Право и системность

Аватар пользователя kroopkin
Систематизация и связи
Философия политики и права
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Любопытное бурление (религиозного класса, подкласса "профанирование святого") вызвало мое замечание, что системность не может входить в родовой комплекс характеристик для понятия "право": http://philosophystorm.ru/chto-takoe-pravo-1 

А казалось бы, возьмите самые первые списки вроде законов Хамураппи или Русской правды. Или - правовые комплексы англо-саксов...

Да и по генезису: право возникло как способ обработки типовых случаев выходов за пределы социального порядка, рутинизация обработки относительно простых, но массовых случаев. И поскольку социальность многочисленных гео-распределенных социоров сложна - то проявление права в виде клуджа - вполне естественна.

Другое дело, когда системный мета-нарратив (Лиотар) захватывает головы. Тут энтузиасты начинают городить из клуджа традиции - систему.

Как результат - мы имеем правовую систему, у окормляемых которой стоны по справедливости становятся "генетическим" "культурным кодом"...

 

Комментарии

Аватар пользователя Khanov

kroopkin, 12 Февраль, 2024 - 11:59

системный мета-нарратив (Лиотар)

упс!

стершаяся метафора образа действительного положения вещей, принявшая социально-нормативный статус (истина, справедливость)

Павел, за вами не поспеть!=) Радует постмодернистский лексикой, по нынешним временам - это как цитировать Гомера. Прочтите дигимодерн Кирби, оксфорд, 2009. Не пересказать - игра слов 200+ страниц. Лекарство от её забвения его аспирантами, мастер-класс, что-бы им было что интерпретировать.

всё естественно

клудж

=черный лебедь нассима талеба

Аватар пользователя Khanov

kroopkin, 12 Февраль, 2024 - 11:59

если встретите живого постмодерниста - сообщите, хочу посмотреть на такое ретро-чудо

это тот, кто Вас поймёт

Аватар пользователя kroopkin

Зеркало сами поставите? laugh

Аватар пользователя Khanov

kroopkin, 12 Февраль, 2024 - 14:09, ссылка

не, я больше по классике,

Аватар пользователя kroopkin

Извините, но ничего не понял... sad В чем Ваш тезис?

Аватар пользователя Khanov

kroopkin, 12 Февраль, 2024 - 14:09, ссылка

Извините, но ничего не понял... sad В чем Ваш тезис?

упс!

заметил мысль

Аватар пользователя Шадрин В.В.

Гармония это Порядок взаимодействия частей в Целом. Как частный случай золотая пропорция, карма и реинкарнация все псс Этот Природный порядок и есть основание и права, и этики, даже математики. Если бы люди искали корни всех категорий и исканий, многое бы изменилось.и нет безобидных и нейтральных исканий и убеждений. Потому что в основе всего последовательность, частью процесса чего мы и являемся со всеми мыслями и чувствами, потому и имеем то что имеем. Возьмите всеобщность права, задайтесь вопросом откуда и почему,одно это покажет стремление неосознаваемое права от людей двигаться к т.н. законам природыеще один немаловажный аспект право это часть соц.педагогики и без знания взаимосвязей, которые действуют в единстве системно право не будет эволюционно положительно работать
Древо познания Добра и зла. Следствия ,Последствия. Сегодня это мы вчера...
Право не существует вне цели, цель это системное понятие. И цель от людей по глупости может не сопадать с целью Природы Гармонией, но Последствия диктуют не люди.без кармы и реинкарнации этот аспект темен и необьясним.
Нельзя составить несвязанное мнжду словами предложерие ,а эсвязь и есть суть системы и речь и развивалась как отражение системного мира,но пришли Пригожины и др.лжефилософы и обьявили псс вне науки

Аватар пользователя kroopkin

Хороший гимн системности... Однако: гармония - она не только система. Одного золотого сечения - маловато будет - все творения архитектуры высшего уровня - разные...

То, что сознание старается "все упорядочить" - есть такой аспект. Но обращу внимание, что и такой полностью рукотворный социальный объект, как язык, - увы несистемен - исключения из правил не дадут соврать.

Так что, и сознание не целиком системно (лишь та его часть, что задействована в суб-культурах строгого мышления), и внешний мир не позволяет себя покрыть "строгими кусками" без "шрамов" разрывов...

