"Проблема" самого в себе

Аватар пользователя Гость
Систематизация и связи
Логика

  Может ли логика что-то "сказать о самой себе" ? Официальная версия ответа на этот вопрос гласит следующее : если предположить что она может это сделать, значит та логика, средствами которой производится подобное утверждение, будет не той логикой, о которой в нём утверждается - следовательно такое утверждение нельзя считать пригодным для наделения его статусом логической истинности. Как минимум понятна причина, по которой сторонники этой версии неспособны объяснить откуда у них берётся уверенность в корректности тех или иных высказываний о логике - то есть здесь можно отметить сам факт наличия у них этой уверенности при отсутствии возможности её обосновать.

  Перефразирую вопрос следующим образом : можно ли нечто правильно понять о логике ? Как я для себя на него отвечаю ни для кого не секрет, и по кавычкам можно было догадаться, что способ разрешения обозначенной в заглавии "проблемы" видится мне тривиальным, а конкретно - путём постановки вопроса "чем логика не является ?". По факту получения на него чёткого и однозначного ответа уже ничего не мешает наделить соответствующую дефиницию статусом логической истинности :

  • Воспроизводимость = { да >|< нет }

  Тезис определяет граничные условия, на основании которых можно однозначно идентифицировать категориальную принадлежность информационных объектов к "логическим", в граничных условиях антитезиса им соответственно делать нечего, ну а саму дихотомию как критерий противопоставления ничего не мешает использовать при необходимости для получения других логических дефиниций. В этом отношении термин "логика" ничем не выделяется среди прочих логических абстракций, используемых в суждениях, к которым применимы истинностные оценки.

Комментарии

Аватар пользователя Шадрин В.В.

 ЛЕГИТИМНОСТЬ чего либо относится не только к логике,  и без основания этот вопрос не решаем. без привязке к корням в Природе.

Нет логики формальной , есть алгоритмы. Легитимность основана на  очевидности , АБСОЛЮТНО подкрепленная ВСЕМ опытом и на этой основе   ДОГОВОР, Право- легитимность почти та же. Противоречие-это НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ. Чего с чем уже объяснял, матрично это повторяется в любой локальной логике-алгоритме, Если мыслить системно То любое непротиворечивое рассуждение с опорой на ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ неизменно приведет к Творцу. Всего три фактора взаимосогласованность , взаимозависимость  и последовательность , ВСе что надо знать о алгоритме Вселенной алгоритме правильного мышления, чтобы иметь ПУТЬ к правильному Знанию

и изюминка напоследок . Кто не СОГЛАСЕН с этим, тот ВСЕ РАВНО использует то , что не существует в природе -он стремиться избежать ПРОТИВОРЕЧИЯ. т.е . т.е самозамкнутая методика . Повторюсь противоречие -это несогласованность

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Может ли логика что-то "сказать о самой себе?

Может,но при условии наличия своей стороны, которая может быть как внутри логики(внутренняя сторона логики), так и извне(внешняя сторона логики).
"Официальная версия" может не понимать(а соответственно и не принимать) этих сторонних условий логики, а посему и отрицательно отвечать на поставленный вопрос.

А раз стороны две, то и отношение к противоречию двойственно - с одной стороны противоречие отрицается, а с другой,наоборот, утверждается(без него никак нельзя).

....

Аватар пользователя axby1

"Официальная версия" может не понимать(а соответственно и не принимать) этих сторонних условий логики, а посему и отрицательно отвечать на поставленный вопрос.

