы деспотизма. Суть Просвещения — предпочи­тать принцип свободы принципу равенства. Просвещение не смо­жет упорно не замечать того факта, что социализм, которому принадлежали его симпатии, утратил невинность почти в той же мере, в какой ее утратило то, против чего он первоначально выступал. «Ре­ально существующий социализм» в том виде, в каком он существует сегодня, в известной степени делает излишним вопрос о различии левого и правого. Он, конечно, отличается от капитализма, суще­ствуя в доступных научному познанию формах, которые могут иметь свои преимущества и недостатки. Но с капитализмом — равно как и с любым политико-экономическим строем — его роднит нечто общее: почерк жестокой реальности, которая никогда не может быть левее или правее себя самой и которая даже тогда, когда она сотво­рена нами, всегда такова, какова она есть. «Левой» или «правой» по отношению к реальности может быть только мораль. Реальность же, в той мере, в какой она затрагивает нас, может быть приемлемой или ненавистной, сносной или невыносимой. И сознание имеет лишь два варианта для выбора — принимать реальность или не принимать. Говоря предельно просто, именно это и проясняет критика циничес­кого разума. Однако не так-то просто понять, исходя из этого, смысл ныне происходящей деморализации. Деморализация может проис­ходить только там, где существует мораль, пробуждение и освобож­дение от иллюзий и грез может наступить только после пребывания в их плену. Вопрос стоит так: не приближаемся ли мы, переживая деморализацию, к истине?
Мы и в самом деле оказались в сумерках, в которых не видны жизненные ориентиры. Чувство жизни у современной интеллиген­ции — это чувство людей, которые не способны понять мораль­ность аморальности, потому что это кажется им «чересчур уж про­стым». А поэтому ни один человек не ведает, ориентируясь на свой внутренний опыт, каким образом и в каком направлении все будет развиваться дальше.
В циническом сумеречном свете, окружающем впавшее в недо­верчивость Просвещение, возникает специфическое, уникальное чувство безвременья — чувство, в котором соединились стремление лихорадочно действовать и растерянность, желание что-то предпри­нять и уныние, чувство, которое не может вырваться из круговерти повседневной суеты, которое отчуждено от истории и отвыкло радо­ваться будущему. Принципу надежды противопоставлен принцип «ловить мо­мент», «жить здесь и сейчас». По пути на работу люди мурлыкают песенки типа «Не жди лучших времен» или «Бывают дни, когда я бы хотел стать своей собакой». Вечером в кооперативных пивных на глаза попадается плакат, на котором написано: «Будущее отменяет­ся из-за недостаточных капиталовложений и малого трудового учас­тия». Плакат рядом гласит: «Мы — как раз те люди, с которыми нам не велели знаться родители». Одни — честолюбивы, другие — инертны. Тем не менее все ожи­дают чего-то такого, что оправдало бы предчувствие лучших дней, ощущение, будто есть что-то впереди. И весьма многие хотели бы активно включиться — не так важно, во что именно. Ощущают гря­дущий крах — и в то же время катастрофильно тянутся к нему, чувствуют приятную легкую горечь (как принято писать в рекламе шоколада) и всецело уходят в личные переживания, если еще удает­ся держаться в шаге от более худшего. Делают свою работу и говорят себе, что лучше было бы вообще ни с чем не связываться и ни от чего не зависеть. Живут от одного дня к другому, от отпуска до отпуска, от одного вечернего выпуска новостей до другого, от проблемы до проблемы, от оргазма до оргазма, в потоке личных катаклизмов и непродолжительных историй, в судорожном на­пряжении и в то же время вяло. Чувствуют, что какие-то вещи «задевают», но в большинстве случаев происходящее совершенно безразлично. В газетах призывают снова готовиться к борьбе за выживание, туже затягивать ремни, смирять свои притязания, экологи твердят то же самое. Общество сплошных притязаний, черт бы его побрал!
Слотердайк. Критика цинического разума. После разоблачений: сумерки цинизма. Чувство жизни в сумеречном свете.

Связанные материалы Тип
Фикции либерализма как постимперский синдром Дмитрий Косой Запись
Рыночная экономика. Дмитрий Косой Запись
Мир как мироустройство Дмитрий Косой Запись
Либерал Дмитрий Косой Запись
Толпа как фактор прогресса Дмитрий Косой Запись
Мания преследования российских чиновников Дмитрий Косой Запись
Философия просвещения. Дмитрий Косой Запись
Гольбах о праве Дмитрий Косой Запись
Гольбах о законах Дмитрий Косой Запись
Гольбах и либерал-фашизм Дмитрий Косой Запись
церковь и либерализм Дмитрий Косой Запись
эволюция либерализма Дмитрий Косой Запись
Каспаров о фашизме Дмитрий Косой Запись
священное на продажу Дмитрий Косой Запись
левые и правые Дмитрий Косой Запись
политик Лимонов Дмитрий Косой Запись
гомофобия содома Дмитрий Косой Запись
сексуальные излишества Дмитрий Косой Запись
90-ые годы Дмитрий Косой Запись
чиновник и закон Дмитрий Косой Запись
либерал-фашизм и политика Дмитрий Косой Запись
идолы Бэкона Дмитрий Косой Запись
право и закон Дмитрий Косой Запись