Владислав Фельдблюм. Классы, партии и потребности общества (из книги "К общеэкономической теории через взаимодействие наук")

Аватар пользователя professor

"Одним из наиболее важных понятий общественной науки является понятие общественного класса; к сожалению, однако, оно принадлежит к числу тех, которыми все пользуются, не заботясь об их точном определении", - писал М.И.Туган-Барановский [1, с. 503]. Признавая "самое глубокое содержание" трудов К.Маркса и Ф.Энгельса в области учения об общественном классе, Туган-Барановский отметил, что строгого определения понятия "класс" их труды не содержат. Он критиковал некоторые положения марксизма о политической и классовой борьбе. Он привёл пример Англии, где в то время рабочий класс составлял большинство населения и обладал наиболее мощными экономическими организациями, но, тем не менее, обнаружил меньше всего склонности к самостоятельной политической роли. "Это показывает, до какой степени неверно обычное у марксистов отождествление политических партий с конституированными классами", - считал Туган-Барановский [там же, с. 518]. Сам он полагал, что "классовый интерес, как он ни могуществен, есть лишь один из многих интересов, волнующих современное общество", причисляя к таким интересам "национальное чувство" и "религиозный интерес". Туган-Барановский сделал вывод, что группировку населения по политическим партиям определяют "самые сложные и разнообразные чувства, интересы, традиции, привычки и побуждения". Среди всех этих моментов, по мнению Туган-Барановского, "классовые интересы не всегда играют первенствующую роль".

Критикуя марксистские представления о классе и классовой борьбе, М.И.Туган-Барановский дал своё определение понятия общественного класса. Он определил класс как "общественную группу, члены которой находятся в одинаковом экономическом положении по отношению к общественному процессу присвоения одними общественными группами прибавочного труда других групп и вследствие этого имеют общих антагонистов и общие экономические интересы в процессе общественного хозяйства" [там же, с. 507]. Таким образом, критикуя Маркса, Туган-Барановский в своём определении использовал, тем не менее, марксистскую концепцию присвоения прибавочного труда.

Второе определение понятия "класс" принадлежит В.И.Ленину: "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению...к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определённом укладе общественного хозяйства" [2, том 39, с. 15]. Несмотря на внешнее различие, определение В.И.Ленина в главном не отличается от определения М.И.Туган-Барановского. В конечном счёте, и здесь всё ассоциируется с концепцией присвоения, хотя перечислены и другие признаки общественного класса, уже рассмотренные у Маркса или Туган-Барановского.

Понятие о классе неотделимо от понятия о классовой борьбе. Это подчёркивали и Маркс, и Туган-Барановский, и Ленин. Не было бы борьбы - не возникло бы понятие о классе. Будущее коммунистическое общество, в понимании Маркса и его последователей, должно быть бесклассовым. Но в переходный период, при социализме, классовая борьба не исчезает, а "только меняет свои формы, становясь во многих отношениях ещё ожесточённее" [2, том 38, с. 386]. Этот ленинский тезис в дальнейшем развил И.В.Сталин, и это во многом определило его политику репрессий.

В.И.Ленин и его последователи не очертили той границы, за которой классовая борьба начнёт затухать. Можно было думать, что эта борьба должна сопровождать социализм вплоть до его перерастания в бесклассовое коммунистическое общество. Это очевидное противоречие, возможно, разрешилось бы в случае победы социализма во всемирном масштабе. Но этого не произошло. Капитализм выстоял и, во многом изменившись, живёт до сих пор. Репрессии в мире социализма стали ослабевать, и это не удивительно - ведь они не могли продолжаться вечно. Вместе с репрессиями начала сходить на нет и принудительная мотивация труда, которая играла большую роль в командной экономике. В то же время, ни материальный и творческий интерес, ни научно-технический прогресс не компенсировали явное снижение трудовой активности. О дальнейшем уже говорилось. События нашего времени со всей очевидностью подтверждают определяющую роль фактора мотивации труда в социально-экономических переменах.