  Благодарю за столь уместный и своевременный комментарий - я тут как раз следственный эксперимент проводил, по результатам которого

этот вопрос вполне решаем на уровне определений терминов, предоставляющих возможность  идентифицировать на их основании конкретные дискуссионные ситуации - то есть проверить, действительно ли они определяют мотивацию принятия их автором именно таких а не иных решений.

axby1, 31 Октябрь, 2018 - 15:34, ссылка

  То есть то, что именно они не понимают и/или не принимают (в том числе и то, на какой именно вопрос они отвечают отрицательно) вполне проверяемо и как следствие логически определяемо. Представьте себе дискуссию, в которой в ответ на Ваш императив «никогда не говори "никогда"» собеседник прекрасно понимая Вашу мысль начинает от Вас требовать выразить её более громоздким и менее понятным способом, апеллируя к тому что Вы дескать таким образом "нарушаете закон тождества" и привлекая Аристотеля в свидетели логической обоснованности своего встречного императива... Блин, только хотел дать Вам ссылку на фрагмент дискуссии, подтверждающий эту мысль, как выяснилось что Спокус решил подчистить следы явной лажи в своих суждениях по этому вопросу. Но ветка была короткой, так что по памяти восстановить её будет несложно :

Спокус : Аристотель запрещает употреблять глагол "косить" сразу в двух значениях - "кошу траву" и "кошу под дурака".

axby : "Я кошу траву под дурака". Ну типа оседлал косу, и скачу на ней как дурак, размахивая из стороны в сторону. Я понимаю что буду выглядеть глупо, но по-моему ещё глупее было бы спрашивать у Аристотеля разрешения выразить эту мысль таким образом, ведь она вполне доступна для понимания.

Спокус : В этом примере Вы не косите траву, а косите только под дурака.

axby : Нет, в этом примере я кошу траву, хоть и делаю это менее эффективно чем если бы косил её как все нормальные люди.

Спокус : Ну это как в том анекдоте - "Лёва, ты думаешь если ты ходишь всё время по камере то ты не сидишь?"

axby : Против этой аналогии не возражаю, но в пользу чего она говорит ? Очевидно в пользу лаконичности и удобочитаемости такого способа выражения мысли, который Аристотель (а точнее Вы как вольный его интерпретатор) запрещает использовать. По крайней мере в других контекстах мне не приходилось встречать Ваших апелляций к тому что Вы называете "нарушением закона тождества".

  За что меня как это водится обозвали "шулером", не обременяя себя обоснованиями столь нелестной оценки моих действий. В общем можете сами убедиться в том, что кроме междометий возразить им на мои аргументы нечем, и как следствие остаётся лишь игнорить мои слова, подчищая от греха подальше свои темы от информации, несовместимой с их идеологическими предрассудками. Как дети малые...

А раз стороны две, то и отношение к противоречию двойственно - с одной стороны противоречие отрицается, а с другой,наоборот, утверждается(без него никак нельзя).

  Думаю что термин "противоречие" лучше не трогать, ведь по факту обнаружения противоречий в суждениях производится идентификация логических ошибок, поэтому я исхожу из того что "безошибочных противоречий не бывает". "Противоречивой" в том смысле в котором употребили этот термин Вы является лишь форма выражения мысли, поэтому во избежание наложения "внешней противоречивости формы" на "внутреннюю противоречивость содержания" я бы предложил называть форму мысли не "противоречивой" а, скажем, "рекурсивной" - то есть возвращающей корректный результат, ведь выраженная таким образом мысль как правило понятна, а потому не требует корректировки формы в которую она облечена.

Аватар пользователя Vadim Sakovich

Сформулируйте как вы понимаете закон тождества Аристотеля. Возможно, что и в этом случае вы его интерпретируете по-своему. Можете использовать для примера слово косить.

Аватар пользователя axby1

Сформулируйте как вы понимаете закон тождества Аристотеля.

  Никак не понимаю, и уверен что к Вам это относится в равной степени, поскольку в ответ на мои многократные просьбы привести пример его нарушения Вы приводили только те примеры, которые подтверждают обратное - я же только что об этом писал :

Представьте себе дискуссию, в которой в ответ на Ваш императив «никогда не говори "никогда"» собеседник прекрасно понимая Вашу мысль начинает от Вас требовать выразить её более громоздким и менее понятным способом, апеллируя к тому что Вы дескать таким образом "нарушаете закон тождества" и привлекая Аристотеля в свидетели логической обоснованности своего встречного императива.

