почему испортилась альтернатива?

Аватар пользователя pkaravdin
Систематизация и связи
История философии

Почему «испортилась» альтернатива

 

Люди всегда что-то выби­рают. Выбор бывает двух ти­пов: двухвариантный и мно­говариантный. При двухвариантном выборе выбирать приходится из двух противо­положностей. Например, же­ниться или не жениться. Что бы человек не делал - всего две возможности. Третьего не дано. Двухвариантный вы­бор БСЭ называла альтерна­тивным или просто альтерна­тивой. При многовариантном выборе производится выбор из длинного или короткого,  ряда предметов (не противо­положностей). Например, тот человек, который сделал вы­бор в пользу женитьбы, жену может выбрать из несколь­ких кандидатов.

Древние философы согла­сились, что все в мире, в ко­нечном счете, состоит из еди­ной субстанции, из единого самого простого вещества, из материи. Но все в мире — материя или все же есть ее отсутствие (пустота)? Аристо­тель в своей «Физике» дока­зывал невозможность пусто­ты. Наиболее существенным доводом является следу­ющий: «... никто не сможет сказать, почему тело, приве­денное в движение, где-ни­будь остановится, ибо поче­му оно скорее остановится здесь, а не там? Следовате­льно, ему необходимо или покоиться, или двигаться до бесконечности...»     (Аристотель, соч., т. 3, стр. 139, М., 1981 г.). Аристотель нахо­дится в плену представле­ния, что Земля находится в центре сферической Все­ленной, и чтобы остаться в центре, Земной шар должен быть окружен какой-то мате­риальной, сопротивляющей­ся средой — эфиром. После Коперника, лишившего Зем­лю неподвижности, Галилею и Ньютону оставалось только понять, что планеты и кометы движутся не в эфире, а в пу­стоте, которая не оказывает сопротивления их движению, поэтому они и сохраняют ор­биты «постоянного рода и по­ложения». После этого са­мый сильный аргумент Ари­стотеля против пустоты пре­вратился в самый важный до­вод в пользу пустоты (закон инерции). Но Ньютон неско­лько опоздал. На основе Ари­стотелевой физики Гюйгенс уже разработал волновую те­орию света, согласно кото­рой колебания (волны) эфи­ра и вызывают оптические явления. Но раз нет эфира, то нет и волновой теории света. Ньютон разработал единст­венно возможную для «пу­стотной», безэфирной Все­ленной корпускулярную тео­рию света, но не смог довести ее до надлежащего заверше­ния. Это привело к тому, что в 1818 г. Парижская АН с подачи Френеля возродила несовместимую с Ньютоном волновую теорию света. В физике существовал аль­тернативный выбор: или есть пустота, или ее нет, т.е. или корпускулярная теория, или волновая. Вместо единствен­но возможного выбора по ти­пу «или-или» был явочным порядком произведен аб­сурдный выбор типа «и-и»,— и волновая теория, и корпус­кулярная. Физики не поняли, что для механики Ньютона и корпускулярной теории требуется пустое пространст­во, а для волновой теории света— пространство, запо­лненное материальной сре­дой. Если пространство не может быть одновременно и пустым, и заполненным, то не могут быть истинными две противоположных теории — волновая и корпускуляр­ная. Это понимал даже Эйн­штейн, категорически не при­знававший  двойственность света. Женщина, получившая предложение, может отве­тить только да или нет и ниче­го третьего. Иногда, правда, женщина пытается отложить ответ и отвечает уклончиво: «И да, и нет» (ни да, ни нет). Но двойственный ответ, как нетрудно понять, не ответ, только оттяжка ответа. Физи­ки поступили подобно уклон­чивой женщине. Вместо чет­кого выбора одной из двух теорий, они говорят двойст­венно: «Свет — и волна, и ко­рпускула».      Элементарную логическую ошибку, совер­шенную в 1818 году, принима­ют за революцию в физике. Это послужило поводом для следующего заявления: «...в современной физике длился вековой спор о том, что есть свет — волна или поток ча­стиц?.. Ответ природы ока­зался парадоксальным: вер­но третье! Вы имеете дело с волно-частицами. Ошибоч­на, как видим, может быть сама   альтернатива «или-или». (Новый мир, № 12, 1979 г., стр. 210). Здесь тот самый случай, когда об­виняют зеркало в дефектах своей внешности. Как может быть верным третье, когда третьего нет в принципе, ког­да альтернативой называет­ся выбор из двух и только двух взаимоисключающих возможностей. По определе­нию альтернативы не может быть третьего. Возможно, эта или другая аналогичная цитата повлияла на главного редактора Советской энцик­лопедии академика A.M. Прохорова. Во всяком слу­чае, после выхода в свет БСЭ (1970 г.), давшей правильное определение альтернативы, вышли три издания Советс­кого энциклопедического словаря, в которых альтер­нативой называется много­вариантный выбор (из двух или нескольких возможно­стей). В 1988 году вышло 4-е издание словаря, в котором появилось новое определе­ние. Альтернативой называ­ется уже выбор из двух или нескольких взаимоисключа­ющих возможностей (проти­воположностей). Но взаимо­исключающих возможностей всегда бывает только две.