Современная общеэкономическая теория увязывает понятие общественного класса с фактором мотивации труда. Классовая борьба во все времена и во всех странах - это, в сущности, борьба между теми, кто принуждает людей к труду или поддерживает это принуждение, и теми, кто стремится освободиться от принудительного труда и устроить мир таким образом, чтобы работать стало интересно. Это простое, очевидное человеческое стремление лежит в основе всех зигзагов и хитросплетений истории. Оказывается, это естественное стремление людей не так просто реализовать. Для этого необходим определённый, достаточно высокий уровень развития, причём не только каждого человека, а всего общества. Для этого человечество проходило и ещё будет проходить те ступени, которые можно называть и стадиями экономического роста, и общественно-экономическими формациями. В этом и состоит премудрость понятий о классах и классовой борьбе.

Демократическое общество характеризуется свободой слова и множеством политических партий. Демократия - это, конечно, хорошо. Но и сейчас, через сто лет, актуальны меткие наблюдения М.И.Туган-Барановского относительно издержек демократии. Он отмечал, что огромная доля избирателей руководствуется текущей, преходящей злобой дня, а о завтрашнем дне и не задумывается. Все политические партии это превосходно знают и пользуются этим в своих интересах. Каждая партия выражает интересы только какой-то части общества, но имеет соблазн, получив доступ к власти, навязывать свои интересы всему обществу. Но общество состоит не из партий! Народу нужна стабильная и оптимальная политика, обеспечивающая заинтересованный труд и благосостояние как в настоящем, так и в будущем. Такая политика возможна лишь на основе науки о природе и обществе, но не на основе популизма.

В своё время Владимир Ильич Ленин говорил о том, что коммунистом можно стать, лишь обогатив свою память знанием всех богатств, которые выработало человечество. Это - хорошие слова. В нынешней России их можно адресовать уже не только коммунистам, но и другим партиям. Партия, которая найдёт в себе силу на деле воспринять это ленинское пожелание, сможет оказать неоценимые услуги всему человечеству.

Литературные ссылки

1. М.И.Туган-Барановский. Основы политической экономии. - Санкт-Петербург: Типография АО "Слово", 1909. - 760 с.

2. В.И.Ленин. Полное собрание сочинений, в 55 томах, 5-е издание.

Комментарии

Аватар пользователя philozan

professor пишет:

Понятие о классе неотделимо от понятия о классовой борьбе. Это подчёркивали и Маркс, и Туган-Барановский, и Ленин. Не было бы борьбы - не возникло бы понятие о классе.

И Туган-Барановским, и Лениным даются определения класса как ЭКОНОМИЧЕСКОГО явления, т.е. классами они называют группы людей, имеющие тождественные условия существования. Но "единство" экономического положения людей вовсе не означает единства, объединения самих людей...
Но ведь именно объединение людей в "классы-армии" имеют ввиду, когда говорят о "классовой борьбе"!
Не могли бы вы дать определение класса как ПОЛИТИЧЕСКОГО явления, как "участника" классовой борьбы и определить также, что же это такое..."классовая борьба"?

Аватар пользователя professor

philozan пишет:

professor пишет:

Понятие о классе неотделимо от понятия о классовой борьбе. Это подчёркивали и Маркс, и Туган-Барановский, и Ленин. Не было бы борьбы - не возникло бы понятие о классе.

И Туган-Барановским, и Лениным даются определения класса как ЭКОНОМИЧЕСКОГО явления, т.е. классами они называют группы людей, имеющие тождественные условия существования. Но "единство" экономического положения людей вовсе не означает единства, объединения самих людей...
Но ведь именно объединение людей в "классы-армии" имеют ввиду, когда говорят о "классовой борьбе"!
Не могли бы вы дать определение класса как ПОЛИТИЧЕСКОГО явления, как "участника" классовой борьбы и определить также, что же это такое..."классовая борьба"?