...

Против этой аналогии не возражаю, но в пользу чего она говорит ? Очевидно в пользу лаконичности и удобочитаемости такого способа выражения мысли, который Аристотель (а точнее Вы как вольный его интерпретатор) запрещает использовать. По крайней мере в других контекстах мне не приходилось встречать Ваших апелляций к тому что Вы называете "нарушением закона тождества".

  Так Вы можете привести пример в котором нарушение того что Вы называете "законом тождества" приводит к каким-то непоняткам а не наоборот ?

Возможно, что и в этом случае вы его интерпретируете по-своему.

  Я его интерпретирую так, как это предположительно понимал Аристотель :

  Я это формулирую так : корректное определение одного и того же должно быть одним и только одним. Причём всё равно какими словами выражать заключённую в определении мысль - главное чтобы оно было понятно. Инерция мышления на автомате приписывает свойство произвольности (субъективности) самим смыслам, хотя в действительности оно присуще только выбору языковых средств для их выражения, при том что целевым ориентиром этого выбора является их (смыслов) полная воспроизводимость. То есть удачный выбор выразительных средств способствует увеличению вероятности того, что удастся указать именно на "этот" смысл, а не на скажем "соседний". Вот и весь закон тождества.

  Сравните :

  • выражая данную мысль я стремлюсь к тому, чтобы меня поняли хотя бы на 90%
  • выражая данную мысль я стремлюсь к тому, чтобы вероятность того что меня поймут правильно была хотя бы 90%

  Для меня первый вариант звучит как "почти логично" или "плюс-минус этот или совсем другой смысл". А другие почему-то отдают предпочтение именно ему, не говоря уже о том что запрещают мне пользоваться вторым вариантом. И после этого рассказывают мне о том, как следует правильно понимать закон тождества.

  А от ваших интерпретаций он по моим представлениям в гробу устал ворочаться.

Аватар пользователя Vadim Sakovich

Я его интерпретирую так, как это предположительно понимал Аристотель :

  Я это формулирую так : корректное определение одного и того же должно быть одним и только одним. Причём всё равно какими словами выражать заключённую в определении мысль - главное чтобы оно было понятно. Инерция мышления на автомате приписывает свойство произвольности (субъективности) самим смыслам, хотя в действительности оно присуще только выбору языковых средств для их выражения, при том что целевым ориентиром этого выбора является их (смыслов) полная воспроизводимость. То есть удачный выбор выразительных средств способствует увеличению вероятности того, что удастся указать именно на "этот" смысл, а не на скажем "соседний". Вот и весь закон тождества.

Закон тождества довольно простой. Он говорит не о том как надо, а о том как нельзя. :)

Нельзя в рамках одного рассуждения о чём-то, одно и то же слово (словосочетание) использовать в разных его значениях.

Если коротко, то вот и всё.

Аватар пользователя axby1

  Мне в принципе непонятно как можно о чём-то уверенно утверждать и при этом не видеть для себя возможности помыслить подкрепляющий данное утверждение пример. Не думаю что Аристотель позволял себе так безответственно сорить словами.

Аватар пользователя Vadim Sakovich

Это вы о чём? О законе тождества? Или вообще - о каких-то возможностях и виденьях? И о каком данном утверждении вы говорите?

Всё остальное - понятно.

Аватар пользователя axby1

 Всё остальное - понятно.

  Всё остальное не имеет значения. Кроме этого :

  Так Вы можете привести пример в котором нарушение того что Вы называете "законом тождества" приводит к каким-то непоняткам а не наоборот ?

  Кто б  сомневался что Вы этого вопроса не заметите. Какую отвлечённую тему предложите обсудить на этот раз ?