Павел Каравдин, по газете «За доблестный труд» 25.01.1990 г.

Комментарии

Аватар пользователя Дилетант

Выбор бывает двух ти­пов: двухвариантный и мно­говариантный. 

Ну, есть ещё вариант - не выбирать. Таким образом выбор можно свести минимум к трём вариантам: одно, другое, и никакое из этих двух.

Но прежде чем сделать выбор, надо различить. Формально я могу начать различать, а могу и не начать различать. Дано ли здесь третье?
Либо я активен, либо нет. Либо моя активность во мне есть, но "я" её не проявляю, держу в себе.

Если я не начну различать, то дальше можно не говорить - не о чем. 

Как Вы видите: есть отличие материи от субстанции, или это одно и то же? 
На мой взгляд, это разные проявления одного и того же. Субстанция сама-по-себе не проявлена никак, кроме как в моём представлении. Движущаяся субстанция представляет собой материю. 
Таким образом, я у себя в уме различаю субстанцию и всё остальное - проявления субстанции. Но это различение "я" связываю третьим - моим отношением. Не чьим-то, а именно моим. 
Но кроме того, в своём же уме я строю отпечаток ОТРИЦАНИЯ субстанции - МЕСТО субстанции, и соединяю опять же своим отношением. Место субстанции - это её отсутствие, РАЗРЫВ. Математикам это знакомо.
Но могу ли я представить альтернативу МЕСТУ, РАЗРЫВУ? Или я должен остановиться, и идти в обратном порядке, потому что альтернативой разрыву является непрерывность субстанции?

Аватар пользователя Доген

ХО! нн выбор это тоже выбор, так что всегда выбор ))) из одного, двух и нескольких, но всегда выбираем один и пару тройку про запас ...

Аватар пользователя Карагандинец

А про Союзе на выборах выбирали из одного. Но выбирали. Но одного. Или не выбирали, или игнорировали выборы. Но всё равно это был выбор.

Аватар пользователя Доген

ну а сейчас их несколько (кандидатов-партий) а что толку? вс1 одно - выбираю одного-одну ...

Аватар пользователя Карагандинец

Нет, выбор из одного - прикольнее.smiley

Аватар пользователя Доген

а ешё прикольнее - когда один кандидат, а я ставлю против всех

Аватар пользователя Карагандинец

А где там было ставить? С обратной стороны написать?smiley

Аватар пользователя Доген

можно и на лицевой, да и на торцах )))

Аватар пользователя pkaravdin

Опять два варианта: не выбирать (ничего не делать) или действовать, делать выбор. 

Аватар пользователя Доген

ничего не делать это своебразное действие. да периодически жизнь ставит нас перед выбором ... остается выбрать-сделать и забыть или отпустить поводья ума и будь что будет типа случайности иль божьего промысла ...

Аватар пользователя pkaravdin

Женщина, получившая предложение, может отве­тить только да или нет и ниче­го третьего. Иногда, правда, женщина пытается отложить ответ и отвечает уклончиво: «И да, и нет» (ни да, ни нет). Но двойственный ответ, как нетрудно понять, не ответ, только оттяжка ответа. Физи­ки поступили подобно уклон­чивой женщине. Вместо чет­кого выбора одной из двух теорий, они говорят двойст­венно: «Свет — и волна, и ко­рпускула».      Элементарную логическую ошибку, совер­шенную в 1818 году, принима­ют за революцию в физике.

Аватар пользователя Полина

Физики не поняли, что для механики Ньютона и корпускулярной теории требуется пустое пространст­во, а для волновой теории света— пространство, запо­лненное материальной сре­дой.

Не знаю как физикам, но мне уже давно уже понятно, что дифракция объясняется отражением от молекул воздуха (в опыте со щелями, через которые пропускают фотоны)

 

 

 

Аватар пользователя asmaturus

pkaravdin, 27 Август, 2014 - 07:19

Почему «испортилась» альтернатива 

Как я понимаю, Свет должен распространяться в чем-то. В чем? Допустим, понятное дело, что в Пространстве. Но что такое Пространство? Понятное дело, что это некая космическая Среда, сопротивление которой преодолевает Свет. Стало быть, весь вопрос теперь в том, что являет ту среду, которую преодолевает Свет? Может лучше спросить - какую Среду преодолевают частицы (корпускулы) Света?  Одни говорят - Эфир, другие - Пустоту, или Вакуум, третьи Теплород и пр.. Но почему-то никто из физиков не видит ... истины, что Свет преодолевает Тьму. Космическую Тьму. Стало быть, Тьма и есть та Первая Среда, которую преодолевает Свет, в противном случае исчезает сам смысл бытия Света...