 

Не могу! С позиций междисциплинарной общеэкономической теории, автором которой я являюсь, в наше время классовая борьба постепенно отходит на задний план. В связи с этим теряет своё значение и прежнее понятие "класс". Это особенно заметно в нынешней России. Водораздел между членами общества проходит уже не столько по классовому принципу, сколько по нравственной позиции. И форма собственности тоже перестаёт играть прежнюю важную роль. Сегодня наше российское общество расколото на два лагеря: на тех, кто честно, компетентно и эффективно работает (независимо от его общественного и имущественного положения) и тех, кто паразитирует, ворует, мошенничает, жульничает ( такие также имеются во всех слоях нашего общества). И между этими большими группами будет продолжаться длительное противостояние. В этом и состоит смысл борьбы с коррупцией. Эта борьба будет набирать силу до полного исчезновения коррупции с земли российской! И вот тогда можно будет говорить о новом гуманном обществе, которое я считаю главной целью для России. Вы наверно подумаете обо мне "вот фантазёр". Но это моё глубокое убеждение на основании междисциплинарных гуманитарных исследований.
С уважением и благодарностью за хороший вопрос, Владислав Фельдблюм

Аватар пользователя Сергей Корягин

Корягин - профессору.
Комментарий к тексту В. Фельдблюму о марксизме. Силовой стержень, скрепляющий государство, – единое стремление к безопасности и созданные для выполнения данной функции институты. Экономический стержень, скрепляющий государство, – общественный труд в рамках единой экономической системы. Духовный стержень, скрепляющий государство, – единая культура; это – философия, наука, вера, идеология, искусство, традиции и над всем – единый язык. К факторам, которые могут ослабить «скрепы» государства, можно отнести этническое разделение, многоконфессиональность, многокультурие и многоязычие . Северный Кавказ – постоянная боль России. Сюда же относится и специфически экономическое разделение общества на классы по способу их отношения к средствам производства и, соответственно, к распределению производимых стоимостей.

Экономические классы в истории ведут борьбу за статус, порой жестокую. Именно факт жестокой классовой борьбы Маркс положил в основу своей теории государства и пришел к выводу: только пролетариат – самый многочисленный и революционный класс – путем установления диктатуры может построить общество равенства и благоденствия. Очень хотелось новому мессии как можно скорее покончить с буржуазными режимами в Европе, а заодно и с немецким высокомерием, которое (Маркс предчувствовал?) в XX веке стало причиной великих бед как немцев, так и многих других народов. Радикальная теория была востребована и реализована в России и принесла ей неисчислимые беды. И была «свергнута» самой историей. Я солидарен с экономистом Туган-Барановским в том, что «классовый интерес, как он ни могущественен, есть лишь один из многих интересов, волнующих современное общество» и что «национальный интерес» и «религиозное чувство» здесь не менее значимы. Я бы добавил еще вот что: противоположные экономические классы в наше время не только ведут борьбу, но и мирно уживаются, а также сотрудничают. Мир и согласие царит сегодня в Скандинавских странах, в ряде стран Европы. А если «низы» ведут борьбу против «верхов», то совсем не по марксистской схеме; пример – революции в арабских странах.

Мотивация труда. Есть труд интеллектуальный (умственный) и есть труд физический. Это два крайних варианта. Реальный труд является результатом сочетания в разных пропорциях труда того и другого. Первый, интеллектуальный, – свободен, он выходит из глубочайшей внутренней потребности, природной потребности и является главным признаком, отличающим человека от животного. Думать – нельзя заставить: мысль вытекает из удовольствия мыслить, но ее можно стимулировать и через интерес, в том числе – материальный (мне это нужно, я не могу не мыслить). Второй, физический, может быть свободным, может быть стимулирован через интерес, в том числе – материальный, но может быть и следствием принуждения – следствием давления психического или грубого физического. Труд детей в школе, студентов в вузе – отчасти свободный, отчасти протекает под психическим давлением преподавателя, который создает необходимый интерес (экзамен ждет всех). Труд рабочего на производстве – отчасти свободен, но в большей мере стимулирован материальным интересом: надо работать, чтобы получить средства на жизнь. Труд зэка в нацистских и советских лагерях сопровождался грубым физическим принуждением: не будешь работать – прибьют. Как и труд рабов в античном мире. В эпоху крепостного права крепостники подобным способом «стимулировали» труд крестьян, впрочем, здесь имел место и личный интерес.