Ну а в части права, если в месте, где его жрецы пляшут свои ритуальные пляски вокруг системности права, а народ плачет по справедливости, да и правоприменение гибко до неприличия - то вопрошание адекватности подхода вполне правомерно. Тем более, что в ответ идёт лишь "да что тут думать? - трясти надо!"

 

Аватар пользователя Шадрин В.В.

Прочтите анимательно гармония это порядок ,алгоритм Вселенной,где как указал очевидное частное золотое сечение.
Даже ад это часть порядка.
Язык не рукотворен,т.е. это не социальный конструкт у него есть природные корни , к тому же указав на некие исключения из правил, вы показали что считаете его мертвым и неразвивающимся и самодостаточным .
Я не владею корнями языка, могу сказать то что понял с подсказки других и что согласовалось с моим мировоззрением. Более адекватным языком ,отражающим силы вселенной, их количество и геометрию является староеврейский язык.
Возьмите даже наш, написание Петроград,Петербург и своей фонетикой и первой буквой настраивает на достоевщину.
Я не думаю что вы глубоко знаете Язык чтосогласовывали нп клленке свой аргумент о праве.
О системности права говорят сферы которые оно пытается регулировать!!!!!!!
К чему обращается. К психологии, к физике ,химии.....,херомантии
Мотивы, и право избирательность права, влияющая на ожидания справедлтвости . И сама связь напрашиваемая и очевидная с понятиями философии и свободе в том числе. Влияние на доверие на атмосыеру в обществе и вы будете говорить что это мимо системности.
Оригинальность не способствует проницательности и никогда не будет вне оценок истины, спрятаться не удасться ,потому что все взаимосвязано и последовательно а это и есть суть системы.

Аватар пользователя kroopkin

Сорри, понял Ваш уровень понимания написанного. Завершаю беседу. Удачи!

Аватар пользователя Дилетант

что системность не может входить в родовой комплекс характеристик для понятия "право"http://philosophystorm.ru/chto-takoe-pravo-1 

...Да и по генезису: право возникло как способ обработки типовых случаев выходов за пределы социального порядка,
...проявление права в виде клуджа - вполне естественна.

Другое дело, когда системный мета-нарратив (Лиотар) захватывает головы. Тут энтузиасты начинают городить из клуджа традиции - систему.

клудж устройство, программа или часть программы, которые теоретически не должны работать, но почему-то работают (С). 

Вы же тут всё и сказали о "праве": 
право возникло 
...проявление права ...вполне естественна.
энтузиасты начинают городить

Система как раз и "рождает" всякие "нормы поведения", называемые "правом".
Однако, право написания этих норм существует изначально.

 И вы верно сказали: проявление права.

Спасибо.

PS. 
"V....люди установили в свою пользу права, различающиеся сообразно нравам и у тех же самых людей нередко меняющиеся с течением времени; что же касается права естественного, то такое не существует вовсе, ибо все люди и прочие живые существа по природе стремятся к своим выгодам: оттого справедливости или нет вовсе, или, если и существует какая-нибудь справедливость, то она есть величайшая глупость, ибо кто станет заботиться о чужой выгоде, тот повредит себе".

IX. ...человеческой природе свойственно, в согласии с разумом, в этих обстоятельствах руководствоваться здравым суждением и не уступать ни угрозам страха, ни соблазнам доступных удовольствий, и не предаваться безрассудному порыву; а то, что явно противоречит такому суждению, следует рассматривать как противное также естественному праву, а тем самым – и человеческой природе.

XII. А вот, кроме первого, естественного, и другой источник права, а именно – проистекающий из свободной воли бога10, повиноваться которой беспрекословно повелевает нам самый наш разум. Но и самое естественное право, о котором мы упоминали, или та самая общительность, равно как и так называемое право в более широком смысле, хотя и проистекают из внутренних, присущих человеку начал, тем не менее, могут быть с полным основанием приписаны самому богу11, потому что ему было угодно, чтобы такие начала были нам присущи: в этом смысле Хризипп и стоики полагали, что источник права не следует искать нигде, кроме самого Юпитера, и что по имени последнего, по всей вероятности, у латинян дано название самому праву12.