Отсюда и вывод: Свет распространяется своими фотонами в Среде, оттого и возникает эффект Волны. Значит, Космос не есть Вакуум или Пустота, или ещё что-то, или вообще Ничего, но это есть Тьма, против которой и выступает Свет. И делает он это постоянно с одной-единственной целью, чтобы та постоянно разрешалась ... Цветом. Если посмеяться, то Свет - это Петух, который бегает за курицами с одной единственной целью, - удовлетворить свою похоть, а заодно и - если повезет с курицей - размножиться через Яйцо. Но точно так же и мужчина смотрит на женщину ... "вожделенными глазами", внутри уже "обладая ею". Вот и бандеровские профашисты, занимая села Новороссии,  первым делом начинают "охоту на девушек" - матерей и дочерей. Правда, мотивация и цели здесь уже другие ... дикие, как и подобает фашистам, нацистам, бандеровцам и прочим борцам за "чистоту расы"...

Какая там может быть "альтернатива" в ответ со стороны ополченцев? Скорее всего, адекватная, типа "в плен не брать!"...

Свет вечно борется с Тьмой, и потому, "Покой нам только снится..."

"И только тот достоин Жизни и Свободы, Кто каждый день идет за них на Бой!" (Гёте)...

И потому смею утверждать, что для Человека ХХI века именно Цвет - ОСНОВА и Жизни и Свободы. Что не поняв природы цвета, Человек никогда не познает ни самого себя, ни жизни, ни свободы... Ибо ЦВЕТ - это наше ВСЁ! Весь смысл Жизни - в НЁМ!

         

Вот Каббала о том же:

                         

Можно цвета свести в таблицу:

          

Как видим к СЕМИ цветам радуги, кроме белого и черного, добавлен ещё и коричневый цвет. Что это значит? Кто-нибудь может сказать для чего это сделано?..

Люди добрые, помогите-е-е... 

ВложениеРазмер
image004.jpg 21.22 КБ
11.jpg 28.61 КБ
Аватар пользователя Фристайл

Но взаимо­исключающих возможностей всегда бывает только две.

Раз пошла такая пьянка, выскажусь и я в рамках дихотомической альтернативы: испортилась вовсе  не альтернатива, а неадекватна реальности голова, выдумавшая на ровном месте проблему. В объективной реальности никакой альтернативы вообще не существует, альтернатива - способ мышления, которому реальность никоим образом не обязана соответствовать. Такой подход - тривиальная и повально распространенная детская ошибка философов, запершихся от реальности для размышлизмов даже не в башне из слоновой кости, а в деревенском нужнике, и полагающих, что раз им в голову пришел какой-то философизм, то мир именно таков. Остается только сообщить горе-философам, что мир непостижимо шире и сложнее их нужника,  и ни одна их сортирная теория никогда не будет истинной, то есть изоморфно соответствующей объективной реальности,  поскольку человеческий интеллект объективно неспособен осознать все многообразие мира в его единстве, а потому вполне разумно дробит это единство на поддающиеся осмыслению и искусственно выделенные фрагменты. Но по факту мир  не фрагментарен, фрагментарно лишь его человеческое восприятие. Отсюда, не тот философ, кто заперся от мира в нужнике и выдумывает там сортирные философизмы, а тот, кто отдает себе ясный отчет в заведомой неполноте и неадекватности собственного восприятия мира: я знаю, что ничего не знаю, но тем самым я на это знание превосхожу того, кто полагает про себя иное.

Аватар пользователя Ян Ботер

Фристайл пишет:

Но по факту мир  не фрагментарен, фрагментарно лишь его человеческое восприятие.

 Что же вы останавливаетесь на полпути, Фристайл, и повторяете избитые философские предрассудки? Восприятие тоже целостно, фрагментарна интерпретация данных, которые оно поставляет сознанию. Вы очень правильно сказали: "...человеческий интеллект объективно неспособен осознать все многообразие мира в его единстве, а потому вполне разумно дробит это единство на поддающиеся осмыслению и искусственно выделенные фрагменты." Воспринимает органами ощущений (чувств), а дробит на фрагменты разумом с помощью понятий. Как ни странно, такой подход, хоть и не нов, не имеет распространения, потому что радикально противостоит устоявшейся философской традиции, которая сильна и на форуме. Но, если вы хотите эту традицию переломить, постарайтесь выбирать аргументы покорректней и поубедительней, чем ассоциации с сортиром. Такое впечатление, что вы сами из сортира не вылезаете.

Аватар пользователя Владимир_Филоверум

А по мне так, если человек пишет "...человеческий интеллект объективно неспособен осознать все многообразие мира в его единстве...", то этот человек объективно не имеет права выступать на философском ресурсе и писать комментарии, ибо он сам признался, что его интеллект неспособен мыслить вообще. Фрагментарные мысли о мире всегда ошибочны, и мысль фрагментарного мыслителя об объективной неспособности интеллекта о чем-то мыслить - это ошибка.

Аватар пользователя Владимир_Филоверум

---" Но взаимо­исключающих возможностей всегда бывает только две."---

Ребята, ну вы хоть немного думайте, когда пишете. Или сказки что ли читайте.

1. Направо пойдешь...

2. Налево пойдешь...

3. Прямо пойдешь...

Если пошел налево, то право и прямо исключаются.