Аватар пользователя Vadim Sakovich

Так уже ж жеж разбирали пример. Это когда вы рассуждаете (мыслите, дискутируете, описываете...) о том как косить траву, но под словом косить в этом самом рассуждении начинаете с какого-то момента подразумевать косить под дурака. То есть, не оговариваете свой переход к рассуждению уже о другом, где слово косить имеет другое значение.

Аристотель говорит, что в таком случае, а именно. Когда не оговаривается переход к рассуждению о другом, или даже к рассуждению о том же, но в другом отношении, или, например, и о том же, и в том же самом отношении, но о разных временах существования этого самого - о чём идет рассуждение (а также и со всеми другими возможными уточнениями)... так вот это и будет нарушение закона тождества, так как рассуждения такого типа теряют смысл - их уже нельзя назвать адекватными рассуждениями.

А если ещё в разговоре о том как косить траву вы, кроме подразумевания косить под дурака, в конце рассуждения добавляете, что были у врача, то вообще никто не догадается что вы имеете в виду.

Ведь для этого надо знать характер и особенности рассуждения этого проХфессора (axby1). Он ведь, говоря в разговоре о том как косить траву, имел ещё в виду, посещая врача, что он косит! В смысле, имеет такой небольшой деффект зрения и поэтому был у врача. Так вот, Аристотель требует, чтобы переход к другому значению слова был оговорен, потому что косить траву и косить взглядом - понятия, мягко говоря, не совсем тождественные.

 

Аватар пользователя vlopuhin

А вот врач то Вам здесь и не поможет, это Вам не от армии косить, мы таких пацанов на раз раскусываем.

Аватар пользователя Vadim Sakovich

Анекдот моего дества:

Медведь встречает в лесу зайца.
– Косой, а почему ты в армии не служишь?
– Так, ведь, у меня зрение плохое.
– Как это плохое?
– Как-как?! Вот смотри, ты видишь на том пригорке, вдалеке, кустик с жёлтыми листочками?
– Вижу!
– Ну, вот! А я – не вижу.
 

Аватар пользователя Ren

- Как поймать зайца?
- Hадо спрятаться за деревом и издавать звук морковки.))

Аватар пользователя Vadim Sakovich

Истинного математика больше интересует вопрос: как поймать шесть львов в пустыне?
 

Аватар пользователя Ren

Методы поимки одного льва я-таки нашла, загуглив. Но зачем целых шесть? И как?

Да и вообще: тут на ФШ - не пустыня, а тёмный лес. Потому львы тут не водятся, только зайцы.))

Аватар пользователя Vadim Sakovich

Любой уважающий себя математик скажет: чтобы поймать шесть львов в пустыне, надо поймать десять, а четырёх - выпустить.

Аватар пользователя Алла

И я встряну.

Наиболее полно демонстрирует  закон тождества - Бритва Оккама, т.е. если сформирован по данной проблеме набор сущностей, то является недопустимым, в процессе рассуждений, расширение их состава, иначе можно выйти на проблему связать всё со всем.
Кроме того, этот закон запрещает расширять состав посылок и их предикатный состав. 
А в общем, нарушение этого закона приводит к тому, что возникает новая проблема взамен исходной. 

Аватар пользователя Геннадий Макеев

Вадим

Закон тождества довольно простой. Он говорит не о том как надо, а о том как нельзя.

Мне видится, что вы никак не учитываете того различия в законе тождества, которое выводит от дела(на деле) к слову, у которого иное дело, а соответственно и иное время(переоткрытое время), которое для тождества на деле оказывается наименее очевидным, а значит вопрошающим, требующим разрешения вопроса. У Аристотеля это " в порядке вещей" - связь(тождество) наиболее очевидного с наименее очевидным, которое "необходимо уточнять во  избежание словесных затруднений". А такие затруднения появятся если исключать из тождества его различие. Да и само тождество(и закон) никак невозможно было бы выразить словом, т.к. "всё сказанное оказывалось бы ложью", т.к. не было бы тождества как соответствия дела слову или слова делу(тому, что на деле/в реальности).

