Постмодернизм в философии

Аватар пользователя Дмитрий Косой
Систематизация и связи
История философии
Онтология
Логика
Ссылка на философа, ученого, которому посвящена запись: 

Вымысел больше реальности. Д. Косой

Направление мышления не есть философия (диалог), а скорее направление идей в ней, и если идеи возбуждают творцов и читателей, то это всегда хорошо для развития в сфере мышления. Пройдусь коротко по идеям, и имеют ли таковые перспективы развития в мышлении, или ведут по моему мнению в никуда (пустоту). Философия не имеет истории, это важно заметить, а имеет специфику для своего времени, ведь мышление не определяется в пустоте, оно всегда социально ориентированное во времени. Мировоззрение, свобода, и критика, не имеют к философии отношения, в диалогах Платона это уже видно. Что истина множественная - это шизоидный бред, истина дана здесь и сейчас, а значит она всегда одна и во времени, а объективная "сущность" конечно фикция, но фикция имеет право на существование у конкретного идиота. Знание и действительность к философии не имеют отношения, они материал мышления и не более того, и например Блаватская разве не могла мыслить, могла, значит уже философ. "действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков;" - ха-ха, а может всё наоборот, "желания" формируются под действительность, это также бессмысленное предположение. "Человеческое познание" с миром никак не связано, мир - единое, а другое частное, а при случае и общее. "Главная задача постмодернистов — сломить многовековой диктат законодательного разума" - такого разума нет, подразумевается склонность идиота к разумному поведению, и что для него естественно, но при неправильном воспитании он мог бы поучать равных себе, и строить из себя законодательную "силу", Гольбах таков, умный, но недостаточно воспитанный, читаешь его антирелигиозный бред, и не понимаешь как такое можно написать, и сумасшедшему 20 века простил бы, но не в 18 веке Просвещения и разума. "Уже в середине ХХ века западные исследователи заявляют об «устарелости человека», а следовательно и человеческих экзистенциалов, важнейшим из которых является любовь. В лагерях уничтожения индивид аннулируется, человек превращается в экземпляр." - и странно связывать человека с "уничтожением" его, уничтожение также входит в задачу при определенных обстоятельствах рынка, и в войнах например, но в войне есть цель, а за целью прежний человек исчезает, и возрождается новый. Рынок ведь не гражданский имеем сейчас, так и конкуренция за место под солнцем всегда есть и будет. Правильно кто-то сказал что и война испытание, а значит никакого уничтожения человека нет, и иное дело когда цели пустые, и ничего не значащие, и это бывает, но и деградация не чужда природе человека. Любовь - следствие брака, а значит и "брак" тогда плохой сейчас, и скорбеть об отсутствии любви - пустое. "Философы постмодерна констатируют: техника вытесняет человека. Экономические отношения производства и сферы услуг овеществляют человека ..." - это уже явный бред по Марксу, что на человека что-то может влиять, здесь перепутали идиота с человеком, одно частное, а второе - общее, и надо самому быть идиотом чтобы писать такое, и культура может быть разной, где всё принимается, а где что-то, и если кто-то занимается самоедством, то это проблема не техники или экономики, а свободы, и выбора, и когда идиоту приходится "выбирать", и что культивируется при либерал-фашизме, то и не такое ещё выбирается. "В свете постмодернистской теории кажется, будто бы человек вынужден постоянно заново открывать самого себя." - "открывать самого себя" невозможно, на что требуется и ресурс шизоидного Тела, что "поглощает", и не все же идиоты, или творческие натуры, это и воспитанием обретается, а не умом только. "Это неуверенная жизнь, в которой человек не может больше полагаться на проверенные координаты модерна: нет центрального субъекта, нет центра жизни, нет никакой предписанной цели, нет твердого исходного пункта." - это всё про шизоида, но это не универсальный тип, а скорее частный случай идиота. "«Человек» исчезает в постмодерне. Поэтому постмодернистская теория постулировала «смерть субъекта». В постмодернистском дискурсе человек предстает флексибилизированным, шизофреничным, нормированным, недисциплинированным, децентрированным, подверженным случайностям так же, как вожделениям и желаниям." - а был ли "человек", видимо смещение смыслов тут происходит, в реальности не человек действует, а бесполое Тела, а человек в "себе" остаётся, первое не субъект, а второе - пустота. Реальность не имеет субъекта, система уже может иметь его в праве, где равные действующие имеются. "Деррида критикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее." - здесь Деррида и подтверждает вышесказанное, что "человек" не существует, и если настоящего нет, и которое с наличием субъекта может явиться только, а иначе как объяснить что цивилизация в содом скатывается, и религия сдерживала порыв, то ненадолго. "Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования — философствование без субъекта." - философы и поддержали общий тренд, и если идей нет, куда двигаться, и зачем, в толпе лучше перебдеть. "Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской — в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере." - Лиотар и поумнее вроде бы, но и либерал до мозга костей, и также несёт явный бред, про практики и выбор, конфигурации и познание, но важно, и какие-бы ни были мыслители, но и они поставили серьёзные вопросы следующим поколениям.