Итак, интерес рабочего – это нужда; мне надо – и я работаю; я сам себя принуждаю. Это, разумеется, не игровой интерес ученика начальной школы и не удовольствие свободного труда, вытекающее из глубочайшей внутренней потребности. Труд по нужде тоже может содержать элемент удовольствия, определяемый интересом как таковым (рабочий с удовольствием идет на работу – нередкое явление), но может быть и тяжким бременем, вызывающим неприятное чувство и даже протест. Используя протестное настроение рабочего, марксисты приписывают ему революционный настрой и жажду участвовать в революционной диктатуре пролетариата. Однако даже в случае протестного настроения рабочего волнуют не вопросы формы собственности, прибавочной стоимости, норме эксплуатации, политической власти, его волнует сугубо тред-юнионистский вопрос – величина заработной платы.

«Освободиться от принудительного труда и устроить мир таким образом, чтобы работать стало интересно», – прочитал я интересную мысль у Владислава Фельдблюма. И с этим можно было бы согласиться, если бы понятие «интерес» было однозначным. Интерес, однако, работающий человек может иметь и к труду по великой нужде (семья голодает, и я заинтересован в том, чтобы получить хорошо оплачиваемую работу) и по принуждению (меня заставили, но работа мне нравится; пример – советские «шарашки», советские колхозы). Думаю, для высокой мотивации труда, труда высокопроизводительного, субъективного чувства мало, интереса мало. Сюда следует присовокупить и некий объективный фактор, стимулирующий труд, – право на собственность. Нет, не на ложку, вилку, миску (что имеет и раб), а право на средства производства. Труд предпринимателя, интеллектуальный и физический, свободный, заинтересованный, выполняемый с увлечением и удовольствием порой 24 часа в сутки, является самым высоко и глубоко мотивированным трудом. «Я сам создаю свое благополучие и счастье. Государство помогает мне, общество помогает мне, люди помогают мне, а я помогаю всем через честно выплачиваемые налоги и благотворительные фонды». У наемного работника остаются свои интересы, радости и печали. Свое счастье. И это, если не навязывать миру реакционную утопию с помощью диктатуры, – до конца веков. Четверг, 20 декабря 2012 года

Аватар пользователя professor

Сергей Корягин пишет: "И с этим можно было бы согласиться, если бы понятие «интерес» было однозначным. Интерес, однако, работающий человек может иметь и к труду по великой нужде (семья голодает, и я заинтересован в том, чтобы получить хорошо оплачиваемую работу) и по принуждению (меня заставили, но работа мне нравится; пример – советские «шарашки», советские колхозы). Думаю, для высокой мотивации труда, труда высокопроизводительного, субъективного чувства мало, интереса мало. Сюда следует присовокупить и некий объективный фактор, стимулирующий труд, – право на собственность".

Уважаемый Сергей! Прежде всего разрешите поблагодарить Вас за интерес к моей статье и развёрнутый комментарий. Конечно, я обязательно учту его в дальнейшей работе. Что касается категории "интерес", то я с Вами вполне согласен. Думаю, что стремление к обладанию собственностью для её эффективного использования на пользу себе и обществу входит важной составной частью в обобщённое понятие материального интереса. Что касается "интереса по нужде", то я всё-таки отношу его к фактору принуждения.
С уважением, Владислав

Аватар пользователя lehrer

Все процессы в материальном мире есть материальны, то есть идут с преобразованием энергии, нематериальные процессы это область религии, идеализма, нет материального процесса без разности потенциалов, поэтому всегда были есть и будут полюсные пары противоположностей, которые и есть так называемые классы это группы людей, которые создают полюсную пару противоположностей в системе общество государство, каждая группа-класс-страт этих людей образует полюс.