...Вот и получается, что прикрываем свою простоту Аристотелем как ширмой(в своих корыстолюбивых целях), т.к. у Аристотеля иная простота, имеющая в себе некоторую сложность.

....

....

Аватар пользователя kto

"Проблема" самого в себе

Проблему самого в себе описал Гегель бытием. Бытие не имеет формы, это бесформенная материя. В нашем мире такой бесформенной материей является электрон на орбитали атома. Но в этой материи спрятана форма, которая является при смещении электрона с орбитали внешним сигналом. Болдачев эту форму называет умвельт. Ваша формула Воспроизводимость = { да >|< нет } рисует как из бытия (нет) является форма (да). Эта форма это я. Электрон на орбитали это я само в себе. Но это не я живого субъекта, а я электрона, а из я электронов генома (молекулы ДНК) собирается Я субъкта.

Аватар пользователя axby1

  В моём представлении электрон не является атомарной частицей - ссылка.

Аватар пользователя kto

И в моем представлении элетрон не является  атомарной частицей. В моем представлении электрон это бесформенный элемент атома, из которого внешний сигнал выбивает форму, приводя электрон в движение (смещая электрон с орбитали атома).

Аватар пользователя Алла

Электрон на орбите вполне представим уравнением Шредингера, т.е. электрон на орбите - есть стоячая электро-магнитная волна и именно поэтому в этом состоянии он не имеет импульса.

Аватар пользователя kto

В качестве ответа приведу нашу дискуссию с Евгением Ивановым.

kto, 21 Октябрь, 2018 - 19:43, ссылка

Евгений Иванов, 21 Октябрь, 2018 - 16:36, ссылка

Динамика квантовых объектов описывается уравнением Шредингера которое описывает лишь как меняются во времени квантовые потенции, но оно не описывает сам переход из потенции в акт, т.е. не описывает какие-либо определенные события, а описывает лишь возможность тех или иных событий. 

По моим представлениям здесь вы описали молекулу ДНК бактерии. В молекуле ДНК, спрятавшейся за мембраной не происходят никакие события, пока сквозь мембрану не пройдет сигнал в клетку, деформируя ген молекулы ДНК. То есть, молекула ДНК в клетке обладает возможностью перехода из потенции в акт по сигналу из внешнего мира. Переходит из потенции в акт не вся молекула, а ее ген, априори структурно связанный с внешним сигналом. Этот переход из потенции в акт совершает полимераза двигаясь по структуре гена и деформируя структуру.

Для объяснения перехода потенций в акт постулативно вводится "редукция волновой функции", которая, как показал фон Нейман, невыводима из уравнения Шредингера. Редукция всегда связана с актом измерения (наблюдения)

Этим актом наблюдения является транскрипция гена полимеразой, котрая индуктирует в гене форму чувственности, а структура разных генов разная, один ген несет чувство приятного , а другой неприятного.

 

Аватар пользователя axby1

  Вот ещё один пример взаимодополняющих высказываний, представленных в форме противоречия :

  • абстракции по определению истинны, поскольку предназначены для понимания
  • абстракции по определению ложны, поскольку никто ни одну из них никогда не видел и не увидит

  Столько оживлённых споров по этому вопросу приходилось здесь наблюдать из-за того что у каждого философа на этот счёт своё "большое и светлое мнение", заслоняющее ту мысль, что второй вариант здесь лишний.

Аватар пользователя Ren

https://yandex.ru/images/search?pos=10&img_url=https%3A%2F%2Fbutterflyco...
Ну и что ты тут понял, в этой абстракции?))

Аватар пользователя rpa

Ren, 7 Ноябрь, 2018 - 03:46, ссылка

Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол" — не верь глазам своим!

Из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова. 
Цитируется: как шутливо-иронический совет критически относиться к чужим словам, мнениям, оценкам, рекомендациям и т. д

У Гегеля есть любопытная статья "Кто мыслит абстрактно", люди называющие подобную "мазню"  "абстрактным искусством", конечно же её не читали!)))