 

Понятие «постмодерн» (post — после) с восьмидесятых годов XX века прочно вошло не только в университетский, но и в повседневный лексикон. Условно можно сказать, что термин «постмодерн» используется для обозначения как специфики культуры второй половины XX в., так и философской мысли, представленной именами Жоржа Батая (1897 — 1962), Жака Лакана (1901 — 1981), Жака-Франсуа Лиотара (1924 — 1998), Жиля Делёза (1925 — 1995), Жана Бодрийяра (1929 — 2007), Феликса Гваттари (1930 — 1992), Жака Деррида (1930 — 2004), Юлии Кристевой (род. в 1941) и других. Однако дать точное определение данного понятия затрудняются даже сами теоретики постмодерна.

Постмодерн — это особый тип мировоззрения, в котором:

главными ценностями провозглашены свобода во всем, спонтанность и желания человека, его игровое начало;

присутствует критическое отношение к современности, радикальный плюрализм в оценке современной культуры и общества.

Основные принципы постмодерна:

объективная сущность — иллюзия;

истина неоднозначна, множественна;

обретение знания — это бесконечный процесс пересмотра словаря;

действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков;

человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п.

В постмодернистской философии часто выделяется четыре основные темы:

агностическая — ни одно значение не существует вне языка, поэтому истина представляет собою лингвистический феномен; знание есть набор словесных конструкций различных групп людей, которые преследуют свои интересы;

прагматическая — интеллектуальная продукция осуществляется в практической деятельности; критерием является успех, достижение задуманного;

эклектическая — сознательная установка на эклектизм, выбор самых различных средств, их смешивание и комбинация для достижения цели, принцип смешения стилей;

анархо-демократическая — знание распределено среди определенных групп людей, вовлеченных в языковые игры, которые нужны для организации власти, насилия над человеком, его сознанием и поведением.

Главная задача постмодернистов — сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний.

Уже в середине ХХ века западные исследователи заявляют об «устарелости человека», а следовательно и человеческих экзистенциалов, важнейшим из которых является любовь. В лагерях уничтожения индивид аннулируется, человек превращается в экземпляр. В этой связи, подчеркивая возрастающую роль компьютерной техники, один из главных теоретиков постмодерна Жак-Франсуа Лиотар в конце семидесятых годов ХХ века в работе «Состояние постмодерна» отмечает: «Банки данных являются энциклопедией завтрашнего дня. Они превышают способности каждого пользователя и по своей «природе» принадлежат человеку постмодерна» (Лиотар Ж.-Ф., 1998. С. 125). Философы постмодерна констатируют: техника вытесняет человека. Экономические отношения производства и сферы услуг овеществляют человека и редуцируют его возможности за счет инструментальных процессов и технических возможностей.

В свете постмодернистской теории кажется, будто бы человек вынужден постоянно заново открывать самого себя. Если проект модернистского человека состоял в единстве жизни, направленной на развитие самосознания и личности, то биография человека постмодерна характеризуется разломами, новыми начинаниями и изменчивостями. Это неуверенная жизнь, в которой человек не может больше полагаться на проверенные координаты модерна: нет центрального субъекта, нет центра жизни, нет никакой предписанной цели, нет твердого исходного пункта.