XV. А затем, так как соблюдение договоров предписывается естественным правом...

XVI. ...мать естественного права есть сама природа человека, которая побуждала бы его стремиться ко взаимному общению...

XXXI. Поэтому, если бы жрецы истинной справедливости предприняли попытку изложить отдельно естественную, неизменную часть юриспруденции, выделив то, что имеет источником свободную волю; если бы один из них излагал учение о законах, другой – о податях, третий – о должности судей, четвертый – об истолковании воли, пятый – о достоверности фактических доказательств, то из собрания всех частей могла бы получиться стройная система.

XXXIX. ...Основные же начала естественного права, если обратить на них внимание должным образом, ясны и очевидны сами по себе почти так же, как и то, что мы воспринимаем нашими внешними чувствами, которые не вводят в заблуждение, если только органы чувств находятся в надлежащем порядке и все необходимые для них условия имеются налицо.

XL. ...Первым путем обнаруживается естественное право, вторым же – общее право народов; различие же между тем и другим определяется отнюдь не различием терминов, ибо авторы в разных местах нередко смешивают названия естественного права и права народов, но именно качествами самого предмета. Ибо если какое-либо положение не может быть выведено из достоверных начал с помощью столь же достоверного умозаключения и тем не менее оказывается, что оно повсюду соблюдается, то отсюда следует, что оно своим источником имеет свободную волю людей.

XLVIII. ...Предположение, что ветхий завет есть самое право естественное, несомненно, ошибочно, потому что весьма многое в этих книгах на самом деле имеет источником свободное произволение божие, хотя и ни в чем не вступает в противоречие с подлинным естественным правом...

LIII. ...Мало того, они называют правом народов часто то, что соблюдается только некоторыми народами, что отнюдь не имеет основания в каком-либо соглашении, а представляет только предмет взаимного подражания или же случайного заимствования одними народами у других.

...3 Плутарх следующим образом передает это обращение Помпея к мамертинцам: «Когда же вы прекратите чтение законов нам, препоясанным мечом?». Квинт Курций: «До такой степени война извращает даже естественный порядок и право» (кн. IX).

Вернуться к текстуГуго Гроций. О праве войны и мира

Аватар пользователя kroopkin

Спасибо и за отзыв, и за хорошую выборку из Гроция.

Однако гоббсова проблема у него остаётся неохваченной: как возможен договор если задействованы только эгоисты? smiley

Или, другой, но пересекающийся вопрос: ежели люди биологически приматы, то как происходит обуздание Альф? Почему беты вдруг координируются, и обуздывают альфу, вводя того в рамки: "ты - лишь первый среди равных!"

Аватар пользователя Дилетант

kroopkin, 13 Февраль, 2024 - 11:00, ссылка
как возможен договор если задействованы только эгоисты?

...3 Плутарх следующим образом передает это обращение Помпея к мамертинцам: «Когда же вы прекратите чтение законов нам, препоясанным мечом?». 

Если встретились два одинаковых эгоиста, тогда возникает противоречие между ними, которое решается либо силой - механическим договором, если ума нет; либо договором на словах, если ум есть.

Но тема же о "праве и системности", а не о диалектике выхода из противоречия.
Гроций разделяет "право" на естественное право и право народов. 
Право народов - это некая "система прав", по которой осуществляется (живёт) система общества, конкретного народа. 
Естественное право - исходный пункт, без которого никакое "право народов" (право организма) не осуществляется.
Например, пресловутый БВ происходит по естественному праву.
Естественное право пользования "мечом" (инструментом) есть у любого народа, человека, даже обезьяны, даже у вируса.
Но многим живым хватает собственных "рук" для исполнения желаемого.
Естественное право есть у живого пытаться исполнять желаемое или не пытаться его исполнять. Право выбора.
Вряд ли у БВ или вируса есть право выбора по желанию.

Аватар пользователя kroopkin

Имхо " естественное право" - тут другой знак, чем прАво, которое в посте, тут знак от "естественные правА". Ибо прАво - конструкт социальный. А правА / свободы / статусы - они и социальные, и индивидуальные... Но конечно же они - часть прАва.

Ваш БВ - это что?