Могу даже в двух словах передать её содержание: Если мы ругаемся как базарные торговки, значит мы мыслим абстрактно!)))

У "мэтра" Диалектики, даже чувство юмора было диалектическим...

Аватар пользователя Vadim Sakovich

Чтобы сделать рагу из зайца, надо иметь хотя бы кошку.

Чтобы говорить "по определению" надо сначала дать хоть какое-нибудь определение абстракции, ведь есть несколько значений этого слова, причём все они вполне достойные и используемые. Но, к сожалению, говорят о разном.
 

Аватар пользователя axby1

  У слов самих по себе нет значений. Я так понял что вы выводите значения из слов а не наоборот, и не пойму зачем вам это могло понадобиться.

Аватар пользователя Vadim Sakovich

У слов самих по себе нет значений.

Вы хотите сказать, что слова ничего не обозначают? У слова, значиццца, нет обозначаемого, то есть - значения?

Аксиома как нечто, требующее доказательство, тихо курит в углу, обливаясь слезами зависти глядя на слова, которые ничего не обозначают. У аксиом отобрали пальму первенства. Пошто издеваетесь над бедолагой?

Аватар пользователя axby1

У слова, значиццца, нет обозначаемого, то есть - значения?

  Буквы вы тоже значениями наделяете ?

Аватар пользователя mp_gratchev

axby1, 7 Ноябрь, 2018 - 13:51, ссылка

[У слова, значиццца, нет обозначаемого, то есть - значения?].   Буквы вы тоже значениями наделяете?

Дмитрий, Вы не обременяете себя аргументацией, а сразу зрите в корень. Как, впрочем, и я сейчас.

--

Аватар пользователя axby1

  Ну да, я действительно считаю что зрю в корень. Что же касается аргументации, то на мой взгляд Вы несколько преуменьшили, ведь я довольно многословно и многократно по этому поводу высказывался, при том что все мои ключевые вопросы собеседниками игнорировались.

Аватар пользователя Vadim Sakovich

У врача-психотерапевта:

– Здравствуйте, на что жалуетесь?
– Доктор, понимаете ли, тут вот у меня такой случай часто возникает. Я своим собеседникам тщательно объясняю свою концепцию, аргументирую, доказываю, привожу многочисленные примеры. А также сопоставляю их виденье со своим по одним и тем же вопросам. Самые главные моменты я повторяю, используя разные подходы. Но вот что интересно – у меня создаётся иногда впечатление, что они не всегда вслушиваются в то, о чём я говорю…
– Здраствуйте, на что жалуетесь?
 

Аватар пользователя rpa

Vadim Sakovich, 7 Ноябрь, 2018 - 21:34, ссылка

Здравствуйте Vadim Sakovich, на что жалуетесь? )))

Аватар пользователя Vadim Sakovich

- Доктор, жалуюсь на то, что когда пью чай, начинает болеть левый глаз.

Аватар пользователя rpa

Vadim Sakovich, 8 Ноябрь, 2018 - 06:03, ссылка

- Доктор, жалуюсь на то, что когда пью чай, начинает болеть левый глаз.

Сходите к окулисту! Пусть вытащит банан из вашего уха!)))

Аватар пользователя Vadim Sakovich

Мой доктор сказал, что когда пьёшь чай, надо из стакана вынуть ложечку.

Аватар пользователя mp_gratchev

>> axby1, 7 Ноябрь, 2018 - 19:27, ссылка
Ну да, я действительно считаю что зрю в корень. Что же касается аргументации, то на мой взгляд Вы несколько преуменьшили, ведь я довольно многословно и многократно по этому поводу высказывался, при том что все мои ключевые вопросы собеседниками игнорировались.

.

"я довольно многословно" - Аргументация не графоманство, а обоснование по существу заявленного тезиса.

--

Аватар пользователя axby1

  Здесь последняя версия обоснования по существу, более ранние цитаты влом искать.