Постмодернисты отрицают возможность рационально обосновать смысл жизни, человеческого общества, морали, поэтому считают, что нужно жить только настоящим, не заботясь, ни о прошлом, ни о будущем. Постмодернизм стремится обеспечить возможность жизни в непрестанно меняющейся ситуации». Таким образом, сам человек больше не находится в центре своих поступков. Вместо этого постмодернистские теоретики говорят о «децентрированном субъекте».

«Человек» исчезает в постмодерне. Поэтому постмодернистская теория постулировала «смерть субъекта». В постмодернистском дискурсе человек предстает флексибилизированным, шизофреничным, нормированным, недисциплинированным, децентрированным, подверженным случайностям так же, как вожделениям и желаниям.

Помимо указанных, к числу важнейших методологических принципов постмодернистского дискурса, на наш взгляд, следует отнести следующие:

философия постмодерна в целом нацелена на плюрализацию сингулярных ключевых концептов модерна: вместо одной истины, одного разума, одной эстетики и т.д. постмодерн выступает за множество истин, множественность проявлений разума, множество видов эстетики и т.д.;

постмодерн постулирует философию разложения надежности модерна: сомневается в действительности материального мира в последней инстанции. Напротив действительность появляется в постмодерне как простая медиальная симуляция и виртуальная реальность (Ж. Бодрийяр);

философствование после модерна и для постмодерна есть философия после конца доктрин (т.е. коммунизма, демократии, капитализма), после смерти субъекта и под знаком тотальной потери смысла и разрушения значения вплоть до случайности (Ж.-Ф. Лиотар), философствование после философии — отчего философские тексты могут равноценно читаться с другим текстами или контекстами (Ж. Деррида).

Основными принципами философии постмодерна можно назвать:

признание права личности на инаковость;

актуализация первичности сингулярного, уникального над универсальным;

отказ от «монологизма» и «нарративности», сциентистской рациональности и логоцентризма, тотального рационализма;

актуализация сосуществования и взаимодействия различных культур и жизненных стилей;

артикуляция интенциональности сознания;

отказ от категоричного требования равноправия в пользу стратегии равенства, нацеленной на признание различий.

Там, где модерн подчеркивал неизбежный конфликт, постмодернизм видит нерешенные проблемы, пытаясь найти выход из сложившейся конфликтной ситуации. В постмодерне социальная связь предстает как состоящая из множества языковых игр, подчиняющихся различным правилам. «Текстуализация» мира приводит к восстанию голоса Другого в противовес авторитарному голосу, захватывающему всю власть. Появляется возможность стать участником интерпретативных игр, предлагающих неожиданные и оригинальные движения. Для постмодерна характерно стремление искать другие психические пласты, принадлежащие сфере бессознательного. Постмодерн не ставит перед собой целью тотальное отрицание ценностей. Главная цель — переосмысление, деконструкция, переоценка, замена знаков «плюс» на «минус» и наоборот. Личность анализируется в коммуникации, в интерсубъективности, а различные культуры — в системе равноправного диалога. Постмодерн меняет парадигму критического мышления современной науки, он воспринимается как способ нового восприятия мира, как менталитет новой культурной эпохи.

Представители постмодернизма

Одним из первых мыслителей философии постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар.

В своей книге «Состояние постмодерна» (1979) он разъясняет феномен постмодерна как культурологический в целом, как своего рода реакцию на универсалистское видение мира в модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве и т.д.

Лиотар считает, что отличие постмодернистской философии от марксистской — в утверждении идеи выбора из нескольких альтернатив, которые представляются не столько в познанном, сколько в исторической конфигурации жизненных практик, в социальной сфере.

Постмодернизм представлен современными:

постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр);

прагматизмом (Р. Рорти).

Американский философ Ричард Рорти выдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества.

В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Для него социум — общение людей, а главное в нем — интересы личности, «собеседника».

Постмодернист, французский философ Жак Деррида — один из ярчайших представителей современного постструктурализма.

Деррида критикует понимание бытия как присутствия. Он считает, что живого настоящего как такового не существует: оно распадается на прошлое и будущее.

Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования — философствование без субъекта.

Постмодернизм — это реакция на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества.

Постмодернизм предлагает перейти на гуманитаризацию, антропологизацию философского знания.

https://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya.. Постмодернизм в философии