В системе общество государство (ОГ) полюсной парой — парой противоположностей может являться только та пара на которую эта система может быть разделена (раздвоение единого по Гегелю и диамату) как единое и целое, то есть на полюсах этой пары находятся только люди, образующие каждую противоположность в системе общество государство

Когда речь идет о развитии и саморазвитии системы общество государство в целом, то система ОГ должна рассматриваться не в виде «атомарных» людей, а в виде системы, которая должна иметь полюсную пару противоположностей в этой системе между людьми, составляющих систему ОГ, рассматриваемую как единое и целое.

Лебедев В. Н.
ГАРМОНИЗМ(от слова гармония) это общественный строй не капитализм и не социализм, о противоположностях, противоречиях и о общественно экономических формациях.
СПб., ISBN 978-5-7422-3169-1,
Изд-во Политехнического ун-та, 2011.
http://www.lebedev-v-n.narod.ru/pages/9/91.html

Аватар пользователя Сергей Корягин

Все слишком затеоретизировано и заформализовано. Реальная жизнь у Лерера испарилась.

Аватар пользователя lehrer

Сергей Корягин пишет:

Все слишком затеоретизировано и заформализовано. Реальная жизнь у Лерера испарилась.

 

ваши декларации бемссмысленны....
поэтому ваша демагогия к реальной жизни не имеет отношения

Аватар пользователя professor

lehrer пишет Сергею Корягину: "поэтому ваша демагогия к реальной жизни не имеет отношения"

Не согласен. Думаю, у Сергея Корягина не "демагогия", а хороший, дельный комментарий. И он имеет прямое отношение к реальной жизни.

Аватар пользователя lehrer

professor пишет:

lehrer пишет Сергею Корягину: "поэтому ваша демагогия к реальной жизни не имеет отношения"

Не согласен. Думаю, у Сергея Корягина не "демагогия", а хороший, дельный комментарий. И он имеет прямое отношение к реальной жизни.

 

вы делали бессмысленный комментарий по моему сообщению...
не пытайтесь вашу бессмысленную декларацию, выдать за некий доказательный комментарий...

Аватар пользователя Евгений Волков

lehrer пишет:

professor пишет:

lehrer пишет Сергею Корягину: "поэтому ваша демагогия к реальной жизни не имеет отношения"

Не согласен. Думаю, у Сергея Корягина не "демагогия", а хороший, дельный комментарий. И он имеет прямое отношение к реальной жизни.

 

вы делали бессмысленный комментарий по моему сообщению...
не пытайтесь вашу бессмысленную декларацию, выдать за некий доказательный комментарий...

 

А что? Лебедеву уже стыдно под своей фамилией писать бессмысленные ответы?

Аватар пользователя lehrer

Евгений Волков пишет:

lehrer пишет:

professor пишет:

lehrer пишет Сергею Корягину: "поэтому ваша демагогия к реальной жизни не имеет отношения"

Не согласен. Думаю, у Сергея Корягина не "демагогия", а хороший, дельный комментарий. И он имеет прямое отношение к реальной жизни.

 

вы делали бессмысленный комментарий по моему сообщению...
не пытайтесь вашу бессмысленную декларацию, выдать за некий доказательный комментарий...

 

А что? Лебедеву уже стыдно под своей фамилией писать бессмысленные ответы?

 

мне не стыдно сказать вам правду.... нечего бессмысленные декларации ваши пытаться определять доказательным вашим комментарием к моему сообщению

Аватар пользователя Сергей Александров

Им Вам не понять Вас их.